ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Песенный фольклор, как известно, всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. В частности, русское народное пение имеет многовековые традиции и содержит в себе огромный эмоциональный и нравственный потенциал. В настоящее время интерес к национальному песенному фольклору и педагогическому руководству процессом его постижения учащимися достаточно высок как в России, так и в других странах. Изучение и обобщение такого опыта показало, что проблема эта находит разные педагогические решения. В процессе обращения исполнителей к песенному фольклору наметились два основных подхода к его освоению - в аутентичной и в концертно-сценической манере. При этом сценическую жизнь произведений фольклора принято рассматривать в трёх основных направлениях, а именно: в творчестве фольк-лорно-этнографических (аутентичных) коллективов, деятельность которых отличается максимальной точностью воспроизведения привлекаемого материала; в деятельности ансамблей, репертуар которых отличается элементами вторич-ности, а также в деятельности коллективов, творчество которых опирается на обработанный фольклор. Исследователи народного творчества неоднократно обращались к вопросу постановки народной манеры пения. Изучение данной проблемы показало, что многие вопросы требуют подробного объяснения и развёрнутого обоснования. Одним из главных вопросов аутентичной и концертно-сценической манер является вопрос о звукоидеале: в аутентичной манере пения, с учётом многообразия народных традиций, такого понятия просто не существует, в то время как в концертно-сценической ему придаётся большое значение.
Ключевые слова: русская музыкальная культура, песенный фольклор, этноин-тонационный слух, этноинтонирование, народное пение, тип звукоизвлечения, манера исполнения, вокальное музыкальное образование.
Summary. As it is known song folklore has always been an integral part of Russian and World music culture. For example Russian folk vocal has centuries-old traditions and contains vast emotional and moral potential. Presently the interest towards national song folklore and pedagogical guidance of the process and its mastering by students is quite high both in Russia and all over the world. Summarizing and studying of this method showed that this problem has different pedagogical approaches. While turning the singers towards song folklore we have two basic approaches to its mastering: in authentic and concert scene manner. At the same time according to research esscenic life of folk works can be observed
123
in three different directions and they are: the work sofethno-folk (authentic) bands that make the chosen material sound the most precisely, the band swhose repertory can contain some elements of second ariness and bands whose creative work is based upon processed folk. The researchers of national folk music many times turned to the matter of voice training in a folk manner. Studying of this problem showed that many questions require explanation in detail and detailed rationale. One of the main questions of authentic and scene concert manners is the question of an ideal sound and in authentic song manner there is no such thing at all because of diversity of national traditions while in concert scene manner it is given a great significance.
Keywords: Russian musical culture, song folklore, ethnical into national hearing, ethnical intonationing, folk singing, type of sound extracting, manner of performing, vocal music education.
124
Из всех видов вокальной речи народное пение, как известно, является самым древним. Песенный фольклор всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. В частности, русское народное пение имеет многовековые традиции и содержит в себе огромный эмоциональный и нравственный потенциал. В настоящее время интерес к национальному песенному фольклору и педагогическому руководству процессом его постижения учащимися достаточно высок как в нашей стране, так и в других странах. В зоне пристального внимания педагогов-вокалистов и исследователей находятся вопросы вокальной методики сольного народного пения. Одной из актуальных проблем в этой области является изучение народной манеры пения. Анализ исследований, осуществляемых в данном направлении, показывает, что многие вопросы требуют подробного объяснения и развёрнутого обоснования [1, с. 25].
Как отмечает Е. В. Баклыкова [2], народная песня и народная манера пения, наряду с языком этноса, являют-
ся важнейшими составляющими русской народной культуры. В этом её поддерживает В. И. Байтуганов [3], который подчёркивает, что в наибольшей степени особенности этноса проявляются в речи, интонации. При этом речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, по мнению исследователя, и составляют суть народной манеры пения.
Сходных взглядов придерживается и Н. В. Калугина. Так, по определению педагога, «народная манера пения - это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды» [4]. Таким образом, данная исполнительская манера в своей основе имеет особенности диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта народных певцов определённой местности.
