Serafimovich Irina Vladimirovna, Belyaeva Olga Alekseevna psychological
TO THE ISSUE OF CONTINUITY OF VALUES ... science
UDC 159.99+316.6
К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
© 2018
Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, проректор Институт развития образования Ярославской области (150014, Россия, Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, [email protected]) Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Процессы модернизации Российского образования определяют новые требования к организации социально-психологического взаимодействия в современном образовательном учреждении, основанном на гуманистических ценностях и ориентированном на формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся. Представленное исследование направлено на выявление особенностей системы ценностных ориентаций и определение степени близости и конгруэнтности информационно-ценностного поля различных участников образовательных отношений (школьников, выпускников педагогического вуза и педагогов). Уточнение и расширение данных о ценностных ориентирах различных субъектов образовательного процесса позволяет не только констатировать существующие проблемные зоны, но и определять возможности дальнейшей разработки содержательно-процессуальной стороны приобщения подрастающего поколения к усвоению значимых социальных ценностей как в школе, так и в профессиональном учебном заведении. Проанализировано соотношение ценностных ориентаций различных субъектов образовательных отношений: педагогического сообщества и обучающихся. Представлено описание изменения ценностного отношения к ряду значимых объектов обучающихся на протяжении всего периода подросткового возраста (5-9 класс) в соответствии с группами личностных результатов, выделенных в образовательных стандартах. Выявлено сходство между студентами педагогических специальностей и педагогами в приоритетных и низкостатусных позициях ценностей.
Ключевые слова: преемственность, подростки, студенты, педагоги, ценностные ориентации.
TO THE ISSUE OF CONTINUITY OF VALUES OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONSHIPS IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS
© 2018
Serafimovich Irina Vladimirovna, сandidate of psychological sciences, associate professor Education Development Institute of Yaroslavl Region (150014, Russia, Yaroslavl, Bogdanovicha street 16, e-mail: [email protected]) Belyaeva Olga Alekseevna, сandidate of psychological sciences, senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of Elementary Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (150000, Russia, Yaroslavl, Republican. St. 108/1, e-mail: [email protected])
Abstract. Modernization processes of Russian education determine new demands to organization of social-psychological interaction at modern educational institutions based on humanist values and oriented to formation of personal and metasubject results of learners. The given research is aimed at the revealing of some social-psychological aspects of value system and determining of uniformity degree and congruence of informational axiological field of various participants of educational relationships (students, alumni of a college of education and teachers). Specification and expansion of the data concerning value orientation of various parties of the educational process allow not only to establish existing problem areas, but also to define possibilities of further development of contensive and procedural sides of exposure of the younger generation to digestion of crucial social values at school as well as at higher educational institution. Ratio of value orientation of different parties of educational relationships, i.e. pedagogical community and students has been analyzed for the first time; the description of developments of values-based attitude to several significant objects of teenage students (5-9 grades) in accordance with the personal growth groups determined in the educational standards has been represented; correspondence between students of colleges of education and teachers in high-priority and lower-status value positions has been educed.
Keywords: continuity, adolescents, students, teachers, value orientations.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Направленность процессов модернизации Российского образования на создание условий для инновационного и непрерывного характера обучения и воспитания определяет новые требования к взаимодействию субъектов образовательных отношений, как внутри образовательного учреждения, так и с внешними социальными партнерами. Тенденции изменения общественного сознания, ориентирующегося на приоритет индивидуализма в противовес коллективизму, уделяющего особое внимание пониманию прав и свобод человека, ставящего акцент на лидерстве, творчестве, предпринимательском подходе, приводят к выдвижению на первый план индивидуальных интересов по отношению к общественным, новому восприятию существовавших ранее ценностей и критической и противоречивой оценке новых. Нельзя не учитывать тот факт, что изменения в различных сферах общественного сознания влияют на изменения в психологии отдельных его субъектов. Особенно остро реагирует на подобные тенденции молодое поколение.
