А. И. Жук
(Минск, Беларусь)
Педагогическое образование в Республике Беларусь:
государственная поддержка, тенденции, перспективы
В статье представлены основные направления развития педагогического образования в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях. Раскрывается его специфика: непрерывность, кластерная система функционирования, практикоориентированность, профильная подготовка к осознанному выбору педагогической профессии обучающихся на третьей ступени общего среднего образования, социальная поддержка педагогов со стороны государства.
Высокая социокультурная значимость педагогического образования для духовного воспроизводства человека как субъекта жизнедеятельности, ответственного за свою судьбу и судьбу Отечества, признаётся во всём мире и объясняет пристальное внимание к качеству профессиональной подготовки педагогов на уровне как образовательной политики белорусского государства, так и общественного сознания.
Для Республики Беларусь, которая имеет экспортно-ориентированную экономику (70 % выпускаемой продукции идёт на экспорт] и делает ставку на наукоёмкие технологии, которая, как и все развитые страны мира, стоит перед необходимостью преодоления глобальных проблем, несущих угрозы стабильности современной цивилизации, человеческий капитал является главным стратегическим ресурсом устойчивого развития.
Возрастающая роль человеческого потенциала в обеспечении социокультурной и экономической стабильности детерминирует качественно новые требования к профессиональной и личностной компетентности педагога.
Вопросам качества педагогического образования в Республике Беларусь уделяется большое внимание. Глава белорусского государства А. Г. Лукашенко, учитель по профессии, в обращении к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 10 июня 2013 года обозначил стратегические направления развития педагогического образования, послужившие основой для создания ряда важных документов, определяющих наряду с международными тенденциями развития высшего образования, в том числе вступлением Беларуси в Болонский
процесс, вектор развития непрерывного педагогического образования в нашей стране на ближайшую пятилетку [1].
В первую очередь это Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы - документ, определяющий приоритетные направления совершенствования системы непрерывного педагогического образования в современных социально-экономических условиях.
В Концепции поставлены задачи:
- обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования;
- модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения;
- совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики;
- переход на кластерную модель развития непрерывного педагогического образования, обеспечивающую интеграцию потенциалов образования, психолого-педагогической науки и эффективной образовательной практики субъектов кластера;
- совершенствование ресурсного обеспечения национальной системы непрерывного педагогического образования в условиях информационного общества и повышения престижа педагогической профессии [2].
Для решения этих задач разработан План мероприятий по реализации Концепции. Поэтапное выполнение этих мероприятий позволит к 2020-му году преодолеть имеющиеся в педагогическом образовании недостатки, добиться системных качественных из-
менений в профессиональной подготовке педагогов, создать эффективную систему непрерывного педагогического образования -от педагогических классов до дополнительного образования педагогов.
Действенным механизмом обеспечения непрерывности педагогического образования и продуктивного взаимодействия всех субъектов, участвующих в этом процессе, должен стать переход на кластерную организацию сотрудничества в отрасли.
Кластер в системе педагогического образования призван обеспечить интеграцию и развитие потенциала учреждений и организаций для подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, гражданственности и общей культуры, способных создавать новые знания в сфере профессиональной педагогической деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы и технологии.
С этой целью в 2015 году в Республике Беларусь создан учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования (далее - Кластер] как совокупность учреждений образования, относящихся к различным уровням образования, научных и научно-методических организаций, иных учреждений и организаций, общественных объединений, добровольно взаимодействующих на договорной основе, участвующих в формировании инновационных подходов к педагогическому образованию и обеспечивающих практическое использование этих подходов при подготовке педагогов.
В числе основных задач деятельности республиканского Кластера:
- выработка стратегии и методологии развития педагогического образования;
- координация деятельности региональных кластеров педагогического образования;
- выявление проблемных полей и тематики приоритетных психолого-педагогических исследований в сфере образования;
- координация научно-исследовательской деятельности в области педагогического образования;
- систематическое проведение республиканских методологических семинаров в сфере педагогического образования;
- создание информационной базы данных об имеющихся в стране научно-педагогических школах и инновационном опыте образо-
вательной практики в области педагогического образования;
- обеспечение профессиональной мобильности профессорско-преподавательского состава в целях повышения качества подготовки кадров в сфере образования [3].
С целью обеспечения стратегического руководства деятельностью Кластера, реализации основных направлений развития непрерывного педагогического образования, координации деятельности участников Кластера в целях совместного использования их ресурсов создан республиканский Координационный совет по вопросам непрерывного педагогического образования.
