Обоснование критерия и показателей эффективности инвестиционных проектов и формирование систем льготирования по пакету налогов предприятий, реализующих инвестиционные проекты
В. М. Власова,
д. э. н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
В статье рассматриваются основные принципы формирования системы критериев экономической эффективности в регионе. На основании этих принципов делается вывод о необходимости интегрального критерия, включающего в себя экономический, социальный, экологический критерии, прямой финансовый результат (прибыль от реализации инвестиционных проектов, налоги, амортизация). Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются дисконтированные показатели и показатели, не требующие дисконтирования. Для выбранных таким образом инвестиционных проектов, удовлетворяющих определенным условиям, рассматривается вопрос о разработке системы льготирования по пакету налогов, включающих налог на прибыль и налог на имущество организаций (снижение налоговых ставок, предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.).
Н. А. Иванова,
старший преподаватель кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, соискатель
The basic principles of forming the system of economic efficiency in the region are discussed in the article. These principles allow to conclude that there exists a necessity to develop an integrate criterion comprising economic, social and ecological ones as well as direct financial results (profits on realized investment projects, taxes and amortization). To estimate the efficiency of investment projects both discount indexes and indexes which do not need discounting are used. Having chosen investment projects which meet certain conditions it becomes possible to consider the problem of developing the system of privileges on the tax package, the latter including corporation (profit) tax, and property tax (reduction of taxation rates, investment taxation crediting, etc).
Проблема адекватности критериального показателя, сконструированного для отражения целей управления инвестиционным процессом, целям социально-экономического развития региона является центральной в процессе совершенствования региональной экономической политики. Использование необоснованных критериев может существенно снизить результативность инвестиционной стратегии регионов, дезориентировать органы управления. Вместе с тем требование высокой эффективности (результативности, продуктивности) управления инвестиционным процессом является безосновательным, если нет способа ее измерить. Подобный подход в настоящее время является общественно признанным как в отношении целей государственного управления, так и относительно целей социально-экономического развития региона. Основные отличия применительно к оценкам эффективности управления инвестиционной деятельностью состоят в следующем. Во-первых, в характеристике обобщающего показателя социальной цели общества (региона). Как правило, в качестве такой характеристики используются уровень жизни населения в совокупности с характеристиками экологи-
ческого состояния территории и уровнем социальной напряженности. Во-вторых, критерий эффективности управления инвестиционной деятельностью должен дополняться системой показателей, которые уточняют и конкретизируют содержание отдельных сторон движения к конечной цели, представляя собой совокупность инструментов (факторов) регулирования инвестиционного процесса. Теоретически показатели экономической эффективности инвестиционной деятельности в регионе следует рассматривать как характеристики достижения целей более низких уровней по сравнению с конечной социальной целью. Они служат также для измерения корпоративной эффективности отдельных инвестиционных проектов, поскольку оценить по ним критерий эффективности регионе как рост жизненного уровня населения представляется невозможным. Вместе с тем социально-экономическая эффективность инвестиционной деятельности в регионе представляется синтезом эффектов отдельных инвестиционных проектов и программ, а социально-экономическая эффективность управления — интегральным выражением результативности региональной инвестиционной политики.
ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006
ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006
Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. В соответствии с этим под критерием региональной эффективности инвестиций можно понимать количественную характеристику влияния используемых инвестиционных ресурсов на степень достижения целей региональной экономической политики. Оценки критериев эффективности инвестиционных проектов и программ позволяют вести мониторинг их реализации. Анализ отклонений фактически достигнутых результатов от целей позволяет определить внутрипроизводственные возможности и условия изменения целей. ориентиров развития и управляемости инвестиционным процессом. Внедрение критериев в практику управления требует значительной организационной работы и отработки на пилотных проектах, поскольку принципиально отлично от сложившейся практики распределения бюджетных ресурсов. Проблема состоит в формировании системы количественно измеряемых критериев эффективности инвестиций и разработке показателей, дополняющих их для оценки локальных результатов инвестиционной деятельности.
Основными принципами формирования системы критериев экономической эффективности инвестиций в регионе являются следующие.
1. Ориентация на стоимость, признаваемую практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой в качестве целевой функции бизнеса. Необходимость этой ориентации критерия эффективности инвестиционного процесса как важнейшего фактора развития региона определяется рядом условий. Стоимостный (в понимании рыночной стоимости бизнеса) подход соответствует целям региона, рассматриваемого как социально-ориентированная квазикомпания открытого типа, в которой каждое отдельное предприятие представляет собой стратегическую бизнес-единицу. Цель квазикомпании — заработать достаточное для удовлетворительного обеспечения социально-экономического развития количество денежных средств. Цель каждой бизнес-единицы с позиций ее собственника состоит в том, чтобы заработать достаточное для удовлетворения претензий всех ее участников и квазикомпании количество денежных средств. Эти цели комплексно выражаются денежными потоками и рисками, интегрируемыми в показатель рыночной стоимости.
2. Оценки результативности инвестиционной деятельности в регионе необходимы для различных целей и различным органам управления и бизнесу. Поэтому необходима совокупность (система) методологически однородных критериев, обеспечивающих системность и комплексность (учет всех сторон управления инвестиционным процессом, динамики, иерархических связей и взаимозависимости отдельных элементов системы) оценки результативности управления. Критерии должны отражать общие результаты инвестиционной деятельности и эффективность уп-
равления инвестиционным процессом применительно к проектам коммерческой направленности независимо от форм собственности реципиентов и инвесторов, ориентировать органы управления и бизнес на социально-экономическое развитие региона при реализации инвестиционных проектов.
