УДК 159.928.22
Tochilina T.V., senior lecturer, Department of Applied Psychology, Technological University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF MEANINGFUL RELATIONSHIP OF BOYS AND GIRLS. The article suggests the analysis of interpersonal relations of young men and women with parents, brothers, sisters and friends. This topic is one of the key in the age psychology: it is important for a young man, for the relationships can change this worldview and opinions. Thus, the article considers significant relationships as a conduit to the inner world of a young man.
Key words: significant people, significant relationships, young men, girls.
Т.В. Точилина, доц. каф. прикладной психологии, ГОУ ВО «Технологический университет», г. Москва,
Е-mail: [email protected].
К ПРОБЛЕМЕ ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
В статье предлагается анализ межличностных отношений юношей и девушек со значимыми другими: родителями, братьями, сестрами, друзьями. Данная тема является одной из ключевых в возрастной психологии: важные для молодого человека отношения способны изменить его мировоззрение, поменять взгляды. Таким образом, в статье рассматриваются значимые отношения как проводник к внутреннему миру молодого человека.
Ключевые слова: значимый другой, значимые отношения, юноши, девушки.
Проблема изучения особенностей общения юношей и девушек обладает высокой социальной и научной актуальностью. Практические психологи и педагоги неоднократно отмечали, что юношеский возраст связан с изменениями системы ценностей, социального окружения. У юношей и девушек меняются отношения со взрослыми и сверстниками, появляются приоритеты в отборе круга общения.
Проблема «значимых отношений» является одной из наиболее обсуждаемых в социальной психологии [1; 2; 3,]. По убеждению М.Ю. Кондратьева начало истории ее развития приравнивается к периоду зарождения данной науки [4]. Роль социального окружения и его влияние на психологию человека несмотря на длительную история вопроса, продолжает до сих пор привлекать внимание как отечественных (И.С. Кон, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, Н.Б. Шкопоров и др.), так и зарубежных ученых (У. Хайтман, В. Шутц) [5 - 8 и др.]. Этот интерес не случаен - человек может всесторонне развиваться только в социальном пространстве, в процессе межличностного общения. Общение с другими формирует межличностные отношения, которые впоследствии могут стать значимыми. Известно, что к молодому человеку или девушке предъявляются различные требования со стороны социума, что отражается на их значимых отношениях. Таким образом, значимые отношения юношей и девушки обладают особым своеобразием.
Для исследования особенностей значимых отношений юношей и девушек в работе применялись методики: опросник для диагностики значимых отношений А. Баклушинского, методика «значимый человек» Н. Куницына, методика «Цветовой тест отношений» Д. Эткинда.
В результате диагностики значимых отношений юношей и девушек можно отметить, что у девушек на первом месте в качестве «значимого другого» выступает мать (35%), второе место занимает друг (молодой человек) (26%), сестра и подруга занимают соответственно третье и четвертое места (16% и 12%). Следовательно, у девушек 17-19 лет присутствует тесная эмоциональная связь с матерью, её «фигура» является для них самой важной и значимой в жизни. У юношей 17-19 лет самым главным становится друг, его выбрали 32% респондентов. Отец как значимое лицо выступает для 27% юношей, 16 % юношей в качестве «значимого другого» выбрали брата. Примечательно, что подруга для молодых людей менее значима, чем для девушек данного возраста, что можно интерпретировать с одной стороны, более ранним биологическим созреванием девушек, а с другой - социальными установками и стереотипами: супружеская роль более значима для девушек и женщин, в отличие от юношей и мужчин. В результате проведения математического анализа путем расчета х2 Пирсона было установлено, что существуют различия в предпочтениях «значимого другого»: девушки выбирают чаще мать (ф*эпм=2,627 при р<0,01) юноши - отца (ф*э-пм=2,27 при р<0,05), в отношении других претендентов различий выявлено не было. Таким образом, мы можем утверждать, что для девушек характерны близкие отношения с матерью, а также становятся значимыми романтические отношения, в отличие от юношей, для которых отношения с другом и отцом более предпочтительны, чем с другими.
Было установлено, что для юношей примером для подражания чаще выступает отец, а также (но в меньшей степени) брат и педагог, но в отношении эмоциональной связи позиции отца и брата не сохраняются. Чаще всех в качестве эмоционально-значимого лица выступает мать или же подруга. Возможно, такие данные можно объяснить выводами психоаналитических исследований - о роли родителя противоположного пола для ребёнка: эмоциональная близость выше у ребёнка и родителя разного пола. Однако, несмотря на эмоциональную связь с матерью, юноши чаще от них испытывают психологической давление.
