УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.711.4:343.98
В. Л. Шапошников
Особенности раскрытия и расследования краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте
В статье представлены некоторые особенности деятельности полиции по раскрытию и расследованию краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте. Перечислены способы совершения хищений, факторы, затрудняющие раскрытие и расследование преступлений, содержатся рекомендации по повышению эффективности деятельности полиции.
The article presents some peculiarities of police activity by the disclosure and investigation of thefts of goods committed on the Railways. Listed ways of committing theft, the factors that hinder the disclosure and investigation of crimes, to include recommendations for improving the effectiveness of policing.
Ключевые слова: раскрытие и расследование преступлений, кража, железнодорожный транспорт, потерпевший, груз, полиция, версия.
Key words: disclosure and investigation of crimes, theft, railway, transport, victim, police, version.
Железные дороги в Российской Федерации являются частью транспортной системы страны и обеспечивают значительную часть внутрироссий-ских перевозок. Обеспечение сохранности личного имущества граждан, перевозимых грузов, раскрытие и расследование краж грузов, их профилактика - все это является приоритетными задачами деятельности органов внутренних дел на транспорте.
Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми на железнодорожном транспорте, являются кражи. К их числу относятся кражи имущества пассажиров пригородных поездов и поездов дальнего следования, кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.
Успех противодействия этим преступлениям во многом зависит от профессионализма сотрудников транспортной полиции, слаженности и согласо-
© Шапошников В.Л., 2015
ванности функционирования следственных подразделений и служб, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
Оперативность и быстрота проведения мероприятий, направленных на собирание и закрепление доказательственной информации после получения первоначальных данных об этих преступлениях, также во многом определяет эффективность работы органов внутренних дел в этом направлении [1, с. 5]. Особое значение в раскрытии и расследовании преступлений приобретает знание сотрудниками органов внутренних дел криминалистической характеристики преступлений, особенностей ее элементов.
Так, механизм совершения хищений имеет специфику, обусловленную особенностями функционирования системы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, а также особым характером предмета преступного посягательства - грузов: нефтепродуктов, спирта, сахара и муки в мешках, промышленного и электрооборудования, компьютерной техники, иной коммерческой продукции, багажа граждан и т. п.
Особое внимание полиции обращено сегодня именно на кражи грузов, поскольку их совершение сопряжено с причинением крупного ущерба хозяйствующим субъектам, а также значительного ущерба гражданам - собственникам перевозимого имущества.
К числу негативных факторов, существенно затрудняющих подразделениям органов внутренних дел раскрытие и расследование преступлений, связанных с кражами грузов, относятся:
а) высокая динамичность работы транспорта и значительная протяженность маршрутов железных дорог, затрудняющие своевременное обнаружение преступлений и мест их совершения, а также потерпевших и свидетелей (очевидцев);
б) круглосуточный режим работы железнодорожного транспорта, создающий повышенную уязвимость перевозимых грузов в вечернее и ночное время, способствующий совершению и сокрытию преступлений;
в) большое разнообразие и многочисленность технологических операций по обработке перевозимых грузов. К выполнению этих операций при-частно значительное количество работников железнодорожного транспорта и материально ответственных лиц из других организаций, что затрудняет установленные места совершения преступления и подозреваемых;
г) сосредоточенность на относительно малых площадях (объектах железнодорожного транспорта) большого количества товарно-материальных ценностей, свободный доступ к которым имеют многие работники, обслуживающие железнодорожный транспорт, а также посторонние граждане [4, с. 35].
226
К числу факторов, которые положительно сказываются на раскрытии и расследовании преступлений, связанных с хищениями грузов, относится то обстоятельство, что их перемещение связано с фиксацией процесса перемещения товарно-материальных ценностей в соответствующей документации.
