ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЭТНОИНТОНАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
108
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Данная статья посвящена освоению учащимися русского традиционного песенного фольклора. Главным, по мнению автора, является обучение детей музыке на основе народно-песенного материала региона проживания. С этой целью разработана теоретико-методическая модель освоения учащимися народно-песенной традиции на материале русской народной песни среднерусского региона, которая имеет основания считаться универсальной по отношению к освоению практически любой народно-песенной традиции.
Ключевые слова: народно-песенная традиция, этноинтонирование, этноинто-национный слух, песенный фольклор, поэтапное освоение народно-песенной традиции.
Summary. The article is dedicated to the subject of mastering the Russian traditional song folklore by the students. To the author^s mind, the most important thing is when children learn on the basis of folk song material of their region. For this purpose the author suggests a theoretical methodological model that will help the students master the national song tradition on the material base of Russian folk song of the mid-Russian region that can be considered a universal model of mastering almost any national song tradition.
Keywords: National song tradition, ethnointonation, ethonointonational earing, song folklore, step-by-step methodology of mastering the national song tradition.
Россия - страна с богатейшими школьниками песенного фольклора
народными музыкальными тра- наиболее целесообразно начинать
дициями. Говоря о фольклорных тра- с изучения местной народно-
дициях в России, особенно следует песенной традиции. Однако
отметить народно-песенную культуру, решение этой задачи значительно
отличающуюся многообразием нацио- осложняется тем, что вплоть до насто-
нальных традиций и их преломлением ящего времени недостаточно изучены
в различных регионах. В связи с этим сущность и особенности интониро-
перед исследователями и педагогами вания русского песенного фольклора
стоит непростая задача сохранения в различных региональных традициях.
и дальнейшего развития русского Согласно искусствоведческим
народно-песенного творчества. и педагогическим исследованиям
Для России с её многочисленны- Б. В. Асафьева [1, 2], В. В. Медушев-
ми песенными традициями освоение ского [3], И. И. Земцовского [4],
Л. В. Шаминой [5] и других учёных, национальные интонационные системы прошли длительную стадию своего образования, приспособления и отбора и могут считаться музыкой, отражающей возможности звукового сознания народа. Педагоги и исследователи видят огромные возможности музыкального развития детей на народно-песенном материале. Учитывая, что каждая музыкальная культура имеет свой индивидуальный музыкальный язык, свои национальные, характерные специфические черты, которые создают неповторимость и своеобразие музыкального стиля каждого народа, исследователи выделяют общий для данного диалекта или этноса интонационный «словарь», структурные стереотипы, являющиеся принципиальной основой устного песенного творчества.
Обращение к исследованиям Б. В. Асафьева [1, 2], Н. А. Гарбузо-ва [6], В. В. Медушевского [3], рассматривающих различные аспекты интонационной теории, показывает, что музыкальное развитие учащихся на национальной музыкальной основе является наиболее благоприятным и естественным благодаря тесной связи народной песни с национальным языком.
В оценках Л. В. Шаминой [5] и В. М. Щурова [7] отмечается также важность воспитания детей на национальной музыкальной основе с педагогической, художественно-эстетической и нравственно-этической точек зрения.
Анализ материалов последних конгрессов КМЕ, посвящённых проблемам сохранения, изучения и включения музыкального фольклора в систему общего и профессионального музыкального образования, показал,
что подобные проблемы актуальны не только для России - почти повсеместно отмечен факт явного преобладания западноевропейской ориентации в детском музыкальном образовании. В результате происходит постепенное нивелирование различий, присущих национальным музыкальным стилям, что в дальнейшем может привести к потере самобытности и стилевого многообразия национальных музыкальных культур.
Педагогические исследования Н. Н. Гиляровой [8], С. И. Пушкиной [9], М. К. Бурьяк [10], Л. Л. Куприяновой [11], посвященные народно-песенному творчеству в нашей стране, свидетельствуют о недостаточности необходимых материалов для полноценного освоения учащимися песенного фольклора.
В совокупности перечисленные факторы дают основания считать архиактуальной проблему сохранения, освоения и передачи русского музыкального фольклора как важнейшего составляющего культурного наследия страны. В этом аспекте школьное образование является одним из самых главных каналов сохранения и передачи традиционной музыкальной культуры. В связи с этим в русле развития музыкального образования представляется необходимым не только введение фольклора в музыкальные образовательные программы, но и изучение присущей каждому региону национальной музыкальной традиции.
Учитывая обширную территорию нашей страны, её многонациональную структуру и самобытность локальных фольклорных традиций, обучение детей на основе русского народно-песенного материала целе-
109
110
сообразно начинать с освоения ими народно-певческих традиции именно того региона, в котором они проживают.
Такой подход представляется перспективным, поскольку при этом принимается во внимание тесная связь, существующая между народной песней и национальным языком. А как известно, близость речевого и музыкального языка создаёт оптимальные условия для перехода от речевого интонирования к музыкальному и учитывает уже накопленный детьми интонационно-слуховой опыт общения с народно-песенным искусством своего региона, поскольку народные песни данной локальной традиции знакомы ребёнку в значительно большей мере, чем народные песни, относящиеся к другой региональной традиции.