Искусство традиционного пения передавалось из поколения в поколение. Как считает О. М. Герасимов [5], «вторичную» жизнь произведений песенного фольклора можно проследить в их «автономном» существовании на
современной многоликой эстраде, в частности в репертуаре отдельных исполнителей, фольклорных ансамблей и т. д. Согласно мнению исследователя, сценическая жизнь произведений фольклора может быть рассмотрена в трёх основных направлениях:
1) в творчестве фольклорно-этно-графических (аутентичных) коллективов, деятельность которых отличается максимальной точностью воспроизведения привлекаемого материала;
2) в деятельности ансамблей, репертуар которых отличается элементами вторичности;
3) в деятельности коллективов, творчество которых опирается на обработанный фольклор.
С нашей точки зрения, в основных подходах к обучению народному пению можно выделить два магистральных направления, которые условно обозначим как аутентичное и концертно-сценическое. Рассмотрим их более подробно.
Аутентичное направление в освоении народно-песенного материала, сложившееся в педагогике музыкального образования, характеризуется рассмотрением народных песен как самостоятельной художественной ценности. В этом случае на первое место выходит постижение учащимися интонационной природы народной песни, её многовариантности, раскрытие художественного образа и средств художественной выразительности, присущих народной музыкальной культуре.
В свою очередь, в русле этого направления можно выделить два основных подхода к обучению народному вокалу.
Первый из них предполагает освоение народной песни вне направленности
на углублённое изучение какой-либо одной или нескольких региональных традиций. Зерном данной концепции является освоение учащимися народно-песенного наследия без учёта специфики народно-песенного интонирования, но в народной манере звукоизвлече-ния [6, с. 12].
Характеризуя данный подход к освоению песенного фольклора, следует отметить труды Л. Л. Куприяновой, сориентированные на систему общего музыкального образования. В разработанной автором программе «Русский фольклор» для общеобразовательных учебных заведений [7] представлены различные жанры традиционной культуры. Это прибаутки, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки, молчанки и т. п. При этом учебный материал выстроен, главным образом, в соответствии с народным календарным циклом, характерным для общерусской традиции.
Несмотря на то что в начальной школе задача освоения детьми тех или иных региональных традиций не предусмотрена, в методических рекомендациях к программе Л. Л. Куприянова подчёркивает, что при работе «на специально подобранном народно-песенном материале ни в коем случае не следует забывать о местных певческих традициях. Если есть возможность включать в программный репертуар свои местные варианты песен, игр, танца, конечно, нужно ею воспользоваться» [Там же, с. 24]. По наблюдениям автора, результаты работы в подобных случаях «превосходят все ожидания» [Там же].
Апробация данной программы в педагогической практике доказала целесообразность:
125
126
• введения в учебный материал возможно более полного (в зависимости от возрастных особенностей детей) жанрового многообразия русского фольклора;
• выстраивания учебного материала в соответствии с народным календарным циклом;
• перспективность раскрытия органического взаимодополнения и взаимосопряжения различных народных жанров в каждом из периодов календарного цикла;
• включения в содержание занятий всё более полной работы учащихся с вариантами песен: от различения на слух нескольких спетых учителем вариантов (второй год обучения) к самостоятельному нахождению детьми вариантов к ранее пройденной песне (третий год обучения) и сочинению учащимися вариантов к знакомым напевам и инструментальным наигрышам (четвёртый год обучения).
В начальной школе задача освоения детьми тех или иных региональных традиций автором не предусмотрена. Согласно авторской концепции, такое ознакомление должно осуществляться на более поздних этапах обучения.
