Резюме. В статье рассматриваются перспективные направления развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь со странами—членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), представляющими собой один из самых емких, платежеспособных, динамично растущих рынков в мире, который характеризуется повышенным спросом на различные категории иностранных товаров. В этой связи важно проанализировать возможности отечественного экспорта в эти страны с учетом особенностей экономической интеграции ССАГПЗ. Ключевые слова: Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), внешнеторговые отношения, торгово-экономическое сотрудничество.
Екатерина Тавгень,
младший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси
ВЫХОД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА РЫНОК СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
Л ля мировой экономики в последние десятилетия характерен процесс регионализации, который обеспечивает дополнительные возможности для продвижения отдельных стран и интеграционных объединений на международной арене, способствует развитию торговли и осуществлению трансконтинентальных проектов. В связи с этим в число ключевых направлений международного сотрудничества Республики Беларусь как члена Евразийского экономического союза входит реализация новых форматов всеобъемлющих соглашений о зонах свободной торговли. Особое внимание следует обратить на Совет сотрудничества арабских
государств Персидского залива -региональную, закрытую международную организацию, образованную в 1981 г. в Эр-Рияде в составе шести государств: Бахрейна, Катара, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Омана и Саудовской Аравии.
Члены ССАГПЗ с общей численностью населения около 50 млн человек обладают крупнейшими запасами энергоресурсов, им принадлежат 40% финансовых резервов мира, что позволяет этим странам играть важную роль на международной арене при решении различных политических, экономических и финансовых вопросов.
Следует отметить, что государства, входящие в альянс, тесно взаимодействуют и интегрируются. Это
отличает ССАГПЗ от ассоциации государств Магриба, Совета арабского сотрудничества (Египет, Иордания, Йемен и, раньше, Кувейт), а также других, больших по числу охваченных стран арабских объединений, играющих общеполитическую роль на мировой арене.
Главным стимулом создания организации стали политические цели, в частности поддержка государственного механизма (монархий), а также окончание ирано-иракской войны в 1980 г. ССАГПЗ - первый союз в сфере обеспечения региональной безопасности. Кроме того, образование ССАГПЗ было объективно обусловлено экономической слабостью каждой из стран
в отдельности, а не высоким уровнем процессов экономической интернационализации. В этот период экономика аравийских монархий не только не отвечала внутренним требованиям в плане укрепления хозяйственных связей, но и нуждалась в значительном стимулировании этих отношений [1]. Первоочередными экономическими задачами Совета были: координация планов развития национальных экономик для преодоления их однобокости, основанной лишь на нефтедобыче, расширение внутреннего рынка и содействие эффективному росту промышленности [1]. В настоящее время организация является инструментом активизации экономического сотрудничества в регионе.
В силу доминирования в регионе политических и социокультурных предпосылок интеграции наряду с однородностью экономической структуры рассматриваемых государств страны ССАГПЗ отошли от классического алгоритма экономического объединения, и процедуры общего рынка были приведены в действие даже раньше окончательного формирования таможенного союза. При этом еще на стадии образования ССАГПЗ была выдвинута идея ввода общей валюты, но для этого необходимо сформировать адекватную финансовую инфраструктуру, включающую системы платежей и расчетов, единые банковские правила, надзорные нормы и статистическую отчетность. В этом и состоят функции Валютного совета, действующего с 2009 г. в качестве предшественника Центрального банка ССАГПЗ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках данной
организации формируется автономный субрегиональный общий рынок с включением элементов валютного союза. Однако быстрая реализация интеграционных задач сдерживается существенными различиями в позициях ССАГПЗ по вопросам заключения отдельными государствами Залива соглашений о создании зон свободной торговли с третьими странами, введении единой валюты, расширении за счет присоединения новых членов и др.
Между Республикой Беларусь и ССАГПЗ существует достаточно широкая договорно-правовая база двусторонних отношений. Тем не менее уровень товарооборота с этими странами на протяжении ряда лет остается сравнительно небольшим. В регион эпизодически экспортируются сухое молоко, нефтепродукты, шины, стекловолокно, полуфабрикаты из углеродистой стали, автомобили «МАЗ», устройства на жидких кристаллах, тракторы и пр.
В то же время государства Персидского залива, в частности Катар и ОАЭ, заинтересованы в том, чтобы диверсифицировать свои экономики за счет развития производства и уменьшить зависимость от экспорта углеводородов, поэтому активно ищут новые проекты. В этом плане Беларуси есть что предложить - от сферы высоких технологий до развития логистического сервиса.
