УДК 159.992.76+376
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0079
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ СТАТУС РЕБЕНОК-ИНВАЛИД
© 2019
Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологической службы средней школы №59 в г. Ярославле Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Организация психолого-педагогического сопровождения различных категорий школьников в условиях интегрированного и инклюзивного образования относится к числу ключевых задач современной образовательной практики. Отдельной проблемой для большинства педагогических коллективов становится поиск способов и построение системы оценки достижения планируемых личностных результатов обучающихся с учетом специфики их развития. Данная статья посвящена вопросам оценки особенностей ценностно-ориентационного пространства подростков, имеющих статус ребенок-инвалид. С опорой на современные научные исследования и анализ актуальной практики работы в образовательном учреждении доказана необходимость понимания специфики развития представлений данной группы обучающихся о морально-этических аспектах, нормах и ориентациях в период подросткового возраста. Представлено описание особенностей ценностного отношения подростков с ограниченными возможностями здоровья к ряду значимых объектов в соответствии с группами личностных результатов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом. Выявлены приоритетные ценности и степень устойчивости отношения к ним у младших и старших подростков, определены основные тенденции в изменении системы ценностных ориентиров, связанные с нарастанием критичности и категоричности оценок, на всем протяжении подросткового возраста. На основании полученных выводов определены вопросы, требующие особого педагогического внимания в работе с подростками-инвалидами.
Ключевые слова: подросток, ребенок-инвалид, ограниченные возможности здоровья, ценность, ценностные ориентации, личностные результаты обучающихся, диагностика, мониторинг.
THE PECULARITIES OF VALUE-BASED SPHERE OF THE TEENAGERS WHO HAVE THE STATUS OF DISABLED CHILDREN
© 2019
Belyaeva Olga Alekseevna, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of Elementary Education, a teacher-psychologist of the highest qualification category, the head of the psychological service of school Secondary school №59 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (150000, Russia, Yaroslavl, Republican. St. 108/1, e-mail: [email protected]) Abstract. The organizing of psychological and pedagogical support of various categories of schoolchildren under the conditions of integrated and inclusive education is rated as the key objectives of the modern educational practical activity. Searching the ways and constructing the system of appraisal of achievements of schoolchildren's expected personal outcomes in the light of specific features of their development are becoming the separate issue for the majority of teaching staff. The given article is devoted to the assessment of peculiarities of value-oriented sphere of teenagers who have the status of disabled children. The necessity to understand the specifics of development of the given group of students' beliefs about moral and ethical aspects, norms and orientation during the teen years has been proved backed by modern scientific research and analysis of the current educational practices. The description of the characteristics of value-based attitude to a variety of significant objects of the teenagers with limited health capacities has been presented in accordance with the personal outcome measures determined by the federal state educational standards. High-priority values and the stability degree of the attitude towards them demonstrated by teenagers have been defined; the main trends of value orientation system change related to the growth of criticism and self-righteousness of assessment that takes place during the teen years have been specified. The issues that demand critical pedagogical attention while working with disabled children have been defined in accordance with the obtained conclusions.
Keywords: teenager, disabled child, limited health capacities, value, value orientation, learners' personal outcomes, diagnosis, monitoring.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Выявление системы ценностных ориентаций школьников - задача, традиционно стоявшая перед образовательными учреждениями в рамках организации воспитательной работы с учащимися. В современных условиях согласно подходам, определенным ФГОС [1], изучение ценностных оснований поведения и деятельности обучающихся может служить ключевым аспектом мониторинга процесса формирования и развития их личностных результатов, соответственно, должно выступать объектом особого внимания педагогических коллективов.
Именно сформированность внутренней позиции, личностных смыслов (фактически, «значений для себя»), знание основных морально-этических норм и ориентация на их выполнение выступают объектами оценки личностных результатов учащихся. Подростки и молодежь выступают особой социальной группой, крайне обостренно реагирующей на происходящие в общественном сознании перемены и, как отмечают ряд
исследователей, интериоризация ими ценностей нередко подвержена случайным влияниям, может оказаться стихийна и непредсказуема [2,3]. Поэтому крайне важным становится своевременное определение значимых ориентиров в работе со школьниками с учетом их актуальных социально-психологических особенностей, ценностных ориентаций и запросов к системе образования [4,5]. При этом необходимо учитывать все многообразие ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги в работе с разными группами учащихся.
