МЕТОД СТРУКТУРАЛИЗМА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИНТОНАЦИОННОГО ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991
Аннотация. Народная песня как предмет изучения на протяжении многих лет занимает центральное место в ряде трудов музыковедов и педагогов. Уже в ранних работах Б. В. Асафьева проводится мысль о непреходящей ценности традиционного песенного фольклора в музыкальном воспитании, необходимости его освоения и сохранения фольклорных традиций. Как показывают исследования последних лет, многие педагоги называют песенно-фольклорный материал в качестве наиболее физиологически комфортного для постановки детского голоса в силу некоторых особенностей, присущих именно музыкальному фольклору, и тесной связи, существующей между народной песней и национальным языком. В процессе этноинтонаци-онного освоения русского песенного фольклора весьма перспективным представляется применение метода структурализма, двухуровневая модель реализации которого направлена на выявление устойчивой песенной структуры (инварианта) внутри определённого песенного типа, освоение различных одноголосных вариантов одной песни с постепенным усложнением их мелодики, многослойное их наслоение и как результат - творческое воплощение в традициях народного исполнительства. Предложенный метод структурализма способствует активному развитию творческого начала учащихся и помогает сформировать нестандартный подход к работе над песней, что в дальнейшем позволит свободно ориентироваться в определённом народно-песенном материале и обусловит творческую компоненту, необходимую для живого народного творчества.
Ключевые слова: народное пение, народно-песенный материал, интонационное освоение, этноинтонирование, тип звукоизвлечения, манера исполнения, обучение, музыкальное образование.
157
THE METHOD OF STRUCTURALISM AND ITS APPLICATION TO PROCESS INTONATIONAL MASTERING THE RUSSIAN SONG FOLKLORE
O. V. Pivnitskaya,
Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991
158
Abstract. As is known folk song as a mastering material has been playing a central role in the studies of musicologists and teachers. So the early studies of B. Asafiev suggest that it is necessary to master traditional folksinging because it is exceptionally important in music education and essential for the maintenance of folk traditions. Russian and foreign teachers consider the mastering of traditional folksinging very important. The experience of some countries where folksinging plays an important role in music education shows clear progress in this field. According to the research of the recent years a lot of music teachers consider folk song material most physiologically comfortable for children's voice training minding some peculiarities that characterize musical folklore thanks to the close link between folksinging and national language. Nowadays teachers realize the comprehension of traditional folklore intonation nature in different ways. Work with different versions of the same song popular in one region or another is perspective in the process of Russian folksinging ethnic intonation mastering. The suggested method can be compared with the principles of structuralism widely applied in linguistics, literature and anthropology. In this case we speak about a steady song structure of a definite song type, comparing different versions of the same songs and detecting a possible invariant from the material and creating new versions on its basis in line with this tradition. The suggested structuralism approach promotes brisk growth of creativity with the students and helps forming an unconventional approach to a routine work on a song. This very approach will help us orientate in a specified folk song material and define the artistic component essential for any living folk art.
Keywords: folksinging folk song material, intonation mastering, ethnic intonation, type phonation, delivery, vocal education.
Введение
Народная песня как предмет изучения на протяжении многих лет занимает центральное место в ряде трудов музыковедов и педагогов. Уже в ранних работах Б. В. Асафьева проводится мысль о непреходящей ценности традиционного песенного фольклора и необходимости его освоения в музы-
кальном воспитании [1; 2]. По меткому выражению учёного, именно песенный фольклор, если он войдёт «в музыкальное сознание... как непосредственно живое, волнующее и свободным чувством охватываемое явление», станет прекрасной «интонационной опорой» для развития культуры слышания [2, с. 178]. Большое внимание освое-
нию традиционного песенного фольклора уделено в исследованиях И. Зем-цовского [3; 4].
Педагоги многих стран мира отводят народной песне огромное место в музыкальном воспитании детей и юношества. Например, З. Кодай, один из пионеров по созданию программ детского воспитания на национальной основе, отмечает, что изучение родного фольклора впоследствии облегчает овладение другими музыкальными стилями [5].
Интерес к национальному песенному фольклору и педагогическому руководству процессом его постижения учащимися достаточно высок и в нашей стране. При этом, как уже отмечалось нами, «...если ранее народная музыка за редким исключением рассматривалась лишь как одна из важных составляющих содержания музыкального образования, то в наши дни всё большее признание получает точка зрения, согласно которой именно национальная традиционная музыка может и должна стать первым музыкальным языком, который осваивают дети» [6, с. 95].
