УДК 343.85
К вопросу о реализации меры безопасности в виде выдачи оружия, специальных средств и средств оповещения об опасности сотрудникам уголовно-исполнительной системы и их близким
о. в. кириловский - старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин ВИПэ ФСИН России
Реферат
Одним из эффективных способов обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких является применение мер безопасности, предусмотренных ст. 5 федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Применение меры безопасности в виде выдачи оружия и специальных средств наиболее целесообразно в отношении сотрудников пенитенциарной службы, поскольку они владеют табельным оружием, специальными средствами, обладают навыками обращения с ними.
Анализ отдельных положений данного закона и Порядка выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите, являющимся близким лицом сотрудника уголовно-исполнительной системы, показал наличие между ними противоречий в части отсутствия полномочий у органов и учреждений ФСИН России по выдаче оружия защищаемым лицам. Для устранения выявленного противоречия предлагается включить в соответствующий порядок органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
Еще один правовой пробел выявлен в ходе анализа оснований применения физической силы, оружия, специальных средств сотрудниками системы исполнения наказаний. Законодатель определил границы, в пределах которых может быть реализовано право на применение оружия, специальных средств и физической силы, а именно территории исправительных учреждений и следственных изоляторов. Однако правоприменительная практика показывает, что обеспечение личной безопасности защищаемого лица должно быть гарантировано и вне пределов территорий учреждений. В целях устранения соответствующего противоречия необходимо внести изменения в ст. 28 закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для расширения пределов применения оружия, специальных средств и физической силы вне территорий учреждений в случае реализации мер безопасности в отношении защищаемого лица.
Ключевые слова: государственная защита; меры безопасности; сотрудники уголовно-исполнительной системы; выдача оружия, специальных средств; меры государственного принуждения.
On the implementation of security measures in the form of the issuance of weapons, special means and means of alerting the personnel of the penal system and their relatives
o. v. kirilovsky - Senior Lecturer of the Department of Administrative and Legal Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
Abstract
One of the effective ways to ensure the state protection of employees of the penal system and their relatives is the application of security measures provided for in Art. 5 of the Federal Law «On State Protection of Judges, Officials of Law Enforcement and Control Authorities».
The use of security measures in the form of arms and special means is most expedient for the staff of the penal service since they possess the service weapon, special means and have the skills to use them.
The analysis of certain provisions of this law and the procedure for issuing weapons to persons subject to state protection, which is a close person of the officer of the penal system, showed the existence of contradictions between them in the absence of powers of the bodies and institutions of the Federal Penal Service of Russia to extradite weapons to protected persons. To eliminate the revealed contradiction it is proposed to include in the appropriate order the bodies and institutions of the penal system.
Another legal gap was revealed in the course of analysis of the grounds for the use of physical force, weapons, special means by the staff of the penal system. The legislator defined the boundaries within which the right to use weapons, special means and physical force can be realized, namely the territory of correctional facilities and remand centers. However law enforcement practice shows that ensuring the personal safety of the protected person must be guaranteed outside the territories of institutions too. In order to eliminate the corresponding contradiction it is necessary to amend Art. 28 of the Law «On institutions and bodies that carry out criminal penalties in the form of deprivation of liberty» to expand the limits of the use of weapons, special means and physical force outside the territories of institutions in the event of the implementation of security measures against the protected person.
Key words: state protection; security measures; staff of the Penal System; delivery of weapons; special means; measures of state coercion.
Оперативная обстановка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, остается сложной и напряженной. Так, на 1 января 2018 г. на их территориях зарегистрировано 971 преступление, что на 1,6 % больше, чем в 2017 г. Неблагоприятное состояние общей преступности в учреждениях неразрывно связано с уровнем защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких от противоправных посягательств. В 2017 г. возбуждено 224 уголовных дела по фактам неправомерных действий в отношении персонала учреждений со стороны осужденных, что на 17 % меньше, чем в 2016 г., но уровень посягательств на жизнь и здоровье персонала остается значительным. За тот же период причинен вред здоровью 46 сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности (2016 г. - 41), за пределами территорий учреждений зарегистрировано 5 случаев насилия (2016 г. - 4) [3].