Особого педагогического внимания требует такая категория школьников как дети-инвалиды. Нарастание ин-валидизации - устойчивая мировая тенденция; в России, согласно данным Федеральной службы государственной статистики [6], количество детей-инвалидов в возрасте 8-17 лет за 2016г. возросло на 15 тысяч, за 2017 - на 21 тысячу. Задачи их социализации, адаптации к условиям современной жизни становятся центральными ориентирами в направлении формирования спектра их жизненных компетенций. Дифференциация и осмысление картины мира, ее пространственной и временной орга-
Belyaeva Olga Alekseevna psychological
THE PECULARITIES OF VALUE ... science
низации, своего социального окружения, освоение соответствующих возрасту социальных ролей и системы ценностей - это вопросы, для решения которых у ребенка-инвалида крайне специфичные ресурсы.
В последние годы активно обсуждаются проблемы организации интеграции детей, имеющих статус ребенок-инвалид, в общеобразовательную деятельность [7-11]. Реализация идей инклюзивного образования, направленного, прежде всего, на включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений со сверстниками, невозможна без осознания своеобразия психологических особенностей отдельных групп учащихся. В.Л.Ананьев подчеркивает: «требуют своего изучения... особенности социального поведения и система ценностных ориен-таций детей-инвалидов и их родителей» [12, с.60-61], а Т.А.Добровольская определяет, что формирование грамотной социальной политики в отношении инвалидов невозможно без представления об особенностях их взаимодействия со здоровым окружением, определения их социально-психологического статуса [7, с.3].
В связи с недостаточностью проработки теоретических подходов к решению обозначенных вопросов и практической необходимостью организации работы с такой категорией детей, в 2018 году в Школе дистанционного обучения, являющейся структурным подразделением ГОУ Ярославской области «Центр помощи детям» и организующей обучение детей-инвалидов, было реализовано исследование, целью которого стала оценка специфики системы ценностных ориентаций учеников данного образовательного учреждения.
Объектом исследования выступили ценностные ориентации учащихся, предметом - содержание и структура ценностных ориентаций подростков, имеющих статус «ребенок-инвалид».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы.
В психолого-педагогических и социологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов в последние годы уделяется довольно много внимания изучению отдельных аспектов ценностно-смысловой сферы личности. На настоящее время представлено описание возрастных [13,14], гендерных [15,16], этнических [17-19] особенностей ценностно-ориентационной сферы; дана оценка особенностей системы ценностей различных категорий обучающихся (младших школьников [20], подростков [21,22,23], студентов различных специальностей [24,25]).
В работах В.С.Собкина [26], Е.В.Лоторевой [27], Д.А.Леонтьева, Л.А.Александровой, А.А.Лебедева [28], Н.А.Никашиной [29] представлены отдельные аспекты ценностной сферы людей с ограниченными возможностями здоровья, И.В.Карпенкова [30] оценивает систему ценностных ориентаций семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Но в этих публикациях не конкретизируются данные о специфике формирования системы ценностных ориентиров ребенка-инвалида на подростковом этапе, как одном из важнейших периодов становления жизненных приоритетов личности. Д.В.Зайцев [8] указывает, что у детей с ограниченными возможностями возникают наибольшие проблемы с интериоризаци-ей социальных норм, установок, иерархий ценностей. Н.К.Туран [31] доказывает важность и предпринимает попытку исследования отличительных особенностей системы терминальных ценностей и локуса контроля подростков с ограниченными возможностями здоровья, являющихся, безусловно, особой группой, требующей к себе в силу ряда объективных обстоятельств повышенного психолого-педагогического внимания.
Не смотря на все имеющееся разнообразие представленных исследовательских подходов, отметим, что при решении актуальных задач психолого-педагогического 318
сопровождения образовательной практики большинство педагогических коллективов сталкиваются с вопросами не просто выявления специфики развития отдельных категорий школьников, но и с задачами построения на этой основе логики учебно-воспитательной работы. В настоящее время ключевыми ориентирами в данном отношении должны выступать определенные группы образовательных и личностных результатов, определенных федеральными образовательными стандартами.
