1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
(юридические науки)
Theoretical and Historical Legal Sciences
УДК 2;35;340;340.5; 340.13; 340,15;342; 343 ГРНТИ 03.23; 10.09; 10.15; 10.17; 10.17.21 EDN: LKWUAU
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-013-019
От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова (1906-1917 гг.) Часть 6. Пресечение полицией Российской империи фактов незаконного изготовления, приобретения, хранения, ношения, перемещения и сбыта взрывчатых веществ и оружия
©Шурухнов Николай Григорьевич
Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Тула, Россия
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва, Россия [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрен комплекс законов Российской империи рассматриваются правовые нормы, которые составили проект Устава Полицейского, разрабатывавшегося комиссией по поручению Председателя Правительства Российской империи под руководством сенатора А.А. Макарова. Показываются предлагавшиеся процедуры получения гражданами свидетельств (разрешений), позволявших приобретать, хранить, иметь при себе оружие, выделяются категории населения, которым такое право не могло предоставляться. Акцентируется внимание на режиме обеспечения общественной безопасности при обороте гражданского оружия. Кратко приводится содержание норм отдельных законодательных актов, предусматривавших наказание за неисполнение предписаний, составляющих правила обращения с оружием. В статье представлены отдельные статистические данные, характеризующие современный оборот оружия. А также нормы федеральных законов, обязывающие Росгвардию, МВД России обеспечивать законность в сфере оборота гражданского оружия в Российской Федерации, пресекать преступления с его использованием
Ключевые слова: полиция; проект Устава Полицейского; оружие; взрывчатые вещества; правила; приобретение; хранение; ношение.
Для цитирования: Шурухнов Н.Г. От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова (1906-1917 гг.) Часть 6. Пресечение полицией Российской империи фактов незаконного изготовления, приобретения, хранения, ношения, перемещения и сбыта взрывчатых веществ и оружия // Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №3. С. 013-019. 001: 10.33693/20723164-2024-17-3-013-019. Б0Ы: 1ШиАи
Том 17 №3 2024
Пробелы е российском законодательстве 13
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-013-019
From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917). Part 6. Suppression by the police of the Russian Empire of the illegal manufacture, acquisition, storage, carrying, movement and sale of explosives and weapons
©Nikolay G. Shurukhnov
Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia), Tula, Russia
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The article takes up the complex of laws of the Russian Empire, the legal norms that made up the draft Police Charter, developed by a commission on behalf of the Chairman of the Government of the Russian Empire under the leadership of Senator A.A., are considered. Makarova. The proposed procedures for citizens to obtain certificates (permits) that allowed them to purchase, store, and carry weapons are shown, and categories of the population to whom such a right could not be granted are identified. Attention is focused on the regime for ensuring public safety during the circulation of civilian weapons. The content of the norms of individual legislative acts that provided for punishment for failure to comply with the regulations that make up the rules for handling weapons is briefly given. The article presents selected statistical data characterizing modern arms trafficking. As well as the norms of federal laws obliging the Russian Guard and the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the legality in the sphere of circulation of civilian weapons in the Russian Federation and to suppress crimes involving their use.
Keywords:police; draft Police Charter; weapon; explosives; rules; acquisition; storage; wearing.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Одним из дестабилизирующих факторов любого современного государства считается наличие у населения оружия, которое отдельные лица используют для причинения вреда здоровью и жизни согражданам. К сожалению, не является исключением из этого Россия. В соответствии сданными официальной статистики, в 2022 г. было изъято 12 315 единиц оружия, 501663 бо-еприпаса, 2 348 кг взрывчатых веществ, 3 213 взрывчатых устройств. Совместные мероприятия ФСБ, Росгвар-дии, МВД России в ноябре-декабре 2022 г. позволили пресечь преступную деятельность 93 жителей 38 субъектов Российской Федерации, восстанавливавших боевые свойства гражданского оружия в подпольных мастерских с целью последующего его сбыта [1, с. 51-52].
В 2022 г. было совершено 22 206 противоправных деяний, относящихся к незаконному обороту оружия (на 5,5 % меньше, чем в предшествовавшем году). На 32,4 % (6 222) увеличилось число преступлений, совершенных с использованием оружия. Выявлено 844 факта хищения (вымогательства) оружия и его составляю-
щих. Как представляется, объем незаконного оборота оружия будет возрастать. Это обусловлено неконтролируемым оборотом оружия в Украине, его контрабандной доставкой в европейские страны [1, с. 52-53] и по всему миру.
