УДК 334.012.72
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1 о __ о
© Н.А. Гончарова1, Е.В. Трусевич2, Д.В. Огнев3
Братский государственный университет, 665709, Россия, Иркутская область, г. Братск, ул. Макаренко, 40. Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена сущность управленческого консультирования и его роль в малом и среднем бизнесе. Классифици -руются современные виды консалтинговых услуг и выделяются основные факторы, способствующие их развитию на конкретном рынке. Предложены пути повышения эффективности бизнеса при помощи управленческого консалтинга и совершенствования деятельности российских консалтинговых компаний. Рассмотрена организационная технология эффективного комплексного управленческого консультирования. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: управленческое консультирование; консалтинговые услуги; нормативный консалтинг; развивающий консалтинг; организационные консультационные технологии; эффективный консалтинг.
ORGANIZATIONAL TECHNOLOGY OF EFFECTIVE COMPLEX ADMINISTRATIVE CONSULTING N.A. Goncharova, E.V. Irusevich, D.V. Ognev
Bratsk State University, 40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The essence of administrative consulting and its role in small and medium business is examined. Having classified the modern types of consulting services, the article identifies major factors promoting their development in a specific market. Methods to increase business efficiency by means of administrative consulting and improvement of Russian consulting companies activities are proposed. The organizational technology of effective complex administrative consulting is considered.
2 tables. 8 sources.
Key words: administrative consulting; consulting services; standard consulting; developing consulting; organizational consulting technologies; effective consulting.
В современных условиях, когда экономика страны ориентирована на инновационное развитие, малый и средний строительный бизнес сталкивается с рядом проблем. Наибольшую сложность представляет внедрение инноваций в деятельность строительных организаций малых форм, в подавляющем большинстве случаев не располагающих достаточным инновационным потенциалом. Область их деятельности, как правило, предельно сужена, а стратегия полностью подчинена принципам специализации. Узкая специализация и концепция на одном из сегментов строительного рынка не позволяют организациям этого типа использовать преимущества дифференциации и диверсификации, необходимые для обеспечения устойчивых рыночных позиций. В стремлении к расширению ассортимента выпускаемой строительной продукции,
работ, услуг (то есть к диверсификации) малые и средние строительные организации (МССО) сталкиваются с необходимостью инновационного поиска для достижения дополнительных конкурентных преимуществ. Инновационный поиск и реализация всех стадий инновационного процесса, вплоть до внедрения новшеств в реальную практику, могут быть эффективными только в том случае, если МССО обладают целостной инновационной политикой, а также действенным инструментарием ее реализации в конкретных рыночных условиях [5, с. 357].
Говоря о значимости инновационной политики в строительных организациях, нельзя не отметить, что в условиях финансово-экономического кризиса, наблюдаемого в сфере строительства и хозяйственном комплексе вообще, инновационную ориентированность
1Гончарова Наталья Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, e-mail: goncharova-n@mail.ru
Goncharova Natalya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Economy and Management Department, e-mail: goncha-rova-n@mail.ru
2Трусевич Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, e-mail: joint@brstu.ru
Trusevich Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Economy and Management Department, e-mail: joint@brstu.ru
3Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru
Ognev Dmitry, Doctor of Economics, Professor of the Economy and Management Department, tel.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru
МССО можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, кризис ограничивает инновационные возможности, и особенно в малом и среднем строительном бизнесе, чье финансовое положение более уязвимо. Во-вторых, следует максимально точно и обоснованно рассмотреть возможные пути преодоления кризиса и выхода на необходимый уровень конкурентоспособности. Противоречия между указанными аспектами вполне очевидны, и для их решения малые и средние строительные организации вряд ли обладают необходимым потенциалом. Речь идет не только о финансовых возможностях, производственно-строительной базе, материально-технических ресурсах, но и о нематериальных составляющих совокупного потенциала МССО, таких как организационно-управленческий, интеллектуальный, организационно-культурный, коммуникативный и т.п. Найти дополнительные резервы в использовании таких составляющих и повысить эффективность их использования можно за счет привлечения в стратегическую и тактическую управленческую деятельность мСсо услуг внешнего (независимого) консалтинга [4, с. 120].
