МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ
Ключевые слова: кинематография, управление.
Для повышения эффективности управления кинематографией необходимо формализовать существующие зависимости взаимодействия основных экономических показателей развития отрасли. При этом необходимо учесть особенности функционирования предприятий различных структурных составляющих кинематографии.
A.A. GOLUTVA
SIMULATION OF INTERACTION OF THE ECONOMIC INDICES OF THE RESULT OF THE FUNCTIONING OF CINEMATOGRAPHY Key words: dnematography, management.
For increasing the effectiveness in control of cinematography it is necessary to formalize the existing dependences of interaction of the basic economic indices of the development of branch. In this case it is necessary to consider the special features of the functioning of the enterprises of different structural components of cinematography.
Рационализация функционирования системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии должна осуществляться на основе реализации комплекса научно обоснованных мер управляющего воздействия, адекватных современному состоянию внешней среды предприятий кинематографического комплекса с учетом перспективных потребностей народного хозяйства Российской Федерации в кинозрелищной продукции, способствующей решению экономических и социальных задач развития страны.
В то же время в соответствии с принципом научности для повышения эффективности стратегического управления кинематографией необходимо выявить и обосновать основные зависимости, определяющие финансово-экономические результаты функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг, с использованием как экспертных методов, так и прежде всего методов математического моделирования, которые в силу высокой объективности позволяют выделить наиболее существенные факторы, воздействующие на динамику развития рассматриваемой отрасли национальной экономики. Ограничения использования экономико-математических методов в процессе ретроспективного анализа основных тенденций развития кинематографии обусловлены несопоставимостью объективных показателей, характеризующих деятельность предприятий отрасли в различные временные периоды под влиянием изменений условий внешней среды.
В этой связи представляется, что с началом трансформации механизма управления народнохозяйственным комплексом Российской Федерации в процессе ретроспективного развития кинематографии можно выделить два этапа, характеризующихся определенными особенностями функционирования предприятий кинематографического комплекса.
На первом этапе (с 1992 по 1999 г.) наблюдается резкое сокращение кинопосещаемости, которая уменьшилась почти в 40 раз (с 1600 млн кинопосещений в 1990 г. до 42 млн кинопосещений в 1999 г.). Одновременно в 14 раз (с 375 в 1991 г. до 27 в 1999 г.) сократился выпуск художественных фильмов, что было обусловлено уменьшением государственного финансирования кинопроизводства в Российской Федерации. Отметим, что важным фактором снижения посещаемости кинотеатров наряду с общим сокращением денежных до-
ходов населения страны стало усиление конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов сферы телевидения, которые в рассматриваемом периоде развиваются быстрыми темпами.
Такая ситуация, по нашему мнению, привела к изменению социальной роли организационно-правовых структур киносети. До начала 90-х годов XX в. кинопоказ удовлетворял потребность граждан страны в отдыхе посредством предоставления недорогих зрелищных услуг, а также выступал в качестве одного из инструментов социализации личности, поскольку потребители услуг предприятий киносети имели возможность обсудить просмотренный фильм с другими индивидуумами (наличие «общей темы для разговора»). Однако быстрое развитие телевидения, увеличение количества телеканалов и доли охваченного ими населения привело к тому, что функцию социализации личности начали выполнять организационно-правовые структуры сферы телевещания. В этих условиях услуги кинопоказа оказались невостребованными потребителями, а дальнейшее существование отрасли в качестве самостоятельной структурной составляющей народного хозяйства оказалось под угрозой. Тем самым данный этап может быть характеризован как этап кризиса отечественной кинематографии.
На втором этапе (с 2000 г.) происходит изменение социально-экономических условий развития народного хозяйства Российской Федерации. В результате резкой девальвации национальной денежной единицы в 1998 г. в стране начинается экономический рост, способствующий существенному повышению денежных доходов граждан. В то же время происходит значительное увеличение инвестиций со стороны хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности, в такую структурную составляющую кинематографии, как кинопоказ, что приводит к опосредованному росту доходов всей отрасли в целом. Активно осуществляется процесс технической модернизации кинотеатров, что приводит к изменению позиционирования кинозрелищных услуг: кинотеатральный показ становится одним из средств проведения досуга, а требования к качеству кинозрелищных услуг существенно возрастают.
