Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эффективности мер государственной поддержки национальной кинематографии в странах Латинской Америки'

Сравнительный анализ эффективности мер государственной поддержки национальной кинематографии в странах Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КИНООТРАСЛЬЮ / EFFICIENCY OF STATE MANAGEMENT / FILM INDUSTRY / PUBLIC FUNDING OF CINEMATOGRAPHY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Данилов Павел Вячеславович

В статье рассматриваются особенности государственного регулированиянациональных кинематографий в странах Латинской Америки. Проведенсравнительный анализ мер государственного регулирования латиноаме-риканских организаций кинематографии. Выявлены основные тенденцииразвития киноиндустрий в этом регионе и факторы, их обусловливающие.Предложены направления и механизмы, способствующие повышению эф-фективности государственной поддержки кинематографии РоссийскойФедерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Данилов Павел Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EFFICIENCY MEASURES FOR STATE SUPPORT OF THE NATIONAL CINEMATOGRAPHY IN LATIN AMERICA

This article discusses methods of regulation of national cinematography in LatinAmerica. It gives a comparative analysis of measures for state regulation of LatinAmerican cinematography organizations. It also shows the basic tendencies andconditions for film industry promotion in the area. And the article concludeswith directions and mechanisms to improve the effeciency of state support forCinematography in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эффективности мер государственной поддержки национальной кинематографии в странах Латинской Америки»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

COMPARATIVE ANALYSIS OF EFFICIENCY MEASURES FOR STATE SUPPORT OF THE NATIONAL CINEMATOGRAPHY IN LATIN AMERICA

УДК 338:7; 338:008

ЕВМЕНОВ Александр Дмитриевич

ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заведующий кафедрой управления экономическими и социальными процессами, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, iem@gukit.ru

EVMENOV, Alexander Dmitrievich

Rector of the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Head of the Management in Economic and Social Processes Department, Honored Scientist RF, Doctor of Economics, Professor, iem@gukit.ru

ДАНИЛОВ Павел Вячеславович

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, kit.producer@gmail.com

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Associate Professor of the Producing Business of Film and Television Department in the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, kit.producer@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования национальных кинематографий в странах Латинской Америки. Проведен сравнительный анализ мер государственного регулирования латиноамериканских организаций кинематографии. Выявлены основные тенденции развития киноиндустрий в этом регионе и факторы, их обусловливающие. Предложены направления и механизмы, способствующие повышению эффективности государственной поддержки кинематографии Российской Федерации.

Ключевые слова: кинематография, государственное регулирование кинематографии, эффективность государственного управления киноотраслью.

© Евменов А. Д., Данилов П. В., 2017.

Abstract.

This article discusses methods of regulation of national cinematography in Latin America. It gives a comparative analysis of measures for state regulation of Latin American cinematography organizations. It also shows the basic tendencies and conditions for film industry promotion in the area. And the article concludes with directions and mechanisms to improve the effeciency of state support for Cinematography in the Russian Federation.

Key words: film industry, public funding of cinematography, efficiency of state management.

В Российской Федерации в настоящее время продолжается трансформация форм и методов государственной поддержки отечественной кинематографии. Отдельные изменения обусловили формирование положительных тенденций. Тем не менее функционирование отрасли существенным образом зависит от государственного финансирования, ряд положений закона «О государственной поддержке отечественной кинематографии» морально устарели и требуют модернизации. Для обеспечения системного характера государственной политики по развитию киноиндустрии, формирования условий повышения экономической и социальной результативности деятельности отечественных организаций кинематографии необходимо изучение позитивного зарубежного опыта, на основе которого можно будет сформулировать предложения, способствующие повышению эффективности государственной поддержки российской киноотрасли.

Ранее авторами в работах [1; 2; 3] исследовалась эффективность государственного регулирования сферы культуры России и национальных кинематографий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, США и Канады. В настоящей статье представлены результаты научного исследования результативности мер государственной поддержки в крупнейших странах Латинской Америки, кинематография в которых находится в стадии интенсивного экономического развития.

Аргентина

Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки кинематографии в

Аргентине осуществляется на основе конституции страны, международных договоров, федерального и регионального законодательства. Аргентинское правительство создало конкретные механизмы для содействия производству и сбыту аудиовизуальной продукции, к которым относятся:

1) прямая финансовая помощь в виде субсидий и кредитов, предоставляемых Национальным институтом кинематографии и аудиовизуальных искусств (INCAA);

2) освобождение от налога на прибыль и компенсации организаций кинематографии, предоставляемых на федеральном уровне.

Основными нормативно-правовым актами, регулирующими всю систему государственной поддержки отрасли, является декрет-закон № 17.741 «О кино», а также дополнительные правила, формируемые органами исполнительной власти и Национальным институтом кино и аудиовизуальных искусств (INCAA) [4].

INCAA является некоммерческой структурой, действует под эгидой министра культуры Аргентины. Он наделен широкой автономией и управляет Фондом развития кино.

