Научная статья на тему 'Особенности внешнеэторговых связей стран Персидского Залива и возможности инновационного развития'

Особенности внешнеэторговых связей стран Персидского Залива и возможности инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ССАГПЗ / GCC / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ / TRADE IN GOODS / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / TRADE IN SERVICES / ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР / INNOVATION FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкваря Людмила Васильевна

Проанализированы основные особенности внешнеторговой деятельности стран Персидского залива в 2000-2011 гг. Выявлены структурные изменения в импорте и экспорте как товаров, так и услуг, а также география торговли. Установлена связь между этими изменениями и стремлением рассматриваемых государств к развитию инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade relations specificity OF THE PERSIAN GULF AND THE POSSIBILITY OF INNOVATION DEVELOPMENT

Analyzes the main features of foreign trade of the Persian Gulf in 2000-2011. The structural changes in imports and exports of both goods and services, as well as the geography of trade identified The connections between these changes and the desire of the countries in the development of innovative entrepreneurship proved.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнеэторговых связей стран Персидского Залива и возможности инновационного развития»

© Л.В. Шкваря, 2013

УДК 339.9 Л.В. Шкваря

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Проанализированы основные особенности внешнеторговой деятельности стран Персидского залива в 2000-2011 гг. Выявлены структурные изменения в импорте и экспорте как товаров, так и услуг, а также география торговли. Установлена связь между этими изменениями и стремлением рассматриваемых государств к развитию инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: ССАГПЗ, внешняя торговля, торговля товарами, торговля услугами, инновационный фактор.

Нехватка промышленных товаров, небольшая территория, ограниченный внутренний рынок, а также наличие топливно-сырьевых товаров стимулируют страны Залива развивать свои внешнеэкономические связи с другими государствами.

Несмотря на очень незначительную их долю в мировой торговле (достигающей в настоящее время примерно 5,4 %), экспортно-импортная деятельность играет важную роль во внешней и внутренней социально-экономической ситуации и стран-участниц, и группировки в целом. В рассматриваемых странах с разной интенсивностью и направленностью идет индустриализация, развивается инфраструктура. Велика потребность региона и в промышленных потребительских товарах, продовольствии, услугах - от проектирования и сооружения объектов до подготовки специалистов разных уровней, получения технологической документации и консультаций. Регион полностью или почти полностью удовлетворяет за счет импорта свои потребности во многих видах сырья и полуфабрикатов, в частности в древесине и пило-

материалах, прокате черных и цветных металлов, в некоторых видах минеральных удобрений. Поэтому внешнеторговый оборот стран неизменно и устойчиво растет (см. табл. 1), в том числе - за счет ненефтяной составляющей, как показано в табл. 2.

Анализируя динамику изменения внешней торговли стран Совета арабских государств Залива с 2000 по 2011 гг., можно отметить, что их внешний товарооборот за исследуемый период увеличился, как за счет экспорта, так и за счет импорта. По экспорту наибольший прирост наблюдается у Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара, по импорту - у Саудовской Аравии и ОАЭ.

В посткризисный период произошел спад во внешней торговле (762,5 млн. долл. в 2008 г. до 518,9 млн.), но уже в 2011 г. внешний товарооборот стран блока превысил докризисный максимум и достиг 934,0 млн. долл.

Доля стран в мировом товарообороте продолжает оставаться невысокой и колеблется от 1,35 % в Саудовской Аравии и ОАЭ до 0,11 в Бахрейне в 2011 г. при устойчивом росте показателя за исследуемый период.

Таблица 1

Внешняя торговля стран Залива, мира и некоторых государств в 2000-2011 гг., млн. долл.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Экспорт, млн. долл.

