3. Инвестиции в основной капитал. Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации /Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-momtor/pok-monitor.html
4. Карта кластеров России. Проект Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗНИУ ВШЭ // http://clusters.monocore.ru/
5. Кашбиева Р.Р. Кластер: экономический эффект // Четвертая ежегодная всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе»: материалы научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Ожгибасовой. — Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. — С. 158-160.
6. Кашбиева Р.Р., Васильев В.Л. Кластер: социальный эффект //Труды международной научно-практической интернет-конференции «Новая экономика: теория и реальность» / Под ред. О.Е.Малых. — Уфа: БАГСУ, 2010. — С. 63-66.
7. Кашбиева Р.Р. Оценка эффективности функционирования кластеров в современной экономике //Российский регион: управление инновационным развитием в условиях мирового финансового кризиса: всероссийская науч.-практ. конф. [материалы]. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. — С. 422-426.
8. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе (теоретико-методологический аспект). Дисс. на соискание д. экон. наук. — Казань, 2006.
9. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 33 (51). — С. 34-37.
10. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / колл. авт. под рук. Т.В. Усковой. — Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. — С. 136-142.
11. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2015 года // Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») //http:// raexpert.ru/ratings/regions/2015/
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
В.А. Орлов,
представитель генерального директора Публичного акционерного общества «Сибур» (г. Благовещенск),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются особенности реализации инвестиционных проектов при выполнении федеральных целевых программ. Показывается, что формирование и реализацию инвестиционных проектов необходимо осуществлять с учетом согласования интересов различных уровней государственного управления целевыми программами. На основании критериев, характеризующих интересы каждого из уровней, производится выбор инвестиционных проектов. Окончательный отбор инвестиционных проектов для реализации целевых программ производитсяс учетом дополнительных показателей, основанных на финансовых, экономических, бюджетных и социально-экологических критериях.
Ключевые слова: целевая программа, бюджетные инвестиции, инвестиционный проект, согласование интересов, показатель эффективности
УДК 330.242 ББК 65.9
В условиях ограничения финансовых ресурсов, нестабильности и закрытости внешних финансовых рынков особое значение приобретают программно-целевые методы управления экономическим развитием регионов и муниципалитетов Российской Федерации. В сложившейся неблагоприятной финансовой и экономической конъюнктуре возникает объективная необходимость использования бюджетных средств для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социально-экологической политики регионов и муниципалитетов нашей страны. Для этих целей формируются и реализуются Федеральные целевые и Федеральные адресные инвестиционные программы — далее ЦП представляющие собой документ, устанавливающий распределение в соответствии с федеральным законом средств федерального бюджета (бюджетных ассигнований) на реализацию инвестиционных проектов в рамках ЦП [1, 2].
Орган государственной власти РФ, распределяющий средства федерального бюджета (Главный распорядитель средств федерального бюджета) руководствуется следующими принципами приоритетного расходования бюджетных ассигнований в планируемом периоде реализации ЦП [1]:
• обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
• соблюдение условий адресности и прозрачности принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
• концентрация инвестиционных бюджетных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством;
• обеспечение преемственности федеральных инвестиционных бюджетных ассигнований путем включения в первую очередь переходящих объектов, на которые в предшествующие годы использовались средства федерального бюджета).
Таким образом, ЦП являются инструментом государственного управления экономическим развитием регионов и муниципалитетов РФ, а инвестиционные проекты рассматриваются как управляющие воздействия в этой системе государственного управления.
Такая система государственного управления представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, включающую в себя:
• государственные организации на федеральном макроуровне обычно в лице Министерство экономического развития РФ и/или соответствующих министерств, отвечающих характеру формируемой ЦП;
• региональные государственные организации (мезо-уровень), обычно ответственные за подбор государственных и/или частных компаний для реализации инвестиционных проектов;
• государственные и/или частные компании (микро-уровень) -далее компании, отобранные для выполнения непосредственно инвестиционных проектов в рамках ЦП.
Государственные организации федерального уровня представляют общегосударственные интересы, для реализации которых формируются целевые программы и необходимые инвестиционные проекты для их выполнения. Организации регионального уровня представляют экономические и социально-экологические интересы своего региона. Государственные и/или частные компании микро-уровня имеют свои экономические и финансовые интересы. В данной многоуровневой иерархической системе управления экономические, социально-экологические и др. интересы уровней не всегда совпадают. Поэтому задачу эффективной реализации инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ необходимо решать с учетов согласования интересов различных уровней управления.. [3]
Управление инвестиционными расходами федерального бюджета в рамках ЦП осуществляется с помощью выбора инвестиционных проектов. Для этих целей в процессе формирования ЦП организации федерального уровня разрабатывают альтернативные инвестиционные проекты. Выбор инвестиционных проектов производится на основании критериев, которые удовлетворяют интересам каждого из уровней.