Аргентинским законодательством предусмотрено, что бюджет Фонда развития кино формируется за счет:

• налога на кинобилеты в размере 10% от базовой цены каждого места, на которое этот билет выдан (налог уплачивается в том числе и за бесплатные билеты). Данный налог оплачивается аудиторией и включается в цену билета;

• 25% от общей суммы налогов, собранных из телевизионного сектора Федеральным

агентством аудиовизуальной связи Services Authority (AFSCA);

• сумм, полученных от штрафов, назначаемых в рамках положений «Закона о кино»;

• наследства, а также пожертвований, полученных от граждан;

• доходов от управления объектами, на которые он обладает правом собственности (имущества, сценарии, фильмы);

• средств от погашения кредитов, которые ранее были выделены фондом киноорганизациям;

• неиспользованных сумм прошлых лет;

• поступлений от услуг, оказываемых Фондом;

• прочих доходов.

Декрет-закон № 17.741 определяет, что выделение государственных субсидий возможно только для фильмов, которые характеризуются как национальный фильм Аргентины.

Фильмам в Аргентине присваивается такой статус, если:

1) продюсером фильма выступает физическое лицо, которое является гражданином страны или законно проживает на территории Аргентины, а также юридическое лицо - резидент данного государства;

2) фильм будет сделан на испанском языке;

3) члены основного и вспомогательного персонала являются гражданами страны или иностранцами, постоянно проживающими в Аргентине;

4) съемка и постпродакшн осуществляются в Аргентине;

5) фильм не содержит никакой коммерческой рекламы;

6) фильм представляет собой международный совместный проект, реализуемый аргентинскими продюсерами с представителями стран, определяемых INCAA.

Кроме этого, тематика фильмов должна отображать важные моральные, социальные, образовательные или национальные ценности. Также государственная поддержка оказывается киноработам, направленным на развитие киноязыка, и для детей.

Субсидии выделяются на производство художественных, документальных или анимационных фильмов, соответствующих техниче-

ским требованиям и ряду организационных условий по трем уровням (маршрутам). Объем субсидии зависит от уровня и установленной стоимости национального фильма, которая в 2016 г. была определена ШСАА на уровне 8 120 20 аргентинских песо.

На первом уровне субсидии выделяются производственной компании (только юридическому лицу), которая должна удостоверить, что осуществила производство или совместное производство не менее пяти фильмов или трех национальных художественных фильмов в течение последних трех лет.

Далее продюсером необходимо продемонстрировать подробную схему 80%-го финансирования проекта. В данном случае ШСАА может выделить субсидию в размере до 100% от бюджета на производство игровых и анимационных фильмов, но в объеме не более 78,5% (36% для документальных лент) от стоимости национального бюджета фильма, признанного Национальным институтом кино и аудиовизуального искусства.

Второй маршрут предусматривает предоставление продюсером сведений об одном сделанном коммерчески значимом художественном фильме (национальном или ко-продукции). Также предоставляется схема использования 50%-го финансирования планируемого к производству проекта. В данном случае может быть выделено: до 100% от себестоимости продукции, в пределах до 57,50% от средней стоимости национального фильма для создания игрового кино или анимации и 26% - для документальных лент.

Третий вариант предполагает выделение субсидий на производство телевизионной продукции. Для этого продюсер должен продемонстрировать схему 50%-го финансирования проекта. Если при этом проект удовлетворяет техническим и социальным требованиям, то он может претендовать на получение до 100% от себестоимости продукции при производстве игрового или анимационного кино, но не более 22% (14,29% для документального) от стоимости национального бюджета фильма.

Следующей формой финансовой поддержки выступают «театральные гранты», выделяемые ШСАА для проката аргентинской кинопро-

дукции. Суть их сводится к вознаграждению продюсеров по результатам кинотеатрального проката пропорционально валовым кинотеатральным сборам и количеству посещений. При этом сумма такого вознаграждения не может превышать объемы производственных расходов (как правило, до 70%, а в особых случаях до 100%) для фильмов, признанных ШСАА национальными. Подать заявку на получение гранта продюсер может в течение 24 месяцев после даты официального релиза фильма в Аргентине. Таким образом, повышается интерес кинопродюсеров в результатах проката фильма.

Важной формой государственной поддержки кинопроизводителей также выступает предоставление ШСАА продюсерам кредитов по льготным ставкам - до 4% годовых с ежеквартальной уплатой, при том, что средние ставки по потребительским кредитам в Аргентине варьируются в пределах от 33 до 43% .

Кроме этого, в рамках данного механизма предусмотрен и льготный период погашения заемных средств, в течение которого кинопроизводители должны завершить проект и начать коммерческую эксплуатацию фильма. Эти сроки могут быть продлены в несколько этапов еще на 12 месяцев для игровых работ и на 24 - для документальных.

Важным дополнением мер субсидирования и кредитования являются авансовые субсидии на завершение производства и выпуск фильма в прокат, выделяющиеся в счет доходов, которые продюсеры планируют получить в результате кинотеатрального проката или при демонстрации фильма на телеканалах.

Получение данного типа финансовых ресурсов требует выполнения следующих условий:

1) подтверждения от покупателя (дистрибьютора или телеканала) своих намерений осуществить покупку аудиовизуального произведения и что объем средств, который будет перечислен продюсеру, будет больше суммы аванса;

2) доказательства возможности окончания съемочного периода, например, в виде имеющихся у продюсера финансов.

