Парфентьева людмила Викторовна,
Старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Parfenteva Lyudmila Viktorovna,
Senior Lecturer,
Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 371.9 ББК 74.5
Е.А. Шумилова, А.А. Ковалева
педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве
В статье рассматриваются педагогические условия повышения компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи в условиях инклюзии. Также раскрыто основное содержание реализации данных условий посредством использования различных форм и методов взаимодействия с семьей при организации коррекционной работы.
Ключевые слова: компетентность, инклюзивное образовательное пространство, педагогические условия, взаимодействие педагогов и родителей, информационное и обучающее просвещение родителей.
го
са ф
го са
О <
<
(О са о с; s
S >
=3
<
LU
E.A. Shumilova, A.A. Kovaleva
pedagogical conditions of increasing the comprtence of parents of preschool children with speech impairment in inclusive educational environment
^e pedagogical conditions of increasing the competence of parents who have children with speech disorders in terms of inclusive education are analyzed. The main content of the implementation of these conditions when various forms and methods of interaction with the family are used to organize the remedial process are also illustrated.
Key words:competence, inclusive educational environment, pedagogical conditions, the interaction of parents and teachers, information and training to educate parents.
На современном этапе модернизации отечественного образования одной из приоритетных целей является повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация данной цели возможна посредством инклюзивного об-
разования, которое в настоящий момент является инновационным процессом, признанным всем мировым сообществом наиболее гуманным, эффективным и социально значимым. В нормативно-правовых законодательных актах на уровне Российской Федерации указано, что инклюзивное образование призвано
обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы образовательных организаций: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В ней должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьезных изменений во всей образовательной системе. Одним из важнейших этапов подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап изменений всех участников коррекционно-педагогического процесса. Особенно данные изменения должны коснуться родителей детей с нарушениями речи и повышения уровня их педагогической компетентности [1].
Дети с нарушениями речи относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, и их количество с каждым годом постоянно увеличивается. В соответствии со статистическими данными, характеризующими деятельность дошкольных образовательных организаций Челябинской области, в 2012 году в группах компенсирующей направленности находилось 10 204 ребенка с нарушениями речи, в 2013 году - 10 614 детей данной категории, а в 2014 году их количество возросло до 11 576.
Данная категория детей воспитывается в условиях семьи, следовательно, их родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Это право зафиксировано в Законе «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательные организации должны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоро-
вья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, одной из задач является повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Понятие «компетентность» может рассматриваться с разных позиций. Компетентность понимается как способность решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности. Иначе может характеризоваться как: 1) углубленное знание предмета, 2) освоенное умение, 3) способность к актуальному выполнению деятельности [7, с. 52].
Под компетентностью мы понимаем меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Данное понятие включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2, с. 16].
«Семья, - как отмечает в своей статье Е.Ю. Разумовская, - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества» [5]. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. Поэтому очень важно, чтобы семья принимала активное и сознательное участие в развитии ребенка, особен-
ш о
X -О
о ¡£
3 £ о
>2 X
ф <0
^ вн
О С
о
X .0
н га
н о о
X
н
X
ф Сй
Й8 с Го 2 а. ою * о
Сй ей
§ р
О ф
^ |
о ^
ф ^
ГО О.
ст ГО
Ф X
С о
го
ш
ф
^
го ей
о <
<
го" ей о
с; ^
>
3
<
и]
но, если есть какие-либо сложности или проблемы. Родители должны обладать не только стремлением помочь ребенку, но и желанием повысить собственную педагогическую компетентность и осведомленность в вопросах воспитания, развития и коррекции.
Педагогическая компетентность родителей, по мнению О.В. Солодян-киной, является ведущим компонентом их педагогической культуры и характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний и умением применять их в практике воспитания детей [8].
В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом - одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей [9].
Опираясь на исследования Л.И. Беляковой, Л.Р. Давидович, Т.А. Датешид-зе, Н.С. Жуковой, Л.М. Козыревой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Мо-сковкиной, Т.С. Резниченко, В.И. Селиверстова и др. можно выделить ряд условий повышения компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
1) наличие знаний о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии;
2) наличие знаний о причинах и факторах риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики;
3) умение наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении;
4) владение некоторыми коррекци-онными приемами работы [6].
Далее рассмотрим каждое из условий более подробно.
Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи. По данным авторов успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.
Также, по мнению Л.И. Беляковой, повышению педагогической компетенции родителей способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики. Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста. Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.
Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Также исследователями отмечено, что родители должны уметь наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей
является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей [10].
Родители под руководством квалифицированного специалиста могут обучиться приемам работы по развитию фонематического слуха, по выработке сильной и направленной воздушной струи, по подготовке органов артикуляции к постановке звуков, по автоматизации усвоенных на индивидуальных занятиях с логопедом навыков правильного произношения звуков в слогах, словах, фразах и связных высказываниях, по контролю за речью детей в различных ситуациях общения [6].
