Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы по основам безопасности жизнедеятельности для дистанционного обучения'

Электронные образовательные ресурсы по основам безопасности жизнедеятельности для дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аветисян Д. Д.

основные характеристики и принципы реализации ряда учебно-методических комплексов нового поколения - мультимедийных электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения, размещенных на сайте www.TeachPro.ru <http:> в Интернете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described main characteristics and realization principals of educational and methodic complexes of the new generation multimedia electronic educational recourses for distance education, placed on the site www.TechPro.ru <http:>.</http:></http:>

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы по основам безопасности жизнедеятельности для дистанционного обучения»

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 004.357:372.8.614

Д.Д. Аветисян к.т.н. (ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение») ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

D. Avetisyan («Multimedia Technologies and distance education») ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR DISTANCE EDUCATION ON SAFETY ABILITY TO LIVE

Описаны основные характеристики и принципы реализации ряда учебно-методических комплексов нового поколения — мультимедийных электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения, размещенных на сайте www.TeachPro.ru в Интернете.

There are described main characteristics and realization principals of educational and methodic complexes of the new generation — multimedia electronic educational recourses for distance education, placed on the site www.TechPro.ru.

о

VO re CP ro re CP

и cu

T X I

X

cu

Д.Д. Аветисян

0

1

T

^

re I

Проблемы безопасности жизнедеятельности (БЖД) в Российской Федерации в последнее время встают все острее, в связи с чем возникает необходимость качественных изменений в подготовке соответствующих специалистов и всех групп населения в сфере БЖД и гражданской обороны. На первое место выдвигается формирование у преподавателей и обучаемых студентов профессионального мышления, твердых знаний и глубокого понимания всех процессов БЖД. В связи с этим необходимы более широкие и максимально подробные программы и учебно-методические материалы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. Очевидно, что это обстоятельство требует использования новых информационных технологий в школьном, среднем специальном и высшем образовании, а также систем дополнительного обучения по защите от ЧС на основе дистанционных образовательных технологий.

Решение поставленных проблем путем внедрения информационных образовательных технологий, включая технологии дистанционного обучения (ДО) серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по БДЖ. Разработан целый ряд ЭОР; однако они не полностью соответствуют требованиям к современным мультимедийным ЭОР и, главное, не соответствуют стандартам SCORM, чтобы их можно было использовать в системах ДО. Кроме того, большинство существующих ЭОР не приспособлено для работы в Интернете. Миллионы школьников и студентов, имеющих собственные компьютеры с доступом в Интернет, не используют их для изучения ОБЖ и БЖД из-за отсутствия необходимых электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР).

Е-Издательство «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» (ММТиДО) является одним из российских лидеров в области разработки мультимедийных ЭОР. В ММТиДО разработано рекордное для РФ количество мультимедийных ЭОР серии TeachPro, в том числе и несколько ЭОР по ОБЖ; именно мультимедийных ЭОР (а не гипертекстов), которые доступны в Интернете на сайте www.TeachPro.ru:

- ЭОР по ОБЖ для 1-4 классов, разработаны инициативно ММТиДО (под. ред. М.П. Фролова);

- ЦОР по ОБЖ для 5-9 классов, разработаны по заказу НФПК по учебнику М.П. Фролова и др. (АСТ);

- ЦОР по ОБЖ для 10-11 классов, разработаны по заказу НФПК по учебнику Фролова М.П. и др. (АСТ);

- ЭОР по ОБЖ для 10 класса, разработан под ред. С.К. Шойгу.

Такие результаты стали возможны благодаря разработанному

ММТиДО инструментальному программному комплексу и организационной модели, позволяющей создавать мультимедийные ЭОР на промышленной основе.

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

Мультимедийные ЭОР серии TeachPro имеют следующие основные характеристики:

- 100 % мультимедийность;

- озвученные интерактивные видеолекции;

- большой объем учебного материала — 20 часов интерактивных видеолекций на один ЭОР;

- многообразие контрольных и тестовых заданий — несколько сот на один ЭОР;

- видеовставки (там, где это целесообразно);

- возможность работы в локальной сети ВУЗа (школы, среднего специального учебного заведения);

- возможность работы в Интернет-сети за счет модульной организации данных;

- наличие учебно-методических материалов в твердой копии по разработанному ЭОР.