В масштабах государства деятельность Координационного совета позволит своевременно формировать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы системы непрерывного педагогического образования; участвовать в определении государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; организовывать эффективную профориентационную работу в целях популяризации педагогической профессии; содействовать трудоустройству и закреплению молодых специалистов в сфере непрерывного педагогического образования; поддерживать развитие конкурсного движения (конкурсы профессионального мастерства педагогов, на лучший класс педагогической направленности и др.]; содействовать привлечению ресурсов для развития системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, включая международные программы и проекты; оказывать общественную поддержку деятельности Кластера, осуществлять пропаганду результатов его учебной, научной и инновационной деятельности и др.
В настоящее время система непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь включает профильное (предпрофес-сиональное] педагогическое образование на третьей ступени общего среднего образования, среднее специальное педагогическое образование, высшее педагогическое образование, послевузовское образование, дополнительное образование взрослых.
Посещая в ноябре 2014 года Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (ведущий белорусский вуз в сфере подготовки педагогических кадров, далее - БГПУ] в дни празднования его
столетнего юбилея, Глава белорусского государства провёл четырехчасовой интерактивный семинар «Учитель в современном мире» со студентами, преподавателями университета и молодыми педагогами-выпускниками вуза. Лейтмотивом встречи стало обсуждение вопросов повышения престижа профессии учителя, привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов, модернизации содержания, форм и методов педагогического образования. Здесь же был поднят вопрос о возрождении профильного обучения педагогической направленности, так называемых педагогических классов, что нашло свое отражение в протоколе поручений Президента страны [5].
В последнее десятилетие в стране несколько раз подходили к вопросам организации профильного обучения в школе. В 2013 году результаты мониторинга, который провело Министерство образования, показали, что сокращение количества часов, отмена дифференциации в количестве учебных часов не способствовали повышению качества образования, и как результат - в 2014 году Глава государства поддержал предложение правительства и Министерства образования о введении с 2015/2016 учебного года профильного обучения [4].
Особое место в системе профилизации на третьей ступени общего среднего образования отведено педагогическому направлению. В целях привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников школ в стране возрождается практика работы профильных педагогических классов. Созданию системы отбора лучших учащихся на педагогические специальности способствовало открытие на базе БГПУ в 2014 году очно-заочной педагогической гимназии для учащихся 10-11 классов, а также педагогических классов в ряде школ республики. Результатом масштабной системной работы по популяризации педагогического образования стало создание в 2015/2016 учебном году более 100 педагогических классов и групп во всех регионах Республики Беларусь, в которых обучаются около 1500 десятиклассников.
Президентом Республики Беларусь дано поручение рассмотреть возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям
лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования.
Во исполнение данного поручения БГПУ направил в Министерство образования Республики Беларусь предложение по внесению изменений в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени о зачислении без вступительных испытаний абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, при условии, что они прошли обучение в профильных классах педагогической направленности, получили 7-10 баллов по всем предметам учебного плана, а также рекомендованы педагогическим советом учреждения образования, которое они закончили.
Именно в продвижении идеи педагогических классов как площадки осознанного старта в педагогическую профессию видится главный механизм отбора мотивированных абитуриентов, сделавших осознанный выбор в пользу педагогической профессии.
С целью создания условий для профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования и формирования у них позитивной установки на выбор педагогической профессии разработана программа обязательных факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. Х-Х1 класс». Содержательное поле факультатива структурировано в четыре модуля: «В мире педагогической профессии» (10 класс], «Человек познающий: практическая психология познания» (10 класс], «Я в педагогической профессии», «Познай самого себя» (11 класс].
Занятия направлены на развитие у учащихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций будущего педагога, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Разработано учебно-методическое сопровождение факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».
Учителям, ведущим факультативные занятия, оказывается всесторонняя методическая поддержка: организуются целевые курсы повышения квалификации на базе ИПКиП БГПУ, семинары, круглые столы, индивиду-
альные консультации. К проведению факультатива в школах привлекаются и преподаватели вузов.
В систему непрерывного педагогического образования страны традиционно входит подготовка педагогических кадров со средним специальным образованием. Более семи тысяч человек в 14 педагогических колледжах осваивают сегодня профессии педагога в области дошкольного образования, начальных классов, физической культуры и спорта, преподавания иностранного языка.
