Выводы. Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования неотложной проблемой является придать личностный смысл получаемому образованию, стимулировать творческий потенциал студентов за счет усиления внутренней мотивации учебы, развития навыков самоорганизации и самообразования. Приобретению названных качеств способствует самостоятельная учебная работа студентов, ее рациональная организация. Самостоятельная работа студентов современной высшей школы призвана организовать индивидуальную, разноуровневую работу с каждым студентом, реализовать различные типы самостоятельной работы (воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические), создать возможность поэтапного обучения студентов по линиям различной степени сложности.
Литература:
1. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Вестник высшей школы, 2004. - № 9. - С. 21-25.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. зав. - М., Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
3. Морозова Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый, 2011. - №2. Т.2. - С. 102-104.
4. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня, 2011. - № 6. - С. 6 - 10.
5. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя: монография. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 279 с.
6. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Сибирский педагогический журнал, 2005. № 2. - С. 3-12.
7. Шаршов И.А. Профессионально-творческое развитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук.- Белгород, 2005. - 50 с.
8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
9. Saygushev N.Y., Vedeneeva O.A., Melekhova Yu.B. Reforming system of professional training of future specialists by taking into account production automation requirements // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Т. 1015. pp. 032119.
10. Yusupova Z.F., Shakurova M.M., Saygushev N.Y., Vedeneeva O.A., Kashina S.G. // Managerial tools of academic knowledge formation process // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. pp. 403-409.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна
Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),
Казанский федеральный университет (г. Казань);
доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна
Казанский федеральный университет (г. Казань);
кандидат исторических наук, старший преподаватель Гущина Елена Геннадьевна
Казанский федеральный университет (г. Казань)
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ДЕТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ ТАТАР ТАТАРСТАНА В XXI В.
Аннотация. В статье акцентируется внимание на детской обрядовой практике татар Поволжья. Вопросы традиционной детской обрядности в системе социализации современной молодежи важны для проведения эффективной социальной политики, в частности для решения проблем семьи и детства. Этнические традиции и способы социализации позволяют выявить общее и особенное в процессах национального развития, оценить соотношение влияния на них экономических, политических и субкультурных факторов. Показано, что в настоящее время в связи с характерными для всей России процессами возрождения и подъема национального самосознания наблюдается подъем интереса к народной культуре и семейной обрядности.
Ключевые слова: детская обрядность татар, этнос, этнокультурная среда, обряды сорокодневья, постродильная обрядность, трансформация.
Annotation. The article focuses on the children's ritual practice of the Volga Tatars. Questions of traditional children's rituals in the system of socialization of modern youth are important for the implementation of an effective social policy, in particular for solving problems of the family and childhood. Tatars are the second largest ethnic community of the Russian Federation. Ethnic traditions and methods of socialization make it possible to identify the general and the particular in the processes of national development, to assess the ratio of the influence on them of economic, political and subcultural factors. It is shown that at present, due to the processes of revival and the rise of national self-consciousness characteristic of all of Russia, there has been an upsurge of interest in folk culture and family rituals.
Keywords: children's rituals of the Tatars, ethnos, ethnocultural environment, rites of the forty-days, post-birth rites, transformation.
Введение. Изучение истории народа невозможно без осмысления традиционной культуры, которая является зеркалом этноса. В наше время актуализировалась практическая значимость научного изучения и объективная оценка народного опыта в вопросах, посвященных традиционной социализации детей. Это связано с переосмыслением обществом традиционной культуры, на фоне нарастающих деструктивных тенденций: хроническая депопуляция, минидетность, неудовлетворительное состояние здоровья репродуктивной части населения и др. Решение этих проблем современные ученые видят, в первую очередь, в семье, которая способна наиболее успешно формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к родительству и семейным ценностям. В поиске и возвращении утраченных культурных
ценностей традиционная обрядность детского цикла татар Поволжья является эффективным средством воспитания этнокультурной личности.
