сформировать единые стандарты и подходы к написанию представления, задать структуру представления и обозначить необходимые составляющие. А это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации рабочего времени прокурора, и возможности своевременно разрешать представления, без затягивания процесса и нарушения разумных сроков.
Список литературы
1. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.Н. Ведерникова, С.А. Ворожцов, В.А. Давыдов и др.; отв. ред. В.М. Лебедев; рук. авт. кол. В.А. Давыдов. М.: НОРМА. ИНФРА-М, 2014.
2. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016.
3. Александрин В.И. Эффективность института апелляции // Законность, 2015. № 8.
4. Шалумов М.С. Апелляция в уголовном процессе: спорные вопросы и развитие // Уголовный процесс, 2013. № 10.
5. Смирнов А.В. Реформа порядка пересмотра судебных решений по уголовным делам: апелляция // СПС «КонсультантПлюс», 2011.
6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 2. Ст. 223.
7. Гайворонская Л.В. Критерии приемлемости апелляционной жалобы // Актуальные проблемы российского права, 2015. № 3.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Артамасова А.Н.
Артамасова Алена Николаевна - помощник транспортного прокурора, Южная транспортная прокуратура, г. Ершов, Саратовская область,
магистрант,
направление: криминалистическое обеспечение уголовного судопроизводства, Институт магистратуры Саратовская юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: анализируя актуальные проблемы осмотра места происшествия при расследовании хищений, совершенных на железнодорожном транспорте, автор отмечает, что, несмотря на то, что эффективность раскрытия хищений на железнодорожном транспорте в первую очередь зависит от своевременного и качественного проведения осмотра места происшествия, на практике все же существует ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться следственным органам и оперативным подразделениям транспортной полиции при расследовании хищений, совершенных на железнодорожном транспорте. На основании этого автор приводит пути решения существующих проблем, дает рекомендации по целесообразности всестороннего применения технических средств фиксации проведения осмотра места происшествия.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, хищения, железнодорожный транспорт, транспортная полиция.
В настоящее время значительная часть грузоперевозок в нашей стране осуществляется железнодорожным транспортом, на долю которого приходится почти 50% грузооборота всех видов транспорта и более 80% от общего количества грузоперевозок транспортной системы России. Нередко грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, становятся объектом преступного посягательства [3, с. 218].
При поступлении первичного сообщения по факту хищения груза из вагона или контейнера, первыми проверочными мероприятиями являются:
1) осмотр места происшествия, вагона (контейнера) на месте обнаружения признаков хищения груза;
2) установление смены работников парка станции и их опрос, опрос лиц, обнаруживших признаки хищения и сообщивших о них, истребование снимков системы «АСКО ПВ» (Автоматизированная система контроля отправки поездов и вагонов), при её наличии, визуальное обследование парка станции, участков на которых происходит снижение скорости состава;
3) опрос машиниста по обстоятельствам следования грузового поезда с указанием времени остановок, стоянок, снижения скорости [2, с. 63].
Особое место среди первоначальных мероприятий занимает осмотр места происшествия. Актуальность темы обусловлена местом и ролью осмотра места происшествия среди первоначальных следственных действий, его важностью. Несмотря на то, что эффективность раскрытия хищений на железнодорожном транспорте в первую очередь зависит от своевременного и качественного проведения осмотра места происшествия, на практике все же существуют ряд трудностей с его проведением и не решенных проблем.
Так, при расследовании преступлений, связанных с противоправным посягательством на грузы на железнодорожном транспорте, ОВД сталкиваются с целым рядом трудностей и связаны, прежде всего, со спецификой правоохранительной деятельности на транспорте в целом, имеющей ряд присущих ей особенностей [5, с. 111]. Главными здесь являются обстоятельства, связанные с расстоянием, временем, движением, и экономическая обусловленность, а именно расстояние между грузом, его собственником, местом назначения и получателя груза. Место обнаружения похищенного часто не совпадает с тем местом (станция, отрезок пути, аэровокзал), где совершено преступление [1, с. 147]. Поэтому с целью обнаружения предметов и следов, имеющих значение для дела, помимо осмотра вагонов, багажных отделений и контейнеров необходимо изучить маршруты их движения и осмотреть места стоянок и перегонов.