Управленческий консалтинг (УК) в российской практике уже завоевал прочные позиции. Чтобы адекватно оценить его возможности применительно к перспективам инновационного развития малых и средних строительных организаций, важно рассмотреть специфику управленческого консультирования (консалтинга) как вида деятельности и собственно рынка УК. Этой проблематике посвящено немало новейших научных разработок и диссертационных исследований, анализ которых позволяет очертить главные свойства УК.
Управленческое консультирование - это интеллектуальная деятельность по предоставлению профессиональных знаний и опыта для выявления и решения проблем хозяйствующих субъектов, осуществляемая совместно с менеджерами высшего звена консультируемой организации, за которыми сохраняется полная ответственность за реализацию выработанных проектов и рекомендаций.
Особенность управленческого труда состоит в том, что его предметом является информация, необходимая для руководства производством, продуктом труда - управленческие решения, а объектом воздействия - коллектив работников, непосредственно занятый производством благ и услуг. Эффективность этой деятельности определяется косвенно, через общие показатели работы хозяйства, путем сопоставления производственных затрат (при прочих равных условиях) до и после осуществления нового управленческого решения.
Диапазон услуг управленческого консультирования очень широк и охватывает все аспекты организации и ведения бизнеса любых размеров и сложности. Его основной задачей является современное освоение передовых достижений менеджмента, предугадывание возможных проблем управленцев и их разрешение. Это способствует расширению областей управленческого консультирования, изменению его структуры, совершенствованию качества предостав-
ляемых услуг [5, с. 73].
Современные виды консалтинга, дополняющие традиционные, представлены в табл. 1.
Основанием для дифференцирования консалтинговых услуг являются классификации, которые объединяют все многообразие направлений консультирования по различным критериям. Исследуя виды консалтинговых услуг и тенденции развития, современная наука предлагает проводить классификацию консалтинговых услуг одновременно по нескольким базовым признакам. Такой подход в большей степени отвечает требованиям системного анализа и, следовательно, обеспечивает методическую чистоту процесса исследования. Кроме того, он повышает практическую ценность полученных результатов, обеспечивая возможность использования их в различных целях - при маркетинговом исследовании рынка консалтинговых услуг, формировании внутренней организационной структуры консалтинговой фирмы, выборе оптимальной концепции ценообразования и т.п. [6, с. 58].
Основной классификационный признак - общая целевая направленность консалтинговой услуги - позволяет провести общую сегментацию исследуемого рынка и уточнить состав его участников. Здесь выделяются:
1. Нормативный консалтинг, основной целью которого является разъяснение заказчику порядка практического применения того или иного направления, действующего в конкретной сфере законодательства. Его можно классифицировать следующим образом: общий юридический консалтинг; бухгалтерский консалтинг; аудиторские услуги; консалтинг в области внешнеэкономической деятельности; консалтинг в области приватизации.
2. Развивающий консалтинг, направленный на повышение эффективности хозяйственной деятельности организации, в том числе самого процесса управления ею. Если уточнить, что именно является объектом консалтинга, можно выделить:
- консалтинговые услуги по совершенствованию конкретного аспекта хозяйственной деятельности организации, результатом которого выступает конкретный экономический эффект: коммерческий или маркетинговый консалтинг; инвестиционный консалтинг; консалтинговые услуги по сопровождению инвестиций; аудиторские услуги; образовательный консалтинг; рекрутинг; психологический консалтинг;
- собственно управленческий консалтинг, направленный на повышение эффективности системы управления организацией-заказчиком (в целом или по отдельным ее направлениям): стратегический консалтинг; консалтинг в области финансового менеджмента; производственный консалтинг; кадровый консалтинг; консалтинг в области обеспечения безопасности клиента [8, с. 74].
