уровне, продолжает возрастать и к концу выпечки достигает ~ 180 оС [7, с. 223]. В результате порошки будут плавиться на поверхности выпекаемой заготовки, придавая ей при этом интенсивную окраску и глянец.
Повышенная влагоудерживающая способность растительных порошков предопределяет возможность повышения влажности теста на 1,0...2,0%, что способствует увеличению выхода готовой продукции и продлению срока её свежести.
Исходя из химического состава плодовых и овощных порошков, их целесообразно использовать для корректирования хлебопекарных свойств муки. Использование натуральных добавок в хлебопекарном производстве является эффективным, доступным и безопасным способом повышения физиологической значимости хлебобулочных изделий.
Литература
1. Амброзевич Е. Г. Особенности европейского и азиатского подходов к ингредиентам для продуктов здорового питания / Е. Г. Амброзевич // Пищевая промышленность, 2005. № 4. С. 12-13.
2. Diet, Nutrition and the prevention of chronic diseases; Report of a Joint WHO / FAO Expert Consultation; World Health Organization. Geneva, 2003.
3. Кочеткова А. А. Современная теория позитивного питания и функциональные продукты / А. А. Кочеткова, А. Ю. Колеснов, В. И. Тужилкин // Пищевая промышленность, 1999. № 4. С. 2-5.
4. Волощенко Л. В. Функционально-технологические свойства сухих продуктов из крови сельскохозяйственных животных / Л. В. Волощенко, Н. П. Салаткова // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14212/ (дата обращения: 29.11.2016).
5. Функционально-технологические свойства мяса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://promeat-industry.ru/myaso-i-myasnye-produkty/2375-funkcionalno-tehnologicheskie-svoystva-yasa.html./ (дата обращения: 25.11.2016).
6. Свойства порошкообразных лекарственных субстанций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ztl.nuph.edu.ua/html/medication/ chapter14_04.html/ (дата обращения: 29.11.2016).
7. Ауэрман Л. Я. Технология хлебопекарного производства: Учебник - 9-е издание, перераб. и доп. / Под общ. ред. Л. И. Пучковой. СПб.: Профессия, 2006. 416 с.
Features of development of electronic educational resources on the basis of the educational eLML platform Avilova I.1, Strukova V.2 (Russian Federation) Особенности разработки электронных образовательных ресурсов на базе образовательной платформы еLML Авилова И. А.1, Струкова В. Г.2 (Российская Федерация)
'Авилова Ирина Александровна / Avilova Irina — магистр;
2Струкова Виктория Геннадьевна / Strukova Victoriya — магистр, кафедра информационных систем и технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: проведен сравнительный анализ системы для разработки образовательных ресурсов, затрагивающих вопросы инженерного образования в сфере компьютерной графики. Приведены результаты изучения структуры образовательной платформы eLesson Markup Language, которая служит для создания электронных образовательных ресурсов. Рассматриваются системы для развития образовательных ресурсов на базе стандарта SCORM. В статье рассматриваются стандарты для создания электронных образовательных ресурсов и проблемы, которые возникают в процессе разработки.
Abstract: the comparative analysis of the systems for development of educational resources raising the questions of engineering education in the sphere of computer graphics is carried out. Results of research studying of structure of the educational eLesson Markup Language platform which serves for creation of electronic educational resources using XML. Systems for development educational a resursov to base of the SCORM standard are considered. In article standards for creation of electronic educational resources and a problem which arise in the course of development are considered.
Ключевые слова: система управления обучения, электронные образовательные ресурсы, образовательная платформа eLML, международный стандарт SCORM.
Keywords: learning content management system; electronic educational resources; educational eLML platform, international SCORM standard.
Проблема внедрения электронных образовательных курсов дистанционного образования в образовательный процесс вуза является актуальной в настоящее время. Качественная подготовка высококвалифицированных специалистов зависит от применения унифицированных электронных образовательных ресурсов (учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства), отвечающим основным требованиям, изложенных в международных, и российских стандартах, в частности ГОСТ Р 53620-2009.
Решению проблем, возникающих при разработке ЭОР, таких как: малое количество специалистов, владеющими технологиями разработки ЭОР; отсутствие в университетах лицензионного программного обеспечения для создания интерактивных ресурсов; отсутствие базовых технических знаний у преподавателей при работе с ЭОР возможно при условии развития перспективных направлений.
Изучению данных направлений посвящены работы А. А. Андреева, А. И. Башмакова, Т. И. Коваль, В. М. Кухаренко, Е. С. Полат, П. И. Сердюкова, С. С. Сысоевой, А. Ю. Уварова, таких как:
• процесс подбора и переподготовка преподавателей к дистанционному преподаванию;
• разработка технологической учебной среды;
• постоянное усовершенствование качества разрабатываемых интерактивных учебных материалов [1].
Особое значение при разработке электронного образовательного ресурса приобретает правильный
выбор образовательной платформы (комплексное средство для создания учебных курсов и образовательных ресурсов) для реализации задачи разработки структурированного образовательного ресурса.
