ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЛЬФЕДЖИО: ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕГО ОСВОЕНИЯ
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В предлагаемой статье речь идёт об одной из разновидностей стилевого сольфеджио, а именно о фольклорном сольфеджио, которое направлено на развитие стилевого слуха и навыков интонирования, в данном случае - на народно-песенном материале. В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Многие педагоги и исследователи видят огромные возможности развития интонационного слуха на народно-песенном материале. Следует отметить, что народная песня как материал для сольфеджирования привлекала внимание многих педагогов и эт-номузыкологов. Одним из главных отличий фольклорного сольфеджио от академического является принципиальный отказ от «принудительного» и «опережающего» освоения теории музыки. На занятиях фольклорного сольфеджио уместно применять особую форму подачи учебного материала, позволяющую в обучении детей опираться, прежде всего, на реально звучащую музыку. Благодаря этому изучаемые песни перестают быть только интеллектуально познаваемым учебным материалом, а становятся фактом художественного переживания. Данный метод следует признать особенно эффективным для практики фольклорных коллективов, сочетающих учебную и концертно-исполнительскую деятельность. С самого начала обучения в таких коллективах дети выступают и как артисты, поэтому занятия сольфеджио непосредственно и естественно взаимосвязаны с хоровыми. Применяемые на практике основные формы работы в классе фольклорного сольфеджио в их взаимосвязи направлены на планомерное и систематизированное развитие у учащихся навыков пения по нотам, интонирования и развития слуха с учётом особенностей музыкально-этнографического материала.
95
Ключевые слова: стилевое сольфеджио, фольклорное сольфеджирование, народно-песенный материал, освоение, этноинтонационный слух, этноинтонирование, интонационная природа народной песни, русская музыкальная культура.
Abstract. The given article describes one of style solfeggio types and especially folk solfeggio pointed at the development of style hearing and intonation skills in folk-song material. For the recent decades in musical education pedagogy there has been an opinion that music material requires methods of education matching its intonation nature. A lot of teachers
and researchers see big prospects of intonation hearing development within folk-song material. It is worth mentioning that folk song attracts the attention of teachers and ethnomu-sicologists as a solfeggio material. One of the main differences of folk solfeggio from the academic is a fundamental refusal from "compulsory" and "premature" mastering of music theory. It is suitable to apply a special form of material delivery that allows to base on real music at folk solfeggio classes for children. Thanks to this fact songs stop being only intellectually cognized material for education but become a fact of artistic experience. This method shall be recognized especially efficient for the practice offolk groups combining educational and concert performance activity. From the very beginning of education in such groups children perform as artists and this is why solfeggio classes are directly connected with choral. The basic forms of work applied in practice at school of practicing folk solfeggio in their interconnection are pointed at systematic development of singing the notes skills, intonating and development of hearing minding the peculiarities of musical - ethnographical material.
Keywords: style solfeggio, folk solfeggio, folk-song material, mastering, ethno-intonatio-nal hearing, ethnical intonation, intonation nature of folk songs, Russian musical culture.
96
Говоря о фольклорном сольфеджио, мы имеем в виду, прежде всего, стилевое сольфеджио, которое направлено на развитие именно стилевого слуха и навыков интонирования, в данном случае - на народно-песенном материале. Следует отметить, что в определении предмета «Фольклорное сольфеджио» ключевыми являются оба слова, так как, с одной стороны, мы имеем дело с обычной программой сольфеджио, в ходе которой учащиеся должны освоить определённые навыки и систему музыкальных знаний, а с другой - всё это должно осуществляться на фольклорном музыкальном материале.
В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Это необходимо учитывать на занятиях с учащимися фольклорных школ, студий и других коллективов, изучаю-
щих и исполняющих фольклорные произведения. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что на уроках сольфеджио учащиеся имеют дело с музыкальным материалом, который кардинально отличается от того, который они исполняют на фольклорных занятиях, в то время как именно на уроках сольфеджио наиболее целесообразно подготовить слух и интонационные навыки учащихся к освоению фольклорного материала.
Многие педагоги и исследователи видят огромные возможности развития интонационного слуха на народно-песенном материале. Рассмотрим с этих позиций различные точки зрения на интонационно-слуховое и певческое освоение учащимися народно-песенного творчества. Результаты проведённого анализа дают основания выделить два основных направления в трактовке народно-песенного материала, сложившиеся в педагогике музыкального образования.