Второй подход к обучению народной манере пения в русле аутентичного направления предусматривает направленность на освоение учащимися какой-либо одной конкретной народно-песенной традиции. Данный подход приобретает в трудах отечественных педагогов-музыкантов особое значение ввиду наличия в России большого числа фольклорных традиций со своими, только им присущими стилевыми особенностями. Вот почему к разработке методики освоения учащимися той или иной отдельно взятой
народно-песенной традиции обращаются ныне многие педагоги. «Петь точно как народ - по строю и по характеру интонирования, копируя образец народного исполнения в его диалектном варианте» [2] - таков главный девиз коллективов, работающих в данном направлении.
Подобный подход к изучению народного творчества предлагает Н. Н. Гилярова [8; 9], её труды вносят большой вклад в разработку этой проблемы. Автором проведена фундаментальная работа по сбору и систематизации традиционного песенного фольклора Рязанской и Пензенской областей, являющегося частью среднерусской региональной традиции, а также по созданию методической базы для введения её в содержание занятий детских фольклорных коллективов. Тем самым обеспечивается углублённое изучение детьми песенного фольклора данных областей. Следует отметить и то, что реализация такого подхода стала возможной благодаря ориентации педагога-музыканта на изучение детьми народно-песенного материала в учреждениях фольклорного профиля. Принцип подбора учебного материала, рекомендованный автором, - последовательное освоение учащимися различных жанров, от колыбельных и прибауток до игровых песен на святочных посиделках. При этом освоение песенного фольклора предлагается осуществлять не только в слушательской и певческой, но и в музыкально-композиционной деятельности. Принципиально важно, что особое внимание исследователь обращает на самостоятельную работу учащихся по созданию песенных образцов по аналогии с уже изученным ими материалом.
В опоре на труды Н. Н. Гиляровой можно считать доказанным, что освоение конкретной народно-песенной традиции предполагает:
• определение круга типичных для неё жанров;
• выстраивание их в определённой последовательности с учётом специфики работы детского фольклорного коллектива;
• включение в содержание занятий самостоятельной работы учащихся по созданию песенных образцов по аналогии с уже изученным ими материалом.
Сходной позиции придерживается в своём исследовании новгородского народно-певческого искусства М. К. Бурьяк [10], однако следует заметить, что автор в своей программе «Фольклорное пение» подходит к решению обозначенной выше проблемы более полно и многогранно.
Концепция М. К. Бурьяк также направлена на освоение учащимися песенного материала определённой региональной традиции и сориентирована, главным образом, на систему дополнительного музыкального образования. Автором создана программа освоения новгородской народно-песенной традиции, выстроенная по линии постепенного усложнения материала по жанрам и вокальному мастерству, в том числе и в области постижения учащимися основ исполнительского народно-певческого стиля данной традиции.
Программа М. К. Бурьяк рассчитана на семилетний курс обучения. Русский музыкальный фольклор представлен в ней не только региональными, но и, что очень важно, локальными традициями Новгородской, Псковской, Вологодской, Ленинградской и
Тверской областей, традиционно причисляемых исследователями к северно-русской или северо-западной традициям. Более того, предусматривается освоение учащимися песенного материала Краснодарской, Ростовской и Смоленской областей.
Наиболее полно в программе раскрывается специфика народно-певческих стилей, присущих традиции Великого Новгорода. При этом, помимо традиционного народно-песенного стиля, автором также предусматривается ознакомление учащихся с его различными модификациями, сложившимися под влиянием древнерусского и академического народно-певческих стилей.
Освоение локальных народно-песенных стилей и их взаимодействия с другими стилевыми направлениями отечественной музыкальной культуры выходит в данной программе за рамки традиционной музыкальной культуры отдельных регионов России. Учащиеся знакомятся на музыкальных занятиях с национальной музыкальной культурой Белоруссии, Украины и ряда других стран.
Необходимо отметить, что теоретическая и методическая разработка М. К. Бурьяк проблемы освоения учащимися музыкального фольклора убедительно свидетельствует о целесообразности:
• освоения детьми, в том числе младшего школьного возраста, как региональных, так и локальных народно-певческих традиций;
• изучения учащимися народно-песенных образцов в широком культурологическом контексте.
