Международные финансы
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
Н. Г. ЩЕГОЛЕВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового рынка и валютных отношений E-mail: [email protected]
Д. А. БАЛАШОВ, аспирант кафедры финансового рынка и валютных отношений E-mail: [email protected] Московская финансово-промышленная академия
В статье отмечается, что региональная экономическая интеграция является примечательной тенденцией мировой экономики в последние годы. Интеграция и создание единой валюты как заключительная стадия этого процесса должны нести существенную экономическую выгоду интегрируемым странам. Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива -это уникальный случай взаимодействия в их стремлении развивать и углублять экономическую интеграцию: начав с зоны свободной торговли в 1983 г., страны создали общий рынок в 2008 г. Начиная с2001 г. главной целью участников этого блока стало создание валютного союза. В статье проводится исследование экономик интегрирующихся стран на предмет возможности создания ими регионального валютного союза.
Ключевые слова:экономическая интеграция, валютная интеграция, валютный союз, теория оптимальных валютных зон.
В течение многих веков расположенные по берегам Персидского залива очаги цивилизации известны как центры торговли. Мореплавание в этом районе издавна получило широкое развитие в связи с тем, что здесь проходили кратчайшие пути в Месопотамию, Африку и Индию. В XVIII в. начались торговая экспансия и политическое проникновение в этот регион европейцев, постепенно он
оказался подчиненным интересам колониальных держав, прежде всего Великобритании и Франции. Основу экономики государств Персидского залива тогда составляли добыча жемчуга, обслуживание проходящих через Суэцкий канал судов, торговля местного значения и хозяйства кочевников-бедуинов, разводящих верблюдов. В регионе постоянно ощущалась недостача пресной воды, а климат всегда отличался засушливостью.
Жизнь региона коренным образом изменилась, когда в начале 1920-х гг. в Персидском заливе была обнаружена нефть, что совершенно изменило роль и значение данного региона в мире. Персидский залив и расположенные там страны стали играть существенную роль в глобальной политике. Еще до начала Второй мировой войны, в 1920 г., Англия признала независимость имамата Оман (часть современного Омана), а далее — и Саудовской Аравии. В 1961 г. добился политической независимости Кувейт, а в 1968 г. было принято решение вывести из Персидского залива британские вооруженные силы. В 1971 г. Бахрейн, Катар и эмираты Восточной Аравии, образовавшие государство Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), стали независимыми. В 1970 г. образовался Султанат Оман, объединивший султанат Маскат и имамат Оман. После ухода из
региона Англии активно вовлекаться в дела этого региона начинают США. Стратегический фактор значения Персидского залива становился все более ощутимым по мере укрепления независимости и самостоятельности государств региона.
Предпосылки к интеграции возникли на Аравийском полуострове в конце 1970-х гг., в условиях усиления напряженности военно-политической обстановки в регионе. Война между Ираном и Ираком создала объективную необходимость формирования организации, способной объединить аравийские монархии для создания системы коллективной безопасности и защиты их политических и экономических интересов. Тесная координация действий, основанная на общности интересов, привела к тому, что в 1981 г. шесть аравийских монархий, расположенных вдоль Персидского залива: Саудовская Аравия и меньшие страны вдоль побережья (Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Оман) — объединились в интеграционный блок — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Gulf Cooperation Council, GCC). Образованию блока способствовала идеологическая и религиозная однородность вошедших в его состав стран, их тесные культурно-исторические связи, ориентация на принципы рыночной экономики, общность социально-экономических и иных проблем. Единственной страной Аравийского полуострова, не вошедшей в эту организацию, стал Йемен. Основной задачей Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) считалось развитие координации в сфере безопасности. Странами ССАГПЗ были сформированы объединенные силы «Щит полуострова», однако иракско-кувейтский конфликт в 1990 г., продемонстрировавший неспособность этих частей самостоятельно отразить внешнюю силу, заставил аравийские страны пересмотреть концепцию обеспечения национальной безопасности, в которой доминирующую роль стала играть военная помощь Запада [4].
Уровень экономического развития стран совета сотрудничества арабских государств Персидского залива
Саудовская Аравия. Это государство является безусловным лидером ССАГПЗ. Оно имеет не только большую территорию и значительную численность населения, но и самые значительные запасы нефти. Саудовская Аравия занимает первое место по экспорту нефти и второе — по добыче нефти в мире [5].
Объединенные Арабские Эмираты. Экономика ОАЭ в основном базируется на добыче и переработке нефти и природного газа. Нефть обеспечила быстрый рост экономики ОАЭ, однако другие секторы экономики также развивались достаточно быстро (строительство, торговля, туризм и сельское хозяйство). Несмотря на засушливый климат, значительные инвестиции в сельское хозяйство помогли построить заводы по опреснению воды, делая эту отрасль экономики все более самостоятельной и рентабельной.
Катар. Это государство владеет 15 % всех разведанных месторождений газа и занимает третье место по этому показателю после России и Ирана. Нефть и газ сделали Катар второй страной в мире по ВВП на душу населения (1-е место в мире занимает Лихтенштейн) [5].
