© О. В. Павлова, 2011 г. УДК 378.183
О. В. Павлова
СТРУКТУРА ЗНАЧИМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Санкт-Петербургский государственный университет
ВВЕДЕНИЕ
Студенческий возраст - один из важнейших периодов в жизни человека. Он охватытает период юности и период ранней взрослости. В юности завершается формирование характера самосознания, решаются задачи профессионального самоопределения [2, 4]. Поступив в университет, студенты попадают в новый коллектив сверстников, где им нужно заново строить отношения, искать друзей, важным становится поиск близкого, любимого человека. Наряду с этим, у студентов меняются отношения с преподавателями. Отношения «преподаватель - студент» отличаются от отношений «учитель - ученик». Они становятся другими, более требовательными, и в то же время предоставляют больше свободы. Нередко студентам трудно адаптироваться к новым условиям, поэтому первый курс для многих является кризисным периодом.
Изменяются и отношения с родителями. В этом возрасте происходит автономия от родителей, но, несмотря на это, юноши и девушки хотят видеть в родителях друзей и советчиков.
Студентам хочется самостоятельности, свободы от родительской опеки, а родителям еще трудно перестроить свои отношения с повзрослевшими детьми. Стоит отметить, что важным аспектом, влияющим на развитие личности студента, является уровень удовлетворенности значимыми отношениями. Таким образом, на начальный этапах обучения в вузе изменяется вся сфера значимых межличностных отношений студента.
Под значимыми отношениями мы понимаем отношения, в ходе которых преимущественно проходит становление и развитие личности студента, отношения с референтными людьми, к которым можно отнести однокурсников и друзей, значимых лиц противоположного пола, родителей и преподавателей вуза.
Проблемам межличностных отношений в студенческом возрасте посвящены исследования многих авторов [5-10]. Самочувствие студента, его положение в системе отношений в студенческой группе во многом влияет на его личностное и профессиональное становление, может затруднить адаптацию, снизить учебную мотивацию. Так, проблемам формирования сплоченности студенческой группы посвящены работы Ю. М. Кондратьева [8, 9], исследованию факторов привлекательности и положения студента в группе посвящено исследование В. А. Аверина [1], проблемам общения и взаимодействия студентов и препо-
давателей - работы В. В. Андронатий [3]. Однако практически нет работ, где все сферы межличностных отношений студентов рассматривались бы в комплексе, в их сравнительной значимости и взаимосвязи друг с другом.
Целью настоящего исследования является вышвление и описание структуры и особенностей значимых межличностных отношений студентов-первокурсников и их взаимосвязи с социально-демографическими характеристиками.
Для достижения этой цели быии поставлены следующие задачи:
1) изучить структуру отношений студентов со сверстниками, родителями и преподавателями;
2) выявить различия в структуре отношений по фактору пола, состава семьи и места проживания студента;
3) изучить взаимосвязи в структуре отношений студентов со сверстниками, родителями и преподавателями;
4) вышвить взаимосвязи значимый отношений студентов и мотивации общения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом настоящего исследования являются значимые межличностные отношения студентов I курса. Предметом исследования являются показатели и взаимосвязи отношения студентов к сверстникам, родителям и преподавателям вуза и их зависимость от социально-демографических характеристик.
В исследовании приняли участие 60 студентов I курса стоматологического факультета Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, из них 39 девушек и 21 юноша.
В исследовании были выдвинуты следующие гипотезы:
1) характеристики значимый межличностных отношений студентов различаются в зависимости от пола, состава родительской семьи студента и места их проживания до поступления в институт;
2) студенты, которые демонстрируют удовлетворенность и позитивные характеристики отношений с одно-группниками, имеют хорошие отношения с преподавателями.
В работе использовались следующие методики. Для исследования значимых межличностных отношений студентов проводилась методика Т. Ю. Андрущенко «Круг общения», а также адаптированный вариант цветового теста отношений (ЦТО). Уровень удовлетворенности отношениями был исследован с помощью вопросов в анкете. Для изучения мотивации общения применялась методика «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиан.