Определённый вклад в рассматриваемое направление принадлежит и автору настоящей статьи. Так, в 2001 и
127
2002 годах были опубликованы работы, основанные на народно-песенном материале среднерусского региона и адресованные детям: это сборники «Школа фольклорного сольфеджиро-вания», выпуск 1 [11] и выпуск 2 [12], которые содержат более 300 народных песен. Записанные педагогами-музыкантами в полевых экспедициях по Тульской и Московской областям, эти образцы расшифрованы с целью развития музыкального слуха учащихся на близком им народно-песенном материале, а также для обогащения песенного репертуара подрастающих поколений. Исходным концептуальным положением автора является признание необходимости рассмотрения содержания образования и методов обучения, направленных на освоение детьми песенного фольклора, с точки зрения их соответствия природе народно-песенного интонирования.
Смысловое ядро методики - её ориентация на постижение учащимися этноинтонационной природы народно-песенной традиции среднерусского региона. Учитывая, однако, достаточно I28 обширные территории среднерусского региона, основное внимание было сосредоточено на освоении детьми песенного фольклора Московской и Тульской областей.
В соответствии с целевой направленностью на постижение учащимися этноинтонационной природы песенного фольклора среднерусского региона, методика ориентирована на решение следующих задач:
• развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к песенному фольклору в целом и особенностям его бытования в данном регионе;
• освоение детьми наиболее типичных для среднерусской народно-
песенной традиции жанров, характерных для неё мелодических оборотов и типов мелодики, ладовых структур, типов песенного стихосложения, строфических особенностей и характера многоголосия;
• овладение учащимися умениями и навыками этноинтонирования на типичных для среднерусского региона народно-песенных образцах;
• приобретение детьми опыта творческой деятельности по распева-нию текста песни в соответствии с основными принципами изучаемой традиции.
Ориентация методики на постижение учащимися этноинтонацион-ной природы среднерусской народно-песенной традиции находит своё выражение, прежде всего, в целенаправленном развитии этноинтонационно-го слуха детей и овладения ими навыками этноинтонирования. В сфере внимания учащихся оказываются также присущие музыкальному фольклору синкретизм, каноничность, вариа-ционность и импровизационность.
Специальное внимание в данной методике уделяется последовательному, целенаправленному расширению теоретических, исторических и этнографических представлений детей о среднерусском регионе, его народных праздниках и обычаях.
Таким образом, постижение детьми этноинтонационной природы региональной традиции осуществляется на разных уровнях: это и типичные для неё попевки, и особенности музыкального языка, исполнительской манеры, жанров, стилей, мировоззренческих представлений.
В своей совокупности изучение народно-песенной традиции на данных уровнях способно обеспечить
целостность слуховых представлений учащихся о народно-песенной региональной культуре и овладение ими навыками этноинтонирования. Следует отметить также, что большое значение в этой методике придаётся раскрытию тесной связи, существующей между народной песней и национальным языком. Как указывал З. Кодай, один из пионеров по созданию программ детского воспитания на национальной основе, «изучение одного облегчает овладение другим» [13, с. 129].
В целом процесс постижения детьми народно-песенной традиции представляет собой трёхэтапную структуру, в которой первый этап, согласно интонационной концепции В. В. Ме-душевского, обозначен автором как «протоинтонационный» [14], поскольку изучаемый феномен фольклорного искусства предстаёт в сознании детей как синкретическая целостность; второй этап обучения обозначен как базовый, его предназначение заключается в более глубоком постижении детьми народно-песенной традиции, что предполагает погружение и пребывание их в этноинтонационной сфере осваиваемой традиции; наконец, третий этап освоения народно-песенной традиции обозначен как творчески-преобразовательный, он предполагает воссоздание учащимися напева в собственном творческом варианте, близком народно-песенной традиции.
Второе направление обучения народному пению можно обозначить как концертно-сценическое. В отличие от аутентичного направления, оно характеризуется освоением особого концертно-сценического стиля исполнения народных песен. Данный стиль сформировался усилиями про-
фессионалов, работающих на концертных площадках и представляющих российское искусство в основном за рубежом.