Кувейт. Экономика Кувейта базируется на добыче нефти, которая обеспечивает половину его ВВП и составляет почти 90 % в экспорте страны
[5].
Бахрейн. Нефть в этой стране была обнаружена еще в 1931 г., однако уровень ее добычи начал снижаться начиная с 1980-х гг. По некоторым данным, запасы нефти Бахрейна могут закончиться уже к 2011 г. Нефтеперерабатывающие мощности работают в основном на нефти из Саудовской Аравии. В настоящее время половина ВВП Бахрейна приходится на долю сектора услуг, из них примерно половину обеспечивает финансовый сектор [5]. Бахрейн активно развивает туризм.
Оман. Экономика Омана базируется пока в основном на экспорте нефти. Однако, по некоторым прогнозам, нефть в Омане может также иссякнуть уже через 5 лет. Поэтому власти государства в ближайшее время планируют полностью переориентировать экономику: развивать добычу газа, металлургическую промышленность, туристический бизнес, а также сельское хозяйство и рыболовство.
Данные по странам ССАГПЗ (номинальный ВВП, численность населения, ВВП на душу населения) представлены на рис. 1
развитие экономической интеграции совета сотрудничества арабских государств Персидского залива
Вместе с военным сотрудничеством страны ССАГПЗ развивали взаимодействие в экономической сфере. В ноябре 1982 г. было принято Совместное экономическое соглашение (Unified
финансы и кредит
3
Рис. 1. Данные по странам ССАГПЗ [11]: а — номинальный ВВП стран ССАГПЗ в 2009 г., млрд долл.; б — численность населения ССАГПЗ в 2009 г., млн чел.; в — ВВП на душу населения стран ССАГПЗ в 2009 г., тыс. долл.
Economic Agreement) (далее — Соглашение)1, которое предусматривало свободу передвижения рабочей силы и капитала внутри региона, ликвидацию таможенных пошлин, гармонизацию внешней и внутренней инвестиционной политики, углубление валютно-финансового сотрудничества. Гражданам стран ССАГПЗ предоставлялся широкий перечень прав в экономической сфере2.
Тем не менее подписанное Соглашение не содержало строгих формулировок и носило достаточно декларативный характер. В 1983 г. все шесть государств вошли в зону свободной торговли, в рамках которой отменялись таможенные тарифы и прочие платежи на национальную продукцию стран — членов ССАГПЗ. Таковой считалась продукция, выпущенная предприятием, не менее 51 % капитала которого находилось в собственности граждан стран ССАГПЗ, и на котором создавалось не менее 40 % добавленной стоимости3. Однако на практике зона свободной торговли фактически не функционировала из-за многочисленных нетарифных барьеров и бюрократизированного порядка получения товарами сертификата «национального происхождения», который выдавался специальной комиссией [1].
Соглашение предусматривало установление к 1986 г. предельных размеров таможенных пошлин на импортируемые в ССАГПЗ товары. Уже в
1 The unified economic agreement between the countries of the gulf cooperation council. URL: http://mba.tuck.dartmouth.edu/ cib/trade_agreements_db/archive/GCC.pdf.
2 Article 8, the unified economic agreement between the countries of the gulf cooperation council. URL: http://mba.tuck.dartmouth. edu/cib/trade_agreements_db/archive/GCC.pdf.
3 Article 3, the unified economic agreement between the countries
of the gulf cooperation council. URL: http://mba.tuck.dartmouth. edu/cib/trade_agreements_db/archive/GCC.pdf.
1983 г. эта задача была выполнена: минимальная тарифная ставка была установлена в размере 4 %, максимальная — 20 %. Однако дальнейший процесс унификации таможенных тарифов был заморожен в связи с расхождениями стран — членов ССАГПЗ относительно приемлемого уровня таможенной защиты, что было обусловлено различиями в стратегиях их экономического развития [1].
На прошедшем в 2001 г. 22-м саммите ССАГ-ПЗ соглашение было пересмотрено и в результате было принято «Экономическое соглашение между странами Совета сотрудничества» (The Economic Agreement Between the GCC States) [12]. В нем были четко прописаны принципы функционирования таможенного союза, заложены основы общего рынка, содержалось положение о гармонизации стандартов на продукцию. Но самое главное — новое соглашение содержало перечень мероприятий, необходимых для образования валютного союза ССАГПЗ.
Именно принятие нового соглашения позволило в 2003 г., после 15 лет переговоров, создать таможенный союз ССАГПЗ. Соглашение предусматривало трехлетний переходный период для завершения процесса унификации всех таможенных процедур. Общий таможенный тариф (Common External Customs Tariff) на импорт в страны ССАГПЗ был установлен в размере 5 % (за исключением 53 наименований, указанных в Соглашении). Тариф на импорт табака и табачных изделий был установлен в размере 100 %. Импорт отдельных товаров запрещался по морально-этическим или медицинским соображениям, а ввоз алкогольной продукции и свинины разрешался только через таможенные пункты стран, разрешающих ее импорт. Собранные таможенные платежи должны ежеме-
сячно переводиться на общий счет и распределяться между членами союза на пропорциональной основе4. Однако переходный период был продлен и закончился только в 2009 г. (Бахрейн, Саудовская Аравия и Катар применяли более высокие тарифы, чем общий тариф ССАГПЗ).