Применение мер безопасности является одним из основных и эффективных средств обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких.
Применение мер безопасности в отношении защищаемого лица является гарантом его личной безопасности. По мнению Г. А. Майстренко, под личной безопасностью сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей подразумевается состояние защищенности их жизненно важных интересов от каких-либо угроз, как реальных, так и потенциальных [5].
Правовой основой в сфере обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких является федеральный закон «О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [10], ст. 5 которого предусматривает следующие меры безопасности:
1) личная охрана, охрана имущества и жилища;
2) выдача специальных средств и оружия;
3) помещение защищаемого лица в безопасное место на определенное время;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
5) изменение места работы (учебы), перевод на другую работу (службу);
6) переселение на другое место временного или постоянного жительства;
7) изменение внешности защищаемого лица, замена его документов.
Предложенный законодателем перечень мер безопасности, на наш взгляд, основан на результатах правоприменительной практики государственной защиты в зарубежных странах, имеющих длительный опыт ее использования, что подтверждают научные исследования в данной области. Указанные меры безопасности могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом, с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры [6, с. 19].
Первые три меры, согласно С. С. Галахо-ву, применяются в 95 % случаев и позволяют без привлечения значительных материальных и финансовых затрат результативно обеспечить безопасность защищаемых лиц из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких [1]. Одной из данных мер безопасности является выдача специальных средств и оружия.
Справедливо отмечено Г. Ю. Каримовой и Н. В. Маликовой, что выдача оружия сотрудникам ФСИН России как лицам, обла-
дающим навыками и владеющим табельным оружием, в случае если обеспечить личную охрану защищаемому лицу затруднительно, будет оптимальным способом обеспечить их безопасность [4].
В соответствии со ст. 7 рассматриваемого закона с учетом характера угрозы для здоровья и жизни лиц им могут быть выданы специальные средства, оружие, средства личной защиты и оповещения об опасности при условии, что обеспечить безопасность иными средствами невозможно. Оружие и специальные средства выдаются только во временное пользование, до момента устранения реальной угрозы.
Для удобства исследования вопроса реализации меры безопасности в виде выдачи специальных средств, оружия, на наш взгляд, ее необходимо рассматривать как совокупность определенных элементов, характеризующихся совершением последовательных действий, связанных, во-первых, с выдачей защищаемым лицам оружия, специальных средств, во-вторых, с пользованием оружием и специальными средствами (ношением, хранением, обращением и т. д.) и, в-третьих, с обстоятельствами их применения. Стоит отметить, что применение оружия и специальных средств не является обязательным и носит факультативный характер, поскольку связано с объективными обстоятельствами, не зависящими от воли защищаемого лица.
Проанализируем каждый этап, раскроем его содержание, правовую основу, выявим организационные и правовые недостатки и предложим пути их совершенствования.
Первым элементом реализации меры безопасности в виде выдачи специальных средств, оружия является их выдача, то есть совершение установленных действий, направленных на выявление оснований и соблюдение порядка ее производства. С учетом того что сотрудники уголовно-исполнительной системы в связи со своим должностным положением имеют право на хранение и ношение оружия, они могут получить свое табельное оружие на постоянное ношение. Порядок и условиях получения оружия предусмотрены приказом ФСИН России «Об утверждении инструкции о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы» [8].
Для получения оружия защищаемое лицо должно подтвердить наличие условий хранения оружия (металлический ящик с вну-
тренним замком, прикрепленный к полу и стене, к которому отсутствует свободный доступ посторонних лиц и детей), выполнить упражнения курса стрельб, сдать зачеты по знанию материальной части оружия и мер безопасности при обращении с ним.
Защищаемое лицо из числа близких лиц сотрудника уголовно-исполнительной системы при решении вопроса о выдаче ему оружия не должно иметь ограничений, установленных федеральным законом «Об оружии». По мере накопления практического опыта по применению мер безопасности увеличивается число близких лиц сотрудников, признаваемых в качестве защищаемых (родители, жена, муж, дети и т. д.). В случае необходимости выдачи им оружия порядок выдачи установлен постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» [7].
