ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА
железнодорожном транспорте
problems the initial stage of investigation of crimes committed railway transport
УДК 343.346
В.Л. ШАПОШНИКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
V.L. SHAPOSHNIKOV,
candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
И.Н. ОЗЕРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
I.N. OZEROV,
the candidate of Jurisprudence, assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье изложены наиболее распространенные проблемы первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Содержатся рекомендации по повышению эффективности этой деятельности.
Ключевые слова: преступление, кража, железнодорожный транспорт, раскрытие и расследование преступлений.
Abstract: the article describes the most common problems the initial stage of investigation of crimes committed on the railway transport. To contain recommendations on increase of efficiency of this activity.
Keywords: the crime, the theft, railway transport, disclosure and investigation of crimes.
В соответствии с пунктом 19.1 приказа МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» сотрудники подразделений органов внутренних дел на
транспорте осуществляют профилактические и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений против личности, совершаемых в отношении граждан на объектах железнодо-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
21
Безопасность на транспорте
рожного, воздушного и водного транспорта.
Наиболее распространенным преступлением, совершаемым на железнодорожном транспорте, является кража. К их числу относятся кражи имущества пассажиров и кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Механизм их совершения имеет специфику, обусловленную, очевидно, особенностями функционирования системы железнодорожного транспорта.
Изучение причин и условий, способствующих совершению хищений на железнодорожном транспорте, лежит в основе профилактической работы по данному направлению деятельности.
Оперативность и быстрота проведения мероприятий, направленных на собирание и закрепление доказательственной информации после получения первоначальных данных об этих преступлениях, во многом определяет эффективность работы органов внутренних дел в этом направлении [2, с. 5].
Содержание первоначального этапа расследования определяется следственной ситуацией, сложившейся в зависимости от времени, прошедшего с момента совершения преступления либо обнаружения его следов, предмета преступления, поведения лиц, предположительно совершивших преступление, свидетелей и некоторых иных обстоятельств.
Установление этих обстоятельств возложено на лицо, в производстве у которого находится уголовное дело при тесном взаимодействии с органом дознания. Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляется в различных процессуальных и непроцессуальных формах. Их выбор и определяется следственной ситуацией по уголовному делу и этапом расследования [5, с. 18].
Наиболее сложной следственной ситуацией, создающей особые проблемы у субъектов расследования, является такая, где налицо имеются признаки, указывающие на совершение преступления, однако нет сведений о лицах, его совершивших. Именно здесь сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с проблемами, решение которых во многом зависит от слаженности работы следователя и органа дознания.
Анализ современной практики и расследования хищений имущества пассажиров на объектах железнодорожного транспорта свидетельствует о том, что сотрудники оперативных аппаратов, органов дознания и предварительного следствия, призванные осуществлять эту деятельность, испытывают
определенные трудности при построении и проверке версий. Основными причинами этого являются:
- слабое представление о понятиях, требованиях построения и проверке версий;
- низкий уровень контроля со стороны руководителей следственных подразделений за подчиненными сотрудниками;
- незнание специфики работы железнодорожного транспорта;
- отсутствие следственного опыта, методических рекомендаций и других материалов для рассмотрения конкретных следственных ситуаций.
Например, при построении версий о хищениях личного имущества пассажиров на железнодорожном транспорте необходимо учитывать все обстоятельства совершенного преступления [3, с. 96].
Прежде чем выдвинуть ту или иную версию, необходимо тщательно проанализировать имеющуюся информацию, которая была получена в результате первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Выдвигаемые версии проверяются путем проведения комплекса следственных и оперативно-розыскных мероприятий, планируемых при отработке каждой из них [4, с. 4].
На первоначальном этапе расследования нередко возникает необходимость назначения криминалистических экспертиз. Своевременное проведение различных экспертных исследований позволяет максимально сузить круг поиска преступников и выбрать правильное направление раскрытия и расследования преступления применительно к сложившейся ситуации.
Анализ следственной практики позволил выделить ряд недостатков в совместной деятельности подразделений и служб ОВД на транспорте:
- не изжита практика выезда на места происшествий следственно-оперативных групп не в полном составе, нередки осмотры мест происшествий без участия специалиста;
- до прибытия дежурной следственнооперативной группы сотрудниками ППСП и вневедомственной охраны не всегда обеспечивается охрана места происшествия, не принимаются меры к выявлению свидетелей, установлению обстоятельств преступления в целях принятия незамедлительных мер по информированию нарядов, задействованных в системе единой дислокации, и их ориентированию на поиск и задержание преступников;
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
22
Безопасность на транспорте
- отсутствует действенный контроль со стороны руководителей за работой следственно-оперативных групп, за качеством подготовки материалов доследственной проверки;
- не на должном уровне проводится работа по раскрытию преступлений прошлых лет;
- сотрудники, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, инициативу в раскрытии преступлений, по которым предварительное следствие необязательно, в большинстве случаев не проявляют;
- исполнение поручений сотрудниками оперативных подразделений зачастую осуществляется формально, без указания конкретной информации о проделанной работе, контроль со стороны руководителей за данным направлением деятельности ослаблен;
- неэффективно используются возможности криминалистических, розыскных и экспертно-криминалистических учетов при расследовании преступлений (особенно небольшой и средней тяжести);
- неполнота производства следственных действий по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности, как следствие - отмена прокурорами решений о приостановлении следствия и дознания.
