О. В. Павлова
ОСОБЕННОСТИ ЗНАЧИМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Студенческий возраст — один из важнейших в жизни человека. Он охватывает периоды юности и ранней взрослости. В юности завершается формирование характера самосознания, решаются задачи профессионального самоопределения [1, 2]. Поступив в университет, студенты попадают в новый коллектив сверстников, где им нужно заново строить отношения, искать друзей, важным становится поиск близкого, любимого человека. Наряду с этим у студентов меняются отношения с преподавателями. Отношения «преподаватель — студент» отличаются от отношений «учитель — ученик». Они становятся другими, связанными с большими требованиями, и в то же время предоставляют больше свободы. Нередко студентам трудно адаптироваться к новым условиям, поэтому время обучения на первом курсе для многих является кризисным периодом.
Изменяются и отношения с родителями. В этом возрасте усиливается автономия от родителей, но, несмотря на это, юноши и девушки хотят видеть в родителях друзей и советчиков. Студенты стремятся к самостоятельности, свободе от родительской опеки, а родителям еще трудно перестроить свои отношения с повзрослевшими детьми.
Таким образом, на начальных этапах обучения в вузе изменяется вся сфера значимых межличностных отношений студента. Под значимыми отношениями мы понимаем отношения, в ходе которых преимущественно проходит становление и развитие личности студента, отношения с референтными людьми, к которым можно отнести однокурсников и друзей, значимых лиц противоположного пола, родителей и преподавателей вуза.
Проблемам межличностных отношений в студенческом возрасте посвящены исследования многих авторов (В. Т. Лисовский [3], И. С. Кон [4], И. А. Зимняя [5], М. И. Дьяченко [6], Л. А. Кандыбович [6], Ю. М. Кондратьев [7, 8] и др.). Так, проблемам формирования сплоченности студенческой группы посвящены работы Ю. М. Кондратьева [7, 8], исследованию факторов привлекательности и социально-психологического статуса студента в группе — исследование В. А. Аверина [9], проблемам общения и взаимодействия студентов и преподавателей — работы В. В. Андронатий [10]. Однако практически не встречается исследований, где различные сферы межличностных отношений студентов рассматривались бы в комплексе, в их сравнительной значимости и взаимосвязи друг с другом.
Целью настоящего исследования является выявление и описание системы и особенностей значимых межличностных отношений студентов-первокурсников в связи с социально-демографическими и личностными характеристиками.
© О. В. Павлова, 2011
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить параметры значимых межличностных отношений студентов со сверстниками, родителями и преподавателями.
2. Выявить различия в системе значимых отношений у юношей и девушек, у студентов, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
3. Изучить взаимосвязи в структуре значимых межличностных отношений юношей и девушек.
4. Проанализировать взаимосвязи значимых отношений и личностных характеристик у юношей и девушек.
В исследовании приняли участие 60 студентов 1-го курса стоматологического факультета Санкт-Петербургского государственного медицинского университета. Из них 41 девушка и 19 юношей.
В исследовании были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Характеристики значимых межличностных отношений студентов различаются в зависимости от пола и состава родительской семьи студента.
2. У юношей и девушек параметры значимых межличностных отношений обусловлены разными личностными особенностями.
В работе использовались следующие методики: методика Т. Ю. Андрущенко «Круг общения», цветовой тест отношений (ЦТО), анкета, методика «Мотивация аффилиа-ции» А. Мехрабиан и опросник Кеттелла (форма С).
Для изучения значимых межличностных отношений студентов в системе отношений выделили три сферы: отношения студентов со сверстниками, отношения с преподавателями и отношения с родителями. Каждая сфера отношений характеризуется следующими основными параметрами:
1. Уровень удовлетворенности отношениями в указанных сферах (изучался при помощи анкеты).
2. Количество контактов — то количество студентов и преподавателей, с которыми наиболее часто общается студент.
3. Полюс отношений (хорошие, противоречивые, напряженные).
4. Теснота (близкие и дистантные отношения).
5. Направленность (взаимные и не взаимные). Количество контактов, полюс отношений, теснота и направленность отражены в методике «Круг общения».
6. Значимость отношений (изучается при помощи методики ЦТО).
7. Мотивация общения (методика А. Мехрабиан).
Результаты
Рассмотрим сферу отношений студентов с сокурсниками. Анализ средних значений параметров отношений (табл. 1) показал, что уровень удовлетворенности отношениями студентов с сокурсниками, а также с близким человеком противоположного пола выше среднего.
Наиболее часто студенты общаются примерно с 14 однокурсниками. Как правило, студенты считают, что у них сложились хорошие отношения с 68,83% однокурсников. К 19,57% однокурсников у них противоречивое отношение. Напряженные отношения провоцируют 11,84% однокурсников. Теплые, близкие отношения наблюдаются у студентов с 41,39% однокурсников, 79,66% из них взаимные (табл. 1).
