Научная статья на тему 'Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС'

Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2278
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ / APPLICATION OF VIOLENCE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ УИС / STATE PROTECTION OF EMPLOYEES OF THE PENAL / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / DIVISIONS OF OWN SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцев А. В., Сенатов А. В.

В статье представлен обзорный материал о порядке применения мер государственной защиты в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких. Авторами рассмотрен порядок обеспечения безопасности и связанных с ним мер социальной и правовой защиты, исследуются нормативные правовые акты, данные ведомственной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудрявцев А. В., Сенатов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring of the state protection the penal system employees

The survey material highlights the measure application order of the state protection concerning the staff of the penal system and their close persons. The authors consider the order of ensuring of security measures and the related measures of social and legal protection, regulations. Also, the authors gives the data of departmental statistics.

Текст научной работы на тему «Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС»

10. Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудников УИС: приложение к приказу ФСИН России от 24.05.2010 № 240 (утратил юридическую силу в соответствии с приказом ФСИН России от 11.01.2012 № 4).

11. Кассационное определение Пермского краевого суда от 12.12.2011 по делу № 33-12632 //

Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ «Правосудие». -URL: http://oblsud.perm.sudrf.ru (дата обращения 14.12.2013).

12. СЗ РФ. - 02.08.2004. № 31. Ст. 3215; 28.11.2011. № 48. Ст. 6730.

13. СЗ РФ. - 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; 28.11.2011. № 48. Ст. 6730.

А. В. КУДРЯВЦЕВ A. V. KUDRYAVTSEV

заместитель начальника кафедры организации оперативной работы ВЮИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

А. В. СЕНАТОВ A. V. SENATOV

старший преподаватель кафедры организации оперативной работы ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС

Ensuring of the state protection the penal system employees

Аннотация. В статье представлен обзорный материал о порядке применения мер государственной защиты в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких. Авторами рассмотрен порядок обеспечения безопасности и связанных с ним мер социальной и правовой защиты, исследуются нормативные правовые акты, данные ведомственной статистики.

Ключевые слова: безопасность, применение насилия, государственная защита сотрудников УИС, подразделения собственной безопасности.

Annotation. The survey material highlights the measure application order of the state protection concerning the staff of the penal system and their close persons. The authors consider the order of ensuring of security measures and the related measures of social and legal protection, regulations. Also, the authors gives the data of departmental statistics.

Key words: safety, application of violence, state protection of employees of the penal, divisions of own safety.

В настоящее время деятельность сотрудников УИС сопряжена с посягательствами на их безопасность, различными угрозами в их адрес, а также их близких. За последние три года на 20,4 % увеличилось количество случаев применения насилия в отношении персонала на территории учреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности [1]. При этом наблюдается не только количественная тенденция роста применения насилия в отношении сотрудников учреждений УИС, но и повы-

шается тяжесть последствий подобных деяний. За этот период на 18,9 % увеличилось число сотрудников, которым был причинен вред здоровью или смерть в результате противоправных действий осужденных. Все это свидетельствует о необходимости применения дополнительных мер для обеспечения безопасности сотрудников УИС, членов их семей и иных лиц, а также сохранности их имущества. В целях создания надлежащих условий для их деятельности Федеральным законом «О государственной защите

13 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

-ф-

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2] определен круг лиц, на которых распространяется государственная защита жизни, здоровья и имущества.

В соответствии со ст. 2 рассматриваемого Федерального закона к числу субъектов, подлежащих государственной защите, наряду с другими лицами относятся и сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Защита сотрудников УИС предполагает проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности через систему мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов.

В систему государственной защиты сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы входят меры обеспечения их безопасности, правовой и социальной защиты.

Меры безопасности применяются уполномоченными на то государственными органами в целях защиты жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких, а также обеспечения сохранности их имущества. В соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в качестве мер безопасности сотрудников УИС выделяются следующие:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудников учреждений и органов УИС, а равно членов их семей и близких соответствующие органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях и иных лиц при посягательстве на их жизнь, здоровье и имущество.

Государственную защиту сотрудников учреждений и органов УИС осуществляют подразделения собственной безопасности УИС.