Как отмечает Л. В. Шамина [15, с. 95], «концертное народное пение - это вокально-исполнительский жанр, обладающий самостоятельной эстетической системой, своими особенностями развития и собственным местом в современной культуре». Этой же точки зрения придерживается исследователь народного музыкального творчества Е. В. Баклыкова [2], считающая, что музыкальное мышление профессионального концертирующего певца-солиста отличается от мышления бытового исполнителя, поскольку обучающийся певец не ощущает песню как свою живую речь и потому в его пении всегда можно услышать деление на такты и ноты. И это естественно, так как сценическое искусство - самостоятельное искусство со своими законами сценической речи. Сцена диктует свои законы, концертирующий певец осуществляет творческую деятельность в рамках профессионального музыкального искусства, в основе которого лежит особая форма контакта музыканта и аудитории, чего не предусматривает бытовое пение.
Процесс профессионализации народно-песенного искусства в России осуществлялся на протяжении почти двух столетий. Так, начиная с середины XIX столетия в России происходил процесс постепенного «окультуривания» народной песни усилиями профессиональных музыкантов. Не последнюю роль здесь играло творчество композиторов, поскольку народно-песенная стихия, по выражению Б. В. Асафьева, питала русское опер-
129
130
ное и симфоническое искусство, не говоря уже о камерных вокальных жанрах. В области исполнения народных песен постоянно велись поиски новой стилистики и манеры пения. В сфере концертного исполнения это привело в итоге к обучению народному пению на основе общерусской (над-диалектной) манеры, которая позволяла певцу развиваться во всём объёме необходимых профессиональных навыков, знаний и умений, не ограничиваясь специфическими признаками диалекта, жанров, репертуара и диапазона, предусмотренных в ходе освоения какого-либо одного музыкального диалекта.
В России концертно-сценическо-му народному стилю пения на протяжении многих лет успешно обучают в Российской академии музыки имени Гнесиных. Начало данному направлению, получившему название «гнесин-ской школы народного пения», было положено Н. К. Мешко, которая создала уникальную методику постановки народных голосов. Среди её учеников такие мастера народного вокального исполнительства, как Людмила Зыкина, Надежда Бабкина, Татьяна Петрова, Людмила Рюмина и многие другие. Главным достижением этой школы Нина Константиновна считала секрет природной постановки народных голосов, заключающийся в открытом народном звукоизвлечении с соединением регистров на каждом звуке диапазона. Как отмечала Н. К. Мешко, в основе такой манеры пения лежит открытая распевная речь с преобладанием смысловой интонации [16].
Говоря о разработке методики постановки народного голоса в кон-цертно-сценической манере, нельзя
обойти вниманием труд Л. В. Шами-ной «Основы народно-певческой педагогики». Характеризуя школу русского народного пения, сложившуюся в Российской академии музыки имени Гнесиных, Л. В. Шамина подчёркивает её направленность на «культивирование народных голосов», при котором сохраняются основные признаки народного пения, такие как открытый характер звучания, речевая манера интонирования. При этом данные признаки одновременно сочетаются с качествами профессионального пения, которые автор классифицирует определением «культура пения» [15, с. 9-10].