Проведенная нами работа позволила найти подходы к решению обозначенного круга вопросов. Методом диагностики был избран опросник личностного роста П.В.Степанова, Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой [32]. Личностный рост понимается авторами как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям и к себе; среди феноменов действительности, способных выступить объектами ценностного отношения определяются Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура; ценность Человека оценивается в двух аспектах (отношение к другой личности и к самому себе). На основании оценки подростками степени своего согласия с предложенными утверждениями (от «+4» - «несомненно, да», до «-4» - «нет, абсолютно неверно») производится обработка, и делаются выводы о степени устойчивости отношения к перечисленным феноменам.
Выбор данной методики был определен тремя значимыми положениями:
- во-первых, она применима на всем протяжении обучения школьников на уровне основного и среднего общего образования, а, значит, позволяет осуществлять сравнительный анализ динамики развития системы ценностного отношения подростков и юношей по ряду сравнимых критериев;
- во-вторых, позволяет не только охарактеризовать ценностное отношение опрашиваемых к ряду значимых ценностей, но и строить прогноз устойчивости данных отношений, а, значит, и определять актуальные направления воспитательной работы и психолого-педагогической поддержки школьников;
- в третьих, представленные ценностные объекты могут быть содержательно соотнесены с основными группами личностных результатов, определенных ФГОС: «ценностное отношение к знаниям» - с результатами в области познания; «ценностное отношение к другим людям» - с областью взаимодействия с другими людьми; «ценностное отношение к культуре» - с областью социального поведения; «ценностное отношение к труду» - с областью самоопределения; «ценностное отношение к самому себе (Я-телесное)» - со сферой здорового образа жизни и безопасности поведения; «ценностное отношение к семье, отечеству, Земле, миру» - с результатами в духовно-нравственной сфере.
Для полноты исследования были соотнесены данные, полученные в двух группах испытуемых (результаты младших и старших подростков), значимость различий определялась на основании непараметрического статистического критерия Манна-Уитни.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В рамках проведенного исследования были выявлены ряд особенностей ценностного отношения подростков к различным объектам действительности (см. таб.1).
Анализ полученных данных позволил выявить ряд особенностей ценностно-ориентационной сферы обучающихся, имеющих статус «ребенок-инвалид».
1.Как устойчивое позитивное можно охарактеризовать отношение подростков, имеющих указанный статус к следующим категориям: семья, Земля (природа), культура.
Ценность семьи высоко значима, подростки дорожат семейными традициями и устоями и в будущем признают значимость создания собственной семьи. Устойчивостью позитивного отношения, развитостью
экологического сознания характеризуется восприятие ценности Земли (природы), связанное с чувством сострадания, жалости к животным, готовностью участвовать в экологических акциях и мероприятиях не ради похвалы, а из стремления к «гармонии мира». Подростками признается объективная ценность культурного достояния, неприятие проявлений вандализма. При личностной значимости культурных форм поведения, они стараются руководствоваться ими в своей повседневной жизни, хотя получается это, по мнению опрошенных, отнюдь не всегда, поскольку сложно прикладывать ежедневные усилия к тому, чтобы выглядеть «культурным человеком».
Таблица 1 - Оценка характера отношения подростков-инвалидов к ряду значимых жизненных сфер
Объекты ценностного Средние значения и-критерий Манна-Уитни
младшие подростки старшие подростки
семья 17,57 10.44 93"
Отечество 10.9 7.00 120
земля 17.9 7.88 65.5*
мир 12.19 11.50 145
труд 16.19 11.5 132
культура 13.95 14.19 112"
знания 11.14 8.38 141.5
человек, как таковой 10.71 6.31 НО**
человек, как другой 14.29 10.00 115.5"
человек, как иному 10.29 8.38 152
свое телесное «я» (здоровье) 15.19 11.19 122.5
свой внутренний мир -2.33 1.13 151
свое духовное «я» 8.62 7.44 151
ются теми, кто не достоин общения и мешает ощущать радость жизни. Около трети участвовавших в опросе школьников готовы к бескорыстной помощи и участию в жизни другого, но большинство предпочитают делать это лишь когда об этом попросят; они осторожны в своих действиях во благо других, стараются не подвергать риску собственное благополучие. Причем, с возрастом тенденции критичности и категоричности нарастают, все больше проявляется негативных оценок.
Таблица 2 - Уровневый анализ ценностного отношения подростков к другим людям и к самому себе.