Регион также заинтересован в больших поставках сельхозпродукции, так как ни одна страна -член ССАГПЗ в силу природных условий и высоких темпов роста населения не способна обеспечивать себя полностью собственными
продовольственными товарами. В среднем государства Залива импортируют около 80% продуктов питания и 56% потребляемых зерновых, а в ряде стран этот показатель достигает 100% [2]. На рынок ССАГПЗ уже осуществляются поставки белорусского стерилизованного молока, масла, сухих смесей, творога, пахты, и некоторые отечественные предприятия имеют так называемую халяльную сертификацию. В целом с начала 2017 г. Беларусь экспортировала на Аравийский полуостров более 800 т молока на сумму свыше 1 млн долл., однако реальная потребность в молочной продукции намного больше.
Кроме того, перспективно сотрудничество нашей республики с суверенными инвестиционными фондами Саудовской Аравии и ОАЭ, в частности Саудовским фондом развития и Фондом развития Абу-Даби, оказывающими содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой посредством льготного кредитования проектов в области сельского хозяйства, инфраструктуры, энергетики, водоснабжения и водоочистки, здравоохранения.
Ввиду первичности политических мотивов при создании ССАГПЗ и неполноценного функционирования существующих на данный момент в рамках группировки экономических институтов, Беларуси целесообразно развивать сотрудничество с этими странами в формате двусторонних отношений на национальном уровне.
Объединенные Арабские Эмираты
ОАЭ - ведущие торговые партнеры Беларуси среди ССАГПЗ. При этом, согласно подготовленному Дубай-
ской торгово-промышленной палатой в 2016 г. докладу об инвестиционном сотрудничестве стран Персидского залива с СНГ, наиболее активна по заключению торговых договоров с государствами региона именно наша республика.
Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие с ОАЭ важно для установления отношений с другими странами Персидского залива. Это государство - наилучший плацдарм в силу географического (центрального) и более нейтрального политического положения в регионе, а также более открытой экономической системы (в мировом рейтинге открытости стран ОАЭ традиционно входят во вторую десятку) [3].
В 2016 г. товарооборот между Беларусью и ОАЭ составил 27,3 млн долл. Основу белорусского экспорта составили нефтепродукты, калийные удобрения, синтетические волокна, тракторы и седельные тягачи, грузовые автомобили (18,8 млн долл.). Импорт из ОАЭ в том же году достиг 8,5 млн долл.; в Беларусь поставлялись чай, полимеры этилена, ткани из синтетических нитей, нефтепродукты, ряд других товаров [4]. Таким образом, между странами сохраняется устойчивое положительное сальдо внешней торговли. В 2017 г. в структуре экспорта появились новые высокотехнологичные позиции, как то: волокна оптические, рентгеновская аппаратура, приборы для измерения и контроля характеристик жидкостей и газов и др.
Партнеров из ОАЭ привлекает такая форма партнерства, как создание совместных предприятий на территории Беларуси для дальнейшей поставки продукции на собственный рынок. Отечественные производители заинтересованы в наращивании экспорта в Араб-
ские Эмираты сельхозпродукции, в первую очередь мяса птицы и говядины, высококачественных продуктов питания и продукции деревообрабатывающих предприятий. Также имеются перспективы сотрудничества в ряде высокотехнологичных направлений, в том числе в аэрокосмической сфере и в области информационных технологий.
Катар
Преимуществами ведения деловых отношений с этой страной является то, что хотя конкуренция в регионе Персидского залива высока, в Катаре она несколько ниже, чем в соседних государствах.
В связи с ограниченностью внутреннего рынка и относительно небольшим количеством населения (2,3 млн человек) белорусский экспорт в Катар не имеет устойчивой динамики роста. Основу его структуры составляют преимущественно крупногабаритные шины, фанера, столярные, деревянные мозаичные и инкрустированные изделия, печатная продукция, клеящие вещества, смолы и полиуретаны, мебель, кремы для обуви и чистящие средства, декоративные изделия из стекла, удобрения калийные для технических нужд катарского комплекса по добыче и переработке углеводородов [5]. Импорт из Катара в основном приходится на поставки полимеров этилена.