Бахрейн 6,2 5,6 5,8 6,6 7,6 10,2 12,2 13,6 17,3 11,9 15,0 19,7

Кувейт 19,4 16,2 15,4 20,7 28,6 44,9 56,0 63,0 87,5 54,0 70,0 103,2

Оман 11,3 11,1 11,2 11,7 13,3 18,7 21,6 24,7 37,7 27,7 36,6 47, 1

Катар 11,6 10,9 11,0 13,4 18,7 25,8 34,2 42,0 67,3 48,0 74,8 114,3

КСА 77,6 68,1 72,5 93,2 126,0 180,1 211,3 233,3 313,5 192,3 251,1 364,7

ОАЭ 49,8 48,4 52,2 67,1 91,0 117,3 145,6 178,6 239,2 185,0 220,0 285,0

ССАГП

3, всего 176,0 160,2 167,9 212,7 285,2 397,6 480,7 555,0 762,5 518,9 667,5 934,0

Для справки

США 781,9 729,1 693,1 724,8 814,9 901,1 1026,0 1148,2 1287,4 1056,0 1278,3 1480,4

ЕС 2448,7 2471,0 2639,1 3150,7 3762,4 4065,6 4591,3 5347,1 5923,4 4597,5 5166,8 6074,3

РФ 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243, 8 303,6 354,4 471,6 303,4 400,6 522,0

КНР 249,2 266,1 325, 6 438,2 593,3 762,0 969,0 1220,5 1430,7 1201,6 1577,8 1898,4

Мир 6446,6 6191,6 6496,5 7586,0 9218,3 10495,2 12120,3 14012,9 16140,7 12545,9 15289,7 18291,5

Импорт, млн. долл.

Бахрейн 4,6 4,30 5,0 5,7 7,4 9,4 10,5 11,5 15,0 10,1 12,3 12,7

Кувейт 7,2 7,9 9,0 11,0 1,6 15, 8 17,2 21,4 24,8 20,0 22,7 25,9

Оман 5,1 5,9, 6,3 6,8 8,8 9,0 11,0 16,0 23,1 17,9 20,0 23,9

Катар 3,2 3,8 4,1 5,0 6,0 10,0 16,4 23,4 27,9 24,9 23,2 29,9

КСА 30,2 31,2 32,3 41,7 47,4 59,5 69,8 90,2 115,1 95,6 106,9 131,7

ОАЭ 35,0 37,3 42,7 52,1 72,082 84,654 100,1 - 200,3 150,0 165,0 205,0

ССАГП

3, всего 85,4 90, 4 99,3 122,1 154,3 188,3 225,1 295,0 406,3 318,4 350,0 429,0

Для справки

США 1259,3 1179,2 1200,2 1303,1 1525,7 1732,7 1918,1 2020,4 2169,5 1605,3 1969,2 2265,9

ЕС 2507,2 2476,3 2591,3 3123,5 3757,7 4133,3 4737,0 5522,7 6193,1 4690,1 5302,4 6207,1

РФ 49,3 53,8 61,0 76,0 97,4 125,4 164,3 223,5 291,9 191,8 248,6 323,8

КНР 225,0 243,6 295,2 412,8 561,2 660,0 791,5 956,1 1132,6 1005,9 1396,2 1743,5

Мир 6655,3 6410,9 6662,4 7779,2 9476,0 10774,3 12352,1 14226,3 16462,8 12688,5 15415,1 18400,8

Таблица 2

Товарная структура экспорта стран Залива, 2005-2011 гг. (в %)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн Текстильная продукция 0,35 0,30 0,33 0,30 0,40 0,38 0,44

Алюминий 39,15 41,59 42,49 47,23 40,38 43,83 46,2

Нефть и нефтепродукты 60,50 58,11 57,18 52,47 59,22 55,79 53,1

Кувейт Нефть 0,29 0,23 0,21 0,15 0,19 0,16 0,16

Продукты нефтепереработки 60,21 62,05 58,22 63,92 55,11 57,47 58,1

Удобрения 39,50 37,73 41,58 35,92 44,70 42,38 41,8

Оман Оборудование 1,51 1,33 1,28 1,04 1,40 1,19 1,1

Природный газ 62,29 62,72 60,52 66,42 57,78 62,13 62,8

Нефть 36,20 35,95 38,20 32,55 40,82 36,68 36,7

Катар Удобрения 0,13 0,12 0,11 0,12 0,12 0,11 0,12

Нефтепродукты 73,84 67,11 66,42 71,43 60,70 66,99 68,3

Сжиженный газ 26,02 32,77 33,47 28,45 39,18 32,90 33,2

Саудовская Аравия Финики 3,22 2,93 2,77 2,30 2,95 2,57 зд

Нефть и нефтепродукты 62,88 64,31 65,33 70,07 59,37 61,76 59,6

Сжиженный газ 33,91 32,76 31,90 27,63 37,68 35,67 35,0

ОАЭ Реэкспорт 1,35 1,06 0,94 0,80 0,92 0,84 0,91

Природный газ 53,85 56,21 52,86 55,89 50,99 53,18 53,3

Сырая нефть 44,80 42,73 46,20 43,31 48,09 45,98 45,6

При этом, как видно из анализа представленных данных, для стран характерен положительный внешнеторговый баланс. Все это свидетельствует о притоке в страны значительных финансовых ресурсов в результате внешнеторговой деятельности, в то время как абсорбирующая способность национальных экономик продолжает оставаться незначительной.