Пути решения вышеуказанных проблем:
- исключение фактов формирования и направления дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий не в полном составе;
- своевременная системная отработка по криминалистическим, розыскным, экспертно-криминалистическим учетам лиц, подозреваемых в совершении преступлений, изымаемых предметов и оружия;
- повышение качества и полноты выполнения комплекса мероприятий по раскрытию преступлений в течение дежурных суток, в том числе в рамках работы СОГ;
- принятие в течение дежурных суток исчерпывающих мер по исследованию и закреплению доказательств противоправных деяний конкретного лица при наличии в сообщении о преступлении сведений о причастности его к совершению преступления;
- обеспечение в ходе расследования полноты и качества информации, направляемой субъекту расследования, и полученной в результате исполнения поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
- исключение фактов принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел по формальным основаниям при наличии неисследованных обстоятельств;
- повышение профессионального уровня сотрудников, входящих в состав следственно-оперативных групп, организация практических занятий с приглашением руководителей экспертно-криминалистических подразделений и представителей прокуратуры;
- совместная ответственность оперативных и следственных подразделений за результаты раскрытия и расследования преступлений.
Литература —
1. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»).
2. Апарин С.М., Носов А.В., Корнелюк В.С., Верютин В.Н., Савельев А.К., Шишов Е.Е. Специфика расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте: учебное пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2003. 112 с.
3. Кузнецов А.А, Курбатов М.И. Расследование краж из подвижного состава железнодорожного транспорта: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2009. 227 с.
4. Нудельштейн А.М. Первоначальный этап расследования хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2008. № 1. С. 4-6.
5. Нудельштейн А.М., Цоколова О.И. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте: учебно-практическое пособие. - М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. 116 с.
6. Озеров И.Н. Организация раскрытия и расследования преступлений: учебное пособие. - Белгород, 2007.
References
1. The order of the interior Ministry of Russia dated 17.01.2006 No. 19 “On the activities of internal Affairs bodies on the prevention of crime” (together with the Instruction on the activities of internal Affairs bodies for the prevention of crimes”).
2. Aparin S.M., Nosov A.V., Korneluk V.S., Verythin V.N., Savelyev, A., Shishov E.E. Specifics of the investigation of crimes committed on railway transport: training manual. - Volgograd: VA the Ministry of internal Affairs of Russia, 2003. 112 р.
3. Kuznetsov A.A, Kurbatov M.I. Investigation of the theft of the rolling stock of railway transport: monograph. Omsk: Omsk Academy of the MIA of Russia, 2009. 227 p.
4. Nudelstein A.M. The Initial stage of the investigation of the theft of rail transport // Russian investigator. 2008. № 1. P. 4-6.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
23
Безопасность на транспорте
5. Nudelstein A.M., Tsokolova O.I. Investigation of theft of property of passengers by railway transport: training Handbook. - M.: the Federal state institution “research Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia”, 2011. 116 p.
6. Ozerov I.N. Organization of the disclosure and investigation of crime: a training manual. - Belgorod, 2007.
(Статья сдана в редакцию 14.07.2014)
к вопросу ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФАЙЛИНГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДОСМОТРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА
объектах транспортной инфраструктуры
to a question of efficiency of a profayling in case of implementation of customs actions on objects of transport infrastructure
УДК 343.85:159.9.07
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
Л.В. СТОЛБИНА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
A.V. KARAGODIN,
candidate of jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
L.V. STOLBINA,
candidate of jurisprudence , Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты, обосновывающие положение о повышении эффективности досмотровых мероприятий при применении методик профайлинга.
Ключевые слова: обеспечение безопасности, объекты транспорта, транспортная инфраструктура, профайлинг, профайлер, досмотровые мероприятия.
Abstract: In article some aspects justifying the provision on increase of efficiency of customs actions in case of application of techniques of a profayling are considered.
Keywords: safety, objects of transport, transport infrastructure, profayling, profayler, customs actions.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
24