Для формирования рыночного предложения в области управленческого консультирования необходима разработка комплекса мер, оказывающих воздействие на спрос и предложение этих услуг, а также наличие институциональных факторов, которые выполняют функцию регулирования этого рынка.
Таблица 1
Современные виды консалтинговых услуг_
Вид консалтинговых услуг Специализация
Кадровый консалтинг: хедхантинг аутстаффинг коучинг Поиск и трудоустройство различных специалистов для различных сфер деятельности; оценка отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы; подготовка кадрового резерва; - способ прямого поиска топ-менеджеров и редких специалистов путем их привлечения из других компаний; - технология, позволяющая снижать административные расходы и риски, связанные с персоналом компании; - персональное консультирование руководителей
Фандрайзинг Спонсоринг Целенаправленный поиск спонсорских (или иных) ресурсов для обеспечения социально значимых проектов или институтов, осуществляемый различными способами; - обязательно учитывается определенная выгода для спонсора
Консалтинг органов государственной власти Сбор средств (например, для проведения избирательных кампаний); прямая почтовая рассылка корреспонденции; проведение исследований; обеспечение связей с прессой; электоральный менеджмент; лоббирование; спичрай-тинг (подготовка речей для политиков)
Консалтинг в ИТ-бизнесе Управленческий консалтинг; разработка и системная интеграция
Консультирование по вопросам антикризисного управления Стратегический менеджмент; антикризисная маркетинговая политики; реинжиниринг; менеджмент неплатежеспособного предприятия (реорганизация и/или банкротство); управление риском; контроль и контроллинг; обеспечение безопасности компании
Консалтинг для консалтинга В стадии формирования
Процессное консультирование В стадии формирования (последовательность спланированных процессов, посредством которых человеческие ресурсы организации идентифицируются, используются и развиваются таким образом, чтобы повысить эффективность организации в целом)
Франчайзинговое направление В стадии формирования
Консультирование инвестиционных проектов Консультирование по инвестициям
Даунсайзинг Сокращение персонала; реформирование организации; изменение организационной структуры и производственного процесса
Таким образом, проведенный анализ рынка услуг управленческого консультирования позволяет выделить основные факторы, способствующие развитию этого вида деятельности на конкретном рынке:
- со стороны спроса: усиливающаяся конкуренция между потенциальными объектами управленческого консультирования; изменение организационных ценностей и традиций в привлечении консалтинговых фирм; повышение уровня подготовки менеджеров; расширение источников финансирования для привлечения консалтинговых фирм; становление и развитие института внутренних консультантов;
- со стороны предложения: совершенствование методов управленческого консультирования; создание профессиональных объединений консультантов по управлению в регионе; подготовка консультантов по управлению в регионе; налоговые и кредитные преференции консалтинговым фирмам;
- институциональные факторы, одновременно воздействующие на спрос и предложение: лицензирование и сертификация деятельности консультантов; создание единого информационного каталога консалтинговых фирм и предоставляемых ими услуг.
Актуальные направления развития деятельности
российских консалтинговых компаний, базирующиеся на анализе факторов, определяющих специфику российского рынка консалтинговых услуг, включают:
- развитие кадровой политики;
- поддержку качества услуг и обслуживания;
- развитие организационных технологий управленческого консультирования;
- развитие спроса в слабо конкурентных отраслях и секторах;
- усиление маркетинговой политики для клиентов и персонала, позволяющие консалтинговым компаниям разрабатывать меры по совершенствованию их деятельности в выявленных направлениях.
Наиболее развитыми в России на данном этапе являются организационные консультационные технологии, а также экспертные и обучающие технологии управленческого консультирования. Однако с ускорением темпов изменения деловой среды, ростом многообразия организаций становится недостаточно типовых решений и инструментов и возникает потребность в совершенствовании и развитии процессных организационных технологий управленческого консультирования [3, с. 325].
