инновационные аспекты развития
культурно-познавательного туризма в современных условиях
INNOVATIVE ASPECTS OF CULTURAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE CURRENT CONDITIONS
УДК 338.483.12:001.895
JBAÜKOB Евгений Александрович
доктор военных наук, профессор, профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]
BAIKOV Yevgeny Alexandrovich
Doctor of Military Science, Professor, Professor of Department of Economic and Social Processes Management, Saint-Petersburg State University of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются такие новые виды культурно-познавательного туризма и его инновационные обеспечивающие составляющие, как бэкпэкерский и виртуальный туризм, кинотуризм, трэвел-журналистика, : туристский консалтинг, научно-экспедиционное обеспечение. Показаны их характерные особенности, основное содержание и специфика проявления. Предложены некоторые рекомендации по их учету и применению в практической деятельности органов государственного управления, предприятий турбизнеса, учреждений сферы культуры и образования.
Ключевые слова: инновации, культурно-познавательный туризм, виртуальный туризм, кинотуризм, трэвел-журналистика, туристский консалтинг.
Abstract.
The article discusses some new types of cultural tourism and its innovative components such as backpacking, virtual tourism, film tourism, travel journalism, tourist consulting, providing scientific expeditions. The author has shown their charac-: teristic features, essence and specifics and offered some recommendations for their registering and application in the practical activities of state authorities, tourist industry, cultural and educational institutions.
Key words: innovations, cultural tourism, virtual tourism, film tourism, travel journalism, tourist consulting.
Туризм представляет собой неотъемлемую часть жизни общества, являясь в современную эпоху феноменом мирового масштаба. В условиях глобализации современного мира
он выступает как сложное многогранное социально-экономическое явление.
С экономической точки зрения туризм -это особый вид потребления туристами ма-
териальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами размещения и питания, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. В мировой экономике он прочно занял позиции одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей. Сегодня туризм представляет собой мощную мировую индустрию, занимающую до 10% мирового валового продукта.
Однако туризм еще и социокультурное явление, сфера социальных отношений и культуры. В области социальных отношений туризм может претендовать на некий структурообразующий уровень в связи с тем, что каждый пятнадцатый человек в мире, так или иначе, связан с индустрией туризма. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития индустрии туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т. д.
В области культуры туризм способствует сохранению культурного достояния регионов, их традиций, промыслов, самобытности, восстановлению и сохранению историко-культурных памятников. Туризм, будучи явлением мировой культуры, способствует, в свою очередь, раскрытию и постижению различных сторон и характеристик самой культуры: ее сущности, видов, форм и функций в «живом» виде. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Одним из важнейших направлений стратегического развития туризма является его культурно-познавательный вектор, который отнесен экспертами ООН к наиболее попу-
лярным видам туризма на ближайшие 20 лет. Его философия - личное открытие человеком исторических мест и памятников, восприятие великого художественного наследия, эстетическое переживание и духовное обогащение, возвышенное отношение к подлинникам мировой цивилизации. В то же время - это прямое общение людей, возникновение взаимопонимания между ними, уважение к иной культуре.
По оценкам экспертов, на фоне превращения туризма в одну из ведущих отраслей экономики культурно-познавательный туризм может стать в этом процессе главным. Ведь уже сейчас, например, без культурной программы не обходятся ни деловые, ни спортивные форумы.
Сегодня культурно-познавательный туризм находится на подъеме во всех странах мира. Этот вид туризма составляет около 40% международного туризма и генерирует около 35 млн ежегодных туристских поездок в Европе. По данным Всемирной торговой организации, к 2020 г. количество путешествующих с целью знакомства с культурным наследием разных стран и народов достигнет более 2,5 млрд чел. [1].
Культурно-познавательный туризм на всем протяжении истории развития российского туризма являлся наиболее развиваемым и востребованным направлением. Эта тенденция сохранилась и на сегодняшний день -культурно-познавательный туризм продолжает сохранять лидирующие позиции среди других видов туризма.
В современных условиях культурно-познавательный туризм развивается по различным традиционным направлениям в соответствии с его основными разновидностями: профессиональный (например, поездка на гастроли); специализированный (удовлетворение культурных потребностей является главной целью); сопутствующий (удовлетворение культурных потребностей - одна из побочных сторон); квазитуризм (перемещение местных жителей-экскурсантов в пределах региона с культурно-познавательными целями) и т. д.
Вместе с тем реалии современной действительности предопределяют появление и дальнейшее развитие целого ряда принципиально новых видов культурно-познавательного туризма (например, бэкпэкерский и виртуальный туризм, кинотуризм) и инновационных технологий его обеспечения (например, трэ-вел-журналистика, туристский консалтинг, научно-экспедиционное обеспечение и т. д.).