Изложение основного материала статьи. Традиционная детская обрядность татар Поволжья, это часть семейной обрядности. Традиции и обряды представляют собой важнейшие формы регуляции поведения и деятельности человека и коллектива в традиционной культуре. Воздействие культуры на духовное, нравственное развитие личности происходит через овладение ею ценностями, необходимыми для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев и активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения.
В традиционной культуре татар существовал целый комплекс верований, обрядов, приемов народной медицины, способствующих рождению и взрослению здорового ребенка. Санкционирующие благополучное зачатие обряды начинали проводиться еще во время свадьбы, а с момента рождения ребенок был окружен целым комплексом обрядов, приемов народной медицины, проведение которых являлось жизненно необходимой частью этапа взросления. Однако с переходом татар в индустриальную эпоху, детская обрядовая система изменилась.
Трансформация традиционных обрядов детского цикла у татар в течение ХХ века и в первые десятилетия XXI века происходила стремительно и была связана с политическими изменениями в структуре государства. Октябрьский переворот 1917 года модифицировал все стороны жизни татар, трансформировался тип семьи и характер внутрисемейных отношений. В советский период статус и положение семьи, теперь определялись государством. Советское законодательство закрепило полное юридическое равноправие мужчин и женщин, впервые в правовой истории России вводятся новые брачные нормы (принцип единобрачия, государственная регистрация брака, брачный возраст, развод и др.), что, в свою очередь привело к распаду больших патриархальных семей, в структуре которых была закреплена основная часть обрядов. В период 1930-1960 гг. характер изменений в семейно-бытовой обрядности определила сталинская политика коллективизации, полным ходом шли процессы урбанизации и унификации традиционной культуры в целом. За годы советской власти произошло сокращение численности татарской семьи, и изменилась ее структура. Однако основной комплекс традиционной детской обрядности татар продолжал сохраняться вплоть до 1950-1960 гг., именно тогда в стране произошел качественный скачок в социально-экономической сфере, связанный с развитием здравоохранения и повышением качества медицинского обслуживания. Это привело к утрате части детской обрядности. Полностью исчезли обряды, связанные с родами, магические действия в отношении плаценты и пуповины. Перестал существовать институт повитух, их заменили медицинские работники. Возрождение интереса к традиционной культуре началось в 1990-е гг. Были легализованы многие институты традиционной культуры, в том числе и детская обрядовая практика. Трансформация детской обрядности была закономерна, татары перешли в индустриальную эпоху и детская обрядность видоизменилась. Во-первых - развитие медицинского обслуживания населения и увеличение числа медицинских работников на территории ТАССР (обязательное родовспоможение в стационаре, всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков. контрацепция и т.д.) [1]. Во-вторых, растущая грамотность, так, например, в 1932 году вузы и втузы окончили 1932 женщины из Татарии, из них 1137 были татарки (среди них были и татарки-крестьянки)» [2, С. 47]. В этот период происходит снижение значимости мусульманского фактора, к старым обрядам и представлениям добавились новые, детская обрядность меняется в сторону ее упрощения. Инициированные властью реформы письменности (латинизация, а затем русификация), привели к недоступности религиозной и другой литературы, которые были написаны арабским письмом [3]. В третьих, весь изучаемый период продолжалась урбанизация татар. Татарская семья - это семья сельского типа, но политика коллективизации и введения паспортного режима сопровождалась оттоком сельских татар в город [4]. В это время женщины большей частью были загружены работой вне дома. Обряды в отношении детей проводили, сильно сократив время ритуала, а также количество участников, часто обряды в отношении детей проводили без участия матери, так как мать всегда была на работе. При необходимости обряды в отношении детей проводили престарелые женщины (например, соседки) или старшие родственницы, то есть те, что уже не мог работать, однако детская обрядовая практика продолжает оставаться востребованной.
В современный период закладывается новая обрядность, меняется ее структура, а также теологическое наполнение.
