ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ КАК ФОРМА ИННОВАТИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
М.П. Посталюк,
зав. кафедрой экономической теории и инноватизации экономики Университета управления «ТИСБИ», профессор кафедры
экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева — КАИ,
доктор экономических наук, профессор Mp44@mail.ru
Р.Р. Валеева,
доцент кафедры экономической теории и инноватизации экономики Университета управления «ТИСБИ»,
кандидат экономических наук R.R.Valeeva@yandex.ru
В работе изучены понятие и сущность инвестиционной привлекательности региона, его виды, факторы воздействия, возможности роста, формы инноватизации, выявлена взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью и наличием кластеров в экономике региона через рейтинги измерения инвестиционной привлекательности и элементы, формирующие инвестиционный потенциал и кластер.
Ключевые слова: инноватизация экономического развития, инновационность, инновативность, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционная активность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиции в основной капитал, кластер, территориально-производственный кластер.
УДК 332.1 ББК 65.291.8-4
В настоящее время проблема привлечения инвестиций на территорию является особо актуальной. Инвестиционная привлекательность региона — интегральная характеристика с позиции инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование дохода от инвестиций и инвестиционных рисков [1].
Инвестиционная привлекательность может существовать на микро- и макроуровне. На макроуровне она зависит от таких факторов, как: политическая стабильность; основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики страны; наличие и степень совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности; степень совершенства налоговой системы; степень инвестиционного риска.
В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозирования могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность. Основные методические положения их измерения являются едиными. Под инвестиционной привлекательностью понимается создание условий на территории для эффективного проживания, ведения бизнеса и саморазвития [2].
В литературе обычно инвестиционная привлекательность рассматривается как независимая переменная, определяющая уровень зависимой переменной — инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность территории реализуется в виде инвестиционной активности, а инвестиционная активность, в свою очередь это реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал.
На микроуровне инвестиционная привлекательность региона зависит от: степени индустриального развития региона; географического расположения и природно-климатических ресурсов; системы льгот для инвесторов в регионе; уровня развития законодательной базы инвестиционной деятельности и др. © ПСЭ, 2016
Безусловно, рост инвестиционной привлекательности региона напрямую зависит от уровня его инноватизации — процесса накопления, сохранения, использования и развития инновационного потенциала [8, 9].
Инноватизация инвестиционной привлекательности региона проявляется и реализуется в двух основных формах экономической деятельности хозяйствующих субъектов: инноваци-онности и инновативности. Инновационность инвестиционной привлекательности территории — это креативные возможности и способности хозяйствующих субъектов создавать различные типы инноваций посредством созидательного разрушения своей технической, технологической, организационной, управленческой, социальной, экологической, экономической, институциональной и иной внутренней среды обитания территории региона. Инновативность инвестиционной привлекательности региона — это креативные возможности и способности хозяйствующих субъектов транслировать, мультиплицировать различные типы инноваций посредством заимствования их из другой технической, технологической, организационной, управленческой, социальной, экологической, экономической, институциональной и иной внешней среды своего обитания.
Помимо критерия новизны при выборе приоритетов инно-ватизации структур устойчивого развития экономики региона необходимо учитывать то, какая форма для него предпочтительна — инновационная или инновативная. Нужно создавать свои инновации или заимствовать их из других экономических систем. При этом обстоятельства инноватизации конкретных пространственных экономических систем требуют выяснения вопроса об альтернативности или взаимодополняемости основных форм инноватизации.
Ориентация на создание и накопление собственных прорывных инноваций региона предполагает партнёрское взаимодействие бизнеса, власти и общества, которое должно
поддержать и обеспечить развитие сектора научных исследований и разработок, а также соответствующей инфраструктуры (технопарки, инновационные инкубаторы, центры прототипиро-вания и коммерциализации технологий и пр.). Выбор вектора инновативного развития, который реализуется посредством заимствования технологий из других национальных экономических систем, требует иного структурного бюджетирования и стратегирования на данном экономическом пространстве.
