н/Д., 1986.
31. Ухтомский А.А. Доминанта. - М.: Наука, 1966.
32. Фролов В.М. Уровень функционирования физиологических систем и методы их определения. - Л.: Медицина, 1972.
33. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния. - Л.: ЛГУ, 1981. - С. 17-23.
34. Bernar K. (Бернар К.) Лекции по экспериментальной патологии. - М.: Биомедгиз, 1938.
УДК 159.922.8
И. А. Куницына, Е. Н. Беженуца Психологическая атмосфера в студенческих группах
Данная статья основана на результатах экспериментального исследования, посвященного изучению одной из актуальных и значимых проблем современной психологии - психологической атмосферы в студенческих группах. В статье представлено подробное описание психологической атмосферы в учебных группах, в которых студенты обучаются по специальностям «Прикладная информатика в экономике» и «Менеджмент в городском и муниципальном управлении». Приводится сравнение особенностей восприятия психологической атмосферы студентами I и V курсов, юношами и девушками. Раскрываются различия в восприятии психологической атмосферы студентами с разными акцентуациями характера.
This article is bases on the result of experimental issue, that was devoted to study of one of the most important and actual problems of modern psychology - to psychological atmosphere of students' groups. Detailed description of psychological atmosphere of academic students' groups, in which students acquire such professions as "Applied informatics in economics" and "Management in municipal government and municipal office", are given in the article. Comparisons of perception's peculiarities of psychological atmosphere by students of 1 and 5 courses, and by boys and girls are given. Differences of perception of psychological atmosphere by students with various character's accentuations are shown.
Ключевые слова: психологическая атмосфера, атмосфера общения, атмосфера деятельности, социально-психологический климат, студенческая группа, акцентуации характера, шкала-опросник Ф. Фидлера, методика С. Шмишека.
Key words: Psychological atmosphere, communication's atmosphere, activity's atmosphere, social-psychological climate, students' group, character's accentuations, F. Phidler's scale-questionnaire, S. Shmishek's method.
Проблемы формирования и функционирования студенческих групп не обойдены вниманием психологов (Донцов А. И., 1987; Ко-ломинский Я.Л., 2001; Немов Р.С., 1988; Смирнов С.Д., 2003; Ако-
47
пов Г.В., 2000; Кондратьев Ю.М., 2007 и др.). Однако специфика психологической атмосферы студенческих групп мало изучена, хотя известно, что невозможно изучать своеобразие личности, не учитывая социальный и психологический контекст, в котором она развивается. Знание особенностей эмоционального состояния, преобладающего настроения в студенческих группах необходимо для совершенствования системы подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях. Таким образом, малая проработанность проблемы и высокая практическая значимость изучения психологической атмосферы студенческих групп делает исследования в данном направлении весьма актуальными.
В отечественной и зарубежной научной литературе раскрываются понятия «социально-психологический климат» и «психологическая атмосфера» групп или коллективов. Большинство исследователей считает, что эти понятия являются синонимами. На сегодняшний день насчитывается несколько десятков определений данных понятий.
Настоящее экспериментальное исследование основано на определении, предложенном Б.Д. Парыгиным. Под социально-психологическим климатом он понимает «преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу» [5].
Исследование психологической атмосферы студенческих групп проводилось на базе филиала Санкт-Петербургского государствен -ного инженерно-экономического университета в г. Выборге. В течение 2007-2008 гг. было обследовано 74 студента дневного отделения, обучающихся по специальностям «Прикладная информатика в экономике» и «Менеджмент в городском и муниципальном управлении» (далее по тексту эти группы испытуемых обозначены как «студенты-программисты» и «студенты-менеджеры»). В обследовании принимали участие студенты I и V курсов в возрасте от 18 до 23 лет. Среди обследованных были и девушки, и юноши.
В качестве психодиагностической методики использовалась шкала-опросник оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера [6]. Методика позволяет не только измерить степень благоприятности психологической атмосферы в студенческой группе, но также выявить и сравнить ее составляющие - атмосферу деятельности и атмосферу общения.
Атмосфера деятельности вычисляется как сумма баллов по шкалам «удовлетворенность - неудовлетворенность», «увлеченность - равнодушие», «продуктивность - непродуктивность», «занимательность - скука», а также «успешность - неуспешность».
