УДК 340
Старостин Сергей Алексеевич
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административно-правовых дисциплин
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2, e-mail: [email protected]
Doctor of Law, Professor,
Professor of the Department of administrative
and legal disciplines,
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Shchetinina str., 2, Vologda, Russia, 160 002, e-mail: [email protected]
Sergey A. Starostin
Кириловский Олег Валерьевич
Oleg V. Kirilovskiy
старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин, Вологодский институт права и экономики ФСИН России,
160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2, e-mail: [email protected]
Senior lecturer of the Department of administrative
and legal disciplines,
Vologda Institute of Law and Economics
of the Federal Penal Service of Russia,
Shchetinina str., 2, Vologda, Russia, 160002,
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ БЛИЗКИХ
Аннотация. Одним из эффективных способов обеспечения государственной защиты сотрудников УИС и их близких является применение мер безопасности, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
В статье рассмотрены положения, определяющие порядок применения отдельных мер безопасности, в частности: обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; изменение места работы (учебы), перевод на другую работу (службу); переселение на другое место жительства.
Анализ отдельных положений данного закона и подзаконных актов в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице показал, что реализация указанной меры безопасности может применяться в отношении сотрудников УИС при назначении на должность. Формулировка «может» позволяет правоприменителю произвольно толковать ее смысл, в том числе инее пользу защищаемого лица.
Применение такой меры безопасности, как изменение места работы (учебы), перевод на другую работу (службу), переселение на другое место жительства, осуществляется в соответствии с Законом о государственной защите только в отношении сотрудников УИС и не может быть реализовано в отношении его близких, что является грубым нарушением их законных прав и свобод.
Авторами предлагаются пути и способы правового урегулирования выявленных недостатков путем внесения изменений и дополнений в законодательство РФ.
Ключевые слова: государственная защита, меры безопасности, сотрудники УИС, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; изменение места работы (учебы), перевод на другую работу (службу); переселение на другое место жительства.
FEATURES OF IMPLEMENTATION OF SELECTED SAFETY MEASURES IN RESPECT
OF EMPLOYEES OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM AND THEIR CLOSURES
Summary. One of the effective ways to ensure the state protection of officers of criminal-executive system and their relatives is the application of the security measures provided for in art. 5 of the Federal law of 1995 «On state protection of judges, officials of law enforcement and controlling persons»
In this article, an analysis is made of the provisions governing the application of individual security measures, in particular: ensuring confidentiality of information about the protected person; change ofplace of work (study), transfer to another job (service); relocation to another place of residence.
The analysis of certain provisions of the law on state protection and by-laws, regarding the confidentiality of information about the protected person, showed that the implementation of this security measure can be applied to the staff of the MIS when appointing to the post. The wording «may» allows the law enforcer to arbitrarily interpret its meaning, including not in favor of the protected person.
The application of such a security measure as; change of place of work (study), transfer to another job (service); relocation to another place of residence is carried out in accordance with the law on state protection only
© 2018 Старостин С. А., Кириловский О. В.
with respect to the personnel of the MIS and can not be realized with respect to his relatives, which is a gross violation of their legal rights and freedoms.
Taking into account the revealed shortcomings, the authors suggest ways and means from the legal settlement, by introducing amendments and additions to the legislation of the Russian Federation.
Keywords: state protection, security measures, employees of MIS, ensuring confidentiality of information about the protected person; change ofplace of work (study), transfer to another job (service); relocation to another place of residence.
Обеспечение безопасности персонала уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является одной из основных задач, стоящих перед ФСИН России. Таким образом, вопросы защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников УИС в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей являются актуальными и важными в настоящее время, что подтверждается показателями ведомственной статистической отчетности.
Так, в 2017 г. в учреждениях УИС зарегистрировано 174 (2016 г. - 194, 2015 г. - 188,
2014 г. - 187) случаев применения насилия, оскорблений, угроз, противоправных действий осужденных в отношении работников исправительных учреждений, с причинением вреда здоровью 46 (2016 г. - 41, 2015 г. - 46) сотрудникам. Из всех случаев применения насилия 169 совершены на территории учреждений и 5 за их пределами. По данным фактам возбуждено 224 (2016 г. - 269,
2015 г. - 247, 2014 г. - 196) уголовных дел, в том числе 14 (2016 г. - 14, 2015 г. - 21, 2014 г. - 9) по ст. 318 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), 46 (2016 г. - 79, 2015 г. - 63, 2014 г. - 33) по ст. 319 УК РФ, 165 (2016 г. - 175,2015 г. - 163,2014 г. - 154) по ст. 321 УК РФ [1].