Сферы отношений Сокурсники Родители Преподаватели
Параметры Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл.
Количество контактов 13,81 4,26 1,88 0,38 6,77 2,96
Полюс отношений: положительные отношения 68,83 13,62 82,46 29,11 66,45 22,95
Полюс отношений: напряженные отношения 11,84 8,90 0,00 0,00 16,33 15,09
Полюс отношений: противоречивые отношения 19,57 9,86 15,79 26,99 17,17 16,71
Теснота отношений: близкие 41,39 19,60 93,86 21,28 23,14 25,92
Теснота отношений: дистантные 58,61 19,60 4,39 17,11 76,86 25,92
Направленность отношений: взаимные 79,66 17,58 96,67 17,66 74,46 25,69
Уровень удовлетворенности 3,19 0,789 3,30 0,963 2,07 1,015
Можно отметить средний уровень удовлетворенности студентов отношениями с преподавателями. Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что, как правило, студенты отмечают 7 преподавателей. С большинством педагогов (66,45%) отношения хорошие, с 17,17% — противоречивые. Напряженные отношения у студентов сформировались с 16,33% преподавателей. Хороший эмоциональный контакт и эмоционально близкие отношения сложились у студентов с 23,14% преподавателей. Студенты считают, что их отношения примерно с 74,46% преподавателей взаимные.
Студенты отметили высокий уровень удовлетворенности отношениями с родителями (табл. 1). В большинстве случаев они характеризовали их как хорошие, эмоционально близкие и взаимные. Лишь 15,79% студентов считают свои отношения с родителями противоречивыми. В юношеском возрасте уже нет частых, острых конфликтов с родителями. Последние становятся для своих детей советчиками, друзьями, близкими людьми, всегда готовыми помочь и поддержать.
Анализируя средние значения по значимости отношений, можно увидеть, что отношение к себе в этом возрасте является наиболее значимым (табл. 2). Далее по значимости следует отношение к друзьям, отношение с близким человеком противоположного пола. Юность — сенситивный период для развития дружбы и любви. Поиск любимого человека является одной из важных задач этого возраста. Также значимыми являются отношения с сокурсниками. Отношения с преподавателями для студентов менее значимы по сравнению с остальными. Студенты негативно относятся к одиночеству, стараются его избегать, но в то же время, возможно, оно для них значимо (табл. 2).
Рассматривая мотивацию общения студентов-первокурсников, можно сделать вывод о том, что в среднем студенты боятся быть отвергнутыми группой, стремятся быть принятыми группой однокурсников. Данные по этим показателям отличаются незначительно.
Показатели Средние по выборке Девушки Юноши
Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл.
Отношение к себе 1,70 1,22 1,68 1,19 1,76 1,30
Отношение к маме 3,65 1,94 3,61 2,04 3,71 1,69
Отношение к отцу 4,05 2,13 4,05 2,07 4,12 2,29
Отношение к однокурсникам 3,58 1,79 3,51 1,60 3,76 2,19
Отношение к друзьям 3,02 1,92 3,17 1,99 2,59 1,66
Отношение к одиночеству 6,04 2,10 5,93 2,03 6,12 2,37
Отношение к молодому человеку/девушке 3,60 2,20 3,66 2,20 3,59 2,29
Отношение к преподавателям 5,46 2,22 5,63 1,95 5,00 2,74
Анализ различий в системе отношений по фактору пола показал, что на уровне статистической значимости (р < 0,05) юноши более удовлетворены отношениями с преподавателями, чем девушки. У юношей с большинством преподавателей отношения лучше и ближе, чем у девушек (р < 0,05). Статистически достоверные различия по мотивации общения и по значимости отношений у юношей и девушек не обнаружены.
Анализ различий по параметрам значимых отношений студентов из полных и неполных семей показал, что уровень удовлетворенности отношениями с друзьями, близким человеком противоположного пола и с преподавателями у студентов из полных семей статистически достоверно выше (р < 0,05). Их отношения с преподавателями хорошие, взаимные, хотя и противоречивые (р < 0,05). Отношения студентов из неполных семей с преподавателями более напряженны. У тех, кто имеет обоих родителей, отношения с ними лучше, однако более противоречивы, чем у студентов, имеющих одного из них (р < 0,05).
Достоверные различия по мотивации общения у студентов из полных и неполных семей не были выявлены.