Анализ отдельных положений закона о государственной защите и указанного постановления в части выдачи оружия защищаемому лицу, являющемуся близким лицом сотрудника уголовно-исполнительной системы, показал наличие между ними противоречий.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 закона о государственной защите применение и осуществление мер безопасности, в том числе выдача оружия, возлагается в отношении сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их близких на указанные органы. Согласно п. 2 постановления выдача защищаемым лицам оружия осуществляется специальными подразделениями ряда органов, обеспечивающих выполнение мер безопасности (федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, таможенных органов и т. д.). В данном перечне учреждений и органов ФСИН России нет. Следовательно, на них возложена обязанность осуществления меры безопасности в виде выдачи оружия в отношении защищаемых лиц, являющихся близкими лицами сотрудников уголовно-исполнительной системы, однако непосредственная выдача ими оружия производиться не может. Данное противоречие должно быть устранено путем включения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в перечень субъектов, за которыми закреплена выдача оружия защищаемым лицам.
Вторым элементом реализации указанной меры безопасности выступают обстоятельства, определяющие условия и ха-
рактер пользования выданным оружием, специальными средствами (ношение, хранение, обращение с ними).
К боевому огнестрельному оружию, которое может быть выдано защищаемому лицу, можно отнести 5,45-мм пистолет самозарядный малокалиберный (ПСМ) и 9-мм пистолет Макарова, состоящие на вооружении уголовно-исполнительной системы. К оружию выдаются принадлежности (кобура, пистолетный ремешок и т. д.).
Защищаемые лица обязаны принять необходимые меры к сохранности выданного оружия, боеприпасов, специальных средств, соблюдать установленные требования к их ношению и хранению. В случае несоблюдения установленных законодательством правил обращения с оружием, а также порчи или утраты в отношении нарушителей могут быть применены меры государственного принуждения [9], выражающиеся в привлечении защищаемого лица к административной ответственности по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4-4.1 ст. 20.8 КоАП РФ («Нарушение правил хранения, ношения оружия и патронов к нему», «Ношение огнестрельного оружия лицом в состоянии алкогольного опьянения»), ч. 2-3 ст. 20.13 КоАП РФ («Стрельба из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах»). В случае нарушений лицом правил хранения или ношения выданного оружия, при этом если эти деяния повлекли наступление последствий в виде смерти человека или иные тяжкие последствия, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 224 УК РФ.
Стоит обратить внимание на особенности привлечения к ответственности за совершенные административные правонарушения защищаемыми лицами из числа сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Так, в соответствии ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники за совершенные административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность, кроме ряда административных правонарушений, указанных в ч. 2 данной статьи. Административные правонарушения в сфере нарушения правил хранения и ношения и обращения с выданным оружием, предусмотренные ч. 4-4.1 ст. 20.8 и ст. 20.13 КоАП РФ, среди правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5, законодателем не предусмотрены.
Таким образом, защищаемые лица из числа сотрудников ФСИН России, совершившие указанные правонарушения и преступления, подлежат дисциплинарной и уголовной ответственности соответственно, а защищаемые лица из числа близких или родных, не являющихся сотрудниками, за совершение тех же противоправных деяний подлежат административной и уголовной ответственности.
Заключительным (факультативным) элементом в реализации исследуемой меры безопасности в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких могут выступать обстоятельства, связанные с возникновением оснований для применения и непосредственным применением выданного оружия, специальных средств защищаемыми лицами.
Применение оружия и специальных средств защищаемыми лицами, а также сотрудниками подразделений, обеспечивающих их безопасность, осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном гл. 5 закона «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2] и ст. 24 закона «Об оружии».