При выборе приоритетов инноватизации пространственных структур развития экономики региона, крайне актуальным является проведение мониторинга их инновационного потенциала в области создания или заимствования новых технологий. Анализ показал, что часть регионов России может воспроизводить на своей территории модель развития, основанную на создании прорывных технологий, другая часть регионов может специализироваться на заимствовании существующих технологий. Это будет способствовать диверсификации процессов инноватизации пространственных структур развития национальной экономической системы России, что позволит снизить риски реализации различных направлений её инновационной политики.
Приоритеты инноватизации пространственных структур развития национальных экономических систем в большинстве современных мировых держав связаны, в первую очередь, с обеспечением динамической устойчивости этих процессов на различных уровнях, которые представлены на рис. 1.
Рис. 1. Уровни поддержки инноватизации пространственных структур развития экономических систем
Таблица 1
Элементы, формирующие инвестиционный потенциал территориально-производственного кластера
Инвестиционный потенциал региона [11] Социальный эффект территориально-производственного кластера [6] Экономический эффект территориально-производственного кластера [5, 10]
инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность) инновационная инфраструктура и финансово-инжиниринговые схемы для реализации мегапроекта (создание кластеров предполагает соорганизацию технических, естественно-научных и гуманитарных знаний) -
инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе) переходник между фундаментальной наукой и комплексными разработками (перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях академических институтов в промышленные технологии производства) управление знаниями как условие формирования экономики развития (кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений) Информационный (формирование общего информационного пространства для обеспечения эффективных коммуникаций) инновационный (использование механизмов льготного технологического трансфера для участников кластера, научно-техническую кооперацию в процессе НИР и ОКР.
природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов) - снижение трансакцион-ных издержек, в том числе доступа к знанию и его передаче доступность специфических природных ресурсов, редких местных активов
трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень) обучающая организация (постоянный процесс переподготовки менеджеров и разработчиков формируемого кластера) специализация поставщиков по факторным рынкам труда, капитала или технологическим ресурсам
производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе) - затратно-распределительный (оптимальное использование производственного потенциала всех компаний, участвующих в процессе кооперации на основе субконтрактинга и аутсорсинга)
институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики) политическая значимость для властей в связи с выполнением социальных обязательств перед обществом и созданием благоприятных возможностей для экономического и социального развития сокращение выплаты по безработице, сохранение рабочих мест и повышение занятости населения кредитно-кооперационный (использование механизмов взаимного кредитования участников кластера, а также взаимные гарантии и поручительства в случае устойчивых долговременных кооперационных связей)
финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения) основа для притока иностранных инвестиций (государство получает возможность увеличить эффективность государственных инвестиций за счет привлечения зарубежных инвестиций и управленческого опыта) сохранение и увеличение налоговой базы (увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет в результате образования дополнительной прибыли предприятий кластера) льготно-государственный (снижение барьеров выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера, возможность адаптации систем профессионального образования региона) н а л о го в о - о п ти м и -зационный (использование легитимных и нелегитимных методов снижения уровня налогооблагаемой базы)
потребительский (совокупная покупательная способность населения региона) - -
туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них) - -
1 34
Поддержка инноватизации пространственных структур развития национальных экономических систем стала осуществляться в зарубежных странах относительно недавно (со второй половины 90-х годов — начала 2000-х), но сразу же приобрела широкое распространение. В большинстве развитых и некоторых развивающихся странах выделение федеральных средств на инноватизацию пространственных структур развития национальных экономических систем в настоящее время является одним из основных элементов реализации региональной политики. В частности, такая политика проводится в ЕС для сбалансированности и согласованности взаимодействия и развития отдельных территорий и финансируется через европейские структурные фонды. Считается, что софинансирование инноватизации локальных структур развития национальных экономических систем, проведения научных исследований и внедрения их результатов создает дополнительные возможности для социально-экономического развития регионов ЕС без искажения рыночных стимулов у экономических субъектов, а также позволяет повысить их конкурентоспособность на мегауровне.