Наряду с активными поставками сырья на мировой рынок, эти страны поставляют на мировой рынок и другие виды товаров (табл. 2).

За последние десять лет страны Залива снизили свою зависимость от экспорта углеводородов и, в меньшей степени, от нефтяных доходов. Так, в ОАЭ и Кувейте зависимость от экспорта углеводородов упала, Оман и Катар в последние годы тоже в меньшей степени зависят от углеводородов при формировании их официальных доходов. Следовательно, произошли изменения товарной структуры экспорта, хотя индекс диверсификации экспорта стран Залива продолжает оставаться на низком уровне, что свидетельствует о том, что линейка экспортируемых и импортируемых товаров однообразна.

Как видно из анализа представленных в табл. 2 статистических данных, экспорт нефти и нефтепродуктов в целом по странам региона снижается в стоимостном выражении и, соответственно, увеличивается ненефтяная составляющая экспорта.

Так, ненефтяной экспорт в Саудовской Аравии вырос в декабре 2011 г., и вместе с экспортом нефтепродуктов и пластмасс впервые превысил уровень в 5 млрд. саудовских риалов. Экспорт повысился за счет начала поставок фосфатных средств саудовской горной компанией «Ма^еп».

Ожидается, что с течением времени экспорт по таким новым направлениям, как бокситы и фосфаты, будет расти. Эти минералы, наряду с золотом, станут дополнением к третьей «опоре» экс-

портного потенциала страны - добыче полезных ископаемых, в частности компанией Ма^еп; тогда как первой являются нефть и газ, а второй - расширенный нефтехимический сектор. «Ма^еп» показывает огромный рост в сфере добычи и продажи золота, цинка, бокситов, фосфатов и алюминия, а также в сфере крупных проектов транспортной инфраструктуры по доставке этих полезных ископаемых на рынки.

Изменяется в странах региона и структура импорта (табл. 3).

Как видно из анализа представленных данных, удельный вес высокотехнологичной продукции во всех странах региона имеет тенденцию к росту и превышает 50%. Как правило, речь идет о новом современном и высокотехнологичной оборудовании для различных отраслей национальной экономики - как добывающей промышленности, так и нефтехимии, инфраструктуры и др. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции. Если проанализировать географическую структуру экспорта стран Залива (табл. 4), то можно сделать вывод об ориентации на быстро растущие (Китай, Индия) и развитые (США, Япония) страны при снижающейся доле внутрирегиональной торговли. Так, доля Японии в товарном экспорте колеблется по странам Залива от 2,0 % в Бахрейне до 30,3 % в Катаре, имеющем значительный нефтяной экспорт.

Что касается структуры импорта (табл. 5), то здесь, как видно из представленных данных, среди основных внешнеторговых партнеров мы видим США, Японию, Германию, относящиеся к группе лидеров инноваций.

Это в полной мере соответствует как росту высокотехнологичного импорта стран ССАГПЗ, так и их стремлению к развитию инновационной (как минимум высокотехнологичной) составляющей национальной экономики и на государственном, и на корпоративном

Таблица 3

Товарная структура импорта стран Залива, 2005-2011 гг. (в %)

Страны Структура 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн Сырая нефть 0,35 0,30 0,33 0,30 0,40 0,38 0,38