Еще одной мерой государственной поддержки национальных кинопроизводителей

является поддержка релизов ШСАА. Суть механизма сводится к предварительному бронированию времени рекламы фильмов на различных рекламных носителях. По заявке продюсера институт оценивает необходимый объем рекламной кампании конкретного фильма и выделяет ему часть общей брони. Непосредственно оплата осуществляется ШСАА по факту реализации рекламы по пакету фильмов в рамках бронируемых медиа-каналов.

Следующей административной мерой государственной поддержки национальной кинематографии является квотирование, то есть установление минимального обязательного числа или процента отечественных киноработ в репертуаре кинотеатров и на телеканалах. Квотирование осуществляется в целях защиты и стимулирования отечественного производства, генерации культурного разнообразия, защиты конкуренции за счет ограничений злоупотреблений монополистов и реализуется для кинотеатрального проката и телевизионного показа.

Размер квот для кинотеатров устанавливается региональными властями и указывается в квалификационных сертификатах организаций кинопроката. Несоблюдение условий квотирования кинотеатрального проката является основанием для начисления штрафов.

Чтобы повысить доходность аргентинских фильмов в кинотеатрах и обеспечить срок их проката в течение не менее двух недель, ШСАА обеспечивает страхование кинопоказчиков, которое предполагает возмещение им любых убытков, если фильм не сможет привлечь минимальное количество зрителей.

Квотирование телевизионного экрана предусматривает, что вещательные телевизионные каналы обязаны принять финансовое участие в производстве не менее восьми фильмов, права на три из которых должны быть приобретены у независимых продюсеров до начала съемок. Соответственно каналы должны обеспечить трансляцию этих киноработ в своих зонах покрытия.

Все службы кабельного и общественного телевидения, общая зона покрытия которых охватывает менее 20% населения Аргентины,

должны потратить 0,5% от годового валового дохода за предыдущий год на приобретение прав на трансляцию национальных фильмов. При этом покупка должна осуществляться до начала съемок киноработ.

Основные показатели кинематографии Аргентины представлены в таблице 1, которые свидетельствуют о существовании на данном кинорынке умеренных тенденций устойчивого роста по таким показателям, как валовые кинотеатральные сборы, абсолютное и относительное значения посещений. Снижение средней стоимости кинобилета, как нам представляется, связано с изменением курса доллара по отношению к аргентинскому песо.

В целом следует констатировать, что меры государственного регулирования кинематографа в стране способствуют также и росту числа производимых кинофильмов. В то же время относительно невысокое значение показателя удельной доли национального кино

в прокате свидетельствует о недостаточной закрытости аргентинского кинорынка и неэффективности сложившейся системы кво-трирования.

Бразилия

С начала 1990-х гг. в Бразилии начались преобразования, направленные на развитие индустрии развлечений в целом и аудиовизуального рынка в частности. В конечном итоге эти трансформации привели к созданию Национального агентства по кинематографии (ANCINE, Agencia Nacional do Cinema | Ministério da Cultura), которое, являясь структурным подразделением Аудиовизуального секретариата Министерства культуры, выступает в роли регулятора и промоутера аудиовизуального сектора в стране [4].

Основными законодательными актами, определяющими методы стимулирования развития и регулирующими кинематографию в стране, являются: Федеральный закон № 8.685/93 «Аудиовизуальный закон»,

Таблица 1

Основные показатели развития кинематографии Аргентины

Наименование показателя 2011 2012 2013 2014 2015

Валовые кинотеатральные сборы (америк. долл.) 235,7 254,4 257,6 234,9 238,1

Рост(%) - 7,93 1,26 -8,81 1,36

Посещения (млн зрителей) 42,5 45,1 46,1 45,6 52,1

Рост(%) - 6,12 5,30 -1,08 4,60

Средняя стоимость кинобилета (америк. долл.) 5,5 5,6 5,3 5,2 4,6

Рост(%) - 1,82 -5,36 -1,89 -11,54

Число посещений на душу населения 1 1,1 1,1 1,1 1,2

Рост(%) - 10,00 0,00 0,00 9,09

Количество экранов (шт.) 800 800 866 867 912

Рост(%) - 0,00 8,25 0,12 5,19

Произведено полнометражных фильмов (шт.) 133 146 167 172 182

Рост(%) - 9,77 14,38 2,99 5,81

Доля национальных фильмов в прокате (%) 7,5 7,9 15,1 17,8 14,5

Рост(%) - 5,33 91,14 17,88 -18,54

Примечание: таблица составлена по данным [5-9].

Федеральный закон № 12.485 / 11 «О платном телевидении», а также ряд других законодательных актов федерального и регионального уровней.

Для интенсификации развития аудиовизуального сектора на бразильском рынке реализуются следующие механизмы:

1. Прямые государственные инвестиции и субсидии в отрасль.

2. Льготное налогообложение организационно-правовых структур и физических лиц, осуществляющих финансовые вливания в отрасль.

3. Квотирование сетки телевизионного вещания платных телевизионных каналов.

ANCINE реализует государственное финансирование кинематографии в виде возвратных инвестиций и безвозвратных субсидий через Фонд аудиовизуального сектора (FSA), который осуществляет свою деятельность по четырем основным направлениям (линиям):

Line A - PRODECINE: производство кинофильмов;

Line B - PRODAV: производство ТВ-фильмов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Line C - PRODECINE: приобретение театральных прав на дистрибьюцию;

Line D - PRODECINE: театральная коммерциализация контента.