Сегодня одной из главных тенденций в туристическом бизнесе является переход от групповых форм к индивидуальным путешествиям. Потребители все чаще отказываются от профессиональных услуг фирм-туроператоров и самостоятельно планируют и организуют свои турпоездки, используя для этого главным образом возможности интернет-ресурсов. Это означает, что туроператором в последнее время становится сам турист. Этим и объясняется растущая популярность в последние годы бэкпэкерского туризма.
Бэкпэкинг (от англ. backpack - рюкзак) -термин, обозначающий путешествия, совершаемые туристом (бэкпэкером) за относительно небольшие деньги, который чаще всего принципиально отказывается от услуг туроператоров. Такие туристы используют для этого все информационные возможности Интернета, льготы и скидки, предоставляемые транспортными перевозчиками (распродажи и специальные акции, бонусные мили и т. д.), услуги бюджетных авиакомпа-ний-дискаунтеров, а также автостоп. В пути туристы-бэкпэкеры стараются ночевать в относительно недорогих гостиницах, хостелах и кемпингах, а также в домах местных жителей. Питаются обычно они в недорогих кафе и бистро, простых столовых, а также у самих местных жителей [2].
Одной из главных отличительных особенностей этого вида путешествий являются глубокое погружение в реальную жизнь незнакомой дестинации и активное общение с ее жителями. Изменение понятия о туристе как о полноправном участнике процесса производства турпродукта формирует и новое представление о туристической ин-
фраструктуре. В новом понимании туристическая инфраструктура - это не столько места размещения, общественного питания и объекты показа, а скорее то, что помогает туристу-туроператору производить турпро-дукт - информационная инфраструктура. Значимость современной инфраструктуры туризма теперь смещается от традиционных представлений (аэропорты, вокзалы, отели, рестораны, пляжи и т. д.) к объектам, где формируется и передается информация, обусловленная высшими потребностями и развивающими мотивациями потребителей.
В новой модели турбизнеса процесс производства турпродукта идет от клиента, его желаний, ожиданий, интересов, то есть от продукта, которого еще нет. В этой ситуации клиент выступает не только как потребитель, но и как туроператор, создающий турпакет, и, соответственно, как полноправный участник процесса производства турпродукта [3].
Указанные обстоятельства обусловливают определенную перестройку туристического бизнеса и вместе с тем предоставляют ему новые возможности. Ведь туристы-бэкпэке-ры, путешествующие самостоятельно, нуждаются в соответствующем обеспечении их поездки. А это, в первую очередь, информационное обеспечение (путеводители и карты, порталы и сайты, кино- и видеофильмы и т. п.), а также консалтинговое, юридическое, банковское, страховое, медицинское обеспечение и т. д.
Туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба. В связи с широким распространением Интернета и развитием других новых технологий, прежде всего телекоммуникационных и информационных, появился такой принципиально новый вид туризма как виртуальный. Виртуальный туризм - это пассивная форма туризма, позволяющая, не выходя из дома, посетить самые удивительные и экзотические места нашей планеты и вне ее. Им занимаются прежде всего самые любознательные. Вместе с тем им могут воспользоваться и те, у кого поехать
в путешествие нет возможности (инвалиды, престарелые и необеспеченные люди, по соображениям безопасности и т. д.). Но чаще всего в виртуальные туры отправляются те, кто собирается посетить ту или иную страну в ближайшем будущем для того, чтобы окончательно определиться с тем или иным вариантом путешествия.
В настоящее время виртуальный туризм чрезвычайно многообразен, он характеризуется неимоверно большим количеством различных форм, технологий и их вариаций. Но по-прежнему в этом плане одной из наиболее массовых является аудитория телезрителей. Современное телевидение позволяет своим зрителям сегодня в подавляющем большинстве смотреть от нескольких десятков до нескольких сотен телеканалов с превосходным качеством изображения, в том числе в цифровом формате. Среди этих каналов достаточно много специализированных, посвященных туризму и путешествиям. В России телезритель может теперь при желании практически круглосуточно смотреть такие всемирно известные зарубежные телеканалы, как Discovery, National Geographic, Animal Planet, Travel Channel, Travel and Adventure и др. Достаточно много в российском телевидении и наших отечественных каналов, работающих по этой тематике: «Моя Планета», «Клуб путешествий», «Телепутешествия-HD», «RBN -Туризм», Russian Travel Guide, «Охота и рыбалка» и т. п. Необходимо учитывать, что по другим телеканалам также показываются специальные передачи и демонстрируются отдельные фильмы, которые связаны с туризмом и путешествиями, в том числе создаваемые всемирно известными компаниями, например, BBC или Universal.