О создании общего рынка страны ССАГПЗ объявили 01.01.2008. Кроме свободного движения капитала между странами, соглашение подразумевало свободу передвижения, проживания, трудоустройства, социального обеспечения, а также равенство экономических возможностей для их граждан. В рамках проекта планировалось развитие комплексной инфраструктурной сети, включая транспортные системы, связь, энергетику, телекоммуникации. Но самое главное: процесс интеграции должен быть полностью завершен с введением в 2010 г. общей валюты.
Валютная интеграция
Вопрос о введении единой валюты в ССАГПЗ обсуждается еще с 2001 г. Однако на пути валютной интеграции возникали различные препятствия. Так, в 2006 г. участвовать в валютном союзе отказался Оман, а в мае 2009 г. — ОАЭ, на экономику которых приходится более четверти от общего ВВП ССАГПЗ. Но главным препятствием стал разразившийся финансовый кризис, который, с одной стороны, усложнил процесс валютной интеграции стран, с другой — показал ее объективную необходимость. Уже в 2008 г. стало ясно, что блок не успеет перейти на единую валюту к 2010 г.
Соглашение о создании валютного союза было подписано четырьмя странами — участницами ССАГПЗ (Кувейтом, Бахрейном, Катаром и Саудовской Аравией) 07.06.2009. Документ предусматривает создание до конца 2009 г. валютного совета (monetary council), который займется реализацией проекта. Введение единой валюты было запланировано к 2013 г. Общий центральный банк стран — членов союза будет расположен в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Необходимо также отметить, что подписанное министрами иностранных дел соглашение пока ратифицировано лишь Саудовской Аравией.
Валютный якорь. С 01.01.2003 государства — члены ССАГПЗ «привязали» каждую из своих валют к доллару США. Это был первый шаг на пути к созданию единой валюты. Однако уже в 2007 г.
4 Implementation Procedures for the GCC Customs Union. URL: http://wwwgcc-sg.org/eng/index.php?action=Sec-Show&ID=93.
Центральный банк Кувейта отказался от существовавшей более 4 лет «привязки» национальной валюты к американскому доллару, «привязав» свою валюту к «корзине» валют, состав которой до сих пор не раскрывается. Министр финансов Кувейта Бадр Аль-Хумейди заявил тогда, что Кувейт не отказался от общих планов ССАГПЗ по введению единой валюты и принял это решение в связи с продолжающимся падением курса доллара и, как следствие этого процесса, ростом инфляции в стране.
Выбор долларового ориентира ССАГПЗ был неслучайным, он связан в первую очередь с большим объемом доходов стран в долларах по экспорту нефти и природного газа, цены на которые, как известно, номинированы в американской валюте. Долларовый ориентир установил курс каждой валюты относительно доллара, а также обеспечил фиксацию двусторонних обменных курсов между валютами участников союза.
Ориентир на доллар фактически означает, что страны импортируют американскую валютную политику. Так, уровень процентных ставок в ССАГПЗ находится в зависимости от решений ФРС США: при повышении цен на нефть ФРС для стимуляции экономического роста в США снижает учетную ставку. В то же время в странах ССАГПЗ усиливающийся приток доходов от продажи нефти вызывает резкий рост объема денежной массы, что при низких процентных ставках чревато образованием финансового «пузыря». Вопрос о непригодности валютной политики США для региона вызывал массу недовольств и критики стран союза, когда местные экономики были перегреты, а основанные на долларе процентные ставки оставались низкими.
Управляющий Центральным банком ОАЭ в выступлении по Дубайскому телевидению в мае 2009 г. среди «фундаментальных оговорок», делающих невозможность вступления страны в валютный союз, указал на «игнорирование соглашением расчетной валюты и механизма расчетов для стран ССАГПЗ, а также игнорирование вопроса о специальных правах заимствования» 5. По мнению авторов, следует обратиться к прошлому и рассмотреть этапы развития Европейской валютной системы (ЕВС).
Европейская валютная система начала функционировать в 1979 г. Важным решением было не брать за основу национальную валюту какой-либо страны, поэтому была создана Европейская валютная единица (European currency unit) ЭКЮ (ECU).
5 URL: http://www.forexpf.ru/newses.
финансы и кредит
5
Стоимость ЭКЮ определялась на базе «корзины валют» стран, входящих в ЕС. Квоты национальных валют — компонентов ЭКЮ определялись их долями в совокупном ВВП и подлежали пересмотру раз в 5 лет. Если удельный вес какой-либо из валют корзины менялся более чем на 25 %, структура ЭКЮ могла быть пересмотрена досрочно. Европейская валютная единица ЭКЮ не имела материальной формы в виде банкнот или монет, выраженные в ней суммы использовались только при безналичных расчетах между разными странами с использованием специальных счетов.