Подразделение собственной безопасности, получив заявление, обращение, информацию о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязано в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

О принятом решении, о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и начальнику учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица. При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.

Отказ в применении мер безопасности может быть обжалован защищаемым лицом, а также председателем суда (руководителем соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителем органа государственной охраны, начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), обратившимся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица, в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд. Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно.

Должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц либо в разглашении сведений об указанных мерах, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность,

[email protected] www.orfsin.ru 14

в случае их неисполнения, а равно разглашения сведений об осуществляемых мерах безопасности привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Для того чтобы воспрепятствовать законной деятельности сотрудников УИС либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность, преступники могут осуществить воздействие на их близких родственников. При посягательстве на их жизнь, здоровье и имущество применяются также меры государственной защиты.

При устранении угрозы безопасности защищаемого лица либо в случае возникновения иных оснований для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому лицу.

Согласно ведомственной статистике в отношении сотрудников УИС наиболее часто применяются следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах (рис. 1).

□ Личная охрана

■ Охрана жилища и имущества

□ Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты Выдача специальных средств индивидуальной защиты Временное помещение в безопасное место

□ Обеспечение конфиденциальности сведений

□ Перевод на другую работу

Переселение на другое место жительства

Рис. 1. Меры безопасности, применяемые в целях осуществления государственной защиты

Наряду с применением организационно-правовых мер обеспечения безопасности защищаемого лица немаловажное значение имеют и меры воспитательного воздействия на коллектив сослуживцев. По мнению опрошенных нами практических работников подразделений собственной безопасности территориальных

органов ФСИН России, одним из потенциальных источников утечки информации могут являться именно коллеги, которые в процессе службы становятся обладателями сведений формального и неформального характера о личной жизни защищаемого лица.

При применении мер безопасности подразделение собственной безопасности сталкивается с целым рядом проблем.

1. Нормативно-правовое регулирование. Отсутствуют механизмы реализации Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», которые включали бы в себя различного рода организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля. Также нормы, регулирующие данную деятельность, «разбросаны» по разным источникам, что создает преграды для решения комплекса проблем обеспечения безопасности сотрудников УИС.

Помимо этого следует отметить, что в рассматриваемом Федеральном законе отсутствует определенный комплекс мер по обеспечению безопасности сотрудников после завершения разбирательства по уголовному делу. Для решения данной проблемы следует учитывать международный опыт.

Например, в США за группой свидетелей закрепляют специалиста, который отслеживает их дальнейшую судьбу. В Нью-Йорке существует специальная телефонная линия для жертв преступлений. Позвонив на определенные телефонные номера, пострадавшие могут получить информацию о месте отбывания обвиняемым наказания и о предполагаемой дате его освобождения. Также пострадавший имеет возможность настроить автоматическое уведомление, которое поступит сразу после освобождения осужденного.

2. Правовая неосведомленность сотрудников УИС. Большинство сотрудников при возникновении угроз в их адрес, а также в адрес их близких даже не знают, к кому им обратиться, а также и не подозревают, что в отношении их могут осуществляться определенные меры безопасности.

Проведенный опрос среди сотрудников УИС показал, что только 45 % сотрудников учреждений при возникновении угроз в их адрес

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

2012 год

15 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

знают, что необходимо обратиться в подразделение собственной безопасности своего территориального органа УИС.

3. Проблема взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными органами при применении мер безопасности.

Обеспечение некоторых мер безопасности, таких как замена документов, перевод на другую работу или службу, переселение на другое место жительства, изменение места работы или учебы создает ряд проблем в оформлении различных документов.

4. Проблема финансирования. Существует ряд проблемных вопросов, касающихся финансового обеспечения мер безопасности, так как осуществление некоторых из них требует значительных финансовых затрат.

Государством не предусмотрены программы, касающиеся финансирования обеспечения безопасности сотрудников учреждений и органов УИС. Следует отметить, что в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства функционирует государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы», объем финансирования которой составляет 1603,99 млн руб. [3].