Указанные позитивные тенденции развития кинематографии находят поддержку со стороны государства. С 2001 г. начинается реализация федеральной целевой программы «Культура России», одна из подпрограмм которой «Кинематография России» была направлена на повышение эффективности производства и продвижения кинофильмов в Российской Федерации. Представляется, что увеличение объемов государственной поддержки кинематографии при росте эффективности использования бюджетных ресурсов стало одним из факторов, определяющих положительную динамику развития кинематографического комплекса страны в первом десятилетии XXI в. Поэтому рассматриваемый этап развития кинематографии России может быть охарактеризован как этап интенсивного роста, сопровождающегося повышением качества текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографического комплекса.
Следовательно, формирование регрессионной системы взаимодействия экономических показателей, характеризующих динамику развития кинематографии, должно осуществляться на основе анализа статистических данных за период, начиная с 2001 г. (таблица), что позволит сделать объективные выводы о существующих математических закономерностях, определяющих эффективность текущего функционирования и перспективного развития организационноправовых структур рассматриваемой отрасли народного хозяйства.
Учитывая, что динамические ряды показателей таблицы изменяются на основе прямолинейной тенденции, прогностическое уравнение можно представить в такой форме:
ух = ax+Ь , (1)
где а - коэффициент при факторе-аргументе; Ь - свободный коэффициент уравнения; ух - средняя величина зависимой переменной (фактор-функции); х -
независимая переменная (фактор-аргумент).
Основные показатели развития кинематографии в 2001-2006 гг.
Показатели Го цы
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Расходы населения на просмотр национальных фильмов, млн руб. 60,3 197,0 244,4 739,4 2676,5 3012,3
Число российских национальных фильмов в прокате, ед. 39 42 40 50 60 59
Расходы населения на просмотр 1 национального фильма, млн руб. 1,55 4,69 6,11 14,79 44,61 51,06
Доля расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах населения на приобретение услуг кинопоказа, % 3,1 5,6 4,4 12,4 29,3 26,9
Общие расходы населения на приобретение услуг кинопоказа, млн руб. 1944,5 3518,5 5555,3 5962,7 9134,9 11198,2
Среднедушевой номинальный доход, руб. в мес. 3062,0 3947,2 5170,4 6410,3 8023,2 9947,0
На основании данных таблицы автором установлена зависимость между ежемесячными среднедушевыми доходами граждан и общими расходами населения на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети. Коэффициент корреляции (К) указанных параметров равен 0,9915, что говорит о наличии сильной неслучайной зависимости.
Уравнение линейной регрессии между указанными параметрами будет иметь вид (2):
у= 1,32343х-1845,1, (2)
где х - среднемесячный номинальный денежный доход на душу населения, руб.; у - общие расходы граждан на приобретение услуг предприятий киносети, млн руб.
Отметим, что коэффициент детерминированности I2, который показывает, насколько уравнение прямой регрессии соответствует фактическим значениям (если коэффициент г2=1, то имеет место полное совпадение фактических значений с полученной прямой регрессии; если ^=0, то уравнение регрессии является математически неудачным), в рассматриваемой модели будет равен 0,9831. Это свидетельствует о том, что существующая взаимосвязь хорошо отражается линейной регрессионной моделью.
Кроме того, в рассматриваемой модели величина статистики Фишера (Р-статистики) будет равна 232,998. Нормативное значение Р-статистики с числом степеней свободы 1,4 будет равно 21,2 при а=0,01 (величина а определяет вероятность того, что взаимосвязь между рассматриваемыми параметрами является случайной). Следовательно, вероятностью того, что выявленная нами математическая закономерность на практике является случайной, можно пренебречь.
Таким образом, в соответствии с построенной автором регрессионной моделью увеличение среднемесячных денежных доходов населения на 1% приводит к росту расходов граждан на приобретение услуг хозяйствующих субъектов кинематографии на 1,163%, что является положительной тенденцией, отражающей позитивные перспективы развития рассматриваемой отрасли национальной экономики.
Отметим, что затраты населения на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети растут быстрее денежных доходов граждан, что обусловлено изменением структуры их совокупных расходов по мере увеличения уровня благосостояния. В то же время необходимо учесть, что темпы роста расходов населения на приобретение услуг кинозрелищных предприятий под влиянием увеличения денежных доходов имеют тенденцию к замедлению. В корреляционной модели, учитывающей период 2001-2005 гг. (эта модель была построена автором до того, как были получены статистические данные за 2006 г. и не приводится), увеличение среднедушевых ежемесячных денежных доходов населения на 1% приводило к росту расходов граждан на приобретение кинозрелищных услуг на 1,226%. По нашему мнению, замедление темпов роста валовых сборов хозяйствующих субъектов кинопроката под влиянием увеличения доходов населения свидетельствует о росте конкуренции на рынке кинозрелищных услуг, появлении и активном развитии альтернативных способов проведения досуга.
