УДК 376
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тюрина Ирина Анатольевна.
с. Мамонтовое, Каргатский район, Новосибирская область, МКОУ Озёрская СОШ, учитель начальных классов, [email protected].
Аннотация. В статье освещены особенности работы учителя-логопеда в совместной коррекционно-логопедической и развивающей работе всех специалистов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Ключевые слова: учитель-логопед, дети дошкольного возраста, нарушение
речи.
FEATURES OF THE WORK OF THE TEACHER LOGOPEDA WITH PRESCHOOL AGAIN WITH DISABILITIES OF SPEECH
Tyurina Irina Anatolyevna.
Mammoth, Kargatsky District, Novosibirsk Region, Ozerskaya Secondary School, primary school teacher, [email protected].
Abstract. The article highlights the peculiarities of the work of a speech therapist teacher in the joint correctional speech therapy and developmental work of all specialists of an educational institution with children of preschool age who have speech disorders.
Key words: speech therapist, preschool children, speech disorder.
Учитывая статистические данные последних лет, самую многочисленную группу - до 60 % от всех детей дошкольного возраста - составляют дети с отклонениями в речевом развитии [4]. В связи с этим, важнейшей задачей, стоящей перед учителем-логопедом, работающим с детьми с речевой патологией, является задача своевременного выявления и устранения недостатков речи в целом, превалирование индивидуально-личностного развития и воспитания детей перед «учебной» направленностью, максимальное использование коррекционно-педагогического потенциала семьи, усиление превентивных (профилактических) организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям.
По мнению И.Н. Садовниковой [3], М.Е. Хватцевым [6], учитель-логопед общеобразовательной школы помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. Следовательно, учитель-логопед - педагог, специалист, который выявляет речевую патологию, выясняет причины возникновения нарушений речи, определяет план корректирующих мероприятий, направленных на устранение
речевой патологии, учит правильно произносить звуки, слоги, слова, предложения.
Известно, организация коррекционно-педагогического процесса осуществляется в зависимости от структуры и степени выраженности речевого дефекта, в соответствии с возрастными потребностями детей, их функциональными и индивидуальными особенностями. Одной из основных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоционального благополучия). Умение работать с детьми, имеющими нарушения развития, становится все более необходимым для любой образовательной организации. Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья [1].
Прежде всего, необходимо отметить, что центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит учителю-логопеду. Перечислим его семь важнейших направлений (функций) практической профессиональной деятельности: 1. Диагностическая. 2. Профилактическая. 3. Коррекционно-педагогическая. 4. Организационно-методическая.
5. Консультативная. 6. Координирующая. 7. Контрольно-оценивающая.
Перечислим основные задачи, которые реализует учитель-логопед в своей деятельности следующие:
1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного развития и индивидуальных особенностей детей.
3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
4. Систематическое проведение коррекционно-логопедической работы с детьми, учитывая их индивидуальные и подгрупповые программы.
5. Оценивание результативности и оказание помощи детям, определение степени их готовности к школьному обучению.
6. Формирование у педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей компетенций информационной готовности к коррекционно-логопедической работе.
7. Координация усилий педагогов и родителей по контролю над качеством проводимой деятельности.
Следовательно, выяснение статуса ребенка, структуры и характера его нарушений, определение наиболее нарушенных либо, наоборот, сохранных сторон развития является важным аспектом для дальнейшего планирования адаптированной основной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута. Причем, цели, задачи логопедической помощи должны быть органичны общим приоритетным задачам дошкольного этапа образования ребенка с речевым нарушением.
Известно, что коррекция речевого недоразвития проходит в тесной связи с повышением уровня развития высших психических функций. Поэтому логопедическая работа по речевому развитию начинается с совместной работы с
педагогом-психологом. Целью их сотрудничества являются задачи, направленные на содействие личностного развития детей, определение возможных причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей). Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность, реализовать задачи по расширению и обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, осуществить подготовку к обучению грамоте, исправлению грамматических ошибок. Не смотря на закономерные различия их функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса. При разработке коррекционно-развивающей программы учитель-логопед и педагог-психолог учитывают задачи, разработанные во ФГОС.
В коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, словарного наполнения и музыкального фона. Не зря гласит пословица: «Если говорить вам сложно - музыка всегда поможет!».