Примером для подражания для девушек является мать, в меньше степени - сестра и педагог. Она же является чаще всего источником благополучия. Мать для девушек выступает одним из доверительных лиц и, с точки зрения девушек, именно мать чаще всего является человеком, который её понимает.
Было установлено, что юноши в отличие от девушек, чаще считают отца образцом для примера, следуют его советам, они чувствуют, что отец чаще понимает их (х2 =19,67 при р<0,05), девушки значимые отношения с отцом считают такими, потому что чувствуют защиту, поддержку от него, получают обеспечение и зависимость (х2 =19,67 при р<0,05). Значимые отношения с братом у юношей состоят в том, что они чаще прислушиваются к советам брата, их мнение влияет на поведение и решения юношей (Х2 =20,13 при р<0,05). Девушки чаще, чем юноши заявляют о зависимости от братьев, которые также влияют на их благополучие (Х2 =20,13 при р<0,05). Статистически значимые различия были обнаружены в отношениях девушек и юношей со «значимым другим» - другом (молодым человеком). Так, девушки, в отличие от юношей чаще характеризуют их отношения как психологически близкие, они ощущают давление и зависимость со стороны друга, они очень часто думают о нем, и чаще принимают решения под влиянием друга (х2 =19,71 при р<0,05). Статистически значимых различий значимых отношений с другими важными людьми у девушек и юношей выявлено не было.
В результате применения методики «Цветовой тест отношений» Д. Эткинда было подсчитано количество выборов цветов в отношении «значимого другого для юношей и девушек. Девушки для характеристики отношений со значимым другим чаще выбирают желтый цвет (38%), таким образом, они рассматривают данные отношения как открытые, динамичные. На втором месте выбор красного цвета у девушек (27%), примечательно, что данный цвет также чаще всего выбирается юношами (37%) как самый предпочитаемый для характеристики значимых отношений со значимым человеком. Следовательно, юноши характеризуют значимые отношения как энергичные, активные, яркие. Синий цвет у девушек занял третье место - его выбрали 19% респонденток и второе у юношей (26%). Можно отметить, что испытуемые считают свои отношения со «значимым другим» справедливыми, честными, искренними, откровенными. На четвертом месте у респондентов оказался коричневый цвет (юноши - 11%) и зеленый цвет (девушки - 12%). Фиолетовый цвет был выбран 5% юношами и 4% девушками. Он символизирует неискренние, фальшивые отношения со «значимым другим» (рис. 1).
40 35 30 25 20 15 10 5
I юноши I девушки
Рис. 1. Результаты диагностики цветовых показателей значимых отношений юношами и девушками
Частота выбора желтого цвета у девушек выше по сравнению с юношами, что было математически доказано (ф* эмп = 1,726 при р<0,05). Таким образом, девушки склонны определять значимые отношения с важным лицом как открытые, динамичные, насыщенные общением.
В результате проведения методики А.С. Баклушинского можно заметить, что юноши проводят свободное время чаще с братом и с другом, чем с иными «значимыми людьми», а девушки -с другом. Такие факты можно объяснить похожей социальной ситуацией развития юношей, а также девушек и их «значимых других» - сверстников. Возможно, этому способствуют одинаковые увлечения, сходные цели, ценности, которые объединяют юношей и девушек и, следовательно, способствуют проведению совместного времени.
Юноши указывают, что свободны для них чаще всех оказываются сестры и подруги. Получается, что проводят свободное время юноши чаще со сверстниками мужского пола, но «выделяют время» для них в случае оказания поддержки лица женского пола.
Девушки отметили, что мать чаще оказывает помощь, по сравнению с иными «значимыми другими». Такие результаты можно объяснить близкой эмоциональной связью девушек с матерью. Девушки воспринимают мать как опору в преодолении эмоциональных трудностей, следовательно, у них есть уверенность, что мать окажет им моральную помощь быстрее всех. Также девушки выбрали мать как наиболее близкого человека, с которым можно обсудить свои переживания, собственные проблемы. Такие данные расходятся с выводами исследований И.С. Кона о функциях сверстниц в решении эмоциональных затруднений. По данным ученого именно со сверстницами девушка может без стеснения обсудить какие-то важные вопросы - те вопросы, которые сложно будет поднимать в разговоре с матерью или с отцом. Юноши, в отличие от девушек склонны рассматривать сверстников - брата и друга в качестве доверительных собеседников. Возможно, юношам психологически легче рассказать о чем-то важному именно сверстнику, у которого похожий жизненный опыт и, возможно, схожая точка зрения. Таким образом, девушки более искренни с матерью, а юноши - со сверстниками, что может быть связано с социальной ориентацией девушек на семью, на семейные ценности, а юношей - на широкий горизонтальный круг общения.