Рассматривая взаимодействие других экономических показателей, характеризующих эффективность деятельности структурных составляющих кинематографического комплекса Российской Федерации, необходимо отметить существующую взаимосвязь между числом российских национальных фильмов в прокате и долей расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах граждан на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети (К=0,9894).
Построенная автором линейная регрессионная модель зависимости доли расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах граждан на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети от общего числа отечественных кинофильмов в прокате будет иметь вид (3):
у= 1,22040х - 45,3694, (3)
где х - число российских национальных фильмов в прокате, ед.; у - доля расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах населения на приобретение услуг кинопоказа, %.
Коэффициента детерминированности ^=0,9788, что свидетельствует о целесообразности использования линейной регрессионной модели для отражения взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами. Р-статистика будет равна 184,9, что позволяет сделать вывод о неслучайном характере выявленной закономерности.
Таким образом, в соответствии с разработанной автором регрессионной моделью увеличение количества отечественных кинофильмов в прокате на одну единицу приводит к росту доли расходов на просмотр национальных фильмов в общих затратах граждан на приобретение услуг кинопоказа на 1,22 процентного пункта. Следовательно, для увеличения доли национальных фильмов в валовом сборе кинотеатров по результатам кинопроката на внутреннем рынке с 29% до 45% в 2010 г., как это предусматривала целевая ведомственная программа «Повышение конкурентоспособности национальных фильмов», необходимо при сохранении существующих тенденций производить, как минимум, 75 кинокартин, демонстрируемых в широком прокате. По нашему мнению, полученное значение следует рассматривать как минимально необходимое, поскольку можно предположить, что по мере увеличения доли российских кинофильмов в валовых сборах отечественных кинотеатров корреляционная взаимосвязь между числом кинофильмов в прокате и долей расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах граждан на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети будет ослабевать в результате роста конкуренции между отечественной кинопродукцией.
По мнению автора, в современных рыночных условиях хозяйствования, характеризующихся высокой подвижностью и значительным многообразием
состояний внешней среды, многочисленные факторы которой оказывают существенное влияние на эффективность стратегических управленческих решений, направленных на формирование необходимых предпосылок ресурсообеспеченного развития организационно-правовых структур, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, оказание гражданам кинозрелищных услуг в неопределенном периоде времени, целесообразно использование более сложных множественных линейных регрессионных моделей вида (4):
y=a1X1+...аnхn+b, (4)
где a-|...an - параметры регрессии; х-|...хп - независимые переменные.
В соответствии с представлениями автора, для целей настоящего анализа в качестве зависимой переменной в процессе множественного регрессионного анализа целесообразно рассматривать долю затрат на просмотр национальных фильмов в общих расходах граждан на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети, поскольку данный индикатор в значительной степени свидетельствует о результативности стратегического управления кинематографией в Российской Федерации, показывает степень востребованности отечественной кинопродукции потребителями, отражает объективно существующую взаимосвязь между такими важнейшими структурными составляющими рассматриваемой отрасли национальной экономики, как кинопроизводство и кинопрокат. В качестве независимых переменных целесообразно рассматривать количество отечественных кинофильмов в прокате, а также расходы граждан на просмотр одного национального кинофильма.
Предлагаемая автором регрессионная модель зависимости доли затрат на просмотр национальных фильмов в общих расходах граждан на приобретение услуг хозяйствующих субъектов киносети от количества отечественных кинофильмов в прокате и расходов граждан на просмотр одного национального кинофильма будет иметь следующий вид (5):
y= 0,7315х1+0,2209х2-26,262, (5)
где х1 - число российских национальных фильмов в прокате, ед.; х2 - расходы населения на просмотр одного национального фильма, млн руб.; у - доля расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах населения на приобретение услуг кинопоказа, %.
Величина коэффициента детерминированности (r2=0,9904), свидетельствует о том, что представленная математическая модель адекватно отражает существующую взаимосвязь между рассматриваемыми переменными. Величина F-статистики с числом степеней свободы 2,3 равна 154,464 при нормативном значении (для а=0,01), равном 30,82, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что взаимосвязь, существующая между рассматриваемыми параметрами, не является случайной.
Отметим, что в данной модели увеличение количества национальных кинофильмов в прокате на одну единицу приводит к росту доли отечественных кинофильмов в общих валовых сборах кинотеатров на 0,73 процентного пункта. В то же время рост расходов граждан на просмотр национальных кинофильмов на 1% влечет за собой увеличение рассматриваемой зависимой переменной на 0,11 процентного пункта. Такая зависимость свидетельствует о более значимом влиянии числа отечественных кинофильмов в прокате на динамику развития кинематографии в Российской Федерации.