Правовой основой деятельности по обеспечению безопасности государственных служащих являются нормы Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2] (далее - Закон о государственной защите). В качестве одних из объектов государственной защиты (ст. 2) выступают сотрудники учреждений и органов УИС.
Закон о государственной защите в ст. 5 предусматривает следующие меры безопасности:
1. Личная охрана, охрана имущества и жилища.
2. Выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты и средств оповещения об опасности.
3. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место.
4. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
5. Изменение места работы (учебы), перевод на другую работу (службу).
6. Переселение на другое место жительства.
7. Замена документов, изменение внешности.
Предложенный законодателем перечень мер безопасности, на наш взгляд, основан на результатах правоприменительной практики государственной защиты в зарубежных странах, у которых имеется длительный опыт ее использования, что подтверждают научные исследования в данной области [3, с. 194].
Применение мер безопасности является одним из основных средств обеспечения государственной защиты сотрудников УИС и их близких. Именно эти меры оказывают наиболее эффективное влияние на состояние защищенности сотрудников УИС в случае наличия угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью.
В научной и юридической литературе исследованию вопросов реализации первых трех мер безопасности уделяется достаточное внимание, однако значительных научных и практических исследований в области применения остальных мер безопасности не проводилось. Полагаем, это связано с их нечастным применением на практике из-за значительных финансовых и материальных затрат.
Одним из эффективных средств обеспечения личной безопасности сотрудника УИС при наличии угрозы его жизни, здоровью и уничтожения или повреждения имущества в связи с его служебной деятельностью является сохранение в тайне сведений о защищаемом лице. Закон о государственной защите (ст. 9) предусматривает в качестве средств обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице наложение на определенный срок запрета на выдачу данных о нем (персональных данных), находящихся у оператора.
К числу сведений конфиденциального характера относятся сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с законом о государственной защите принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц.
В соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом 2006 г. «О персональных данных», под персональными данными понимается любая информация, имеющая отношение (прямое либо косвенное) к конкретному физическому лицу, в том числе фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и проживания, семейное положение, доходы, наличие движимого и недвижимого имущества, профессия и др. Под оператором понимается физическое и юридическое лицо, государственный орган, муниципальный орган, самостоятельно или совместно с другими лицами осуществляющие обработку персональных данных, их состав, совершаемые действия (операции), определяющие цели их обработки данных [4].
Так, по мнению С. Н. Загородникова и Д. А. Максимова, указанными операторами могут выступать органы полиции, в том числе подразделения миграционного учета, ГИБДД, адресные бюро, справочные телефонные службы, государственные и иные информационно-справочные базы данных [5, с. 40-44].
Полный перечень органов и организаций, которые получили и располагают сведениями о защищаемом лице, еще до того как он приобрел данный статус, достаточно широк. По мнению А. В. Лукинского, воспроизвести полный их список и направить им соответствующий запрет достаточно сложно, если не сказать невыполнимо. Еще одной проблемой, которую обозначил автор, является то, что в определенных случаях объективно не представляется возможным выполнить поступивший запрет. Ярким примером является деятельность Пенсионного фонда России, когда запрет может вызвать приостановление выплат пенсий, пособий, единовременных выплат, начисления пенсионного стажа. К числу таких органов можно отнести Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, налоговые органы и т. д. [6, с. 115]. Данные проблемы остается актуальными, особенно в отношение близких сотрудника УИС, имеющих статус защищаемого лица, и не разрешенными по настоящее время.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о государственной защите в отношении сотрудника УИС конфиденциальность сведений может быть обеспечена при его назначении на должность. Выражение «может» предусматривает оценку какой-либо ситуации как возможной, вероятной [7, с. 187]. Правоприменитель, руководствуясь логикой законодателя, а также по своему усмотрению, вправе применять либо не применять указанное средство защиты в отношении сотрудника УИС при назначении его на должность. Аналогичное по смыслу содержание нормы, закрепленной п. 5 Правил осуществления меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице [8].
Запрет на выдачу персональных данных сотрудника УИС и его близких в случае осуществления в отношении их мер государственной защиты не является абсолютным и предусматривает исключения, а именно кроме случаев предоставления указанных сведений в рамках производства по уголовному делу по запросу судьи, прокурора, следователя, дознавателя, а также с разрешения органа, обеспечивающего безопасность, - руководителя подразделения собственной безопасности ФСИН России.