Машины и оборудования 49,15 51,59 52,49 57,23 50,38 53,83 54,3

Химическая продукция 50,50 48,11 47,18 42,47 49,22 45,79 45,8

Кувейт Продовольствие 30,29 30,23 30,21 30,15 30,19 30,16 30,2

Транспортное оборудование 60,21 62,05 58,22 63,92 55,11 57,47 58,0

Строит, материалы 9,50 7,73 1,58 5,92 4,70 2,38 3,9

Оман Машины и транспортное оборудование 1,51 1,33 1,28 1,04 1,40 1,19 1,21

Промышленные товары 62,29 62,72 60,52 66,42 57,78 62,13 63,5

Продовольственные товары 36,20 35,95 38,20 32,55 40,82 36,68 37,1

Катар Машины и оборудование 10,13 10,12 10,11 10,12 10,12 10,11 10,31

Транспортные средства 73,84 67,11 66,42 71,43 60,70 66,99 67,22

Продовольствие 16,02 22,77 23,47 18,45 29,18 22,90 24,51

Саудовская Аравия Химическая продукция 3,22 2,93 2,77 2,30 2,95 2,57 3,11

Продукты питания 62,88 64,31 65,33 70,07 59,37 61,76 62,21

Машины и транспортное оборудование 33,91 32,76 31,90 27,63 37,68 35,67 36,7

ОАЭ Химическая продукция 1,35 1,06 0,94 0,80 0,92 0,84 0,80

Машины и транспортное оборудование 53,85 56,21 52,86 55,89 50,99 53,18 54,11

Продовольствие 44,80 42,73 46,20 43,31 48,09 45,98 46,7

Таблица 4

Географическая структура экспорта стран Залива, 2005-2011 гг. (в %)

Основные партнеры 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн Саудовская Аравия 10,35 10,30 10,33 6,30 1,40 2,9 3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония 2,15 2,59 2,49 1,23 1,38 2,0 2,0

ОАЭ 3,50 3,11 2,18 1,47 1,22 1,9 2,6

Кувейт Япония 15,29 15,23 15,21 15,15 15,19 15,5 15,8

Индия 20,21 22,05 18,22 13,92 15,11 15,3 15,4

Южная Корея 19,50 17,73 11,58 15,92 14,70 13,5 12,8

Оман Китай 21,51 21,33 21,28 21,04 21,40 26,3 24,5

Южная Корея 12,29 12,72 10,52 11,42 11,78 12,4 13,4

Япония 18,20 17,95 14,20 8,55 10,82 12,1 12,9

Катар Япония 30,13 30,12 30,11 30,12 30,12 30,3 30,3

Южная Корея 13,84 17,11 16,42 11,43 10,70 13,1 13,5

Индия 6,02 7,77 7,47 6,45 7,18 8,0 9,2

Япония 13,22 12,93 12,77 12,30 12,95 14,3 15,1

Саудовская Аравия Китай 12,88 14,31 15,33 20,07 9,37 13,1 14,0

США 23,91 22,76 21,90 17,63 7,68 13,0 14,0

Япония 17,35 17,06 16,94 16,80 16,92 17,1 17,7

ОАЭ Индия 13,85 16,21 12,86 15,89 11,99 13,6 14,0

Иран 4,80 4,73 4,20 4,31 5,09 6,9 7,3

Таблица 5

Географическая структура импорта стран Залива, 2005-2011 гг. (в %)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн Саудовская Аравия 20,35 20,30 20,33 20,30 20,40 24,7 23,6

США 9,15 11,59 12,49 17,23 10,38 12,2 12,1

Китай 20,50 18,11 17,18 12,47 9,22 7,8 7,8

Кувейт США 10,29 10,23 10,21 10,15 10,19 14,2 13,8

Китай 10,21 12,05 8,22 13,92 9,11 9,5 9,4

Саудовская Аравия 3,50 3,73 4,58 5,92 4,70 7,3 7,5

Оман ОАЭ 21,51 21,33 21,28 21,04 21,40 25,1 25,4

Япония 12,29 11,72 9,52 8,42 7,78 15,4 15,4

Индия 6,20 5,95 5,20 5,55 4,82 5,6 5,7

Катар США 10,13 10,12 10,11 10,12 10,12 15,5 13,2

Германия 7,84 7Д1 6,42 11,43 10,70 9,0 9,7

ОАЭ 4,02 5,77 6,47 8,45 9,18 7,3 8,4

Саудовская Аравия США 12,22 11,93 11,77 11,30 11,95 12,4 12,1

Китай 2,88 4,31 5,33 10,07 9,37 11Д 11,6

Германия 8,91 7,76 6,90 7,63 7,68 7,1 7,4

ОАЭ Индия 11,35 11,06 10,94 10,80 10,92 17,5 16,6

Китай 13,85 16,21 12,86 15,89 10,99 14,2 12,7

США 4,80 2,73 6,20 3,31 8,09 7,7 СП

Таблица б

Объем экспорта услуг стран группировки, 2005-2011 гг. (млн. долл. США)_

1 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн 3 048,26 3 322,43 3 524,20 3 740,16 3 652,93 4 047,07 4 341,7