Европейская валютная единица ЭКЮ выполняла следующие функции:
• являлась относительной величиной для обменных курсов, служила индикатором их отклонений;
• выступала расчетной величиной систем интервенций и кредитования при неравновесии платежных балансов стран — членов ЕС;
• служила платежным средством и резервной единицей центральных банков Европейского валютного союза.
При введении единой валюты паритет пересчета ЭКЮ в евро был установлен в пропорции 1:1. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществлялся с точностью до шести знаков после запятой.
Необходимо отметить, что никаких аналогов ЭКЮ в ССАГПЗ разработано не было, и предпо-
ложительно, что в ближайшей перспективе этого не планируется.
Определение критериев конвергенции
Экономической основой валютной интеграции в Европе являлось Маастрихтское соглашение, и в частности так называемые критерии конвергенции, определяющие условия, соответствие которым открывало доступ страны в Европейский валютный союз. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива также определил основные экономические показатели, обязательные для вступления страны в валютный союз: размер бюджетного дефицита, государственного долга, валютных резервов, уровень процентных ставок и темпы инфляции. Сравнительный анализ критериев конвергенции Маастрихтского соглашения и соглашения ССАГПЗ приведен в табл. 1.
Так, уровень госдолга не должен превышать 60 % ВВП. Запасов золотовалютных резервов должно хватать для оплаты импорта в течение, по меньшей мере, 4 мес. Процентные ставки должны иметь средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 2 процентных пункта. Максимально допустимая инфляция не может превышать среднего показателя для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 1,5 процентного пункта.
Наиболее сложным вопросом является установление уровня бюджетного дефицита, поскольку
Таблица 1
Сравнение критериев конвергенции Маастрихтского соглашения и соглашения ССАГПЗ [3]
Критерий Маастрихтское соглашение Соглашение ССАГПЗ
Курс валюты Колебание курса в установленном коридоре в течение 2 лет. Отсутствие девальваций национальной валюты против валют других участников Возможно, что стабильность обменных курсов стран ССАГПЗ в долгосрочном периоде предопределило отсутствие данного критерия в Соглашении
Валютные резервы Требования отсутствуют Объема валютных резервов должно хватать для оплаты импорта в течение, по меньшей мере, 4 мес.
Процентные ставки Долгосрочные процентные ставки не должны превышать средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 2 процентных пункта Процентные ставки установлены на том же уровне, что и в Маастрихтском соглашении, однако за критерий взят уровень краткосрочных процентных ставок (3 мес.)
Темпы инфляции Темпы инфляции не должны превышать средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 1,5 процентного пункта Темпы инфляции установлены на том же уровне, что и в Маастрихтском соглашении
Дефицит государственного бюджета Не должен превышать 3 % ВВП Дефицит государственного бюджета установлен на том же уровне, что и в Маастрихтском соглашении при стоимости нефтяной корзины ОПЕК более 25 долл. /барр.
Государственный долг Не должен превышать 60 % ВВП Уровень государственного долга установлен на том же уровне, что и в Маастрихтском соглашении
Таблица 2
Соответствие стран ССАГПЗ критериям конвергенции по состоянию на конец 2006 г. [6]
Страна ССАГПЗ Критерии конвергенции
Дефицит государственного бюджета должен быть ниже 3 % ВВП Госдолг не должен превышать 60 % ВВП Валютных резервов должно хватать для оплаты импорта в течение 4 мес. Уровень краткосрочных процентных ставок не должен превышать среднего показателя для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 2 процентных пункта Темпы инфляции не должны превышать средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 1,5 процентного пункта
Бахрейн + + - + +
Кувейт + + + + +
Оман + + + + +
Катар + + + + -
Саудовская Аравия + + + + +
ОАЭ + + + + -
Примечание. Знаком «+» обозначено соответствие критерию, знаком «-» обозначено несоответствие критерию.
его размер зависит от конъюнктуры рынка углеводородов, и при падении цен на них он может существенно вырасти. Подобные колебания могут подорвать стабильность валютного союза. В итоге было решено установить этот показатель на уровне ЕС — 3 %, однако при значительном сокращении нефтяных доходов бюджета показатель может быть увеличен еще на 2 процентных пункта, т. е. до 5 % (нижний предел цены за нефть был установлен на уровне стоимости нефтяной корзины ОПЕК в 25 долл. за баррель нефти).
Практически все установленные критерии конвергенции были достигнуты уже к концу 2006 г. (табл. 2).
Однако мировой финансовый кризис и падение цен на углеводороды внесли некоторые коррективы в дальнейшую динамику данных показателей.
Инфляция. Разница инфляционных показателей также может усложнять реализацию плана валютной интеграции. Динамика инфляции в странах ССАГПЗ приведена в табл. 3.
