УДК 336.145
Совершенствование программно-целевого бюджетирования инвестиционных и инновационных проектов
В статье анализируются нормативно-правовые, методологические, финансовые, и организационные аспекты программно-целевого бюджетирования, применяемые при реализации современных инвестиционных и инновационных программ и проектов. Рассматриваются особенности государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Особое внимание уделяется созданию и развитию территориальных инновационных кластеров, их бюджетированию в условиях внедрения программного бюджета на региональном уровне.
Ключевые слова: программно-целевое бюджетирование; инвестиции; инновации; кластер.
This article analyzes the legal, methodological, financial and organizational aspects of program and performance-based budgeting applied in implementation of modern investment and innovation programs and projects. It reviews features of the State program «Economic development and innovation economy». Special attention is given to the creation and development of regional innovation clusters, their budgeting in terms of program budget implementation at the regional level.
Keywords: software-focused budgeting; investment; innovation; cluster.
Бикалова Надежда Александровна
канд. экон. наук,
доцент кафедры теории
финансов Финансового
университета
E-mail: bikalova@yahoo. com
Сущность программно-целевого бюджетирования
Программно-целевое бюджетирование (далее — ПЦБ) как инновационный элемент реформирования бюджетного процесса является одним из важных направлений современной бюджетной политики1 и представляет собой действующую на всех
1 В Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013—
2015 годах», определяющем ее стратегические и тактические задачи в очередном финансовом году и соответствующем пла-
стадиях бюджетного процесса систему управления бюджетными ресурсами, которая обеспечивает эффективное распределение бюджетных расходов и их использование по программам, разрабатываемым на основе долгосрочных стратегических целей и приоритетов государственной политики государства, с общественно-значимыми результатами от их реализации. ПЦБ основано на экономико-математическом моделировании, при котором промежуточные интегральные параметры агрегируются в рассчитанные на основе математических методов комплексные интегральные показатели, характеризующие социально-экономическую, демографическую, экологическую результативность программ.
В настоящее время ПЦБ связано с переходом к программному бюджету на федеральном и региональном уровнях, предназначенному для
новом периоде, подчеркнута важная роль ПЦБ для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их выполнением.
дальнейшей оптимизации бюджетного процесса и повышения эффективности государственных финансов. Программный бюджет предполагает структурирование всех расходов бюджета на комплекс ГП, которые построены по принципу «матрешки» и включают долгосрочные, федерально-целевые и ведомственные программы, нацеленные на выполнение стратегических и тактических задач государства2.
Поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности, обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются приоритетами Правительства РФ на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.
Внедрение элементов программного бюджета в бюджетный процесс
Реальное внедрение элементов программного бюджета в бюджетный процесс началось с федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. Ранее в федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. была введена практика формирования аналитического распределения бюджетных ассигнований по государственным программам (далее — ГП). В 2012 г. «функциональная» структура расходов федерального бюджета была преобразована в «программную», а также было осуществлено аналитическое распределение расходов по ГП, подпрограммам, которые включают федеральные целевые программы, и по основным мероприятиям — ведомственные целевые программы. Следующий бюджетный цикл (федеральный бюджет на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.) планируется полностью построить на «программной» базе.
В проекте разработанного Минэкономразвития России федерального закона «О государс-
2 С учетом Концепции долгосрочного развития до 2020 г., Долгосрочного прогноза социально-экономического развития, Долгосрочной бюджетной стратегии до 2020 г., отраслевых стратегий и программ.
твенном стратегическом планировании» также подчеркнута необходимость перехода к программной структуре расходов бюджетов и определена ключевая роль ГП в системе документов стратегического планирования. Разработан проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. (далее — Программа)3, целью которой является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития путем совершенствования правоприменительной практики новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс4 названо в числе основных задач Программы наряду с необходимостью дальнейшего стимулирования программно-целевого бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации, треть которых уже перешла на программные бюджеты. Кроме того, предполагается поощрение в форме грантов за счет средств федерального бюджета дальнейшей реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
В план реализации Программы на 2013 г. включены три мероприятия, непосредственно относящихся к программному бюджету:
1) приведение целевых индикаторов и финансового обеспечения «базового» варианта, утвержденных (одобренных) ГП, в соответствие с предельными объемами расходов на их реализацию на период до 2020 г.5;
2) подготовка предложений по консолидации (укрупнению) субсидий бюджетам регионам,
3 Разработан в соответствии с Бюджетным посланием «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».
4 Другие задачи Программы включают упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований; реализацию мер по повышению эффективности бюджетных расходов; повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления; а также открытость и прозрачность управления общественными финансами.