Для изучения значимых межличностных отношений студентов в структуре отношений были выделены три сферы: отношения студентов со сверстниками, отношения с преподавателями и отношения с родителями. Каждая сфера отношений рассматривалась по следующим основным параметрам:
1) уровень удовлетворенности отношениями в указанных сферах (изучался при помощи анкеты);
2) количество контактов - то количество студентов и преподавателей, с которыми наиболее часто общается студент. В отношениях с родителями обозначается два родителя, если семья полная, и один, если семья неполная;
3) полюс отношений. Отношения могут быть хорошими (они сопровождаются положительными эмоциями в общении), противоречивыми и напряженными (сопровождаются отрицательными эмоциями);
4) теснота. Отношения могут быть близкими и дистантными;
5) направленность. Отношения могут быть взаимными и не взаимными. Количество контактов, полюс отношений, теснота и направленность отражены в методике «Круг общения»;
6) значимость отношений. Этот параметр определяет, с кем из близких людей отношения для студента наиболее значимы, и изучается при помощи методики ЦТО.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рассмотрим сферу отношений студентов со сверстниками. Анализ средних значений параметров отношений (таблица) показал, что уровень удовлетворенности студентов со сверстниками, а также с близким человеком противоположного пола выше среднего.
Наиболее часто студенты общаются примерно с 14 одногруппниками. В среднем по группе студенты считают, что у них сложились хорошие отношения с 68 % одногруппников. К 20 % одногруппников у них противоречивое отношение. Конфликтные отношения провоцируют примерно 12 % одногруппников. Теплые, близкие отношения наблюдаются у студентов с 40 % одногруп-пников, 80 % из них взаимные (таблица).
Рассматривая отношения студентов с преподавателями, можно отметить средний уровень удовлетворенности отношениями в этой сфере. Данные таблицы показывают, что в среднем студенты отмечают 7 преподавателей. С большинством педагогов отношения хорошие, но всегда есть 2-3 преподавателя, к которым у студентов противоречивое отношение или негативное. Хороший эмоциональный контакт и эмоционально близкие отношения сложились у студентов с 25 % преподавателей. Сту-
денты считают, что примерно с 75 % преподавателей у них отношения взаимные.
В отношениях с родителями у студентов отмечается высокий уровень удовлетворенности (таблица). Отношения с родителями у большинства студентов хорошие, эмоционально близкие и взаимные, лишь 16 % студентов считают свои отношения с родителями противоречивыми. В юношеском возрасте уже нет частых, острых конфликтов с родителями. Родители для студентов становятся советчиками, друзьями, близкими людьми, всегда готовыми помочь и поддержать.
Анализируя средние значения по значимости отношений, можно увидеть, что отношение к себе в этом возрасте становится очень важным. Развивается самосознание. Студенты интересуются своим внутренним миром (рис. 1). Далее по значимости следует отношение к друзьям, отношение с близким человеком противоположного пола. Юность - сенситивный период для развития дружбы и любви. Поиск любимого человека является одной из важных задач этого возраста. Также значимыми являются отношения с сокурсниками. Отношения с преподавателями для студентов менее значимы по сравнению с остальными. Также можно отметить негативное отношение к одиночеству. Студенты стараются его избегать, но в то же время возможно, что оно для них значимо.
Анализ различий в структуре отношений по фактору пола показал, что на уровне статистической значимости юноши более удовлетворены отношениями с преподавателями, чем девушки. У юношей с большинством преподавателей отношения лучше и ближе, чем у девушек.
Анализ различия в структуре отношений студентов из полных и неполных семей показал, что удовлетворенность отношениями с друзьями, близким человеком противоположного пола и с преподавателями у студентов из полных семей статистически достоверно выше. У студентов из полных семей, в отличие от студентов из неполных семей, отношения с преподавателями хорошие, они взаимные, но более противоречивые. У студентов из неполных семей отношения с преподавателями более напряженные. У студентов, имеющих обоих родителей, отношения с родителями лучше, но они более противоречивые, чем у студентов, имеющих одного родителя.
Средние значения показателей структуры отношений студентов со сверстниками, родителями и преподавателями
Сфера отношений
Параметр сверстники родители преподаватели
средн. знач. станд. откл. средн. знач. станд. откл. средн. знач. станд. откл.