Первое направление характеризует рассмотрение народно-песенных образцов как материала для сольфеджирования. Тем самым народные песни выполняют в учебно-образовательном процессе главным образом вспомогательную дидактическую функцию, способствуют расширению интонационно-слуховых представлений учащихся и не имеют самостоятельной художественной ценности. При этом предусматривается традиционный подход как к нотному, так и к словесному тексту, заключающийся в разучивании и воспроизведении народных песен в полном соответствии с нотной записью.
Необходимо подчеркнуть, что на целесообразность использования народно-песенного материала в сборниках сольфеджио одним из первых обратил внимание А. Л. Островский, который считал народные песни благодатным учебным материалом для сольфед-жирования, в особенности на первых порах обучения [1]. Аргументируя свою позицию, автор указывает на ясность ладоритмической организации народно-песенного материала, лаконичность и чёткость формы при многообразии структур, а также на самостоятельную и полноценную художественную образность мелодии, которая не нуждается в сопровождении. Подобные свойства, по мнению педагога, делают народную песню незаменимой музыкальной основой воспитания слуха.
Второе направление в трактовке народно-песенного материала, сложившееся в педагогике музыкального образования, отличает рассмотрение народных песен как самостоятельной художественной ценности. В данном случае на первое место выходит постижение учащимися интонационной природы народной песни, её многовариантности,
раскрытие художественного образа и средств художественной выразительности, присущих народной музыкальной культуре.
В свою очередь, в русле этого направления можно выделить два основных подхода к рассмотрению народных песен в качестве учебного материала.
Первый из них предполагает освоение народной песни вне направленности на углублённое изучение какой-либо одной или нескольких региональных традиций. Наиболее полное и многогранное воплощение данный подход получил в музыкально-педагогических концепциях З. Кодая [2; 3] и К. Орфа [4]. Авторами ставится цель освоения учащимися народно-песенного наследия, но без учёта специфики народно-песенного интонирования, которое осуществляется в академической манере.
Так, в концепции З. Кодая и разработанной на её основе системе музыкального воспитания [2; 3] учебный материал базируется преимущественно на образцах венгерского музыкального фольклора. В качестве дополнения используются вокальные упражнения, написанные автором «в системе и духе» венгерской народной песни. При помощи такого материала, по мысли композитора, можно привить детям любовь к венгерской народной песне, подготовить ребёнка к её исполнению, целенаправленно и последовательно обогатить его песенный репертуар, включив в него большой массив народных песен. Всё это в совокупности будет способствовать сохранению венгерской национальной музыкальной культуры, что и является основной целевой установкой автора.
В элементарном музыкальном воспитании по системе К. Орфа [4] при обращении к народно-песенному ма-
97
98
териалу акцент делается на освоение детьми основных алгоритмов, свойственных, прежде всего, архаическим пластам народной музыки. В процессе специально организованной музыкально-творческой деятельности ребёнок учится оперировать почерпнутыми из народной музыкальной культуры базовыми попевками, которые и становятся основой для детских импровизаций и музыкально-сценических композиций.
Второй подход к рассмотрению народных песен в качестве учебного материала, имеющего самостоятельную художественную ценность, отличается направленностью образования на освоение учащимися какой-либо одной конкретной народно-песенной традиции.
Подобный подход к изучению народного творчества предлагает Н. Н. Ги-лярова [5-7]. В трудах автора собран и педагогически выстроен песенный фольклор Рязанской и Пензенской областей, являющийся частью среднерусской региональной традиции. Тем самым обеспечивается углублённое изучение детьми песенного фольклора данных областей. Следует отметить и то, что оно стало возможным благодаря ориентации педагога-музыканта на изучение детьми народно-песенного материала в учреждениях фольклорного профиля. Принцип подбора учебного материала, рекомендованный автором, - последовательное освоение детьми различных жанров, начиная от колыбельных и прибауток до игровых песен на святочных посиделках. При этом освоение песенного фольклора предлагается осуществлять не только в слушательской и певческой, но и в музыкально-композиционной деятельности. Принципиально важно, что особое внимание исследователь
обращает на самостоятельную работу учащихся по созданию песенных образцов по аналогии с уже изученным ими материалом.