Повышение эффективности бизнеса путем фор-
мирования рыночного предложения в области реализации услуг управленческого консалтинга и совершенствование деятельности российских консалтинговых компаний предполагают [1, с. 169]:
- развитие кадрового потенциала через формирование целенаправленной кадровой политики в отношении привлечения, развития и мотивации персонала компании;
- поддержку качества услуг путем создания системы оценки качества оказываемых услуг и обслуживания;
- развитие организационных технологий управленческого консультирования путем активизации внутренних ресурсов клиента;
- развитие спроса через эффективное взаимодействие с потенциальными клиентами в слабо конкурентных отраслях и секторах;
- усиление маркетинга через реализацию маркетинговых программ для клиентов и персонала.
Рассмотрим пути решения проблем управленческого консультирования более подробно.
Развитие кадрового потенциала предполагает:
- привлечение в качестве стажеров при организации маркетинговых программ для потенциальных сотрудников студентов и аспирантов направлений экономики, управления, инноватики, финансов и кредита, социологии и информационных технологий;
- регулярную оценку работы каждого сотрудника, разработку и внедрение программ развития необходимых профессиональных и личностных качеств консультантов, а также обеспечение комфортных условий для работы персонала;
- пополнение команды опытных специалистов стажерами в рутинных проектах и проектах, требующих применения существующих наработок консалтинговых компаний, что позволит обучать стажеров в процессе практики и повысит эффективность деятельности компании;
- привлечение для работы в компании квалифицированных специалистов в области информационных и финансовых технологий, учитывая высокий спрос на эти виды услуг, с последующим обучением технологиям управленческого консультирования.
Для поддержки качества услуг и обслуживания необходимо:
- разработать инструменты оценки качества работы каждого консультанта и проектной команды в целом;
- разработать инструменты оценки качества работы консультантов, осуществляемой клиентами;
- организовать обучение консультантов специализированным знаниям и навыкам, необходимым для оказания консультационных услуг в сферах экономики, характеризующихся слабым спросом на консалтинговые услуги (агропромышленный комплекс, государственный сектор, малый и средний бизнес, транспорт, связь и др.).
Развитие технологий консультирования путем активизации внутренних ресурсов клиента предполагает:
- проведение инвентаризации используемых в
компании организационных технологий управленческого консультирования и выявление возможного преобладания обучающего консультирования в арсенале компании;
- привлечение руководства и персонала компании-клиента к сотрудничеству на всех этапах управленческого консультирования для разработки реалистичных для клиента рекомендаций и снижения сопротивления переменам на этапе реализации рекомендаций;
- расширение предложения консалтинговых услуг в области организационного развития с учетом вида экономической деятельности организации и ее спроса на консалтинговые услуги.
Развитию региональных рынков консалтинговых услуг (и развитию спроса на эти услуги в целом) будут способствовать:
- расширение предложения консалтинговых услуг в регионах с учетом вида экономической деятельности организаций, отраслевой принадлежности предприятий путем создания региональных сетей консалтинговых компаний;
- оптимизация организационной структуры консалтинговых компаний путем структурно-организационного деления на территориальные, отраслевые и функциональные отделы с учетом возможности создания региональных сетей обслуживания клиентов из разных сфер экономики, расширения спектра услуг;
- установление сотрудничества с потенциальными конкурентами в области предложения финансовых услуг, разработки программного обеспечения и системной интеграции, аудиторских услуг в рамках создания стратегических альянсов и сетей для обеспечения комплексного обслуживания клиентов;
- использование товаров-заменителей в качестве маркетинговых инструментов для установления контактов с руководителями и менеджерами потенциальных клиентов и консервативным руководством, в частности: выступления консультантов на конференциях, посвященным актуальным вопросам того или иного вида экономической деятельности, малочисленные семинары по проблемам управления, совместные конференции консультантов и руководителей организаций;
- установление взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса путем предложения стандартного пакета услуг, выполняемых стажерами под наблюдением старшего консультанта.