Анализ взаимосвязей в системе значимых межличностных отношений у юношей и девушек показал, что разные параметры отношений студентов с сокурсниками, преподавателями и родителями имеют тесную структуру, но при этом наибольшее количество связей выявлено у параметров отношений с преподавателями. Системообразующими и у девушек, и у юношей являются дистантные отношения со сверстниками, при этом у девушек таковыми являются также противоречивые, а у юношей — дистантные отношения с преподавателями. Стоит отметить, что как у юношей, так и у девушек при более близких отношениях с сокурсниками наблюдаются дистантные отношения с преподавателями. Студенты, имеющие более близкие доверительные отношения с сокурсниками, как правило, не стремятся сократить дистанцию в отношениях с преподавателями. А те студенты, для которых характерны дистантные отношения с сокурсниками, чаще отмечают более близкие отношения с преподавателями.
Анализ взаимосвязей личностных особенностей и уровня удовлетворенности отношениями у юношей и девушек показал следующее. У девушек показатели удовлетворенности отношениями с родителями, друзьями и молодым человеком связаны
с личностными особенностями, у юношей указанных связей не обнаружено. Девушки, проявляющие большую тревожность и консерватизм во взглядах, более удовлетворены отношениями с родителями. Удовлетворенность отношениями с молодым человеком демонстрируют более смелые и общительные девушки. Более спокойные и невозмутимые девушки больше удовлетворены отношениями с друзьями (р < 0,05).
Анализируя взаимосвязи личностных особенностей и отношения к значимым людям, можно увидеть, что и у юношей, и у девушек отношение к отцам связано с личностными факторами. Оно более значимо для конформных, более зависимых девушек, а также для более доверчивых и терпимых по отношению к людям юношей. У юношей личностные особенности связаны с отношением к друзьям и преподавателям. Для более конформных юношей отношения с преподавателями весьма значимы. Отношение к друзьям является очень важным для более чувствительных юношей, демонстрирующих в поведении мягкость и зависимость. Более робкие девушки, а также девушки с гибкими установками, касающимися социальных норм, больше интересуются собой и своим внутренним миром. Отношения с молодым человеком наиболее значимы для эмоционально устойчивых, имеющих постоянные интересы девушек.
Рассматривая взаимосвязи личностных факторов и мотивации общения, можно отметить, что более замкнутые юноши и девушки больше стремятся быть принятыми группой. Стремление к принятию в большей степени свойственно независимым, имеющим свое мнение юношам и девушкам. Меньше боятся быть отвергнутыми юноши, имеющие более высокий показатель по фактору интеллекта. У девушек, часто демонстрирующих подчиненность в поведении, больше выражен страх отвержения. Также страх отвержения проявляется сильнее у более дипломатичных девушек.
Таким образом, гипотезы о том, что характеристики значимых межличностных отношений студентов будут различаться в зависимости от пола и состава родительской семьи студента, а также о том, что у юношей и девушек параметры значимых межличностных отношений обусловлены разными личностными особенностями, подтверждены.
Выводы
1. Студенты, как правило, в высокой степени удовлетворены отношениями с родителями и друзьями, а также с молодым человеком или девушкой.
2. Наиболее эмоционально теплые отношения сложились у студентов с родителями.
3. Отношения с большинством преподавателей у студентов дистантные.
4. Юноши достоверно в большей степени удовлетворены отношениями с друзьями и преподавателями, чем девушки, но при этом общаются с меньшим количеством однокурсников.
5. У студентов из полных семей, по сравнению со студентами из неполных, достоверно выше удовлетворенность отношениями с друзьями, близким человеком противоположного пола и преподавателями.
6. Различные параметры системы отношений студентов с сокурсниками, преподавателями и родителями связаны между собой, при этом наибольшее количество связей выявлено у параметров отношений с преподавателями.
7. Системообразующими у студентов обоего пола являются дистантные отношения с сокурсниками. Анализ взаимосвязей параметров значимых межличностных от-
ношений с личностными характеристиками показал, что у юношей и девушек разные параметры отношений связаны с различными личностными особенностями, но стоит отметить, что параметр «стремление к принятию группой» в обоих случаях имеет связи с одинаковыми личностными характеристиками. При этом показатели удовлетворенности отношениями у девушек связаны с личностными особенностями, у юношей указанные связи отсутствуют.
Литература
1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педаго-гические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып. 2. С. 3-15.
2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: Владос, 2004. 264 с.
3. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-104.
4. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 183 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Тесей, 2003. 352 с.
7. Кондратьев М. Ю., Кондратьев, Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006. 272 с.
8. Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2006. 160
с.
9. Аверин В. А., Козыревская Л. П., Борщев В. Ф., Грановская Л. Н. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. 126 с.
10. Андронатий В. В. Дифференцированный подход к процессу обучения общеобразовательным предметам в профессиональном лицее: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 209 с.
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.