Следует отметить, что педагогическая реальность учреждений общего среднего образования динамично развивается, становятся востребованными новые функции педагога и других специалистов образования и необходимо своевременно, а лучше - с опережением отвечать на запросы практики. Специальности педагогических колледжей и учреждений высшего образования (далее - УВО] взаимосвязаны и интегрированы, что обеспечивает непрерывность педагогического образования. В стране реализуются программы сокращенной подготовки выпускников педагогических колледжей в УВО.
В настоящее время подготовка педагогов с высшим образованием в Республике Беларусь ведётся по 31 специальности в 12 университетах страны: в 4 профильных и 8 классических университетах. По всем специальностям I и II ступеней высшего образования в 2013 году разработаны новые образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, которые гармонизированы с аналогичными российскими документами и по ряду концептуальных подходов соотносятся с европейскими подходами.
Сегодня выпускнику педагогических специальностей УВО необходимо обладать 1Т-компетенциями: владеть методологией поиска нового (информации, идей и т.п.], методикой анализа и адаптации знаний к своим профессиональным потребностям; уметь преобразовывать информацию в специальные знания; формировать информационную культуру обучающихся.
Для современного педагога возрастает значимость проектных компетенций, которые позволяют ему осознанно и самостоятельно планировать профессиональную деятельность, осмысленно строить профессиональную карьеру, находить оптимальные решения инновационного характера, быть спо-
собными воплотить свои замыслы в инновационный проект и реализовать его, системно совершенствовать образовательный процесс, формировать у обучающихся способность к построению собственной образовательной траектории.
Современному педагогу необходимо уметь работать в условиях инклюзии, с разными категориями детей и их родителями: детьми с особыми образовательными потребностями; одаренными детьми; детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития; детьми, оказавшимися в социально опасных условиях; склонными к употреблению алкоголя, наркотических, психотропных веществ; с отклоняющимся (девиантным) поведением; с киберзависимостью; детьми, затронутыми проблемой ВИЧ и др., а также с их семьями, в том числе неблагополучными; владеть технологиями педагогической поддержки, медиации, тьюторства.
На современного педагога возлагается особая миссия по сохранению национально-культурных традиций и консолидации общества на их основе. Поэтому реализовывать свой потенциал педагог должен не только в образовательной деятельности, но и в воспитательной работе. В сфере воспитания важными компетенциями становятся: готовность к духовно-нравственному воспитанию детей; умение организовывать социально-значимые инициативы (волонтерское движение, благотворительные акции и др.]; опыт популяризации среди школьников идей здоровья, развития установок на здоровый образ жизни, профилактики вредных привычек, агрессии. Так, в БГПУ наряду с традиционными мероприятиями стартовали новые молодежные проекты «Будущие педагоги - за здоровый образ жизни!», «В БГПУ курить не модно, модно - не курить!».
Для модернизации системы педагогического образования в Республике Беларусь в условиях Болонского процесса актуальной является разработка профессионального стандарта педагога, который бы в полной мере отражал современные требования к профессиональной педагогической деятельности, включал в себя новые компетенции педагога с учетом национальной рамки квалификаций. На основе профессионального стандарта педагога будет разработано новое по-
коление образовательных стандартов и ком-петентностные модели подготовки педагогических кадров на всех ступенях непрерывного педагогического образования.
В современных образовательных стандартах предусмотрено увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов, расширение использования современных информационных и инновационных технологий, усиление проблемно-исследовательской и практико-ориентированной направленности подготовки будущих специалистов. Этому способствует и активизация деятельности студенческих научных исследовательских лабораторий (СНИЛ] на базе школ и гимназий, в которых существуют филиалы кафедр. Так, в БГПУ созданы 23 СНИЛ, в которых студенты, магистранты, аспиранты осваивают приемы и методы самостоятельного научного поиска, приобретают навыки инновационной деятельности, активно участвуют в семинарах, мастер-классах, круглых столах, научных диспутах и дебатах по актуальным проблемам педагогической науки и образовательной практики.
Качество подготовки будущего педагога напрямую зависит от качества организации педагогической практики. Решение этой задачи носит комплексный характер и предусматривает прежде всего модернизацию педагогической практики студентов, придание ей непрерывного и продуктивного характера. С этой целью в БГПУ разработан «План мероприятий по оптимизации педагогической практики студентов», реализация которого осуществляется всеми факультетами университета. В рамках этого плана на физико-математическом факультете и факультете естествознания проведен эксперимент по организации педагогической практики с выделением одного «школьного дня» для студентов 2-го курса, которые один день в неделю полностью находятся в школе.