5 Мероприятие должно быть реализовано распоряжением Правительства РФ ответственными исполнителями ГП в III квартале 2013 г.
предоставляемых в рамках ГП в целях создания условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов6;
3) определение порядка формирования долгосрочной бюджетной стратегии7.
Поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности, обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются приоритетами Правительства РФ на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. Бюджетные ассигнования направляются на поддержку развития инноваций, ориентированных на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности, способствующих решению задач модернизации экономики, на обеспечение в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечение и закрепление в ней молодых ученых8.
Государственная поддержка инновационных и инвестиционных проектов
Доказательством весомой государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов является тот факт, что из 43 ГП федерального уровня в раздел 2 «Инновационное развитие и модернизация экономики» Перечня государственных программ Российской Федерации9 включены 17 ГП, в том числе «Развитие науки и технологий», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и т. д.
6 Соответствующий доклад в Правительство РФ в IV квартале 2013 г. должны подготовить Минфин России, Минрегион России и Минэкономразвития России.
7 Минфин России и Минэкономразвития России в 2-х месячный срок после принятия изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части управления государственными финансами, а также требований, определяемых долгосрочной бюджетной стратегией, обязаны представить проект постановления Правительства РФ.
8 Основные направления бюджетной политики на 2013 и плановый период 2014 и 2015 гг.
9 Утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010
№ 1950-р с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства РФ от 06.12. 2012 № 136-р.
За последние годы существенно усовершенствовалась нормативно-правовая база в сфере инноваций и инвестиций. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (раздел «Формирование институциональной среды инновационного развития»), определена цель экономической политики на среднесрочную перспективу — согласованное и эффективное развитие институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны. Однако, например, в 2010 г. расходы федерального бюджета по разделу «Экономическое развитие» составили 0,13% от общего объема расходов федерального бюджета, что является наименьшим показателем расходов по разделам классификации расходов10.
Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность Российской Федерации и ее конкурентоспособность на мировом уровне
Правительство РФ утвердило 1 июля 2010 г. План мероприятий по реализации мер, направленных на совершенствование инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности в российской экономике, и приняло постановление от 14.12.2010 № 1016 «Об утверждении правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов». Позднее были утверждены Федеральные законы от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и от 16.11.2011 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиции в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Последний нормативный документ учитывал позитивные и негативные факторы инвестиционной привлекательности
10 В 2010 г. на раздел «Средства массовой информации» было выделено из федерального бюджета 0,5%, «Физическая культура и спорт» — 0,3%, «Здравоохранение» — 4,2%.
Таблица 1
Позитивные и негативные факторы инвестиционной привлекательности Российской Федерации и ее национальной конкурентоспособности на мировом уровне*
Позитивные факторы инвестиционной привлекательности РФ Негативные факторы инвестиционной привлекательности РФ
Создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Роснано» Малый удельный вес инновационно- активных предприятий (9-10%)
Осуществляется финансовая поддержка ведущих вузов в целях формирования «ядра» глобально конкурентоспособных вузов, способных войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно общепризнанным международным рейтингам Невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции
Начата работа по формированию национальных исследовательских центров Крайне низкая доля частных затрат на исследования и разработки
Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности -технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием Незначительная доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения (0,5%, тогда как доля США -36%, Японии - 30%, Германии - 16% и Китая - 6%)
Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров Невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции (6,1% против 15% - минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики)
Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном инновационном центре «Сколково», где создается правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов Незначительные величины затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, явно несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции
Реализуются программы инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием Низкий уровень инвестиций в инновации
Ведется деятельность по развитию кооперации между бизнесом, наукой и образованием, в том числе с использованием механизма технологических платформ Не отвечающая задачам модернизации и качественно отстающая от уровня европейских стран отраслевая структура малого и среднего бизнеса
Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности Низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
Высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России**
* Составлена по данным ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика».
" В т. ч. наличие коррупции и излишних административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса, включая инновационный.
Российской Федерации и ее национальной конкурентоспособности на мировом уровне (табл. 1).