Следует, однако, учитывать, что в настоящее время народная преемственная исполнительская среда разрушена у многих народов, в том числе и у русских [7, с. 222]. Решению этой проблемы посвящён ряд исследований в современной педагогике [8-10]. Многие педагоги называют песенно-фольклорный материал в качестве наиболее физиологически комфортного для постановки детского голоса в силу некоторых особенностей, присущих именно музыкальному фольклору, и тесной связи, существующей между народной песней и национальным языком [4]. Лучшим методом раз-
вития интонационного слуха исследователи [11; 12] называют именно тот, который соответствует его природе. Речевая праоснова музыкальной интонации наиболее естественно вводит детей в систему музыкального языка.
Каждая музыкальная культура имеет свои национальные, характерные черты, то же можно сказать и о каждой региональной, и даже локальной, традиции. Об этом упоминают многие исследователи фольклора, успешно применяющие свои знания на практике. Так, Л. Христиансен [13, с. 12], долгие годы работавший с народными певцами, утверждает, что манера пения и фонетика языка органически связаны как элементы народной музыкальной речи. Следовательно, можно с уверенностью говорить, что песенная культура местной традиции является наиболее естественной основой для развития интонационного слуха учащихся.
Истоки, сущность и целевая направленность метода структурализма как педагогического инструментария 159 по освоению песенного фольклора
В настоящее время постижение эт-ноинтонационной природы традиционного фольклора осуществляется на разных уровнях: типичные попевки, особенности музыкального языка, исполнительская манера, жанры, стили, мировоззренческие представления.
В процессе интонационного освоения русского песенного фольклора весьма перспективной представляется работа с различными вариантами одной и той же песни, широко распространённой в том или ином регионе. Предлагаемый нами метод можно сравнить с методом структурализма,
160
применяемым в философии, лингвистике, литературе и антропологии. Термин «структура», как известно, пришёл к нам из архитектуры, где это слово означало способ, посредством которого части встроены в целое. Позже структурный подход стали использовать в гуманитарных науках. Большой вклад в развитие структурализма внёс В. Я. Пропп [14], который в своей работе «Морфология волшебной сказки» заметил, что в сказке имеются постоянные и переменные величины.
Проецируя данный метод на произведения музыкального фольклора той или иной традиции, мы можем выявить в ней устойчивую структуру внутри конкретного песенного типа. В конечном итоге такая работа связана с изучением структуры отдельной песни, сравнением различных вариантов этих структур, выявлением из имеющегося материала возможного инварианта и созданием на его основе новых вариантов в русле данной традиции.
Основным предназначением данного метода является воссоздание напева группой исполнителей в собственном творческом варианте, близком к данной народно-песенной традиции.
Двухуровневая модель реализации метода структурализма в процессе освоения образцов русского песенного фольклора
Применение метода структурализма позволило разработать двухуровневую модель постижения русского фольклора любой народно-песенной традиции:
1) освоение различных одноголосных вариантов одной песни с постепенным усложнением их мелодики как
основы для её последующего многоголосного исполнения;
2) многослойное наслоение различных вариантов одной и той же песни как результат её творческого воплощения в традициях народного исполнительства.
В народно-песенном материале среднерусской традиции это могут быть величальные песни свадебного обряда, имеющего в ряде регионов России наибольшую репертуарную сохранность и служащего своеобразным зеркалом, в котором отражаются наиболее характерные интонационно-стилистические черты данной традиции.
Рассмотрим один из вариантов широко распространённой по всей Тульской области песни «Что не белая берёза кудревая» (пример 1).
Сообразуясь с критерием простоты, наиболее уместным в данном случае, можно предположить, что небольшой амбитус1 (в объёме чистой кварты), несложная мелодия, простой ритмический рисунок и элементы повтор-ности позволяют использовать этот вариант песни в качестве инварианта.
На первом уровне освоения песни -одноголосном - изучение её различных вариантов предполагает несколько этапов, в соответствии с постепенным усложнением их мелодики как основы для её последующего многоголосного исполнения.
В качестве варианта на первом этапе работы над этой песней представляется целесообразным взять фрагмент этой песни в несколько усложнённом виде (пример 2).
Хотя приведённый вариант тоже не превышает квартовый объём и
1 Амбитус (лат. ambitus - обход) - категория модального лада, обозначающая совокупность всех звуков мелодии, расстояние от высшего до низшего её тонов, то есть её объём.
содержит явные элементы повтор-ности, а его мелодика и ритмика также несложны, ладовое наклонение в этом примере является более сложным: здесь уже явно проступают черты дорийского наклонения, характерного для данной песни в Тульской области.
На следующем этапе освоения учащимися песни целесообразно обратиться к освоению более сложного варианта (пример 3).