Катар 3 220,66 4 193,19 3 592,03 3 425,27 2 002,20 3 011,26 3 286,9

Кувейт 4 774,66 8 444,18 10 168,70 11 959,10 11 308,60 7 715,64 8 132,6

ОАЭ 4 783,66 6 847,38 8 059,90 9 595,64 10 156,60 11 735,90 12 344,4

Оман 938,88 1 310,79 1 682,70 1 823,15 1 620,29 1 760,73 1 887,5

Саудовская Аравия 11 409,90 14 201,50 15 987,20 9 369,62 9 749,35 10 683,20 12 511,80

Таблица 7 Объем импорта услуг стран группировки, 2005-2011 гг. (млн. долл. США)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн 1 416,22 1 605,24 1 700,93 2 030,05 1 740,96 1 905,05 2 331,0

Кувейт 8 714,73 10 638,40 13 343,80 15 777,40 13 849,60 13 616,90 13 772,4

Оман 3 145,49 3 896,33 5 094,93 5 877,76 5 487,65 6 525,36 6 374, 7

Катар 4 144,30 6 956,70 7 458,51 7 221,70 5 918,40 8 780,49 8 009, 5

Саудовская Аравия 33 120,40 49 580,50 62 677,00 75 233,90 74 991,40 76 772,30 78 460,78

ОАЭ 19 367,45 24 880,33 34 025,60 43 426,55 37 432,81 41 670,52 42 333,7

Таблица 8

Экспорт услуг по основным категориям, 2005-2011 гг. (в %)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн Транспорт 22,41 22,20 21,26 20,35 20,68 19,79 20,1

Туризм 30,17 31,53 31,36 31,17 30,61 33,65 32,8

Другие услуги 47,42 46,27 47,39 48,47 48,71 46,56 47,2

Для справки: Коммерческие услуги 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Кувейт Транспорт 47,33 37,65 34,01 38,33 28,46 41,36 40,88

Туризм 3,46 2,42 2,19 2,15 3,14 2,92 3,07

Другие услуги 49,20 59,93 63,80 59,51 68,40 55,72 55,42

Для справки: Коммерческие услуги 80,43 88,76 89,53 95,01 95,07 92,51 92,31

Оман Транспорт 31,86 24,21 23,03 25,82 34,67 36,04 37,06

Туризм 45,71 41,47 38,49 43,65 42,54 44,02 44,77

Другие услуги 22,44 34,33 38,49 30,53 22,79 19,94 18,17

Для справки: Коммерческие услуги 100, 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Катар Транспорт 53,49 60,49 78,72 58,22 79,10 58,19 60,33

Туризм 23,61 20,84 0,77 4,24 8,92 19,38 20,51

Другие услуги 22,90 18,67 20,50 37,54 11,98 22,43 19,16

Для справки: Коммерческие услуги 79,97 83,08 87,11 66,46 97,05 93,85 94,8

Саудовская Аравия Транспорт 15,95 16,20 11,48 25,50 19,90 19,01 15,65

Туризм 40,54 33,58 37,35 63,07 61,49 62,83 73,79

Другие услуги 43,50 50,22 51,17 11,43 18,61 18,16 10,56

Для справки: Коммерческие услуги 97,98 98,39 98,47 97,42 96,70 96,84 97,04

ОАЭ Транспорт 22,14 18,79 16,89 18,72 21,18 20,88 21,44

Туризм 67,26 72,61 75,34 74,63 72,39 73,09 74,6

Другие услуги 10,60 8,60 7,77 6,64 6,43 6,03 3,96

Для справки: Коммерческие услуги 89,40 91,40 92,23 93,36 93,57 93,97 94,1

Таблица 9

Импорт услуг странами по основным категориям, 2005-2011 гг. (в %)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Бахрейн Транспорт 44,50 42,94 41,06 44,59 41,07 39,77 40,33

Туризм 29,22 28,36 28,14 24,79 23,42 26,54 27,71

Другие услуги 26,28 28,70 30,79 30,62 35,51 33,69 31,96

Для справки: Коммерческие услуги 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Кувейт Транспорт 30,36 27,80 26,65 35,25 33,00 35,87 36,11