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-Р была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., являющаяся основополагающим документом в сфере инновационного развития. Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2012 № Пр-83В приняты «Основы политики Российской
Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 г. мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности России на приоритетных научно-технологическими направлениях. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596
Таблица 2
Основные задачи и важнейшие целевые индикаторы и показатели ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Основные задачи ГП Важнейшие целевые индикаторы и показатели ГП
Создание условий для привлечения инвестиций Индекс производительности труда (% к предыдущему году)
Повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году)
Устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего продукта
Повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов Оценка Российской Федерации в рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума
Структурная диверсификация и модернизация традиционных секторов экономики Позиция России в международном рейтинге «Условия ведения бизнеса» (Doing Business), выпускаемом ежегодно Всемирным банком
Формирование экономики знаний и высоких технологий Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства
Совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации Удельный вес затрат на исследования и разработки в предпринимательском секторе в ВВП
Повышение качества государственного и муниципального управления Место России в Глобальном индексе инноваций (INSEAD Global Innovation Index)
Совершенствование государственной инновационной политики Доля расходов федерального бюджета, формируемых программно-целевым методом
Совершенствование государственной политики в социальной сфере Уровень доступности к официальной статистической информации
Совершенствование системы государственного стратегического управления Количество созданных рабочих мест
Совершенствование механизмов осуществления государственных инвестиций Число управленцев, подготовленных для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации
«О долгосрочной экономической политике» одной из главных целей государственной экономической политики определено достижение технологического лидерства российской экономики.
В настоящее время инновации рассматриваются как основа обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, гармоничного решения экономических задач при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.
Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р утверждена ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая определяет
основные инструменты и механизмы госрегулирования для решения задач инновационного развития экономики. Период реализации ГП — с 2013 по 2020 г. Объем финансирования программы в 20132015 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 691095356,30 тыс. руб., в том числе по годам реализации ГП: в 2013 г.— 124132065,40 тыс. руб., в 2014 г.-126 062 336,00 тыс. руб. и в 2015 г.— 106 496 693,90 тыс. руб. Прогнозная оценка ресурсного обеспечения из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 35 746 383,90 тыс. руб., из внебюджетных источников — 26 259 929,70 тыс. руб. Таким
образом, реализация Программы в базовом варианте не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Однако Минэкономики России считает, что дополнительное финансирование на реализацию Программы из средств федерального бюджета в размере 150 335 271,90 тыс. руб. позволит перейти на качественно новый уровень решения системных проблем в области экономического развития. В то же время 8 апреля 2013 г. глава российского правительства Д. А. Медведев заявил на заседании коллегии Минфина России о том, что основные параметры ГП должны выполняться за счет базового, а не дополнительного финансирования. Он назвал недопустимыми заявления ведомств о том, что программы могут быть исполнены только при наличии дополнительного финансирования11.
Цели и задачи ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Основными целями ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» являются:
1) переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития;
2) повышение эффективности государственного управления;
3) создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику. ГП включает девять подпрограмм, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды, развитие малого и среднего бизнеса, создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости, совершенствование государственного и муниципального управления и стимулирование инноваций. ГП призвана способствовать повышению эффективности работы естественных монополий, усовершенствованию системы государственного стратегического управления, созданию кадров для инновационной экономики и формированию официальной статистики12. Данная ГП имеет 13 основных задач, в том числе задачи создания условий для привлечения инвестиций, повышения предпринимательской активности, развития малого и среднего предпринимательства, повышение качества государственного управле-
11 URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/04/08/1115052.html.
12 URL: http://ria.ru/economy/20130403/930714031.html.
ния и совершенствование государственной инновационной политики муниципального управления.
О результатах ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» будут судить в том числе по 12 важнейшим целевым индикаторам и показателям, в числе которых индексы производительности труда и физического объема инвестиций в основной капитал, доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего продукта, место России в Глобальном индексе инноваций (INSEAD Global Innovation Index), рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума и международном рейтинге «Условия ведения бизнеса» (Doing Business), выпускаемом ежегодно Всемирным банком, а также количество созданных рабочих мест и доля расходов федерального бюджета, формируемых программно-целевым методом (табл. 2).
Развитие инновационных территориальных кластеров
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров (далее — Правила).
Под кластером понимается сконцентрированная на определенной территории региона группа взаимосвязанных предприятий (компаний, корпораций, университетов, банков и т. д..): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; вузов, научно-исследовательских институтов, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Особенности кластера — обладание свойствами взаимной конкуренции и кооперации его участников, формирование уникальных компетенций региона, формирование концентрации на определенной территории. Территориальный кластер — это фактическое объединение хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в границах одного или нескольких административно-территориальных образований и связанных в сфере производства и реализации товаров и услуг функциональными или договорными отношениями, за счет которых средняя норма прибыли кластера является поло-
жительной и повышенной по сравнению со средней нормой прибыли [1].
Правительством РФ утвержден перечень из 25 инновационных кластеров, причем в настоящее время их только 13. Кластеры были определены Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Кластер инноваций — сосредоточенная на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве совокупность базисных инноваций как целостная система новых продуктов и технологий [2].