Ответом системы образования на вызовы современ-
ной социальной ситуации стал пересмотр ценностных оснований организации учебно-воспитательного процесса, особое значение в котором приобрели идеи гуманизации и демократизации обучения и воспитания подрастающего поколения, удовлетворения интересов личности, адаптации новых поколений к социокультурным изменениям. Одной из ведущих целей введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в Российской Федерации стало достижение высокого качества результатов образования на всех уровнях, полноценное развитие личности обучающегося, создание условий для его непрерывного образования в течение всей жизни, обеспечение единства образовательного пространства, преемственности всех уровней образования [1]. Решение этих вопросов невозможно без построения полноценных преемственных связей между всеми участниками образовательных отношений, и, прежде всего, между обучающимися и педагогами.
Новые стандарты высшей школы - ФГОС ВО (ФГОС 3+), задающие вектор ценностной парадигмы образования, определяют необходимость изучения ценностных ориентаций современных педагогов на разных уровнях Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1
профессионализации, поскольку именно они выполняют ведущую роль в становлении ценностей подрастающего поколения. Студенты и молодые специалисты различных, в том числе, и педагогических, специальностей находятся в условиях, предполагающих, самостоятельность выбора вектора ценностных ориентаций, поиска профессиональных и жизненных смыслов, а, соответственно, и определения средств достижения поставленных целей [2]. От учителей требуется готовность к реализации в образовательном процессе аксиологического подхода, ориентированного на признание личностных ценностей учащихся важнейшим источником мотивов поведения, его внутренними регуляторами, владение методами перевода духовных ценностей человечества во внутренние ценности воспитанника, активизации ценностного поиска воспитанников как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Преемственность в образовании рассматривается, в частности, как условие непрерывного личностного развития ребенка [3,4,5]. На важность решения задач единой трактовки основных ориентиров и проблем преемственности в образовательной деятельности обращают внимание как отечественные [6-18], так и зарубежные [19-23] ученые. Особо стоит подчеркнуть, что вопросы преемственности в настоящее время рассматриваются не только в контексте построения программы изучения отдельных предметных областей, развития метапред-метных компетенций, но и в отношении формирования совокупности личностных результатов обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия [7,8,9] обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая проявляется в знании моральных норм, умении соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения. Не смотря на важность данных позиций, признанную для всех уровней образования, вопрос о построении логики работы по формированию и системы мониторинга по отслеживанию этой группы результатов школьников во-многом остается открытым [24]. В данном отношении считается важным выработка единых ориентиров в работе с современными школьниками с учетом их актуальных социально-психологических особенностей, ценностных ориентиров и запросов к системе образования. Ценностное поле школьников в силу ряда возрастных особенностей подвижно, изменчиво, что позволяет организовывать психологическое воздействие на него путем оптимизации процесса преемственности между отдельными субъектами, носителями ценностей. Т.И. Шнуренко [25] описывая существование непрерывной межпоколенной преемственности нормативных ценностей, доказывает, что условием передачи устойчивых элементов опыта от старшего поколения к младшему выступают базовые ценности, которые младшие узнают и усваивают. Она подчеркивает, что ценностное поле старшего поколения в большей степени отражает ценности традиционной культуры. А, следовательно, вопросы формирования системы нравственных ориентиров школьников невозможно решать без прояснения особенностей системы ценностей педагогов, как старшего поколения, оказывающего на них непосредственное влияние на всем протяжении школьного детства.
Таким образом, с одной стороны, существует общественный запрос на формирование подрастающего поколения со сложившейся системой нравственных приоритетов, что подкрепляется четким ориентиром образовательных стандартов на ценностную парадигму, а с другой стороны, отсутствуют достаточное теоретическое осмысление и эмпирические данные о преемственности и соотнесении системы ценностных ориентаций отдельных субъектов, находящихся в едином образовательном пространстве, оказывающих значимое влияние друг на друга.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Каждая наука, исходя из определенного ею научного подхода к процессу познания, исследует свой аспект феномена «ценностей». Соответственно, могут быть были выделены ряд подходов к их пониманию:
1. Философский подход, представленный в литературе [26-32] трактует понятие «ценность» в различных значениях: новая идея; выступающий в качестве индивидуального или социального ориентира, распространенный субъективный образ или представление; некий культурно-исторический стандарт; определенный тип «достойного» поведения, связанный с конкретным жизненным стилем. Философский энциклопедический словарь определяет ценностные ориентации как важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного; как своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности; как важнейший фактор, регулирующий, детерминирующий мотивацию личности.
