ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ
FORECASTING PROSPECTIVE ECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CINEMATOGRAPHY
УДК [001.895 + 33] : 791
САХАРОВА Ирина Николаевна
доцент кафедры продюсерства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
SAKHAROVA Irina Nikolaevna
Associate Professor, Producing Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economics, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены факторы инновационного развития российской кинематографии. Предлагаются меры по повышению темпов роста результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов киноотрасли.
Ключевые слова: кинематография, инновационное и экономическое развитие, инфраструктура киноотрасли, кинопоказ.
Abstract.
The article considers the factors of Russian Cinematography innovative development. It presents measures to improve the economic growth performance of managing enterprises in film industry.
Key words: cinematography, economic and innovative development, film industry infrastracture, film show.
В настоящее время одним из главных факторов инновационного развития российской кинематографии является осуществление комплексных организационно-экономических и инвестиционных мер, направленных на преобразование объектов инфраструктуры отрасли, что обеспечит в свою очередь повышение результативности функционирования её хозяйствующих субъектов. Реализация комплексных мер в рамках научно-технических программ и инновационных проектов, по мнению автора,
возможна с учетом установления ресурсных и организационных возможностей, которые обеспечат принятие обоснованных управленческих решений, а также адекватную реакцию хозяйствующих субъектов кинематографии на происходящие экономические, финансовые и инновационные изменения во внешней среде в средне- и долгосрочном периодах времени.
Прогноз долгосрочного инновационного и экономического развития кинематографии должен осуществляться на основе системно-
го подхода к взаимодействию экономических, инновационных и социальных факторов, обуславливающих текущую и перспективную экономическую результативность, эффективность использования ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов киноотрасли.
Системный подход предоставляет возможность на основе учета влияния факторов внешней и внутренней сред на экономическое и инновационное развитие повысить эффективность управления кинематографией. В то же время объективная оценка экономического и инновационного развития кинематографии должна базироваться на прогнозе средне- и долгосрочного функционирования национальной экономики с учетом влияния на специфику не только киноиндустрии, изменениях состояния макро-, микросред в определенном и неопределенном интервалах времени, но и ее отдельных отраслевых составляющих, имеющих различную целевую ориентацию, обладающих разноуровневыми потенциальными возможностями по привлечению внебюджетных источников финансирования и государственной поддержки.
В целом процесс прогнозирования перспективного экономического и инновационного развития кинематографии должен включать такие компоненты, как: определение состава основных факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность функционирования киноотрасли; формирование вариантов сценарного прогноза (оптимистического и пессимистического) функционирования кинематографической отрасли Российской Федерации и ее локальных и отраслевых составляющих в зависимости от трансформации состояния внешней среды.
Необходимо в этой связи отметить, что в современных экономических условиях внешняя среда подвержена непрерывным экономическим, финансовым и инновационным изменениям, которые существенным образом влияют на динамику развития хозяйствующих субъектов кинематографии и иных экономических видов деятельности. При этом выявить всю совокупность факторов, оказывающих влияние на экономические и финан-
совые результаты деятельности предприятий и учреждений кинематографии, из всего их многообразия представляется весьма затруднительным. В связи с этим в процессе средне-, долгосрочного прогнозирования экономического и инновационного развития кинематографии необходимо учитывать только те факторы, которые имеют доминирующий характер и оказывают наибольшее влияние на принимаемые решения разноуровневыми органами управления кинематографией.
К основным экономическим факторам внешней среды, непосредственно влияющим на социальные, экономические результаты и инновационное развитие киноотрасли в целом и ее отдельных структурных составляющих, можно отнести: динамику роста валового внутреннего продукта (ВВП), уровень налогообложения, государственную поддержку кинематографа, развитие рынка образовательных услуг, изменение объемов инвестиций, направляемых в обновление основных фондов, создание и внедрение новшеств.
Рассматривая указанные факторы, особо следует остановиться на развитии рынка образовательных услуг, который определяет приоритетные формы и условия подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для кинематографа. Влияние фактора развития рынка образовательных услуг будет способствовать росту числа подготовленных квалифицированных работников и специалистов в сфере кино путем перехода на контрактную основу с последующим трудоустройством выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в структурные подразделения киноотрасли.
Также необходимо отметить, что в современных экономических условиях техническое и инновационное состояние объектов инфраструктуры киноотрасли требует значительных изменений. В настоящее время развитие инфраструктуры кинопоказа, а именно -обеспеченность городского населения Российской Федерации современными кинотеатрами, перешла на стадию насыщения рынка и составляет 100% для городов с численностью населения более 250 тыс. человек. В связи с
этим необходимо развивать кинематографическую инфраструктуру в регионах с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек, а также численностью менее 100 тыс. человек, которые составляют по данным на 31.12.2011 г. соответственно 88% и 22% доли городов, имеющих современные кинотеатры [1].
При существующем объеме государственного финансирования расширение рынка кинопоказа в малонаселенных регионах трудноосуществимо. В связи с этим возникает необходимость привлечения частных инвестиций. Это возможно на основе государственно-частного партнерства, которое обеспечит благоприятные условия перспективного развития кинематографического комплекса, его эффективное использование, повышение объемов собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В связи с этим становится важным нормативно-правовое обеспечение со стороны государства, обеспечивающее защиту инвесторов и снижение рискованности инвестиций. Существенным становится и фактор стимулирования инноваций в различных структурных составляющих кинематографии с учетом особенностей взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг, с предприятиями других отраслей национальной экономики.