В этом песенном примере при сохранении ритмического рисунка ам-битус песни расширяется до малой сексты, что влечёт за собой усложне-
ние мелодии, а повторность здесь выступает в непростом виде: дорийское наклонение песни в первом стихе никак не обозначено и проявляется только во втором.
На следующем этапе освоения предлагается более причудливый вариант песни (пример 4).
При сохранении объёма малой сексты и ритмики данный напев начинается не с тоники, повторность выступает в достаточно непростом виде, в конце напева обозначается двухголосие. Всё это усложняет его исполнение.
В качестве одного из возможных вариантов распева данной мелодии на
Что не белая берёза кудревая
Тульская область, Заокский район (Александровка)
Р
Чтонебе-ла-я бе-рё-за куд-ре-ва - я, ой ли, ой лю-ли, куд-ре- ва - я.
Пример 1
Тульская область, Заокский район (Рождествено)
»
ш
Чтонебе-ла-я бе-рё-за куд-ре-ва - я, лё-ли, ай лю-ли, куд-ре-ва - я.
Пример 2
Тульская область, Заокский район (Новосёлки)
I} } } ;> ^ J I п J к ^ I ^ } ^ , II
11
Что не бе-ла-я бе-рё-за куд-ре-ва - я, лё-ли, ой лё-ли, куд-ре-ва - я.
Пример 4
161
Чтонебе-ла-я бе-рё-за куд-ре-ва - я, лё - ли, ой лё-ли, куд-ре-ва - я Пример 3
Тульская область, Заокский район (Темьянь)
следующем этапе может быть предложен пример 5.
Пример 5 наиболее красочен в мелодическом отношении: уже в границах первого стиха мелодия охватывает объём малой сексты и содержит элементы мелизматики. Как и в предыдущих вариантах, дорийский лад проступает только во втором стихе.
Наконец, на заключительном этапе освоения одноголосных вариантов песни предлагается освоение ещё одного варианта распева (пример 6).
Несмотря на довольно скромный квартовый объём, этот вариант песни в мелодическом отношении представляется наиболее сложным ввиду его ладовой неопределённости и насыщенности мелизматикой. От вышеприведённых примеров он несколько отличается и в стилистическом отношении.
После освоения обучающимися различных вариантов песни можно предложить им создать собственный вариант этой песни, который отли-
чался бы от вышеприведённых, но в этноинтонационном отношении находился бы с ними в ближайшем родстве.
На втором уровне освоения песни -многоголосном - её освоение осуществляется посредством последовательного наслоения различных вариантов, начиная с простейших сочетаний и переходя ко всё более сложным.
Работа в этом направлении стимулирует обучающихся к активному совместному творческому процессу, который характерен для живого исполнения народной песни носителями традиции и открывает широкую перспективу в дальнейшем освоении многоголосных примеров народно-песенной традиции любого региона2.
Так, если обратиться к приведённым выше примерам песни «Что не белая берёза кудревая», то с точки зрения возможности их взаимосочетания можно увидеть огромное количество вариантов. Сообразуясь с основным дидактическим принципом «от простого к сложному», может быть
162
Что не белая берёза кудревая
Тульская область, Заокский район (Русятино)
Ш
Что не бе-ла-я бе-рё-за куд-ре- ва - я, ой ли, ой лю-ли, куд-ре-ва - я.
Пример 5
Тульская область, Суворовский район (Богданово)
Пример 6
2 Наиболее характерным для среднерусской народно-песенной традиции является двухголосное исполнение песенных образцов.
предложена следующая логическая цепочка двухголосных вариантов.
В качестве минимально усложнённого варианта, в котором лишь эпизодически встречается терцовая дубли-ровка основного голоса, можно использовать сочетание четвёртого и пятого вариантов песни (пример 7).
На следующем этапе целесообразно предложить учащимся сочетание второго и третьего вариантов песни, в результате которого количество терций, дублирующих основной голос, увеличивается, что усложняет данный песенный вариант (пример 8).
Наконец, на заключительном этапе можно предложить учащимся сочетание первого и второго вариантов, в результате которого образуется достаточно развитое подголосочное голосоведение (пример 9).
Это лишь немногие возможные соединения из множества предполагае-
мых комбинаций. При творческом подходе, присущем исполнителям музыкального фольклора, можно использовать все освоенные учащимися примеры в одновременном звучании. В этом случае педагог получит прекрасный результат, а именно многоголосную «пульсирующую» музыкальную ткань песни в характере народно-песенной традиции.