Атмосфера общения определяется суммой баллов по шкалам:
«дружелюбие - враждебность», «согласие - несогласие», «теплота - холодность», «взаимная поддержка - недоброжелательность» и «сотрудничество - отсутствие сотрудничества».
Итоговый показатель благоприятности психологической атмосферы рассчитывается как сумма баллов по всем 10 шкалам.
Методика построена по принципу обратной шкалы, т. е. благоприятной атмосфере соответствуют низкие оценки, а неблагоприятной - высокие.
При обследовании студентов-программистов и студентов-менеджеров было выявлено, что большинство из них положительно оценивает атмосферу деятельности и общения в своих учебных группах (табл. 1). Студенты удовлетворены организацией и проведением учебных занятий, во время которых они имеют возможность продуктивно работать. Многие увлеченно выполняют задания, которые часто носят занимательный характер.
Таблица 1
Атмосфера деятельности и общения в студенческих группах
Количество студентов
Характеристики атмосферы Положительные Отрицательные
оценки оценки
Атмосфера деятельности
Удовлетворенность - неудовлетворен- 62 12
ность
Увлеченность - равнодушие 54 20
Продуктивность - непродуктивность 56 18
Занимательность - скука 52 22
Успешность - неуспешность 58 16
Атмосфера общения
Дружелюбие - враждебность 63 11
Согласие - несогласие 61 13
Теплота - холодность 60 14
Сотрудничество - 61 13
отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка -недоброжелательность 59 15
Интегральный показатель атмосферы 58 16
в студенческой группе
Атмосферу общения студенты воспринимают преимущественно как дружелюбную, характеризующуюся согласием, взаимной поддержкой, теплотой и сотрудничеством членов учебной группы. Однако есть и такие студенты, для которых психологическая атмосфера не является благоприятной. Примерно одна пятая часть опрошенных студентов недовольна особенностями учебной дея-
тельности, и одна шестая часть опрошенных студентов считает, что взаимоотношения однокурсников характеризуются отсутствием взаимной поддержки и склонности к согласию, нежеланием сотрудничать, холодностью, а порой и враждебностью.
При сравнении оценок показателей атмосферы деятельности и общения значимые различия выявлены не были. Следовательно, комфортность условий обучения и межличностного взаимодействия в группе существенно не различаются (рис. 1).
Рис. 1. Оценка благоприятности атмосферы деятельности и общения в студенческих группах
Студенты-программисты по сравнению со студентами-менеджерами склонны более позитивно оценивать психологическую атмосферу, создавшуюся в их группах (табл. 2).
Оценки степени благоприятности психологической атмосферы и ее отдельных характеристик, данные студентами I и V курсов, существенно не различаются. Обследование студентов I курса проходило во втором семестре учебного года. К этому времени уже устанавливаются устойчивые отношения между однокурсниками, завершаются процессы адаптации к новым социально-психологическим условиям. Вероятно, психологическая атмосфера, создавшаяся в группе к концу первого года обучения, мало изменяется в оставшиеся четыре года получения высшего образования. Хотя для более точных выводов необходимо лонгитюдное исследование.
Таблица 2
Оценка атмосферы деятельности и общения студентами-программистами и студентами-менеджерами
Характеристики Среднее значение и стандартное отклонение Значение ^критерия Стьюдента
атмосферы студенты-программисты студенты-менеджеры
Увлеченность -равнодушие 3,09 ± 0,21 4,10 ± 0,22 3,35 при р<0,01
Продуктивность -непродуктивность 2,88 ± 0,29 4,14 ± 0,26 3,28 при р<0,01
Занимательность - скука 3,16 ± 0,35 4,07 ± 0,20 2,27 при р<0,01
Успешность -неуспешность 2,94 ± 0,35 3,90 ± 0,29 2,12 при р<0,05
Суммарный показатель атмосферы 14,66 ± 1,20 19,81 ± 0,99 3,32 при р<0,01
деятельности
Дружелюбие -враждебность 1,78 ± 0,14 3,48 ± 0,29 5,27 при р<0,001
Согласие - несогласие 2,78 ± 0,28 3,93 ± 0,24 3,12 при р<0,01
Теплота -холодность 2,75 ± 0,18 3,95± 0,25 3,88 при р<0,001
Сотрудничество -отсутствие 2,81 ± 0,28 3,93± 0,29 2,79 при р<0,01
сотрудничества
Взаимная поддержка -недоброжелательность 2,34 ± 0,21 3,88 ± 0,31 4,12 при р<0,001
Суммарный показатель атмосферы общения 12,78 ± 1,01 19,19± 1,22 4,04 при р<0,001
Интегральный показатель атмосферы 27,44 ± 2,05 38,98 ± 2,14 3,89 при р<0,001
Девушки, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в экономике», по сравнению с юношами, более позитивно оценивают психологическую атмосферу деятельности и общения в своих группах (табл. 3). Они испытывают большее удовлетворение от совместной учебной деятельности, отмечают более высокий уровень продуктивности, занимательный характер учебных занятий, сотрудничество и взаимную поддержку однокурсников. Возможно, это объясняется особым отношением к девушкам-программистам. На данном факультете девушки составляют 11-14 % от числа обучающихся в группе.