Несмотря на то, что близость темпов инфляции является одним из критериев конвергенции в теории оптимальных валютных зон, необходимо учитывать и критические суждения в адрес этой теории, согласно которым инфляция является эндогенным показателем (данное утверждение
Таблица 3
Темпы инфляции в странах ССАГПЗ в 2006-2009 гг., % [11]
Страна ССАГПЗ 2006 2007 2008 2009
Бахрейн 2,1 3,3 5,5 2,5
Оман 3,4 5,9 12,6 3,6
Кувейт 3,1 5,5 9,7 4,0
Саудовская Аравия 2,2 4,1 9,9 4,4
ОАЭ 9,3 11,1 12,3 1,5
Катар 11,8 13,7 15,2 -4,5
рассмотрено далее). Вместе с тем риска того, что различные темпы инфляционных процессов в странах ССАГПЗ при введении единой валюты вызовут импорт инфляции из одних стран ССАГПЗ в другие, нельзя не учитывать.
В 2009 г. темпы инфляции в странах блока начали снижаться. Однако больше всего показатель инфляции стал падать в Катаре и ОАЭ, испытавших резкое снижение арендных ставок недвижимости, которые составляют значительную часть их индексов розничных цен. Инфляция стала отрицательной в обеих странах в июне 2009 г., и эта дефляционная тенденция в Катаре сохранилась до конца 2009 г.
Отсутствие единого индекса расчета инфляции ставит пока под сомнение объективность этих показателей (рис. 2). Приведенный пример обусловливает необходимость унификации ста-
16 ..............................................................................................................
■ Арендные ставки ■ Продукты питания Прочие товары и услуги
Рис. 2. «Состав» инфляции стран — членов ССАГПЗ в 2005-2007 гг., % [7]
Таблица 4
Удельный вес доходов, получаемых от продажи углеводородного сырья в государственном бюджете,
экспорте и ВВП в странах ССАГПЗ, % [5]
Показатель Бахрейн Кувейт Оман Катар Саудовская Аравия ОАЭ Страны ССАГПЗ, всего
Государственный бюджет 76,1 77,6 86,1 69,5 89,1 76,1 79,1
Экспорт 64,9 86,7 79,1 73,2 87 44,4 72,6
ВВП 26 59,8 49,4 61,9 54,1 37,3 48,1
тистики всех стран — членов ССАГПЗ, что сделает сравнительный анализ более объективным. Средняя по ССАГПЗ инфляция по итогам 2009 г., по оценкам экономистов, должна составить около 3 %. Дальнейшее движение темпов инфляции будет зависеть как от мировых цен на углеводороды, так и от состояния глобальной экономики.
Дефицит государственного бюджета. Следует отметить, что страны ССАГПЗ традиционно предпочитают придерживаться консервативного
2006
2007
2008
♦ Саудовская Аравии —* КуВСЙ! —■*■— Оман
■ОАЭ ■Ка1ар Бахрейн
Рис. 3. Динамика дефицита государственного бюджета стран членов ССАГПЗ в 2006-2009гг., % ВВП [И]
Оман
Саудовская Аравия Кувейт ОАЭ
Рис. 4. Размер государственного дола стран — членов ССАГПЗ по состоянию на конец 2009 г., в % от ВВП [11]
подхода к подготовке проекта государственного бюджета, основанного на заниженных ценах на нефть. Несмотря на то, что замедление экономического роста во всем мире негативно сказывается на состоянии цен на нефть, уровень дефицита бюджета почти всех участников ССАГПЗ по результатам 2009 г. удержался в заданном пределе. Лишь в Бахрейне этот показатель превысил установленный критерий и составил 4 %. Кувейт демонстрирует самые высокие показатели по данному критерию: в 2008 и 2009 гг. страна сводила бюджет с существенным профицитом (рис. 3).
Столь значительные колебания бюджетных характеристик объясняются сильной зависимостью стран ССАГПЗ от доходов, получаемых от продажи углеводородного сырья (табл. 4).
Следовательно, динамика приведенных показателей будет зависеть как от мировых цен на углеводороды, так и от дальнейшей диверсификации экономик государств — стран ССАГПЗ.
Размер государственного долга. Фиксация параметров фискальной политики стран направлена в первую очередь на то, чтобы не допустить ситуации, при которой учрежденный центральный банк ССАГПЗ будет вынужден проводить монетизацию долга страны — участницы союза, тем самым формируя предпосылки для возникновения инфляционного давления на уровень цен. Государственный долг ОАЭ, Катара и Бахрейна превышает предельно допустимое значение в 60 % (рис. 4).
Запасы золотовалютных резервов. Динамика валютных резервов стран ССАГПЗ представлена в табл. 5. Уровень валютных резервов центральных банков ССАГПЗ с 2007 г. опускался ниже установленного предела (см. табл. 1). Больше всех проблем с достижением этого критерия возникло у Бахрейна (единственная страна, которая не «про-
2009
157
Таблица 5
Валютные резервы стран ССАГПЗ в 2006-2009 гг., млрд долл. [10, 11]
Страна ССАГПЗ 2006 2007 2008 2009
Бахрейн 2,8 4,2 3,1 3,6
Кувейт 12,6 16,7 17,1 18,5
Оман 5 9,5 11,6 11,4
Катар 5,4 9,4 10,1 16,4
Саудовская Аравия 225,2 305,3 440 436
ОАЭ 27,6 77,2 30,8 35,9
Всего... 278,6 422,3 512,7 521,8
ходила» по данному показателю в конце 2006 г., см. табл. 2). Однако эта страна больше всех преуспела в диверсификации экономики, поэтому несоответствие этому критерию является менее критичным, и, наконец, импорт этой страны может быть легко поддержан другими странами ССАГПЗ (в случае необходимости).