В целом следует отметить, что изучение одной и той же песни в различных вариантах весьма активизирует интонационный словарь учащихся и побуждает их к самостоятельному творчеству.
Заключение
По словам Б. В. Асафьева, в народной музыкальной культуре в интонировании певец осуществляет музыку [15]. Это означает, что каждый раз при исполнении песни присутствует момент импровизационности, привносится
Что не белая берёза кудревая
^¿^нщмъ1} ЩШ 1вз
Что не бе-ла-я бе-рё-за куд-ре-ва -Пример 7
я, лё - ли, ой лё-ли, куд-ре-та - я.
Пример 8
Что не бе-ла-я бе-рё-за куд-ре-ва - я, ой ли, ой лю-ли, куд-ре-ва - я.
Пример 9
что-то новое, тем самым сценарий песенного текста разыгрывается исполнителями по-новому. Недаром в деревне существует выражение «играть песню». А это значит, что при освоении учащимися этноинтонационной природы русского песенного фольклора речь идёт не о максимально точном копировании тех или иных её признаков, а о творческом воссоздании их в своём певческом интонировании.
Предложенный нами метод структурализма, основанный на работе с различными вариантами типового песенного напева, способствует активному развитию творческого начала у учащихся. Данный метод позволит в дальнейшем свободно ориентироваться в народно-песенном материале той или иной фольклорной традиции и обусловит творческую компоненту, необходимую для живого народного творчества.
Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете.
This article was designed in the context of the research for the Chair of "Musical Arts and Education in Life-Long Learning" at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).
164
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев, Б. В. Композитор - имя ему народ [Текст] // Б. В. Асафьев. О хоровом искусстве: сб. статей / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка, 1980. - С. 139-145.
2. Асафьев, Б. В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании [Текст] // Б. В. Асафьев. О хоровом искусстве: сб. статей / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. -Л. : Музыка, 1980. - С. 167-178.
3. Земцовский, И. И. Русская народная песня [Текст] // И. И. Земцовский. - М. ; Л. : Музыка, 1964. - 65 с.
4. Земцовский, И. И. Апология слуха [Текст] / И. И. Земцовский. - Музыкальная академия. - 2002. - № 1. - С. 1-12.
5. Кодай, З. Мой путь к музыке [Текст] / З. Кодай // Советская музыка. - 1982. -№ 12. - С. 129-130.
6. Пивницкая, О. В. Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как компонент содержания вузовского музыкального историко-теоретического образования [Текст] / О. В. Пивницкая // Вестник кафедры
ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 2 (6). - С. 90-98.
7. Бурьяк, М. К Процесс освоения многоголосного ансамблевого пения в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной традиции (на основе этнокультурных традиций Новгородской земли) [Текст] / М. К. Бурьяк // Вестник МГУКИ. - 2012. - № 3 (47). - С. 221-225.
8. Николаева, Е. В., Федорова, П. П. Музыкальная культура долган в системе начального общего музыкального образования: современное состояние и перспективы развития [Текст] / Е. В. Николаева, П. П. Федорова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - № 4 (20). - С. 146-160.
9. Николаева, Е. В. Этномузыкальный подход к изучению детских песен народов мира на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Е. В. Николаева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - № 3 (19) -С. 160-176.
10. Овчинникова, Ю. С. Отношение «Человек-Мир» в традиционных музыкальных культурах как методологическое основание постижения сущности музыкального образо-
вания народной ориентации [Текст] / Ю. С. Овчинникова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 1 (13). - С. 11-26.
11. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. Исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 265 с.
12. Шамина, Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира [Текст] / Л. В. Шамина. - Преподаватель. - 2002. - № 6. - C. 21-27.
13. Христиансен, Л. Л. Работа с народными певцами [Текст] / Л. Л. Христиансен // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей / общ. ред. Л. Б. Дмитриева. -Вып. 5. - М. : Музыка, 1976. - С. 9-38.
14. Пропп, В. Я. Морфология сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - Л. : Akademia, 1928. - 152 с.
15. Асафьев, Б. В. О народной музыке // Б. В. Асафьев. О народной музыке: сб. статей / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка, 1987. - 247 с.
REFERENCES
1. Asaf'ev B. V. Kompozitor - imya emu narod [Composer - the name of his people]. B. Asaf'ev. O khorovom iskusstve: sbornik statej [About Choral Art: collected articles]. Comp. and comment. Anna Pavlova-Arbeni-na. Leningrad: Muzyka Publ., 1980, pp. 139-145 (in Russian).
