А. В. Торхова
(г. Минск, Беларусь)
Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси
В статье раскрываются особенности развития педагогической науки в Республике Беларусь, ее цели и задачи на современном этапе, представлено проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований для кластера педагогического образования.
К началу XXI века в Беларуси сложились такие особенности развития педагогической науки, когда:
1] основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований по педагогике тесно увязаны с приоритетами социально-экономического развития страны, основными положениями государственной политики в области образования. Формирование тематики, задач научных исследований и планирование ожидаемых результатов исходят из необходимости обеспечения их комплексности, создания базового научного задела и системы прикладных разработок.
Так, в частности, в рамках Государственной программы научных исследований «История, культура, общество, государство» (2011-2015 гг.] на фундаментальном уровне обоснованы стратегические направления и механизмы инновационного развития системы образования в условиях информационного общества. В опоре на эти результаты на прикладном уровне в рамках Отраслевой научно-технической программы «Электронные образовательные ресурсы» (2012-2014 гг.] разработаны научно-методические основы создания и внедрения в учебный процесс информационно-образовательных ресурсов и электронных учебно-методических комплексов. Созданные в ходе прикладных исследований электронные образовательные ресурсы апробированы, доказали свою действенность как дидактические инструменты, реализуются в общем среднем, высшем и дополнительном педагогическом образовании, обеспечивая его качество в условиях информационного общества.
Аналогичным образом выстраиваются связи программ фундаментальных и прикладных исследований на 2016-2020 гг.;
2] при формировании государственных и
отраслевых программ научных исследований реализуется принцип научного кластера, предусматривающий комплексное, междисциплинарное и многоуровневое решение определенной научно-педагогической проблемы совместными усилиями специалистов дошкольного, общего среднего, специального, педагогического образования и дополнительного образования взрослых.
Комплексность, многоуровневость и меж-дисциплинарность проводимых исследований при этом отражаются уже в названии соответствующих подпрограмм. Так, в частности, в рамках отраслевой научно-технической программы «Модернизация содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения качества образования» (2015-2017 гг.] БГПУ им. М. Танка как ведущий в отрасли вуз разрабатывает содержание и научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров к реализации компетентно-стного подхода в общем среднем образовании. Результаты выполнения данной программы позволят добиться относительной завершенности общего базового образования на 2 ступени и углубленной профилизации на 3 ступени, способствуя тем самым повышению качества общего среднего и высшего педагогического образования в современных социально-экономических условиях; они логично подведут к обновлению следующего поколения образовательных стандартов и их научно-методического обеспечения, к усовершенствованию информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями времени;
3] в рамках научного кластера реализуемые комплексные исследования проводятся
на общих теоретико-методологических основаниях, имеют системный характер, ярко выраженную практическую направленность. При этом тематика педагогических исследований связана с обновлением содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего и дополнительного педагогического образования; модернизацией форм, методов и технологий образовательного процесса, созданием информационно-коммуникационной образовательной среды; достижением социальных результатов образования, формированием личностных и социально-профессиональных компетенций;
4] согласованность подходов к выполнению комплексных междисциплинарных исследований и требований к их качеству обеспечивается системой управления, которая постоянно совершенствуется. Обязательными составляющими этой системы являются стратегии и инструменты научного руководства научно-исследовательскими работами в организациях-исполнителях, координация деятельности и контроль результатов выполнения заданий головными организациями-исполнителями и Министерством образования. Министерство образования на сегодняшний день выполняет не только контролирующую функцию, но и экспертно-консультативную, выступая не только заказчиком работ, но и, в какой-то мере, оператором их качественного выполнения, доведения результатов до внедрения в образовательную практику с получением значимых социально-педагогических и экономических эффектов. Основными способами согласования подходов и достижения консенсуса при этом являются семинары, круглые столы, собеседования и другие формы и методы гуманитарной экспертизы.
Как основная цель развития педагогической науки рассматривается наиболее полная реализация ее научно-теоретической и конструктивно-практической функций с учетом новых социокультурных детерминант функционирования национальной системы образования.
В условиях динамики происходящих в системе общего среднего, специального, высшего и дополнительного педагогического образования процессов наиболее актуальными видятся такие задачи развития педагогической науки, как:
- выявление актуальных потребностей
модернизации образовательных (педагогических] систем в современных условиях;
- выработка стратегических ориентиров и методологических подходов к развитию национальной системы образования;
- обновление целей и содержания образования в новых социально-экономических условиях;
- модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса;
- развитие современных моделей успешной социализации детей и учащейся молодежи в рамках национальной системы образования;
- формирование механизмов оценки качества образования с участием потребителей на основе международных сопоставительных исследований.