5. Проблема менталитета. Большинством сотрудников угрозы, поступающие в их адрес, не воспринимаются всерьез, хотя порой представляют собой реальную опасность. Опрос респондентов показал, что в отношении 32 % сотрудников УИС поступали угрозы со стороны спецконтингента, и только 6 % сотрудников угрозы, поступающие в их адрес, воспринимали всерьез.

6. Обеспечение конфиденциальности сведений. Преступникам без проблем удается добыть сведения о тех или иных сотрудниках и их близких.

Для решения данных проблем предлагается:

1. Консолидировать нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности сотрудников учреждений и органов УИС, а также закрепить в законодательных актах порядок и особенности применения отдельных мер безопасности, за исключением выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты.

2. Для решения проблемы правовой неосведомленности сотрудников УИС следует про-

водить дополнительные занятия в рамках служебной подготовки, а также освещать данную проблему в СМИ.

3. Законодательно закрепить механизм взаимодействия органов ФСИН России с органами полиции, ФМС России и другими правоохранительными органами при осуществлении мер безопасности.

4. Разработать и утвердить соответствующую программу для реализации Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а именно программу финансирования конкретных мер безопасности с определением денежных средств, необходимых для осуществления той или иной меры безопасности.

5. Включить информацию о персональных данных сотрудников правоохранительных органов в перечень сведений, составляющих государственную тайну, и внести соответствующие изменения в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».

Отдельно необходимо остановиться на правовой и социальной защите сотрудников учреждений и органов УИС.

Понятия «социальная защита» и «правовая защита» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовые нормы не исключают норм общественных. При закреплении социальных мер защиты в нормах права они одновременно становятся и мерами правовой защиты. Следовательно, социальную и правовую защиту следует рассматривать как совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии и обеспечивающих их реализацию [3].

Следует отметить, что социальная защита по своей сути является общественной. Она определяется исходящими от общества и отдельных его членов установками нравственного характера, сложившимися традициями, общепринятыми нормами поведения и др. Социальная защита выражается в виде льгот или преимуществ, предоставляемых сотрудникам учреждений и органов УИС, и в форме определенных денежных выплат, материальных благ и услуг.

В свою очередь, правовая защита обеспечивает реализацию прав, предупреждение случаев их нарушения и восстановление уже нарушенных прав. Ее можно представить как форму реализации права в виде соблюдения,

[email protected] www.orfsin.ru 16

использования или применения правовых норм. Соблюдение правовых норм - это совершение активных действий при осуществлении обязывающих, предписывающих норм.

Правовые гарантии рассматриваются как специальные нормативные правовые средства, обеспечивающие неуклонное исполнение требований права всеми участниками общественных отношений, - в частности, недопущение произвола со стороны органов и должностных лиц по отношению к сотрудникам УИС, а также восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей законности.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» персонал учреждений, исполняющих наказания, а также члены семей персонала находятся под защитой государства [4]. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала учреждений, исполняющих наказания.

Правовая и социальная защита приобретают реальное значение только в единстве фактической и правовой основ.

Федеральными законами гарантируется социальная защита сотрудников УИС и членов их семей [5]. В случае причинения защищаемым лицам в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным содержанием) и назначенной им в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

В случае гибели (смерти) указанных лиц, в том числе уволенных, ушедших или удаленных в отставку, вследствие причинения им те-

лесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы (денежного содержания) погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы (денежного содержания) среднемесячная заработная плата (среднемесячное денежное содержание) погибшего делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) должностного лица, указанного в части первой настоящей статьи, или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью данного лица.

Таким образом, под государственной защитой сотрудников учреждений и органов УИС следует понимать основанную на законах и подзаконных нормативных правовых актах деятельность подразделений собственной безопасности, заключающуюся в комплексном применении системы мер безопасности, социальной и правовой защиты, в целях обеспечения прав и законных интересов данных лиц, защиты жизни и здоровья, а также возмещения причиненного им вреда. Обеспечение государственной защиты является одним из приоритетных направлений деятельности учреждений и органов УИС и требует на современном этапе самого пристального внимания в плане разработки рекомендаций по организации и тактике ее осуществления. ^

17 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.