REFERENCES
4. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (2004), How to prepare champions, Physical culture and sport, Moscow.
5. Saveleva, L.A. and Botova L.N. (2017), "Analysis of the women's vault apparatus finals (based on the example of the European Championships 2015)", Materials V of the All-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students, In 3 volumes. (April 20, 2017) In 3 vol, Kazan., vol. 2, pp. 650-655.
6. 2017-2020 Code of points. Women's artistic gymnastics, available at: www.fig-gymnas-tics.com/site/rules/disciplines/art.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 796.011.3
ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДЛЯ СОЛДАТ, СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ ВОЙСК
Михаил Николаевич Савин, кандидат педагогических наук, Московское высшее общевойсковое командное училище, Москва, Валентин Иванович Авраменко, соискатель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что в настоящий момент все процессы, которые протекают в различных сферах жизни нашего общества, предъявляют все новые, более высокие требования к выпускникам, обучающихся по программам военной подготовки в вузах. При этом наблюдается недостаточное соответствие физической подготовленности студентов, изъявившим желание проходить военную службу, особенностям военно-профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали, что физическая подготовка студентов полностью оторвана от специфики возможной будущей профессиональной деятельности выпускников.
Ключевые слова: требования к физической подготовленности, студенты, солдаты и сержанты запаса автомобильных и дорожных войск, особенности военно-профессиональной деятельности.
REQUIREMENTS TO PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS ACCORDING TO PROGRAMS FOR SOLDIERS, SERGEANTS OF THE STOCK OF AUTOMOBILE
AND ROAD TROOPS
Mikhail Nikolaevich Savin, the candidate of pedagogical sciences, Moscow Highest General Command School, Moscow, Valentin Ivanovich Avramenko, the competitor, General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support, St. Petersburg
Annotation
It is established that at the moment all processes, which proceed in different spheres of life of our society impose new, more tough requirements to the graduates, studying according to the programs of military preparation in higher education institutions. At the same time, it is observed the insufficient compliance of physical fitness of the students, shown willingness to pass the military service, to the features of military professional activity. The conducted researches showed that physical training of the students is torn completely off from the specifics of the possible future professional activity of the graduates.
Keywords: requirements to physical fitness, students, soldiers and sergeants of a stock of automobile and road troops, features of military professional activity.
В настоящий момент все процессы, которые протекают в различных сферах жизни нашего общества, предъявляют все новые, более высокие требования к выпускникам, обучающихся по программам военной подготовки в вузах [6]. При этом наблюдается недостаточное соответствие физической подготовленности студентов, изъявившим желание проходить военную службу, особенностям военно-профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют отзывы с мест службы тех выпускников, которые изъявили желание проходить военную службу. Наряду с этим, вся поступающая информация содержит разрозненный и довольно противоречивый характер. Она не позволяет принимать конкретные меры для повышения качества обучения и воспитания студентов не только по профилирующим дисциплинам, но и по физической культуре [2, 5].
Для получения необходимых для нас объективных данных касающихся уровня профессиональной и физической подготовленности выпускников, изъявивших желание проходить военную службу, нами были проанализированы результаты анкетирования 110 молодых специалистов и 25 командиров воинских частей. Всего в анкетировании приняло участие боле 130 человек. В итоге проведения анкетирования было установлено следующее:
• 28,7% опрошенных нами выпускников отметили, что уровень их профессиональной и физической подготовленности не обеспечивает эффективного выполнения ими учебно-боевых задач.
• С момента самостоятельной служебной деятельности в качестве основных трудностей 13,6% выпускников отнесли отсутствие какого-либо практического опыта; 9,1% - нетвердые методические навыки; 7,3% - неумение правильно применять полученные знания на практике; 2,2% - недостаточное умение общаться с личным составом и командирами.
Проведенное анкетирование командиров подразделений показало, что лишь 42% из них считают профессиональную и физическую подготовленность выпускников достаточной для выполнения учебно-боевых задач.
