ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018
УДК 334
Петров Роман Сергеевич, студент 1 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета
email: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Аннотация. В статье анализируются проблемы в сфере туризма. Целью исследования является изучение особенностей развития управленческого консалтинга в туристской сфере. Методы исследования: логический и структурный анализ. Методы сравнительного анализа и синтеза. Автор раскрывает сущность основных видов управленческого консалтинга: стратегического, маркетингового, операционного, кадрового. Делается вывод о том, что развитие управленческого консалтинга в сфере туризма - одно из перспективных направлений современного рынка по оказанию информационных услуг.
Ключевые слова: туризм, сфера туризма, консалтинг, управленческий консалтинг, услуги, бизнес.
Roman Petrov Sergeevich, 1st year student of the Faculty of Economics and Management, Kursk State University
email: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CONSULTING IN THE FIELD OF TOURISM
Annotation. The article analyzes problems in the sphere of tourism. The purpose of the study is to study the specifics of the development of management consulting in the tourism sector. Research methods: logical and structural analysis. Methods of comparative analysis and synthesis. The author reveals the essence of the
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 main types of management consulting: strategic, marketing, operational, personnel. The conclusion is made that the development of management consulting in the sphere of tourism is one of the promising directions of the modern market in providing information services.
Key words: tourism, tourism, consulting, management consulting, services, business.
В настоящее время сфера туризма играет важную роль в развитии мирового хозяйства и экономики Российской Федерации. Туризм представляет собой экспортную отрасль, связанную с правовыми, финансово -экономическими и кадровыми структурами. Российский туризм привлекает национальные и иностранные инвестиции в различные отрасли экономики, способствует организации досуга людей разных возрастов, восстанавливает силы и трудоспособность, повышает культурный уровень населения, предупреждает общественные конфликты. [2; с 69]
Россия обладает большим природным потенциалом, богатым историческим и культурным наследием. Однако сфера туризма в нашей стране значительно отстает от развитых европейских государств, так как существуют управленческие, организационные, производственно - технологические проблемы. Некоторые федеральные и региональные нормативно - правовые акты ограничивают доступ туристов на природные территории. [3; с 75]
Развитию российского туризма препятствуют следующие факторы: высокая стоимость отдыха, плохая инфраструктура, туроператорский демпинг, проблема средств размещения, изношенный материальный фонд гостиниц, неразвитость индустрии развлечений, неравномерное развитие туризма на территории страны, слабый интерес инвесторов к туристической индустрии. [4; с 188]
Преодолеть данные проблемы поможет управленческий консалтинг.
Консалтинг - это особый вид интеллектуальных услуг, направленный на поиск оптимального решения в сложившейся ситуации. Консалтинг позволяет решить вопросы, связанные с экономической, инвестиционной, управленческой
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 дельностью предприятия, исследованием рынков сбыта и прогнозированием. [1; с 140]
Одним из направлений данного вида интеллектуальных услуг является управленческий консалтинг, который представляет собой деятельность, направленную на совершенствование форм управления и ведения бизнеса. [5; с 125]
В туристическом бизнесе используются следующие виды управленческого консалтинга: стратегический, маркетинговый, операционный, кадровый.
Стратегический консалтинг позволяет определить цели, условия деятельности туристической фирмы.
Маркетинговый консалтинг разрабатывает методики управления рыночным поведением своих клиентов.
Операционный консалтинг включает в себя продумывание основных направлений развития туристического бизнеса.
Кадровый консалтинг комплекс мероприятий по анализу персонала, оценке соответствия профессиональных и личностных компетенций выполняемым обязанностям. [6; с 84]
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый нормативно - правовой акт о консалтинге, поэтому законодательную базу об управленческом консалтинге образуют: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, ФЗ РФ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г, ФЗ РФ № 152 «О персональных данных» от 2 7 июля 2006 г, ФЗ РФ № 307 « Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. [7; с 12]
Управленческий консалтинг в сфере туризма способствует: повышению эффективности бизнеса, оптимизации туристической бизнес - модели, созданию корпоративной культуры, развитию системы бизнес - процессов, обогащению арсенала управленческих инструментов, выбору направления дальнейшего развития туристических фирм.
За рубежом консалтинговые услуги в сфере туризма предоставляются по следующим направлениям: исследование туристического рынка, туристский
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 маркетинг, бизнес - планирование, маркетинг дестинации, проведение тренингов, рекрутинг, стратегический консалтинг, инвестиционный консалтинг. [4; с 188]
Необходимость анализа системы управления туристской организацией обуславливает востребованность услуг управленческого консалтинга. Консалтинговые компании «Ланит», «Компьюлинк», «Интерком - Аудит» -лидеры российского рынка.
Важное значение для развития туристского бизнеса имеет государственная поддержка, поэтому в РФ реализуется Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 гг». Программа направлена на укрепление единого культурного пространства, утверждение приоритетной роли государственной культурной политики, внедрение информационных технологий, повышения качества государственного управления, доступность туризма для всех слоев населения, укрепление международного имиджа страны.
Чаще всего в сфере туризма применяются следующие методы управленческого консалтинга: SWOT- анализ и бизнес - коучинг.
SWOT - анализ применяется для анализа конкурентов, планирования и реализации стратегии.
Бизнес - коучинг позволяет сформулировать стратегию развития и пути достижения стратегических целей. [5; с 127]
Управленческий консалтинг включает следующие стадии: предпроектную (контакт с клиентом, предварительная диагностика, заключение контракта), контрактная стадия (диагностика, планирование действий, внедрение проекта), постпроектная стадия (оценка результата, итоговый отчет, расчет по контракту). В большинстве случаев реализация проекта длится от 5 дней до 8 месяцев. [1; с 144]
В современных рыночных условияхперспективными направлениями развития управленческого консалтинга в сфере туризма являются: Маркетинговые исследования и финансовое направление, разработка стратегических планов развития бизнеса, комплексное оказание услуг,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 сохранение и развитие кадрового потенциала, создание бренда, информационная прозрачность консалтинговой среды.
Российские консалтинговые компании учитывают зарубежный опыт в сфере управленческого консультирования. Поэтому многие ведущие консалтинговые компании РФ являются членами международных сетей консалтинговых компаний. [6; с 180]
Таким образом, в современной России отсутствует единая управленческая база, государство оказывает слабую поддержку фирмам, работающим в сфере туризма, поэтому туризм находится на принципах самообеспечения. В связи с этим развитие управленческого консалтинга в сфере туризма - одно из перспективных направлений оказания информационных услуг.
Использование управленческого консалтинга позволяет увеличить стоимость туристических компаний, снизить издержки производства, повысить конкурентоспособность.
Список источников:
1. Блинов А.О. Управленческое консультирование - М.: Дашков и К, 2016. - 213 с.
2. Дорофеев А.А., Богданова А.П., Хохлова Е.Р. Экотуризм в России: главные дестинации и туристические прибытия // Современные проблемы сервиса и туризма 2017 № 1, с. 68 - 74.
3. Звягина Е.С. Перспективы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях РФ // Власть 2016. № 1, с. 74 - 78.
4. Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом // Молодой ученый 2016. № 3. с. 187 - 189.
5. Лукьянова Т.В., Клопотовская П. В. Востребованность консалтинга в области управления персоналом // Кадровик. 2016. № 8. С 124 - 131.
6. Сударьянто Я.П. Международный рынок консалтинговых услуг в России - М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2016, - 240 с.
7. Фролова Г.А. Экономика и управление в сфере социально -культурного сервиса и туризма - Таганрог, ТТИЮФУ, 2017 - 74 с.