3. Система критериев должна обеспечивать оценку условий согласования экономических интересов органов власти и бизнеса в инвестировании конкретных проектов. Полное согласование интересов в реализации инвестиционного проекта достигается при повышении степени обеспечения потребностей всех участников инвестиционного процесса. Интересы всех участников совпадают и в случае отрицательного воздействия проекта на их потребности. В этом случае проект отвергается. В случае рассогласования интересов участников инвестиционного проекта вопрос о его реализации должен решаться по критерию эффективности. Если падение степени удовлетворения потребностей одного из участников может быть компенсировано выгодами других (критерий Калдора), то проект может быть реализован. В противном случае проект отвергается или реализуется другими участниками.
Выбор различных проектов (вариантов проектов), в реализации которых участвует государство (регион), проводится по наибольшему значению показателя интегрального народно-хозяйственного экономического эффекта.
Социальные, политические, экологические и иные результаты, не имеющие стоимостной оценки, рассматриваются как дополнительные показатели народно-хозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации инвестиционного проекта. Таким образом, интегральный критерий оценки эффективности включает социальный и экологический критерий, экономический критерий, прямой финансовый результат (прибыль от реализации инвестиционного проекта, налоги, амортизация). Оценка социальных результатов проекта означает, что он соответствует социальным нормам, стандартам и условиям прав человека.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов — это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты (проекты, мероприятия) с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости. Для оценки эффективности инвестиционных проектов в Методических рекомендациях рекомендованы показатели, не требующие дисконтирования (чистый доход, срок окупаемости, индекс доходности затрат, индекс доходности инвестиций, финансовая реализуемость проекта) и дисконтированные показатели эффективности инвестиционных проектов (чистый дисконти-
рованный доход, внутренняя норма прибыли, срок окупаемости с учетом дисконтирования, индекс доходности дисконтированных затрат). Таким образом, проанализировав критерии и показатели эффективности инвестиционных проектов, выбираются те, которым в дальнейшем можно предоставлять налоговые льготы.
В настоящее время государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в следующих формах (согласно Закона Санкт-Петербурга «О государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга»:
• предоставления инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
• предоставления льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций банкам и кредитным учреждениям, предоставляющим инвестиционные кредиты для осуществления инвестиционной деятельности, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
• предоставления инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;
• предоставления инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга.
До 2006 г. в соответствии с налоговым и инвестиционным законодательством Санкт-Петербурга были установлены следующие виды налоговых льгот: пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций и инвестиционный налоговый кредит.
Устанавливалась ставка по налогу на прибыль организаций, сумма которого зачислялась в бюджет Санкт-Петербурга для юридических лиц в размере 15,5%, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн до 300 млн. руб. и в размере 13,3%, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн руб. (включительно) и более. Право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций возникало у налогоплательщика, начиная с первого числа первого месяца календарного годам следующего за календарным годом, в котором сумма вложений в основные средства составила не менее 150 млн руб. Право на применение пониженной налоговой ставки предоставлялась налогоплательщику на срок, составляющий три налоговых периода. Право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций предоставляется юридическим лицам, являющимся плательщикам налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт Петербурга и осуществляющим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 г., на сумму не менее 50 млн руб. вложения в основные средства для производственных целей.
Организации, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого начисляется в бюджет Санкт-Петербурга и осуществившие начиная с 1 января 2005 г. на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей на сумму не менее 150 млн руб., уплачивают налог на имущество организаций в части остаточной стоимости указанных основных средств по ставке 1,1%.
Согласно инвестиционного и налогового законодательства с 2006 г. на уровне субъекта федерации города Санкт-Петербурга предоставляются следующие виды налоговых льгот: инвестиционный налоговый кредит и пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций. Предоставление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль для предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью, теперь находится в компетенции федеральных органов.
Согласно Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об инвестиционном налоговом кредите», инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• реализация организацией за период с 1 января 2002 г. по последнее число месяца отчетного периода, предшествующего дню подачи организацией заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций, инвестиционного проекта, предусматривающего расходы, направленные на финансирование вложений в основные средства и нематериальные активы (включая объемы модернизации), использующиеся при производстве продукции, работ или услуг на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше трех миллионов рублей;
• указанные основания для получения инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций должны быть документально подтверждены организацией.
Инвестиционный налоговый кредит по налогу
на имущество организаций может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким инвестиционным проектам при соблюдении следующих условий:
• наличие средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на цели предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на имущество организаций;
• сумма фактически накопленного в одном финансовом году инвестиционного налогового кредита не может превышать утвержденных бюджетных ассигнований в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год;
• отсутствие в отношении организации процедур банкротства;
• отсутствие у организации задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям пе-
ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006
ред бюджетами всех уровней (за исключением случая, когда сумма имеющейся задолженности по налога и сборам перед бюджетами всех уровней не превышает или равна сумме налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению (зачету, возврату) в соответствии с действующим законодательством Российской федерации о налогах и сборах) на первое число месяца подачи организацией заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций.
Инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций может быть предоставлен на срок от одного года до десяти лет.
Размер процентной ставки за пользование инвестиционным налоговым кредитом по налогу на имущество организаций устанавливается в договоре о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций в пределах
от одной восьмой до одной целой ставки рефинансирования Центрального банка Российской федерации. Предельный размер средств, направляемых на цели предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на имущество организаций, устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. Преимущественное право на получение инвестиционного налогового кредита имеют организации, инвестиционные проекты которые предусматривают:
• наименьший период возврата полученных средств;
• наибольшее число вновь создаваемых рабочих мест в расчете на один рубль предоставляемого инвестиционного налогового кредита;
• наибольший размер налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от реализации проекта в расчете на один рубль предоставляемого инвестиционного кредита.