Устойчивое развитие национальной системы образования обусловлено интеграцией интеллектуального потенциала субъектов вокруг приоритетной тематики психолого-педагогических исследований. Большие возможности для этого предоставляет созданный в 2015 году учебно-научно-инновационный кластер педагогического образования. Кластер создан в соответствии с задачами, поставленными в Концепции развития педагогического образования на 2015-2020 годы [1], и представляет собой совокупность учреждений и организаций, взаимодействующих на основе добровольных соглашений и заинтересованных в инновационном развитии системы непрерывного педагогического образования.
Полагаем, что кластерное развитие непрерывного педагогического образования позволит создать принципиально новое образовательное пространство профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в котором:
- интеллектуальные ресурсы будут интегрированы вокруг ключевых проблем развития непрерывного педагогического образования;
- организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективного научно-педагогического опыта;
- реализуется социальное партнерство в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров,
востребованных на региональных рынках труда;
- обеспечена эффективная преемственность в отборе и подготовке высококвалифицированных педагогических кадров с преодолением дефицита абитуриентов на педагогические специальности и мотивированием на педагогическую профессию лучших учащихся;
- усилена практикоориентированность профессиональной подготовки педагогических кадров с оперативной обратной связью о степени удовлетворенности заинтересованных субъектов (самих выпускников и работодателей];
- будущий педагог включен в среду опережающего профессионально-педагогического развития на базах практик, имеющих инновационный опыт, на стажировочных площадках, через ресурсы удаленного доступа;
- время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста образования, и период его профессиональной адаптации будут сокращаться.
Успешность перехода на кластерную модель развития непрерывного педагогического образования определяется качественным научным сопровождением, что требует разработки концептуальных, содержательных, технологических и организационно-управленческих аспектов данного процесса, расширения вертикальных (между уровнями педагогического образования] и горизонтальных (между учреждениями образования одного уровня, а также между региональными кластерами] связей в кластере, обновления и совершенствования содержания и форм этих связей в опоре на потенциал имеющихся научных школ, инновационный опыт образовательной практики, ресурсное и другое обеспечение.
Согласно Положению об учебно-научно-инновационном кластере педагогического образования [2] основными задачами республиканского кластера (по отношению к региональным] являются выработка стратегии и методологии развития педагогического образования, выявление проблемных полей приоритетных психолого-педагогических исследований, координация научно-исследовательской деятельности в области образования в масштабах республики.
БГПУ им. М. Танка как управляющий центр кластерного развития педагогического обра-
зования предложил для субъектов кластера проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований. Оно разработано с учетом новых социокультурных детерминант функционирования национальной системы образования, вызовов эпохи XXI века и международного контента. К таким приоритетам отнесены:
- выявление актуальных потребностей модернизации образовательных процессов и систем в условиях социокультурной трансформации современного общества; поиск инноваций, обеспечивающих устойчивое развитие образования в условиях перехода к постиндустриальному поликультурному обществу;
- концептуальное обоснование и разработка научно-методического обеспечения формирования эколого-ноосферного мышления и гуманистического мировоззрения личности как условия преодоления антропологических вызовов и угроз техногенной цивилизации, детерминанты устойчивого развития общества;
- анализ новой социальной ситуации развития обучающихся в условиях становления общества, основанного на знаниях и компетенциях, и глобальных вызовов, детерминирующих тенденции к коммодификации, тех-нологизации, унификации и деинституциона-лизации образования; теоретико-методологическое обоснование возрастной периодизации развития обучающихся в условиях позитивной и негативной трансформации образовательной среды;
- теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по проектированию и внедрению образовательных моделей, исходя из разных темпов когнитивно-личностного развития и социального созревания, а также с учетом позитивных (критичность мышления, открытость новому опыту, контактность, компьютерная грамотность, информационная осведомленность] и негативных (инфантильность, ассоциативность мышления, конформизм, чувствительность к манипулятив-ным воздействиям, нарциссизм и др.] личностных новообразований на разных этапах онтогенеза;
- разработка концептуальных оснований и содержания компетентностных моделей выпускников всех ступеней образования, детерминирующих проектирование и разработку образовательных стандартов; научно-ме-
тодическое обеспечение перехода на компе-тентностную основу обучения и воспитания в системе дошкольного, общего среднего и специального образования;
- внедрение практикоориентированных научных продуктов для системы дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников (концепций, образовательных стандартов, учебных программ, дидактических материалов, образовательных ресурсов и др.] по реализации компетентностного подхода, допрофильной подготовки и профильного обучения;
