Научная статья на тему 'Осуществление государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Осуществление государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / STATE PROTECTION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / SECURITY PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов А. Н., Овчинников С. Н.

В статье авторы рассматривают вопросы обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипов А. Н., Овчинников С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of state protection of employees of penal system

In this article the authors consider issues of state protection ensuring of employees of penitentiary system and close persons.

Текст научной работы на тему «Осуществление государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы»

научно-методическое обеспечение

а. н. Антипов

A. N. ANTIPOV

ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

кандидат юридических наук,

доцент

С. н. овчинников

S. N. OVCHINNIKOV

заместитель начальника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат социологических наук, майор внутренней службы

Осуществление государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы

Implementation of state protection of employees of penal system

Аннотация. В статье авторы рассматривают вопросы обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких лиц.

Ключевые слова: государственная защита, уголовно-исполнительная система, безопасность, проблемы.

Abstract. In this article the authors consider issues of state protection ensuring of employees of penitentiary system and close persons.

Key words: state protection, penal system, security problems.

Конституция Российской Федерации не только закрепила права и свободы человека и гражданина, но и гарантировала их реализацию согласно общепризнанным принципам и нормам международного права [1].

Однако на функционирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), служебную деятельность работников значительное влияние оказывает целый набор факторов дестабилизирующего характера [2], которые обусловленны криминогенной запущенностью осужденных [3], перманентно усиливающимися негативными тенденциями в их среде. Соответственно в определенных ситуациях возникает потребность в осуществлении защиты личности, восстановлении ее нарушенных прав и свобод. В данных случаях государство посредством специальных структур и должностных лиц, в рамках реализации предоставленных им полномочий принимает все необходимые меры не только по обеспе-

чению безопасности человека, но и созданию условий для нормальной жизнедеятельности. Подобные меры действующим законодательством предусмотрены и в отношении УИС и членов их семей.

Правовую основу осуществления государственной защиты составляют:

■ Конституция Российской Федерации;

■ Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4] (далее - Закон об учреждениях и органах);

■ Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [5] (далее - Закон о государственной защите);

■ Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите

потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [6] (далее - Закон о защите потерпевших).

Вышеприведенные нормативные правовые акты раскрывают положения, закрепленные в ст. 45 Конституции РФ, устанавливающей конституционную гарантию государственной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 33 Закона об учреждениях и органах сотрудникам и членам их семей гарантируется личная безопасность. Закон об учреждениях и органах содержит указание на возможность применения нескольких видов мер обеспечения личной безопасности: обеспечение конфиденциальности сведений о месте жительства и установление режима ограниченного доступа к сведениям о месте прохождения службы сотрудника, а также выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения.

Закон о государственной защите расширяет перечень возможных для применения видов мер безопасности, а также распространяет свое действие на более широкий круг лиц. Закон о государственной защите именует лиц, подлежащих государственной защите, «защищаемыми лицами». К ним он относит судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких лиц. В данном случае угрозу близким лицам законодатель рассматривает как косвенную угрозу должностному лицу с целью воспрепятствовать его законной деятельности либо принудить его к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. К близким лицам законодатель относит близких родственников и иных лиц, перечень которых в Законе о государственной защите в полном объеме не раскрывается.

Закон о защите потерпевших несколько детализирует круг субъектов, обладающих правом на государственную защиту. Кроме непосредственных участников уголовного судопроизводства к защищаемым лицам, согласно п. 4.1. данного закона, относятся их близкие родственники, родственники и близкие лица. При этом анализ нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в области обеспечения государственной защиты,

свидетельствует об имеющихся серьезных пробелах. Например, четко не определены субъекты реализации государственной защиты (круг лиц, в отношении которых допускается применение мер безопасности), не установлен порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС вне пределов режимных территорий и т.д.

Отсутствие четких норм, регламентирующих возникающие правоотношения, приводит к необходимости их компенсации в правоприменительной практике. При этом, принимая во внимание возможные негативные последствия, которые могут возникнуть в результате правоприменения вышеперечисленных законов, круг субъектов, например, искусственно сужается. То есть практика идет по пути ограничительного толкования норм Закона о государственной защите. При наличии условий и оснований меры безопасности применяются, как правило, только в отношении сотрудника УИС и членов его семьи, к которым относятся супруга или супруг и дети сотрудника. Сужая круг лиц, в отношении которых допускается применение мер безопасности, сотрудники, с одной стороны, страхуют себя. С другой стороны, дилеммой становится вопрос - что делать, если возникает необходимость защиты иных лиц, которые не попадают в обозначенную категорию лиц [7], но через которых оказывается негативное воздействие на защищаемых лиц и возникает угроза нарушений их безопасности?

Также непростая ситуация складывается при обеспечении личной охраны защищаемых лиц, осуществление которой предполагает применение физической силы, специальных средств и оружия.

Исполнение меры безопасности в виде обеспечения личной охраны защищаемого лица осуществляется сотрудниками отделов специального назначения (далее - ОСН) территориальных органов УИС. Анализ деятельности сотрудников ОСН при обеспечении личной охраны предполагает необходимость прохождения ими специальной подготовки, направленной на формирование профессионально значимых навыков, применяемых при обеспечении безопасности защищаемого лица вне пределов режимных территорий УИС, в местах массового скопления людей и т.д. На-

научно-методическое обеспечение

ряду с этим представляется целесообразным в территориальных органах, в которых наиболее часто осуществляется государственная защита, в порядке эксперимента рассмотреть вопрос о создании в структуре ОСН отделения, на сотрудников которого возлагается исполнение функции по обеспечению личной охраны защищаемых лиц.