Хорошие перспективы для развития сотрудничества с этой страной есть в областях деревообработки, а также поставок продуктов питания, поскольку сельское хозяйство развито слабо и удовлетворяет лишь около 10% потребностей населения в продовольствии. По данным направлениям у Катара есть большой интерес к Беларуси. При
этом акцент делается на создание совместных предприятий. Кроме того, в 2022 г. страна готовится принять чемпионат мира по футболу и активно выстраивает необходимую инфраструктуру. Поэтому наш опыт и технологии являются востребованными, а участие в соответствующих выставках предоставит благоприятные возможности отечественным предприятиям для встреч с представителями ведущих проектировочных, строительных, дизайнерских компаний из Катара и других стран Персидского залива и продвижения своей продукции.
Саудовская Аравия
С экономической точки зрения Саудовская Аравия - весьма перспективный и емкий рынок для белорусских производителей. Вместе с тем для занятия на нем своих ниш от отечественных экспортеров требуется активная работа по причине сформировавшихся в стране предпочтений к западной продукции.
В разные периоды в Саудовскую Аравию из нашей республики поставлялись грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, подшипники, шины, оптическая продукция, сухое молоко, контрольные и измерительные приборы, сталь легированная,оборудование для обработки камня, устройства на жидких кристаллах. Беларусь традиционно импортирует из Саудовской Аравии стратегическую химическую продукцию для нужд внутреннего производства.
В 2016 г. товарооборот достиг 77,3 млн долл., из них импорт из Саудовской Аравии - 75,6 млн долл., экспорт - 1,7 млн долл. [5]. Основой последнего являлись медицинское и рентгеновское оборудование,
установки для термической обработки материалов. Беларусь может поставлять в Саудовскую Аравию широкий спектр продукции машиностроения, в том числе специального, высокотехнологичные товары в области приборостроения.
Особый интерес саудовской стороны вызывают фармакология, биотехнологии, ИТ. Перспективы внешнеторгового сотрудничества имеются также и по линии поставок техники и экипировки для пожаротушения, белорусских медицинских препаратов, которые соответствуют высоким стандартам качества и конкурентоспособны по цене, в частности продукции компаний «Белмедпрепараты» и «Минскин-теркапс» [6].
Кувейт
Рынок Кувейта привлекателен для Беларуси ввиду его высокой покупательной способности, а также потребности в импорте широкого спектра продукции (от машин и оборудования до бытовой техники, одежды и продовольствия). В структуре двустороннего товарооборота превалирует белорусский экспорт. В 2016 г. его объем составил 4,7 млн долл. [5]. Основная доля пришлась на поставки калийных удобрений, грузовых автомобилей, стекловолокна, металлоконструкций, строительных столярных изделий. Импорт из Кувейта незначителен и эпизодичен: в 2016-м наша страна закупила ферросплавов на 911,3 тыс. долл. и полимеров этилена на 635,3 тыс. долл.
Принимая во внимание реализуемые в Кувейте масштабные государственные проекты, в том числе амбициозный «Kuwait Vision 2035», по формированию инфраструктуры, строительству жилых районов,
модернизации логистических узлов и предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, развитию социального сектора и здравоохранения, перспективным представляется наращивание объемов поставок такой продукции, как дорожная и строительная техника, строительные изделия, изделия из древесины, черных металлов, пластмасс, мебель, медицинские приборы и устройства, пищевые продукты, ткани из шерстяной пряжи [7].
Оман
Правительство Омана прилагает усилия по диверсификации экономики, укреплению промышленной базы, расширению туризма, логистики, рыболовства и реэкспортной деятельности. Много внимания также уделяется модернизации инфраструктуры и созданию новых индустриальных зон и портов в различных частях страны, что поможет сделать Оман региональным логистическим центром.
Несмотря на то, что у обоих государств отмечается определенная положительная динамика в торговле, товарооборот остается на довольно низком уровне. С 2009 г. основной статьей белорусского экспорта в Оман являлись калийные удобрения. Кроме этого мы готовы поставлять в эту страну технику и создавать совместные предприятия на ее территории, к примеру с «Амкодором». Основным видом деятельности такого субъекта будет являться дистрибуция одноименной техники, сервисное обслуживание и впоследствии сборочное производство.
В ходе первого Белорусско-Оманского бизнес-форума, проходившего в сентябре 2016 г., были рассмотрены возможности развития
Страна Экспорт товаров, млн долл. Импорт товаров, млн долл. Внешнеторговый оборот, млн долл. Сальдо внешней торговли, млн долл.
Бахрейн 0,14 0,03 0,17 0,11
Катар 0,68 3,83 4,51 -3,15
Кувейт 4,69 1,55 6,24 3,14
ОАЭ 18,80 8,50 27,30 10,30
Оман 0,47 0,23 0,70 0,24
Саудовская Аравия 1,68 75,64 77,32 -73,96
Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь со странами - членами ССАГПЗ в 2016 г.