Уровень ценностного отноше ния к определенному объекту
Объекты ценностного отношения устойчиво- ситуативно - ситуативно- устойчив 0-
Другая человек, как таковой 21 % 63% 16%
человек, как к другой 32% 60% 8%
человек, как иной 26% 56% 18%
телесное «я» (здоровье) 50% 42% 8%
Собственная личность душевное «Я» (внутренний мир) 5% 37% 47% 11%
духовное «я» 18% 74% 8%
* - различия статистически достоверны (р<0.01); ** -различия в зоне неопределенности (р<0.05)
Подчеркнем нарастание критичности в оценке всех перечисленных объектов с возрастом: показатели представителей группы младших подростков значимо выше, чем соответствующие показатели в группе старших подростков в области восприятия проблем экологии; изменения по отношению к ценностям семьи и культуры, находятся в зоне неопределенности (см. Таб.1).
2. Отношение к группе таких объектов как Отечество, мир, труд и знания находится в границах ситуативно-позитивного уровня.
Подростки переживают чувство Родины как чувство родного дома, города. Однако, им кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Взрослея в очень сложной социально-политической ситуации в мире, школьники, судя по предоставленным ответам, в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано. К проявлениям грубой силы они относятся со смешанным чувством неприятия и страха, но полагают, что надо всегда быть готовым к противостоянию. Собственное поведение, продиктованное необходимостью идти на уступки, часто оценивают как проявление слабости в глазах окружающих.
Ситуативно отношение опрошенных подростков к труду: в сознании обучающихся присутствует разделение на «престижную» и «непрестижную» работу, и, даже при специфичной оценке собственных ресурсов, они готовы включиться лишь в определенного рода деятельность, которая будет, с одной стороны, соответствовать их возможностям, а с другой, отвечать их интересам. В их сознании получение знаний и будущая карьера, конечно, связаны, но это не стоит «стольких» усилий именно в настоящее время.
3. Сложно дать однозначную оценку отношению подростков к другому человеку.
В целом восприятие ценности других людей находится на ситуативно-позитивном уровне. Однако, анализ всей совокупности ответов школьников с ограниченными возможностями здоровья дает возможности описать его как крайне неоднородное (см. таб.2).
Ценность человеческой жизни, безусловно, принимается, но при этом серьезному переосмыслению подвергаются отдельные аспекты взаимоотношений с разными людьми. Подростки могут продемонстрировать свой гуманизм, но отдельные категории людей представля-
При признании права других людей на иной, отличный образ жизни и выражение собственных взглядов, при общей склонности к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению разнообразных социокультурных групп, опрошенные подростки-инвалиды, все-таки разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используя стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Декларируемые принципы равенства и гуманизма могут в повседневной жизни сочетаться с проявлением нетерпимости и дискриминации, которые оправдываются общественным мнением, проявляются в позиции дистанцирования от проблем такого рода.
4. Самая напряженная ситуация в системе ценностного отношения подростков-инвалидов складывается с оценкой собственной личности (см. Таб.2). Формирование Я-концепции - крайне сложный и длительный процесс, решение которого в максимальном объеме приходится именно на подростковый и юношеский возраст. Самопознание, осознание своего места в системе межличностных взаимоотношений, самооценка отдельных сторон личности, деятельности и поведения, и в целом принятие собственной целостности и уникальности - это задачи, крайне болезненно решающиеся и обычными подростками [4], а для подростка-инвалида они сопряжены с особыми сложностями, определяемыми спецификой его жизненной ситуации. Поэтому так важно понимать «болевые» точки этого процесса, области, где может быть оказана помощь и поддержка.
Отметим, что максимальная устойчивость выявляется в отношении к своему телесному «Я», свидетельствующая о том, что в силу сложившихся жизненных обстоятельств участники опроса прекрасно понимают и особо ценят категорию здоровья. Однако, не смотря на признание важности данных вопросов, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на протяжении подросткового возраста обязательно требует педагогического внимания и поддержки.
Подростки ощущают в себе стремление быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится чувствовать себя свободным, возможность выбора привлекательна, но возможные ошибки и ответственность настораживают; признавая объективную значимость категорий совести и смысла жизни, в своей повседневности предпочитают ориентироваться на более прагматичные регуляторы.