Мировой опыт поддержки инноватизации локальных структур развития национальных экономических систем показывает, что наиболее эффективной она является на мезоуровне, где сосредоточены отдельные регионы и кластерные образования, что обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности регионов.
Под территориально-производственным кластером автором понимается территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий, сочетающая формальную самостоятельность и внутреннюю конкуренцию с кооперацией, наличие единого центра и системы сервисных услуг, цель функционирования которой заключается в реализации наиболее эффективным способом ключевых компетенций территории присутствия и достижения синергетических эффектов от взаимосвязанного и взаимодополняющего функционирования [7].
Для выявления взаимосвязи между инвестиционной привлекательностью и наличием точек роста (территориально-производственных кластеров) в экономике региона автором рассмотрены рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты.
В первую очередь — это рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, публикуемый журналом «Эксперт» [10], в частности инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный риск — характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Инвестиционный потенциал — количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.
Для определения точек, связующих инвестиционную привлекательность региона с наличием в ней территориально-производственного кластера, рассмотрены элементы, формирующие инвестиционный потенциал и кластер (табл. 1).
Для связи территориально-производственного кластера с инвестиционной привлекательностью региона изучен его эффект — социальный и экономический. Социальная эффективность территориально-производственного кластера выражена в его результатах на регион пребывания и при особо крупных размерах на страну в целом через инструменты роста международной конкурентоспособности страны и решения социаль-
ных проблем. Экономическая эффективность территориально-производственного кластера проявляется в оказании влияния на функционирование его участников.
Таким образом, в таблице 1 прослеживается наложение эффекта территориально-производственного кластера (не только для его участников, но и для региона) на элементы, составляющие инновационный потенциал, воплощаемый в инвестиционной привлекательности региона, что закреплено в семи точках соприкосновения из заявленных девяти составных элементов инвестиционной привлекательности региона, а именно: инфраструктурный, инновационный, природно-ре-сурсный, трудовой, производственный, институциональный и финансовый потенциалы.
Второй переменной, оценивающей инвестиционную привлекательность региона, является объем инвестиций в основной капитал [3]. Он отражает общий инвестиционный климат в регионе и количественно его характеризует. Несмотря на то, что инвестиции в основной капитал в 2015 г. в среднем по регионам сократились на 2,7% по сравнению с 2014 г., упав в 39 субъектах РФ за счет падения инвестиций государственного сектора на 13% (до 2 трлн рублей), объем их в 2015 г. достаточно высок. Основными регионами-лидерами по инвестициям в основной капитал стали г. Москва, Ханты-Мансийский авт. округ, Ямало-Ненецкий авт. округ, Республика Татарстан, Московская область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Красноярский край и др.
Интересным в рамках данного исследования является рассмотрение показатателей инвестиционной привлекательности регионов с наличием в этих регионах территориально-производственных кластеров (рис. 2).
В настоящее время отсутствуют достоверные данные о количестве, масштабах деятельности, отраслевой направленности, степени зрелости и других важных характеристиках российских территориально-производственных кластеров, многие из которых демонстрируют высокую эффективность и обладают серьезным потенциалом роста, оставаясь при этом невидимыми на федеральном уровне. В работе были использованы данные проекта «Карта кластеров России», инициированного и разработанного специалистами Российской кластерной обсерватории Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ[4].
На основе представленных на рис. 2 данных нельзя проследить пропорциональной зависимости роста инвестиционной привлекательности региона от количества, представленных в регионе кластеров, поскольку это сложная переменная, обусловленная множеством факторов. Но явно прослеживается прямая зависимость: показатели инвестиционной привлекательности в регионах с наличием кластеров более высокие, нежели без них. Регионы с количеством территориально-производственных кластеров от 1 и более обладают высокой долей в обероссийском инвестиционном потенциале: г. Москва (13,9%), г. Санкт Петербрг (4,7%), Московская область (5,9%), Республика Татарстан (2,5%), Ростовская область (2%), Пермский край (1,8%), Воронежская область (1,3%), Волгоградская область (1,2%), Липецкая область (0,8%), Архангельская область (0,7%), Рязанская область (0,7%), Новгородская область (0,5%) и другие регионы.