Объем бюджета Фонда аудиовизуального сектора устанавливается ежегодно на основе прогнозов подготовленных секретариатом федерального бюджета (FBS) Министерства планирования (в 2014 г. он составил порядка восьмисот миллионов бразильских реалов).

Источниками формирования бюджета Фонда выступают:

• субсидии федерального бюджета правительства;

• сборы CONDECINE - вклад в развитие киноиндустрии1;

• доходы от разрешений и концессий, прежде всего от возвратного финансирования кинопроектов.

Для получения субсидий из Фонда продюсеру необходимо обеспечить реализацию всей производственной цепочки аудиовизуальной деятельности в Бразилии, а фильму - соответствовать понятию «национальной бразильской кинопродукции».

Данный источник может быть использован для финансирования производства международной совместной кинопродукции при условии, что оно осуществляется бразильской компанией, зарегистрированной в АЫСШЕ в ассоциации с:

1) иностранным кинопродюсером - резидентом страны, с которой Бразилия подписала соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений;

2) иностранным кинопродюсером из стран, с которым Бразилия не имеет соглашения о копродукции, но при этом не менее 40% прав на фильм будет принадлежать бразильской компании, а при производстве фильма будет задействовано не менее 2/3 членов съемочной группы - граждан или жителей, проживающих в Бразилии более чем три года.

Международное совместное производство должно быть признано АЫСШЕ национальным произведением. В этом случае иностранный сопродюсер также сможет воспользоваться и другими доступными национальными источниками финансирования. Такие программы предлагаются федеральными и/или муниципальными органами власти (муниципалитет Рио-де-Жанейро, к примеру). Отметим, что муниципалитеты также могут предоставлять кинематографистам налоговые льготы.

1 СОМБЕСШЕ - вклад в развитие киноиндустрии - специальный налог с телевизионных каналов и других сегментов аудиовизуальной сферы. Существует два вида взносов: 1) СОЫБЕСШЕ-ИШЬ - сумма, подлежащая уплате, варьируется в зависимости от вида работ (рекламы или нет), продолжительности (короткий, средний или полнометражный художественный фильм и пр.). Оплата производится каждый год для рекламных работ и каждые пять лет для нерекламных фильмов. 2) СОМБЕСШЕ-гешезза - при перечислении роялти иностранному правообладателю за эксплуатацию аудиовизуальной продукции государством удерживается 11% такого перевода.

Налоговые льготы в Бразилии предоставляются при осуществлении инвестиций, спонсорства, меценатства.

Инвестиционные налоговые льготы

В общем виде процесс получения разрешения на использование механизмов налогового стимулирования реализуется в два этапа.

Во-первых, организации кинематографии необходимо представить в ANCINE предложение о произведении работ по кинопроизводству и использовании предполагаемых налоговых льгот. К такому предложению прилагаются документы о производственных (сценарий, постановочный проект, календарный график) и бюджетных (смета) показателях кинопроекта, а также гарантии завершения всего цикла работ.

Второй этап состоит из экспертного анализа ANCINE комплекта документации на запрашиваемые налоговые льготы. Если агентство одобрит проект и его налоговые льготы, то бразильский продюсер может предложить их использовать профессиональным участникам рыночных отношений в процессе осуществления инвестиций, совместного производства или спонсорства. Таким образом, на финансовые вложения инвестора, спонсора или сопродюсера также будут распространяться налоговые льготы.

Укажем, что этот инвестиционный механизм может быть применен к проектам по производству независимого бразильского коротко-, средне-, и полнометражного кино, мини-сериалов, телесериалов, а также для технических проектов модернизации кинопроизводственного или кинопроекционного оборудования. Субъектом налогообложения могут выступать не только компании, но и физические лица, уплачивающие налоги в Бразилии.

Суть льготного налогообложения для хозяйствующих субъектов сводится к предоставлению налоговых вычетов в сумме инвестированных средств при расчете налога от операционных расходов (НДС) (в пределах до 3% от налога, подлежащего уплате и в сумме вычетов до 4 млн реалов). Физическим лицам льгота предоставляется при расчете подоходного налога в пределах до 6% от суммы,

подлежащей уплате. При этом инвестор или гражданин становятся правообладателями и получают право на получение доходов от коммерческой эксплуатации фильма.

Иностранные налогоплательщики, получающие роялти за коммерческую эксплуатацию бразильских аудиовизуальных произведений, могут снизить на 70% (до 3 млн реалов) налог, подлежащий уплате в Бразилии (налог взимается по факту перечисления финансовых средств за рубеж), при условии, что они реинвестируют средства в проекты, утвержденные А^ШЕ.

Также телеканалы освобождаются от уплаты CONDECINE-título при инвестировании средств в кинопроизводство. Таким образом, этот механизм стимулирует вещательные компании и платное телевидение вступать в партнерские отношения с независимыми производителями для совместного кинопроизводства.

