Научная статья на тему 'Развитие туристского консалтинга как фактор повышения конкурентоспособности отечественной индустрии туризма'

Развитие туристского консалтинга как фактор повышения конкурентоспособности отечественной индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНСАЛТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСЛУГА / TOURISM / CONSULTING / COMPETITIVENESS / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Илья Юрьевич

Статья посвящена вопросам развития консалтинговых услуг в сфере туризма. Рассматриваются виды, значение и перспективы развития туристского консалтинга в Российской Федерации, предлагается его развитие на основе государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tourism consulting as factor of competitiveness of the Russian tourism industry

The article is devoted to the development of consulting services in the field of tourism. Discusses the types, value and prospects of tourism consulting in the Russian Federation, it is proposed for development through public-private partnership. Контактные данные:192171, СПб., ул. Седова, д. 55. Кафедра управления. Тел.: 8 (812) 332-57-37. [email protected] information:192171, SPb., Sedova st., 55. Faculty of management Ph.: 8 (812) 332-57-37. [email protected] ------------------

Текст научной работы на тему «Развитие туристского консалтинга как фактор повышения конкурентоспособности отечественной индустрии туризма»

Так, в эссе "Lancelot Andrewes", посвященном литературным трудам видного деятеля англиканской церкви Ланселота Эндрюса, Т.С. Элиот отмечает необходимость существования религиозной литературы и важность функции, которую она выполняет: — A Church is to be judged by its intellectual fruits, by its influence on the sensibility of the most sensitive and on the intellect of the most intelligent" [4, p. 180]. Сближение разных слов с одинаково звучащими частями, т. е. морфологическая омонимия, привлекает внимание читателей, выделяя высказывание в тексте, приближает его к «игре слов», благодаря чему текст обретает дополнительную экспрессивность [1, с. 85]. Кроме того, морфемный повтор подчеркивает избирательность, с которой, по мнению Т.С. Элиота, авторы религиозной литературы должны подходить к своим читателям: воздействовать на разум людей, склонных доверять интеллекту, и на эмоции людей, живущих чувствами. Как и во всех вышерассмотренных примерах, морфемный повтор выдвигает на первый план смыслы, значимые для Элиота-критика, фокусирует на них внимание читателя, реализуя таким образом функцию воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка// Язык и стиль русских писателей. М.: Наука, 2003.

2. Карпухина Т.П. Морфемный повтор в художественном тексте в свете общеэстетической теории игры. Хабаровск: ДВГГУ, 2006.

3. Элиот Т. Назначение поэзии. Киев, 1997.

4. Eliot T.S. Selected prose of T.S. Eliot. A Harvest book. New York; London, 1975.

5. Eliot T.S. Selected essays. Faber limited. London, 1998.

6. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford University press, 1995.

И.Ю. СОРОКИН

Илья Юрьевич СОРОКИН — аспирант кафедры экономики и управления народным хозяйством Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

В 2011 г. окончил факультет второй квалификации Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права по специальности экономика и управление на предприятии.

В 2009 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (факультет менеджмента исполнительских искусств).

Область научной специализации — экономика, управление, сфера услуг. ^ ^ ^

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КОНСАЛТИНГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА*

Важное условие успешного развития любой отрасли экономики, включая сферу туризма, — способность ее предприятий быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка, постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений, которые в наше время являются основным источником конкурентного преимущества.

Усложнение экономических процессов на современном этапе модернизации России вызвало необходимость формирования и развития рынка консалтинговых услуг, однако на этом рынке пока не реализуется такой вид услуг, как консалтинговые услуги в сфере туризма.

Услуги сферы консалтинга создают необходимые условия для качественного и устойчивого развития сферы туризма в современных условиях. В развитых странах консалтинговые услуги являются неотъемлемой частью и важнейшим элементом экономики, поддерживающим на высоком уровне функционирование ее инфраструкту-

ГРНТИ 71.37.75 © И.Ю. Сорокин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.

ры. Применение услуг консалтинга может стать важным инструментом в процессе развития отечественной туристской сферы.

В практике многих стран консалтинговые услуги представляют собой важный фактор эффективного функционирования и развития субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений. Развивающийся рынок потребовал сначала создания, а потом и расширения сферы профессиональных услуг. Наиболее существенные изменения на рынке услуг связаны с трансформацией спроса на консалтинговые услуги, потребность в которых становится все более осознаваемой.

Жизнедеятельность организации в условиях рынка зависит от эффективности управленческих решений, которые принимает руководство предприятия в условиях неопределенности быстро меняющейся внешней среды и отсутствия системы обеспечения предприятия достоверной информацией. Наиболее часто консультантов привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Неопределенность является тем фактором, который стимулирует спрос на консультационные услуги. Чем выше неопределенность, тем выше спрос на консультантов, снимающих ее. Именно увеличение неопределенности и сложности среды бизнеса обусловливает огромный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последнее время. Особенно актуальны консалтинговые услуги в условиях мирового экономического кризиса.