К наиболее часто встречающимся способам совершения хищений относятся: взлом и преодоление запирающих устройств; совершение хищения путем свободного доступа к грузу; преодоление запирающих устройств без взлома; с повреждением вагона (контейнера) цистерны; нарушение правил грузоперевозочного процесса либо документального оформления перевозочных операций [2, с. 25].
Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с хищениями грузов, определяется сложившейся следственной ситуацией, с учетом и в зависимости от времени, прошедшего с момента совершения преступления либо обнаружения его следов, предмета преступления, поведения лиц, предположительно совершивших преступления, свидетелей и некоторых иных обстоятельств.
В то же время при построении версий о хищениях личного имущества пассажиров на железнодорожном транспорте необходимо учитывать все обстоятельства совершенного преступления [3, с. 96]. Прежде чем выдвинуть ту или иную версию, необходимо тщательно проанализировать имеющуюся информацию, которая была получена в результате первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Выдвигаемые версии проверяются путем проведения комплекса следственных и оперативно-разыскных мероприятий, планируемых при отработке каждой из них [5, с. 4].
Установление этих обстоятельств возложено на лицо, в производстве у которого находится уголовное дело при тесном взаимодействии с органом дознания. Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляется в различных процессуальных и непроцессуальных формах. Их выбор и определяется следственной ситуацией по уголовному делу и этапом расследования [6, с. 18].
К числу ситуаций, представляющих особую сложность для полиции, относятся таковые, когда имеются признаки, указывающие на совершение преступления, однако нет сведений о лицах, его совершивших. Именно здесь сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с проблемами, решение которых во многом зависит от слаженности работы следователя и оперативных подразделений органов внутренних дел.
Изучение существующей правоприменительной практики раскрытия и расследования преступлений свидетельствует о том, что сотрудники опера-
227
тивных подразделений, органов предварительного следствия, призванные осуществлять эту деятельность, испытывают трудности при выдвижении и проверке версий. Это вызвано такими причинами, как:
невысокий уровень профессиональной компетентности сотрудников, связанный с отсутствием специальных знаний в этой области, опыта практической деятельности;
отсутствие должного контроля со стороны руководителей следственных и оперативных подразделений за содержанием и результатами работы подчиненных;
игнорирование специфики работы железнодорожного транспорта, его отдельных систем;
отсутствие современных научно обоснованных методик раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением грузов;
неиспользование положительного опыта правоприменительной деятельности в соответствии с требованиями приказа МВД России от 18.03.2013 № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России» [8].
На первоначальном этапе расследования краж грузов нередко возникает необходимость назначения криминалистических экспертиз, результаты которых используются для проверки следственных версий, оценки достоверности показаний подозреваемых (обвиняемых), свидетелей, выявления причин и условий, способствовавших совершению краж. Своевременное проведение различных экспертных исследований позволяет максимально сузить круг поиска преступников и выбрать правильное направление раскрытия и расследования преступления применительно к сложившейся ситуации.
Анализ правоприменительной практики подразделений органов внутренних дел на транспорте позволил выделить ряд недостатков:
выезд дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий в ряде случаев осуществляется не в полном составе;
осмотр места происшествия проводится без участия специалиста-криминалиста;
до прибытия дежурной следственно-оперативной группы сотрудниками полиции, первыми прибывшими на место совершения преступления, не всегда обеспечивается его охрана, не принимаются меры к выявлению свидетелей, установлению обстоятельств преступления в целях принятия незамедлительных мер по информированию нарядов, задействованных в си-
стеме единой дисклокации и их ориентированию на поиск и задержание предполагаемых преступников;
отсутствие действенного контроля со стороны руководителей за работой дежурных следственно-оперативных групп, за качеством подготовки материалов доследственной проверки;
не на должном уровне проводится работа по раскрытию преступлений прошлых лет, по которым лица, их совершившие, не установлены;
сотрудники, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, инициативу в раскрытии преступлений, по которым предварительное следствие необязательно, в большинстве случаев не проявляют;
исполнение поручений следователя (дознавателя) сотрудниками оперативных подразделений зачастую осуществляется формально, без указания конкретной информации о проделанной работе, контроль со стороны руководителей за данным направлением деятельности ослаблен;
неэффективно используются возможности криминалистических, розыскных и экспертно-криминалистических учетов при расследовании преступлений (особенно небольшой и средней тяжести);
неполнота производства следственных действий по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности.