2. Социологический подход В социологии ценности -это то, что в контексте данной культуры выступает желательным и предпочтительным, передающееся от поколения поколению благодаря воспитанию, воздействию средств массовой информации, коммуникации, литературы, науки, искусства и т.д.; это понятие соотносится с проблемами мотивации и управления деятельностью людей и их объединений [33]. С точки зрения американского социолога Е. Клакхона [34], ценности играют существенную роль в интегрировании систем личности и социокультурной системы, находясь в неразрывной связи с социальными нормами, обеспечивая их адекватность. По мнению И.В.Архиповой [35], ценностные ориентиры выступают как существенная часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе, они определяются автором как детерминанта способов и уровней социализации. О.А.Кузьмина [36] отмечает существенное отличие ценностных ориентаций от иных ценностных феноменов, состоящее в том, что они наиболее тесно связаны с поведением субъекта, управляют этим процессом как осознанным действием, пронизывают все «этажи» человеческой психики - от потребностей до идеалов, включают реальный поведенческий компонент. Иванов, В.М., Литвинов, А.А., Хусаинов А.В. [37] подчеркивают, что ценностные ориентации личности занимают промежуточное положение между мировоззрением и установками личности, разграничивая значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. С одной стороны, они являются конкретизацией мировоззренческих взглядов, с другой - определяют общую направленность действий человека. В итоге они выступают «... весьма общим и, в то же время, достаточно конкретными конструктами, которые могут быть вполне адекватно сформулированы и изучены с помощью исследовательских методов социологии» [37, С.28].
4. Педагогический подход. Педагогическая аксиология отражает иерархию образовательных ценностей, определяет ориентиры по формированию ценностного сознания, ориентирует на ценностное отношение к миру и ценностное поведение личности. В.А. Сластенин, В.П. Кашин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов [38] анализируют ценности педагога и его деятельности, исходя из ценностных приоритетов российского образования; А.В. Кирьяков, Л.В. Мосиенко, О.А.Тырнова [39] изучают цели и ценности студенческого общества, И.В.Архипова [35], Е.Д.Алексеева [40], С.Г.Белякова [41], А.С.Буреломова [42], З.К.Селиванова [43] и др. производят анализ ценностей современных школьников. Понятие «ценность» в педагогике выступает как лич-ностно-окрашенное отношение к миру, возникающее на
Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1
25
Serafimovich Irina Vladimirovna, Belyaeva Olga Alekseevna psychological
TO THE ISSUE OF CONTINUITY OF VALUES ... science
основе знания человека о мире, усвоенных культурных смыслов и обусловленное его собственным жизненным опытом, направленное на достижение совершенного бытия и гармоничное развитие.
Педагоги, прежде всего, акцентируют свое внимание на целях, направлениях, содержании, методико-техно-логических основах педагогической деятельности с разными категориями детей по формированию у них ценностных ориентаций. В педагогической литературе четко обосновывается подход к формированию ценностных ориентации в контексте использования форм работы, обеспечивающих взаимодействие общественных интересов и интересов личности.
Совокупная оценка имеющихся подходов позволяет нам сделать вывод, что понятие «ценностные ориентации» выражает сложную смысловую конструкцию. Содержательно - это целый комплекс представлений личности: политических, философских (мировоззренческих), нравственных убеждений, это и глубокие постоянные привязанности, и нравственные принципы поведения; это высший уровень направленности личности, в котором наиболее полно воплощаются ее представления о смысле жизни, об отношении к миру и определению в нем своего места, отношении к себе и к другим людям. На основе системы ценностей формируются личностные смысложизненные принципы, определяются главные жизненные цели (терминальные ценности) и морально-этические средства их достижения (инструментальные ценности).
