Так, в эссе "Lancelot Andrewes", посвященном литературным трудам видного деятеля англиканской церкви Ланселота Эндрюса, Т.С. Элиот отмечает необходимость существования религиозной литературы и важность функции, которую она выполняет: — A Church is to be judged by its intellectual fruits, by its influence on the sensibility of the most sensitive and on the intellect of the most intelligent" [4, p. 180]. Сближение разных слов с одинаково звучащими частями, т. е. морфологическая омонимия, привлекает внимание читателей, выделяя высказывание в тексте, приближает его к «игре слов», благодаря чему текст обретает дополнительную экспрессивность [1, с. 85]. Кроме того, морфемный повтор подчеркивает избирательность, с которой, по мнению Т.С. Элиота, авторы религиозной литературы должны подходить к своим читателям: воздействовать на разум людей, склонных доверять интеллекту, и на эмоции людей, живущих чувствами. Как и во всех вышерассмотренных примерах, морфемный повтор выдвигает на первый план смыслы, значимые для Элиота-критика, фокусирует на них внимание читателя, реализуя таким образом функцию воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка// Язык и стиль русских писателей. М.: Наука, 2003.
2. Карпухина Т.П. Морфемный повтор в художественном тексте в свете общеэстетической теории игры. Хабаровск: ДВГГУ, 2006.
3. Элиот Т. Назначение поэзии. Киев, 1997.
4. Eliot T.S. Selected prose of T.S. Eliot. A Harvest book. New York; London, 1975.
5. Eliot T.S. Selected essays. Faber limited. London, 1998.
6. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford University press, 1995.
И.Ю. СОРОКИН
Илья Юрьевич СОРОКИН — аспирант кафедры экономики и управления народным хозяйством Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.
В 2011 г. окончил факультет второй квалификации Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права по специальности экономика и управление на предприятии.
В 2009 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (факультет менеджмента исполнительских искусств).
Область научной специализации — экономика, управление, сфера услуг. ^ ^ ^
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КОНСАЛТИНГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА*
Важное условие успешного развития любой отрасли экономики, включая сферу туризма, — способность ее предприятий быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка, постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений, которые в наше время являются основным источником конкурентного преимущества.
Усложнение экономических процессов на современном этапе модернизации России вызвало необходимость формирования и развития рынка консалтинговых услуг, однако на этом рынке пока не реализуется такой вид услуг, как консалтинговые услуги в сфере туризма.
Услуги сферы консалтинга создают необходимые условия для качественного и устойчивого развития сферы туризма в современных условиях. В развитых странах консалтинговые услуги являются неотъемлемой частью и важнейшим элементом экономики, поддерживающим на высоком уровне функционирование ее инфраструкту-
ГРНТИ 71.37.75 © И.Ю. Сорокин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.
ры. Применение услуг консалтинга может стать важным инструментом в процессе развития отечественной туристской сферы.
В практике многих стран консалтинговые услуги представляют собой важный фактор эффективного функционирования и развития субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений. Развивающийся рынок потребовал сначала создания, а потом и расширения сферы профессиональных услуг. Наиболее существенные изменения на рынке услуг связаны с трансформацией спроса на консалтинговые услуги, потребность в которых становится все более осознаваемой.
Жизнедеятельность организации в условиях рынка зависит от эффективности управленческих решений, которые принимает руководство предприятия в условиях неопределенности быстро меняющейся внешней среды и отсутствия системы обеспечения предприятия достоверной информацией. Наиболее часто консультантов привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Неопределенность является тем фактором, который стимулирует спрос на консультационные услуги. Чем выше неопределенность, тем выше спрос на консультантов, снимающих ее. Именно увеличение неопределенности и сложности среды бизнеса обусловливает огромный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последнее время. Особенно актуальны консалтинговые услуги в условиях мирового экономического кризиса.
В современной рыночной экономике консалтинговые услуги давно являются важнейшим элементом ее функционирования. Ни одно экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой не обходится без использования консультантов. Чем более развита организация, тем интенсивнее она пользуется услугами консалтинговых фирм, благодаря чему получает конкурентное преимущество и лидирует в своем сегменте рынка.
В настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков [1]. Спектр оказываемых услуг достаточно широк. Традиционно выделяются следующие сектора рынка консалтинговых услуг: 1Т-консалтинг; налоговый консалтинг; стратегический консалтинг; оценочная деятельность; финансовый консалтинг; юридический консалтинг; управление персоналом; производственный консалтинг; маркетинговый консалтинг.