В соответствии с законом «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют оружие, специальные средства и физическую силу на территории исправительных учреждений, прилегающих к ним режимных территориях. Применение специальных средств и оружия является одним из основных средств, обеспечивающих безопасность, и правовым средством государственной защиты сотрудников ФСИН России. Законодатель определил границы, в пределах которых данное право может быть реализовано сотрудниками для защиты своей жизни, здоровья и имущества, а также других граждан, находящихся на территории исправительных учреждений.
Как показывает ведомственная статистика, вред здоровью сотрудников в связи с выполнением ими служебных обязанностей причиняется в том числе и за пределами территорий учреждений уголовно-исполнительной системы.
Посягательства на имущество сотрудника и его близких также предполагают повреждение либо уничтожение различными общественно опасными способами (поджог, взрыв, разрушение и т. д.) его имущества
(квартира, загородный дом, дача, земельный участок, транспортное средство и т. д.), находящегося за пределами учреждения. Гарантировать защищаемым лицам, а также органам, обеспечивающим их безопасность, реализацию своего права на применение оружия, специальных средств и физической силы без правовой регламентации их применения за пределами учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов невозможно. Подобный правовой пробел должен быть устранен.
Таким образом, мера безопасности в виде выдачи специальных средств и оружия, применяемая в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких, является эффективным средством обеспечения безопасности защищаемых лиц, поскольку сотрудники имеют навыки обращения с табельным оружием.
В целях совершенствования порядка и правил применения указанной меры безопасности предлагается внести изменения в отдельные нормативные правовые акты:
1) в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» п. 2 изложить в следующей редакции:
2. Выдача защищаемым лицам оружия и боеприпасов к нему производится в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» специальными подразделениями органов внутренних дел,
органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, таможенных органов, органов государственной охраны, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также командованием соответствующих военных учреждений либо соответствующих органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются органы, обеспечивающие безопасность);
2) в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» абз. 1 ст. 28 изложить в следующей редакции:
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства, оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном Законом и другими законами, а в случае осуществления мер государственной защиты, предусмотренных законом от 2004.1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», защищаемые лица из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы, субъекты, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, - за пределами территории указанных учреждений.
щ список литературы
1. Галахов С. С. Правовые и прикладные проблемы применения мер безопасности в территориальных органах ФСИН России // Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите в современных условиях: вопросы теории и практики. 2015. № 2. С. 30-37.
2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
3. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах в 2017 году : информ. письмо ФСИН России от 26.02.2018 исх. № 03-12891. Документ опубликован не был.
4. Каримова Г. Ю., Маликова Н. В. Правовое регулирование выдачи оружия как меры безопасности, применяемой в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов // Российский судья. 2013. № 13. С. 37-40.
5. Майстренко Г. А. Безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы как государственная форма защиты и пути ее решения // Российский следователь. 2016. № 6. С. 43-45.
6. Пилипенко В. Г., Девяшин Д. Г. Правовые основы обеспечения личной безопасности сотрудника уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие. Томск, 2014.
7. О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите : постановление Правительства Рос. Федерации от 17.07.1996 № 831 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31. Ст. 3723.
8. Об утверждении инструкции о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 11.05.2006 № 223 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 6.
9. Старостин С. А. Проблемы производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4 (32). С. 16-19.
10. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов : федер. закон от 20.04.1996 № 45-ФЗ // Рос. газ. 1995. 26 апр.
■ references
1. Galahov S. S. Pravovye i prikladnye problemy primeneniya mer bezopasnosti v territorial'nyh organah FSIN Rossii [Legal and Applied Problems of Application of Security Measures in Territorial Bodies of the Federal Penal Service of Russia]. Deyatel'nost' organov vnutrennih del po obespecheniyu bezopasnosti lic, podlezhashchih gosudarstvennoj zashchite v sovremennyh usloviyah: voprosy teorii i praktiki - The activities of the internal affairs bodies to ensure the safety of persons subject to state protection in modern conditions: theory and practice. 2015. Iss. 2. P. 30-37. (In Russ.).
2. Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody : zakon Ros. Federacii ot 21.07.1993 № 5473-1 [On institutions and bodies that carry out criminal penalties in the form of deprivation of liberty: law of the Russian Federation from 21.07.1993 No. 5473-1]. Vedomosti S»ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta Ros. Federacii - Gazette of the Congress of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. Iss. 33. Art. 1316. (In Russ.).
3. O nedostatkah v organizacii rezhima i obespechenii nadzora za podozrevaemymi, obvinyaemymi i osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah v 2017 godu : inform. pis'mo FSIN Rossii ot 26.02.2018 iskh. № 03-12891 [On the shortcomings in the organization of the regime and the provision of supervision of the suspects, accused and convicted in prisons and pre-trial detention centers in 2017 : information letter of the Federal Penal Service of Russia from 26.02.2018 No. 03-12891]. Dokument opublikovan ne byl - The document was not published. (In Russ.).
4. Karimova G. YU., Malikova N. V. Pravovoe regulirovanie vydachi oruzhiya kak mery bezopasnosti, primenyaemoj v otnoshenii sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontroliruyushchih organov [Legal regulation of the issue of arms as a security measure applied to judges, law enforcement and regulatory officials]. Rossijskij sud'ya - The Russian judge. 2013. Iss. 13. P. 37-40. (In Russ.).
5. Majstrenko G. A. Bezopasnost' sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy kak gosudarstvennaya forma zashchity i puti ee resheniya [Safety of the staff of the penal system as a state form of protection and ways to solve it]. Rossijskij sledovatel' - Russian Investigator. 2016. Iss. 6. P. 43-45. (In Russ.).
6. Pilipenko V. G., Devyashin D. G. Pravovye osnovy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy ; ucheb. posobie [The legal basis for ensuring the personal safety of the officer of the penal system : tutorial]. Tomsk, 2014. (In Russ.).
7. O poryadke vydachi oruzhiya licam, podlezhashchim gosudarstvennoj zashchite : postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 17.07.1996 № 831 [On the procedure for issuing weapons to persons subject to state protection: Decree of the Government of the Russian Federation from 17.07.1996 No. 831]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii - Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. Iss. 31. Art. 3723. (In Russ.).
8. Ob utverzhdenii instrukcii o poryadke postoyannogo nosheniya i hraneniya boevogo ognestrel'nogo oruzhiya, boepripasov i special'nyh sredstv sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : prikaz FSIN Rossii ot 11.05.2006 № 223 [On approval of the instruction on the procedure for the permanent carrying and storage of firearms, ammunition and special means by the officers of the penal system : the order of the FSIN of Russia as of 11.05.2006 No. 223]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Journal of the penal system. 2008. Iss. 6. (In Russ.).
9. Starostin S.A. Problemy proizvodstva po administrativnym delam ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody [Problems of production in administrative cases on administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2015. Iss. 4 (32). P. 16-19. (In Russ.).
10. O gosudarstvennoj zashchite sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontroliruyushchih organov : feder. zakon ot 20.04.1996 № 45-FZ [On the State Protection of Judges, Officials of Law Enforcement and Supervisory Bodies: Federal Law from 20.04.1996 No. 45-FL]. Ros. gaz. - The Russian Newspaper. 1995. April 26. (In Russ.).
Обеспечение реализации свободы совести и свободы вероисповедания как средство исправления осужденных
а. м. рудаков - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России
Реферат
В статье предложено правовое и психолого-педагогическое обоснование включения обеспечения реализации свободы совести и свободы вероисповедания в состав средств исправления осужденных, предложена авторская модель такого обеспечения в форме политического информирования, философского и идеологического просвещения осужденных в опосредованной форме, которая предполагает именно свободный выбор, осуществляемый осужденными в направлении дополнения и изменения прежде сформированного у них мировоззрения.
В работе основной акцент сделан на формирование общественного мнения в среде осужденных и трансляцию его положений в их я-концепцию посредством убеждений. Эффективность предлагаемого механизма реализации гипотетического средства исправления осужденных в виде обеспечения реализации ими свободы совести и свободы вероисповедания обусловлена преодолением имеющегося
УДК 343.825