Кроме этого, телеканалы в соответствии с положениями закона № 2.228/01 могут получить дополнительную льготу по уплате CONDECINE-remessa (11% от роялти, перечисляемую иностранному правообладателю от доходов, связанных с эксплуатацией аудиовизуальных продуктов) при условии, что они инвестируют 3% от этой суммы в кинопроизводство в проекты, ранее утвержденные

Спонсорство и меценатство

Регулирование спонсорства и меценатства в Бразилии определяется Федеральным законом № 8,313 / 91 «О спонсорстве или пожертвованиях», объектами которых могут выступать санкционированные ANCINE или Министерством культуры:

• независимые бразильские короткометражные и среднеметражные фильмы;

• национальные или международные фестивали;

• коллекции киноархивов, а также обучение персонала и приобретение оборудования для технического обслуживания таких коллекций;

• сохранение и распространение коллекций аудиовизуальных произведений.

Спонсоры, которые являются бразильскими компаниями, могут вычесть из налога на при-

быль сумму пожертвований, но не более 4% налога. Физические лица - вычесть из своего подоходного налога суммы в размере до 6% от финансовых средств, подлежащих к уплате.

Отметим, что закон устанавливает максимальную величину вычета в размере четыре миллиона реалов.

Если в качестве объекта спонсорской помощи и пожертвований выступают телефильм, мини-сериал, серия образовательных и культурных телевизионных программ, то юридические лица - бразильские компании могут вычесть 30% (спонсорской помощи) или 40% (пожертвований) от суммы налога на прибыль в сумме до 4% от налога, подлежащего уплате. Кроме этого, компания может вычесть суммы из налога на операционные расходы (НДС) 64% сумм, ушедших на спонсорство, и 73% средств пожертвований.

Физические лица могут также делать вычеты между 60% (спонсорство) и 80% (пожертвование) в размере до 6% от налога, подлежащего уплате.

В большинстве штатов Бразилии, а также во многих городах есть государственные и местные законы, поощряющие реализацию проектов в сфере культуры в целом и производство аудиовизуальной продукции в частности. Как правило, они соответствуют парадигме федеральных законов в области налогового стимулирования и основаны на предоставлении налоговых льгот спонсоров для жертвователей или инвесторов. Последние, в свою очередь, могут вычесть от 70 до 100% от пожертвованных сумм в аудиовизуальную продукцию, с учетом максимально допустимого объема, установленного местным или региональным законодательством. В каждом из штатов или муниципалитетов существует конкретное ведомство, отвечающее за получение, анализ и утверждение проектов, на которые предоставляются налоговые льготы.

Квотирование телеканалов

Еще одной мерой, стимулирующей национальное кинопроизводство в Бразилии, является установление квот национального контента для государственных и частных телеканалов. В настоящее время им необходимо транслировать не менее 3:30 (три часа

и тридцать минут) премьерной бразильской аудиовизуальной продукции раз в неделю, причем не менее половины этой продукции должна быть создана независимыми бразильскими кинопродюсерами. Данная мера регламентируется в лицензионных требованиях к телеканалам.

Основные показатели кинематографии Бразилии представлены в таблице 2.

Данные таблицы 2 демонстрируют существование в Бразилии разнонаправленных тенденций развития национальной кинематографии, связанных с трансформацией системы государственного регулирования отрасли. Так, при относительно невысоких темпах роста числа посещений и ввода в эксплуатацию новых кинозалов наблюдается снижение валовых кинотеатральных сборов, вызванное, как нам представляется, динамикой курса бразильского реала относительно американского доллара. Удельная доля национальных фильмов в кинотеатральном прокате является относительно невысокой. В целом это свидетельствует о недостаточной эффективности мер государственного регулирования кинорынка.

Мексика

Основным нормативно-правовым актом, определяющим принципы государственного регулирования и стимулы развития кинематографии в Мексике, выступает Федеральный закон о кинематографии, которым определяется, что компании, занимающиеся производством, дистрибьюцией, показом и продажей отечественных фильмов, могут претендовать на получение финансовой помощи и налоговых льгот. Фильмы при этом должны нести образовательную, художественную или культурную ценность. Кроме этого, поддержка оказывается для проектов модернизации или строительства новых кинотеатров, использующих новые технологии проекции [4].

Основным органом, реализующим поддержку отрасли, является Мексиканский институт кинематографии (М1К), который был создан на основе указа президента и действует в рамках Национального совета по вопросам культуры и искусств (СОЫАСШЛА.). Он является общественным институтом, обладающим

Таблица 2

Основные показатели развития кинематографии Бразилии

Наименование показателя 2011 2012 2013 2014 2015

Валовые кинотеатральные сборы (америк. долл.) 868,2 825,4 811,7 825,1 705,4

Рост(%) - -4,93 -1,66 1,65 -14,51

Посещения (млн зрителей) 143,2 146,5 149,5 155,6 172,9

Рост(%) - 2,30 5,30 4,08 4,60

Средняя стоимость кинобилета (америк. долл.) 6 5,6 5,45 5,3 4,1

Рост(%) - -6,67 -2,68 -2,75 -22,64

Число посещений на душу населения 0,7 0,8 0,7 0,8 0,8

Рост(%) - 14,29 -12,50 14,29 0,00

Количество экранов (шт.) 2 373 2 654 2 679 2 830 2 775

Рост(%) - 11,84 0,94 5,64 -1,94

Произведено полнометражных фильмов (шт.) 100 83 129 114 128

Рост(%) - -17,00 55,42 -11,63 12,28

Доля национальных фильмов в прокате (%) 12,4 10,3 18,6 12,3 13

Рост(%) - -16,94 80,58 -33,87 5,69

Примечание: таблица составлена по данным [5-9].