Отслеживание фактов обращения за получением данных о защищаемом лице позволяет подразделениям собственной безопасности выявить лиц, причастных к посягательствам на сотрудников УИС и их близких, либо установить их связи.
Руководители либо ответственные за исполнение данного решения должностные лица дают письменное обязательство о неразглашении сведений о защищаемом лице и предупреждаются об ответственности за его нарушение (ст. 17.13 КоАП РФ, ст. 320 УК РФ).
В результате исследования порядка и правил применения указанной меры безопасности в отношении сотрудников УИС и их близких необходимо отметить, что в ее реализации задействованы государственные, муниципальные и иные органы. Значительная часть указанных органов, которые располагают персональными данными сотрудников УИС, - это различные подразделения органов внутренних дел (подразделения миграционного контроля, ГИБДД и др.).
Еще одной мерой безопасности является перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства. В соответствии со ст. 10 Закона о государственной защите сотрудники УИС по их заявлению и с их согласия могут быть переведены на другое временное или постоянное место работы (службы) или учебы, а также
переселены на другое временное или постоянное место жительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения ч. ч. 2-3 этой статьи предусматривают применение меры безопасности в виде перевода на другую работу (службу) в отношении защищаемых лиц, которые назначаются (избираются) на должности высшими органами государственной власти РФ либо органами государственной власти субъектов РФ. Из числа сотрудников УИС ими могут быть директор ФСИН России и его заместители, которые назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ, а также все должностные лица, занимающие должности высшего начальствующего состава УИС, назначаемые Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В отношении указанных субъектов Закон о государственной защите определил, что подразделения собственной безопасности в целях исполнения меры безопасности в виде перевода на другую службу, изменения места службы уведомляют директора ФСИН России, который организует подготовку представления для назначения на новую должность защищаемого лица в установленном порядке.
В отношении всех остальных сотрудников УИС подразделения собственной безопасности центрального аппарата ФСИН России либо территориального органа УИС оказывают содействие сотруднику УИС, в отношении которого принято решение о применении указанной меры безопасности, в подборе должности, соответствующей занимаемой ранее должности, на постоянной основе либо временно. В случае если защищаемое лицо необходимо переводить на службу в другой субъект РФ, то необходимый пакет документов в отношении защищаемого лица направляется в подразделение собственной безопасности того территориального органа УИС, в котором предполагается несение его дальнейшей службы. Решение вопросов перевода на другое место службы сотрудников УИС в пределах ведомства не вызывает организационных проблем.
Сложнее применить указанные меры безопасности в отношении близких сотрудника УИС, поскольку законодатель в ч. 1 ст. 10 Закона о государственной защите предусмотрел применение указанной меры безопасности только в отношении защищаемых лиц, указанных в п. п. 1-12 ч. 1 ст. 2 указанного закона.
Таким образом, следуя логике законодателя, в отношении близких защищаемых лиц данная мера безопасности не может быть применена. В этой связи права и законные интересы данной категории лиц, на наш взгляд, грубо нарушены. В случае если сотруднику УИС - защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности необходимо переселение в другое место жительства, то его близкие (семья) должны переселяться вместе с ним. При этом близкие сотрудника вынуждены увольняться с прежней работы без гарантий восстановления на ней, в случае отмены меры безопасности и возращения на прежнее место жительства их жилищные и имущественные права также законодательно не обеспечены.
Подразделения собственной безопасности как основные субъекты в реализации мер безопасности обязаны близким защищаемых лиц оказывать консультативную и организационную помощь в поиске нового (постоянного либо временного) места работы, с привлечением органов занятости населения, органов местного самоуправления и образования [9, с. 26].
При устройстве защищаемого лица - сотрудника УИС и его близких на новое место работы (службы) за ними должно сохраняется право на восстановление в должности по прежнему месту работы (службы). При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета должно предоставляется жилье. При временном переезде на новое место жительства за сотрудником УИС и его близкими должно сохраняется право собственности на жилое помещение по прежнему месту жительства.
Однако Закон о государственной защите не предусматривает законодательного закрепления прав защищаемых лиц на сохранение за ними жилого помещения, занимаемого ранее, оплату расходов на его содержание, возмещение расходов на оплату проезда и провоза багажа к новому месту жительства, материальную помощь, сохранение возможности в случае отмены меры безопасности восстановиться на прежнем месте работы (службы).