Многие исследователи выделяют комбинированный вид консалтинга. Тем не менее полагаем, что практически все вышеперечисленные виды консалтинговых услуг востребованы организациями сферы услуг и сферы туризма в частности.
Российский рынок консалтинговых услуг России постоянно изменяется. Происходит перераспределение долей рынка. Среди основных тенденций общероссийского рынка консалтинга можно назвать смену ориентации консалтинговых компаний на средний и мелкий бизнес, региональное расширение крупных компаний, проникновение международных компаний на региональные консалтинговые рынки России. Также эксперты отмечают тенденцию вытеснения мелких компаний с рынка более крупными [там же].
Необходимость анализа системы управления туристской организацией и ее оптимизации в условиях и в соответствии с требованиями кризисного периода делает актуальными консалтинговые услуги в сфере туризма.
При этом проблема оптимизации важна и для вторичных туристских предприятий, а не только для туристских фирм. В этих условиях разработка вариантов управленческих решений применительно к туристскому рынку и организация внутри самого туристского предприятия отдела управленческого туристского консалтинга принесет ему двойную выгоду: позволит оптимизировать свою работу, а также организовать новый для себя вид услуг.
Однако не нужно забывать и о потребителях, самих туристах, ведь индивидуальный турист заинтересован еще и в том, чтобы приобрести качественную услугу по разумной цене, и при этом хочет быть уверенным в собственной безопасности во время путешествия. В связи с этим турист будет нуждаться в консультациях по широкому спектру туристских услуг, которые предоставляют туристские организации. Учитывая тенденцию к повышению самостоятельной организации путешествий среди туристов и рост влияния интернет-источников при выборе той или иной услуги, актуальным становится консультирование туристов через Интернет. Этот вид услуг также подпадает под определение консалтинга, поскольку консалтинг — это любая помощь в решении той или иной проблемы клиента, оказываемая внешними консультантами.
Оказание туристских консалтинговых услуг может стать для туристской сферы в ближайшие годы не только перспективным, но и доходным видом деятельности.
Анализ сайтов ведущих зарубежных организаций, предоставляющих консалтинговые услуги в сфере туризма, показывает, что среди основных направлений, в которых ведется работа консалтинговых туристских организаций за рубежом, выделяются следующие: исследование туристского рынка; туристский маркетинг; бизнес-планирование; маркетинг дестинации; проведение тренингов; рекрутинг; стратегический консалтинг; инвестиционный консалтинг.
Потенциальными клиентами туристских консалтинговых организаций являются: туристские дестинации, представители туристского бизнеса, государственные органы управления туризмом, некоммерческие организации, туристы.
Компании предоставляют профессиональные консультационные услуги для туристского бизнеса — квалифицированное консультирование руководителей, собственников, персонала туристских компаний.
Таким образом, анализ зарубежного опыта консультирования в туризме показывает, что развитие консалтинга необходимо осуществлять как на индивидуальном, региональном, так и на национальном и международном уровнях.
На наш взгляд, наиболее актуальны для туризма РФ стратегический консалтинг, финансовый консалтинг и маркетинг дестинации. Стратегический консалтинг в туризме сегодня означает не только стратегическое планирование и разработку стратегии развития компании или дестинации, но и улучшение бизнес -модели на основе внедрения принципов устойчивого развития в процессе планирования.
В дополнение к перечисленным видам консалтинга считаем необходимой разработку консалтинговых услуг в сфере аудита и контроллинга в туризме. Аудит и контроллинг в туризме развиты слабо, несмотря на то, что потребность в этих этапах безусловно высока, поскольку организаторы туризма отвечают за последствия его развития для дестинации и безопасность самих туристов.
Консалтинг в туризме является одним из инструментов повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности организаций сферы туризма. Тенденции к более эффективному ресурсосбережению и экологизации турбизнеса требуют специфических знаний и инновационных разработок и позволят в долгосрочной перспективе создавать конкурентные преимущества. Таким образом, развитие консалтинговых услуг играет важную роль, учитывая преимущественно средний и малый размер предприятий туризма.