Интересы федерального уровня заключаются в реализации ЦП за выделенные бюджетные средства. При этом, если возможно, осуществляется минимизация этих бюджетных ассигнований при условии выполнения всех целей и задач ЦП на основе оптимизации инвестиционных проектов. В случае государственно-частного партнерства интересы организаций федерального уровня состоят также в привлечении максимального объема сторонних финансовых средств.
Поэтому в качестве критериев на федеральном уровне, на основании которых осуществляется выбор инвестиционных проектов в процессе выполнения процедур согласования, выбираются бюджетные расходы и/или привлечение сторонних финансовых средств.
Вместе с тем бюджетное финансирование инвестиционных проектов производится с учетом нормативной величины минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета субъекта РФ, которая определяется по следующей формуле [4]
Y = (0,1 + 0,4Ч(БО, - БОт|п)) / (БОтах - БОт|п) (1)
Здесь:
• Y| значение минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета i-го субъекта РФ в общей сумме бюджетных, направляемых на финансирование проекта, в соответствующем финансовом году;
• БО| _ уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта РФ с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в соответствующем финансовом году [5];
• БО и БО _ соответственно минимальный и мак-
т|п тах
симальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в соответствующем финансовом году [5].
Пусть Y есть, рассчитанный по формуле (1), суммарный минимальный уровень бюджетного финансирования инвестиционных проектов рассматриваемой ЦП. Тогда в соответствии с процедурами метода последовательных уступок для достижения эффективного управления ЦП для регионального уровня осуществляется уступка, суть которой заключается в увеличение Y на некоторую допустимую с точки зрения организаций федерального уровня величину _ SY. В случае государственно-частного партнерства федеральные организации, в целях согласования с региональными структурами процесса формирования инвестиционных проектов, задают величину возможной уступки для снижения максимальной величины привлечения частных (сторонних) денежных средств.
Организации регионального уровня, с учетом сделанных согласований с федеральным уровнем и на основании критериев отражающих собственные интересы осуществляют выбор инвестиционных проектов. Критериями выбора в данном случае являются бюджетные ассигнования и бюджетные поступления
организациям регионального уровня в процессе реализации отобранных инвестиционных проектов. Для привлечения компаний региональные структуры делают им возможные (с точки зрения своих интересов) уступки — предоставление различных преференций (налоговых и других).
Компании с учетом сделанных уступок и на основании своих экономических и финансовых интересов согласовывают с регионами набор инвестиционных проектов.
Таким образом, процедура согласования экономических интересов в случае децентрализованного управления реализацией ЦП осуществляется с помощью выбора соответствующих инвестиционных проектов, удовлетворяющих критериям каждого из уровней. Данная многоуровневая система управления состоит из трех элементов (компонентов): федерального уровня, регионального уровня и государственных и/или частных компаний, выбранных для выполнения инвестиционных проектов в рамках ЦП (рис.1).
Федеральный Критерий - привлечение
уровень сторонних финансовых средств
Региональный Критерий - бюджетные
уровень ассигнования
Согласование по налогам и др. местным сборам
Уровень Компаний Критерий — экономические и финансовые интересы
Рис. 1. Схема межуровневых согласований интересов
системы государственного управления целевыми программами
Для каждого набора возможных уступок в процессе согласования выбираются те инвестиционные проекты, которые доставляют максимальные (экстремальные) значения выбранным уровневым критериям. Окончательный выбор инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ целесообразно осуществлять с использованием дополнительных показателей, основанных, например, на финансовых, экономических социально-экологических критериях (показателях) реализации инвестиционных проектов.
В том случае, когда имеет место государственная поддержка в виде бюджетных ассигнований, то эффективность инвестиционных проектов оценивают по одному из следующих показателей [4]: показатель финансовой эффективности, показатель экономической эффективности, показатель бюджетной эффективности и показатель социального эффекта.