В современной рыночной экономике консалтинговые услуги давно являются важнейшим элементом ее функционирования. Ни одно экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой не обходится без использования консультантов. Чем более развита организация, тем интенсивнее она пользуется услугами консалтинговых фирм, благодаря чему получает конкурентное преимущество и лидирует в своем сегменте рынка.

В настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков [1]. Спектр оказываемых услуг достаточно широк. Традиционно выделяются следующие сектора рынка консалтинговых услуг: 1Т-консалтинг; налоговый консалтинг; стратегический консалтинг; оценочная деятельность; финансовый консалтинг; юридический консалтинг; управление персоналом; производственный консалтинг; маркетинговый консалтинг.

Многие исследователи выделяют комбинированный вид консалтинга. Тем не менее полагаем, что практически все вышеперечисленные виды консалтинговых услуг востребованы организациями сферы услуг и сферы туризма в частности.

Российский рынок консалтинговых услуг России постоянно изменяется. Происходит перераспределение долей рынка. Среди основных тенденций общероссийского рынка консалтинга можно назвать смену ориентации консалтинговых компаний на средний и мелкий бизнес, региональное расширение крупных компаний, проникновение международных компаний на региональные консалтинговые рынки России. Также эксперты отмечают тенденцию вытеснения мелких компаний с рынка более крупными [там же].

Необходимость анализа системы управления туристской организацией и ее оптимизации в условиях и в соответствии с требованиями кризисного периода делает актуальными консалтинговые услуги в сфере туризма.

При этом проблема оптимизации важна и для вторичных туристских предприятий, а не только для туристских фирм. В этих условиях разработка вариантов управленческих решений применительно к туристскому рынку и организация внутри самого туристского предприятия отдела управленческого туристского консалтинга принесет ему двойную выгоду: позволит оптимизировать свою работу, а также организовать новый для себя вид услуг.

Однако не нужно забывать и о потребителях, самих туристах, ведь индивидуальный турист заинтересован еще и в том, чтобы приобрести качественную услугу по разумной цене, и при этом хочет быть уверенным в собственной безопасности во время путешествия. В связи с этим турист будет нуждаться в консультациях по широкому спектру туристских услуг, которые предоставляют туристские организации. Учитывая тенденцию к повышению самостоятельной организации путешествий среди туристов и рост влияния интернет-источников при выборе той или иной услуги, актуальным становится консультирование туристов через Интернет. Этот вид услуг также подпадает под определение консалтинга, поскольку консалтинг — это любая помощь в решении той или иной проблемы клиента, оказываемая внешними консультантами.

Оказание туристских консалтинговых услуг может стать для туристской сферы в ближайшие годы не только перспективным, но и доходным видом деятельности.

Анализ сайтов ведущих зарубежных организаций, предоставляющих консалтинговые услуги в сфере туризма, показывает, что среди основных направлений, в которых ведется работа консалтинговых туристских организаций за рубежом, выделяются следующие: исследование туристского рынка; туристский маркетинг; бизнес-планирование; маркетинг дестинации; проведение тренингов; рекрутинг; стратегический консалтинг; инвестиционный консалтинг.

Потенциальными клиентами туристских консалтинговых организаций являются: туристские дестинации, представители туристского бизнеса, государственные органы управления туризмом, некоммерческие организации, туристы.

Компании предоставляют профессиональные консультационные услуги для туристского бизнеса — квалифицированное консультирование руководителей, собственников, персонала туристских компаний.

Таким образом, анализ зарубежного опыта консультирования в туризме показывает, что развитие консалтинга необходимо осуществлять как на индивидуальном, региональном, так и на национальном и международном уровнях.

На наш взгляд, наиболее актуальны для туризма РФ стратегический консалтинг, финансовый консалтинг и маркетинг дестинации. Стратегический консалтинг в туризме сегодня означает не только стратегическое планирование и разработку стратегии развития компании или дестинации, но и улучшение бизнес -модели на основе внедрения принципов устойчивого развития в процессе планирования.

В дополнение к перечисленным видам консалтинга считаем необходимой разработку консалтинговых услуг в сфере аудита и контроллинга в туризме. Аудит и контроллинг в туризме развиты слабо, несмотря на то, что потребность в этих этапах безусловно высока, поскольку организаторы туризма отвечают за последствия его развития для дестинации и безопасность самих туристов.