Кратко обозначив проблему современной российской действительности, мы перебрасываем «мостик» в наше историческое прошлое - Российскую империю, для которой обозначенные проблемы были также актуальны. В проекте Устава Полицейского (ПУП) [2], над которым работали члены комиссии сенатора A.A. Макарова, этой проблеме было отведено VI отделение, 14 статей - 113-126. Значимость этого вопроса подтверждалась террористическими актами, вооруженными выступлениями боевиков, студентов высших учебных заведений в 1905-1907 гг. Все это приводило к жертвам не только среди военных, но и гражданских лиц, которые по заблуждению или случайно оказывались в местах боевого противостояния революционеров и служащих, уполномоченных для наведения должного общественного порядка. Не следует забывать тех, кто
погиб в результате террористических актов, в том числе и Председателя Правительства Российской империи, Министра внутренних дел П.А. Столыпина (Киев, 1911 г.).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Анализируя нормативно-правовую базу Российской империи, можно сказать, что правила обращения со взрывчатыми веществами и оружием (хранение, перемещение, реализация, изготовление, ношение, размещение заводов по их производству) содержались в различных правовых актах, в том числе и в тех, которые не регламентировали правоохранительную деятельность. К числу таких законов империи относились:
• Общий горный устав. В нем содержалась восьмая глава «О частных складах взрывчатых веществ для надобностей горнозаводской и соляной промышленности» (ст. 741-766) [3];
• Устав о промышленности («О промышленности фабричной и заводской»), В разделе четвертом размещалась глава вторая «О частных пороховых заводах для приготовления капсюлей к охотничьему оружию» (ст. 264-278); глава третья «О изготовлении взрывчатых веществ» (ст. 2781-27817) [4];
• Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (УоНУиИ). Его отделение седьмое именовалось «О противозаконномъ выдЪлыванш и храненш оруж1я или пороха и нарушенш другихъ, для ограждешя личной безопасности постановленныхъ, правилъ осторожности» (ст. 986-9861,2,3, 987, 9871, 988, 989-9891,2) [5];
• Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (УоННМС), посвящал этому вопросу ст. 117, 118, 1181 главы десятой «О проступкахъ противъ личной безопасности» [6].
При формулировании обязанностей полиции члены комиссии сенатора A.A. Макарова, разрабатывавшие по поручению Председателя Правительства, Министра внутренних дел Российской империи П.А. Столыпина проект Устава Полицейского, акцентировали внимание на ст. 9871, дополнившей 9 февраля 1906 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Она, в новой интерпретации, предусматривала ответственность за изготовление, сбыт без соответствующего разрешения взрывчатых веществ и снарядов [5]. Надобность в данной норме была продиктована жизнью - событиями так называемой первой русской революции 1905 г., принесшей значительные людские жертвы.
Ориентиром для членов комиссии были не только революционные события в империи, новые правовые российские установки в анализируемой сфере, но и содержание отдельных правовых актов западных стран (Австрия, Италия). Они не допускали изготовления, сбыта взрывчатых веществ лицами, не получившими разрешение от административной власти. В законах Российской империи выделились две категории граждан. Первой выдавались разрешения для осуществления ими определенной профессиональной деятельности: это лица (1), размещавшие склады в местностях, где существовала горнозаводская и соляная промышленность. Для них приведенными нормативными актами (Общий горный устав, УоНУиИ) предписывались правила о размещении, устройстве, содержании складов, приобретении взрывчатых веществ, их достав-
ке, хранении, отпуске. В категории граждан, которым выдавались разрешения на определенные действия с взрывчатыми веществами, взрывными устройствами, были лица (2), применявшие их при горных работах. В 1880 г. Министром государственных имуществ были утверждены правила, составившие содержание ст. 37 и примечания в Общем горном уставе [3].
Вторую категорию составляли обычные граждане -обыватели. Были разработаны особые правила, определявшие порядок хранения и продажи взрывчатых веществ. Они были изданы на основании положения Совета Министров (24.11.1905). В нем определялось, кто, когда и как может хранить и продавать взрывчатые вещества. Разрешение на это давалось представителями высшей административной власти на местах - генерал-губернаторами, губернаторами и градоначальниками (ст. 2181 (по Прод. 1906 г.) Устава предупреждения и пресечения преступлений).
