Педагогические науки
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДЛЯ СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ ВОЙСК
Валентин Иванович Авраменко, соискатель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева; Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Светлана Васильевна Григорьева, кандидат педагогических наук, Николай Федорович Филатов, преподаватель, Максим Сергеевич Семоненко, преподаватель, Артём Алексеевич Бессонов, преподаватель, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, Череповец
Аннотация
Проведенные исследования свидетельствуют о низкой эффективности существующей программы по физической подготовке для студентов. Установлено, что большинство студентов становятся полноценными сержантами лишь спустя определенное время после прибытия их в воинские части. Ломка привычного стереотипа жизни, отрыв от семьи, нахождение в новом коллективе, повышенные физические и психические нагрузки, строгость воинского режима, необходимость безусловного подчинения командирам и выполнения других уставных требований приводят к тому, что первые недели, а то и месяцы службы значительная часть молодых воинов переносит довольно тяжело. У них отмечаются повышенная заболеваемость, нервные срывы, некоторое снижение памяти внимания, мыслительной деятельности, трудности в межличностном общении. Это негативно влияет на успешное овладение учебной программой, снижает качество подготовки специалистов в целом.
Ключевые слова: требования к физической подготовленности, студенты, сержанты запаса автомобильных и дорожных войск, особенности военно-профессиональной деятельности.
RESEARCH OF THE FUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL FITNESS OF THE STUDENTS STUDYING ACCORDING TO PROGRAMS FOR SERGEANTS OF THE STOCK OF AUTOMOBILE AND ROAD TROOPS
Valentin Ivanovich Avramenko, the competitor, General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support; Evgeny Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, Svetlana Vasilyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, Nikolay Fedorovich Filatov, the teacher, Maxim Sergeevich Semonenko, the teacher, Artyom Alekseevich Bes-sonov, the teacher, Cherepovets Highest Military Engineering College of Radio Electronics,
Cherepovets
Annotation
The conducted researches demonstrate low efficiency of the existing program for physical training for students. It is established that most of students become full-fledged sergeants only later certain time after their arrival in military units. Withdrawal pains of a habitual stereotype of life, an abruption from family, stay in new collective, to commanders and implementation of other authorized demands lead the raised exercise and mental stresses, severity of a military regimen, need of unconditional submission to the fact that the first weeks, and even months of service an appreciable part of young soldiers transfers quite hard. They note the raised case rate, nervous breakdowns, some depression of memory of attention, ideational activity, difficulty in interpersonal communication. It has negative effect on successful mastering the training program, reduces quality of training of experts in general.
Keywords: requirements to physical fitness, students, sergeants of a stock of automobile and road troops, features of military professional activity.
Накопленный опыт ведения вооружённой борьбы и подготовки войск к боевым действиям свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих является наиболее важной частью обучения и воспитания военнослужащих [1, 2].
В военное время исполнение личным составом автодорожных подразделений профессиональных обязанностей требует такого уровня физической подготовленности, и особенно выносливости, который обеспечил бы максимальное использование боевых свойств вооружения и техники, качественное выполнение профессиональных приемов и действий в течение длительного времени. От этого будет зависеть живучесть техники, потери личного состава и в целом выполнение боевых задач. Побеждает тот, кто поражает цель с первого выстрела, кто упреждает противника в действиях, кто максимально использует боевые свойства вооружения и техники, кто, не считаясь с усталостью, проявляет активность, ловкость и быстроту в действиях [1, 2].
В условиях реальных боевых действий часть боевой техники может выйти из строя, и в этом случае военнослужащие должны уметь действовать в пешем строю. При этом, при развертывании в боевой порядок, во время совершения маневра под огнем противника или при выдвижении на рубеж атаки, военнослужащие переносят наиболее максимальные по своей интенсивности нагрузки [1, 2]. При обходе в пешем порядке огневых точек противника военнослужащие должны преодолеть путь более 3 км для того, чтобы маневрировать вне зоны поражения огня стрелкового оружия. Интенсивность энергозатрат при этом составит около 500 ккал/час, а в зимнее время и того больше. Функциональные возможности организма военнослужащих после столь высоких нагрузок в ходе маневра должны обеспечить продолжение высокоактивных действий по уничтожению противника и выполнению поставленных задач, ради чего, собственно, и совершался маневр.
Содержание техники и вооружения в боевом состоянии в мирное время требует ежедневного обслуживания и включает: дозаправку горюче-смазочными материалами, очистку от грязи, проверку работы основных узлов, агрегатов, систем, устранение неисправностей и т.п. Всего на ежедневное техническое обслуживание в среднем затрачивается: до 1 часа - на автомобиль, до 4 - на танк, до 5 - на БМП, до 6,5 - на БТР. Энергозатраты личного состава при проведении таких работ составляют около 300 ккал/г, при этом обслуживание техники производится после напряженного дня боевой учебы. При действиях на технике наибольшую усталость испытывают механики-водители. На маршруте протяженностью 40 км и более они только по управлению движением танка осуществляют работу более 16000-20000 кг/м. Обслуживание техники требует от танкистов высокого уровня развития силы, силовой и скоростной выносливости, ловкости, а также твердых навыков коллективных действий.
Из вышеизложенного следует, что характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых военнослужащими в процессе боевой деятельности, в существенной степени сказывается на требованиях к развитию у них определенных физических и специальных качеств.