Всем известно, что лучшее запоминание происходит при включении трех органов чувств: слуха, зрения и моторных ощущений (движений). Кроме реализации коррекционных целей по преодолению нарушений речевых функций, достигается повышение эффективности в развитии неречевых, что способствует более интенсивной адаптации детей в среде сверстников и в социуме в целом. Во время проведения занятий с помощью синтеза слова, движения, ритма и музыки развивается и совершенствуется речь. Движения помогают осмыслить слово. Ритм помогает связать и отработать слоговую систему слова, дав ребенку понять, что различным ритмам соответствуют и разные типы движений. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны -помогают эффективнее преодолевать трудности нарушенных речевых функций, а с другой - развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую систему, артикуляционный аппарат, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, произвольное внимание.
Рассмотрим, каковы функции и задачи учителя-логопеда и воспитателя в процессе их взаимосвязанной совместной деятельности. По утверждению А.Н. Корнева [2], необходимо обеспечить взаимодействие, преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе. Как считает автор, работа воспитателя и работа учителя-логопеда должна быть совместной. Преемственность в их работе предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей. Данная информация фиксируется в специальной тетради взаимосвязи. Воспитатель, как и учитель-логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью,
состояние внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, словесно-логического мышления. Воспитатель обеспечивает воспитанникам комфортные условия развития, обучения и воспитания, создает среду психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка (закрепляет речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда, осуществляет контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью, обогащает, уточняет и активизирует отработанную лексику в соответствии с лексическими темами, развивает артикуляционную и пальчиковую моторику внимание, память, мышление в процессе специальных игр и упражнений), проводит необходимую работу по профилактике речевых нарушений, обеспечивает эффективную общую и речевую подготовку к школе, повышает психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей, побуждает их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье. Учитель-логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом, с целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка.
Следующая преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре. Данный подход способствует эффективности логопедической помощи и прочному закреплению полученных результатов. Инструктор по физической культуре на своих занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращает на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы. Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно которому совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений. В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Инструктор по физической культуре проводит занятия способствующие оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.
Свою работу учитель-логопед строит обязательно с родителями. Наиболее часто и активно используемые формы работы учителя-логопеда с родителями -это консультации, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, анкетирование, памятки для родителей, папки-передвижки, информационно-методические стенды (например, «Советы логопеда»). Оценка языковой среды является обязательным компонентом программы посещения семьи.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения, среди которых выделяют: информационно-аналитические, досуговые, познавательные. Модель взаимодействия может представлять два блока: Просветительский блок:
- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- оформление стендов с общими рекомендациями, наглядная информация.
Практический блок:
- демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- проведение тематических семинаров-практикумов, совместных развлечений.
Вся работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу, обсудить, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которой нужно считаться, позволить увидеть наглядно трудности собственных детей, а также возможные методы и приемы их решения.
Хочется затронуть вопрос о речи взрослых, который продолжает оставаться актуальным. Е.И. Тихеева отмечает: «Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи» [7]. Обращается внимание на информационную и тональную характеристики, т.е. то, что говорится, и то, как это говорится.
Обозначение указанных проблем позволило Н.А. Одиноковой вслед за многими современными исследователями, учитывая опыт практиков, обосновать, что система работы по предупреждению, либо преодолению речевых нарушений может быть эффективной только при совместной коррекционной работе всех специалистов дошкольного учреждения, только комплексный подход, тесное взаимодействие и сотрудничество дает возможность наметить речевую работу в разных жизненных ситуациях, учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционно-логопедической и развивающей работы. Основу организации такого взаимодействия определяют принципы системности, комплексности, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям, адекватности требований и нагрузок, индивидуализации темпа работ [2].
Наиболее часто именно учителя-логопеды в педагогических коллективах являются инициаторами инновационных процессов. Систематическое, четко ориентированное наблюдение за ходом развития речи детей и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выделить тех, которым требуется логопедическая помощь, позволить выделить резервные возможности воспитанников, составить дифференцированную программу.
Таким образом, есть много причин, которые влияют на развитие речи ребенка, а задача, содружества педагогов, совершенствование педагогического сотрудничества, помочь ему освоить правильную, красивую, грамотную речь. Деятельность учителя-логопеда должна строиться на создании познавательной активности, положительной мотивации. Необходимо четко представлять себе
последовательность каждого этапа коррекционно-логопедической работы по всем направлениям преодоления возникших трудностей, продумывать достаточное количество игр и упражнений, надежно отрабатывать формируемые навыки, не допуская утомления и снижения интереса, вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивая заинтересованность родителей в ее результатах.
Библиографический список:
1. Каралашвили Е.А., Малахова Н.Е., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. -128 с.
2. Одинокова Н.А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № Б18. - С. 38-45.
3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. - М.: Владос, 2005. - 140 с.
4. Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2015. -128 с.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1996. - 80 с.
6. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Владос, 2009. - 272 с.