В целом же исходя из того, что незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ представлял опасность для населения, разработчики проекта Устава, вслед за позицией представителей Министерства внутренних дел, посчитали целесообразным сформулировать полицейским комплекс обязанностей. Они состояли, прежде всего, в пресечении оборота оружия, осуществляемого лицами, не имевшими соответствующего разрешения. Практика подсказала необходимость говорить и о незаконном обороте частей «взрывчатых снарядов», использовавшихся преступными элементами в 1905-1906 гг., тем более, что об этом говорилось в ст. 223 Уголовного уложения [7]1. На основании приведенных аргументов и было сформулировано содержание ст. 113 проекта Устава Полицейского2.
Под контроль полицейских служб предполагалось передать торговлю охотничьим порохом, фейерверками с целью исключения реализации их частными лицами без особых свидетельств. Таким образом, частные торговцы должны были иметь два документа: свидетельство на право торговли вообще и особое свидетельство, выдаваемое губернатором, градоначальником или начальником территориальной полиции. К тому же полицейские обязывались следить, чтобы хранение и перевозка пороха соответствовали правилам, изложенным в ст. 273 Устава о промышленности.
К специфической обязанности полиции относилась ее совместная деятельность по выбору территории (местности) под размещение завода, предназначавшегося для изготовления взрывчатых веществ. Эта обязанность исходила из стратегического назначения полиции - обязанности по обеспечению безопасности жизни и деятельности населения.
Как мы уже отмечали, разработчики проекта Устава Полицейского ориентировались на существовавшее законодательство, в том числе и не имеющего на первый взгляд отношения к правоохранительной деятель-
'Статья 223 Уголовного уложения: «Виновный:... 2) въ устройству безъ надлежащего разрЪшения, завода или иного заведешя для из-готовлешя огнестрЪльныхъ или взрывчатыхъ снарядовъ или частей оныхъ: ...наказывается: заключешем въ тюрьмЪ на срокъ не ниже шести мЪсяцев».
2 Статья 113 ПУП: «Полиция наблюдает за тем, чтобы изготовление, приобретение, хранение, ношение, привоз и сбыт взрывчатых веществ либо снарядов или же частей сих снарядов не производились лицами, не получившими на то надлежащего разрешения, или без соблюдения установленныхдля сего законом правил».
Том 17 №3 2024
Пробелы в российском законодательстве 15
ности. В данном случае имеем в виду Устав о промышленности (О промышленности фабричной и заводской) его ст. 66 [4]. В соответствии с ней открытие, содержание оружейных заводов, за исключением фабрик охотничьих ружей, находилось в исключительном ведении «казны»3. Частные лица не наделялись правом открывать и содержать такие же заведения. Для указанной категории граждан под запретом было изготовление (без особого разрешения) огнестрельного оружия, похожего на казенное оружие, идущего на вооружение войск. Следует указать, что сходство исключалось в целом, в отдельныхчастях, в калибре, патронах4.
Ориентируясь на правовые установки Устава о промышленности, исключая правовые коллизии, разработчики проекта Устава Полицейского сформулировали ст. 116 ПУП в следующем содержании: «Полиц1я наблюдаетъ за тЪмъ, чтобы частныя лица не открывали заводовъ пушечныхъ или оружейныхъ, кромЬ фа-брикъ охотничьих ружей» [2, с. 125]. Формулируя данную норму, члены комиссии сенатора A.A. Макарова имели в виду и контроль полиции над конструкцией охотничьего оружия, выпускаемого на частных фабриках, и, конечно же, пресечение незаконного оборота оружия, в том числе запрещенного. Возник вопрос: а что это за запрещенное оружие? Ответ содержался в ст. 218 Устава о предупреждении и пресечении преступлений (УППП). Она к таковым относила трости с вделанными в них потайными кинжалами, клинками и другими орудиями [8]. Статья 117 УоННМС не давала наименования, просто указывала на запрещенное оружие [б]5.