В современном музыкознании под традиционным фольклором понимается в первую очередь музыкально-поэтическое искусство, создаваемое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение [6]. Под локальной традицией принято понимать прежде всего принципиальную возможность и одновременно необходимость ареального и жанрово-дифференцированного существования и, соответственно, изучения явлений фольклора. Подобно диалекту в языкознании, локальная традиция предполагает территориально любой по масштабу, но при этом обоснованно ограниченный или выявленный ареал [12, с. 176]. Непременным свойством каждой фольклорной традиции является внутренний динамизм, проявляющийся в постоянной борьбе между устойчивостью (сохранение определённых формул) и изменчивостью (вариативность).
Среди основных признаков, отличающих одну локальную традицию от другой, этномузыкознание выделяет следующие:
• исторические, этнографические и ряд других сопутствующих признаков, формирующих жанровую систему в регионе. систему обрядов, обычаев, форм бытования и исполнения этих обрядов, а также костюмы;
• музыкальную стилистику;
• особенности исполнительской манеры: регистр, способ подачи звука (форсированная или мягкая), тембр и ряд других признаков, которые трудно зафиксировать в нотной записи.
Конкретное воплощение той или иной региональной традиции проявляется в сочетании собственно музыкальных признаков (музыкальной стилистики и особенностей исполнительской манеры: регистр, способ подачи звука, тембр и ряд других признаков, которые трудно зафиксировать в нотной записи), сообщающих песням местный колорит, независимо от их жанровой принадлежности.
Освоение рассматриваемой нами народно-песенной традиции среднерусского регион а (в частности, русских народных песен Московской области и прилегающих к ней регионов проживания) предусматривает осуществление комплексного поэтапного освоения типов фольклорного интонирования. Имеется в виду последовательный переход от раннефольклорного типа интонирования к попевочному в малообъёмных ладах и, далее, - к освоению наиболее типичных ладовых структур изучаемой певческой традиции.
Весьма эффективно также выявление и изучение в песенном материале осваиваемой народно-песенной
традиции типичных попевок, напевов-формул в их инвариантной и вариативной составляющих. Для полноценного освоения традиции желательно изучение данных напевов-формул и типов фольклорного интонирования в различном жанрово-стилевом преломлении.
На основании опубликованных нотных материалов по песенному фольклору среднерусского региона (сборники Н. Н. Гиляровой, С. И. Пушкиной, М. К. Бурьяк, Л. Л. Куприяновой) был проведен анализ жанров и ладовых структур, ритмической организации песен, рассмотрены основные принципы народного стихосложения и особенности строфической организации, возникающие вследствие неразрывной связи стиха и напева.
С помощью анализа нотных материалов песенного фольклора данного региона был составлен приблизительный портрет его музыкальной стилистики, выявлен общий для данного традиционного песенного творчества «интонационный словарь» с его структурными стереотипами, являющимися принципиальной основой устного песенного фольклора.
Для каждой региональной традиции характерны свои интонационные комплексы с присущими им типами мелодики, ритмики, ладовыми структурами, особенностями строфической организации, жанровым составом и т. д. Вот почему для освоения песенного фольклора среднерусского региона необходимо вхождение учащихся в его интонационный строй, проникновение в сущностные особенности народно-песенного интонирования.
Осуществлённый нами анализ песенных образцов с точки зрения необ-
ходимости и целесообразности включения их в содержание музыкального образования даёт основание считать, что песенный фольклор среднерусского региона в жанровом отношении чрезвычайно многообразен. К примеру, детский фольклор представлен пестушками, потешками, прибаутками, колыбельными, дразнилками, игровыми песнями. Народный музыкальный календарь включает в основном коляды, подблюдные, веснянки, троицкие и покосные песни. В обрядовой песенности особое значение имеют свадебные, хороводные, лирические и протяжные песни. Большим количеством примеров представлены семейно-бытовой песенный цикл, плясовые и шуточные песни, а также не приуроченные к какому-либо обряду хороводные, лирические и протяжные песни, городские песни и романсы. Крайне редко по сравнению с другими регионами в среднерусском народно-песенном фольклоре встречаются масленичные, волочебные и качельные песни.
Из всего жанрового многообразия народно-песенной традиции щ в учебный материал представляется целесообразным включение песенных примеров, адресованных непосредственно детям, а также наиболее типичных для традиции данного региона жанров, не относящихся к детскому фольклору. При этом конкретный подбор жанров определяется возрастными особенностями детей.
Рассмотрим более подробно с педагогических позиций музыкальную стилистику песенного фольклора среднерусского региона, на освоение которой должен быть направлен учебно-воспитательный процесс.