Процентные ставки. Процентные ставки стран - участниц ССАГПЗ двигаются синхронно, отражая установленную привязку их валют к доллару США. Исключением является Кувейт, «отвязавший» в 2007 г. свою валюту от доллара и привязавший ее к «корзине» валют, состав которой не раскрывается. На рис. 5 представлено, что процентный дифференциал между страной с самыми низкими и самыми высокими процентными ставками составляет всего 1,6 %.
Таким образом, можно заключить, что установленные ССАГПЗ ориентиры являются достижимыми. Пока неизвестно, какие меры будут приняты ССАГПЗ, если какая-либо из стран не будут соответствовать заданным критериям. Возможно, что при интенсификации глобального финансового кризиса требования будут смягчены.
В случае европейской валютной интеграции страны, которые были не в состоянии достигнуть критериев Маастрихтского соглашения, были вынуждены отсрочить вступление в союз (например Греция).
Некоторые критерии конвергенции теории оптимальных валютных зон
1
Теория оптимальных валютных зон также выделяетряд критериев для оценки готовности стран к валютной интеграции. Согласно теории, объектом анализа становятся следующие о критерии:
• сходство темпов инфляции;
• открытость экономики;
• сходство экономических циклов;
• мобильность факторов производства;
• диверсификация экономики;
• интенсивность торговли между странами.
При удовлетворении одному критерию (критериальный подход) или всем перечисленным критериям (альтернативный подход) страны потенциальной валютной зоны проходят тест на «оптимальность».
Мобильность факторов производства. Основоположник теории оптимальных валютных зон Роберт Манделл определил, что валютная зона является оптимальной в случае высокой мобильности факторов производства в пределах рассматриваемого региона. Именно она, по мнению ученого, исполняет роль корректирующего механизма вместо плавающего обменного курса. Аргументация Р. Манделла была подвергнута резкой критике, так как мобильность труда затруднена в силу не только высоких материальных затрат, связанных с переездом из одной страны в другую, но и с другими трудностями, такими как культурные, религиозные, языковые различия стран, поэтому данный фактор в качестве механизма корректировки рассматривать нельзя.
Однако, во-первых, за последние 50 лет с развитием НТП роль труда в производственном процессе сильно снизилась, а роль капитала, напротив, возросла. Это, безусловно, является аргументом в пользу того, что утверждение Р. Манделла приобретает особую актуальность в современных условиях. Во-вторых, на территории ССАГПЗ проживают около 35 млн чел., из которых гражданами этого союза является не более 60 % от указанного количества. Остальные 40 % - иностранцы, приехавшие на заработки [5]. В этих условиях, согласно методологии Р. Манделла, рассматриваемая зона является оптимальной.
Катар ОАЭ Бахрейн Кувейт
Саудовская США Аравия
Рис. 5. Средние ставки по трехмесячным депозитам в странах -членах ССАГПЗ и США по состоянию на февраль 2010 г., % [11]
■ Рост нефтяного ВВП m Рост ненефтяного ВВП
14 12 10
8 6 4 2 0 -2 -4
Il 11
i-J-J-1-
Бахрейн Кувейт Оман Катар
-J-г
Саудовская Аравия
ОАЭ
Рис. 6. Изменение роли углеводородного сырья в структуре ВВП стран - членов ССАГПЗ в 2003-2007 гг., % [5]
Диверсификация экономики. Экономика стран ССАГПЗ находится пока еще в сильной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке углеводородов (см. табл. 4). Вместе с тем государства предпринимают попытки диверсифицировать промышленную структуру своих экономик, сокращая ее зависимость от нефтяного фактора. С этой целью в ряде стран региона развиваются отрасли нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, а также наукоемкие отрасли на базе передовых технологий, туризм, финансовые, транспортные и другие услуги (рис. 6).
В диверсификации экономики и снижении зависимости от экспорта нефти более всех среди стран ССАГПЗ преуспели ОАЭ, где ее добыча началась раньше, чем в других странах ССАГПЗ. Объединенным Арабским Эмиратам удалось совместить стратегию использования нефтяных доходов с масштабным развитием индустрии туризма, чему способствовали местные природные условия, а также удалось стать финансовым и сервисным центром.
Бахрейн и Оман, запасы нефти в которых почти иссякли, также начали усиленно работать в направлении переориентации экономики.
Исчерпывающиеся нефтяные резервы Бахрейна заставили его начать полномасштабную переориентацию экономики (особенно в последние годы). Однако работы в данном направлении начались уже после падения добычи нефти, это, в частности, привело к росту госдолга в 2009 г. до 157 % ВВП (см. рис. 4).