В настоящее время при применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники ОСН руководствуются статьей 28 Закона об учреждениях и органах, в которой определен перечень объектов, и в этих пределах сотрудники УИС правомочны применять вышеуказанные средства воздействия как должностные лица в порядке, установленном настоящим законом. За пределами определенных границ, где наиболее вероятно совершение противоправных действий в отношении защищаемого лица, сотрудники УИС, например, применяя оружие, руководствуются общими правилами согласно Федеральному закону от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» [8], действие которых распространяется на всех граждан Российской Федерации, имеющих оружие на законных основаниях.

В соответствии со ст. 5 Закона о государственной защите для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

■ личная охрана, охрана жилища и имущества;

■ выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

■ временное помещение в безопасное место;

■ обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

■ перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

■ переселение на другое место жительства;

■ замена документов, изменение внешности.

В 2013 году личная охрана применялась в 26,7 % случаев, столько же в процентном соотношении применялось обеспечение конфи-

денциальности сведений о защищаемых лицах; охрана жилища и имущества в 15,3 %, выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности в 26 %; иные меры безопасности применялись в 5,3 % (рис. 1).

Рис. 1 Распределение по видам применяемых мер безопасности в отношении защищаемых лиц; 1 - личная охрана; 2 - обеспечение конфиденциальности сведений; 3 - охрана жилища и имущества; 4 - выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты; 5 - иные меры безопасности.

То есть, больше всего применяются такие виды обеспечения безопасности как личная охрана, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности. Применение данных мер составляет в совокупности 79,4 % случаев. При этом необходимо отметить, что указанные меры безопасности нередко применяются в комплексе.

Выбор вида мер безопасности, предусмотренных Законом о государственной защите, зависит от складывающихся обстоятельств и определяется степенью и характером угрозы защищаемому лицу. Как показывает проведенный анализ, практика идет по пути комплексного решения данной проблемы. Пре-имущественно осуществляется личная охрана, охрана жилища и имущества, обеспечивается конфиденциальность сведений о защищаемом лице (лицах), а также эти меры могут быть дополнены выдачей оружия защищаемому лицу. Необходимо обратить внимание, что в то же время обеспечение личной охраны защищаемого лица не всегда сопровождается охраной его жилища и имущества или обеспечением конфиденциальности сведений о нем.

Кроме обстоятельств, имеющих отношение к личности защищаемого лица, значительное влияние на практику применения мер безопасности оказывает оперативная обстановка в регионе. Например, на долю Северо-Кавказского федерального округа приходится почти половина (43,8 %) от общего количества защищаемых лиц. В данном федеральном округе в целях обеспечения эффективной защиты преимущественно применяются меры безопасности, направленные на пресечение причинения непосредственного вреда жизни, здоровью и имуществу защищаемых лиц.

В целом анализ распределения территориальных округов по количеству защищаемых лиц (рис. 2) показал, больше всего защищаемых лиц приходится на Северо-Кавказский федеральный округ, меньше - на Приволжский и Сибирский федеральные округа. Не применялись данные меры в Дальневосточном федеральном округе.

Рис. 2 Распределения территориальных округов по количеству защищаемых лиц:

1 - Северо-Кавказский федеральный округ;

2 - Приволжский федеральный округ; 3 - Уральский федеральный округ; 4 - Сибирский федеральный округ; 5 - Дальневосточный федеральный округ; 6 - Центральный федеральный округ; 7 - Северо-западный федеральный округ; 8 - Юго-восточный федеральный округ.

Рассмотренные проблемы, как отметили участники Круглого стола, проведенного в марте 2014 года ФКУ НИИ ФСИН России совместно с УСБ ФСИН России, УРН ФСИН России, иными заинтересованными подразделениями, могли быть частично устранены с принятием ведомственного нормативного правового акта, проект которого разработан и направлен на согласование в установленном порядке. Устранение других указанных проблем требует вне-

сения изменений в действующие Федеральные законы.

Вопросы обеспечения государственной защиты в рамках данной статьи не являются исчерпывающими. В настоящее время сложилась определенная система обеспечения государственной защиты сотрудников УИС и их близких лиц, однако она требует совершенствования как в правовой регламентации, так и организационной деятельности. Особая актуальность решения данных проблем обусловлена тем, что принимаемые меры направлены на устранение угроз жизни, здоровью и имуществу защищаемых лиц и их близких, правовую защиту лиц, привлеченных к выполнению данной функции, в целом, способствуют повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы России, реализации положений Конституции Российской Федерации. ■

1. Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.

2. Антипов А. Н., Овчинников С. Н., Киселев Э. П. О некоторых дестабилизирующих факторах // Преступление и наказание. 2014. № 3. С. 14-16.

3. Характеристика осужденных: аналитический материал на 1 июня 2014 года /Под общей редакцией А. Н. Антипова, к. ю. н., доцента ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России. 2014. 59 с.

4. Закон от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.

5. Федеральный закон от 20.04.1995 №45-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. Ст. 1455.

6. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 23.08.2004. № 34. Ст. 3534.

7. Антипов А. Н. Право на безопасность // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 2. С. 25-29.

8. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.