Представляется, что для повышения результативности осмотра места происшествия целесообразно производить одновременно фотосъемку и аудио- и видеозапись. Это позволит в спокойной обстановке еще раз проанализировать все аспекты дела более тщательно и несомненно будет способствовать увеличению раскрываемости хищений, совершенных на железнодорожном транспорте.
Еще одной проблемой является безотлагательность проведения осмотра места происшествия. На практике зачастую встречается следующая ситуация, при которой после поступления первоначального сообщения о совершении хищения на железнодорожном транспорте установлен участок, на котором совершено хищение либо несколько предположительных мест их совершения, в случае нескольких продолжительных стоянок или долговременного следования поезда на низкой скорости [4, с. 5]. В таких ситуациях безотлагательно направить и оперативно обследовать весь участок довольно сложно, а в некоторых случаях почти невозможно.
В подобных ситуациях целесообразно использовать скрытые резервы, такие как например возможности станционных дежурных. Средне-оборудованные железнодорожные станции расположены не дальше чем 30-40 км друг от друга. В свою очередь станционные дежурные по радиосвязи, могут запросить у машинистов поездов информацию о прохождении какого-либо участка, наличии посторонних лиц,
36
автомобилей, фрагментах упаковки и т.п., также станционные дежурные могут сообщить сведения о нахождении на участках пути рабочих бригад, поступавших замечаний машинистов поездов о посторонних лицах и многое другое. Нередко полезным подспорьем может быть нахождение вблизи интересующего участка такого инструмента профилактики как совместной специализированной группы сотрудников транспортной полиции и ведомственной охраны.
Таким образом, сегодня за предотвращение хищений отвечает ведомственная охрана железнодорожного транспорта совместно с транспортной полицией. Наибольшие сложности испытывают на первоначальном этапе, в частности при осмотре места происшествия. Несмотря на то, что эффективность раскрытия хищений на железнодорожном транспорте в первую очередь зависит от своевременного и качественного проведения осмотра места происшествия, на практике все же существуют ряд трудностей и проблем, с которыми приходиться сталкиваться следственным органам и оперативным подразделениям транспортной полиции при расследовании хищений, совершенных на железнодорожном транспорте.
Список литературы
1. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск, 1985. 176 с.
2. Грибунов О.П., Третьякова Е.И. Расследование преступлений, совершаемых на транспорте. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2013. С. 63-65.
3. Криминалистика: учебник / В.В. Агафонов и др. Москва: Юрайт, 2012. 463 с.
4. Нудельштейн А.М. Первоначальных этап расследования хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте // Российский следователь, 2008. № 1. С. 4-6.
5. Топорков А.А. Криминалистика: учебник / А.А. Топорков. Москва: Контракт: Инфра-М, 2013. 462 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КРАЖАМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Артамасова А.Н.
Артамасова Алена Николаевна - помощник транспортного прокурора, Южная транспортная прокуратура, г. Ершов, Саратовская область,
магистрант,
направление: криминалистическое обеспечение уголовного судопроизводства, Институт магистратуры Саратовская юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы в сфере борьбы с кражами, совершаемыми на железнодорожном транспорте. В работе выявлены причины привлекаемости железнодорожного транспорта для совершения краж. Представлены рекомендации по выявлению вышеназванных проблем. Ключевые слова: кража, железнодорожный транспорт, мотивация и причины совершения краж, борьба с кражами.
Железные дороги в Российской Федерации являются частью транспортной системы страны и обеспечивают значительную часть внутрироссийских перевозок. Обеспечение сохранности личного имущества граждан, перевозимых грузов, раскрытие и