В перечень субсидируемых включены 15 пилотных кластеров из 13 субъектов Российской Федерации. Московская область представлена тремя кластерами — в Дубне (кластер ядерно-физических и нанотехнологий), Пущино (биотехнологический инновационный территориальный кластер), Долгопрудном и Химках (кластер «Физтех XXI»). Правила предусматривают, что поддержка оказывается на условиях софинансирова-ния при наличии утвержденных региональных программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров и их финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Правилах прописаны требования к мероприятиям программ, которые могут быть поддержаны за счет средств субсидий. Установлен порядок исчисления размеров субсидий и утверждения их распределения для каждого субъекта Российской Федерации. Кроме того, определены направления, по которым осуществляются отбор и поддержка мероприятий указанных программ, в том числе:
• развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры;
• развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;
• развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инженерной и социальной инфраструктуры.
Совершенствование бюджетного процесса в целях повышения эффективности бюджетных расходов
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием бюджетного процесса», разработанным в рамках реализации Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., закреплено формирование бюджетов бюджетной системы в структуре государственных (муниципальных) программ. Это предполагает наличие новой структуры классификации расходов бюджетов, интегрирующей программный компонент на уровне целевых в действующую структуру для «укрупнения» формата бюджетов и расширения самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств. Этим документом предусмотрено внесение изменений в формирование бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ; совершенствование бюджетной классификации; составление и утверждение бюджетов в «программном» формате; введение ст. 93 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает положения, регулирующие порядок предоставления от имени Российской Федерации территориальными органами Федерального казначейства бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов); управление операциями со средствами на единых счетах по учету средств бюджетов; перераспределение между текущим финансовым годом и плановым периодом бюджетных ассигнований в случае формирования закона (решения) о бюджете в «программном формате».
В настоящее время инновации рассматриваются как основа обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, гармоничного решения экономических задач при модернизации экономики и в процессе инновационного развития
Полное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс названо в числе основных задач проекта «Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»,
разработанного в соответствии с Бюджетным посланием «О бюджетной политике в 20132015 годах». Программа направлена на совершенствование правоприменительной практики при применении новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, предполагается поощрение в форме грантов за счет средств федерального бюджета дальнейшей реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов и дальнейшего стимулирования программно-целевого бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе по инвестиционным и инновационным проектам.
Литература
1. Туликов А. В. Государственная поддержка инновационных кластеров: Проблемы правового регулирования. URL: www.patentovedam. narod.ru/download6/tulikov.doc.
2. Инновационная деятельность. Толковый словарь. 2-е изд., доп. / Отв. ред. В. И. Суслова. Новосибирск, 2008. 224 с.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной экономической политике».
6. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2012 № Пр-83 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Из выступления В. В. Путина на Инвестиционном форуме «Россия зовет» 2 октября 2012 г.
Сегодняшняя позитивная динамика российской экономики, накопленный запас прочности и резервы позволяют нам ставить новые масштабные задачи. При этом мы понимаем, что простых решений, легких факторов роста нет. Еще три-четыре года назад в мире сохранялись иллюзии, что глобальные проблемы можно развязать достаточно быстро. Но сейчас практически все понимают и говорят об этом вслух: для того, чтобы выйти из существующих проблем, нужны время и нетривиальные подходы. Чтобы окончательно выйти из сложившейся ситуации, нужно серьезно менять саму модель экономического развития. Такие изменения коснутся практически всех экономик мира. И попытки цепляться за старые рецепты будут только консервировать проблемы. Необходимо стимулировать структурные изменения, создавать условия для возникновения новых секторов экономики, искать современные источники роста.
Центральная роль в совершенствовании бизнес-климата и привлечении инвесторов принадлежит регионам Российской Федерации. Перед кризисом у нас появилась здоровая конкуренция регионов в стремлении привлечь инвестиции. Регионы-лидеры смогли кардинально поменять структуру своей экономики. В прошлом году Агентство стратегических инициатив под контролем бизнеса приступило к важному пилотному проекту, речь идет о внедрении в нескольких регионах Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по улучшению инвестиционного климата.
Россия открыта для прямых иностранных и отечественных инвестиций: инвестиций в промышленность, в сферу услуг, сельское хозяйство, в инновационный сектор экономики. И конечно, мы рассчитываем, что вместе с капиталами на российский рынок будут приходить технологии, управленческий опыт, современные модели организации производств, сетей дистрибуции и обслуживания, которыми обладают наши зарубежные партнёры.