Близкой позиции придерживается в своём исследовании о новгородском народно-певческом искусстве М. К. Бурьяк [8]. Концепция автора также направлена на освоение учащимися песенного материала определённой региональной традиции и сориентирована главным образом на систему дополнительного музыкального образования. Автором создана программа освоения новгородской народно-песенной традиции, выстроенная по линии постепенного усложнения материала по жанрам и вокальному мастерству, в том числе и в области постижения учащимися основ исполнительского народно-певческого стиля данной традиции.
Определённый вклад в рассматриваемое направление принадлежит и автору настоящего исследования. Так, в 2001 и 2002 годах были опубликованы работы, основанные на народно-песенном материале Среднерусского региона и адресованные детям. Это сборники «Школа фольклорного соль-феджирования», вып. 1 и 2 [9; 10], в которых содержится более 300 народных песен. Записанные педагогами-музыкантами в полевых экспедициях по Тульской и Московской областям, эти образцы расшифрованы нами с целью развития музыкального слуха учащихся на близком им народно-песенном материале и обогащения песенного репертуара подрастающих поколений.
Одним из главных отличий фольклорного сольфеджио от академического является принципиальный отказ от «принудительного» и «опережа-
ющего» освоения теории музыки. Учитывая тот факт, что в фольклорные школы и студии часто приходят пяти-шестилетние дети, ещё не начавшие обучаться игре на музыкальных инструментах, не знающие нот и просто не умеющие читать и писать, на занятиях фольклорного сольфеджио уместно применять особую форму подачи учебного материала, позволяющую в обучении детей опираться, прежде всего, на реально звучащую музыку. Благодаря этому изучаемые песни перестают быть только интеллектуально познаваемым учебным материалом, а становятся фактом художественного переживания. Эффективность такого метода в обучении детей заключается в том, что в опоре на непосредственное чувствование музыки дети постепенно и естественно подходят к уровню её всестороннего эмоционально-осознанного постижения. В конечном счёте это способствует творческому воспроизведению характерных особенностей русской песни.
Предлагаемые для фольклорного сольфеджирования нотные примеры должны быть обязательно проработаны в классе. При этом песня первоначально прослушивается в аудиозаписи, затем её повторяет педагог, после чего хором исполняют дети. Следующий этап работы над песней - сольфеджи-рование. Таким образом, в классе осуществляется работа над одной-двумя песнями, которые затем учащиеся доучивают дома. Иногда разучивание наизусть происходит уже в классе, что показывает несомненную эффективность предлагаемого метода в развитии музыкальной памяти.
Данный метод следует признать особенно эффективным для практики фольклорных коллективов, сочетаю-
щих учебную и концертно-исполни-тельскую деятельность. С самого начала обучения в таких коллективах дети выступают и как артисты, поэтому занятия сольфеджио непосредственно и естественно взаимосвязаны с хоровыми. Впоследствии к ним, как правило, добавляется освоение какого-либо музыкального инструмента.
Применяемые на практике основные формы работы в классе фольклорного сольфеджио в их взаимосвязи направлены на планомерное и систематизированное развитие у учащихся навыков пения по нотам, интонирования и развития слуха с учётом особенностей музыкально-этнографического материала.
В свете сказанного необходимо подчеркнуть, что присущая песенному фольклору интонационная природа обозначена нами как этноинтонаци-онная, поскольку она отражает специфику слуховых представлений и особенностей интонирования того или иного этноса и является его неотъемлемым сущностным качеством. А это значит, что нет и не может быть народно-песенной традиции вне её этнической самобытности, которая проявляется в особом этнослышании и этноинтониро-вании. Вот почему для освоения народно-песенной традиции необходимо, во-первых, развитие слуха, который может быть обозначен как этно-интонационный, во-вторых, певческое развитие учащихся, направленное на овладение ими умениями и навыками этноинтонирования, присущего изучаемой традиции.
Под этноинтонационным слухом понимается слух, воспитанный на музыкально-слуховых представлениях, типичных для конкретного этноса. На развитие такого слуха и должно быть
99
100
направлено содержание и методы музыкального образования, сориентированного на освоение народно-песенного материала конкретной народно-песенной традиции.
Под этноинтонированием понимается реализация музыкально-слуховых представлений, присущих тому или иному этносу, в своём исполнении.