Анализируя законодательство западных государств, разработчики проекта Устава приводили австрийское, в котором подробно перечислялись кинжалы, стилеты, трехгранные шпаги, карманные пистолеты менее 7 дюймов и трости со скрытым оружием. Напротив, итальянское законодательство не давало перечня запрещенного оружия, ограничиваясь лишь указанием на то, что виды такого оружия должны перечисляться в особых регламентах [2, с. 126]. Мнение разработчиков совпало с подходом итальянского законодателя. Давать перечень запрещенного оружия было признано нецелесообразным по ряду различных причин. С течением незначительного периода времени он был бы неполным и устаревшим. Или наоборот отдельные образцы, в силу различных обстоятельств, перестанут быть таковыми. По этим причинам его потребовалось бы дополнять на законодательном уровне. Поэтому было предложено, чтобы такие документы в зависимости от времени и места утверждались Советом Министров по представлению руководителя МВД, с последующим опубликованием для ознакомления на-
3«Къ числу заведешй, исключительно присвоенныхъ казнЪ, принадлежать заводы пушечные и оружейные, за исключешем фабрикъ охотничьих ружей, кои могутъ быть заводимы частными лицами» (ст. ббУстава о промышленности).
4 «а) Частнымъ лицамъ запрещается изготовлеше (безъ особого разрЪшешя) огнестрельного оруж1я какихъ бы то ни было образ-цовъ, калибра одинкового съ казеннымъ, употребляемымъ для воо-ружешя войскъ, въ цЪлом видЬ или въ частяхъ, а также патроновъ къ такому оруж1ю...» (ст. ббУстава о промышленности).
5«3а хранеше или ношеше запрещеннаго оруж1я, за стрЬльбу изъ огнестрельнаго или другаго опаснаго оруж1я въ мЬстахъ, гдЬ это за-
прещено, виновные подвергаются: денежному взыскашю не свыше двадцати пяти рублей» (ст. 117УоННМС).
селения Правительствующим Сенатом. Эти положения нашли закрепление в ст. 117 ПУП.
В сноске 4 мы привели содержание ст. 117 УоННМС, исключавшей производство стрельбы из огнестрельного оружия в запрещенных местах. Статьи 218 и 222 УППП к таковым относили «дома, дворы, улицы, площади, а равно иные места, где часто бывают и, по вероятности, во время стрельбы могут быть люди». Поэтому деятельность полиции была направлена на пресечение стрельбы не только в общественных местах, но и там, где можно ожидать появления (присутствия) людей, вошла в качестве полицейской обязанности в ст. 118 проекта Устава Полицейского.
Формируя нормы шестого отделения проекта Устава Полицейского, относящиеся к обеспечению законного оборота оружия и взрывчатых веществ, разработчики правового акта ориентировались и на правоохранительную практику, сложившуюся в империи, «...самоубийства, нанесения ран по неосторожности и по неумению обращаться с оружием, кровавые расправы и террористические акты могли бы быть в большинстве случаев предотвращены, если бы оружие не нашло себе широкого распространения среди населения» [2, с. 180]. К сожалению, оружие легко попадало в руки и преступных элементов, террористов, лиц, имеющих психические отклонения. Чтобы обеспечить должный общественный порядок, личную безопасность граждан, с одной стороны, требовались различные ограничения на приобретение, ношение оружия. С другой - создание правовой базы для жителей империи, проживающих преимущественно в лесных малообитаемых местностях, нередко вынужденных приобретать охотничье оружие для защиты от животных. Охота на таких животных к тому же во многих случаях являлась источником их существования. Упорядочение этого вопроса путем выдачи соответствующих разрешений начальством с оплатой гербовых сборов6 было во многих случаях непосильным бременем для малоимущего населения.
Исходя из этого в проекте ст. 119 ПУП были прописаны обязанности полиции следить, чтобы лица, не имеющие права, не приобретали, не хранили и не носили холодного, огнестрельного оружия (кроме охотничьих образцов или припасов к нему). Как мы уже указывали, губернатор, градоначальник или начальник местной полиции наделялись правом выдавать разрешение на приобретение, хранение и ношение холодного либо огнестрельного оружия (кроме охотничьих образцов и припасов к нему). Однако выделялось несколько категорий граждан, которые не могли получить такой правовой документ. Среди них:
1) несовершеннолетние и учащиеся учебных заведений;
2) душевнобольные;
3) находящиеся под следствием или судом либо осужденные к наказанию не ниже заключения в тюрьму;
4) не имеющие определенного места жительства;
5) допускавшие, по имеющимся у полиции достоверным сведениям, злоупотребления оружием (ст. 120121 ПУП).