Известными системами для разработки образовательных ресурсов выступают следующие образовательные платформы: ILIAS, aTutor, Blackboard Learning System, CCNet, Claroline, Desire2Learn, Dokeos, eXe-Learning, eLML - eLessonMarkupLanguage и многие другие. Широкое применение она находят благодаря открытому исходному коду, возможности адаптации дизайна, расширенной модульной функциональности. Также данные системы являются актуальными в использовании благодаря соответствию международному стандарту SCORM (Shareable Content Object Reference Model) Стандарт SCORM является основополагающим стандартом при создании и последующем использовании ЭОР, а также обеспечивает совместимость компонентов и возможность многократного использования. Основой идеологии является модульное построение любых видов ЭОР [2].
Каждая система имеет свои достоинства и недостатки, однако рассматривая данные системы можно выделить продукт швейцарской компании eLML - eLessonMarkupLanguage, потому как он позволяет работать с ней людям, не обладающим техническими навыками при организации профессионально оформленных страниц. Система eLML выступает в роли образовательной платформы.
Сама модельная структура eLML основана педагогической концепции, подразумевающей под собой схему из шести последовательных этапов представления учебных материалов: введение для каждого модуля, разъяснение основных понятий, просмотр лекционного материала, практические примеры, самооценка, резюме (выводы). Данная педагогическая концепция соответствует национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 53620-2009, введенному комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» впервые в 2011 году. Стандарт отражает сведения, о том, что структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, используемые совместно объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы).
Практическая реализация отражается в виде наличия основных компонентов: введение; описание урока в виде лекционного материала; уточнение понятий, представленное глоссарием; практические примеры для закрепления теоретической части; самостоятельная оценка знаний благодаря использованию системы тестирования [3].
Рассмотрим структурные компоненты образовательного ресурса с использованием образовательной платформы eLML. Любой урок с использованием ЭОР согласно изучению М. А. Данилову и Б. П. Есипову, представляет организационную форму учебной работы, при которой преподаватель занимается в рамках определенного времени со студентами, используя дополнительные ресурсы для достижения дидактических задач в соответствии с требованиями учебного процесса [4].
Структура урока с использованием ЭОР следующая: введение, учебные цели и задачи урока; дальше идут элементы, содержащие фактическое содержания урока с обязательным выводом по
теоретическому материалу. Особенностью создания учебного курса в данном случае является наличие системы тестирования и глоссария, содержащий список важных терминов с указание ресурсов в интернете. Обязательным компонентом является раздел библиографии, состоящий из пунктов цитат, ссылок, дополнительных сведений.
Каждый блок учебного курса имеет аналогичную структуру. Дополнительными преимуществами выступает возможность добавления файлов PDF-документов, интерактивных презентаций, видео файлов, изображений, гиперссылок на дополнительные образовательные ресурсы.
Данная образовательная платформа имеет открытый исходный код, а также позволяет изменять код в соответствии с поставленными задачами. Преобразование и представление информации из урока eLML достаточно гибкое, благодаря использованию стандартов XML, XLST или SVG. Материал можно просматривать с помощью любого браузера на любой платформе, опубликовывать в форматах XHTML 1. 1 и HTML5, а также выводить на печать при необходимости.
Также материал можно представлять в формате электронной книги, которую можно просматривать на телефоне. Поскольку eLML поддерживает как IMS Global "ContentPackage" и SCORM стандарт, содержание может быть также легко импортировано в любую современную систему управления обучения (Blackboard, Moodle, Edmodo,Google Class и другие).
Система управления обучением (LMS) представляет собой программное приложение для администрирования, документации, отслеживания, отчетности и доставки электронных образовательных технологий (электронного обучения) курсов или учебных программ.
Внешний вид готового результата редактируется за счет шаблонов, которые также разнообразны за счет встроенной поддержки CSS-структуры - язык для описания внешнего вида веб-страниц.
Данная образовательная платформа имеет широкий спектр применения. В частности, с помощью нее были созданы такие проекты, как GITTA - проект электронного обучения географической информационной науки; BOM- курс электронного обучения для распознавания и изучения психических расстройств; Moodle Tutorial- учебное пособие с видео курсами работы с Moodle и многие другие [5].
Проект образовательной платформы eLML имеет награды в области новых исследований и развития информационных технологий, что делает данный продукт современным и актуальным средством для создания электронных образовательных ресурсов.
Литература
1. Проблемы разработки интерактивных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekhsuir.kspu.edu/ (дата обращения: 10.12.2016).
2. Sharable Content Object Reference Model (SCORM). [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.free-elearning.ru/sdo/ (date of access: 08.12.2016).
3. Технология создания ОЭОР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuit.ru/ (дата обращения: 07.12.2016).
4. Основные понятия педагогике в педагогике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.briefeducation.ru/brieds-372-1.html/ (дата обращения: 10.12.2016).
5. eLML - eLesson Markup Language. [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.elml.org/ (date of access: 11.12.2016).