Количество контактов 13,81 4,26 1,88 0,38 6,77 2,96
Полюс отношений: положительные отношения 68,83 13,62 82,46 29,11 66,45 22,95
напряженные отношения 11,84 8,90 0,00 0,00 16,33 15,09
противоречивые отношения 19,57 9,86 15,79 26,99 17,17 16,71
Теснота отношений: близкие 41,39 19,60 93,86 21,28 23,14 25,92
дистантные 58,61 19,60 4,39 17,11 76,86 25,92
Направленность отношений: взаимные 79,66 17,58 96,67 17,66 74,46 25,69
Уровень удовлетворенности 3,19 0,789 3,30 0,963 2,07 1,015
Параметры
Рис. 1. Средние значения по методике ЦТО. Данные представлены в виде рангов, наименьший ранг соответствует наибольшей значимости
Отношение к себе и к друзьям является менее значимым для студентов из неполных семей. Для студентов, имеющих обоих родителей, менее значимы отношения с преподавателями, а также отношение к одиночеству.
Описанные различия соответствуют уровню статистической значимости.
Рассматривая статистически значимые различия в структуре отношений между студентами из Санкт-Петербурга и иногородними студентами, можно сказать следующее. Возможно, большинство иногородних студентов имеют неполные семьи. У иногородних студентов отношение к себе и друзьям менее значимо, чем у студентов из Санкт-Петербурга, но иногородние студенты больше ценят отношения с сокурсниками.
Рис. 2. Взаимосвязи значимых отношений студентов и мотивации общения
Таким образом, гипотеза о том, что характеристики значимый межличностный отношений студентов будут различаться в зависимости от пола, состава родительской семьи студента и места их проживания до поступления в институт, подтверждена.
Анализ взаимосвязей в структуре отношений студентов со сверстниками, родителями и преподавателями показал следующее. Большинство параметров структуры тесно связаны между собой. Системообразующими понятиями являются близкие отношения с родителями, а также уровень удовлетворенности отношениями с преподавателями и параметры структуры отношений с преподавателями, такие как хорошие и противоречивые отношения с преподавателями, близкие и дистантные отношения с преподавателями, взаимные отношения с преподавателями. Рассмотрим взаимосвязи показателя «уровень удовлетворенности отношениями с преподавателями» с другими параметрами. Уровень удовлетворенности отношениями с преподавателями положительно коррелирует с уровнем удовлетворенности отношениями студентов с родителями, с друзьями и с партнером противоположного пола. Следовательно, если у студента хорошие отношения с родителями, с друзьями, он удовлетворен этими отношениями, у него есть любимый человек, общение с которым приносит радость, то он чувствует удовлетворенность в отношениях с преподавателями. Удовлетворенность отношениями с преподавателями положительно связана с близкими отношениями с родителями, то есть чем теснее и ближе отношения у студента с родителями, тем выше уровень удовлетворенности отношениями с преподавателями. Отрицательная связь между противоречивыми отношениями с родителями и уровнем удовлетворенности отношениями с преподавателями свидетельствует о том, что конфликты и недопонимание между студентом и родителями снижают его уровень удовлетворенности отношениями с преподавателями.
Теперь проанализируем взаимосвязи параметров отношений студентов с преподавателями и со сверстниками. Между взаимными отношениями с преподавателями и дистантными и противоречивыми отношениями с преподавателями отмечается отрицательная корреляция. Иными словами, если студент считает свои отношения с преподавателями невзаимными, то эти отношения противоречивые и дистантные. Если студенту не нравится большинство преподавателей, которые ведут у него предметы, если эти отношения противоречивые (иногда студент чувствует себя комфортно, а иногда преподаватели его раздражают, он конфликтует с ними или боится их), то в целом у него отношения с преподавателями дистантные и невзаимные. В основном это студенты из неполных семей.
Противоречивые отношения с преподавателями положительно коррелируют с противоречивыми отноше-
ниями со сверстниками и отрицательно с хорошими отношениями со сверстниками, т. е. если у студента не ладятся отношения со сверстниками в группе, он не может найти себе друзей среди сокурсников, то и с преподавателями у него складываются противоречивые отношения. Таким студентам трудно адаптироваться к новой группе, к обучению в вузе, и они считают, что и с преподавателями у них отношения тоже не ладятся, хотя это не всегда верно. Студент, чувствуя непонимание, непринятие со стороны сверстников, переживает обиду, разочарование, и эти чувства распространяет в целом на все отношения, связанные с учебным процессом, соответственно, и на отношения с преподавателями. Все это повышает уровень агрессии и снижает учебную мотивацию. Если у студента сложились хорошие, взаимные отношения с одно-группниками, то и с преподавателями у него отмечаются хорошие отношения. Следовательно, гипотеза о том, что у студентов, которые демонстрируют удовлетворенность и позитивные характеристики отношений с одногруппни-ками, будут отмечаться хорошие отношения с преподавателями, подтверждена.