Виртуальный туризм в наши дни стал еще более популярным, благодаря Интернету. Сегодня с его помощью, и в частности «Гугл» и «Яндекс» карт, создаются и демонстрируются виртуальные туры и путешествия практически во все уголки нашей планеты. Они создаются как специальными компаниями-разработчиками, так и пользователями интернет-ресурсов самостоятельно. С помощью этих технологий
можно просматривать спутниковые фотографии и карты местности, а также транспортных коммуникаций, самостоятельно прокладывать маршруты следования, любоваться панорамами улиц и фото объектов туристского интереса и т. д. Имеются специальные программы (например, проект «Гугл» Art Project), с помощью которых можно совершать виртуальные экскурсии по всемирно известным музеям, включая Эрмитаж и Третьяковскую галерею, и любоваться шедеврами культуры и искусства. Кроме виртуальных туров по странам и континентам, с помощью современных интернет-технологий можно также путешествовать в водных глубинах, просматривая трёхмерную карту дна океанов и морей, или в космическом пространстве, изучая расположение звезд и планет во Вселенной или исследуя поверхности отдельных планет.
Большое значение для виртуальных путешествий и туров приобретает широкий пользовательский контент. Все большее количество путешествующих по миру размещает в Интернете информацию о своих поездках в виде фото- и видеоотчетов, описаний условий пребывания и достопримечательностей, местных обычаев и кухни, рекомендаций по поведению, безопасности, бытовым вопросам и пр. Эти отчеты и описания, в особенности, если они дополнены качественной фото-и видеоинформацией, являются прекрасной основой для совершения виртуальных путешествий в ту или иную страну для многих других пользователей Интернета.
Еще одно новейшее направление в виртуальном туризме - это использование видеоигр для познания мира и путешествий. В таких широко известных видеоиграх, как Fallout, The Elder Scrolls, воШка, Second Life и многих других, можно не только бегать и выполнять задания, но и полноценно путешествовать по всему миру. В них во многих случаях отображается практически реальный трехмерный виртуальный мир, в котором игрока ждут поистине широчайшие возможности с точки зрения путешествий. Так, в игре Second Life есть виртуальные города и районы, максимально повторяющие реальные, например,
здесь можно совершить виртуальную прогулку по Красной площади в Москве или путешествие по киевскому Майдану [4].
Все большую популярность в мире завоевывает такой новый вид туризма, как кинотуризм. Поклонники шедевров кино и телевидения готовы платить большие деньги за возможность побывать в тех местах, где снимались их любимые произведения. Согласно проводимым исследованиям, около 40% всех путешественников хотели бы побывать в подобных местах.
Впервые это новое явление ярко проявилось в 2006 г., когда главный парижский музей «Лувр» посетило рекордное количество туристов - около 8,5 млн человек. Этот рекорд был обусловлен необычайной популярностью известного кинофильма «Код да Винчи». Данным явлением незамедлительно воспользовались крупные фирмы-туроператоры, которые стали включать в свои турпродукты предложения посетить места, напоминающие о сюжетах полюбившихся кинофильмов, где жили известные киногерои либо производились съемки киношедевров. Так, по мнению специалистов, одним из самых привлекательных городов с точки зрения кинематографических достопримечательностей является американский Нью-Йорк. По его улицам разгуливали такие персонажи, как Кинг-Конг, Годзилла, Бэтмен, Человек-Паук и многие другие. Не менее популярны в этом плане Великобритания в целом и ее столица Лондон. Цель каждого пятого тура в эту страну - увидеть своими глазами места съемок популярного фильма «Гарри Поттер». Любители детективных сериалов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне во время туристической поездки в Лондон обязательно посещают Бей-кер Стрит. Новая Зеландия, например, уже на протяжении нескольких лет переживает туристический бум, связанный с нашумевшей киноэпопеей «Властелин колец» [5].
Российские туроператоры также не остались в стороне от новомодного явления и стали предлагать широкий выбор продуктов с кинотуристской направленностью для наших соотечественников, но, к сожалению, с
поездкой за рубеж. Что же касается кинотуризма собственно в России, то здесь не все так радужно, как хотелось бы. Это обусловлено многими причинами: недостаточной известностью отечественных кинофильмов за рубежом, трудностями доступа и неафиши-руемостью информации о том, где снимались наши кинофильмы, спецификой менталитета российских туристов, предпочитающих иные виды туризма и развлечений, неготовностью турбизнеса, предприятий киноиндустрии и других заинтересованных структур инвестироваться в «раскрутку» этого вида туризма и т. д. Однако все-таки должна сохраняться надежда, что кинотуризм и в нашей стране займет достойное место на уровне общемировых тенденций.