3. Психологический подход. В психологической науке ценности и ценностные ориентации рассматриваются через понятия отношения, отражения, установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества (А.Г. Здравомыслов [44], Д.Н. Узнадзе [45]). При этом ценности выступают как значимые элементы структуры личности [46], так и целями, стремлениями и жизненными идеалами [47], элементы мировоззрения [48], регуляторы мотивации [49].
Как считают ученые, работающие в рамках гуманистической психологии (C. Rogers (1961) [50]. Allport G. W. (1960) [51], Maslow, Abraham, H [52] благодаря ценностям и их адекватному выбору осуществляется непрерывное развитие личности. Вместе с тем, именно в зарубежной психологии активно развивался вопрос диагностики системы ценностных ориентаций. Так L. Kohlberg (1976, 1981) [53], исследуя стадии морального развития личности и, связывал их со стадиями умственного развития (по Ж.Пиаже) и придавал большое значение уровню сформированости системы ее ценностных ориентаций. Им разработан способ диагностики уровня морального развития личности на основе ряда моральных дилемм. На этой основе в 1991 г. Gibbs, D., Basinger, K., Fuller, D. [54] предложили методику диагностики социомораль-ной рефлексии СРД-КФ (sociomoral reflection measure).
M. Rokeach [55], Schwartz S.H.[55] дали основание для структурирование ценностей на группы: терминальные и инструментальные. Для Schwartz S.H ценности представляют собой меру, согласно которой человек действует и оценивает свои действия, и, исходя из этого, строит свое отношение к миру.
Особое внимание ученых привлекает роль ценностей для адаптации [56, 57], социализации [54, 58], профессионализации [59, 60]. Таким образом, стоит отметить, что ценности имеют различную типологию и основания; организованы в определенную систему, которая развивается, функционирует и имеет иерархию. Ценностные ориентации находятся под постоянным воздействием изменяющихся условий социальной среды и потребностей. На основании имеющихся теоретико-методологических подходов и с учетом оценки современной ситуации в системе отечественного образования, была выделена проблема изучения ценностных ориентаций центральных субъектов образовательных отношений (обучающихся, студентов педагогических специально-26
стей и педагогов), рассмотренная в данной публикации.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью нашей работы стало изучение преемственности в ценностях участников учебно-воспитательного процесса. Для ее достижения потребовалось решение ряда задач:
1. Проанализировать существующие подходы к понятию ценности и ценностные ориентации, в том числе у участников образовательных отношений.
2. Выделить общие и специфические особенности в ценностно-ориентационных основаниях трех групп участников образовательных отношений: школьников (обучающихся 5-9 классов, выпускников педагогического вуза разных специальностей, выразивших желание работать в сфере образования, и работающих педагогов).
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе был осуществлен анализ существующих методологических подходов к изучению ценностных ори-ентаций личности и современное состояние проблемы формирования системы ценностей школьников и молодого поколения. На втором - сформулированы задачи и гипотезы исследования, выбран психологический инструментарий и осуществлена диагностика ценностных ориентаций школьников, студентов педагогических специальностей и педагогов как ведущих субъектов образовательных отношений. На третьем - проведен анализ полученных данных с целью соотнесения ценностных ориентиров трех групп участников учебно-воспитательного процесса.
Выборку составили 632 школьника подросткового возраста, 28 педагогов и 40 студентов педагогического вуза.