Одним из наиболее существенных факторов возрождения интереса к традиционной культуре в Татарстане является с конца ХХ века - ислам. Ислам в Татарстане играет важную роль в политической и культурной идентификации региона в рамках Российской Федерации. В октябре 2009 года республику посетила Госсекретарь США Х. Клинтон, которая сформулировала цель своего визита в столицу Татарстана следующим образом: «Я хочу больше узнать об опыте Казани по укреплению толерантности и по реализации межрелигиозного диалога» [5].
В настоящее время среди татар ощущается потребность в исполнении элементов традиционной детской обрядности. В первую очередь, это связано с тем, что в последние десятилетия на государственном уровне происходит поддержка этнической культуры и ощущается подъем интереса к ней общества, а современная атмосфера вокруг религии придает ритуалам и обрядности новое дыхание которые продолжают оставаться основным источником этнокультурной информации.
В современных татарских семьях продолжают бытование определенные представления, присущие традиционной культуре татар. Несмотря на эволюцию в сфере обрядовой практики, продолжают придерживаться обрядности постродильного периода, связанного с новорожденным и роженицей. Первый этап постродового периода - так называемое сорокодневье. Это торжественный и, одновременно, ответственный период, который начинается сразу после рождения ребенка и длится до исполнения ему сорока дней. В этот небольшой отрезок времени близкие родственники, и родители проводят над ребенком обряд «бэби ашы керту» - обычай посещения роженицы и новорожденного с подарками. Этот обычай, известный в этнографической науке как «бэби ашы керту», т.е. помощь роженице, в наши дни соблюдается после приезда матери и ребенка из больницы. Без приглашения приходят друзья, родственники, соседи, знакомые (в основном женщины) с поздравлениями, угощением (это, в первую очередь, традиционная татарская выпечка) и подарками (детская одежда, игрушки). Сакральный смысл данного обычая утрачен, смысл ритуала в традиционном понимании ассоциируется - как богоугодный акт.
Сохраняются обряды праздничного застолья, проводимые по истечении сорока дней после родов («бэби
чае», «бэби ашы», «бэби туе»). Если раньше обряд проводился в узком семейном кругу, гораздо реже - в кругу большого числа гостей, то автором обнаружено проведение данного обряда с большой пышностью. В городе Казани некоторые респонденты данному обряду придают двойной смысл - и ритуальный, и светский
- как возможность продемонстрировать свою радость по случаю рождения ребенка. При этом женщины-респонденты, организовавшие мероприятие и участвовавшие в нем в качестве гостей, осознают праздник как «татарский». В сельской местности данный праздник редко празднуют с отдельно приглашенными гостями, часто, из экономических соображений, совмещают с праздником «бэби ашы кертY». Таким образом, в современную эпоху, среди уже известных обрядовых празднеств появляются совершенно новые праздничные элементы.
В последнее время в семьях больше внимания стали уделять проведению религиозного обряда «исем кушу» (имянаречение). Ответственный за проведение ритуала - духовное лицо, часто единственный источник знания его религиозного значения. Часто родители, сакрального смысла обряда не осознают; по большей части считают его важной частью национальной традиции татар, который необходимо провести из-за боязни за жизнь и здоровье новорожденного. Однако надо отметить, что званые обеды для пожилых - «олылар ашы»
- проводятся в обязательном порядке и без священнослужителя, что подчеркивает традиционное почтение татар к старшим, а праздник имянаречения («исем кушу») «по-новому» не является приоритетным и проводится «по желанию» родителей и их материальным возможностям.
Часто обряды «бэби ашы кертY» (посещение роженицы), «исем кушу» (имянаречение) и дня рождения ребенка совмещают и проводят в один день из экономических соображений [6, С. 199-203].
Первое укладывание ребенка в колыбель «бэллу» или «бишек» (в сельской местности), в городе - в кроватку продолжает сопровождаться некоторым ритуалом. Старшие родственники перед укладыванием новорожденного в кроватку, а в сельской местности и сейчас очень часто в колыбель «бэллу», произносят соответствующую моменту молитву. В кроватку или колыбель под матрас кладут нож, рядом подвешивают березовую ветку в качестве оберега. Проведение данного обряда имеет больше значение оберега, чем праздника; нож и березовая ветка в данном случае - обереги от нечистой силы, которая может навредить ребенку [7, С. 441-444].