В качестве основных недостатков при вхождении молодых специалистов в должность 21,4% их командиров, связывают с отсутствием практических навыков в работе; 17,6% - с недостаточным уровнем развития методических навыков; 11,4% - с наличием недостаточно нетвердых военно-прикладных навыков; 10,7% - с низким уровнем развития специальных физических качеств; 8,3% - с отсутствием навыков в работе с подчиненными; 8,7% - отмечают боязнь принятия самостоятельных решений в сложной обстановке, 6,7% - неумение решать несколько служебных задач одновременно; 4,4% - отрицательные черты характера; 3,6% - отмечают непрочные навыки по обслуживанию машин.
В целом, 46,5% экспертов отметили работу выпускников с оценкой «хорошо», 51,5% - «удовлетворительно» и только 2% - «неудовлетворительно». Около 20% экспертов считают, что у выпускников, оцениваемых ими, нет перспективы продвижения по службе.
Результаты проведенного опроса специалистов свидетельствуют о том, что у значительной части выпускников уровень специальной физической подготовленности недостаточно отвечает требованиям, которые предъявляет к ним специфика военно-профессиональной деятельности.
В интересах решения этой задачи исследования существенный интерес представляло изучение зависимости успешности успеваемости студентов по отдельным учебным дисциплинам программы обучения с уровнем физической подготовленности и развития у них наиболее значимых физических качеств. Для этого нами было проведено исследование с привлечением студентов, обучающихся по программе военной подготовки по военно-учетным специальностям автомобильных и дорожных войск в количестве 40 человек. Все исследуемые были разделены нами на три группы в зависимости от уровня их физической подготовленности «лучшие», «средние» и «худшие» численностью по 10 человек в каждой. Десять случайных результатов нами были исключены из общей совокупности выборки. Результаты исследования взаимосвязи успеваемости студентов по учебным дисциплинам программы обучения в зависимости от уровня их физической
подготовленности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты взаимосвязи успеваемости студентов с уровнем их физической подготовленности_
Учебная дисциплина программы обучения Группа, х±т
Лучшие Средние Худшие
Иностранный язык 4,1±0,16 4,0±0,17 3,8±0,13
Военное право 3,9±0,12 3,8±0,12 3,4±0,12
Военная история 3,5±0,14 3,4±0,11 3,2±0,14
Общевоинские уставы 3,6±0,13 3,5±0,14 3,3±0,13
Огневая подготовка 3,8±0,15 3,6±0,14 3,4±0,12
Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники 4,3±0,17 4,1±0,16 3,7±0,14
Вождение машин 4,2±0,15 4,1±0,14 3,6±0,13
Эксплуатация машин 4,3±0,16 4,3±0,12 3,3±0,14
В ходе исследования было установлено, что система подготовки специалистов, слишком перегружена теоретическими занятиями по различным дисциплинам и характеризуется оторванностью от реальных условий осуществления деятельности будущих специалистов. Установлено, что учебный процесс по военно-учетным специальностям автомобильных и дорожных войск направлен, преимущественно, на повышение теоретической подготовленности. Его основным недостатком является слабая связь между смежными дисциплинами и физической культурой, не позволяющая комплексно формировать у студентов профессиональные умения и навыки.
Физическая подготовка является наиболее эффективным средством для формирования профессиональной подготовленности к выполнению учебно-боевых задач [1-9]. В ходе занятий по физической подготовке выполняются физические упражнения, которые направлены не только на совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости), но и на выполнение военно-профессиональных двигательных действий [1-9].
В результате обобщения результатов анкетирования нами было установлено, что для военнослужащих автомобильных и дорожных войск физическая готовность к действиям, как в условиях повседневной деятельности, так и в экстремальных боевых условиях является наиболее главным фактором успешности их профессиональной деятельности.
Для уточнения особенностей профессиональной деятельности военнослужащих автомобильных и дорожных войск, нами было проведено изучение их учебно-боевой деятельности. Результаты проведенного опроса позволили установить, что 76% опрашиваемых респондентов высказали заметную физическую усталость в конце рабочего дня и недостаточную восстанавливаемость своей работоспособности к началу следующего дня. И лишь 24% чувствовали незначительную усталость в конце рабочего дня и полностью восстанавливались к началу следующего рабочего дня.