Для выявления ценностей взрослых участников образовательных отношений мы взяли опросник ОТЕЦ (И.Г. Сенин). Для изучение ценностей школьников использовался опросник личностного роста, разработанный Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой, П.В. Степановым [61]. Его структура позволяет оценить процесс личностного развития именно с точки зрения динамики изменений, а не с позиций соответствия точки зрения человека какому-либо эталону, стандарту, норме. Кроме того, изучаемые в опроснике параметры можно сопоставить с группами личностных результатов, отслеживание которых предполагается согласно требованиям ФГОС: результаты в области познания - «ценностное отношение к знаниям»; в области взаимодействия с другими людьми - «ценностное отношение к другим людям»; в области социального поведения - «ценностное отношение к культуре»; в области здорового образа жизни и безопасности поведения - «ценностное отношение к самому себе (Я-телесное)»; в духовно-нравственной сфере - «ценностное отношение к семье, отечеству, Земле, миру»; в области самоопределения - «ценностное отношение к труду». Следовательно, интерпретация результатов диагностики по данному опроснику может выступать как механизм мониторинга, предметом которого становится личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания в образовательном учреждении.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Принимая во внимание полученные результаты сравнения ценностей студентов и педагогов надо отметить, что первоначально мы посчитали возможным прогнозировать, что в условиях освоения и реализации совместной деятельности и усвоении социального опыта, в педагогической сфере складываются некоторые общие (или близкие) профессионально-групповые ценностные ориентации, которые проявляются в целях, интересах, мышлении и поведении субъекта. А значит существенных отличий в ценностях студентов, которые завершают обучения в педагогическом и вузе и работающими педагогами быть не должно. Вместе с тем, мы установили, что у студентов специалитета Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1
выпускных курсов по сравнению с педагогами выше ценности «развитие себя» (1= 2,7, р < 0,05) и достижения (1= 3,0, р < 0,05). При этом сходства наблюдаются в высокой значимости таких ценностей как духовное удовлетворение, и материальное положение, и низкой ценности - «креативность» и «собственный престиж».
Согласно полученным данным, можно выделить ряд специфичных особенностей ценностных ориентаций современных подростков. Обращают внимание группы ценностей, которые выражены достаточно сильно: отношение к семье, отношение к Земле (природе), отношение к труду. Стоит отметить, что от 6 до 9 класса обнаружены значимые отличия в сторону ухудшения отношения подростков к семье. Экологические проблемы воспринимаются как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. По отношению к ценности труда, отмечается, что только престижная работа вызывает уважение; в остальных видах деятельности подростки согласны участвовать только «за компанию».
Следует отметить также, что устойчивые позиции на ситуативно-позитивном уровне по результатам двухлетнего мониторинга занимают такие категории как «Отечество», «мир», «культура», «знания». Обращает на себя внимание тот факт, что, например, хотя подростки и переживают чувство Родины как чувство родного дома, города, однако, им кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего.
Критичность по отношению к такой ценностной категории как «мир» с возрастом (с 6 по 9 класс) возрастает. В целом школьники разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы они относятся со смешанным чувством неприятия и страха; полагают, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Соответственно, сами в отношениях стараются не идти на уступки, потому что не хотят показаться слабыми в глазах окружающих.
При понимании объективной ценности культурных форм поведения, руководствуются ими школьники в своей повседневной жизни далеко не всегда. Согласно сравнительным данным по отдельным параллелям, несколько большую оценку ценности данной категории представляют учащиеся 6-7 классов; сопоставление их оценок с реальным поведением подчеркивает знание ими социально-одобряемых форм при неготовности пока использовать в полном объеме в своем поведении.
Отношение к категории «знания» неустойчиво. Даже при неплохой учебе, по своей инициативе школьники вряд ли будут долго и самостоятельно работать с источниками информации, прилагать усилия по решению иных учебных задач; в их сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но согласно их мнению, это не стоит стольких усилий именно «сейчас». Минимальную оценку ценности знаний дают учащиеся 8-х классов (7,81 балла), максимальную - 6-классники (11,03 балла).
Мы считаем, что поскольку ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность, в проектировании деятельности классных руководителей и педагогического коллектива в целом стоит обращать внимание на целенаправленное создание условий для формирования позитивного образа мира и культуры, формирования патриотических чувств, стимулирования мотивации деятельности в целом и учебной мотивации, в частности.