правовым статусом и активами. Целью функционирования данной структуры является комплексное управление различными процессами, связанными с кинематографической деятельностью. К ним относятся поддержка производства и продвижения мексиканского кино как культурного феномена, обеспечение его присутствия в средствах массовой коммуникации.

Для выполнения своих функций М1К разработал и реализует ряд творческих кинопрограмм, направленных на поддержку:

• девелопмента кинопроектов различного хронометража и жанров (написание сценария, разработка бизнес-плана, постановочного проекта);

• производства короткометражных фильмов дебютантов и студентов;

• производства полнометражных фильмов с высоким художественным или коммерческим потенциалом, а также при создании которых используются инновационные технологии;

• мексиканских кинофестивалей (прежде всего международных кинофестивалей в Гвадалахаре и Морелии, национальной кинопремии Ариэль и др);

• дистрибьюции национального кино в стране и за рубежом;

• показа мексиканских фильмов на зарубежных кинофестивалях.

Как правило, М1К представляет мексиканские фильмы на специализированных стендах мировых кинорынков, а также составляет и публикует аналитические отчеты о состоянии мексиканской кинопромышленности.

Под эгидой М1К осуществляет свою деятельность FIDECINE фонд, который начал свою работу в 2001 г. в результате принятия в действие Федерального закона о кинематографии. По сути, он представляет собой целевой фонд, осуществляющий финансирование и предоставление гарантий кинематографистам.

Право на получение поддержки от фонда имеют мексиканские физические и/или юри-

дические лица (компании), которые специализируются на осуществлении следующих видов кинематографической деятельности: производство, распределение, продажа и показ мексиканских фильмов. Для ее получения кандидаты должны предоставить полную информацию по своему проекту, продемонстрировать свою экономическую состоятельность, а также гарантии завершения работ в срок. Непосредственно поддержка выражается в виде выделения:

• инвестиционных средств (рисковый капитал);

• кредитов;

• чрезвычайных кредитов;

• гарантий;

• прочих стимулов (премий).

Объем выделяемых БГОЕСШЕ средств по каждому направлению не может:

1) превышать 49% от стоимости проекта;

2) быть более 10% от активов фонда.

Действующими правилами предусматривается возможность выделения фондом дополнительных ресурсов в следующих финансовых периодах, а также комбинация различных форм выделения денежных средств в текущем. При этом общий объем поддержки не может превышать 80% от общей стоимости кинопроекта.

Важно отметить, что выделение чрезвычайных кредитов возможно только в условиях высокой вероятности срыва сроков завершения производства по причинам, не зависящим от кандидата.

Рабочий механизм предоставления БГОЕСШЕ ресурсов выглядит следующим образом. Фонд публикует информацию об организации конкурсов на выделение денежных средств и требования к кандидатам, лица, соответствующие требованиям, обращаются в офисы БГОЕСШЕ и предоставляют на регистрацию всю необходимую документацию.

Затем заявки проходят формальную экспертизу и экспертизу по существу, по результатам которых технический комитет принимает решения об одобрении проекта. Эта информация доводится до кандидатов в письменной форме. После заключается соглашение, которое определяет цели, тип и сумму поддержки,

сроки и условия выделения средств, а также санкции и штрафы за неисполнение кандидатом соглашения.

Следующей структурой, осуществляющей выделение средств кинематографистам в Мексике, является БОРКОСШЕ фонд, который также находится в ведении М1К.

Фонд осуществляет поддержку мексиканских физических и/или юридических лиц, если их бизнес или интересы лежат в сфере производства высококачественных полнометражных художественных фильмов.

БОРКОСШЕ фонд предлагает помощь на производство и прокат фильмов в виде выделения:

• рискового капитала;

• кредитов;

• гарантий.

Кроме того, данная структура может подтвердить эффективность мексиканского кинопроизводителя для заинтересованных лиц, например, иностранных сопродюсеров.

Финансовые средства предоставляются в рамках соответствующих соглашений между БОРКОСШЕ фондом и подходящих кандидатов. При этом денежные средства могут быть направлены на копродукцию или предварительную покупку прав. На один проект может быть выделено несколько видов финансовой поддержки.

Общий объем такой поддержки по одному направлению не может превышать семи миллионов песо, или 49% от общего объема инвестиций в кинопроект. А суммарный объем государственной поддержки не может превышать 80% бюджета фильма.

Для выдаваемых кредитов в качестве объектов залога принимаются права на создаваемое аудиовизуальное произведение. Сумма кредитования не может превышать двух миллионов песо по годовой ставке 4%.

Укажем, что проекты, которые получат поддержку, должны быть закончены в течение восемнадцати месяцев после выделения средств.

Следующей структурой, выделяющей финансовые ресурсы кинематографистам в Мексике, является РКОАиБЮУКиАЬ фонд, целью которого является стимулирование мексиканского экономического развития на основе:

• обеспечения инвестиций в аудиовизуальном секторе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усиления интернационализации отрасли;

• увеличения экспорта.

Для достижения этих целей Фондом выделяются гранты в объеме до 7,5% от общей суммы расходов, осуществленных в Мексике отечественными или иностранными кинопроизводителями (до 70 млн песо на съемку и до 20 млн песо на постпродакшн).