Особого внимания требует ситуативно-негативное отношение подростков-инвалидов к своему внутреннему миру (душевному «Я»), свидетельствующее о сложностях принятия ими собственной личности во всей совокупности ее особенностей, ресурсов и ограничений. Согласимся с мнением Н^икег [33], подчеркивающим важность работы в данном аспекте. По его мнению, необходимо с детства воспитывать в людях, имеющих затрудненные условия развития, активность, непринятие
Belyaeva Olga Alekseevna
THE PECULARITIES OF VALUE ..
роли «ущербного»: спокойное обсуждение своего положения и ощущений позитивно влияют на установки конкретного человека. Доказано, что лица с ограниченными возможностями здоровья со сформированной позитивной «Я-концепцией», уверенные в себе, «психологически благополучные» чаще воспринимаются положительно и окружающими. Выявленная нами у подростков с инвалидностью ситуативность и неустойчивость отношения к отдельным сторонам своей личности является ярким проявлением периода духовных исканий, поэтому важно не упускать эти моменты из педагогического внимания.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Ценностные ориентации выступают высшим уровнем направленности личности, наиболее полно отражающим ее представления о смысле жизни, представления о мире и своем месте в нем, отношение к себе и другим людям. В отличие от всех иных ценностных феноменов они наиболее тесно связаны с поведением субъекта, управляя им как осознанным действием, формируя представление о жизненных целях и морально-этических способах их достижения.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать ряд выводов о специфике сферы ценностно-ори-ентационных предпочтений подростков, имеющих статус ребенок-инвалид:
- на протяжении подросткового возраста ценностно-ориентационная сфера обучающихся-инвалидов претерпевает определенные изменения, связанные с нарастанием критичности и категоричности в отношении ряда объектов;
- зафиксированные изменения в большинстве случаев имеют характер трансформации и не являются статистически-значимыми;
- устойчивое позитивное восприятие характеризует такие сферы жизни как «семья», «Земля (природа)», «культура»;
- ситуативно-позитивную оценку получают следующие области: «Отечество», «мир», «труд», «знания», «отношение к другим людям»;
- отражением проживания кризисного периода психосоциального развития, можно считать неоднозначность оценки собственной личности в целом и ситуативно-негативное отношение подростков к собственному внутреннему миру (душевному «Я»), в частности.
Перспективой исследовательской работы может стать лонгитюд процесса развития ценностных ориента-ций обучающихся-инвалидов с целью оценки их трансформации на протяжении подросткового и юношеского возраста. Такая работа может иметь практическое значение при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, выступая способом мониторинга формирования личностных результатов школьников. Отдельным направлением деятельности может выступить исследование степени близости системы ценностей обучающихся с инвалидностью и их здоровых сверстников, направленное на реализацию инклюзивного подхода в образовании.
На основании выявленных особенностей ценностных ориентаций подростков, имеющих инвалидность, образовательными учреждениями могут быть отобраны соответствующие имеющимся ресурсам способы и средства психолого-педагогического воздействия, направленного на развитие и формирование совокупности личностных результатов данной категории обучающихся. Отметим, что воздействия эти должны быть выстроены в единую систему и быть постоянными на всем протяжении обучения подростков. Только в таком случае вероятным может стать предотвращение выявленных негативных тенденций в формировании ценностно-ориентационно-го пространства личности школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования: проект. Рос. акад. образования / под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. M.: Просвещение, 2008. 39 с.
2. Aлексеева Е.Д. Исследование жизненных ценностей студентов технического вуза //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 20¡5. № 9-2. С. ¡72-¡75.
3. Харченко СЛ. Создание качественно новой ценности как компонента культуры сотрудничества студентов вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 20¡6. Т. 5. № 3 (¡6). С. 227-230.
4. Серафимович И.B., Беляева O.A. К вопросу о преемственности ценностей участников образовательных отношений в современных социокультурных условиях // Хуманитарни Балкански изследвания. 20¡8. № ¡. P. 24-29.
5. Парменов A.A. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 20¡4. № 4. С. 35-39.
6. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика: распределение инвалидов по полу и возрасту [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 03.02.20¡9).
7. Добровольская T.A. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. ¡99¡. № 5. С. 3-8.
8. Зайцев Д£. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга. 2003. 255 с.
