Таким образом, теоретическую модель можно считать определенным методологическим ориентиром при построении и реализации процесса формирования инженерной культуры курсантов в условиях военного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лымарев, В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Лымарев Виталий Николаевич. -Челябинск, 2015. - 19 с.
2. Червова, А.А. Модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии / А.А. Червова, О.А. Смирнова // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 44-45.
REFERENCES
1. Lymarev, V.N. (2015), Formation of the motive of military-professional activity among military cadets, dissertation, Chelyabinsk.
2. Chervova, A.A. and Smirnova, O.A. (2010), "Model of formation of engineering culture of future teachers of technology", Science and School, No 5, pp. 44-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2017
УДК 796.332.6
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СУДЕЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Алексей Владимирович Попов, соискатель, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург,
Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию структуры педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий. В качестве главных компонентов педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий авторы отмечают требования к физической подготовленности судей, а также цель и задачи их физической подготовки. В основе данной модели лежит формирование знаний, умений и навыков проведения самостоятельной физической тренировки с учетом закономерностей и принципов ее проведения, а также их отражение в индивидуальных заданиях судей по мини-футболу. В модели раскрыто основное содержание самостоятельной физической тренировки в ходе подготовки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий и результат тренировки - уровень физической готовности судей к обслуживанию игр.
Ключевые слова: педагогическая модель; судьи по мини-футболу; готовность к судейству; индивидуальные задания; самостоятельная физическая тренировка.
STRUCTURE OF PEDAGOGICAL MODEL OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING OF JUDGES IN MINI-FOOTBALL WITH USE OF INDIVIDUAL TASKS
Alexey Vladimirovich Popov, the competitor, The Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg, Vladislav Vladimirovich Bakayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great
Annotation
The article presents the results of researches of the authors on justification of the structure of pedagogical model of the independent physical training of the judges in five-a-side with use of the individual
tasks. As the main components of the pedagogical model of independent physical training of the judges in five-a-side with use of the individual tasks the authors note the requirements to physical fitness of judges, and also the purpose and problems of their physical training. Formation of knowledge, skills of holding the independent physical training taking into account the regularities and the principles of its carrying out, and also their reflection in the individual tasks of judges in five-a-side are the cornerstone of this model. In the model the main content of the independent physical training is disclosed during training of the judges in five-a-side with use of the individual tasks and result of training - the level of physical readiness of judges for service of games.
Keywords: pedagogical model, judges in five-a-side, readiness for refereeing, individual tasks, independent physical training.
Структура педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий имеет свои особенности. [1]. Изучение структуры педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий обусловливается возрастающими требованиями к их физической готовности. Правильно наметить направления улучшения физического состояния судей по мини-футболу поможет выработка четкого понимания структуры педагогической модели их самостоятельной физической тренировки, с использованием индивидуальных заданий.
Формирование физической готовности у судей по мини-футболу - это сложный, противоречивый процесс, связанный с их самостоятельной физической тренировкой. Педагогическая практика показывает, что данный процесс эффективен только тогда, когда опирается на современную теорию спортивной тренировки. Обоснование структуры педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий позволит выявить сущность данного тренировочного процесса. [1-3].
Исследования данного вопроса свидетельствуют, что структура педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий состоит из целого ряда компонентов. В качестве главных компонентов педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий можно отметить требования к физической подготовленности судей, а также цель и задачи их физической подготовки. В основе данной модели лежит формирование знаний, умений и навыков проведения самостоятельной физической тренировки с учетом закономерностей и принципов ее проведения, а также их отражение в индивидуальных заданиях судей по мини-футболу. В модели должно быть раскрыто основное содержание самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий, а также результат тренировки - уровень физической готовности судей к обслуживанию игр (рисунок).
Целью физической подготовки судей по мини-футболу должно быть развитие у них физических качеств, необходимых для эффективного судейства игр. Только тогда можно считать цели физической подготовки судей по мини-футболу достигнутыми. Для обеспечения физической готовности судей по мини-футболу следует использовать самостоятельную физическую тренировку. В свою очередь, для формирования навыков такой тренировки должны использоваться индивидуальные задания, которые учитывают уровень развития двигательных способностей судей по мини-футболу.
Формирование навыков самостоятельной физической тренировки у судей по мини-футболу должно осуществляться последовательно, поэтапно. Целенаправленное изучение данной проблемы показывает, что поэтапное формирование навыков самостоятельной физической тренировки у судей по мини-футболу включает: разъяснение закономерностей и принципов тренировки; уяснение и осознание важности высокого уровня развития физических качеств самими судьями; длительные систематические тренировки. На базе усвоенных знаний о формируемых физических качествах у судей формируются глубокие и прочные убеждения об их роли в судействе игр. Содержание и формы педаго-
гического воздействия должны стимулировать мотивацию судей по мини-футболу на самообучение и саморазвитие.
Рисунок - Педагогическая модель самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий
Известно, что между знаниями о практической деятельности судей по мини-футболу и самой деятельностью существуют определенные противоречия. Поэтому формируемые физические качества только тогда можно считать развитыми, когда они проявляются в практической деятельности и в сложных ситуациях при судействе игр.
