8. Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе // Классный руководитель. 1999. № 6. С. 52156.
9. Залыгин С.П. Экология и культура // Новый мир. 1992. № 9.С. 3-12.
10. Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания. М.: Изд-во «ACADEMIA», 2001. 146 с.
11. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. М., 1983. 160 с.
12. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. 1985. № 6. С. 30-35.
13. ЗахлебныйАН. На экологической тропе. М.: Знание, 1986. 112 с. '
14. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981. 184 с.
15. КупровВ.Д. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. 2000. № 7. С. 85.
16. Петрова И.И. Экологические проекты младших школьников. Якутск, 2003. 35 с.
17. Кулик Л.А., Берестов H.H. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1990. 388 с.
18. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1990. 120 с.
19. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе // Материалы российской конференции (2-3 декабря 1999 г.). М., 1999. С. 3-8.
20. Миронов A.B., Владыкина A.B. Реализуем комплексную программу непрерывной экологической подготовки студентов / / Начальная школа. 1989. № 2. С. 74.
21. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 31-34.
22. Песталоцци Г. Лингард и Гертруда. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 217 с.
23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 217 с.
24. Колмогоров А.Н. Математика - наука и профессия. М.: Наука, 1988. 288 с.
25. ЛейтесН.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. № 6. 1990. С. 34.
M.K. Everstova
Research activity of pupils and moral knowledge in ecological education
At present a role of ecological education of children of pre-school and school ages and need for environment protection knowledge have increased. The author presents an experience of organization and holding of activities on environment protection, ecological culture teaching and new ecological outlook of pupils.
Based on practical experience the author considers that in formation of moral knowledge it is important to continue activities from younger aged pupils to elder pupils, provide ecological education together with teaching of national tradition, customs and school subjects.
Key-words: ecological education, ecological culture, ecological consciousness and education, ecological problem, educational activity, scientific-research activity, cognitive activity for pupils, development of thinking.
УДК 376.1
Т.Г. Семенова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рассматривается взаимодействие логопеда и семьи как необходимое условие для эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми. Раскрывается опыт работы коллектива МОУ прогимназии «Звездочка» г. Олекминска. Представлена система взаимодействия с семьей в каждой группе. Подробно описана последовательность педагогического сопровождения семьи.
Ключевые слова: готовность родителей к работе с детьми с речевыми нарушениями, система взаимодействия с семьей, «воспитание» родителей, поддержка активности родителей.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Родители несут ответственность
СЕМЕНОВА Татьяна Георгиевна - учитель-логопед МОУ прогимназии «Звездочка», г. Олекминск PC (Я). E-mail: [email protected]
перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каж -дой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилак-
тическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — по результатам исследований специалистов, сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии [1].
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей.
М.М. Прокопьева [2], Г.А. Волкова [3], Ю.Ф. Гаркуша [4] акцентируют внимание на том, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга [5].
Вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальным, и нам кажется, что один из резервов - это более тесная связь между логопедом и родителями, создание системы совместной работы логопеда и семьи, необходимой для эффективной коррекционно-лого-педической работы с детьми.
Каждое дошкольное учреждение воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Но рост числа детей с речевой патологией (по данным логопедического Муниципального учреждения «Управление образования Олекминского района РС (Я) количество детей с нарушениями речевого развития в Олек -минском районе за последние три года увеличилось в среднем на 22% (2005-06 гг. - 382 ребенка, 2006-07 гг. - 417 детей; 2007-08 гг. - 469), недостаток коррекционных групп требует пересмотра условий работы с родителями, совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и потребностей заказчиков. Поэтому учитель-логопед должен выступать как партнер для родителей по воспитанию и обучению детей с речевой патологией.
Специфика речевой группы заставляет даже незаинтересованных родителей обращать внимание на речь своих детей, хотя бы даже потому, что переход в логопедический детский сад или группу требует затраты определённых усилий и внимания (консультации логопеда, направляющего ребёнка на МПК; процедура медико-педагогической комиссии; возможный переход в другой детский сад). Естественно, большая часть родителей делает это осознанно и в соответствии со своими стремлениями. Развитию речи у таких детей уделяется большое внимание.
Другая картина складывается на логопункте при ДОУ общеразвивающего вида: логопед более «удалён» от роди-
телей детей, посещающих его занятия, по сравнению с логопедами речевых детских садов. Поэтому инициативу во взаимном сотрудничестве с родителями должен взять на себя логопед.