2. Asaf'ev B. V. Russkaya narodnaya pesnya i eyo mesto v shkol'nom muzykal'nom vospitanii i obrazovanii [Russian folk song and its place in school music education]. B. Asaf'ev. O khorovom iskusstve: sbornik statej [About Choral Art: collected articles]. Comp. and comment. Anna Pavlova-Arbeni-na. Leningrad: Muzyka Publ., 1980, pp. 167-178 (in Russian).
3. Zemtsovskij I. I. Russkaya narodnaya pesnya [Russian folk song]. Moscow; Leningrad: Muzyka Publ., 1964. 65 p. (in Russian).
4. Zemtsovskij I. I. Apologiya slukha [Apologia of the hearing]. Muzykal'naya akademi-ya, 2002, no. 1, pp. 1-12 (in Russian).
5. Kodaj Z. Moj put' k muzyke [My way to music]. Sovetskaya muzyka, 1982, no. 12, pp. 129-130 (in Russian).
6. Pivnitskaya O. V Narodno-pesennaya into-natsionnaya priroda otechestvennoj estradnoj pesni kak komponent soderzhaniya vuzov-skogo muzykal'nogo istoriko-teoreticheskogo obrazovaniya [National song intonation nature of the national pop song as a component of the content of the University musical historical and theoretical education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 2 (6), pp. 90-98 (in Russian).
7. Bur'yak M. K. Protsess osvoeniya mnogo-golosnogo ansamblevogo peniya v aspek-takh formirovaniya i stanovleniya sovremen-nykh nositelej russkoj narodno-pesennoj tra-ditsii (na osnove etnokul'turnykh traditsij Novgorodskoj zemli) [The process of development of polyphonic ensemble singing in the aspects of formation and development of the modern bearers of the Russian folk song tradition (on the basis of ethnocultural traditions of the Novgorod land)]. Vestnik MGUKI, 2012, no. 3 (47), pp. 221-225 (in Russian).
8. Nikolaeva E. V., Fedorova, P. P. Muzykal'naya kul'tura dolgan v sisteme nachal'nogo obshchego muzykal'nogo obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy raz-vitiya [The Musical Culture of Dolgans in System Primary General Music Education: Current State and Prospects of Development]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education" 2017, no. 4 (20), pp. 146-160 (in Russian).
9. Nikolaeva E. V. Etnomuzykal'nyj podkhod k izucheniyu detskikh pesen narodov mira na urokakh muzyki v nachal'noj shkole [Ethnik and Musical Approach to Study the Children's Songs of People of the World at Music Classes in Primary School]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2017, no. 3 (19), pp. 160-176 (in Russian).
10. Ovchinnikova Yu. S. Otnoshenie "Che-lovek-Mir" v traditsionnykh muzykal'nykh kul'turakh kak metodologicheskoe os-novanie postizheniya sushchnosti muzy-
165
kal'nogo obrazovaniya narodnoj orientatsii [The Ratio of "Man-World" in the Traditional Musical Cultures as a Methodological Basis of Attainment in Music Education National Orientation]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 1 (13), pp. 11-26 (in Russian).
11. Medushevskij V. V. Intonatsionnaya forma muzyki. Issledovanie [Intonation form of music. Research]. Moscow: Kompozitor Publ., 1993. 265 p. (in Russian).
12. Shamina L. V. Etnograficheskaya paradigma shkol'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: ot "etnografii slukha" k muzyke mira [Ethnographic paradigm of school musical edu-
cation: from "Ethnography of hearing" to music of the world]. Prepodavatel', 2002, no. 6, pp. 21-27 (in Russian).
13. Khristiansen L. L. Rabota s narodnymi pev-tsami [Work with folk singers]. Voprosy vokal'noj pedagogiki: sbornik statej [Questions of vocal pedagogy: collected articles]. Ed. L. B. Dmitriev. Issue 5. Moscow: Muzy-ka Publ., 1976, pp. 9-38 (in Russian).
14. Propp V. Ya. Morfologiya skazki [Morphology of the fairy tale]. Leningrad: Akademia Publ., 1928. 152 p. (in Russian).
15. Asaf'ev B. V O narodnoj muzyke [On folk music]. O narodnoj muzyke: sbornik statej [On folk music: collected articles]. Comp. and comment. Anna Pavlova-Arbenina. Leningrad: Muzyka Publ., 1987. 247 p. (in Russian).
166
Статья поступила в редакцию 25.01.2018. The article was received on 25.01.2018.
Пивницкая Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, доцент e-mail: olgafolk@list.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
Olga V. Pivnitskaya, PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Associate Professor at the Department of Methodology and Technology of the Music Education
e-mail: olgafolk@list.ru
Moscow Pedagogical State University (MSPU),
Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991