Источник: [5]
внешнеторгового сотрудничества и реализации двусторонних проектов в сферах химической промышленности, нефтепереработки, промышленного производства, строительства, выпуска стройматериалов [8].
В Омане, как и на всем Ближнем Востоке, сохраняется проблема обеспечения населения продовольствием. Ежегодный объем импорта составляет более 20 млрд долл., причем половина приходится на потребительские товары и продукты питания. Оман особенно заинтересован в поставках мяса птицы, куриных яиц и молочной продукции: сухого обезжиренного и сухого цельного молока, животного масла, сухой молочной сыворотки, сыров. В связи с этим примечательно, что Беларусь впервые приняла участие в выставке пищевой индустрии и гостиничного бизнеса «Food and Hospitality», которая проходила в Омане в октябре 2017 г.
Бахрейн
Уровень двусторонней торговли на данном этапе незначителен: отмечены разовые небольшие экспортные поставки. Так, по итогам 2016 г. объем товарооборота составил около 170 тыс. долл., основная доля которого пришлась на наши товары -пневматические шины и покрыш-
ки, продукцию легкой промышленности (чулочно-носочные изделия и предметы одежды), машины для автоматической обработки информации, измерительные, медицинские приборы и устройства (рентгеновская аппаратура, шприцы, иглы, катетеры). Кроме того, в 2016 г. концерн «Беллесбумпром» начал отгружать на данный рынок свою продукцию, в частности древесноволокнистые и ламинированные дре-весно-стружечные плиты.
Беларусь заинтересована поставлять в Бахрейн машины и оборудование, радиотехнику и электронику, продукцию нефтехимической промышленности, оптические приборы, оборудование для нефтедобычи и нефтепереработки,органические удобрения, изделия бытового назначения и др., а также развивать туризм, научно-техническое сотрудничество по таким направлениям, как энергетика, экологически чистые технологии в сельском хозяйстве и промышленности.
В целом взаимный интерес у Республики Беларусь и государств - членов ССАГПЗ имеется в таких сферах, как инвестиции в объекты недвижимости и производство, военно-техническая отрасль, высокие технологии, авиасообщение, энергетика, нефтехимия,
транспорт, связь и телекоммуникации, строительство и стройматериалы. В частности, арабские партнеры заинтересованы в покупке арматуры и стальных строительных труб, продукции деревообработки. При этом одним из главных факторов развития торгово-экономического сотрудничества со странами -членами ССАГПЗ, включая вопросы закрепления на местном рынке, является регулярное участие представителей белорусских предприятий в международных специализированных выставках, проводимых в регионе, поскольку личные контакты на Востоке имеют ключевое значение. Активизации двусторонних отношений будут также способствовать инвестиции из ССАГПЗ, так как Беларусь - развитая в промышленном и аграрном секторах страна, а государства Персидского залива представляют собой крупный финансовый центр на Ближнем Востоке. СЗ
ЛИТЕРАТУРА
1. Батыршин И. М. Экономическая интеграция в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // Ближний Восток и современность. 2004, № 24. С. 84-101.
2. Бирюков Е.С.Глобальное управление по-арабски: инвестиции нефтеэкспортеров в зарубежные земельные ресурсы / Российский институт стратегических исследований // https://riss.ru/ anal itycs/4293 9/
3. Богдан С.Ситуационный анализ отношений Беларуси с арабскими странами в 1992-2012 гг. / Belarusian Institute for Strategic Studies // http://belinstitute.eu/ru/node/675.
4. Двусторонние отношения Беларусь—ОАЭ / Посольство Республики Беларусь в Объединенных Арабских Эмиратах // http://uae. mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/UAE/economy/
5. Trade Map: Trade statistics for international business development / International Trade Centre // http://www.trademap.org/Index.aspx.
6. Беларусь и Саудовская Аравия подписали соглашение о сотрудничестве в науке и технологиях / Белорусское телеграфное агентство // http://www.belta.by/tech/view/belarus-i-saudovskaja-a ravija-pod pisa l i-sog lashenie-o-sotrud n ichestve-v-nauke-i-tehnologijah-193777-2016/
7. Путеводитель для бизнеса по экономическим показателям Кувейта / Единый портал внешнеторговой деятельности Export.by // https://export.by/kuwait
8. Белорусско-Оманский бизнес-форум / Белорусская торгово-промышленная палата // https://www.cci.by/ru/content/2016_213.
http://innosfera.by/2018/06/Persian_Gulf