Очень важно начинать повышение уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, воспитания адекватного отношения к речевому дефекту ребенка, понимания необходимости оказания помощи своим детям в преодолении речевой патологии, их активности при участии в коррекционном процессе, с момента прихода их ребенка в учреждение. Это, на наш взгляд, возможно, если организовать сопровождение семьи в системе.
В работе с родителями учителя-логопеды используют традиционные и нетрадиционные методы: анкетирование, консультации, открытые мероприятия. После первичного обследования детей родители знакомятся с результатами логопедической, психологической, педагогической диагностики. Рассматривая продукт детской деятельности, родители видят проблемы и успехи ребёнка.
Нами разработана и реализуется такая система взаимодействия учителя-логопеда с семьей, в основу которой положен принцип поэтапного развития речи ребенка в онтогенезе. На протяжении нескольких лет она успешно реализуется коллективом МОУ прогимназии «Звездочка» г. Олекминска. Мы начинаем «воспитание» родителей с группы раннего возраста и сопровождаем семью до конца подготовительной группы. При создании такой системы необходимо учитывать необходимость постоянной поддержки активности родителей. С этой целью работа в каждой группе планируется на протяжении всего учебного года. Содержание встреч специалиста и родителей строится последовательно: в группе раннего, младшего дошкольного возраста акцент ставится на коррекционно-профилактичес-кий аспект логопедической работы. Учитель-логопед обучает родителей детей, имеющих задержку речевого развития (ЗРР) различным тактикам стимулирования речегово-рения, развитию слухового восприятия, слуховой дифференциации речевых звуков, накоплению пассивного и активного словаря и т.д. [6]. В период от четырех до пяти лет, когда в норме у ребенка появляются шипящие и сонорные (Л, Р) согласные буквы, пока недостатки звукопроизноше-ния не перешли в стойкий дефект, в ходе практических тренингов необходимо уделять основное внимание развитию артикуляционного аппарата. Важно закрепить у родителей знания правильной артикуляции звуков, чтобы предотвратить появление у ребенка неправильного артикуляционного уклада.
В группах младшего дошкольного возраста работа по коррекционно-педагогическому просвещению родителей проводится, в основном, со всей группах, т.к. очень важно своевременно вооружить семью методами профилактики возможных речевых нарушений у ребенка.
В то же время в старшем дошкольном возрасте родители обучаются приемам коррекционной работы, чтобы умело закреплять дома речевой материал по заданию ло-
гопеда. Для этого используются различные формы работы с родителями (в младших группах, в основном, фронтальные, к которым постепенно подключаются совмест-
ные занятия с родителями и детьми, практические тренинги, индивидуальные консультации и т.д.).
В качестве примера предлагаем фрагменты системы взаимодействия с семьей (табл.).
Таблица
Система взаимодействия с семьей в каждой группе
Воз- Рече- Содержание работы Формы ра- Сроки Ответ-
раст вые нарушения боты проведения ственные
Груп- Все Банк данных по семьям Анкетиро- Ок- Педаго-
па дети воспитанников вание, оп- тябрь ги, пси-
ран- Диагностические направле- росы, ин- хологи-
него ния: дивидуаль- ческая
воз- 1. Социологическое иссле- ные беседы служба,
раста дование по определению социального статуса и микроклимата семьи 2. Диагностика стиля семейного воспитания 3. Диагностика взаимоотношений в семье 4. Анализ особенностей детско-родительских отношений 5. Определение уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с проблемами речи 6. Выявление потребности родителей в педагогической помощи (опрос, чего хотят родители) логопед
Все Система взаимодействия Родитель- Ок- Роди-
дети медико-педагогического и родительского коллективов Ознакомление участников с результатами, анализ Совместное обсуждение основных направлений деятельности родительского и педагогического коллективов для достижения оптимальных результатов в развитии ребенка; определение стратегий обучения Родители (активные участники) готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта ская конференция тябрь тели, воспитатели, психолог, логопед
Все Как быть компетентным Круглый Ок- Воспи-
дети родителем? Родители - главные воспитатели своих детей стол тябрь татели, психолог, логопед
Все дети Особенности развития речи данного возраста Консультации на родительских собраниях Октябрь Воспитатели, логопед
Все дети Грамматика общения Родительское собрание «Педагогический калейдоскоп» Разбор ситуаций, дискуссия. Тренинг Декабрь Воспитатели, логопед
ЗРР*, ОНР** Умные книжки — умным детишкам Работа в библиотеке Январь Библиотекарь, логопед
ЗРР, ОНР Если ребенок не говорит... Телемост Февраль Логопед