Спектр консалтинговых услуг в туризме довольно широк: маркетинговый консалтинг, бренд-консалтинг, стратегический консалтинг, кадровый консалтинг, проведение тренингов, инвестиционный консалтинг, финансовый консалтинг, юридический консалтинг, услуги по интерпретации культурного и природного наследия дес-тинации, консалтинговые услуги для индивидуальных потребителей.
С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие [2]:
• повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
• обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
• повышение роли государственной политики в сфере туризма;
• усиление роли государственно-частных партнерств;
• необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
С учетом поставленных задач необходимо отметить, что перспективным направлением развития консалтинговых услуг является организация консалтинга в рамках государственно-частного партнерства. В интересах государства с помощью высококачественного консультирования следует улучшать качество предоставляемых туристских услуг, повышать уровень безопасности в туризме, осуществлять переход на принципы устойчивого развития туризма. На наш взгляд, необходимо привлечение к этому партнерству ведущих государственных научно-исследовательских учреждений, государственных образовательных учреждений, которые обладают высококвалифицированными кадрами, способными оказывать качественные консалтинговые услуги в сфере туризма в РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сайт исследов ательского агентства DISCOVERY Research Group. URL: http://www.drgroup.ru
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. М., 2008.
СИ. СТАРОДУБЦЕВ
Сергей Иванович СТАРОДУБЦЕВ — соискатель кафедры маркетинга ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».
В 2003 году окончил Стокгольмскую школу экономики. Автор 12 публикаций.
Область научной специализации — маркетинг, управление брендами.
^ ^ ^
СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИТИИ БРЕНДА*
На современном этапе необходимо применение комплексных подходов к управлению коммуникационными процессами в маркетинге [3; 4]. Переход к информационному обществу оказывает влияние на принципы ведения предпринимательской деятельности и требует их адаптации к новым условиям. Известность бренда становится важным условием стабильного положения предприятия на рынке и фактором его конкурентоспособности. Актуальность проблемы исследования также связана с ее новизной для региональных промышленных предприятий, которые в конкурентной среде еще не имеют достаточного опыта эффективного развития бренда на основе маркетинговых коммуникаций [1].
Если товар обладает физическими свойствами, различными характеристиками, он имеет цену, то бренд — это, скорее, из области чувств. Бренд — это персональные чувства потребителя, привязанность, доверие и преданность товару. Бренд, по образному выражению Д. Аакера и Э. Йохимштайлера, «своего рода клей, скрепляющий элементы стержневой идентичности, или ступица колеса, соединенная со всеми его спицами — параметрами стержневой идентичности» [7]. Стержневая идентичность включает ассоциации, которые, вероятнее всего, остаются неизменными, когда бренд переносится на новые рынки и категории товаров. Она доносит основные идеи позиционирования, которые отражают ценностное предложение бренда, и представляет собой смысловое ядро всех коммуникационных сообщений. Коммуникационный процесс бренда — это контакт, связь с потребителями с целью обмена идеями и содержащейся в бренде информацией в устном или письменном виде посредством символов. Цель коммуникаций — добиться от потребителя товаров при восприятии содержания бренда положительных эмоций от полученной информации [2].
Бренд — это информационная основа всех способов коммуникаций с социальным окружением. Все основные элементы и функции маркетинговых коммуникаций должны быть ориентированы на передачу потребителю объективных и убедительных сообщений, которые способствовали бы принятию правильных решений по отношению к бренду [5]. Коммуникации в маркетинговой деятельности осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности. Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов: корректность символа бренда, доверие, уважение, привлекательность, учет интересов и потребностей, обратная связь, культура обслуживания и др. Изучение этих факторов позволяет лучше понять процессы межличностных коммуникаций. Среди них важное место занимают невербальные коммуникации (т. е. неустные или, как их еще называют, несловесные). Они дополняют и обогащают процесс межличностного общения [6]. Поэтому эффективность и специфику маркетинговых коммуникаций в развитии бренда мы видим в формировании лояльности, приверженности потребителей, снижающих предрасположенность к переходу к другой марке, обеспечивающих потенциал продаж в будущем, получение более высоких и стабильных доходов, снижение операционных рисков.
Объектом нашего исследования явилось ООО «Курская масложировая компания», производящая майонез известных в Центрально-Черноземном регионе брендов «Добавкин», «Марьинский», «Семь восьмых», «Светел», представленных в различных ценовых сегментах. В рамках определения эффективности маркетинговых
ГРНТИ 06.81.55 © С.И. Стародубцев, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.