Одним из обрядов важных традиции татар Поволжья является - обряд обрезания («свннэт»). Обряд видоизменился, если раньше эта мера производилась только народными средствами, приглашались специалисты-знахари («суннэтче»), то в последнее время желающие произвести подобную операцию могут обратиться в медицинское учреждение. Обряд родители стараются успеть сделать до семилетнего возраста ребенка, в нечетный год жизни, т.к. четное число и сейчас считается несчастливым. Обряд имеет религиозное значение и определяется как принадлежность к исламу, и, не в последнюю очередь отмечается и медико-гигиеническую польза обряда.
Первый человек, увидевший у новорожденного зуб, должен сделать ему подарок. Многие современные родители знакомы с этим обрядом и выдержали его в отношении своих детей.
В современной татарской семье традиционная обрядность не утратила своей актуальности среди населения. Появление на свет ребенка - важное событие каждой семьи, все родители желают обеспечить новорожденному счастливую жизнь. В действиях, направленных на достижение этой цели, фокусируются факторы, оказавшие влияние на формирование личности родителей ребенка в условиях требований определенного социального строя и общественного мнения. Влияние этих факторов сказывается и на соблюдении обрядов детского цикла. Однако в настоящее время многие обычаи в сознании людей трансформировались, утрачен сакральный смысл обряда. Среди выявленных обрядов и ритуалов детского цикла преобладают религиозные и те, которые связаны с обережными действиями в отношении беременных женщин, лечением детских болезней (как магические, так и социальные).
Выводы. Комплекс традиционной детской обрядности татар продолжает сохраняться, однако в сильно сокращенной форме. Соблюдаются обряды, связанные с рождением (период сорокодневья, имянаречения и др.). сечас в Татарстане идет новая волна интереса к традиционной обрядности на фоне подъема национальной культуры в целом. Изменению данной ситуации в определенной степени способствует и новая образовательная политика, ориентированная на сохранение, поддержку национальной культуры и идеалы народной педагогики, которая предусматривает приведение в действие народных традиций социализации личности, специфика которых особенно отражена в детской обрядности.
Литература:
1. 50 лет Советского здравоохранения. Статистический сборник. - С. 67-69.
2. Бусыгин Е.П. Сельская женщина в семейной и общественной жизни / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин, З.З. Мухина. - Казань: Издательство казанского университета, 1986. - 144 с.
3. Совет Народных Комисаров СССР ЦК ВКП(б) Постановление от 13 марта 1938 г. №324 «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=23269 (дата обращения: 02.10.2018).
4. В 1932 году в СССР была введена паспортная система и система «прописки». См., например: Пушкарева Н.Л. Феномен семьи в ракурсе видения социальных и гуманитарных наук: Материалы Международной научной конференции, посвященной завершению Года семьи в Российской Федерации / Н.Л. Пушкарева // Женщина, семья, гендерная система: противоречивая история ХХ века. - Ч. 1. - Старый Оскол: РОСА, 2008.
5. Журнал «Наш дом - Татарстан». Выпуск №4 (007). 2009 / Татарстан Америку учит [Электронный ресурс]. режим доступа: http://www.an-tat.ru/zhurnal-nash-dom-tatarstan/30/1738/ (дата обращения: 02.10.2018).
6. Сайфутдинова Г.Б. Анализ перспективы родительства в России (на материалах республики Татарстан / Г.Б. Сайфутдинова, Ю.Е. Железнякова, Г.А. Ляукина, Р.Р. Тактамышева // Казанский педагогический журнал.
- 2015. - № 6 (Ч.1). - С. 199-203.