Результаты эксперимента подтвердили целесообразность более раннего включения студентов в образовательный процесс школы. В 2015/2016 учебном году такой же эксперимент будет осуществлен на всех факультетах, у которых не была предусмотрена педагогическая практика со 2 курса. Через год БГПУ внесет в Министерство образования Республики Беларусь предложения по изменению учебных планов и введению педагогической практики со 2 курса для всех вузов, ко-
торые осуществляют профессиональную подготовку педагогических кадров.
В соответствии с поручением Главы государства с целью придания педагогической практике студентов непрерывного характера предусматривается ее организация, начиная с 1-го курса. Это возможно сделать посредством включения первокурсников в волонтерскую деятельность, которая формирует опыт профессиональной деятельности будущих педагогов, является эффективным средством развития их профессиональной мотивации. Поэтому мы рассматриваем ее как один из видов педагогической практики и включаем в структуру непрерывной. Эта идея легла в основу инновационного проекта, который был разработан группой наших аспирантов, представлен на Международной научной олимпиаде в ведущем педагогическом вузе России РГПУ им. А.И. Герцена в 2014 году и получил самую высокую оценку жюри. Данный проект лег в основу разработанной пошаговой программы, которая начнет апробироваться с этого учебного года на 3-х факультетах БГПУ.
Важным компонентом обеспечения качества подготовки педагогических кадров являются учебные программы. В этом году их структура и содержание корректируются в соответствии с новыми требованиями к системе общего среднего образования: переходом на компетентностную модель обучения, достижением относительной завершенности обучения в базовой школе, введением профильного обучения на III ступени общего среднего образования.
В настоящее время в БГПУ завершается работа по созданию учебно-методических комплексов (УМК] по всем учебным дисциплинам. Все они будут размещены в Репозитории БГПУ, уже сегодня там насчитывается 467 УМК. В этой связи становится приоритетной задача создания электронных учебно-методических комплексов, внедрение в образовательный процесс современных методик использования электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения студентов дневной и заочной форм получения образования (вебинары, онлайн-лекции, интернет-конференции]. Работа активизирована благодаря созданию в университете аппаратно-программного комплекса «Мультисер-висная информационная образовательная среда», в основе которой - 4 класса математи-
ки, физики, химии и биологии, с программным обеспечением, подаренным университету Германом Грефом - главой Сбербанка России - к 100-летию БГПУ.
В целях повышения качества педагогического образования выработаны и реализуются стратегические направления информатизации университета. Это электронный университет, электронное образование, кадры для электронного образования, электронный менеджмент, электронный кластер, предполагающий создание сетевой академии педагогики при БГПУ. Работа сетевой академии позволит максимально интенсивно развивать собственную электронную среду педагогического образования, то есть перейти к так называемому электронному обучению. Причем обучение в этой среде должно основываться на развитии педагогической теории и методологии электронного обучения, внедрении моделей мобильного обучения на базе «облачных» технологий, организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
Высокие требования к качеству непрерывного педагогического образования определяют и приоритетные задачи в области научно-исследовательской и научно-методической работы в педагогических вузах.
В первую очередь это разработка проблемного поля актуальных исследований по психолого-педагогическим наукам, в ориентации на которое будут формулироваться темы дипломных работ, магистерских, кандидатских, докторских диссертаций в нашей стране.
Завершается работа по созданию сводной информационной базы данных об имеющихся в республике научных школах в области образования и инновационном опыте образовательной практики (для взаимообмена и распространения наилучшего опыта, развития академической мобильности, создания ресурсных центров, баз практик и стажиро-вочных площадок для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых в области образования].
В Республике Беларусь началась работа по выполнению заданий Государственной научной отраслевой программы на 2015-2017 гг. «Модернизация содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения
качества образования». В рамках этой программы разрабатываются содержание и научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров к реализации компе-тентностного подхода в системе общего среднего образования. Это синхронизировано с тематикой исследований по разработке ком-петентностного содержания образования в школе. Результаты выполнения данной программы позволят добиться относительной завершенности общего базового образования в школе и углубленной профилизации на III ступени, способствуя тем самым повышению качества общего среднего и высшего педагогического образования в современных социально-экономических условиях. Они логично подведут к созданию нового поколения образовательных стандартов и их научно-методического обеспечения, а также к формированию современной информационно-образовательной среды университета и педагогического образования в целом в стране в соответствии с требованиями времени.