Интересные взаимосвязи выявлены между дистантными отношениями с преподавателями и близкими отношениями со сверстниками, а также количеством контактов со сверстниками. Эти связи положительные. Чем больше близких друзей у студента среди одногруппни-ков, тем более дистантные отношения у него с преподавателями. У таких студентов нет потребности в тесном общении с преподавателями. Они ищут поддержку, помощь и единомышленников среди своих многочисленных друзей и обращаются за советом к ним, а не к преподавателям. С преподавателями у таких студентов формальные отношения.
Анализ взаимосвязей отношений студента к значимым людям и мотивации общения показал, что наибольшее количество связей обнаружено у понятий «одиночество» и «стремление к принятию» (рис. 2).
Отношение к одиночеству отрицательно связано с отношением к маме и отношением к друзьям. В юношеском возрасте мама остается одним из самых значимых людей. И если с ней хорошие отношения, основанные на понимании и принятии, то студент редко испытывает чувство одиночества. Похожие тенденции наблюдаются и в отношениях с друзьями. Чем ближе и доверительнее отношения с друзьями, тем реже студенты чувствуют одиночество. Одиночество отрицательно коррелирует с отношением к близкому человеку противоположного пола. Поиск спутника жизни является одной из важных задач периода студенчества. Поэтому интимные отношения для студента очень значимы. Они снижают чувство одиночества. В целом можно отметить, что одиночество чувствуют реже те студенты, у которых складываются эмоционально близкие отношения с друзьями, близким человеком противоположного пола и мамой.
Стремление к принятию положительно коррелирует с отношением к близкому человеку противоположного пола, отношением к однокурсникам и со страхом отвер-
жения, т. е. чем больше студент стремится быть принятым в обществе сверстников, тем больше он беспокоится, что его не примут в референтную группу. В то же время положительные корреляции указывают на то, что чем больше студент стремится найти свое место в группе сверстников, наладить отношения с партнером противоположного пола, тем более значимыми становятся отношения к одногруппникам и партнеру противоположного пола.
Отношение к однокурсникам положительно связано с отношением к преподавателям, т. е. чем благополучнее у студента отношения с одногруппниками, тем лучше у него отношения с преподавателями.
ВЫВОДЫ
Студенты в среднем в высокой степени удовлетворены отношениями с родителями и друзьями, в том числе и отношениями с молодым человеком или девушкой. Уровень удовлетворенности отношениями с преподавателями у студентов на среднем уровне. Во всех трех сферах отношений (с родителями, друзьями и преподавателями) у студентов отмечаются хорошие отношения, но наиболее эмоционально теплые отношения сложились у студентов с родителями. Отношения с большинством преподавателей у студентов дистантные. Юноши достоверно в большей степени удовлетворены отношениями с друзьями и преподавателями, чем девушки, но при этом общаются с меньшим количеством одногруппников. У студентов из полных семей, по сравнению со студентами из неполных семей, достоверно выше удовлетворенность отношениями с друзьями, близким человеком противоположного пола и преподавателями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, В. А. Личность студента и успешность его обучения в вузе / В. А. Аверин [и др]. - Н. Новгород, 1991.
2. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагог. проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Вып. 2. - С. 3-15.
3. Андронатий, В. В. Дифференцированный подход к процессу обучения общеобразовательным предметам в профессиональном лицее : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Андронатий. - СПб., 1998.
4. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. - М., 2004.
5. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 2003.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. - М., 1997.
7. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. -М., 1979.
8. Кондратьев, М. Ю. Психология отношений межличностной значимости / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев. - М., 2006.
9. Кондратьев, Ю. М. Социальная психология студенчества : учеб. пособие / Ю. М. Кондратьев. - М., 2006.
10. Лисовский, В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социолог. исслед. - 1998. - № 5. -С. 98-104.
РЕЗЮМЕ
О. В. Павлова
Структура значимых межличностных отношений студентов вуза
Исследованы значимые межличностные отношения студентов. Рассматривается структура отношений студентов со сверстниками, родителями и преподавателями, а также различия в структуре отношений студентов в зависимости от фактора пола, состава родительской семьи и места проживания студента до поступления в вуз.