Консалтинг в туризме является одним из инструментов повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности организаций сферы туризма. Тенденции к более эффективному ресурсосбережению и экологизации турбизнеса требуют специфических знаний и инновационных разработок и позволят в долгосрочной перспективе создавать конкурентные преимущества. Таким образом, развитие консалтинговых услуг играет важную роль, учитывая преимущественно средний и малый размер предприятий туризма.

Спектр консалтинговых услуг в туризме довольно широк: маркетинговый консалтинг, бренд-консалтинг, стратегический консалтинг, кадровый консалтинг, проведение тренингов, инвестиционный консалтинг, финансовый консалтинг, юридический консалтинг, услуги по интерпретации культурного и природного наследия дес-тинации, консалтинговые услуги для индивидуальных потребителей.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие [2]:

• повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

• обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

• повышение роли государственной политики в сфере туризма;

• усиление роли государственно-частных партнерств;

• необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

С учетом поставленных задач необходимо отметить, что перспективным направлением развития консалтинговых услуг является организация консалтинга в рамках государственно-частного партнерства. В интересах государства с помощью высококачественного консультирования следует улучшать качество предоставляемых туристских услуг, повышать уровень безопасности в туризме, осуществлять переход на принципы устойчивого развития туризма. На наш взгляд, необходимо привлечение к этому партнерству ведущих государственных научно-исследовательских учреждений, государственных образовательных учреждений, которые обладают высококвалифицированными кадрами, способными оказывать качественные консалтинговые услуги в сфере туризма в РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сайт исследов ательского агентства DISCOVERY Research Group. URL: http://www.drgroup.ru

2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. М., 2008.

СИ. СТАРОДУБЦЕВ

Сергей Иванович СТАРОДУБЦЕВ — соискатель кафедры маркетинга ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

В 2003 году окончил Стокгольмскую школу экономики. Автор 12 публикаций.

Область научной специализации — маркетинг, управление брендами.

^ ^ ^

СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИТИИ БРЕНДА*

На современном этапе необходимо применение комплексных подходов к управлению коммуникационными процессами в маркетинге [3; 4]. Переход к информационному обществу оказывает влияние на принципы ведения предпринимательской деятельности и требует их адаптации к новым условиям. Известность бренда становится важным условием стабильного положения предприятия на рынке и фактором его конкурентоспособности. Актуальность проблемы исследования также связана с ее новизной для региональных промышленных предприятий, которые в конкурентной среде еще не имеют достаточного опыта эффективного развития бренда на основе маркетинговых коммуникаций [1].

Если товар обладает физическими свойствами, различными характеристиками, он имеет цену, то бренд — это, скорее, из области чувств. Бренд — это персональные чувства потребителя, привязанность, доверие и преданность товару. Бренд, по образному выражению Д. Аакера и Э. Йохимштайлера, «своего рода клей, скрепляющий элементы стержневой идентичности, или ступица колеса, соединенная со всеми его спицами — параметрами стержневой идентичности» [7]. Стержневая идентичность включает ассоциации, которые, вероятнее всего, остаются неизменными, когда бренд переносится на новые рынки и категории товаров. Она доносит основные идеи позиционирования, которые отражают ценностное предложение бренда, и представляет собой смысловое ядро всех коммуникационных сообщений. Коммуникационный процесс бренда — это контакт, связь с потребителями с целью обмена идеями и содержащейся в бренде информацией в устном или письменном виде посредством символов. Цель коммуникаций — добиться от потребителя товаров при восприятии содержания бренда положительных эмоций от полученной информации [2].

Бренд — это информационная основа всех способов коммуникаций с социальным окружением. Все основные элементы и функции маркетинговых коммуникаций должны быть ориентированы на передачу потребителю объективных и убедительных сообщений, которые способствовали бы принятию правильных решений по отношению к бренду [5]. Коммуникации в маркетинговой деятельности осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности. Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов: корректность символа бренда, доверие, уважение, привлекательность, учет интересов и потребностей, обратная связь, культура обслуживания и др. Изучение этих факторов позволяет лучше понять процессы межличностных коммуникаций. Среди них важное место занимают невербальные коммуникации (т. е. неустные или, как их еще называют, несловесные). Они дополняют и обогащают процесс межличностного общения [6]. Поэтому эффективность и специфику маркетинговых коммуникаций в развитии бренда мы видим в формировании лояльности, приверженности потребителей, снижающих предрасположенность к переходу к другой марке, обеспечивающих потенциал продаж в будущем, получение более высоких и стабильных доходов, снижение операционных рисков.

Объектом нашего исследования явилось ООО «Курская масложировая компания», производящая майонез известных в Центрально-Черноземном регионе брендов «Добавкин», «Марьинский», «Семь восьмых», «Светел», представленных в различных ценовых сегментах. В рамках определения эффективности маркетинговых

ГРНТИ 06.81.55 © С.И. Стародубцев, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.