Проведённый музыкально-педагогический анализ песенных образцов
112
показал, что в содержание музыкального образования должны быть включены наиболее характерные для данной традиции:
• мелодические обороты (больше-секундовые ходы, трихордные и те-трахордные попевки, несложные для исполнения напевы в объёме чистой кварты и чистой квинты) и типы мелодики (цепь попевок, волнообразный и гаммообразный);
• ладовые структуры (примеры в малообъёмных ладах, в параллельно-переменном ладу, в трихордных и те-трахордных ладовых образованиях, в ионийском и эолийском звукорядах, а также в миксолидийском и дорийском ладах);
• типы песенного стихосложения (силлабический, тактометрический, тонический);
• типы строфической организации (двухстрочной, трехстрочной и четырехстрочной с парным или перекрестным повторением).
Особое значение для педагога-музыканта приобретает включение в учебный материал знакомства учащихся с принципами распевания песенного текста на голоса. Как известно, в практике народно-песенного исполнительства не существует разучивания песни, тем более по голосам. Многоголосие достигается наслоением различных вариантов основного напева в одновременном звучании. Использование такого принципа распевания песни на несколько голосов в учебном процессе создаёт благоприятные условия для включения в содержание образования освоения учащимися младшего школьного возраста многоголосного пения. При этом данный процесс целесообразно осуществлять в традициях народной педагогики по-
средством наслаивания различных вариантов основного напева одной и той же песни с учётом типичных для данного региона видов многоголосия, а именно: параллельное движение голосов (подголосочный тип) и ответвление от основного голоса (гетерофо-ния).
Следует отметить, что освоение музыкальной стилистики различных песенных жанров облегчает освоение типичных для данного региона интонационных формул, которые кочуют из одного жанра в другой. Эти формульные попевки, в наиболее явном виде представляющие собой простые песенные примеры, вплетаются в более сложные песенные структуры, что способствует формированию у учащихся представлений о музыкальной стилистике народно-песенной традиции во всём её многообразии.
При освоении учащимися песенного фольклора среднерусского региона большое значение приобретает знакомство детей с особенностями исполнительской манеры, являющейся важнейшей стилевой характеристикой региона. Именно в ней осуществляется синтез характерных для данного региона особенностей мелодики, ритмики, ладовых структур и др.
В значительной части народных песен среднерусской традиции при исполнении используется средний регистр открытого грудного диапазона голоса, весьма близкий к естественному разговорному (за исключением нескольких локальных традиций, как, например, в с. Страхово Заокского района Тульской области, а также в нескольких сёлах и деревнях Щё-кинского района Тульской области и Волоколамского района Московской области, где используется техника от-
крытого звукоизвлечения в головном регистре, свойственная скорее северным областям России). Такие песни представляют собой удобный материал для развития детского голоса. Применительно к музыкальным играм и хороводам данный тип звукоизвле-чения не требует высокой динамики, что исключает большую нагрузку на детский голос.
Изученные песенные примеры позволили сделать некоторые выводы об их особенностях и целесообразности включения в качестве учебного материала для учащихся начиная с младшего школьного возраста.
Несомненно, самым важным достоинством является неоспоримая художественная ценность сохранившихся с давних времён песенных примеров и их эстетическое воздействие на детское музыкальное восприятие в процессе освоения учащимися народно-песенной традиции. При этом следует отметить, что музыкальный материал среднерусской традиции содержит достаточно большое количество песенных примеров из детского игрового репертуара и календарно-обрядового цикла, привлекающих детей своей яркой образностью, и вместе с тем несложных для исполнения. Как показал наш практический опыт, они легко запоминаются и осваиваются детьми. При этом почти каждый несложный песенный пример являет собой типичную для данной традиции попевку, своеобразный формульный напев, который при дальнейшем изучении традиции легко вплетается в более сложные песенные структуры, способствуя тем самым естественному освоению традиции.
Принимая во внимание, что почти все перечисленные выше при-
знаки можно обнаружить в каждой региональной и локальной народно-песенной традиции, есть основания предполагать, что предложенная теоретико-методическая модель в своих основных положениях может рассматриваться как универсальная для освоения практически любой народно-песенной традиции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. В. Народные истоки в музыке // Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.
2. Асафьев Б. В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.
3. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. - М.: Композитор, 1993.
4. Земцовский И. И. Апология слуха. - Музыкальная академия. - 2002. - № 1.
5. Шамина Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель. - 2002. - № 6.
6. Н. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог. - М.: Музыка, 1980.
7. Щуров В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1986.
8. Гилярова Н. Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - Рязань, 1994.
9. Пушкина С. И. Русские народные песни Московской области. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1988.
10. Бурьяк М. К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999.
11. Куприянова Л. Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.
113
12. Лапин В. А. Русский музыкальный фольклор и история. - М.: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», 1995.
13. Пивницкая О. В. Школа фольклорного сольфеджирования. Вып. 1. - М.: Композитор, 2001.
14. Пивницкая О. В. Школа фольклорного сольфеджирования. Вып. 2. - М.: Композитор, 2002.
15. Пивницкая О. В. Освоение школьниками национального песенного фольклора (на материале среднерусского региона) Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
114