Туризм 52,00 52,38 49,73 47,98 46,52 49,55 50,07

Другие услуги 17,64 19,82 23,62 16,76 20,48 14,58 13,82

Для справки: Коммерческие услуги 85,41 82,77 78,64 93,80 93,98 90,03 89,15

Оман Транспорт 33,40 31,64 33,79 43,19 38,20 40,85 41,25

Туризм 21,25 18,28 14,75 14,56 16,45 15,34 15,18

Другие услуги 45,35 50,08 51,45 42,26 45,36 43,80 41,47

Для справки: Коммерческие услуги 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Катар Транспорт 41,92 21,29 67,57 46,72 65,89 65,58 64,77

Туризм 42,45 53,91 16,92 20,12 8,13 6,13 6,00

Другие услуги 15,63 24,80 15,51 33,16 25,98 28,29 29,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для справки: Коммерческие услуги 97,35 98,67 98,52 97,86 95,66 87,31 85,72

Саудовская Аравия Транспорт 14,47 11,33 14,64 20,81 15,21 16,57 17,03

Туризм 27,44 26,18 32,18 20,11 27,23 27,53 23,64

Другие услуги 58,10 62,49 53,17 59,08 57,57 55,90 59,33

Для справки: Коммерческие услуги 59,43 59,47 73,26 65,89 62,73 66,43 69,94

ОАЭ Транспорт 56,86 54,24 56,12 58,67 61,45 61,01 60,00

Туризм 31,94 35,48 33,13 30,60 27,64 28,36 29,59

Другие услуги 11,20 10,29 10,74 10,73 10,91 10,63 10,41

Для справки: Коммерческие услуги 97,54 97,76 98,08 98,50 98,18 98,17 98,15

уровне, в том числе - инновационного предпринимательства.

Последнее также предопределяется ростом экспорта и импорта услуг странами ССАГПЗ (табл. 6 и 7). Дело в том, что на сегодняшний день сфера услуг становится очень актуальной для этих государств. Высокие показатели экспорта услуг демонстрируют Саудовская Аравия, ОАЭ, за ними следует Кувейт. Эти же государства являются и крупнейшими импортерами услуг в регионе.

Это говорит о том, что эти страны по уровню развития своих экономик приближаются к экономически развитым государствам, о повышающемся уровне технического прогресса, механизации и модернизации физического труда, об инновационных подходах. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

Как видно из представленных данных, сальдо внешней торговли услугами остается отрицательным у Бахрейна и Кувейта, и имеет положительное значение у Катара, Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ.

При этом, как видно из табл. 8, эти страны оказывают как коммерческие (туризм, транспорт), так и некоммерческие услуги зарубежным партнерам.

1. http://unctadstat.unctad.org

2. Экономика Саудовской Аравии растет семимильными шагами //http://www.muslimeco.ru/opubl/244/

3. Фролова Е.Д., Родионова И.А., Фролова Е.А. Развитие локальных структур промышленного типа в глобальном геоэко-

Интересно отметить, что доля услуг колеблется от 3% в Кувейте до 73,9% в Саудовской Аравии и 74,6% в ОАЭ. Также активно развивается импорт услуг, в том числе - инновационных (табл. 2.2.9), наряду с традиционными.

Таким образом, представленные данные говорят о том, что страны региона стремятся отойти от традиционной нефтяной структуры экспорта, и основным направлением этого направления служит высокотехнологичная сфера. Уже сейчас доля машин и оборудования, включая транспортные средства, в импорте региона превышает 50 % у всех стран.

Развитие внешней торговли услугами - одно из направлений привлечения нематериальных инноваций в регион, как на уровне государства, так и частных хозяйствующих субъектов.

Если учесть, что в регионе активно разрабатываются программы инновационного развития, создаются инновационные кластеры, развиваются университеты и в целом сфера образования, можно с уверенностью говорить о том, что «не только нефтью единой» будут жить эти государства уже в среднесрочной перспективе. И нам представляется, что это не сиюминутный тренд, судя по тем усилиям, которые прилагают государства в различных сферах - от нано-технологий до космической сферы.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

номическом пространстве: теоретический аспект //Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 6. С. 37-48.

4. Родионова И.А. Современное развитие стран мира и новые задачи экономической географии //Региональные исследования. 2010. № 2. С. 15-23. ТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Шкваря Людмила Васильевна - доктор экономических наук, профессор, Российский университет дружбы народов, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.