Таким образом, территориально-производственные кластеры в нарастающей экономической активности регионов с множеством имеющихся в кризисных условиях инвестиционных рисков являются мощнейшей формой инноватизации инвестиционной привлекательности регионов через её усложнение и ускорение в соответствии с расширением взаимодействия процессов глобализации и регионализации мирохозяйственных связей.
Литература
1. Валеева Р.Р., Васильев В.Л. Развитие территориально-производственных кластеров как фактор инвестиционной привлекательности региона // Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России: Материалы международной научно-практической конференции «VIII Найденовские чтения» / Под ред. В.И. Малышкова. — М.: Научная библиотека, 2016.
2. Гафуров И.Р., Васильев В.Л., Кашбиева Р.Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов: анализ методических подходов. — М.: «Анкил», 2012. — С. 292.
16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
(N1 СП «
9 00 см оо
а ю о 00 о 1г т—' С Ш г- оо и-\1 1 \
С4 - 5 с 1Л чэ 3 т „ г СО О, 1 ^ СО т ■ г> о, 1 ? о ю м о, со ° ^ о л
О т ю Л т щ л о г- ю ^ щ Г- ^ о^оо, ^ 7 ■ 073 ■ 219 323 2 1904 23 9488 > 760 181 2 £ Р 1 1 Л 1Л т | 1, 2 ^ ^ « $ ^ ч-^ >9 о 1546 ► 11927 3 1973 15451 ■7809 35614 227 ( ?98 13148
1,1 ю 1- щ (П (> ■ 1 ■ * * 1 » » I ш \ т СП 0,4 | 5 15 Й : л«. М ■ 01 • « . lvtlfliV.il
1200000
1000000
800000
1400000
600000
400000
200000
¡а ¡а ¡а а а ¡а ¡а
о о о о о о о
<я ¿1
й 8
«
И п И
« >§
«
у
н
э-
о
с
5 3 М м
2 н
8- й
м
ы й
Юбъемншесгнцнй в основной капитал (по состоянию на 1? марта 2016 года), млн. руб.* (правая ось)
И Доля в о бщер о ссийском инвестиционном потенциале (2015 год),0 о......(левая ось)
Количество кластеров в регионе.........(левая ось)
Рис. 2. Сравнение показателей инвестиционной привлекательности регионов и наличия в этих регионах кластеров (начало)
* Инвестиции в основной капитал. Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации /Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/pok-monitor.html
** Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2015 года/Рейтинговое агентство ИДЕХ («Эксперт РА») // http://raexpert.ru/ratings/regions/2015/
*** Карта кластеров России: Проект Российской кластерной обсерватории Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» // http://clusters.monocore.ru/about/
1400000
1200000
1000000
800000
600000
400000
200000
5
и
<я К
с
0 1 1 1 1 5 1
1 (Л ■75 Й Ю О Е Ю О 1 О й ю о ю о 1 о
с н
е-
I1
н
с
й-
й-
Рч
& §" Й
О |Х| О Оч
ю ж £Г
X £
ё ё
и/ к о
п
7ч
■о
О от
£ ■о
О со
IО бъ ем инв есгнцнй в о сновной ка пита л (по со ст ояш по на 15 ма р та 2 01 б го д а), млн. ру б.1 (пр а в ая о сь)
I Доля в общероссийском инвестиционно м пот енщ иле (2015 год), ........(л ев а я о сь)
Количество кластер ов в р егноне.........(левая ось)
¡а
я
(Я
-о
>
п := т
СО £
X 7ч О
п О со
Рис. 2. Сравнение показатателей инвестиционной привлекательности регионов и наличия в этих регионах кластеров (продолжение)
3. Инвестиции в основной капитал. Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации /Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-momtor/pok-monitor.html
4. Карта кластеров России. Проект Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗНИУ ВШЭ // http://clusters.monocore.ru/
5. Кашбиева Р.Р. Кластер: экономический эффект // Четвертая ежегодная всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе»: материалы научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Ожгибасовой. — Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. — С. 158-160.