Таблица 3
Оценка атмосферы деятельности и общения юношами и девушками студентами-программистами
Характеристики атмосферы Среднее значение и стандартное отклонение Значение 1-критерия Стьюдента
юноши девушки
Удовлетворенность -неудовлетворенность 3,43 ± 0,55 1,25 ± 0,08 6,05 при р < 0,001
Продуктивность -непродуктивность 3,00 ± 0,31 2,00 ± 0,19 2,74 при р < 0,05
Занимательность - скука 3,39 ± 0,38 1,50 ± 0,09 4,84 при р < 0,001
Суммарный показатель атмосферы деятельности 15,39 ± 1,30 9,50 ± 0,49 4,24 при р < 0,001
Сотрудничество - отсутствие сотрудничества 2,93 ± 0,30 2,00 ± 0,19 2,59 при р < 0,05
Взаимная поддержка -недоброжелательность 2,46 ± 0,23 1,50 ± 0,09 3,92 при р < 0,001
Суммарный показатель атмосферы общения 13,18 ± 1,13 10,00 ± 0,38 2,67 при р < 0,05
Интегральный показатель атмосферы 28,57 ± 2,24 19,50 ± 3,77 3,77 при р < 0,001
Оценки степени благоприятности психологической атмосферы, данные юношами и девушками, обучающимися по специальности «Менеджмент в городском и муниципальном управлении», существенно не различаются. Количество девушек и юношей на данном факультете примерно одинаково.
Восприятие окружающих людей и происходящих событий зависит от личностных особенностей человека. Поэтому дополнительно все обследованные студенты были протестированы с помощью методики С. Шмишека. Данная методика позволяет выявить 10 типов акцентуаций характера: демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, экзальтированный, эмотивный и циклотимный.
Для изучения особенностей восприятия психологической атмо -сферы студентами с разными типами акцентуаций характера испытуемые были разделены на две группы: с акцентуацией характера и без нее. Затем производилось сравнение результатов тестирования по методике Ф. Фидлера у этих групп испытуемых.
Студентам с застревающей акцентуацией характера во взаимоотношениях с однокурсниками не хватает дружелюбного отношения (1 = 2,02 при р < 0,05). Выявленный факт подтверждает общую закономерность. Лицам с застревающей акцентуацией в целом
свойственно считать, что окружающие проявляют недостаточно симпатии по отношению к ним.
Студенты с экзальтированной акцентуацией характера по сравнению с однокурсниками полагают, что увлеченность и удовлетворенность учебной деятельностью, успешность ее выполнения студентами их группы недостаточно высоки (табл. 4). Они склонны давать больше отрицательных оценок, характеризуя атмосферу деятельности, чем их однокурсники. Лица с экзальтированной акцентуацией легко приходят в восторг от радостных событий и в пол -ное отчаяние - от печальных. Поэтому психологическую атмосферу, которую другие люди склонны оценивать как вполне нейтральную, эти лица воспринимают негативно.