Ключевые слова: студенческий возраст, значимые межличностные отношения, структура отношений, уровень удовлетворенности отношениями, полюс отношений, теснота отношений.
SUMMARY
O. V. Pavlova
Structure of meaningful interpersonal relations among university students
The aim of the work was to study interpersonal relations among university students. The range of the problems included relations of the students with each other, with the parents, with the university instructors as well as differences in the structure of the relations depending on the factors of their sex, the social position of the family members, and the residence place before entering the university.
Key words: student age, meaningful interpersonal relations, structure of relations, level of satisfaction with the relations, the pole of relations, closeness of relations.
© В. С. Василенко, Л. И. Левина, 2011 г. УДК 616.127:796.017.2]: 547.962
В. С. Василенко, Л. И. Левина
АЛЬБУМИНЫ СЫВОРОТКИ КРОВИ У СПОРТСМЕНОВ СО СТРЕССОРНОЙ КАРДИО-МИОПАТИЕЙ
Кафедра госпитальной терапии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
ВВЕДЕНИЕ
Под передовым флангом защиты организма обычно подразумевают иммунную систему, роль которой трудно переоценить. Однако иммунная система обеспечивает элиминацию только высокомолекулярных чужеродных веществ с молекулярной массой не менее 5000 Да, а на низкомолекулярные соединения иммунный ответ не вырабатывается. Элиминацию низкомолекулярных токсинов из крови обеспечивает другая защитная система, представленная транспортными белками крови [9].
Сывороточный альбумин играет основную роль в этом процессе, так как обладает уникальной способностью к связыванию большого числа лигандов, отличающихся по своей структуре, в том числе эндогенных метаболитов, гормонов и лекарственных препаратов [3, 7].
Обратимое взаимодействие лиганда с альбумином по форме и биологическому смыслу весьма близко к реакции «антиген - антитело»: этот процесс стереоспецифи-чен, носит обратимый характер и обеспечивает направленный транспорт токсина в ткани, где происходит его необратимая инактивация [9]. Таким образом, эффективность защиты организма от низкомолекулярных токсинов можно оценить по способности альбумина к связыванию лигандов.
При метаболических нарушениях и при выраженной эндогенной интоксикации часть связывающих центров
блокируется [5]. Способность альбумина связывать и переносить различные вещества ухудшается при различных заболеваниях, в том числе и при сердечно-сосудистых. Нормальными считаются колебания, отношения эффективной концентрации альбумина к общей концентрации альбумина (ЭКА/ОКА) 0,81-0,98 [1].
Чем больше измененного альбумина, не способного связывать жирные кислоты и другие метаболиты (лиган-ды), тем выше их содержание в крови, которые оказывают выраженное аритмогенное и токсичное действие, а также, по мнению В. Н. Титова (1998), формируют состояние, которое можно назвать метаболическим стресс-синдромом. Их токсическое действие вместе с выбросом адреналина составляет метаболическую основу и психоэмоционального стресса [11]. В патогенезе стрессорной кардиомиопатии (СКМП) стрессорные воздействия на организм имеют определяющее значение [2, 4, 8]. Поэтому при СКМП связывающая способность альбумина играет важную роль в защите миокарда от токсического действия метаболитов.
Цель исследования - определить роль сывороточных альбуминов в развитии стрессорной кардиомиопатии у спортсменов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами были обследованы 92 спортсмена (все мастера спорта и мастера спорта международного класса), из которых 52 мужчины и 40 женщин, а также контрольная группа 32 человека, не занимающихся спортом, из которых 17 мужчин и 15 женщин. Клинически, по данным ЭКГ и эхокардиографии все спортсмены были разделены на следующие группы: со СКМП (47 человек, 26 мужчин, 21 женщина) и без СКМП (45 человек, 26 мужчин, 19 женщин).
Во всех группах обследованных в сыворотке крови определяли эффективную концентрацию альбумина (ЭКА) и общую концентрацию альбумина (ОКА). Определение ЭКА и ОКА проводилось стандартным методом с помощью наборов реактивов «ЗОНД-Альбумин» на анализаторе АКЛ-01. Забор крови у спортсменов осуществлялся