- разработка теоретических основ и практических моделей поиска, выявления и развития детской одаренности в целях максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, социального, личностного потенциала растущего человека и обеспечения социальной и экономической безопасности общества;
- научно-методическое обеспечение процессов образовательной интеграции / инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, включая организационные аспекты деятельности структур специального образования, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов дефектологического профиля, а также педагогов общего образования;
- решение научно-педагогических проблем информатизации образования, интеллектуального развития и социализации современного человека; обоснование основных направлений развития дидактики в условиях информатизации образования; создание методической системы подготовки соответствующих специалистов в системе высшего и дополнительного педагогического образования;
- разработка теоретико-методологических основ и технологий непрерывного воспитания учащейся и студенческой молодежи с учетом факторов и рисков глобализирующегося мира; исследование проблематики кросскультурного взаимодействия в условиях глобализации, создания общих ценностей и формирования единого социокультурного пространства при полноценном существовании и развитии представителей различных культур; развитие инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучаю-
щихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества; профилактика этно- и ксенофобии, воспитание толерантности;
- обоснование содержания, принципов и особенностей семейного воспитания как ключевого фактора обеспечения демографической безопасности страны, системы социально-педагогической поддержки современной белорусской семьи как института воспитания; обобщение теоретико-методологических подходов к исследованию феномена семейного неблагополучия, проведение мониторинговых исследований социальных рисков в развитии детей; определение направлений модернизации социально-педагогической поддержки семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- разработка научно обоснованных концепции и модели национальной системы оценки качества дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического образования и дополнительного образования педагогических работников, а также соответствующего комплексного научно-методического обеспечения, включающего критерии, показатели и инструментарий оценки качества образования;
- концептуальное обоснование и научно-методическое обеспечение системы непрерывного образования взрослых на всех жизненных этапах (молодость, зрелость, старость]; создание механизмов включения их в продуктивные разносторонние общественные отношения, разработка и внедрение моделей и технологий психолого-педагогической поддержки их активной жизненной позиции;
- определение теоретико-методологических оснований, содержания, научно-методического обеспечения и технологий непрерывного педагогического образования в целях устойчивого развития общества; разработка содержания и научно-методического обеспечения допрофессиональной подготовки педагогов на третьей ступени общего среднего образования; спецификация и преемственность целей, содержания, форм и методов на всех уровнях педагогического образования; обоснование, разработка и внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации специалистов образования;
- концептуальные, содержательные, технологические и организационно-управленче-
ские аспекты кластерного развития непрерывного педагогического образования, разработка и систематизация механизмов, методов и технологий взаимодействия в нем; разработка институционально-организационного, организационно-деятельностного, маркетингового, кадрового, инвестиционного и других сценариев его построения; формирование инновационной образовательной среды подготовки педагогических кадров в условиях учебно-научно-инновационного кластера.
Развитие национальных систем педагогического образования в условиях болонских соглашений требует более внимательного отношения к так называемой адаптивно-рефлексивной стратегии модернизации, чтобы в ориентации на общие унифицированные принципы и нормы не потерять ценный опыт отечественных традиций. Это тоже является актуальным направлением научных исследований, сравнительных в том числе.
Отмечая специфику развития педагогической науки в Республике Беларусь, подчеркнем относительность данного вопроса. Нет науки национальной - белорусской, российской, французской и т.д. Наука, если она есть, принадлежит миру. В условиях глобализирующегося мира глобализируются и проблемы, связанные с образованием. Эти проблемы являются общими для мирового научного сообщества, и логично, если научные поиски их решения будут осуществляться совместно в формате международных научных исследований, кросскультурных исследований по целому ряду важнейших направлений.
Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси обусловлены новыми социокультурными детерминантами функционирования национальной системы образования, связаны с преодолением имеющихся в ней недостатков, достижением системных изменений в качестве, отвечающих международным критериям.
Литература
1. Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы [в Республике Беларусь] [Электронный ресурс].
- URL: http://portal.mspu. by/dok/mo/koncepciya.pdf/
2. Положение об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс].
- URL: http://portal.mspu.by/dok/rasp/pologenie.pdf/