Одним из главных вопросов аутентичной и концертно-сценической манеры исполнения является вопрос о звукоидеале. В аутентичной манере пения, с учётом многообразия народных традиций, такого понятия просто не существует, в то время как в концертно-сценической ему придаётся большое значение. По мнению Л. В. Шаминой, к звукоидеалу можно отнести звучание голоса, поставленное от природы, свободно льющееся и отличающееся своей яркостью. Основными принципами обучения народному пению в концертно-сцени-ческой манере являются: естественный, близкий звук, незначительная вибрация голоса, близкая к разговорной речи дикция, естественное головное резонирование без прикрытия голоса, плотное грудное звучание [Там же, с. 105].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что проблема интерпретации фольклора в наше время приобретает всё более насущный характер. Как отмечает Г. Н. Марахтанова, вместе с крестьянским бытом постепенно
утрачиваются и архаичные традиции, и современники пытаются сохранить их в новых социокультурных условиях [17, с. 105]. Наблюдается активный поиск оригинальных форм воплощения песенного фольклора на концертной эстраде, вплоть до джазовых импровизаций на народные темы-напевы. Подобный опыт уже имеется в мировой музыкальной практике. Следует отметить и всё возрастающую роль песенной эстрады в нашем обществе и её влияние на музыкальную культуру. К настоящему времени музыкальная эстрада, особенно такие её разновидности, как джаз и рок, радикально повлияла на самые разнообразные жанры музыкального искусства, поэтому многие академические и фольклорные жанры в своём исполнении используют стилистику джаза и рока. По словам М. М. Муратова, являясь частью современной массовой культуры, эстрадное искусство впитывает в себя традиции музыкального фольклора, тем самым фольклор «модернизируется», а сама эстрада «фолькло-ризируется», приобретая сегодня характер массового народного творчества [18].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Молодых, Н. А. Взаимодействие эстрадной и народной манер как основополагающий принцип в процессе обучения эстрадному пению в России [Текст] : магистерская диссертация / Н. А. Молодых. - М. : МПГУ, 2014. -96 с.
2. Баклыкова, Е. В. Народная манера пения. Основные принципы [Электронный ресурс] / Е. В. Баклыкова. - Режим доступа: http://www.rnd-sale.ru/baklykova-elena-паг0(1пауа-тапега-решуа-0 8п0Упуе-рппару
3. Байтуганов, В. И. Народная манера пения и обучение ей [Электронный ресурс] / В. И. Байтуганов. - Режим доступа: http:// www.rnd-sale.ru
4. Калугина, Н. В. Основы методики работы с русским народным хором [Электронный ресурс] / Н. В. Калугина. - Режим доступа: http://www.rnd-sale.ru
5. Герасимов, О. М. Аутентичный фольклор и его сценическая судьба [Электронный ресурс] / О. М. Герасимов. - Режим доступа: www.astrasong.ru
6. Пивницкая, О. В. Освоение школьниками национального песенного фольклора (на материале среднерусского региона) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Пивницкая. - М., 2008 -22 с.
7. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор [Текст] / Л. Л. Куприянова // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. -М. : Дрофа, 2001. - С. 269-279.
8. Гилярова, Н. Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области [Ноты] / Н. Н. Гилярова. - М. : Советский композитор, 1985. - 44 с.
9. Гилярова, Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Ч. II [Ноты] / Н. Н. Гилярова. - М. : Родник, 1999. -68 с.
10. Бурьяк, М. К. Новгородское народно-певческое искусство [Текст] : научное исследование. Приложение к альманаху «Чело» / М. К. Бурьяк. - Великий Новгород, 2000. - 120 с.
11. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Ноты] / О. В. Пив-ницкая. - Вып. 1. - М. : Композитор,
2001. - 92 с.
12. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Ноты] / О. В. Пив-ницкая. - Вып. 2. - М. : Композитор,
2002. - 131 с.
13. Кодай, З. Мой путь к музыке [Текст] / З. Кодай // Советская музыка. - 1982. -№ 12. - С. 129-130.
14. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 265 с.
131
15. Шамина, Л. В. Основы музыкально-певческой педагогики [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Шамина. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2010. - 200 с.
16. Мешко, Н. К. Искусство народного пения [Текст] : практич. руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 2 / Н. К. Мешко. - М. : Изд-во НОУ «Луч», 2002. - 80 с.
17. Марахтанова, Г. Н. Исполнительская интерпретация аутентичного песенного фольклора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astrasong.ru/ 18ро1ш1е18кауа-т1егрге1ас1уа-аи1еп11сЬп(^о -pesennogo-folklora.html
18. Муратов, М. М. Эстрада как феномен массовой культуры [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. М. Муратов. -Казань, 2005. - 19 с.
132