Практическую помощь юношам чаще оказывает мать. Возможно, такой ответ связан, что за обеспеченность необходимым, у ребёнка чаще волнуется именно мать, поэтому она была выбрана как «значимое лицо», которое оказывает материальную помощь. Девушки назвали мать и отца. Таким образом, и юноши и девушки видят взрослых в качестве лиц, материально их обеспечивающих.
Однако сами юноши и девушки оказывают материальную помощь чаще сверстникам - другу и подруге. Возможно, такой факт говорит, что сверстники чаще обращаются за практической помощью к друзьям, либо сверстники являются типичным адресатом помощи у юношей и девушек.
Юноши назвали сестру и подругу, которые чаще оказывают моральную помощь, а девушки - мать и подругу. Однозначно, что и юношей и девушек чаще морально поддерживает «значимый другой» женского пола, что является достаточно предсказуемым фактом. У девушек и женщин можно чаще найти эмоциональный отклик при обращении к ним. Возможно, такие результаты свидетельствуют о более развитой эмпатии у женщин. По материалам Дж. Сидман женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Похожие результаты получила в своем исследовании Т.П. Гаврилова. Она показала, что две формы эмпатичного поведения - сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у людей разных полов. Сочувствие к сверстникам чаще встречается у мальчиков, а сопереживание - у девочек. Таким образом, юноши быстрее получат ответную реакцию - сопереживание от девушек, чем товарищей.
Чаще всего оказывают моральную помощь юноши и девушки сверстникам (сестре и подруге соответственно). Возможно, это связано с тем фактом, что респонденты в большей мере чувствуют уверенность быть полезным в решении моральных проблем сверстников, чем взрослых. Так как трудности, с которыми сталкиваются сверстники напоминают собственные, отсюда может возникнуть желание помочь.
В результате результатов описательной статистики можно подвести итог - юноши и девушки предпочитают проводить свободное время с ровесниками (братом или другом), свободными для оказания моральной помощи для юношей оказываются сестра и подруга, эти «значимые другие» охотней поддержат юношей. Респонденты мужского пола чаще морально поддерживают подруг и сестер. Девушки ищут моральной поддержки чаще у матери, оказывают ее - сверстницам (сестре и подруге). В отношении источника материальной поддержки юноши и девушки солидарны, они ее находят у родителей, а оказывают такую помощь чаще сверстникам - друзьям и подругам.
Таким образом, в результате проведения эмпирического исследования значимых отношений юношей и девушек можно сделать следующие выводы:
- Иерархия «значимых других» у исследуемой группы имеет следующую структуру: у юношей на верхних местах располагаются отец, брат, а у девушек - мать, друг и сестра.
- Были выявлены особенности в выборе цветов юношами и девушками, характеризующие их значимые отношения.
- Было математически доказано, что частота выбора желтого цвета, характеризующего отношения со «значимым другим» у девушек выше по сравнению с юношами.
Библиографический список
1. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том I. Выпуск II. Москва, 1993: 64 - 85.
2. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. Москва, 2007.
3. Бодалев A.A. Психология общения Москва: Когито-центр, 2011.
4. Кондратьев М.Ю. «Значимый другой» слагаемые межличностной значимости. Социальная психология и общество. Москва, 2011; 2: 17 - 28.
5. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. Москва, 2014.
6. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. Москва, 1989.
7. Мясищев. Психология отношений. Москва, 2011.
8. Точилина Т.В. Динамика социальных контактов при переходе от младшего к среднему школьному возрасту. Диссертация ...кандидата психологических наук. Москва, 2006.
References
1. Baklushinskij S.A. Social'noe okruzhenie i Ya-koncepciya v yunosheskom vozraste. Cennostno-normativnye orientacii starsheklassnika. Trudy po sociologii obrazovaniya. Tom I. Vypusk II. Moskva, 1993: 64 - 85.