Важно также остановиться на таком аспекте экономической интеграции, как уровень коорди-
нации экономической политики. В странах ССАГПЗ он еще развит недостаточно [1]. В результате возникают ситуации, когда государства инвестируют в создание параллельных производств, между которыми после образования валютного союза усилится конкуренция. В связи с этим необходимо согласовать планы экономического развития ССАГПЗ с учетом сравнительных преимуществ всех стран, чтобы (по возможности) избежать дублирования производств.
Интенсивность торговли между странами ССАГПЗ. За двадцать лет существования ССАГПЗ доля внутрирегионального товарооборота в общем объеме торговли стран Персидского залива практически не изменилась: 5 % в 1981 г. и около 6 % в 2007 г. Этот показатель значительно отстает от уровня внутрирегиональной торговли стран Еврозоны в 1999 г. (до введения евро).
Отношение внутрирегионального экспорта к ВВП соответствует 2,7 %, в то время как аналогичный показатель Еврозоны в 1998 г. был равен 12,8, т. е. он почти в 5 раз выше, чем в странах Персидского залива. Такая разница, прежде всего, обусловлена высокой долей нефти в экспорте ССАГПЗ, а также ценами на нее. При расчете внутрирегионального экспорта к не нефтяному ВВП, результат практически удваивается и составляет 4,2 % в среднем для ССАГПЗ, а для Омана и Бахрейна — превышает 10 % [3].
Согласно многочисленным исследованиям с использованием гравитационной модели международной торговли (gravity model), проведенным за последние несколько лет, объем двусторонней торговли стран с использованием единой валюты может увеличиться более чем в 3 раза по сравнению с ее отсутствием6. И хотя большинство исследований указывает на прирост двусторонней торговли в объеме от 30 до 90 % [8], все они отмечают существенный рост торговли при использовании общей валюты.
6 cm.: Rose A. One Money, One Market: Estimating the Effect of Common Currencies on Trade, 2000; Rose A. Currency Unions and Trade: The Effect is Large, 2001; Rose A., Engel C. Currency Unions and International Integration, 2002; Smith C. Currency Unions and Gravity Models Revisited, 2002; Tenreyro S. On the Causes and Consequences of Currency, 2001; Rodney T. Walsh B. The effect of a common currency on trade: Ireland before and after the sterling link, 2002; Pakko M, Howard J. Wall. Reconsidering the Trade-Creating Effects of a Currency Union, 2001; Alejandro M, Stein E, Ordonez, G. The currency union effect on trade: early evidence from EMU, 2003; Yeyati L. On the Impact of a Common Currency on Bilateral Trade, 2003; Frankel J., Rose A. An Estimate of the Effect of Currency Unions on Trade and Output, 2002.
Однако, учитывая специфику рассматриваемого региона, экономика которого пока имеет ярко выраженный монокультурный характер, при дальнейшей работе по диверсификации экономики, согласованию планов экономического развития во избежание дублирования производств, единая валюта стран Персидского залива будет способствовать развитию торговли внутри региона и укреплению его экономической мощи.
Эндогенность критериев оптимальных валютных зон (ОВЗ). В заключение рассмотрения критериев ОВЗ целесообразно остановиться на таком значимом аспекте, как эндогенность. Впервые это понятие было представлено в работе ученых из Калифорнийского университета Джеффри Франкеля и Эндрю Роуза в 1996 г. «Эндогенность критериев оптимальных валютных зон» (The Endogeneity of the Optimum Currency Area Criteria) [9]. По их мнению, исторические данные, по которым определяются все критерии ОВЗ, неприменимы, поскольку они являются эндогенными. Аргументация эндогенности критериев ОВЗ была основана на том, что структура экономик интегрируемых стран существенно изменится после вступления в валютный союз, поэтому определение готовности к вступлению в валютный союз по данным экономической статистики является некорректным. Такое утверждение шло вразрез с теорией ОВЗ и в какой-то мере указывало на ее несостоятельность. Ярким примером проявления эндогенности могут служить исследования интенсивности внутрирегиональной торговли с использованием гравитационной модели, о которой упоминалось ранее. Эндогенность критериев ОВЗ и в данное время является предметом научных дискуссий.
Курсообразование будущей валюты стран Персидского залива
Процесс курсообразования будущей единой валюты стран Персидского залива пока находится в стадии разработки. Этим вопросом, в частности, будет заниматься валютный совет. Возможно, новая валюта будет определяться на базе корзины валют основных торговых партнеров ССАГПЗ. В этом случае в ней, наряду с долларом, значительный удельный вес будет иметь евро. Отказ от привязки к доллару поможет снизить потери от отрицательной динамики курса американской валюты, которая негативно отражается на торговых балансах интегрируемых стран, так как ведет к удорожанию импорта, поступающего преимущественно из Ев-
ропы. Однако скорее всего в ближайшие годы по политическим мотивам это сделано не будет.
Выводы
Для «запуска» регионального валютного союза, прежде всего, следует наладить его «эксплуатационную структуру», а именно:
1) создать центральный банк ССАГПЗ, разработать ключевые принципы его деятельности;
2) обеспечить будущий союз всей необходимой нормативно-правовой базой;
3) модернизировать региональную платежную систему;
4) унифицировать статистику стран - членов ССАГПЗ7.