При определении категорий гражданам, которым
6 Гербовый сбор, пошлина, взимаемая государством с разного рода документов и актов посредством обязательного употребления заранее оплаченной государству гербовой бумаги или путем наложения особых гербовых марок.
не следовало выдавать разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия, у членов комиссии сенатора А.А. Макарова возникла дискуссия. В первую очередь это касалось несовершеннолетних и учащихся учебных заведений. Высказывались различные точки зрения. Право ношения оружия несовершеннолетними, предусмотренное законодательством иностранных государств, не явилось убедительным для разработчиков проекта Устава. Они ориентировались, прежде всего, на российскую действительность, свидетельствовала о том, что среди подрастающего поколения распространялись разрушительные учения, пропагандирующие и культивирующие вседозволенность, упрощенчество, неуважение власти, существовавших законов. Предоставление возможности получения указанной категорией населения оружия привело бы к тому, что «...значительная часть молодежи оказалась вооруженной» [2, с. 132]. Такой подход был опасен для общества и государства.
В процессе обсуждения обозначенных правовых положений указывалось и на безразличное, во многих случаях, отношение родителей и опекунов к этому вопросу, низкий контроль, не исключающий злоупотреблений несовершеннолетних этим правом. Члены комиссии и представители Министерства внутренних дел отмечали, что за последнее время учащаяся молодежь, преимущественно воспитанники высших учебных заведений, легко поддаваясь отдельным увлечениям, подпадая под давление товарищеской среды, весьма часто с оружием в руках принимали участие в уличных беспорядках и сопротивлениях власти и даже в вооруженных нападениях, грабежах и убийствах. Наглядно все приведенное подтверждают события 1905, 1906, 1907 гг., во время которых отдельные студенты продемонстрировали свою отрицательную роль, направленную на противодействие существующей власти. При этом отмечалось, что их вооруженность не была связана с правом иметь оружие, однако его наличие еще интенсивнее сказывалось бы на возможности злоупотребления оружием.
С повестки дня был снят вопрос о ношении оружия теми учащимися высших учебных заведений, которым оно служило атрибутом их форменного обмундирования. Однако это не должно было сказываться на праве приобретения, хранения или ношения оружия вообще.
Исходя из приведенных соображений, было принято решение дать следующую редакцию ст. 122 ПУП: «Разрешение (ст. 120) выдается в форме письменного свидетельства, в коем означаются: время и место его выдачи, звание, имя, фамилия и место жительства лица, по просьбе которого оно выдано, а также род оружия. Свидетельство подписывается выдавшим его начальником местной полиции». В случае невозможности выдачи свидетельства начальник территориальной полиции обязывался в двухнедельный срок объявить об этомлицу, подавшему ходатайство (ст. 125 ПУП).
Для сравнения кратко скажем о том, что Федеральный закон «Об оружии», профильные нормативные правовые акты Росгвардии, Министерства внутренних дел Российской Федерации подробнейшим образом регламентируют вопросы, связанные с приобретением, хранением, ношением оружия. В частности, названный федеральный закон содержит 39 статей, в
которых исчерпывающим образом регламентируются оборот оружия в Российской Федерации, а Национальная гвардия и МВД России имеют соответствующие регламенты, направленные на исключение незаконных операций с оружием.
В статье 13 ФЗ «Об оружии» сказано: «Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет».
В целях контроля над реализацией установленных законом прав предусмотрена «...проверка у владельцев оружия действительности документов, предоставляющих им право на владение оружием, и соответствия таких документов фактическим данным об оружии, для подтверждения права на владение которым они выданы» (п. 3 ч. 10 ст. 28 ФЗ «Об оружии»).
Выдача разрешения на оружие служила (и теперь служит) обеспечению законных интересов лица, его получившего. Позволяла, при предъявлении по любому требованию полиции (ст. 123 ПУП), проверить, кем, когда, кому, на какой срок и при каких обстоятельствах оно выдано. В тех случаях, когда лицо переставало удовлетворять тем требованиям (состоянию здоровья), при наличии которых ему было выдано свидетельство7, то оно, по распоряжению начальника подведомственной полиции, могло быть отобрано.