При этом в соответствии с рассматриваемой многофакторной линейной регрессионной моделью в условиях сохранения существующих тенденций для достижения нормативного значения доли национальных кинофильмов в валовых сборов кинотеатров на уровне 45% необходимо увеличение количества отечественных фильмов в прокате до 83 при неизменных расходах граждан на просмотр одного национального кинофильма. Представленная взаимосвязь
рассматриваемых параметров представляется автору более адекватной существующим условиям развития хозяйствующих субъектов кинематографического комплекса Российской Федерации, чем зависимость, полученная в результате использования однофакторной линейной регрессионной модели.
По мнению автора, для объективного прогнозирования динамики развития кинематографии необходимо построить регрессионную модель, выражающую зависимость общих расходов граждан на приобретение услуг кинопоказа от количества экранов в кинотеатрах, прошедших техническую модернизацию, и среднемесячных номинальных денежных доходов граждан, которая будет иметь вид (6):
y= 1,0974х1+1,3025х2-1372,2, (6)
где х1 - среднемесячный номинальный денежный доход на душу населения, руб.; х2 - количество экранов в кинотеатрах, прошедших модернизацию, ед.; у -общие расходы граждан на приобретение услуг предприятий киносети, млн руб.
Значение коэффициента детерминированности (r2=0,9835), позволяет сделать вывод о том, что предложенная автором математическая модель адекватно отражает взаимосвязь между рассматриваемыми переменными. Величина F-статистики с числом степеней свободы 2,3 равна 89,38, а потому рассматриваемая взаимосвязь между параметрами не является случайной.
Отметим, что в данной модели более важным параметром, оказывающим влияние на динамику доходов предприятий кинематографии, является рост денежных доходов граждан. Так, рост доходов граждан на 1% приводит к увеличению расходов населения на приобретение услуг кинопоказа на 0,97%. В то же время увеличение количества экранов на 1% влечет за собой рост доходов хозяйствующих субъектов кинематографии лишь на 0,15%.
По нашему мнению, такая динамика обусловлена тем, что рост числа экранов в современных кинотеатрах приводит к увеличению кинопосещаемости, которая в 2001-2006 гг. имеет тенденцию к росту. Однако в рассматриваемый период темпы роста кинопосещаемости были значительно ниже, чем темпы роста валовых сборов кинотеатров, что объясняется увеличением цены билета. В свою очередь, именно рост денежных доходов граждан является основным фактором, позволяющим адекватно увеличить цену билета кинозрелищных предприятий.
По мнению автора, при использовании линейных регрессионных уравнений необходимо учитывать ограничения, обусловленные условиями макро- и микросреды хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг. В частности, при всей схожести внешних условий развитии кинематографии Российской Федерации, начиная с 2000 г., на данном этапе можно выделить определенные подэтапы, каждый из которых характеризуется некоторыми отличительными признаками.
На первом подэтапе (2000-2003 гг.) рост объемов кинозрелищных услуг в стоимостном выражении происходил в основном за счет увеличения потребления кинопродукции иностранного производства (прежде всего произведенной в Соединенных Штатах Америки). Доля расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах граждан на приобретение услуг кинопоказа в рассматриваемом периоде остается на чрезвычайно низком уровне, достигнув в 2003 г. 4,4%. Столь низкое значение указанного показателя позволяет сделать вывод о том, что кризисные явления в отечественном кинопроизводстве на тот период еще не были преодолены, а размеры бюджетов отечественных кинофильмов не позволяли им конкурировать с иностранной кинопродукцией. Следовательно, данный подэтап может быть охарактеризован как период роста кинематографии при доминировании иностранной кинопродукции в прокате.
На втором подэтапе (2004-2006 гг.) происходит резкое увеличение затрат населения на приобретение услуг кинопоказа. Одновременно существенно (с
4,4% в 2003 г. до 29,3% в 2005 г.) возрастает доля расходов на просмотр национальных фильмов в общих расходах населения на приобретение услуг кинозрелищных предприятий, что обусловлено ростом инвестиций в кинопроизводство как за счет средств частных инвесторов, так и в результате использования финансовых ресурсов федерального бюджета. Многоканальное финансирование кинопроизводства повлекло за собой увеличение бюджетов отечественных кинофильмов, что способствовало росту их конкурентоспособности, повышению зрительского интереса. Следовательно, данный подэтап можно охарактеризовать как период роста кинематографии при существенном увеличении зрительского интереса к отечественной кинопродукции.