Показатели финансовой эффективности для оценки инвестиционных проектов определятся как чистая приведенная стоимость проектов (Net Present Value NPV) и внутренняя норма доходности проектов (Internal Rate of Return, IRR) [4]. Инвестиционный проект считается финансово эффективным в том случае, когда рассчитанное фактическое значение показателя чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта положительно и фактическая внутренняя норма доходности, превышает средневзвешенную стоимость капитала инвестиционного проекта за период его реализации. Средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC) представляет собой среднюю процентную ставку по всем источникам финансирования инвестиционного проекта. [6].
Показатель экономической эффективности инвестиционных проектов представляет собой интегральный индикатор равный части суммарного произведенного объема валового регионального продукта в субъекте РФ в результате реализации данного инвестиционного проекта в рамках ЦП. На практике данный показатель экономической эффективности инвестици-
онного проекта определяется из соотношения суммы годовых реальных объемов добавленной стоимости, генерируемой этим проектом, и суммы годовых объемов валового регионального продукта, приведенных к денежной форме [4].
Бюджетная эффективность инвестиционного проекта будем измерять показателем равным отношению всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ, в результате реализации данного проекта, к дисконтированному объему бюджетных инвестиций в этот проект. Инвестиционный проект считается соответствующим критерию бюджетной эффективности, в том случае если фактическое значение индекса бюджетной эффективности превышает 1.
Показатели социально-экологической эффективности инвестиционных проектов характеризуются [4]:
• уровнем занятости трудоспособного населения;
• уровнем обеспеченности населения благоустроенным жильем;
• улучшением состояния окружающей среды и экологическими условиями;
• доступностью и качеством услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Также к социально-экологической эффектам можно отнести снижение заболеваемости населения, улучшение условий труда и сохранение природных ресурсов.
Существуют два основных метода оценки социально-экологических эффектов: с применением методик, учитывающим влияние этих эффектов на выбранные интегральные макроэкономические индикаторы; оценка с помощью экспертных
процедур на основе мнений экспертов — специалистов по социально-экологическим вопросам.
Социально-экологической ситуацию в регионе, или муниципальном образовании целесообразно описывать единым интегральным показателем, характеризующим как качество жизни населения, так и уровень антропогенной нагрузки на территорию. С помощью такого интегрального показателя осуществляется редукция перечисленных социально-экологических эффектов, поскольку не все элементы этого эффекта выражаются в денежных единицах. Определение показателя социально-экологической эффективности инвестиционных проектов может быть осуществлено с помощью методики оценки качества жизни [7], на основе интегрального индикатора, включающего в себя соответствующие характеристи ки качества жизни. Сбор и анализ информации для реализации данной методики является отдельная масштабная научная задача.
Таким образом, формирование и реализация инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ необходимо осуществлять с учетов согласования интересов различных уровней многоуровневой иерархической системы государственного управления экономическим развитием регионов и муниципалитетов РФ. При этом инвестиционные проекты являются управляющими воздействиями в этой системе управления. Выбор инвестиционных проектов в процессе согласования производится на основании критериев, которые характеризуют интересы каждого из уровней. После выполнения процедур согласования финальный отбор инвестиционных проектов для реализации целевых программ следует производить с использованием дополнительных показателей, основанных на финансовых, экономических, бюджетных и социально-экологических критериях.
Литература
1. Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/ (дата обращения: 22.06.2016).
2. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении правил формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы»URLhttp://govemment.ш/docs/all/73936/ (дата обращения: 22.06.2016).
3. Егорова Н.Е., Иванов К.А., Лугин В.Г. Реализация метода последовательных уступок в системе управления ЖКХ // Теория и практика институциональных преобразований в России: Сб. научных трудов под ред. Б.А. Ерзнкяна. Вып. 31. — М: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 139-144.
4. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 октября 2009 г. № 493 «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» URL: https:// rg.ru/2010/01/29/metodika-dok.html(дата обращения: 22.06.2016).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации» URL: http://govemment.ш/docs/all/50542/(дата обращения: 22.06.2016).
6. Теннент Д. Управление денежными потоками: Как не оказаться на мели = Guide To Cash Management How To Avoid A Business Credit Crunch. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 208 с.
7. Айвазян С.А. Сравнительный анализ интегральных характеристик качества жизни населения субъектов Российской Федерации. — М. : ЦЭМИ РАН, 2001. — 65 с. — (Препринт / Рос. акад. наук., Центр. экон.-мат. ин-т. — Препринт № WP/2001/125/).