В работе с разными семьями используются различные методы, они варьируются в зависимости от состава семьи, культурного и образовательного уровня родителей, стиля семейного воспитания, типа взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка и т.д. Другими словами, в каждом отдельном случае определяются адекватные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом.
Логопед не просто сообщает родителям заключение и решение специалистов, а доступным языком рассказывает об особенностях их ребёнка, объясняет, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом следует учитывать условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того чтобы советы не оказались для семьи трудновыпол-
нимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.
В вопросе взаимодействия с родителями немало сложностей и противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.
Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекци-онным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным? Как построить свою работу?
Организация работы учителя-логопеда по повышению педагогической компетенции родителей детей с нарушениями речи должна строиться по направлениям, указанным в таблице [4].
Табл. 1. направления повышения педагогической компетенции родителей
детей с нарушениями речи
№ п/п Информационное просвещение Обучающее просвещение
1 Знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка
2 Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом
3 Знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия Формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе
ш о
X -О
о ¡£
3 £ о
>2 X
ф <0
^ вн
О С
о
X .0
н га
I-
о о
X IX
Ф Сй
с Го
ою * о
к 2 =
£| ш
о Ч с =£
ей Сй § р
О ф
£ и
о ^ ф ^
3
>.
ГО О. ст го Ф X С о
Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. К традиционным формам и методам работы можно отнести: анкетирование, семинары-практикумы, консультации, родительские собрания, открытые занятия, домашние задания.
Индивидуальные формы работы имеют преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями [3]. Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности
с детьми носят коррекционную направленность. Некоторые взрослые, не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. В ходе семинара-практикума или открытого занятия взрослые обучатся практическим приёмам работы с ребёнком. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела.
Таким образом, соблюдение родителями представленных в статье условий, позволит повысить у них педагогическую компетентность, что в свою очередь может сыграть существенную роль в преодолении нарушений речи у детей.
го
са ф
^
го ш
о <
<
го" ей о с; s
=3
<
uJ
Библиографический список
1. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 1. - С. 5-16.
2. Исследовательская деятельность [Текст]: словарь [Текст] / авт.-сост. Е.А. Шашенкова. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.
3. Кизимова, Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи [Текст] / Е.А. Кизимова // Логопедия. - 2011. - № 1. - С. 83-91.
4. Коротаева, И.А. Формы сотрудничества логопеда и родителей [Текст] / И.А. Коротаева // Логопедия. - 2010. - № 2. - С. 81-84.
5. Разумовская, Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми [Текст] / Е.Ю. Разумовская // Логопед в детском саду. - 2005. - № 5-6. - С. 28-34.
7. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» [Текст] / Н.А. Борисова и др.; под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. -М.: Владос, 2009. - 358 с.
8. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / авт.-сост. М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
9. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.
10. Тверская, О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи [Текст] / О.Н. Тверская // Логопедия. - 2010. - № 4. - С. 37-49.
11. Шумилова, Е.А. Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи / Е.А. Шумилова // Пленэр. - Челябинск. - 2014. - № 4. -С.118-124.
Referencеs
1. Alekhina S.V. The principles of inclusion in the context of changes in educational practice. Psykholog-icheskaia nauka i obrazovanie, 2014. Tom 19. № 1. P. 5- 6. [in Russian].
2. Research activities: Dictionary. M.: Perspectiva, 2010. P. 88. [in Russian].
3. Kizimova E.A. Interaction teacher-speech therapist with parents of children with speech disorders. Speech therapy. 2011. № 1. P. 83- 91. [in Russian].
4. Korotaeva I.A. Forms of cooperation speech therapist and parents. Logopedia. 2010. № 2. P. 83- 91. [in Russian].
5. Razumovskaya E.J. Interaction of speech therapist and parents in correctional work with children. Logoped v detskom sadu. 2005. № 5- 6. P. 28- 34.[in Russian].
6. Borisova N.A. et al. Special Family Pedagogy. Family Education of Children with Disorders: a course for students of the department of Preschool Pedagogy and Psychology Moscow: Vlados, 2009. P. 385. [in Russian]
7. Oleshko M.U., Uvarov V.M. Modern educational process: the basic concepts and terminology. M.: Kompania Sputnik +, 2006. P. 191. [in Russian].
8. Solodyankina O.V. Education a child with disabilities in the family. M.: ARKTI, 2007. P. 80. [in Russian].
9. Tverskaya O.N. Organization of interaction with the families of preschool children with speech disorders. Logopedia. 2010. № 4. P. 37- 49.
10. Shumilova, E. A. Interaction among parents, teachers and speech pathologists in the system of correctional assistance to children with speech disorders. Plener. Chelyabinsk. № 4, 2014. P. 118- 124. [in Russian].
Сведения об авторах: шумилова Елена Аркадьевна,
доктор педагогических наук, доцент, заведующий,
кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Shumilova Elena Arkadevna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Ковалева Алёна Александровна,
старший преподаватель, кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Kovaleva Alena Alexsandrovna,
Senior Lecturer,
Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
m о
S X .0
о
3 S
о E° 4Î3