Еще одно новое и развивающееся бурными темпами в последнее время направление в туризме - это трэвел-журналистика (от англ. travel journalism). Данное направление можно считать специализированным видом обеспечения туристической деятельности. Трэвел-журналистика специализируется на предоставлении информации, связанной с туризмом и путешествиями по собственно туристической, социокультурной, географической, исторической, этнографической и иной тематике. При этом трэвел-журнали-стикой занимаются как профессионалы, так и любители, поставляющие свои материалы для органов государственного управления, учреждений и предприятий турбизнеса, кино- и телеиндустрии (документальные кинофильмы, специализированные каналы и телепередачи), книгоиздательств, редакций журналов и газет (путеводители, специализированные издания и рубрики), интернет-ресурсов и т. п.
Продукты творчества трэвел-журналистики могут иметь информационно-документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений авторов и предпочтений потребителей. Для этого в трэвел-журналистике могут использоваться самые различные жанры: путевые очерки и заметки, репортажи, обозрения, тематические передачи и программы и т. п.
Глобальное расширение Интернета привело, в частности, к появлению пользовательской журналистики, которая привнесла совершенно новые форматы в этот вид жанра. Все больше пользователей Интернета, в том числе и профессионалов, заводят онлайн-профили и размещают там материалы собственного производства для всеобщего просмотра на крупных интернет-ресурсах, таких как «Ютуб», «В контакте», «Мой мир» и др. Сообщество трэвел-журналистов при этом весьма разнородно. Например, есть очень много фрилансеров и блоггеров, пишущих для трэвел-журналистики. Многие из них состоят в профессиональных сообществах, таких как Российское географическое общество, Североамериканская ассоциация трэ-вел-журналистов или Британская гильдия трэвел-райтеров и т. п. Трэвел-журналисти-кой занимаются не только журналисты, но и путешественники, географы, экологи и просто люди, которые любят путешествовать [6].
Учитывая сложность и неоднозначность рассматриваемого направления туристического обеспечения, необходимо проводить научные исследования профессиональной и пользовательской трэвел-журналистики, готовить соответствующих специалистов по специальным образовательным программам, вырабатывать согласованные подходы по эффективному использованию этого мощного инструмента в интересах турбизнеса и потребителей.
В последние десятилетия в структуре экономики ведущих зарубежных стран бурными темпами развиваются консалтинговый бизнес и, соответственно, консалтинговые услуги. Вообще консалтинг - это консультационная помощь, оказываемая внешними сторонними специалистами предприятиям, учреждениям или частным лицам в разрешении их проблем. Сфера распространения консалтинговых услуг достаточно широка: от первоначального узкого понимания этого термина - аудита до оказания консультационных услуг в области управленческой, экономической, финансовой, инновационной, инвестиционной, маркетинговой деятельности и т. п.
Учитывая тот факт, что в современных условиях туризм становится одной из ведущих отраслей экономики многих государств и одной из наиболее динамично развивающихся в нашей стране, необходимость внедрения такого новшества, как туристский консалтинг, становится очевидной. Прежде всего, это обусловливается бурным развитием индивидуального туризма и его главной составляющей - бэкпэ-кинга, о чем уже говорилось ранее. Ведь туристы, путешествующие самостоятельно, особенно в непривычных зарубежных условиях, нуждаются в знании и умелом применении целого моря необходимой информации: собственно туристической, географической, юридической, санитарно-эпидемиологической и гигиенической и т. п. Вполне понятно, что самому путешественнику справиться с обилием подобной информации, причем подчас достаточно противоречивой, только с помощью Интернета иной раз бывает весьма затруднительно. И здесь на помощь ему могли бы придти профессионалы-консультанты в данной сфере. Нестабильность современной экономической ситуации в мире, да и в нашей стране, обусловливает возникновение проблем самого разного рода также в деятельности предприятий туриндустрии, которым могут оказывать содействие опять же эти специалисты. Они же могут помочь при возникновении трудностей у региональных туристических администраций либо при необходимости обоснования новых перспективных направлений их деятельности.
Туристско-консалтинговая деятельность, как представляется, может осуществляться в различных формах. Прежде всего, можно говорить о деятельности частных турист-ско-консалтинговых фирм, формировании консалтинговых подразделений в структуре региональных туристско-информационных центров, создании отдельных туристско-кон-салтинговых центров в наиболее продвинутых в туристическом отношении дестинаци-ях и т. д. В целом же с полным основанием можно полагать, что этот вид инновационной обеспечивающей деятельности в туризме мо-
жет иметь достаточно хорошие перспективы развития в нашей стране.