9. Козырева O.A. Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзии // Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 26 октября 20¡7 г. / отв. ред. Aгаева И.Б.; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. B.П. Aстафьева. Красноярск. 20¡8. С.Ю0-Ю4.
¡0. Hornby G. Inclusive special education: Development of a new theory for the education ofchildren with special educational needs and disabilities // British Journal of Special Education. 20¡5. Volume 42. Number 3. P. 234-256.
¡¡. Thomas G. The Making of the Inclusive School / J. Thomas, P. Walker, J. Webb. London and New York: RoutledgeFalmer, ¡998. 306 p.
¡2. Aнаньев B.Л. Социальные проблемы инклюзивного образования // Aдукацiя i выхаванне. 20¡7. №2. С. 59-66.
¡3. Семенов B.E. Ценностные ориентации современной молодежи //Социологические исследования. 2007. №4. С. 37-43.
¡4. Ramos V. Transitions to Adulthood and Generational Change in Portugal // Societies 20¡8, 8(2), 2¡. [Электронный ресурс] URL: https:// www.mdpi.com/2075-4698/8/2/2¡. (дата обращения: ¡6.¡2.20¡8).
¡5. Mинигалиева M.Р. Гендерные проблемы взрослости: способы понимания себя и мира, модели общения // Психология зрелости и старения. 200¡. №2. С. 42-6¡.
¡6. Петрова ЛЯ. Гендерные особенности ценностных ориента-ций и жизнестойкости учащихся // Педагогическое образование в России. 20¡5. №¡. С. ¡39-¡4¡.
¡7. Borg I, Bardi A, Schwartz S.H. Does the value circle exist within persons or only across persons? // Journal of Personality. 20¡7. 85 (2). P. ¡5¡-¡62.
¡8. Baron J. Individual mental abilities vs. the world's problems // Journal of Intelligence. 20¡8. 6 (2). 23. [Электронный ресурс] URL: https://www.mdpi.com/2079-3200/6/2/23 (дата обращения: 04.¡2.20¡8).
¡9. Philipps J. A Global Generation? Youth Studies in a Postcolonial World // Societies. 20¡8. 8(¡). [Электронный ресурс] URL: https://www. mdpi.com/2075-4698/8/¡/¡4 (дата обращения: ¡6.¡2.20¡8).
20. Самойленко Т.Г. Bоспиmание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Пермский государственный педагогический университет. Пермь. ¡998. 200 c.
2¡. Aрхипова И.B. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения // Социально-экономические явления и процессы. 20¡0. №5. С.¡83-¡88.
22. Дегтярева Т.Н. Ситуация нравственного выбора как средство воспитания нравственной ответственности старшего подростка: дис. ... канд. пед. наук: ¡3.00.0¡. Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург. 20¡4. 206 с.
23. Базалей E.A. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе A.С. Mакаренко: дис. ... канд. пед. наук: ¡3.00.0¡. Mосква. 20¡4. 28 с.
24. Белогорцев Н.Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза //Mолодой ученый. 20¡7. №¡. С. 434-436.
25. Селезнева E.B. Особенность ответственного поведения у студентов // Aкмеология. 20¡7. № ¡. С. ¡8-22.
26. СобкинB.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. M.: ЦСОРAO, ¡997. 94 с.
27. ЛотореваE.B. Особенности ценностных ориентаций незрячих людей // Ученые записки. Курск: ГОУBПO «Курский государственный университет». 20¡0. №3 (¡5).
28. Леонтьев Д.A., Яяександрова Л.A., Лебедева A.A. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с OBЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. M.: Смысл. 20¡7. 79 с.
29. Никашина H.A. Базовые ценности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением // Карельский научный журнал. 20¡3. № 2. С. 27-29.
30. Карпенкова И.B. Особенности ценностных ориентаций семьи
с ребенком-инвалидом: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.02.04. Москва. 2009. 188 с.
31. Туран Н.К. Теоретико-методологические основания и гипотезы исследования становления смыслового и ценностного сознания детей-инвалидов с разным уровнем нарушения функций организма //Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. С. 5.
32. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. М.: АПК и ПРО, 2003. 83 с.
33. Yuker H. The effect of contact on attitudes toward disabled persons: some empirical generalizations // Attitudes toward persons with disabilities. NY.: Springer, 1988. P. 262-274.
Статья поступила в редакцию 08.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019