УДК 376
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
Куклина Ольга Владимировна.
г. Прокопьевск, Кемеровская область, МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»», учитель-логопед, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается один из важных аспектов ребенка, имеющего тяжелые речевые нарушения, это вхождение в социум. Описываются принципы и формы совместной работы учителя-логопеда и родителей, воспитывающих ребенка с данной патологией в процессе коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: социализация, взаимосвязь, логопед, родители, дети с нарушением речи.
PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH THROUGH THE ORGANIZATION OF THE INTERRELATION BETWEEN THE TEACHER'S LOGO AND PARENTS
Kuklina Olga Vladimirovna.
Prokopyevsk, Kemerovo Region, Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities "Raduga", speech therapist, [email protected].
Abstract. The article discusses one of the important aspects of a child with severe speech disorders, this is entry into society. The principles and forms of joint work of a speech therapist and parents raising a child with this pathology in the process of correction and speech therapy are described.
Key words: socialization, interrelation, speech therapist, parents, children with speech disorders.
В своем развитии ребенок с врожденными или приобретенными проблемами здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи, направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Социально-педагогическая реабилитация приобретает важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы обеспечивать интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, как отмечает в своей диссертации Т.П. Аргунова. По мнению автора, необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей-инвалидов с недоразвитием речи способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с
особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья [1].
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сталкиваются с серьезными психологическими, педагогическими и социальными проблемами. Одной из таких проблем является нарушение общения ребенка с социумом, трудности коммуникации. Речевые нарушения создают серьезную проблему, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом [2].
В силу перечисленных проблем, дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, неуверенными в себе. Работа учителя-логопеда в нашем учреждении ориентирована на оказание комплекса коррекционно-логопедических услуг. Одним из таких видов деятельности, является формирование позитивной социализации через взаимосвязь с родителями. Исследованиями доказано, что речевое развитие ребенка во многом зависит от положительного настроя родителей, желания помочь своим детям в овладении речевыми навыками. Если говорить об успехе коррекционно-логопедического воздействия, но необходимо рассматривать вопрос, насколько родители заинтересованы и вовлечены в коррекционно-образовательный процесс, как организовано педагогическое просвещение родителей, насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.
Вовлечение семьи ребёнка с ограниченными возможностями, имеющего речевые нарушения, в коррекционно-логопедическую работу предполагает совместную деятельность, партнерство и взаимодействие педагогического коллектива и родителей, направленную на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, на социализацию ребенка в общество, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни [3].
Принимая во внимание определение понятия, данное учеными, которые под социальным развитием детей с ОВЗ подразумевают комплекс действий и мероприятий, который направлен, прежде всего, на успешное развитие личностных качеств, усвоение принятых норм морали и этики, установленных образцов поведения в обществе, а также развитие познавательной деятельности, воспитание любви к учебе и труду. Следовательно, безболезненная адаптация к окружающему обществу является основной целью социализации.
Это послужило определить цели практического воздействия:
- создание доверительных отношений с семьями воспитанников через различные аспекты взаимодействия;
- повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;
- использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями;
- содействие повышению качества коррекционно-логопедического процесса.
В построении сотруднических взаимоотношений с родителями, для дальнейшей коррекционно-логопедической работы, способствующей успешной социализации, можно выделить основные этапы:
1 этап - подготовительный. Задачи подготовительного этапа:
- обсудить взаимодействие логопеда и родителей и поставить проблемные вопросы;
- собрать анамнестические данные, социальный статус семьи, используя анкетирование и беседы;
- выявить уровень речевого развития ребенка посредством первичной диагностики.
2 этап - основной. Задачи основного этапа:
- разработать индивидуальный план логопедического сопровождения и проинформировать родителей о дальнейшей работе;
- ознакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекционно-логопедической работе (зубная щетка для массажа языка, коктейльные трубочки для выработки правильного речевого дыхания и т.д.), как во время занятий у логопеда, так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.
3 этап - заключительный. Задачи заключительного этапа:
- определить эффективность работы логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей;
- провести мониторинг эффективности совместной коррекционно-логопедической работы с ребёнком;
- разработать и выдать рекомендации.
Исследователями и практиками-логопедами установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов социализации, когда специалист и родители вместе решают поставленные задачи. Причем положительное взаимоотношение с родителями результативно, если оно строится поэтапно, исходя из следующих принципов:
- принцип доверительности отношений. Данный принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность учителя-логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка;
- принцип личностной заинтересованности родителей. Этот принцип определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»;
- принцип подхода к родителям. Данный принцип предполагает взгляд на родителей, как активных субъектов процесса взаимодействия, а не как объектов воспитания; т. е. мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей;
- принцип эмансипации родителей. Данный принцип предполагает изменение прежних взглядов родителей на развитие и воспитание их ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, а также пробуждение желания у родителей
лучше познать самих себя для того, чтобы в конечном итоге им лучше понять своих детей.
В коррекционно-логопедической работе часто приходится сталкиваться с недопониманием родителями собственной значимости в вопросе преодоления речевого дефекта у ребенка. Многие родители не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Но благоприятное время проходит, а дефекты речи остаются. В дальнейшем ребенок сталкивается с проблемами в школьном обучении, выраженными нарушениями чтения и письма и как следствие нарушение общего процесса социализации.
В настоящее время возможности взаимодействия с семьей, родителями достаточно широки и разнообразны. Прежде всего, должны выбираться наиболее приемлемые формы. Так среди использования форм сотрудничества с родителями по формированию позитивной социализации наиболее распространены и актуальны следующие:
- беседы и консультации. Беседа может возникать стихийно, а также по инициативе логопеда или запроса родителей. Планируя тематику бесед, подбор рекомендаций, необходимо стремиться к охвату всех сторон речевого развития ребенка. В результате встреч родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания детей, наиболее актуальные для данной конкретной семьи;
- методические рекомендации (буклеты, памятки). Первые памятки, которые можно предложить родителям в помощь, могут содержать следующую тематику: «Как правильно заниматься с ребенком дома», «Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику», «Различаем гласные и согласные звуки» и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием и структурой индивидуальных занятий;
- информационный стенд. Наглядная информация должна содержать полезные сведения, учитывать степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Возможен опережающий характер, заблаговременную подачу информации, которую логопед собирается сообщить родителям. Целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях;
- занятия в присутствии родителей. Это позволяет родителям увидеть уровень актуального развития, отметить положительную динамику у ребенка и продолжать (по мере необходимости) работу дома;
- практические занятия-практикумы и мастер-классы. Примером таких занятий являются, например, практикум по проведению артикуляционной гимнастики, формированию произношения, развитию связной речи, предпосылок по формированию навыков письма (упражнения по развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, ориентировки на листе), по выполнению домашних заданий;
- почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма взаимодействия позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Особенно он необходим для родителей, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин, боятся или стесняются задать тот или иной вопрос;
- совместные речевые досуги, логопедические праздники, выставки. Эти способы и средства призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между логопедом и родителями, между родителями и детьми.
Только при систематическом использовании данных форм сотрудничества достигаются положительные результаты социализации детей с ОВЗ. Особо хочется отметить о полном успехе социализации, который возможен, когда общество готово «принять» такого ребенка.
Библиографический список:
1. Аргунова Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Якутск, 2009. - 21 с.
2. Косенко Г.Н., Одинокова Н.А. Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г.С. Чесноковой, А.Ю. Зверковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. -С. 152-155.
3. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181185.