Научно-экспедиционный туризм является относительно новым и перспективным направлением современной туристской действительности. Он предполагает проведение научных исследований учеными и специалистами в ходе целенаправленно организованных экспедиций-туров к местам и объектам, представляющим значительный научный и познавательный интерес. Кроме научной программы в таких экспедициях значительное место отводится мероприятиям культур-но-досуговой направленности [1]. Вместе с тем культурно-познавательная составляющая может являться и основной при проведении целого ряда научных экспедиций.
Если говорить о России, то общепризнанно, что она обладает одним из богатейших в мире культурно-историческим наследием, значительная часть которого может изучаться при помощи научно-экспедиционного туризма. Так, например, в Северо-Западном регионе нашей страны для туристов с научными предпочтениями и соответствующих специалистов могут представлять значительный интерес морские научные экспедиции по изучению богатейшего историко-культурного наследия побережья российской части Финского залива и Приладожья. Это, прежде всего, Северная Пальмира - Санкт-Петербург, его пригороды и окрестности, города и объекты на северном и южном побережье залива. В Приладожье, в частности, для зарубежных и отечественных туристов могут представлять научно-исторический и познавательный интерес старинные береговые крепости Приозерск, Орешек -Шлиссельбург и Старая Ладога. Это также древние островные монастыри: Валаамский (о. Валаам), Коневский (о. Коневец) и Троицкий Сенной (о. Сенной). На дне российского сектора Финского залива и Ладожского озера выявлено большое количество подводных объектов, представляющих исторический и культурно-познавательный интерес для туристов и специалистов, увлекающихся дайвин-гом. Значительное число этих объектов находится в хорошем состоянии, а малые глубины
залегания делают организацию погружений в данных районах доступной даже для начинающих аквалангистов. Для организации морского научного туризма и международных экспедиций могут быть предложены, в частности, корабли, погибшие в 1790 г. в Выборгском сражении русского и шведского флотов - самой крупной морской битве в истории Балтики, корабли флота шведского короля Магнуса Эринссона, затонувшие во время шторма в Нарвском заливе в 1349 г. во время возвращения из похода на Русь и т. д.
Культурно-познавательную привлекательность для организации научных экспедиций имеют большинство регионов нашей страны. Начиная с начала 2000-х годов Российская академия наук совместно с ООО «Агентством научных туров» предоставляет возможность посещения и исследования всемирно известных историко-культурных объектов и заповедных зон в рамках научных туров широкому кругу людей из различных стран. Так, в частности, организовывались туры к древнему городу Аркаим («Великая тайна Аркаима»), по местам экспедиции Александра Гумбольдта («По маршруту Александра Гумбольдта»), по Златоусту («Стальная гравюра Златоуста»), по древней земле Тамани («Подводное созвездие культур»), в Денисовы пещеры («К истокам человеческой цивилизации») и пр. [1].
Таким образом, современные реалии развития туризма свидетельствуют о возникновении целого ряда совершенно новых его направлений, видов и обеспечивающих составляющих. Бэкпэкерский и виртуальный туризм, кинотуризм, трэвел-журналистика, туристский консалтинг, научно-экспедиционное обеспечение культурно-познавательного туризма - вот далеко не полный перечень новаций в туризме сегодняшнего дня. Все это требует творческого осмысления, в целом ряде случаев научного обоснования, проведения при необходимости дополнительных исследований, подготовки соответствующих специалистов с учетом новых потребностей и открывающихся перспективных возможностей в интересах дальнейшего динамичного развития туризма в нашей стране.
64
петербургский экономический журнал • № 2 • 2014
Список литературы
1. Байков Е.А. и др. История российского туризма: Монография. СПб.: Д.А.Р.К., 2009.
2. Бэкпэкинг. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. URL: http:// ru.wikip edia. org/ wiki/%C 1 %FD%EA%EF%FD%EA%E8%ED% (дата обращения: 15.04.2014).
3. Рыбакова Ю.Л. Культурный туризм: время инноваций? // Вестник Национальной академии туризма. 2008. №1 (5). С. 42-44.
4. Виртуальные путешествия, туры, экскурсии, прогулки. URL: http://travellife. com.ua/virtual-tours/virtualnyie-puteshestviya-turyi-ekskursii-progulki.html (дата обращения: 15.04.2014).
5. Кинотуризм. URL: http://www.turotziv.eom/content/read_article/5/265 (дата обращения: 16.04.2014).
6. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства URL: http://www.www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 17.04.2014).