2. Bern Sh. Gendernaya psihologiya. Zakony muzhskogo i zhenskogo povedeniya. Moskva, 2007.
3. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya Moskva: Kogito-centr, 2011.
4. Kondrat'ev M.Yu. «Znachimyj drugoj» slagaemye mezhlichnostnoj znachimosti. Social'naya psihologiya i obschestvo. Moskva, 2011; 2: 17 - 28.
5. Kondrat'ev M.Yu., Kondrat'ev Yu.M. Psihologiya otnoshenij mezhlichnostnoj znachimosti. Moskva, 2014.
6. Kronik A.A., Kronik E.A. V glavnyh rolyah: Vy, My, On, Ty, Ya: Psihologiya znachimyh otnoshenij. Moskva, 1989.
7. Myasischev. Psihologiya otnoshenij. Moskva, 2011.
8. Tochilina T.V. Dinamika social'nyh kontaktov pri perehode ot mladshego k srednemu shkol'nomu vozrastu. Dissertaciya ...kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 28.06.18
УДК 37.018.34+159.96
Darwish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
CHARACTERISTICS OF RESILIENT STUDENTS. The article analyzes the main methodological approaches of foreign and Russian authors to the problem of human vitality, and its role in the choice of coping strategies of behavior in difficult situations. The meaning of the concept "resilience" is considered, the components of resilience are characterized: involvement, control and risk acceptance. The characteristics of youth, which is the leading activity of educational and professional, the main tumor is self-reflection, understanding of their own individuality, readiness for self-determination. On the basis of the study of the viability of high school students and showed that there are features of their manifestations. The paper concludes that the manifestation of vitality contributes to the self-realization of the individual, the preservation of resistance to stress situations.
Key words: resilience, components of resilience of personality, involvement, control, risk taking, stress resistance, self-realization.
О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, проф. каф. психологии, Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ
В статье анализируются основные методологические подходы зарубежных и отечественных авторов к проблеме жизнестойкости человека и её роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Рассматривается сущность понятия «жизнестойкость», характеризуются компоненты жизнестойкости: вовлечённость, контроль и приняте риска. Даётся характеристика юношеского возраста, ведущей деятельностью которого является учебно-профессиональная, главным новообразованием выступает саморефлексия, понимание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению. На основе исследования жизнестойкости старшеклассникови студентов показано, что существуют особенности их проявления. В работе делается вывод, что проявление жизнестойкости способствует самореализации личности, сохранению устойчивости к стрессовым ситуациям.
Ключевые слова: жизнестойкость, компоненты жизнестойкости личности: вовлечённость, контроль, принятие риска, стрессоустойчивость, самореализация.
В настоящее время возрастают потребности общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности её жизненного пути. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В периоды экономических и иных кризисов для человека важной становится жизнестойкость или жизнеустойчивость личности.
Современная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и её роли в выборе совла-дающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Проблема жизнестойкости встречается в работах таких зарубежных авторов, как С. Мадди, С. Кобейса и др. Среди отечественных авторов можно выделить Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказову, Л.А. Александрову и др. В отечественной психологии не существует понятия полностью идентичного понятию «жизнестойкость» С. Мадди. С жизнестойкостью прежде всего связывают такие понятия как: стилевые закономерности (А.А. Либин), субъектность (А.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, А.К. Осницкий), личностно-ситуационное вза-
имодействие (Е.Ю. Коржова), смысл жизни (В.Э. Чудновский), жизнетворчество (Д.А. Леонтьев), самореализация личности (Л.А. Коростылёва).
Понятие «hardiness» было введено Сьюзен Кобейс и Сальватором Мадди. Термин находится на пересечении теории экзистенциального направления психологии и прикладной психологии стресса и особенностей совладения с ним. В своих работах Дмитрий Алексеевич Леонтьев предложил обозначать «hardiness» как «жизнестойкость» [1].
Согласно Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, жизнестойкость представляет собой систему убеждений, которая позволяет человеку сохранять свой внутренний баланс и устойчивость к стрессовым факторам. Понятие жизнестойкость включает в себя следующие компоненты: вовлечённость, контроль и принятие риска. От степени выраженности трёх данных компонентов и от жизнестойкости в целом зависит внутреннее состояние индивида, будет ли он испытывать внутреннее напряжение в ситуациях стресса или же будет справляться с ним за счёт совладания с ними и воспринимать его как менее значимый. Компонент вов-