Для эффективного формирования физических качеств необходимо, чтобы процесс физической подготовки судей по мини-футболу проходил на основе индивидуального подхода к тренировке. Для решения этой задачи необходимо разрабатывать индивидуальные задания на проведение самостоятельной физической тренировки.
Длительные, многократные самостоятельные физические тренировки порождают навыки и привычки требуемого поддержания своей спортивной формы и высокого уровня физической готовности. В результате происходит поэтапное наращивание формируемых физических качеств у судей по мини-футболу. Поэтому сущность самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу определяется как целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя деятельность по последовательному, систематическому физическому совершенствова-
нию для эффективного выполнения своих обязанностей в ходе судейства игр. Для повышения эффективности самостоятельной физической тренировки необходимо, чтобы этот процесс осуществлялся на основе индивидуального подхода к физической подготовке судей по мини-футболу, с использованием индивидуальных заданий.
В последние годы отмечается, что в настоящее время существенно возросла психическая и физическая нагрузка на судей по мини-футболу. Поэтому большое значение придается общей работоспособности судей по мини-футболу, способности адаптации к неблагоприятным факторам судейской практики. Существенным компонентом модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу, влияющим на формирование их физической готовности является содержание индивидуальных заданий. Конечным результатом самостоятельной физической тренировки является высокий уровень физической готовности судей к обслуживанию игр. При этом должна существенно возрастать интенсивность тренировочной и профессиональной деятельности судей по мини-футболу.
Современная система подготовки судей по мини-футболу должна строиться с учетом индивидуального подхода к самостоятельной физической тренировке, которая наиболее полно реализуется при использовании индивидуальных заданий. Сопоставление индивидуальных заданий и модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу позволяет уменьшить объем работы для достижения цели физической подготовки к эффективному судейству. Несомненно, физическая подготовка судей по мини-футболу предполагает использование самых разнообразных средств самостоятельной физической тренировки.
Таким образом, формирование навыков самостоятельной физической тренировки у судей по мини-футболу предполагает совершенствование когнитивных способностей, а также целого ряда физических и психологических качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в ходе обслуживания игр. Поскольку уровень развития этих качеств разный, то необходимо использовать индивидуальный подход к самостоятельной физической тренировке судей по мини-футболу. Для этого необходимо разрабатывать индивидуальные задания на самостоятельную физическую тренировку.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенных исследований по обоснованию структуры модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу свидетельствуют, что в качестве главных компонентов данной модели с использованием индивидуальных заданий следует применять требования к физической подготовленности судей, а также цель и задачи их физической подготовки. В основе данной модели лежит формирование знаний, умений и навыков проведения самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с учетом закономерностей и принципов ее проведения. Все вышесказанное должно найти свое отражение в индивидуальных заданиях для судей. В модели должно быть раскрыто основное содержание самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу, а использование индивидуальных заданий должно обеспечить конечный результат тренировки - высокий уровень физической готовности судей к обслуживанию игр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев, В.В. Структура педагогической технологии формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки, у курсантов вузов ПВО / В.В. Бакаев, В.Л. Бочковская, А.В. Горбунов // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 частях. Ч. 1. -Уфа : Омега-Сайнс, 2016. - С. 92-94.
2. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.
3. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская, А.В. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 21-24.
REFERENCES
1. Bakayev, V.V., Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov A.V. (2016), "Structure of pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training, at cadets of higher education institutions of air defense", Science in modern society: regularities and tendencies of development. Collection of articles of the International scientific and practical conference : in 2 parts. P.1., publishing house Omega-Science, Ufa, pp.92-94.
2. Bochkovskaya, V L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
3. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.V. (2016), "The factors defining need of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2017
УДК 796.034.2
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Раджаб Валиевич Раджабов, старший преподаватель, Геннадий Дмитриевич Гейко, кандидат технических наук, доцент, Гульсум Хамитовна Насырова, кандидат биологических наук, доцент, Эльмира Талгатовна Ахметвалеева, старший преподаватель, Расима Газизулловна Хуснутдинова, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В статье рассматривается вопросы совершенствования управления программами регионального развития адаптивной физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан. Представлены данные статистического наблюдения за ходом выполнения целевых показателей программ развития адаптивной физической культуры и спорта в регионе.
Ключевые слова: региональное управление, адаптивная физическая культура, студенческий спорт, спортивная инфраструктура.
MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Radzhab Valievich Radzhabov, the senior teacher, Gennady Dmitrievich Geyko, the candidate of technical sciences, the senior lecturer, Gulsum Khamitovna Nasyrova, the candidate of biological sciences, the senior lecturer, Elmira Talgatovna Ahmetvaleeva, the senior teacher, Rasima Gazizullovna Khusnutdinova, the senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan
Annotation
The article considers the questions of improvement of the management of developmental programs for the adaptive physical culture and sports across Republic of Tatarstan. The system of collecting and analysis of the information upon the achieving the target indicators of the developmental programs for the adaptive physical culture and sports in the region has been presented in the article.