ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ
FEATURES OF THE CURRENT PERFORMANCE AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CINEMATOGRAPHY
УДК 001.895:791
САХАРОВА Ирина Николаевна
доцент кафедры продюсерства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
SAKHAROVA Irina Nikolaevna
Associate Professor, Producing Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economics, [email protected]
БЕЙНАРОВИЧ Любовь Андреевна
старший преподаватель кафедры продюсерства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]
BEYNAROVICH Lyubov Andreevna
Senior Lecturer, Producing Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности инноваций и инновационного развития кинематографии. Определены основные понятия и виды инноваций. Обоснованы факторы инновационного развития кинематографии.
Ключевые слова: кинематография, инновации, инновационное развитие, инновации в кинематографии, кинозрелищные услуги.
Abstract.
The article examines some features of innovations and innovative development of Cinematography. The basic concepts and types of innovations have been defined. We have established factors of Cinematography innovative development.
Key words: cinematography, innovations, innovative development, innovations in Cinematography, film show.
Для более точного определения особенностей инновационного развития кинематографии необходимо определить понятие, сущность и значение инноваций, а также особенности инновационного развития в целом.
По мнению И. Шумпетера, под инновациями понимается введение нового продукта или качественное совершенствование прежнего, внедрение нового метода производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства [1]. Э. А. Уткин считает, что под инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство [2]. М. Иванов, С. Колупаева и Г. Кочетков в своих исследованиях полагают, что инновация -это коммерческое освоение новой идеи [3].
В переводе с английского innovation - нововведение означает новое научно-техническое достижение, нововведение как результат введения новшества.
Если же толковать понятие инновации в широком экономическом смысле, то она трактуется как завершенный акт качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства, а с другой - долгосрочным эффектом, достигаемым суммой инновационных актов, объединенных в непрерывный инновационный процесс [4].
Таким образом, первоначально изучение инноваций основывалось на экономических и социальных закономерностях создания и распространения научно-технических изобретений. Однако позже инновация стала рассматриваться как средство управления и развития. В этой связи, по мнению авторов, под инновациями необходимо понимать использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Можно выделить множество видов инноваций. С учетом функционального назначения предмета инноваций различают следующие их виды [5]:
• технико-технологические инновации, которые проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства (они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства);
• организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменение соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;
• управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;
• экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности;
• социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда, а также улучшения социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурной деятельности, организации свободного времени;
• юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;
• экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и
управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.
Инновационная деятельность, по сути, представляет собой процесс создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний [6].
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [7].
Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технологии, экономика и образование. Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности, а недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость, а недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в отраслях экономики.
Главным элементом среди компонентов целостной системы инновационной деятельности является человек. Наука прямо или косвенно, через технологии, экономику или быт ,воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов спо-
собствует развитию новых ценностей, адекватных доминирующему технологическому укладу общественного производства. Поэтому ценности одного этапа развития науки могут утратить свое значение на другом, более прогрессивном.
Необходимо отметить, что к факторам, определяющим инновационное развитие, относятся: рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и на внешнем рынках); среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность); кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие); ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).
Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся: усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики; изменения в социальной структуре для повышения социального статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов; модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшить деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям [8].
Необходимо отметить, что основной целью инновационных процессов является концентрация ресурсов на направлениях, которые обеспечивают ускорение научно-технического прогресса с учетом получения и коммерциализации таких новшеств, как изобретения, наукоемкие технологии и услуги, решения финансового и управленческого характера.
Следует подчеркнуть, что особенностью инновации является то, что инновация всегда
отмежевывается от существующей традиции. Инновацию можно считать своего рода культурной девиацией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового [8]. Если рассматривать процесс появления и распространения инноваций, то можно заметить, что инновация всегда начинается с проявления творчества, оригинальности, а следовательно, с отхода от существующих общепринятых традиций.
Таким образом, инновации оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели такие инновации, как, например, изобретение и широкое внедрение автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) [9].
Рассматривая особенности инновационного развития в кинематографии, авторы считают нужным отметить, что в качестве инновации здесь выступает результат инновационной деятельности (тотальное развитие компьютерных технологий, использование множества спецэффектов, компьютерной графики и других технологий, новая организация сервисной деятельности и т. д.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности. К новым услугам, введенным в качестве инноваций, за время развития кинематографа можно отнести: разнообразие техники и технологий (пленочные, цифровые фото-, видеокамеры и т. д.), развитие компьютерных программ, стереокино, ЭБ-технологии и др.
Отметим, что в современных экономических условиях инновационные процессы - это процессы, охватывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность и в конечном счете ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей. Повышение эффективности
производства услуг и обслуживания потребителей предполагает такую целенаправленную, предпринимательскую по своему характеру деятельность, которая включает в себя поиск идей, их генерирование и содействие их реализации. Социально-экономический механизм инновационной деятельности - это система средств и способов воздействия на инновационный процесс с целью его ориентации на повышение эффективности деятельности организации и более полное удовлетворение потребностей населения в предоставлении кинозрелищных услуг.
Эволюция кинематографа в России происходила медленными темпами, что непосредственно связано с влиянием политических и социально-экономических факторов. В условиях административно-командной советской экономики кинематография была представлена ограниченным перечнем фильмов определенного жанра, находившихся под непосредственным контролем государства. Во времена перестройки киноотрасль вышла из-под контроля государства, что разрушило систему ее организации, которая строилась десятилетиями. В 90-е годы XX в. кинематография России переживала трудные времена: сначала переход к коммерциализации, который повлек за собой количественный подъем кинопроизводства, затем в условиях экономических реформ и ужесточения экономической политики начался глубокий спад, что привело к свертыванию национального кинопроизводства, этот негативный процесс удалось остановить только к 2000 году. Первоначальные причины сложившейся ситуации кроются в особенностях рыночной ориентации, заложенной в модель развития кинематографии самими кинематографистами, которые недооценивали происходящие изменения, структурные сдвиги, развитие техники и технологий в отрасли.