Сложно выявить однозначные тенденции в оценке отношения подростков к другому человеку. Ценность человека как такового, может быть, и осмыслена, но полноценно не прочувствована, а показатели по критерию «отношение к человеку, как иному» еще ниже. Подростки могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей пред-Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1
ставляются теми, кто мешает ощущать радость жизни. Склонные к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, подростки при этом разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используя стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не могут пока самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни, дистанцируются от проблем, с которыми могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Восприятие субъект-субъектных отношений изменяется с возрастом: младшие подростки заявляют более устойчивое стремление помочь другим людям, а далее с возрастом тенденции критичности и категоричности нарастают, все больше проявляется негативных оценок.
Самая напряженная ситуация выявляется в отношении самоидентичности обучающихся 5-9 классов. Формирование Я-концепции - длительная задача, основное содержательное решение которой приходится именно на подростковый возраст. В данный период решаются личностные задачи, связанные с самопознанием, пониманием своего места в системе взаимоотношений.
Согласно проведенной диагностике, такая категория как «отношение к своему телесному «Я» («здоровье») получает ситуативно-позитивную оценку, она оцениваются согласно собственного физического состояния и высказывания отношения к собственному телу. Объективно понимается важность здорового образа жизни, но субъективная ценность его невысока. Здоровье для учащихся среднего звена - естественное состояние, само собой разумеющееся, а не то, что требует специальных усилий; пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Тенденции снижения значимости данной категории проявляются и между учебными параллелями, и в сравнении двух лет наблюдения.
В ряде публикаций последних лет присутствуют данные о том, что эта тенденция является типичной для подростков [34, 35]: здоровье всегда попадает в первую тройку мест в иерархии их ценностей. Однако, нами выявлена неустойчивость в степени сформированности данной позиции, ее ситуативность, а, следовательно, не смотря на положительные тенденции, внимание педагогов к организации работы в образовательных учреждениях в данном направлении не должно ослабляться.
Отношение подростка к своему духовному Я. Подростки ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится чувствовать себя свободным, но они не готовы рисковать собственным благополучием; сама возможность выбора привлекательна, но идут на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают. Они признают объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами. А значит, требует педагогической поддержки тенденция формирования все более позитивной оценки данной категории на протяжении обучения с 5 по 8 класс: 5 класс - 4,29 балла, 6 класс - 6,64 балла, 7 класс - 7,84 балла и 8 класс -8,21 балла. Приведенные результаты подтверждают данные Беляковой С.Г. [41], выявившей наибольшую значимость для современных подростков ценностей, характеризующих направленность на себя, на мир вещей и статус в коллективе (особенно среди сверстников).
Особого внимания, с нашей точки зрения, требует выявленное ситуативно-негативное отношение подростков к своему внутреннему миру (душевному «Я»). Подростки, участвовавшие в мониторинге характеризуются проявлением негативных оценок в данном отношении, и подобная ситуация ухудшилась в целом по образовательной ступени практически в 2 раза по сравнению
27
Serafimovich Irina Vladimirovna, Belyaeva Olga Alekseevna TO THE ISSUE OF CONTINUITY OF VALUES ...
с прошлым учебным годом ((-0,6) балла в 2016-17 и (-1,22) балла - в 2017-18 г). Согласно полученным оценкам, «средний» подросток школы принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из сложившейся реальной ситуации, немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым; в глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях. При этом, однако, подчеркнем значимую тенденцию: с возрастном ситуация несколько улучшается. Оценки по параллелям следующие: 5 класс - (-2,06), 6 класс - (-1,52), 7 класс - (-1,85), 8 класс - (-0,58), 9 класс - (-0.09).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, подводя итоги исследования, включающего теоретический и практический аспект, необходимо отметить, что:
1. Во-первых, общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития подрастающего поколения. Соответственно, изучение и психологический анализ ценностно-смысловых ориентиров главных участников образовательных отношений может стать фундаментом построения работы по обеспечению межпоколенной преемственности базовых ценностных ориентиров.