Также на территории страны предусмотрены широкие налоговые льготы для всех налогоплательщиков, вкладывающих средства в производство отечественных кинофильмов. В рамках данного механизма инвесторы в кинопроект должны подать заявку в М1К на получение налогового вычета из налога на прибыль совместно с продюсером, осуществляющим производство фильма, с предоставлением полной информации по проекту. Межведомственный комитет по применению налоговых льгот рассматривает

заявку и принимает решение о целесообразности реализации проекта и, соответственно, о применении данного механизма. Данное решение публикуется на сайтах Бюро государственного кредита и финансов и Фонда, после чего возможно применение налоговой льготы при расчете налога на прибыль или налога на активы в течение финансового года. Укажем, что для каждого налогоплательщика налоговая льгота не может превышать 10% (50 млн песо) от суммы налога, подлежащего к уплате. Если таких заявителей несколько, то общая сумма вычетов не может превышать (650 млн песо), а суммы вычетов назначаются пропорционально вложенным ресурсам.

Основные тенденции развития кинематографии Мексики, обусловленные мерами государственного регулирования отрасли, представлены в таблице 3.

Данные таблицы свидетельствуют о росте в анализируемый период посещаемости кинотеатров в стране в абсолютных (с 205

Таблица 3

Основные показатели развития кинематографии Мексики

Наименование показателя 2011 2012 2013 2014 2015

Валовые кинотеатральные сборы (америк. долл.) 788,0 779,0 911,0 840,0 843,9

Рост(%) - -1,14 16,94 -7,79 0,46

Посещения (млн зрителей) 205,0 228,0 248,0 240,0 286,0

Рост(%) - 11,22 5,30 -3,23 4,60

Средняя стоимость кинобилета (америк. долл.) 3,8 3,6 3,5 3,5 3

Рост(%) - -5,26 -2,78 0,00 -14,29

Число посещений на душу населения 1,9 2 2,1 2 2,4

Рост(%) - 5,26 5,00 -4,76 20,00

Количество экранов (шт.) 5 139 5 303 5 547 5 678 5 977

Рост(%) - 3,19 4,60 2,36 5,27

Произведено полнометражных фильмов (шт.) 62 67 101 68 80

Рост(%) - 8,06 50,75 -32,67 17,65

Доля национальных фильмов в прокате (%) 6,8 4,8 12,1 10 6,1

Рост(%) - -29,41 152,08 -17,36 -39,00

Примечание: таблица составлена по данным [5-9].

в 2011 г. до 286 в 2015 г. млн зрителей) и относительных величинах (с 1,9 до 2,4 посещений в год на одного жителя соответственно). Сокращение валовых кинотеатральных сборов, сопровождающееся снижением цен на билет, объясняется ростом стоимости американского доллара относительно мексиканского песо.

Меры государственной поддержки в стране привели к существенному росту числа произведенных полнометражных игровых фильмов в 2015 г. (80) относительно 1997 г., когда было снято только девять работ. Однако динамика такого показателя, как удельная доля национальных фильмов в кинопрокате, колебания которого в анализируемый период составляют от 4,85 в 2012 г. до 12,1 -в 2013 г., не позволяет сделать вывод о функционировании в стране высокорезультативной системы стимулов кинопроизводства.

В целом анализ соответствующего опыта Аргентины, Бразилии и Мексики позволяет выделить три основные группы мер государственной поддержки киноотрасли, существующие в настоящее время:

• прямое финансирование через использование различных фондов;

• обязательства по финансированию киноотрасли для телеканалов, провайдеров сервисов видео по запросу, видеоиздателей и квотирование репертуара кинотеатров и сетки телевизионного вещания;

• фискальное стимулирование.

Во всех странах как прямое финансирование, так и фискальное стимулирование все чаще распространяется не только на кинопроизводство, но и на телевизионную продукцию, компьютерную анимацию и даже на разработку видеоигр.

Сопоставление результатов проведенного анализа с текущей ситуацией на российском кинорынке позволяет сформулировать предложения, способствующие повышению эффективности государственной поддержки российской киноотрасли.

Прямое финансирование разграничивается на возвратное и безвозвратное. Использование мер безвозвратного выделения ресурсов целесообразно для достижения целей сохранения национальной культуры, развития киноязыка.

Недостатком данного подхода является целе-полагание получателей средств на их освоение, а не на развитие рынка. Однако возвратные механизмы могут быть реализованы только в условиях развитого кинорынка. Отметим, что данный подход реализуется и в Российской Федерации. Однако направления выделения финансовых ресурсов, как и источников их формирования в России существенно уже.

В этой связи нам представляется целесообразным, во-первых, расширение доходной части российского Фонда кино за счет введения в действие парафискальных мер, а именно: внедрение налога на реинвестирование в кинематографию в размере 1% от стоимости кинобилета (в целом такой рост цены не вызовет существенного снижения спроса на билеты) на национальный фильм и 5% - на фильмы иностранного производства. Здесь представляется целесообразным предусмотреть освобождение от его уплаты при реализации кинотеатром национального фильма. По нашим оценкам, использование данной меры могло бы увеличить доходную часть Фонда кино в 2015 г. на сумму порядка 365 млн руб. (около 12% его бюджета). Внедрение налога на реинвестирование в кинематографию на телеканалы в размере 1% от рекламных доходов каналов позволит увеличить доходную часть бюджета Фонда на 1,3 млрд руб. При этом представляется целесообразным снижение налогооблагаемой базы при расчете данного налога на величину средств, направляемых на кинопроизводство до момента начала съемочного периода.