Таблица 4
Восприятие психологической атмосферы группы студентами с экзальтированной акцентуацией и без нее
Показатели Среднее значение и стандартное отклонение Значение ^критерия Стьюдента
Студенты с экзальтированной акцентуацией Остальные испытуемые
Удовлетворенность 5,17 ± 0,37 3,26 ± 0,21 2,12 при р < 0,05
Увлеченность 4,81 ± 0,52 3,56 ± 0,16 2,25 при р < 0,05
Успешность 5,64 ± 0,99 3,28 ± 0,22 2,36 при р < 0,05
Атмосфера деятельности 23,67 ± 3,38 16,52 ± 0,80 2,05 при р < 0,05
Студенты с циклотимной акцентуацией характера по сравнению с остальными студентами дают существенно более низкие оценки психологической атмосфере деятельности в целом и таким ее составляющим, как занимательный характер, продуктивность, успешность и удовлетворенность ситуацией обучения (табл. 5). Также эти студенты считают, что в группе сформировалась недостаточно благоприятная атмосфера общения. В отношениях между однокурсниками недостаточно теплоты, согласия, взаимной поддержки и сотрудничества. Оценки по интегральному показателю психологической атмосферы учебной группы у студентов с циклотимной акцен -туацией характера существенно ниже, чем у их однокурсников.
Известно, что для лиц с циклотимной акцентуацией характерны периодические смены настроения: периоды ровного настроения сменяются периодами подъема с высокой умственной активностью и спада с минорным настроением, замкнутостью, немногословностью, рассеянностью. Все это может существенно затруднять общение с сокурсниками. Интересы также зависят от цикла настроения.
В периоды спада настроения они пассивны, пессимистичны, погружены в свой внутренний мир, зависимы от внешних событий, а в периоды подъема настроения проявляют себя как студенты с гипертимной акцентуацией.
Таблица 5
Восприятие психологической атмосферы группы студентами с циклотимной акцентуацией и без нее
Среднее значение
и стандартное отклонение Значение
Показатели Студенты с циклотимной акцентуацией Остальные испытуемые 1-критерия Стьюдента
Удовлетворенность 1,80 ± 0,34 3,47 ± 0,22 4,09 при р < 0,001
Увлеченность 2,60 ± 0,47 3,69 ± 0,18 2,21 при р < 0,05
Продуктивность 2,60 ± 0,37 3,62 ± 0,22 2,40 при р < 0,05
Занимательность 2,40 ± 0,47 3,76 ± 0,20 2,69 при р < 0,001
Успешность 2,20 ± 0,34 3,54 ± 0,24 3,20 при р < 0,001
Атмосфера деятельности 10,80 ± 2,35 17,37 ± 0,83 2,63 при р < 0,05
Дружелюбие 1,20 ± 0,18 2,79 ± 0,21 5,69 при р < 0,001
Согласие 2,40 ± 0,47 3,46 ± 0,20 2,08 при р < 0,05
Теплота 2,00 ±0,41 3,50 ±0,18 3,40 при р < 0,001
Сотрудничество 2,00 ±0,41 3,54 ±0,22 3,33 при р < 0,001
Взаимная поддержка 1,64 ± 0,37 2,66 ± 0,25 2,44 при р < 0,05
Атмосфера общения 9,20 ± 1,34 17,19 ± 0,96 4,85 при р < 0,001
Интегральный показатель 20,80 ± 2,79 34,63 ± 1,70 4,23 при р < 0,001
атмосферы
Оценки степени благоприятности психологической атмосферы у лиц с гипертимным, демонстративным, возбудимым и другими типами акцентуаций характера не отличаются от результатов тестирования их однокурсников.
Таким образом, большинство студентов-программистов и студентов-менеджеров положительно оценивают атмосферу деятельности и общения в своих учебных группах. При этом студенты-менеджеры по сравнению со студентами-программистами высказывают больше претензий к эффективности групповой деятельности и благоприятности атмосферы общения в своих группах.
Восприятие студентами особенностей психологической атмосферы группы, в которой они обучаются, связано с их акцентуациями характера. Студенты с экзальтированной, застревающей и циклотимной акцентуациями оценивают психологическую атмосфе -ру существенно более негативно, чем остальные студенты.
54
Выявленные факты следует учитывать при формировании студенческих групп, а также для оптимизации учебного процесса. Однако для более целостного представления о психологической атмосфере в студенческих группах необходимо обобщить результаты обследования студентов разных вузов, обучающихся по различным специальностям.
Список литературы
1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2000. - С. 51-54, 182-183.
2. Волова Н.Ю. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации: моногр. - Самара: Самарский ун-т, 2001. - С. 74-140.
3. Кондратьев Ю.М. Отношения межличностной значимости в студенческой группе современного российского вуза // Вопр. психологии. - 2007. -№ 4. - С. 56-65.
4. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006.
5. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1981. - С. 12-28.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, В.А. Снеткова, М.А. Дмитриевой. - СПб.: Речь, 2001. - С. 411-415.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.