7. Сайфутдинова Г.Б. Институт семьи и родительства в зеркале социально-инновационных преобразований в республике Татарстан // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2 (115). С. 441-444.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Салпагарова Аделина Асхатовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Текеева Элла Кокаевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО КУЛЬТУРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Данная статья посвящена формированию лингвокультурологической компетенции в процессе обучения истории английского языка. С развитием культурных и экономических связей между странами и народами возрастает роль изучения иностранных языков. C каждым годом увеличивается спрос на специалистов, владеющих иностранными языками.
В последнее время в научной литературе уделяется внимание понятию «лингвокультурологическая компетентность», «лингвокультурологическая компетенция». Исходя из коммуникативного подхода, в процессе обучения иностранным языкам необходимо сформировать умение общаться на иностранном языке, или иными словами, приобрести коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.
Ключевые слова: лингвокультурологическая компетенция, история английского языка, иностранный язык, коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, чтение, аудирование, говорение, монолог, диалог, письмо.
Annotation. This article is devoted to the formation of cultural linguistic competence in the process of teaching the history of the English language. With the development of cultural and economic ties between countries and peoples, the role of learning foreign languages is increasing.
Every year the demand for specialists who speak foreign languages increases. Recently, in the scientific literature attention is paid to the concept of "linguistic and cultural competence," "linguistic and cultural competence." Based on the communicative approach, in the process of learning foreign languages, it is necessary to build the ability to communicate in a foreign language, or in other words, to acquire communicative competence. Communicative competence implies the ability to use all types of speech activity: reading, listening, speaking (monologue, dialogue), writing.
Keywords: linguistic and cultural competence, history of the English language, foreign language, communicative approach, communicative competence, speech activity, reading, listening, speaking, monologue, dialogue, writing.
Введение. Актуальность статьи. В настоящее время одним из важнейших направлений развития образования является использование компетентностного подхода, в частности - в развитии умений и навыков, связанных с применением на практике коммуникативных способностей человека, его культурных, социальных и информационных компетенций.
Несмотря на то, что этот вопрос широко обсуждается в научно-педагогической литературе, в школах и вузах преобладает когнитивный подход, и учащиеся «вынуждены запоминать (на время) значительные объемы информации вместо того, чтобы развивать базовые компетентности, необходимые для успешной деятельности».
Однако специалисты отмечают недостаточный уровень владения иностранными языками выпускниками школ и языковых вузов, а те, кто даже имеют хорошие знания, не всегда могут эффективно применить их в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
К этому добавляется незнание лингвокультурологических смыслов другого языка, традиций и современных особенностей развития различных народов. В связи с этим возникает необходимость воспитывать учащихся, способных выступать в качестве субъектов диалога культур.
Можно сказать, что иностранный язык несет в себе не только систему лингвистических знаний, но и систему знаний о социальных нормах, духовных ценностях, совокупности отношений между людьми. Соответственно, история иностранного языка является одним из основных предметов при изучении иностранного языка.
Лингвокультурологическая компетентность - это система знаний о культуре, воплощенная в определенном национальном языке и совокупность специальных умений по оперированию этими знаниями в практической деятельности. Лингвокультурологические исследования имеют давнюю традицию.
Сформировалось множество самостоятельных направлений, в каждом из которых складывалось свое понимание связей языка и культуры: антрополингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, психолингвистика и тому подобное.
Что касается истории английского языка, то авторами, внесшими значительный вклад в исследование данной темы, являются: Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М., Залесская Л.Ф., Матвеева Д.А., Расторгуева Т.А., Аракин В.Д. и другие.
Цель нашей статьи - исследование особенностей формирования лингвокультурологической компетенции студентов в процессе обучения истории английского языка.
Мы поставили перед собой следующую основную задачу:
- проанализировать формирование коммуникативной компетенции студентов.
Прагматический аспект цели обучения иностранным языкам связан с формированием у студентов знаний, навыков и умений, владение которым позволяет им приобщиться к этнокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания.
Совокупность таких знаний, навыков и умений составляет коммуникативную компетенцию учащихся. Концепция коммуникативной компетенции стала результатом осуществляемой попытки провести грань между академическими и базовыми межличностными коммуникативными умениями человека.