Все дети Речь и движение. Как умелые ручки язычку помогли Семинар-практикум Апрель Воспитатели, логопед
Все дети Умеет ли Ваш ребенок слышать и различать звуки? Шоу-викторина «Счастливый случай» Май Воспитатели, логопед
Старшая Все дети Особенности развития речи данного возраста Консультации на родительских собраниях Октябрь Воспитатели, логопед
ЗРР*, ОНР**, ФФНР ***, Закрепляем звуки дома Как выполнять домашние задания логопеда Семинар-практикум Октябрь Логопед
дисла-лия
ЗРР, ОНР Формируем лексико-грамматические представления по заданию логопеда Деловая игра «Что? Где? Когда?» (для родителей и сотрудников) Октябрь Логопед
ЗРР, ОНР, ФФНР Умеет ли Ваш ребенок слышать и различать звуки? Шоу-викторина «Счастливый случай» Ноябрь Логопед
ЗРР, ОНР Истоки качества связной речи Родительский тренинг Ноябрь Логопед
ЗРР, ОНР Умные книжки — умным детишкам Работа в библиотеке Январь Библиотекарь, логопед
ЗРР, ОНР Волшебный мир выразительности и красноречия Конкурс семейных театрализованных постановок Апрель Воспитатели, родители, логопед
* ЗРР - задержка речевого развития;
** ОНР - общее недоразвитие речи;
*** ФФНР - фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Таким образом, представленная система взаимодействия с семьей позволяет успешно формировать готовность родителей к работе с детьми с речевыми нарушениями, что, в свою очередь, является одним из важных направлений в организации коррекционно-логопедической работы.
При этом необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений является дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для осуществления такого подхода к родителям необходимо соблюдение ряда условий (взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; одновременное влияние на родителей и детей и т.д.). Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье [2].
Результаты взаимодействия с семьей показали, что увеличилось количество родителей, способных не только выявить наличие у ребенка нарушений в речи, но и активно участвовать в коррекционной работе вместе с логопедом и воспитателями прогимназии. В то же время резко снизилось число с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим проблемы в развитии речи.
Эффективность предложенной системы работы была подтверждена полученными результатами: сравнительный анализ коррекции речевых нарушений за последние три года показал явное преимущество. Число детей с преобладающей несформированностью зеукопроизносителъной стороны устной речи сократилось в среднем на 21% (20052006 гг. - 74 ребенка, 2007-2008 гг. - 61 ребенок).
В то же время отмечено качественное улучшение состояния речи детей с преобладающими нарушениями лек-
сико-грамматического компонента устной речи (бедный словарь, искажение звуко-слоговой структуры слов, перестановки слогов в слове, слов во фразе, многочисленные аграмматизмы и т.д.).
У значительной части этих детей наблюдалось увеличение активного и пассивного словаря, заметное продвижение в развитии связной речи; отмечалось наличие предпосылок к формированию монологической речи; сократилась степень выраженности аграмматизмов в речи и т.д.).
Таким образом, работа логопеда с семьей направлена на стимулирование обращения родителей за помощью, советом, рекомендациями, ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Главное заключается в том, чтобы донести до сознания родителей их ответственность за судьбу ребенка, показать, что своевременно непреодоленные в дошкольном возрасте нарушения речи будут серьезным препятствием при обучении ребенка в школе.
Литература
1. Степанова O.A. Организация логопедической работы в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 112 с.
2. Прокопьева М.М. Работа с родителями в ДОУ. Якутск,
2002. 95 с.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
4. Гаркуша Ю. Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспита-тельной работы в детском саду для детей с нарушениями речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1987. 16 с.
5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России,
2003. 160 с.
6. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 109 с.
T.G. Semenova
Parents and their preparation for correctional-logopaedic work with children
with speech disorders
The article presents a discussion on interrelation between speech therapist and a family which is considered to be an important condition for efficient correctional-logopaedic work with children. A work experience of the "Zvezdochka" pre-school Municipal educational institution in Olekminsk town has been shown as an example. The author suggests a system of logopaedic work in families for each age group. A detailed phased action of teacher assistance in a family has been described.
Key-words: preparation of parents for work with children with speech disorders, system of interaction with families, "parents training", parents activity support.