Результаты наших исследований свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития специальных физических качеств у выпускников, обучающихся по программе военной подготовки специалистов автомобильных и дорожных войск.
С целью определения степени значимости различных физических качеств, для эффективного выполнения учебно-боевых задач, нами было проведено анкетирование специалистов, имеющих непосредственное отношение к процессу физической культуры, стаж работы которых составил более пяти лет, а также преподавателей кафедр физической культуры других вузов. Всего в анкетировании приняло участие 45 человек.
Анализ полученных результатов анкетирования свидетельствует о том, что наиболее важным физическим качеством для выполнения учебно-боевых задач, стоящих перед военнослужащими автомобильных и дорожных войск, является «выносливость». Оценка ее значимости составила 4,63 балла по 5-балльной шкале. Несколько меньшим средним баллом были оценены респондентами «сила» и «силовая выносливость» (4,00 балла).
Оценка «двигательно-координационных способностей» составила 3,88 балла. Примерно на таком же уровне было оценено физическое качество «быстрота» - 3,78 балла. Значительно ниже уровень, по оценкам респондентов, физического качества «гибкость», что выразилось в 2,44 балла.
При определении значимости средств развития выносливости, этими же респондентами было отмечено наиболее эффективным применение равномерного бега на 3000-5000 м (при ЧСС 140-160 ударов в минуту). Оценка здесь составила 4,44 балла по 5-балльной шкале. Бег по глубокому снегу (при ЧСС 165-180 ударов в минуту) оценен в 4,31 балла; двусторонняя игра в баскетбол, футбол, регби до 45 минут - 3,69 балла.
Для развития силовых и скоростно-силовых качеств эксперты выделяют, в первую очередь, жим гири 16-24 кг в максимальном темпе (4,13 балла). Значительная роль отводится упражнениям в приседании с отягощениями 50-80% веса от максимального индивидуального (3,65 балла), спаррингу в борьбе с более тяжелым соперником до явного утомления (3,28 балла), подтягиванию на высокой перекладине максимальное количество раз (2,82 раза).
Следует отметить, что для развития двигательно-координационных способностей наибольшее значение респондентами уделено применению спортивных игр: баскетбол, регби, футбол, проводимых как на ограниченной площадке, так и с увеличенным количеством игроков (4,54 балла).
Для развития быстроты высока значимость применения спортивных игр (4,30 балла) и челночного бега (3,54 балла).
Таким образом, проведенный опрос показал, что для выпускников наиболее важными являются следующие качества: общая и силовая выносливость, сила, быстрота мышления и эмоциональная устойчивость.
ВЫВОДЫ
1. Результаты проведенного опроса специалистов свидетельствуют о том, что у значительной части выпускников уровень специальной физической подготовленности недостаточно отвечает требованиям, которые предъявляет к ним специфика военно-профессиональной деятельности.
2. Установлена необходимость преимущественного использования упражнений аэробного характера для развития общей выносливости, а также специальных средств, для развития силы и силовой выносливости. Эти физические качества, по мнению специалистов, будут способствовать эффективному выполнению учебно-боевых задач.
3. Проведенные исследования показали, что физическая подготовка студентов полностью оторвана от специфики возможной будущей профессиональной деятельности выпускников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев, В.В. Факторы, определяющие спортивную специализацию лыжников-гонщиков / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 40-41.
2. Бакаев, В.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности /
B.В. Бакаев, А.Э. Болотин, С.С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. -
C. 6-8.
3. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
4. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.
5. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.
6. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.
7. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2 - С. 32-34.
8. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-172.
9. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 7. - С. 97-99.
REFERENCES
1. Bakayev, V.V., Bolotin, A. E. and Vasilyeva V.S. (2015), "The factors defining sports specialization of skiers-racers", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 40-41.
2. Bakayev, V.V., Bolotin, A.E. and Aganov S.S. (2016), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of physical training of future rescuers to actions in the conditions of the mountain area", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 6-8.
3. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.
4. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.
5. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
6. Caravan, A.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 5-7.
7. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 3234.
8. Taymazov, V. A., Bolotin, A. E., Tsvetkov, S.A., and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-172.
9. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2018