В целях развития маркетинговой политики необходима разработка и реализация маркетинговых программ для рынка клиентов и рынка труда, а именно:
- разработка узнаваемого имиджа названия и сферы деятельности консалтинговой компании;
- дополнение маркетинговых программ следующими товарами-заменителями: публикации собственных исследований в области управления, лекционные и семинарские занятия по управления в рамках курсов и программ повышения квалификации и т.д., выступления консультантов на конференциях, посвященных
актуальным вопросам того или иного вида экономической деятельности, малочисленные семинары и тренинги по проблемам управления;
- использование при организации маркетинговых программ для потенциальных сотрудников следующих товаров-заменителей: лекционные и семинарские занятия по управлению в рамках курсов и программ повышения квалификации и т.д., выступления консультантов на научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых вузов, организация летней и преддипломной практик для привлечения студентов в качестве стажеров консалтинговой компании, организация научных олимпиад и конкурсов для студентов и аспирантов, организация внешних курсов, семинаров
и тренингов по проблемам управления.
Организационная технология формирования рыночного предложения в области реализации услуг управленческого консалтинга, основанная на адаптации зарубежных технологий управленческого консультирования к условиям экономики России, включает последовательность отдельных, но взаимосвязанных проектов, обладает процессным характером и динамикой, при этом каждая фаза характеризуется определенными целями, необходимыми ресурсами, результатами, факторами, оказывающими влияние на работу консультанта, а также условиями консалтинговой деятельности (табл. 2).
Параметр Начальная фаза Фаза развития Фаза завершения
Цель Решение проблем клиента Внедрение долгосрочных изменений в системе клиента Поддержка самостоятельного функционирования клиента
Факторы, оказывающие влияние на работу консультанта Новая модель государственного управления, расширение внешних связей, высокий темп изменения деловой среды, опыт практической деятельности, причины низкого спроса, рост спроса на экспортные и обучающие услуги, наличие товаров-заменителей Технологические факторы, снижение страха перед неопределенностью, уменьшение дистанции власти, угроза со стороны потенциальных конкурентов, дефицит квалифицированных кадров и технологий, повышение квалификации российских руководителей Высокий темп изменений деловой среды, краткосрочная ориентация, причины низкого спроса, угроза со стороны потенциальных конкурентов, дефицит квалифицированных кадров, повышение профессионализма консультантов
Применяемые технологии Экспертные, обучающие, кабинетные, лабораторные Процессные, кабинетные, лабораторные, полевые Экспертные, обучающие, полевые
Ресурсы, необходимые для работы с клиентом Человеческие, информационные, административные, временные Временные, информационные, человеческие, интеллектуальные ресурсы управляющего звена и сотрудников клиента, творческие Человеческие, временные
Особенности взаимодействия Клиент-заказчик, консультант-исполнитель Сотрудничество при соблюдении маргинальности роли консультанта Независимое функционирование клиента с привлечением консультанта в наиболее сложных случаях
Результат, получаемый клиентом Конкретные знания и навыки, предоставленные консультантом по запросу или техническому заданию клиента Совместная разработка и внедрение изменений, выполненные консультантом совместно с клиентом Конкретные знания и навыки, получаемые клиентом от консультанта в процессе корректировки и/или поддержки функционирования внедренных изменений
Направления совершенствования консультанта Развитие спроса, усиление маркетинговой политики, развитие кадрового потенциала, поддержка качества обслуживания Развитие кадрового потенциала, развитие технологий консультирования, развитие спроса, усиление маркетинговой политики, поддержка качества обслуживания Поддержка качества обслуживания, развитие кадрового потенциала, усиление маркетинговой политики
Таблица 2
Организационная технология комплексного управленческого консультирования
Организационная технология комплексного управленческого консультирования позволяет осуществлять деятельность консалтинговых компаний в России по ряду актуальных направлений, поскольку она:
- является процессной;
- позволяет включать элементы экспертного и обучающего консультирования на первоначальной фазе взаимодействия, что необходимо при формировании спроса и предложения в слабо конкурентных отраслях и секторах;
- создает условия для регулярного контроля над качеством услуг и обслуживания на этапе оценки выполнения плана в каждом проекте;
- способствует развитию кадровой политики, так как помогает установить взаимодействие с поставщиками кадров, дает возможность привлекать стажеров на отдельных этапах проекта, способствует поддержанию высокого уровня мотивации у персонала;
- позволяет усиливать маркетинговую политику за счет неоднократного получения повторных заказов от существующих клиентов, эффективно использовать товары-заменители в маркетинге для клиентов и персонала [2, с. 11].