2. Во-вторых, спецификой ценностно-ориентацион-ных предпочтений обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы является динамичность изменения их отношения к ряду значимых жизненных сфер, а именно:
- на границе ситуативно-позитивного и устойчиво-позитивного уровней находятся отношение к семье, отношение к Земле (природе), отношение к труду, к здоровью;
- устойчивые позиции на ситуативно-позитивном уровне занимают такие категории как «Отечество», «мир», «культура», «знания», «отношение к другим людям»;
- отражением проблемной ситуации, связанной с проживанием кризисных периодов психосоциального развития, можно считать ситуативно-негативное отношение подростков к собственному внутреннему миру (душевному «Я»).
3. В-третьих, изученные ценностные ориентации у выпускников педагогических специальностей и работающих педагогов несут в себе как интегрирующие, так и дифференцирующие положения:
- сходства, создающие определенные условия для сплоченности профессиональной группы педагогического сообщества, наблюдаются в высоком приоритете таких ценностей как духовное удовлетворение, материальное положение, и низкой значимости таких ценностей как собственный престиж, креативность;
- дифференциация ценностного поля молодого и старшего поколения педагогов выявлены в преобладании у студентов таких ценностей как развитие себя, достижения, сохранение собственной индивидуальности.
Таким образом, выявляется частичная преемственность в сфере ценностных ориентаций педагогов и обучающихся. Несмотря на существующие расхождения, можно сделать вывод, что принципиальных различий в данном отношении не наблюдается, так как ряд дифференцирующих ценностей обусловлен, вероятнее всего, возрастными особенностями. Полученные данные показывают возможные направления оптимизации воспитательного процесса в образовательном учреждении, с целью обеспечения межпоколенной преемственности в направлении сохранения и формирования социально-значимых ценностей в ценностном поле подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. Рос. акад. образования/ под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.
2. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентации современной молодёжи: монография. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. 116 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009N 373. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413. М.: Просвещение, 2013. 63 с.
6. Алексеева Е. В. Проблема преемственности ФГОС начального и общего образования //Молодой ученый. 2015. №10.1. С. 4-6.
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская Н.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
8. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская Н.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1(5). С.104-110.
9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н. Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
10. Рягин С.Н. Метапредметные результаты среднего общего и высшего профессионального образования, обеспечивающие преемственность в условиях их системных изменений // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 147-150.
11. ТарасоваН.В., ПастуховаИ.П., Чигрина С.Г. Преемственность педагогических технологий как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №3(36). С. 27-33.
12. Черняева Т.Н., Чуланова Н.А. Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 308-312.
13. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-29.
14. Сундеева Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 121123.
15. Сундеева Л.А., Сорокина А.С. Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 41-43.
16. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.
17. Савченков А.В. Преемственность ссуза и вуза, как форма ите-грации в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 146-149.
18. Лизунов П.В. Сетевое взаимодействие профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 214-218.
19. Barnett, E.A. et al. Preparing high school students for college. An exploratory study of college readiness partnership programs in Texas // The National Center for Postsecondary Education. 2012. 9 p.
20. Briggs, A.R.J., Clark, J., Hall, I. Building bridges: understanding student transition to university // Quality in Higher Education. 2012. PP. 1-19.
21. Cano, F. Epistemological Beliefs and Approaches to Learning: Their Change Through Secondary School and Their Influence on Academic Performance // British Journal of Educational Psychology. 2005. 75. PP. 203-221.
22. Dahl, T., Bals, M., Turi, A. Are Students' Beliefs About Knowledge and Learning Associated With Their Reported Use of Learning Strategies? //British Journal of Educational Psychology. 2005. 75. PP.257-273.
23. Nicolescu, B., Petrescu, Т. On the Continuity Mathematics Curriculum between Primary and Secondary School // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. № 8. PP. 871- 877.
24. Серафимович И.В., Беляева О.А., Баранова Ю.Г. Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 312-316.