В целом, говоря о занятиях в классе фольклорного сольфеджио, можно выделить следующие основные формы работы.
1. Работа с фонограммой. Анализ работы фольклорных коллективов показывает, что освоение этнической музыки невозможно без постоянной работы с «подлинником», то есть с реально звучащим материалом, поэтому в курсе фольклорного сольфеджио предполагается прослушивание музыкальных примеров. На практике это означает ознакомление с песней не по нотам, а именно с голоса. При этом следует учитывать, что экспедиционный материал иногда бывает низкого технического качества и приемлем только для расшифровки, а не для прослушивания детьми. Поэтому в первый раз такие образцы должны быть прежде всего пропеты педагогом со словами и лишь затем сольфеджируя. Это способствует возникновению у детей устойчивой связи между услышанной музыкой и увиденными нотами. В дальнейшем такой подход помогает ребёнку осознать песню в целом как художественное произведение.
Такое целостное восприятие характеризует бытование музыкального фольклора в деревне, там, где ещё сохранилось традиционное пение. Песня именно передаётся из уст в уста, то есть поётся, заучивается целиком. С новыми участниками народного ан-
самбля никто не занимается специально, разучивая песню по частям и фрагментам. Таким образом, освоение песни происходит у ребёнка постепенно и естественно, методом её прослушивания и запоминания. При данном подходе у него формируется фольклорное мышление, посредством которого песня воспринимается как цельный художественный организм в неразрывном единстве формы, лада, ме-троритма и интонационных особенностей. Следует отметить, что в своей практике мы часто встречались с неспособностью профессиональных музыкантов, имеющих академическое образование, воспроизвести голосом услышанную народную песню без её нотной записи. Это является ярким доказательством неподготовленности их музыкального слуха к освоению фольклорных образцов.
2. Развитие слуховых навыков и музыкальной памяти необходимо, на наш взгляд, осуществлять по двум основным направлениям: письменные и устные упражнения. К письменным, в частности, относится музыкальный диктант, основная цель в работе над которым - научить правильно определять метроритмическое, ладовое и интонационное содержание народной музыки. Педагогу с самого начала очень важно не проигрывать мелодию для записи, а петь, тем самым ориентируя детей на работу с фонограммой в будущем.
Самые первые диктанты должны быть обязательно устными. На начальном этапе желательно прослушать фонограмму, затем спеть песню и повторить её вместе с детьми. После этого учащимся предлагается воспроизвести ритм напева, прохлопав, протопав или простучав его с использованием слогов
«та-ти-ти» (где, согласно принятой традиции, слог «та» означает четверть, а слог «ти» - восьмую). Следующий этап -ритмическая запись диктанта или длительностями на одной высоте, или каким-либо другим предложенным педагогом способом обозначения различных по длительности звучания нот. На заключительной стадии написания диктанта можно переходить к звуковысот-ной записи напева и тактированию.
Именно в работе над диктантом следует объяснить учащимся подтекстовку и связанную с ней группировку длительностей в такте. В работе над диктантом приоритетным становится воспроизведение мелодии голосом, а не проигрывание её на фортепиано. Подобный метод обучения призван ориентировать ребёнка не на темперированный строй, а на звучание человеческого голоса с присущими ему особенностями интонирования. Последнее особенно важно в подготовке учащихся к нотной расшифровке фонограмм.
3. Теоретический анализ фонограмм сопутствует закреплению практических навыков сольфеджирования и осуществляется после прослушивания песни. При этом учащимся предлагается определить лад, размер, длительности, ритмический рисунок напева, наличие или отсутствие затакта, движение мелодии по интервалам, её направление и т. д. Подобным образом происходит освоение и закрепление теоретических знаний. Повторение песни со словами и по нотам является основным упражнением в приобретении практических навыков фольклорного сольфеджирования.
4. Освоение специфики фольклорного интонирования. В нотных расшифровках песенных примеров традиционного фольклора довольно
часто можно встретить особенности нотации, присущие песенному фольклору. В частности, это касается использования звуков речевого характера на неопределённой высоте и таких приёмов, как скольжение, спад, так называемое «промежуточное» интонирование ступеней, йодль, интонирование форшлагов, мордентов, глиссандо, огласовки, подъёмов в мелодии.