Результаты выполнения этих заданий будут представлены концепцией национальной системы оценки качества на разных уровнях педагогического образования с учетом внут-ристрановых особенностей и международных требований; критериями и показателями качества педагогического образования на разных уровнях организации, научно-методическим обеспечением процесса его оценивания.
В настоящее время в стране создаются организационно-методические условия для академической мобильности и сетевого взаимодействия в системе непрерывного педагогического образования. В этом направлении уже реализуются образовательные семинары и стажировки белорусских студентов, преподавателей, ученых в университетах ближнего и дальнего зарубежья. Реализуются международные проекты в европейских программах «ERASMUS +», «Горизонт 2020».
Сегодня у белорусских педагогических вузов налажены широкие и разносторонние связи с зарубежными партнерами. Только в БГПУ заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с 69 зарубежными образовательными и научно-исследовательскими организациями из 20 государств ближнего и дальнего зарубежья, что позволяет организовать студенческие обмены, совместное участие специалистов обеих сторон в издании научных монографий, интенсификацию взаи-
модействия научных школ в подготовке психолого-педагогических кадров высшей квалификации. Например, РГПУ имени А. И. Герцена и БГПУ уже начата совместная магистерская программа по дошкольному образованию: на базе университетов будут реализо-вываться образовательные программы включенного обучения для студентов сроком 1-2 семестра с итоговым контролем знаний и компетенций.
В рамках кластерного взаимодействия актуализируются возможности создания сети ресурсных центров практикоориентирован-ного педагогического образования с учетом регионального опыта; разработки совместных образовательных и научных проектов и мероприятий; организации и проведения учебных занятий и стажировок студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов на базах передовой педагогической практики в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования; создания сводных информационных баз данных об инновационном опыте в системе непрерывного педагогического образования; привлечения лидеров педагогической профессии к подготовке, повышению квалификации и переподготовке педагогов в системе непрерывного педагогического образования; создания школ педагогического мастерства на базе учреждений образования в качестве формы наставничества.
Качество непрерывного педагогического образования связано не только с разработкой эффективных механизмов отбора и привле-
чения абитуриентов на педагогические специальности, но и с созданием условий, обеспечивающих закрепление выпускников в педагогической профессии и привлечение к педагогической деятельности специалистов из других профессий. Это может быть достигнуто путем расширения возможностей системы дополнительного образования, создания карьерных перспектив внутри профессиональной отрасли.
Важную роль в решении проблемы повышения престижа педагогической профессии, привлечения в эту отрасль конкурентоспособных специалистов играет разработка комплекса мер по социальной поддержке педагога. Эта задача актуализирована Главой белорусского государства в протоколе поручений, данных 21 ноября 2014 г. при посещении БГПУ [5]. Решение этой задачи предполагает повышение заработной платы педагогических работников до уровня не ниже средней по региону, стимулирование общественно значимых инициатив бизнеса, направленных на социальную поддержку педагогов, принятие эффективных мер по закреплению молодых педагогов в профессии (региональные надбавки, единовременные выплаты и др.].
В заключение подчеркнем, что на систему педагогического образования в современных социокультурных и экономических условиях возлагается особая ответственность - именно эта отрасль обусловливает качество образования на всех уровнях, определяя в итоге благополучие человека, будущее общества и страны.
Литература
1. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: Протокол поручений Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 19 апреля 2013 г.; подпункт 3.2 пункт 3. - 10 июня 2013. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://president.gov.by/ (дата обращения 15.09.2015).
2. Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://bspu.by/ admin-panel/vendor/kcfinder/upload/files/klaster/The concept of teacher education.pdf/ (дата обращения 24.09.2015).
3. Положение об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://bspu.by/admin-panel/vendor/kcfinder/upload/files/ klas-ter/the position of the cluster.pdf/ (дата обращения 24 сентября 2015 г.).
4. Инструктивно-методическое письмо «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mogileviro.by/sites/default/files/data/profil_obuch/2015 /imp_prof_obuch2015.pdf/ (дата обращения 24.09.2015).
5. Протокол поручений Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 12.01.2015. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://president.gov.by/ (дата обращения 15 сентября 2015 г.).