Реализация переселения защищаемого лица на новое место жительства является трудоемкой работой, сопровождающейся решением множества сопутствующих проблем: учет прежнего уровня жизни, профессиональные навыки защищаемого лица и его близких, обеспечение их работой, соблюдение их имущественных прав и т. д. Соблюдение всех указанных аспектов накладывает отпечаток и на смету государственных расходов - соответственно в сторону их увеличения. Согласование указанной сметы достаточно длительный и проблематичный процесс. В связи с этим
необходимость финансирования мероприятий по реализации мер безопасности на уровне государственной программы во многом облегчит данный процесс.
Финансовые затраты сотрудника УИС, связанные с переездом на работу в другую местность, при исполнении указанной меры безопасности компенсируются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации 2003 г. «О размерах возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений» [10].
Нормы, указанные Постановлением Правительства, снимают только часть материальных затрат при реализации меры безопасности в виде перевода на другое место работы (службы), переселения на новое место жительства. Но оно не закрепляет порядок реализации данной меры безопасности. Например, кто и каким образом будет представлять имущественные интересы защищаемого лица по прежнему месту жительства, внесение платы на содержание жилого помещения, занимаемого ранее защищаемым лицом, предоставление материальной помощи в первые несколько месяцев при переезде на новое место жительства и ряд других правовых, финансовых и организационных вопросов. В отличие от реализации похожей меры безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие правосудию, все эти вопросы строго регламентированы нормативно [11].
Таким образом, подводя итоги, необходимо сделать ряд теоретических выводов и практических предложений по совершенствованию организации деятельности при применении отдельных мер безопасности в отношении сотрудников УИС и их близких.
Как показывает проведенный правовой анализ, порядок применения мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице и перевода на другую работу (службу), изменения места работы (службы) или учебы, переселения на другое место жительства урегулирован нормами федерального законодательства, подзаконными актами. Однако данные правовые нормы не отражают детальную регламентацию действий в отношении сотрудников УИС и их близких. В связи с указанным обстоятельством полагаем необходимым продолжить ведомственную нормотворческую деятельность по разработке новых нормативных актов, регламентирующих порядок применения отдельных мер безопасности.
В целях защиты сотрудников УИС от потенциальных угроз в связи с их служебной деятельностью необходимо исключить возможность вариативности применения меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице с одновременным вступлением их должность. На основании изложенного предлагаем изложить ч. 2 ст. 9 Закона о государственной защите в следующей редакции:
«В отношении лиц, перечисленных в пунктах 1-12 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, конфиденциальность сведений должна быть обеспечена одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность».
П. 5 Правил осуществления меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 2015 г., изложить в следующей редакции:
«В отношении лиц, перечисленных в пунктах 1-12 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, конфиденциальность сведений должна быть обеспечена одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность».
В целях защиты прав и законных интересов близких защищаемых лиц необходимо устранить правовой пробел в ст. 10 Закона о государственной защите, предусматривающей реализацию меры безопасности в виде перевода на другое место работы (службы), изменения места работы (службы), переселения на новое место жительства, закрепив в качестве объектов защиты в том числе и близких защищаемых лиц, а также их имущественные и трудовые права.
В связи с выявленными правовыми пробелами предлагается: ч. 1 ст. 10 Закона о государственной защите изложить в следующей редакции:
«По заявлению или с согласия защищаемых лиц они могут быть переведены на другое, временное или постоянное, место работы (службы) или учебы, а также переселены на другое, временное или постоянное, место жительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Для повышения эффективности реализации положений закона о государственной защите, должного финансового и материально-технического обеспечения выполнения мер безопасности
необходимо на правительственном уровне принять государственную программу финансирования мер безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов сроком на 5 лет (2018-2023 гг.). В Программе предусмотреть конкретные денежные ассигнования для их осуществления как между органами, обеспечивающими безопасность, так и на реализацию конкретных мер безопасности.
Библиографический список
1. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за
2014, 2015, 2016, 2017 гг. // Информационно-аналитические сборники ФКУ НИИИТ ФСИН России. Тверь, 2015. 29 е.; 2016. 32 е.; 2017. 33 е.; 2018. 39 с.
2. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ // Российская газета. 1995. 26 апр.
3. Николайчик В. М. Уголовный процесс США. М., 1981. 224 с.
4. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.
5. Загородников С. Н., Максимов Д. А. Чужие тайны и их защита; нормативно-правовые аспекты // Российский следователь. 2014. № 3. С. 40-44.
6. Лукинский А. В. Становление и развитие института государственной защиты (историко-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 185 с.
7. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразаовательный словарь русского языка. М.: Русский язык. 2000. 1233 с.
8. О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2015 № 705 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (ч. II). Ст. 4503.
9. Государственная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы: оперативно-розыскной и уголовно-процессуальный аспекты: учебное пособие / А. В. Сенатов и др. Владимир: Владимирский юридический институт ФСИН России, 2016. 63 с.
10. О размерах возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 187 // Российская газета. 2003. 8 апр.
11. Об утверждении правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2012 № 953 // Российская газета. 2012.26 сент.
References
1. Osnovnyye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy FSIN Rossii za 2014,
2015, 2016, 2017 goda [The main performance indicators of the penitentiary system of the FSIN of Russia for 2014, 2015, 2016, 2017]. Informatsionno-analiticheskiye sborniki FKU NIIIT FSIN Rossii [Information-analytical compilations PKJJ NIIIT of the Federal penitentiary service of Russia]. Tver', 2015. 29 p.; 2016. 32 p.; 2017. 33 p.; 2018. 39 p. [in Russian],
2. О gosudarstvennoy zashchite sudey, dolzhnostnykh lits pravookhranitel'nykh i kontroliruyush-chikh organov: Federal'nyy zakon ot 20.04.1995 № 45-FZ [On state protection of judges, officials of law enforcement and control authorities]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 1995, 26 apr. [in Russian],
3. Nikolaychik V. M. Ugolovnyy protsess SSHA [The Criminal Process of the United States], 1981,224 р. [in Russian],
4. О personal'nykh dannykh: Federal'nyy zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ [On personal data]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2006,29 iyul [in Russian],
5. Zagorodnikov S. N., MaksimovD. A. Chuzhiye tayny i ikh zashchita; normativno-pravovyye aspekty [Foreign secrets and their protection; regulatory and legal aspects]. Rossiyskiy sledovatel' [Russian investigator], 2014, no. 3, pp. 40-44 [in Russian],
6. Lukinskiy A. V. Stanovleniye i razvitiye instituta gosudarstvennoy zashchity (istoriko-pravovoye issledovaniye). Diss. kand. yurid. nauk [Formation and development of the institution of state protection (historical and legal research). Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2013,185 p. [in Russian],
7. Efremova T. F. Novyj tolkovo-slovoobrazovatel'ny slovar' russkogo yazyka [New explanatory-word-word dictionary of the Russian language]. Moscow: Russkiy yazyk, 2000,1233 p. [in Russian],
8. O poryadke zashchity svedeniy ob osushchestvlenii gosudarstvennoy zashchity, predostavleni-ya takikh svedeniy i osushchestvleniya mer bezopasnosti v vide obespecheniya konfidentsial'nosti svedeniy o zashchishchayemom litse: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14.07.2015 № 705 [On the procedure for protecting information on the implementation of state protection, the provision of such information and the implementation of security measures in the form of ensuring confidentiality of information about the protected person], Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2015, no. 29 (chast' II), st. 4503 [in Russian],
9. Gosudarstvennaya zashchita sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: operativno-rozysknoy i ugolovno-protsessual'nyy aspekty: ucheb. posobiye [State protection of the staff of the criminal-executive system: operational-search and criminal procedural aspects]. Vladimir: VYUIFSIN Rossii, 2016, 63 p. [in Russian],
10. O razmerakh vozmeshcheniya raskhodov pri pereyezde na rabotu v druguyu mestnost' rabot-nikam, zaklyuchivshim trudovoy dogovor o rabote v Federal'nykh gosudarstvennykh organakh, rabot-nikam gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov Rossiyskoy Federatsii i Federal'nykh gosudarstvennykh uchrezhdeniy: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 02.04.2003 g. № 187 [On the amount of reimbursement of expenses when moving to work in another locality to employees who have entered into a labor agreement on work in the Federal state bodies, employees of state extra-budgetary funds of the Russian Federation and Federal state institutions]. Rossiyskoy a gazeta [Russian newspaper], 2003, 8 apr. [in Russian],
11. Ob utverzhdenii pravil primeneniya mery bezopasnosti v vide pereseleniya zashchishcha-yemogo litsa na drugoye mesto zhitel'stva v otnoshenii poterpevshikh, svideteley i inykh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 21.09.2012 № 953 [On approval of rules for the application of security measures in the form of relocation of the protected person to another place of residence in relation to victims, witnesses and other participants in criminal proceedings]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2012,26 sent, [in Russian],