Применяемые органами управления социально-экономическим развитием регионов стратегии выступают как значительный фактор в развитии киноотрасли. В то же время следует отметить, что в случае продолжения действующей бюджетной политики, направленной на увеличение доходов федерального бюджета при сокращении поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, возможности региональных органов законодательной и исполнительной власти по увеличению финансирования текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующих субъектов кинематографии существенно сократятся.
В целях роста показателей развития киноиндустрии в сфере кинопроката и кинообслуживания населения целесообразно при-
обретение новых кинофильмов и проведение социально значимых киномероприятий и киноакций.
Мероприятия по повышению уровня нормативно-правового обеспечения учреждений, предоставляющих кинозрелищные услуги, должны быть направлены на содействие росту эффективности их деятельности при условии сохранения объемов бюджетных расходов. Должны быть созданы также условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений кинопоказа и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для развития инфраструктуры киносети в малонаселенных пунктах.
Сложившееся состояние развития кинопроизводства и процесса оказания кинозрелищных услуг позволяет сделать принципиально важный для определения перспективы инновационного развития кинематографии вывод о том, что за последние несколько лет удалось обеспечить высокие результаты в возрождении производства отечественной кинопродукции, сформировать инфраструктурный комплекс кинопоказа в регионах, в силу чего главные усилия в ближайшие годы должны быть направлены на повышение эффективности использования сложившегося ресурсного потенциала и в целом на развитие кинематографии.
В целях повышения темпов экономического роста хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг на период 2013-2018 гг., в соответствии с программными целями развития киноотрасли, как представляется, необходимо:
• создать рыночные механизмы финансирования процесса перевода всех хозяйствующих субъектов кинематографии на цифровой формат;
• развивать объекты инфраструктуры киносети в регионах с численностью населения менее 100 тыс. человек за счет частно-государственного партнерства;
• производить социально значимую кинопродукцию, соответствующую потребно-
стям зрителей, и дальнейшее ее распространение в киносети страны;
• сформировать системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации работников в связи с внедрением цифрового оборудования;
• внедрить инновационные подходы в деятельность хозяйствующих субъектов кинематографии на всех уровнях управления;
• разрабатывать инвестиционно привлекательные проекты для дальнейшего совместного кинопроизводства;
• повышать качество демонстрации и зре-лищности кинофильмов;
• содействовать деятельности отечественных кинопроизводителей;
• создать программное обеспечение для управления процессом кинопоказа.
Оптимистический сценарий развития кинематографии в целом предполагает: создание на федеральном уровне управления объективных условий для ее ускоренного развития; интеграцию кинематографического комплекса с другими экономическими видами деятельности народного хозяйства; усиление инновационной направленности деятельности кинематографических предприятий, осуществляющих производство, прокат кинопродукции; предоставление гражданам страны кинозрелищных услуг. Это потребует перераспределения финансовых ресурсов между отдельными административно-территориальными образованиями с тем, чтобы обеспечить максимально возможный уровень эффективности инвестирования имеющихся средств на основе учета влияния факторов внешней и внутренней сред.
В соответствии с пессимистическим сценарием, кинематографическая отрасль по прежнему будет финансироваться по остаточному принципу, что не позволит создать условия ни для ее ускоренного развития, ни для усиления влияния кинематографического комплекса на развитие смежных экономических видов деятельности социальной сферы.
Кроме того, учитывая динамику к снижению расходов федерального бюджета на кинематографию, эффективность использова-
ния средств будет оставаться низкой ввиду отсутствия научно обоснованных критериев распределения имеющихся ресурсов, а федеральные целевые программы экономического и инновационного развития киноотрасли по-прежнему будут направлены на расширение кинематографической инфраструктуры в крупных городах, что связано, в первую очередь, с быстрой окупаемостью социально-экономических и инновационных проектов и низкой степенью рисков. Такое состояние кинематографии усугубляется отставанием в развитии хозяйствующих субъектов кинематографии в регионах, что повлечет за собой рост цен на кинопродукцию.
Необходимо отметить, что ввиду отсутствия необходимого уровня организационного потенциала кинопоказа не сможет быть привлечена значительная доля частных инвестиций, что не позволит компенсировать дефицит бюджетных источников финансирования кинопроизводства.
Таким образом, в настоящее время рост российского кинорынка за счет увеличения числа кинотеатров в малых городах страны является единственной гарантией перспективного развития кинопроката, а в целом и кинематографа. Развитие кинопоказа в малых городах должно опираться на местных предпринимателей, а также на поддержку региональных и муниципальных органов управления и строиться на основе внедрения цифровых технологий ки-нодистрибьюции и демонстрации фильмов. При этом кинотеатры в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек должны оставаться под руководством крупных участников на рынке кинопоказа. Для перехода российских кинотеатров в малых городах на цифровые технологии кинопоказа, как представляется, необходимо формирование единой концепции разработки обобщающей стратегии и рыночных механизмов переоснащения киносети. При этом концепция должна предусматривать: рыночные механизмы финансирования проектов инвестирования обновления и модернизации основных фондов кинотеатров, объединив государственные и частные средства; снижение затрат на выпуск
и распространение кинофильмов; расширение зрительской аудитории современных кинотеатров за счет увеличения доступа кинозрителей к фильмам различной тематики; создание условий для международного сотрудничества и культурного обмена на основе единых между-
народных стандартов цифрового кинопоказа. Отметим в этой связи то, что в современных условиях социально-экономического развития страны переход российских кинотеатров на цифровые технологии является инновационным направлением развития киноотрасли.
Список литературы
1. Отраслевой каталог. Киностатистика 2012. М.: ООО «Универс-Консалтинг», 2012.