Совершенно необязательно в классе сольфеджио требовать от детей безупречного воспроизведения всех встречающихся в примерах штрихов, но знакомить с ними, заострять на них внимание учащихся просто необходимо. Освоение таких специфических особенностей фольклорного интонирования целесообразно проводить по следующей методике: сначала прослушать, как это делают народные исполнители в аудиозаписи, потом - в исполнении педагога, который голосом выделяет данный штрих и объясняет особенности его исполнения. После этого следует показать нотную запись данного штриха. Подобный метод освоения фольклорного интонирования будет способствовать координации видео- 1°' (то есть нотации) и аудиоряда (реально звучащего материала), что позволит учащимся в дальнейшем постепенно освоить тот или иной тип интонирования. Впоследствии это послужит им хорошим подспорьем при расшифровке экспедиционных аудиозаписей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Островский, А. Л. Учебник сольфеджио [Текст, ноты] / А. Л. Островский. -Вып. 1. - Л. : Музгиз, 1962. - 228 с.
2. Кодай, З. Учебное пособие по сольфеджио [Текст, ноты] / З. Кодай. - Вып. 1. -М. : Композитор, 1993. - 47 с.
102
3. Кодай, З. Учебное пособие по сольфеджио [Текст, ноты] / З. Кодай. - Вып. 2. -М. : Композитор, 1993. - 96 с.
4. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа [Текст] / сост. А. Л. Баренбойм. - М. : Советский композитор, 1978. - 368 с.
5. Гилярова, Н. Н. Музыкальный фольклор Рязанской области [Текст, ноты] / Н. Н. Гилярова // Рязанский этнографический вестник. - Рязань : Изд-во Рязанского ОНМЦ народного творчества, 1994. -195 с.
6. Гилярова, Н. Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области [Текст, ноты] / Н. Н. Гилярова. - М. : Советский композитор, 1985. - 44 с.
7. Гилярова, Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству [Ноты] / Н. Н. Ги-лярова. - Ч. II. - М. : Родник, 1999. - 68 с.
8. Бурьяк, М. К. Новгородское народно-певческое искусство [Текст] : научное исследование / М. К. Бурьяк // Приложение к альманаху «Чело». - Великий Новгород : Новгородский технопарк, 2000. - 120 с.
9. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Текст, ноты] / О. В. Пивницкая. - Вып. 1. - М. : Композитор, 2001. - 92 с.
10. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Текст, ноты] / О. В. Пивницкая. - Вып. 2. - М. : Композитор, 2002. - 131 с.
REFERENCES
1. Ostrovskij A. L. Uchebnik sol'fedzhio. Vyp. 1. Leningrad: Muzgiz, 1962. 228 p. (in Russian)
2. Kodaj Z. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio. Vyp. 1. Moscow: Kompozitor, 1993. 47 p. (in Russian)
3. Kodaj Z. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio. Vyp. 2. Moscow: Kompozitor, 1993. 96 p. (in Russian)
4. Ehlementarnoe muzykal'noe vospitanie po sisteme Karla Orfa. Moscow: Sovetskij kompozitor, 1978. 368 p. (in Russian)
5. Gilyarova N. N. Muzykal'nyj fol'klor Ryazanskoj oblasti. In: Ryazanskij ehtnograficheskij vestnik. Ryazan': Izd-vo Ryazanskogo ONMC narodnogo tvorchestva, 1994. 195 p. (in Russian)
6. Gilyarova N. N. Novogodnie pozdravitel'nye pesni Ryazanskoj oblasti. Moscow: Sovetskij kompozitor, 1985. 44 p. (in Russian)
7. Gilyarova N. N. Hrestomatiya po russkomu narodnomu tvorchestvu. Ch. II. Moscow: Rodnik, 1999. 68 p. (in Russian)
8. Bur'yak M. K. Novgorodskoe narodno-pevcheskoe iskusstvo: nauchnoe issledovanie. In: Prilozhenie k al'manahu "Chelo". Velikij Novgorod: Novgorodskij tekhnopark, 2000. 120 p. (in Russian)
9. Pivnickaya O. V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya. Vyp. 1. Moscow: Kompozitor, 2001. 92 p. (in Russian)
10. Pivnickaya O. V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya. Vyp. 2. Moscow: Kompozitor, 2002. 131 p. (in Russian)