Согласно подписанному 07.06.2009 соглашению решение всех этих задач возложено на валютный совет (после ратификации соглашения всеми четырьмя участниками будущего союза). На решение данных задач отводится 3-5 лет, после чего валютный союз должен вступить в силу.
Поставленные задачи, на взгляд авторов, выполнимы при условии сохранения политической воли государств. Правящие режимы в мусульманском мире прекрасно понимают, что следствием более тесного экономического сотрудничества может явиться частичная утрата ими своей власти. Таким образом, руководство большинства мусульманских стран объективно не заинтересовано в углублении процессов экономической интеграции. На примере ССАГПЗ можно говорить о политическом единстве, без которого невозможно единство экономическое.
Несмотря на несоответствие рассматриваемой зоны некоторым критериям конвергенции теории оптимальных валютных зон, следует учитывать возможную эндогенность ее критериев оценки, которая фактически означает, что даже если по предыдущим статистическим данным какая-то страна не удовлетворяла выдвинутым критериям, вхождение в валютный союз приведет к преобразованию экономической системы, и она будет отвечать установленным критериям.
Валютная интеграция стран - участников ССАГПЗ напрямую связана с желанием противостоять бурно развивающемуся процессу глобализации на финансовом рынке: на валютный рынок вышли
7 Важность этой задачи, в частности, была отмечена еще в 2006 г. в работе экономистов из МВФ [2], где показывается роль и значение статистической службы Европейского Союза Евростат (Euгostat) в валютной интеграции ЕС и указывается на необходимость создания подобного органа для стран ССАГПЗ.
глобальные игроки, способные подорвать стабильность валют небольших экономик. Ярким примером таких действий могут служить финансовые потрясения в Юго-Восточной Азии в конце 1990-х гг.
И хотя предположение, что через какое-то время мир столкнется с ценами на углеводороды, номинированными в коллективной арабской валюте, является преждевременным, очевидно, новая валюта может занять достойное место среди мировых валют. Например, согласно исследованию Дубайского международного финансового центра новая валюта ССАГПЗ будет пользоваться в будущем большим спросом в качестве мировой резервной валюты, учитывая, что она будет опираться на углевод ород-ные активы, нефтяные и газовые доходы государств Персидского залива [13]. Более того, возможность обладать резервной валютой открывает перспективу извлечения сеньоража от эмиссии резервной валюты за счет участников внешнеторговой деятельности, покупающих эту валюту, а также использующих ее в качестве средства накопления.
Таким образом, можно заключить, что единая региональная исламская валюта, помимо получения всех перечисленных ранее преимуществ, может стать основой для реальной интеграции всего мусульманского мира. Если данный сценарий будет реализован, то будет наблюдаться любопытная ситуация: создание не единой валюты на основе экономической интеграции, а создание экономической интеграции на основе единой валюты.
Список литературы
1. Котляров С. В. Состояние и перспективы развития аравийской интеграции // Проблемы современной экономики. № 2 (22). 2007.
2. Abdulrahman M., Claudia D. Providing Official Statistics for the Common Market and Monetary
Union in the Gulf Cooperation Council (GCC) Countries - A Case for «Gulfstat» // IMF Working Paper. WP/06/38. 2006.
3. Rutledge E. Monetary Union in the Gulf: Prospects for a Single Currency in the Arabian Peninsula. Abingdon & New York. 2009. 224 p.
4. Ramazani R. The Gulf Cooperation Council: Record and Analysis, University of Virginia Press. 1988. 240 p.
5. Sturm M., Strasky J., Petra A., Peschel D. The GCC countries economic structures recent developments and role in the global economy // ECB Occasional Paper. № 92. July 2008.
6. Khan M. The GCC Monetary Union: Choice of Exchange Rate Regime. Peterson Institute for International Economics. WP 09/01. 2009.
7. Khan M, Tahari A, Ananthakrishnan P, Enders K, Maher H, Gene L, Oral W. The GCC Monetary Union - Choice of Exchange Rate Regime, INTERNATIONAL MONETARY FUND. August 28. 2008.
8. Rose A. Stanley T. A Meta-Analysis of the Effect of Common Currencies on International Trade. Working Paper № 10373. National Bureau of Economic Research. 2005.
9. Frankel J. A, Rose A K. The Endogeneity of the Optimum Currency Area Criteria. NBER Working Paper 5700 - Cambridge: NBER. August 1996.
10. Howard H, SavardK., Reeve J., Gilmour A, Raza A., Ahmed T. GCC Monetary Union: Progress to Date and Outstanding Issues // SAMBA Report Series. May 2009.
11. Howard H, Savard K., Reeve J., Gilmour A, Raza A., Ahmed T. GCC Economic Update // SAMBA Report Series. March 2010.
12. URL: http://mba.tuck.dartmouth.edu/cib/trade_ agreements_db/archive/GCC.pdf.
13. URL: http://www.difc.ae.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] _У