В мультимедийных ЭОР серии TeachPro реализован ряд дидактических принципов и правил:

- наглядность и образность обучения за счет применения мультипликационных учебных программ, позволяющих осуществлять аудио сопровождение учебной информации, повышая эффективность восприятия учебного материала;

- нагруженность зрительного и слухового канала с учетом их высокой пропускной способности;

- учет психологических особенностей правопо-лушарного мышления обучающихся;

- присутствие насыщенной интерактивности, контрольных и тестовых вопросов;

- наличие концепции деятельностного обучения;

- реальное информационное взаимодействие участников образовательного процесса в различных режимах работы с целью мотивации, сознательности и активности учения;

- возможность получения большого объема и легко усваиваемого учебного материала, а также использования в учебном процессе ресурсов глобальной информационной среды науки и культуры — электронных библиотек, виртуальных музеев, художественных презентаций, выставок и т.п.

Следует учесть, что нами разработаны не просто ЭОР, а учебно-методический комплекс нового поколения (УМК НП):

- DVD-ROM для самостоятельной работы в автономном режиме;

- КНИГА (с вложенным CD-ROM);

- Конспект лекций и учебно-методические материалы;

- СЕТЕВАЯ-версия для коллективного обучения в локальной сети школ или вузов;

- SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

- OfMine-версия, где уроки скачиваются и проигрываются в of-line (для дайлаб);

- Onjine-версия (ВИДЕОКУРСЫ) - уроки проигрываются реальном времени с Inen-сервера.

Все это уже внедрено нами в Интернете, работает и доступно для обозрения на сайте www.TeachPro.ru. Следует отметить, что Избранный президент РФ Д. Медведев смотрел наш сайт и ска-

зал: «...это открытый ресурс, абсолютно живой, и самое главное — он профессиональный».

Можно прокомментировать недавнее выступление Д. Медведева о новой стратегии ориентации на открытые программные системы — это важный шаг с точки зрения информационной безопасности (по аналогии с «продовольственной безопасностью»). В Китае, например, операционная система Linux принята как официальная. Ориентацию на Linux взяли Индия, Япония, Франция и ряд других стран азиатско-тихоокеанского региона и Европы. В этой связи особо отметим, что все ЭОР серии TeachPro уже сегодня работают под управлением как ОС Windows, но и Linux и MacOS. ЭОР серии TeachPro стандарта SCORM работают с «open source»-LMS «Moodle» (см. www.TeachPro.ru/lms).

Но следует идти аккуратно и последовательно: сначала следует обеспечить работу разрабатываемых ЭОР на двух платформах — Windows и Linux; затем насытить рынок такими ЭОР, чтобы у руководителей школ и ВУЗов был свободный выбор — покупать Windows и использовать все эти ЭОР или бесплатно получить Linux, Open Office, Moodle и др. «open source» и обучать учащихся с этими же ЭОР.

Массовое производство ЭОР является чрезвычайно сложной задачей — это создание и преобразование мультимедиа данных, отслеживание новых программных платформ, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам, учет интерактивных возможностей компьютеров и Интернета и т.д. Организация промышленного производства информационных продуктов, в т.ч. мультимедийных ЭОР — задача не тривиальная. Это по силам только профессиональным разработчикам ПО. Производство обучающих программ все более и более становится похоже на кинопроизводство. Для этого создаются инструментальные средства, которые должны обеспечить массовое, конвейерное производство мультимедийных ЭОР.

С другой стороны, содержание разрабатываемого ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс. Кому, как не ведущему преподавателю по ОБЖ (БЖД), возможно, автору соответствующего учебника (пособия) знать, что должен содержать тот или иной ЭОР. Кому, как не методисту следует определять содержание учебного процесса с использованием этого ЭОР. Следовательно конвейерное производство мультимедийных ЭОР в обязательном порядке должно осуществляться при участии ведущих педагогов, методистов и авторов учебных материалов на бумажных носителях.

Для организации работы по массовому производству мультимедийных ЭОР следует с одной стороны привлекать специалистов по производству качественной мультимедийной продукции, с другой стороны — авторов-преподавателей ОБЖ (БЖД) и других дисциплин в ВУЗах и школах. Следует также организовать обучение специалистов вузов и школ по подготовке исходных данных. При этом работа по подготовке содержания учебно-методического материала в соответствующих информационных формах должна осуществляться в вузе (школе).

о

VO «

CP

го «

CP

и

CU т s

I X

eu f— I

0

1

т ^

re I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.