В структуре боеготовности военнослужащих первостепенное значение физического состояния вытекает из правильного понимания сущности личности человека, анализа различных физических качеств, для успешности ведения военнослужащими боевых действий. Как известно, личность человека является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой - условий, окружающих человека в течение всей жизни. Поэтому различные физические свойства и физическая организация людей являются важной частью личности человека. Из этого следует, что важную роль в структуре личности военнослужащих вместе с духовными качествами играют различные показатели их физического состояния. Это полностью относится и к боеготовности военнослужащих. Еще в прошлом веке было научно доказано значение физических данных для успешного выполнения различных боевых задач.
Таким образом, большое значение различных показателей физического состояния военнослужащих в структуре их готовности к боевой деятельности неоспоримо. Физическое развитие, функциональное состояние организма и физическая подготовленность военнослужащих положительно влияют на многие параметры боеспособности личного
состава, существенно сказываются на общей эффективности военно-профессиональной деятельности. Решая ответственную задачу подготовки высококвалифицированных специалистов на военных факультетах в различных гражданских вузах, образовательная организация добивается гармоничного развития всех качеств у студентов, определяющих его профессиональную готовность к исполнению обязанностей на должности в соответствии с его предназначением по военно-учетной специальности. Значительная роль в формировании личности студента, его готовности к будущей деятельности в войсках принадлежит физической подготовке. С целью определения эффективности программы по физической подготовке нами было проведено исследование функционального состояния и физической подготовленности студентов. Результаты этого исследования представлены в таблицах 1, 2. Таблица 1 - Показатели функционального состояния студентов, поступавших на обучение
№ п/п Показатели Ед. изм. Значение (х+т),
Исходный уровень В конце обучения
1 Гарвардский степ-тест баллы 88,78±1,81 89,13±1,78
2 Проба Штанге сек. 57,28±1,41 57,27±1,4
3 Проба Генчи сек. 30,88±1,27 31,16±1,26
4 ЧСС уд/мин. 74,92±1,4 75,23±1,38
Таблица 2 - Показатели физической подготовленности студентов, поступавших для обучения по программе подготовки, сержантов запаса (п=68)_
№ п/п Физические упражнения Ед. изм. Значение (х+т),
Исходный уровень В конце обучения
1 Подтягивание на перекладине кол-во раз 8,2±0,39 8,6±0,42
2 Бег на 100 м сек 14,1±0,12 14,2±0,15
3 Бег на 1 км сек 233,2±1,87 237,3±1,91
Практика показала, что большинство призывников становятся полноценными сержантами лишь спустя определенное время после прибытия их в воинские части. Ломка привычного стереотипа жизни, отрыв от семьи, нахождение в новом коллективе, повышенные физические и психические нагрузки, строгость воинского режима, необходимость безусловного подчинения командирам и выполнения других уставных требований приводят к тому, что первые недели, а то и месяцы службы значительная часть молодых воинов переносит довольно тяжело. У них отмечаются повышенная заболеваемость, нервные срывы, некоторое снижение памяти внимания, мыслительной деятельности, трудности в межличностном общении. Это негативно влияет на успешное овладение учебной программой, снижает качество подготовки специалистов и в целом отрицательно сказывается на боеспособности воинских подразделений.
Установлено, что у «лучших» по физической подготовленности новобранцев показатели физического развития (жизненная емкость легких, сила кисти и др.) обычно незначительно снижается лишь в первые, 2-3 недели службы, а затем начинают повышаться и ко второму месяцу службы уже превышают исходный уровень. Некоторое ухудшение функционального состояния организма просматривается лишь в течение первого месяца обучения. Самочувствие, активность, настроение изменяются незначительно. К концу первого месяца службы уровень физической подготовленности этих молодых воинов, как правило, соответствует исходным данным, в дальнейшем он начинает возрастать.
У «худших» происходят более выраженные изменения показателей физического состояния и более длительное возвращение их к исходному уровню. Они начинают расти лишь через 1,5-2 месяца после начала обучения. Из этого вытекает необходимость целенаправленного использования физической подготовки как средства ускорения адаптации студентов на первоначальном этапе воинской службы при их обучении по программе подготовки, сержантов запаса.
Вывод. Проведенные исследования свидетельствуют о низкой эффективности существующей программы по физической подготовке для студентов. Методически
грамотное применение соответствующих физических упражнений в начальный период обучения будет способствовать мобилизации защитных сил организма студентов, разрядке нервно-эмоционального напряжения, а также существенному повышению эффективность военно-профессионального обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.
2. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Petrenko, A.V. (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividings of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.
2. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2018
УДК 796.011.3
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ РУТ (МИИТ)
Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Анатольевич Муратов, старший преподаватель, Артур Юрьевич Савкин, старший преподаватель, Екатерина Викторовна Плеханова, ассистент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье излагаются основные характеристики системы управления обучением двигательным действиям студентов технического вуза. Представляется актуальной разработка обоснованного алгоритма управления обучения двигательным действиям, осуществления контроля и коррекции программ педагогического воздействия.
Ключевые слова: двигательные действия, ведущие системы, преподаватель, педагогическое управление обучением.
SYSTEM OF PEDAGOGICAL LEARNING MANAGEMENT MOTOR ACTIONS OF
STUDENTS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT) Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Anatolyevich Muratov, the senior teacher, Arthur Yuryevich Savkin, the senior teacher, Ekaterina Viktorovna Plekhanova, the assistant, Russian University of transport (MIIT), Moscow
Annotation
The article describes the main characteristics of the system of learning management motor actions of students of technical University. The development of a reasonable control algorithm for teaching motor actions, control and correction of pedagogical impact programs is considered relevant.