Выделим некоторые пути решения вышеуказанных проблем:
• исключение фактов формирования и направления дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий не в полном составе, включая в обязательном порядке специалистов-криминалистов. Однако не следует передавать специалистам фактическое руководство осмотром, но и не нужно ограничивать их инициативу в выявлении следов, вещественных доказательств и обстоятельств, имеющих значение для дела [4, с. 38];
• своевременная системная отработка по криминалистическим, розыскным, экспертно-криминалистическим учетам лиц, подозреваемых в совершении преступлений, изымаемых предметов и оружия;
• повышение качества и полноты выполнения комплекса мероприятий по раскрытию краж грузов в течение дежурных суток, в том числе в рамках работы дежурной следственно-оперативной группы;
• принятие в течение дежурных суток исчерпывающих мер по исследованию и закреплению доказательств противоправных деяний конкретного лица при наличии в сообщении о преступлении сведений о причастности его к совершению преступления;
• обеспечение в ходе расследования полноты и качества информации, направляемой субъекту расследования и полученной в результате исполнения поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
• исключение фактов принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел по формальным основаниям при наличии неисследованных обстоятельств;
• повышение профессионального уровня сотрудников, входящих в состав дежурных следственно-оперативных групп, организация практических занятий с приглашением руководителей экспертно-криминалистических подразделений и представителей прокуратуры;
• закрепление солидарной ответственности оперативных и следственных подразделений за результаты работы по раскрытию и расследованию краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Особое значение в деятельности подразделений полиции на транспорте имеет профилактика краж грузов. Изучение причин и условий, способствующих совершению хищений на железнодорожном транспорте, лежит в основе профилактической работы по данному направлению деятельности.
В соответствии с п. 19.1 приказа МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [7] сотрудники подразделений органов внутренних дел на транспорте осуществляют профилактические и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений против личности, совершаемых в отношении граждан на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Эффективность предупредительной работы на данном направлении требует от сотрудников транспортной полиции определенных знаний по недопущению создания условий, способствующих совершению таких преступлений [9, с. 107].
Таким образом, раскрытие и расследование краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте, предполагает умелое сочетание как следственных, так и оперативно-разыскных методов получения значимых по уголовным делам сведений об обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК РФ. Осуществление при этом действенного контроля со стороны руководителей подразделений органов внутренних дел позволит поднять качество этой работы на новый уровень.
Список литературы
1. Апарин С.М., Носов А.В., Корнелюк В.С. и др. Специфика расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте: учеб. пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2003. - 112 с.
2. Крашенинников С.В., Карпенко В.М. К вопросу об обстоятельствах, подлежащих установлению по делам о хищении грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта // Вестн. криминалистики. - 2014. - Вып. 1 (49). - С. 23-27.
3. Кузнецов А.А., Курбатов М.И. Расследование краж из подвижного состава железнодорожного транспорта: моногр. - Омск: Омск. акад. МВД России, 2009. -227 с.
4. Мартынова С.И., Мартынов И.В. Актуальные проблемы расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте // Правоохр. органы: теория и практика. - 2010. - № 2. - С. 34-43.
5. Нудельштейн А.М. Первоначальный этап расследования хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте // Рос. следователь. - 2008. - № 1. -С. 4-6.
6. Нудельштейн А.М., Цоколова О.И. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте: учеб.-практ. пособие. - М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. - 116 с.
7. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»).
8. Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 18.03.2013 № 150.
9. Старцев В.Г. О профилактике краж на объектах железнодорожного транспорта // Наука и практика. - 2012. - С. 107-109.