Одним из положений проекта Устава Полицейского предусматривалось право ношения оружия, служившего принадлежностью народной одежды, в соответствии с традициями определенных народов. Однако условия и порядок его ношения должен был определяться правилами, издаваемыми Советом Министров по представлению главного местного начальства. Правила эти должны были доводиться до сведения населения путем опубликования через Правительствующий Сенат.
Для сравнения сошлемся на Федеральный закон «Об оружии», в ст. 3 которого сказано, что «...к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях». И конкретизи-
7 «Граждане, являющиеся владельцами оружия, приобретенного на основании лицензии на приобретение оружия, проходят медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет» (ст. 61 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»).
Том 17 №3 2024
Пробелы в российском законодательстве 17
руется, что к таковому относится холодное клинковое оружие «...предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. В исследовательской части статьи мы указывали на нормативные акты, ведомства, которые отвечали за безопасность граждан при обороте оружия, взрывчатых веществ, расположении заводов-производителей. Значительное их количество обусловлено повышенной опасностью таких предметов и веществ для обыденной жизни населения. В современной России режим оборота гражданского оружия также возложен на различные министерства, федеральные службы, агентства. В частности, на Росгвардию, МВД России, Министерство промышленности и торговли, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную таможенную службу РФ. Разумеется, их функции конкретизированы в строго определенных направлениях
2. Начиная с 2016 г. [10; 11], организационно-управленческая деятельность по контролю над оборотом оружия претерпела определенные изменения. В настоящее время одной из задач Росгвардии является «...государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (ст. 2 ФЗ-226). К числу их полномочий, в рассматриваемой сфере, отнесена выдача гражданам и организациям, при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензий (разрешений) на различные действия с гражданским и служебным оружием.
3. Органы полиции информируют подразделения Росгвардии о свойствах личности граждан, являющих-
ЛИТЕРАТУРА
1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2022 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор. - М., 2023. - 102 с.
2. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи. - С.-Петербург, Типограф1я Министерства Внутреннихъ Делъ, 1913.-268 с.
3. Сводъ учрежденш и уставовъ горныхъ. Издание 1893 г. Книга первая. Общш горный уставъ // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Том VII. - С. 7-104.
4. Устав о промышленности (изд. 1893 г.). Книга первая: О промышленности фабричной и заводской // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XI. Ч. II. - С. 1191-1234.
5. Уложеше о наказашяхъуголовныхъ и исправитель-ныхъ // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XV. Издаше 1885 г.-С. 1-202.
6. Уставъ о наказашяхъ, налагаемыхъ Мировыми Судьями. Издаше 1885 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XV. - С. 203-234.
7. Новое Уголовное Уложеше. Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. Съ приложешемъ Предметнаго Алфавитнаго Указателя. - С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Издаше Каменноостровскаго Юридическаго Книжнаго Магазина В.П. АНИСИМОВА 1903. - 258 с.
ся претендентами на получение разрешительных документов, направленных на определенные действия с оружием. На основании Федеральных законов [9; 12], нормативных правовых актов [13] сотрудники полиции производят изъятие оружия при выявлении граждан, находящихся с ним в общественных местах и в состоянии опьянения либо нарушающих иные правила.
4. Уполномоченные лица полиции России на основании мотивированных письменных запросов подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии принимают участие в «...мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан Российской Федерации.
5. За прошедшие 120 лет изменились характер оружия и взрывчатых веществ, его назначение и использование, увеличились объемы производства и использования, видоизменился порядок приобретения, хранения и использования гражданами, появились государственные военизированные организации с правом приобретения оружия. А также право на приобретение оружия и временное пользование оружием получили юридические лица с особыми уставными задачами. Все это приводит к ситуациям, при которых оружие незаконно попадает к гражданам, которые используют его в преступных целях. В последние десятилетия контрабанда оружия возросла во всем мире, региональные вооруженные конфликты способствуют этому. К тому же бесконтрольная передача (как США Украине) приводит к его появлению в любом уголке мира, что способствует террористической деятельности. А все это требует от полиции,войск национальной гвардии постоянных, комплексных усилий по пресечению незаконного оборота оружия.
REFERENCES
1. Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation based on the results of 2022 and expected trends in its development: analytical review. - M., 2023. - 102 p.