25. Шнуренко Т.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности : дис. ... канд. псих. наук.19.00.05. Воронеж, 2009. 215 с.
26. Гуревич П.С., Спирова Э.М. Идентичность как социальный и антропологический феномен. М.: Канон+РООИ «Реабилитация»,
28
Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1
2015. 368 с.
27. Лосский Н.О. Ценность и бытие//Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 436 с.
28. ЛукьяновВ.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Серия "Symposium", Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Выпуск 12 / К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2001. 221 с.
29. Феофанов К.А. Цивилизационная теория модернизации: Монография. Москва: Издательские решения, 2016. 248 с.
30. Агапов О.Д. История как модус бытия человеческого рода // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 7-10.
31. Яковлева Е.Л. Городская телесность как феномен бытия личности: опыт осмысления города Казани как тела//Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 24-28.
32. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 40-43.
33. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
34. Крёбер А., Клакхон К. Культура: критический обзор понятий и определений //Культурология: дайджест. № 1(13). М.: ИНИОН, 2000. С. 105-183.
35. Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №5. С.183-188.
36. Кузьмина О.А. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Омск, 2015. 23 с.
37. Иванов В.М., Литвинов А.А., Хусаинов А.В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. 2014. Спецвыпуск №18. с.1-6.
38. Сластенин В.А. и др. Педагогика /Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
39. Педагогическая аксиология: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 283 с.
40. Алексеева Е.Д. Исследование жизненных ценностей студентов технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 9-2. 2015. С. 172-175.
41. Белякова С.Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков с асоциальным поведением в социокультурных условиях общеобразовательной школы // Сб. научных статей под научн. ред. Г.П. Новиковой VIIIМеждународной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании», 18 апреля 2014 г. Москва-Пушкино. 2014. С. 180-196.
42. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности современных подростков: автореферат дис. ... канд. псих. наук. 19.00.05. Москва, 2015 195 с.
43. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 51-56.
44. Социология. Хрестоматия Учебное пособие. Бакалавр. Академический курс М.: Юрайт, 2016. В 2 Т. ТОМ 2. Сер. 58. 301с.
45. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
46. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976. 152с.
47. Ольшанский Д.Б Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/olshansk/ (дата обращения: 20.03.2018).
48. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды. М.: МПСИ, 2009. 210с.
49. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание. Типы. Диагностика. Формирование: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК. 2000, 176 с.
50. Rogers, C. R. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 119 p.
51. Alport, G.W. Pattern and Growth in Personality. (1961). Harcourt College Pub. Holt, Rinehart and Winston, 1961. 593 p.
52. Maslow, A.H. Motivation and Personality (2nd ed.) N. Y.: Harper & Row, 1970. 369p.
53. Kohlberg, L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues /Ed. by T. Lickona. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. PP. 31-53.
54. Gibbs, J.C., Basinger, K.S., Grine, R.L., Snarey, J.R. Moral judgment development across cultures evisiting Kohlbergs universality clairns / Developmental Review. - Issue 4. Volume 27, December 2007. PP. 443-500.
55. Rockeach, M. Understanding Human Values. New York: Free Press, 2000. 326р.
56. Ros, M., Schwartz, S. H., Surkiss, S. Basic Individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology: An International Review, 1999. PP.49-71.
57. Baron, J. Individual mental abilities vs. the world's problems // Journal of Intelligence. 2018. 6 (2), 23.
58. Gibbs, J.C., Basinger, K.S., Grine, R.L., Snarey, J.R. Moral judgment development across cultures evisiting Kohlbergs universality clairns / Developmental Review. Issue 4. Volume 27, December 2007. PP. 443-500.
59. Roccas, S., Sagiv, L., Schwartz, S. H., Knafo A. The Big Five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin, 2002. PP. 789-201.
60. Kaufman, J. Creativity as a Stepping Stone toward a Brighter
Future// Journal of Intelligence 2018, 6 (21). РP. 1-7.
61. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. М.: АПК и ПРО, 2003. 83 с.
Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1
29