6. Кашбиева Р.Р., Васильев В.Л. Кластер: социальный эффект //Труды международной научно-практической интернет-конференции «Новая экономика: теория и реальность» / Под ред. О.Е.Малых. — Уфа: БАГСУ, 2010. — С. 63-66.
7. Кашбиева Р.Р. Оценка эффективности функционирования кластеров в современной экономике //Российский регион: управление инновационным развитием в условиях мирового финансового кризиса: всероссийская науч.-практ. конф. [материалы]. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. — С. 422-426.
8. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе (теоретико-методологический аспект). Дисс. на соискание д. экон. наук. — Казань, 2006.
9. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 33 (51). — С. 34-37.
10. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / колл. авт. под рук. Т.В. Усковой. — Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. — С. 136-142.
11. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2015 года // Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») //^1^:// raexpert.ru/ratings/regions/2015/
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
В.А. Орлов,
представитель генерального директора Публичного акционерного общества «Сибур» (г. Благовещенск),
кандидат экономических наук orlov1975@mail.ru
В статье рассматриваются особенности реализации инвестиционных проектов при выполнении федеральных целевых программ. Показывается, что формирование и реализацию инвестиционных проектов необходимо осуществлять с учетом согласования интересов различных уровней государственного управления целевыми программами. На основании критериев, характеризующих интересы каждого из уровней, производится выбор инвестиционных проектов. Окончательный отбор инвестиционных проектов для реализации целевых программ производитсяс учетом дополнительных показателей, основанных на финансовых, экономических, бюджетных и социально-экологических критериях.
Ключевые слова: целевая программа, бюджетные инвестиции, инвестиционный проект, согласование интересов, показатель эффективности
УДК 330.242 ББК 65.9
В условиях ограничения финансовых ресурсов, нестабильности и закрытости внешних финансовых рынков особое значение приобретают программно-целевые методы управления экономическим развитием регионов и муниципалитетов Российской Федерации. В сложившейся неблагоприятной финансовой и экономической конъюнктуре возникает объективная необходимость использования бюджетных средств для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социально-экологической политики регионов и муниципалитетов нашей страны. Для этих целей формируются и реализуются Федеральные целевые и Федеральные адресные инвестиционные программы — далее ЦП представляющие собой документ, устанавливающий распределение в соответствии с федеральным законом средств федерального бюджета (бюджетных ассигнований) на реализацию инвестиционных проектов в рамках ЦП [1, 2].
Орган государственной власти РФ, распределяющий средства федерального бюджета (Главный распорядитель средств федерального бюджета) руководствуется следующими принципами приоритетного расходования бюджетных ассигнований в планируемом периоде реализации ЦП [1]:
• обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
• соблюдение условий адресности и прозрачности принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
• концентрация инвестиционных бюджетных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством;
• обеспечение преемственности федеральных инвестиционных бюджетных ассигнований путем включения в первую очередь переходящих объектов, на которые в предшествующие годы использовались средства федерального бюджета).
Таким образом, ЦП являются инструментом государственного управления экономическим развитием регионов и муниципалитетов РФ, а инвестиционные проекты рассматриваются как управляющие воздействия в этой системе государственного управления.
Такая система государственного управления представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, включающую в себя:
• государственные организации на федеральном макроуровне обычно в лице Министерство экономического развития РФ и/или соответствующих министерств, отвечающих характеру формируемой ЦП;
• региональные государственные организации (мезо-уровень), обычно ответственные за подбор государственных и/или частных компаний для реализации инвестиционных проектов;
• государственные и/или частные компании (микро-уровень) -далее компании, отобранные для выполнения непосредственно инвестиционных проектов в рамках ЦП.
1 38