Специфика современного консалтинга позволяет рассматривать его как реальный способ поддержки субъектов предпринимательства. Большинство функций УК могут быть реализованы в малых и средних строительных организациях. Более того, именно консалтинг может образовать необходимый инфраструктурный компонент, который обеспечит повышение эффективности управленческой деятельности в строительных организациях малых форм. В сложившихся условиях эффективный консалтинг - залог сохранения и пополнения инновационного потенциала малых инновационных организаций.
Статья поступила 14.04.2014 г.
1. Гончарова Н.А. Основные направления решения проблем управленческого консалтинга в малом и среднем строительном бизнесе // Вестник гражданских инженеров. 2010. № 2 (23). С. 167-173.
2. Гончарова Н.А. Существующие модели оценки эффективности аутсорсинга на предприятии // Проблемы социально -экономического развития Сибири. 2011. № 6. С. 9-14.
3. Гончарова Н.А., Трусевич Е.В., Огнев Д.В. Подходы к построению комбинированной модели управления инновациями в малом и среднем бизнесе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 11 (82). С. 322-327.
4. Ковалевская О.С., Афанасьев А.С. Производственное предприятие: оценка хозяйственного риска // Вестник Ново-
Библиографический список
сибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Т. 8, № 2. С. 118-123.
5. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.]. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.
6. Песоцкая Е.В. Рынок услуг управленческого консалтинга: структурная диагностика // Экономическое возрождение России. 2006. № 3 (9). С. 56-63.
7. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: кол. монография / Т.Ю. Анопченко, В.В. Бугаец, Н.А. Гончарова, Е.В. Трусевич [и др.]. Новосибирск: Сибпринт, 2012.
8. Современная модель эффективного бизнеса: кол. монография / Н.Ю. Величко, Н.А. Гончарова, В.В. Заболоцкая [и др.]. Новосибирск: Сибпринт, 2012.
УДК 911.331
АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ СЕЛ И МАЛЫХ ГОРОДОВ ЮГА ПРИБАЙКАЛЬЯ К СРЕДЕ КРУПНОГО ГОРОДА (СОЦИАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
© Ю.Н. Дмитриева1
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664082, Россия, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская,1.
Проведено исследование процесса адаптации молодежи сел и малых городов к новой социальной, экономической, культурной среде областного центра юга Прибайкалья. После анализа результатов выборочного анкетирования представлены современные мотивы миграции из небольших населенных пунктов в крупный город. Предложены общественные индикаторы для оценки социально-психологической перестройки молодежи в первые годы проживания в крупном городе. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: адаптация молодежи; социально-экономические условия городской и сельской среды; образ жизни молодежи.
ADAPTATION OF YOUTH FROM SOUTHERN PRIBAIKALIAN VILLAGES AND SMALL TOWNS FOR LARGE CITY ENVIRONMENT (SOCIO-GEOGRAPHIC ASPECT) Yu.N. Dmitrieva
Sochava Institute of Geography SB RAS, 1 Ulan - Batorskaya St., Irkutsk, 664082, Russia.
The adaptation of youth from villages and small towns to the new social, economic and cultural environment of the administrative center of the southern Pribaikalia is studied. Having analyzed the results of the sample questioning, the arti-
1Дмитриева Юлия Николаевна, аспирант, тел.: 89501208903, e-mail: yuliya.dmitr@mail.ru Dmitrieva Yuliya, Postgraduate, e-mail: yuli-ya.dmitr@mail.ru