2. Draft Police Charter with article-by-article explanations. 4th Appendix to the bill on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, Printing house of the Ministry of Internal Affairs, 1913. - 268 p.
3. Code of mining institutions and charters. Edition 1893 Book one. General mining charter // Code of Laws of the Russian Empire. Volume VII. - P. 7-104.
4. Charter on Industry (ed. 1893). Book one: About the factory and plant industry // Code of Laws of the Russian Empire. Т. XI. Part II. - pp. 1191-1234.
5. Code of Criminal and Correctional Punishments // Code of Laws of the Russian Empire. Т. XV. Edition 1885 - pp. 1-202.
6. Charter on punishments imposed by Justices of the Peace. Edition of 1885 // Code of Laws ofthe Russian Empire.T. XV.-pp. 203-234.
7. New Criminal Code. Supremely approved on March 22, 1903. With the appendix of the Subject Alphabetical Index. - ST. PETERSBURG. Edition ofthe Kamennoostrovsky Legal Book Store V.P. ANISIMOVA 1903. - 258 p.
8. Сводъ уставовъ о предупрежден^ и пресЪченш 8. преступленш. Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XIV. - С. 97-147.
9. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 9. 150-ФЗ (ред. от 25.12.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2024) // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2024).
10. О войсках национальной гвардии Российской Фе- 10. дерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2024).
11. Вопросы Федеральной службы войск националь- 11. ной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (с изм. и доп. от 30.09.2016, 15.05.2018, 17.06.2019) // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.01.2024).
12. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 12. З-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2024).
13. О некоторых вопросах участия полиции в меро- 13. приятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан: Приказ МВД России № 652, Росгвардии № 360 от 18.08.2017 (вместе с «Порядком участия полиции
в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан»), (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 № 49150) // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2024).
Code of statutes on the prevention and suppression of crimes. Edition 1890 // Code of Laws of the Russian Empire.T. XIV.-P. 97-147.
On weapons: Federal Law of December 13, 1996 No. 150-FZ (as amended on December 25, 2023; with amendments and additions, entered into force on January 7, 2024) // ConsultantPlus: official website. URL: http://www.consultant.ru (access date: 01/12/2024).
On the troops of the National Guard of the Russian Federation: Federal Law of 07/03/2016 No. 226-FZ (as amended on 08/04/2023; with amendments and additions, entered into force on 08/15/2023) // ConsultantPlus: official website. URL: http://www. consultant.ru (access date: 01/12/2024). Issues of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 04/05/2016 No. 157 (as amended and supplemented from 09/30/2016, 05/15/2018, 06/17/2019) // ConsultantPlus: official website. URL: http://www. consultant.ru (access date: 01/12/2024). On the police: Federal Law No. 3-FZ dated 02/07/2011 (as amended on 08/04/2023) // ConsultantPlus: official website. URL: http://www.consultant.ru (access date: 01/12/2024).
On some issues of police participation in activities to monitor the provision of storage conditions (safety) of civilian, service, military and award weapons, ammunition, ammunition for weapons owned or temporarily used by citizens: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 652, Rosgvardia No. 360 of 08/18/2017 (together with the "Procedure for the participation of the police in measures to monitor the provision of storage conditions (safety) of civilian, service, military and award weapons, ammunition, ammunition for weapons owned or temporarily used by citizens"). (Registered with the Ministry of Justice of Russia on December 7, 2017 No. 49150) // ConsultantPlus: official website. URL: http://www. consultant.ru (access date: 01/12/2024).
Рецензент: КазанинаЛариса Юрьевна, доктор исторических наук, доцент; директор; Тульский институт (филил) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); Тула, Российская Федерация. Author ID: 334494
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 70,63%
Статья поступила в редакцию 27.04.2024, принята к публикации 21.05.2024 The article was received on 27.04.2024, accepted for publication 21.05.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); г. Тула, Россия. SPIN-код: 4706-0211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected], Индекс Хирша - 20
ABOUTTHE AUTHOR
Nikolay G. Shurukhnov, Dr.Sci.(Law), professor, leading scientist employee; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Moscow, Russia; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal process; Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia); Tula, Russia. SPIN-code: 47060211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected], Hirsch Index - 20
Tom 17 №3 2024
Пробелы в российском законодательстве 19