Наконец, на третьем подэтапе (начиная с 2007 г.) проявляются определенные негативные тенденции в развитии отрасли:
- увеличение бюджетов отечественных кинофильмов не приводит к адекватному росту их валовых сборов, что способствует снижению эффективности инвестиций в кинопроизводство;
- сокращаются темпы роста числа кинотеатров в Российской Федерации, снижаются темпы роста кинопосещаемости, что в перспективе может оказать негативное влияние на динамику развития рассматриваемой отрасли национальной экономики;
- усиливается конкуренция между отдельными хозяйствующими субъектами киносети, что приводит к увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов в сфере кинопоказа.
Так, в первом полугодии 2007 кинематографического года (период с 1 декабря 2006 г. по конец мая 2007 г.), несмотря на увеличение числа отечественных кинофильмов в прокате с 34 до 36, а также рост совокупного бюджета кинофильмов на 140% по сравнению с таковым за аналогичный период 2006 кинематографического года, произошло снижение валовых сборов национальных кинофильмов на 2,3%, что является негативной тенденцией, свидетельствующей о низкой эффективности маркетинговой деятельности в рассматриваемой отрасли национальной экономики. Вместе с тем большое влияние на общие статистические данные, отражающие динамику развития кинематографического комплекса Российской Федерации, оказывают отдельные кинопроекты. В существующих экономических условиях всего один коммерчески успешный кинопроект приводит к существенному изменению параметров, характеризующих эффективность стратегического управления рассматриваемой отраслью народного хозяйства (например, «Дневной дозор» в 2006 г., «Ирония судьбы-2» в 2008 кинопрокатном году). Указанные ограничения необходимо учитывать при использовании регрессионных моделей для прогнозирования основных параметров развития кинематографии в стратегическом периоде времени.
Кроме того, начиная с 2007 г. начинается активное внедрение цифровых технологий в сфере кинопоказа, по степени использования которых Россия отстает от других промышленно развитых стран. Внедрение цифровых технологий приводит к росту рисков потенциальных инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов в рассматриваемой отрасли, увеличению сроков окупаемости инвестиционных вложений.
Отметим также, что в 2007 г. в основном заканчивается приватизация находящихся в государственной собственности кинозрелищных предприятий в таких субъектах федерации, как Москва и Санкт-Петербург (в них в государственной собственности сохранится незначительное число кинотеатров).
Тем самым в 2007 г. наблюдается тенденция к росту неопределенности перспективного развития кинематографии в Российской Федерации, обусловленная прежде всего влиянием переменных внутренней среды кинематогра-
фического комплекса при сохранении позитивной динамики факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, высоких темпов увеличения денежных доходов граждан. Однако в настоящее время представляется преждевременным вывод о степени влияния указанных тенденций на эффективность предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг. По нашему мнению, указанный вывод требует большего объема репрезентативной информации о динамике развития отрасли, которая может быть получена не ранее окончания 2008 г.
Отметим, что в процессе формирования регрессионной системы взаимодействия существующих экономических показателей деятельности структурных составляющих кинематографии, отрасли в целом не учитывались доходы хозяйствующих субъектов кинопроизводства, полученные в процессе реализации кинопродукции телекомпаниям, а также в результате продажи произведений киноискусства на компакт-дисках. Указанные доходы могут значительно превосходить валовые сборы кинофильмов в процессе кинотеатрального показа, способствуя существенному росту эффективности кинопроизводства в Российской Федерации. Однако в современных экономических условиях доходы кинокомпаний, полученные из других источников за исключением кинотеатрального показа, могут быть оценены лишь приблизительно, что не позволяет включить указанные параметры в регрессионную модель для определения объективных математических зависимостей.
Таким образом, анализ регрессионной системы взаимодействий экономических показателей деятельности структурных составляющих кинематографии свидетельствует о том, что важнейшим фактором, определившим ретроспективную динамику развития отрасли в 2001-2006 гг., стало увеличение среднемесячных номинальных денежных доходов на душу населения. Рост доли доходов отечественных кинофильмов в общих валовых сборах хозяйствующих субъектов киносети обусловлен таким важнейшим фактором, как увеличение числа отечественных кинофильмов в прокате. Значения статистических коэффициентов в предложенных автором моделях (статистика Фишера, коэффициент детерминированности) позволяют сделать вывод о том, что имеющиеся взаимосвязи адекватно отражаются линейными регрессионными уравнениями.
ГОЛУТВА АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ родился в 1948 г. Окончил Московский государственный университет. Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой продюсерства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Область научных интересов - экономика и управление кинематографией. Автор более 30 научных работ.