Данная мера может способствовать увеличению объемов расходов на производимые национальные фильмы. При этом необходимо обеспечение не столько числа киноработ, сколько их бюджетов. Дополнительно полученные Фондом кино средства целесообразно направлять на программы: непрерывной модернизации материально-технической базы отраслевых высших учебный заведений; выделения премий продюсерам, кинодистрибьюторам и кинотеатрам по результатам кинотеатрального проката национальных фильмов.

Обязательства игроков рынка по участию в финансировании кинопроизводства. Вторая

распространенная концепция осуществления государственной поддержки - наложение обязательств на игроков рынка по участию в кинопроизводстве либо посредством копро-дукции или покупки прав, либо посредством прямых взносов в фонд, из которого ведется финансирование отечественного кинопроизводства. Такие обязательства могут накладываться на всю цепочку кинорынка - начиная с кинотеатров, но особенную актуальность они приобретают в связи с ростом роли вторичных каналов сбыта кинопродукции (эфирного, кабельного и спутникового телевидения, сервисов видео по запросу) и с распространением широкополосного Интернета (в отдельных странах обязательства накладываются на провайдеров этих услуг).

Укажем, что в Российской Федерации данный подход не используется. Более того, все попытки обсуждения и рассмотрения возможности внедрения системы квотирования встречает активное противодействие со стороны организаций кинематографии, прежде всего - кинотеатров.

Тем не менее представляется необходимым частичное квотирование репертуарной политики кинотеатров. В частности, целесообразно установить минимальный уровень времени кинопоказа национальных фильмов в течение пятницы, субботы и воскресенья в объеме не менее 40% экранного времени. Отметим, что здесь необходимо учесть сезонные колебания и годовые показатели кинопоказа. Для организаций, которые не смогут обеспечить выполнение квот, целесообразно предусмотреть штрафные санкции.

Фискальные стимулы. Существуют три способа привлечения инвестиций в сектор:

• налоговые льготы (tax shelter), под которыми в первую очередь подразумевается освобождение от налогов прибыли несекторальных организаций, направленной на финансирование аудиовизуального производства;

• денежные возвраты (cash rebate), предполагающие получение продюсерами части потраченных в стране/регионе средств на производство; при этом властями устанавливается минимальный порог таких затрат и часто вводятся условия культурного соот-

ветствия создаваемого продукта требованиям страны/региона;

• налоговые вычеты (tax credit), которые продюсер получает по одному или нескольким видам налогов - после оплаты всех налогов, действующих в стране/регионе; также может сопровождаться установлением минимального порога и критериев культурного соответствия.

Следует отметить, что в Российской Федерации применяются только налоговые льготы при уплате НДС для предприятий, осуществляющих производство национальных фильмов, и организаций культуры, оказывающих услуги кинопоказа (только за проданные билеты).

Представляется целесообразным расширение налоговых льгот для несекторальных субъектов (как юридических, так и физических лиц), инвестирующих средства в кинопроизводство, осуществляющих спонсорские или безвозмездные вливания финансовых ресурсов в отрасль, что позволит диверсифицировать источники финансирования индустрии. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность использования денежных возвратов, что позволит привлечь нерезидентов в заданные административно-территориальные образования.

В конечном итоге, по нашему мнению, расширение финансовых стимулов на региональном уровне будет способствовать:

• росту уровня кинопроизводства в регионах, приводя к полной (или почти полной) загрузке производственных мощностей;

• повышению уровня занятости, а также мобильности рабочей силы, привлекая ее из соседних регионов в случае необходимости;

• обеспечению самофинансирования киноотрасли, поскольку растущие производственные затраты будут генерировать больше выплачиваемых продюсерами налогов;

• большей стабильности на кинорынке и привлечению частных инвесторов в развитие инфраструктуры аудиовизуальной сферы.

Отметим также, что расширение сферы действия фискальных стимулов на новые секторы (анимация, телевидение, видеоигры, Интернет и пр.) позволит продюсерам диверсифицировать свою деятельность.

Список литературы

1. Евменов А. Д. Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации II Петербургский экономический журнал. 2G1S. № 1. С. 8-1б.

2. Данилов П. В., Ртищева Т. В. Особенности государственного регулирования развития кинематографии в странах Северной Америки II Петербургский экономический журнал. 2G1S. № 4. С. 48-SS.

3. Данилов П. В., Хомяк Г. С. Особенности государственного управления социально-экономическим развитием кинематографии в странах Азиатско-Тихоокеанского региона II Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2G1S. № 4. С. S-1G.

4. Current Mechanisms For Financing Audiovisual Content In Latin America 2. Latin American Training Center. Rio de Janeiro: RJ - Brasil, 2G14.

5. Focus 2G12. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2G12.

6. Focus 2G13. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2G13.

7. Focus 2G14. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2G14.

8. Focus 2G1S. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2G1S.

9. Focus 2G16. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2G16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.