В зависимости от предметного содержания инноваций в кинематографии, авторы предлагают следующую их типологию: организационно-технологические - внедрение новых видов и форм кинозрелищных услуг, создание новшеств с приоритетом социальных целей; технические, представляющие собой
процесс создания, освоения и распространения инноваций в области техники и технологии; управленческие, которые ориентированы на любое целенаправленное изменение внутренней среды организации с учетом внешнего окружения, на основе использования принципов и методов современного менеджмента.
Характерной особенностью организационно-технологических нововведений является удовлетворение определенных потребностей как производителей, так и потребителей кинозрелищных услуг. Новые услуги и прогрессивные формы обслуживания потребителей разрабатываются в отдельных хозяйствующих субъектах кинематографии и в дальнейшем осваиваются в системе сервиса. Большое значение в освоении новых видов услуг придается анализу рынка и комплексному исследованию всей совокупности потребительских характеристик услуг, возможности распространения, конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что нововведения в кинематографии имеют социальную направленность. В связи с этим условия повышения уровня жизни населения можно определить темпами освоения нововведений, ориентированных на социальные результаты, а достижения науки и техники оказывают непосредственное влияние на формирование уровня и образа жизни.
Инновационная деятельность неразрывно связана с процессом постоянного возникновения, развития и разрешения определенных противоречий. Основным противоречием инновационной деятельности в кинематографии является возможность удовлетворения новвоведением потребности населения в данной инновации. На основании этого автор считает, что рост экономических и социальных показателей способствует развитию соответствующих видов деятельности на основе удовлетворения социальных и экономических потребностей населения.
Экономический рост, устойчиво проявившийся в России с начала XXI века, создал предпосылки для развития кинематографии, реструктуризации национального хозяйства, перераспределения ресурсов в киноотрасли.
Вследствие этого увеличился объем кинопроизводства, возросло разнообразие видов видеопродукции, улучшилось их качество, что благоприятно отразилось на росте спроса со стороны зрителей. Рост числа кинофильмов в 3Б, внедрение нового оборудования в связи с введением цифрового кинопоказа вызвали потребности в многообразных ресурсах, в том числе в квалифицированной рабочей силе.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что в процессе инновационной деятельности взаимодействие субъектов и объектов должно осуществляться на основе рационального использования следующих видов ресурсов [8]:
• информационных, способствующих равному распределению информации между субъектами процесса, доступности сути информации для субъектов всех уровней, релевантности информации, надежности каналов трансляции информации, своевременному обновлению информации, поскольку недостаток информационного ресурса приводит к неадекватной реакции субъектов инновационного процесса на нововведение, прерывистости инновационного процесса, искажению результатов инноваций;
• организационных, использование которых зависит от распределения функций, полномочий и обязанностей между субъектами инновационного процесса и определяет преемственность различных его стадий и уровней;
• трудовых, обусловливающих качество выполнения отдельных операций, обеспеченность которыми определяется квалификацией субъектов и исполнителей инновационного процесса, их количественной достаточностью;
• финансовых, которые во многом влияют на обеспеченность инновационного процесса другими ресурсами, поскольку в социальной сфере остро стоит проблема эффективного распределения и использования финансов из-за непрозрачности финансовых потоков.
Взаимодействие этих ресурсов определяется хозяйствующим субъектом, который формирует инновационный потенциал возможности дальнейшего развития в определенном направлении, степень противодействия ин-
новациям, адаптивные возможности субъектов хозяйствования. В современной российской действительности инновационный потенциал недостаточно высок, что обусловлено отсутствием стимулов росте инновационной активности. Общей закономерностью обеспеченности инновационной функции кинематографии в России является недостаток всех видов ресурсов и неэффективное их использование.
Перспективное развитие кинематографии должно осуществляться на основе использования социальных инноваций. Социальные инновации направлены на решение социальных проблем и непосредственно влияют на отношения участников народнохозяйственного производства. Социальные инновации разделяются по уровню воздействия: на национальные, региональные, местные, локальные. К социальным инновациям относятся
технические, организационные и культурные нововведения. По мере воздействия технические инновации могут осуществляться в основном на локальном и местном уровнях, а организационные и культурные инновации - на всех уровнях в равной степени. При этом необходимо отметить, что деление инноваций по уровням определяется использованием механизма реализации инновационной функции в зависимости от инновационного конфликта, с которым придется столкнуться.
В связи с этим система управления кинематографией, чтобы быть эффективной, должна быть адекватной, с одной стороны, сумме воздействующих социально-культурных факторов, а с другой - уровню развития применяемых техники и технологий. Неполная адаптация ведет в конечном счете к снижению качества кинопродукции, уровня развития отрасли.
Список литературы
1. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Экономика, 1995.
2. Уткин Э. А. Управление компанией. М., 1997.
3. Иванов О. В. Стратегическое развитие регионального производственного комплекса: инновационный путь. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004.
4. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000.
5. Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: Учебное пособие. URL: http://sbib-lio.com/biblio/default.aspx?group=1 (дата обращения: 09.11.13).
6. Галуцкий Г. М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. М.: АСКИД, 2005.
7. Данилов П. В. Проблемы информационного обеспечения инновационной деятельности предприятий // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 19. СПб.: СПбГУКиТ, 2005.
8. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.
9. Зборовский Г. Б. Общая социология. М.: Гардарики, 2004.