УДК 343.985.7 © Е. В. Чинёнов, В. И. Щукин, 2019
Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта
Е. В. Чинёнов, Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина.
E-mail: [email protected] В. И. Щукин, Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина.
E-mail: [email protected]
Система криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел на транспорте обеспечивает раскрытие, расследование и предотвращение различных видов преступлений. Эффективность криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта находится в прямой зависимости от использования технико-криминалистических средств и технологий их применения. В основе технико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта лежат научно обоснованные положения по применению средств «полевой криминалистики», направленных на поиск и обнаружение криминалистически значимой информации на объектах инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, следов экономических преступлений в этой сфере, определение механизма их образования. Использование технико-криминалистических средств позволяет решать задачи доказывания факта преступного события; установления механизма совершения преступления, методов и средств его сокрытия; выявления, собирания и исследования следов преступления; получения показаний лиц об обстоятельствах расследуемого события; получения образцов для сравнительного экспертного исследования; организации экспертно-криминалистических исследований и пр.
Ключевые слова: экономические преступления; железнодорожный транспорт; криминалистическая техника;
технико-криминалистическое обеспечение.
Technical Criminalistics Maintenance of Solution and Investigation of Economic Crimes in the Sphere of Railways Transport
Е. V. Chinenov, Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after I. D. Putilin.
E-mail: [email protected] V. I. Shchukin, Belgorod Law institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after I. D. Putilin.
E-mail: [email protected]
The system of criminalistics maintenance of law enforcement activity on transport ensures solution, investigation and prevention of different type of crimes. Effective criminalistics provision of economic crimes investigation in the sphere of railway transport is directly influenced by technical criminalistics means and technologies of their usage. The basis for technical criminalistics maintenance for investigation of economic crimes in the sphere of railway transport are scientifically proved provisions of using the means of "field criminalistics" aiming to search and reveal the information important from the view of criminalistics on the objects of infrastructure and railway vehicles, traces of economic crimes in this area, define the mechanisms of their formation. Employment of technical criminalistics means facilitates proving the fact of a crime, establishing the mechanism of committing a crime, methods and means of concealing it, revealing, collecting and examining criminal evidence, obtaining testimony about the circumstances of the investigated act, getting samples for comparative forensic examination, organizing forensic studies etc.
Keywords: economic crimes; railway transport; criminalistics technique; technical criminalistics maintenance.
Современное состояние развития общества, науки, техники, технологий, уровень производственно-экономических отношений в сфере железнодорожного транспорта закономерно обусловливают интеллектуализацию отраслевой экономической преступности. Противодействие экономическим преступлениям обеспечивается результатами научных разработок, передовым практическим опытом, консолидированными в систему криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел. В структуре системы криминалистического обеспечения особая роль отводится технико-криминалистическому обеспечению, которое, по мнению В. Г. Коломацкого, имеет принципиальное значение для организации раскрытия и расследования преступлений [1, с. 71].
Технико-криминалистическое обеспечение представляет собой особый вид деятельности, в основе которого лежит целенаправленное использование современных достижений науки. В то же время, как замечает А. Ф. Волынский, «наличие самой современной техники не дает желаемого результата, если ее потенциальные научно обоснованные возможности не учтены в нормах права; нормы права бездействуют без соответствующей организации их практической реализации; а все это вместе — не «заработает» без высокопрофессиональной технико-криминалистической подготовки следователей, оперативных работников, специалистов-криминалистов и других субъектов деятельности по раскрытию и расследованию преступлений» [2, с. 67].
Проблемы организации и использования криминалистической техники в раскрытии и расследовании преступлений на протяжении длительного времени являются предметом особого внимания отечественных криминалистов.
В криминалистической концепции А. И. Винбер-га технико-криминалистическое обеспечение определяется как система научных положений и основанных на них технико-криминалистических средств работы с доказательствами и иных мер по раскрытию и предупреждению преступлений [3, с. 46].
Р. С. Белкин под технико-криминалистическим обеспечением понимает систему средств, приемов и методов решения конкретных задач обнаружения, фиксации, изъятия следов и криминалистически значимых объектов; накопления, обработки и использования криминалистически значимой информации, содержащейся в следах преступлений (криминалистические учеты, коллекции, картотеки); предварительного и экспертного исследования различных объектов и вещественных доказательств; научной организации труда следователя и эксперта определяет как «технико-криминалистические средства» [4, с. 130].
В научном подходе Н. П. Яблокова выделяется системность построения технико-криминалистических средств, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений, в частности, это средства обнаружения (выявления) следов и иных вещественных доказательств; средства фиксации и изъятия выявленных следов и иных объектов; средства исследования собранных следов и иных объектов [5, с. 81].
В. И. Игнашин в системе технико-криминалистических средств выделяет лишь две группы: средства и методы собирания и предварительного исследования следов; средства и методы, применяемые при производстве экспертиз и исследований [6, с. 63]. Такой подход мы считаем спорным. Именно специфичность каждого этапа работы со следами (обнаружение следа — фиксация следа — изъятие следа — исследование следа) индивидуализирует процесс технико-криминалистического обеспечения. Значение показанного алгоритма существенно возрастает при организации технико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, включающего обязательное применение наряду с криминалистическими и специальными знаниями характерных технико-криминалистических средств и методов. В связи с этим примечательна точка зрения Л. Я. Драпкина и В. Н. Карагодина, указывавших при характеристике системы технико-криминалистического обеспечения на важность и необходимость применения наиболее рациональных, особых способов использования необходимых технико-криминалистических средств, обеспечивающих выполнение операций и действий по обнаружению, изъятию, фиксации, исследованию и использованию доказательственной информации [7, с. 67].
В настоящее время технико-криминалистическое обеспечение деятельности правоохранительных органов находится в стадии развития. Ведутся активные научные поиски, совершенствуются средства криминалистической техники, модернизируются и создаются новые методы обнаружения, собирания и исследования следов преступлений по приоритетным проблематикам. А. Ф. Волынский, говоря об особенностях технико-криминалистической деятельности, справедливо отмечает: «трудоемкость деятельности правоохранительных органов объективно обуславливает специализацию не только в области судебно-экспертной, но и технико-криминалистической деятельности» [8, с. 202]. Все это находит подтверждение в расследовании уголовных дел экономической направленности, совершенных в сфере железнодорожного транспорта.
Результаты исследований Х. Д. Аликперова, А. Е. Антонова, А. В. Варданяна, И. А. Воронова, О. П. Грибунова, А. М. Нудельштейна, О. В. Цукановой, В. И. Щукина С. А. Ярошенко [9-17] и других
авторов свидетельствуют, что деятельность органов внутренних дел на транспорте обладает существенными особенностями и требует обязательного применения специальных знаний [18, с. 144]. Обстановка мест происшествий и совокупность следов представляют собой специфичные информационные сигналы, выраженные в предметной форме. Для эффективного расследования и разрешения дела принципиально важно не только сохранить эти сигналы, но и использовать специфические технико-криминалистические средства и обеспечение в целом.
Изучение следственной и экспертно-криминали-стической практики дает возможность определения особенностей технико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершенных в сфере железнодорожного транспорта. Они, как правило, выражаются в активном применении средств «полевой криминалистики» для решения задач выявления и раскрытия преступлений на объектах транспортного комплекса. Участки, входящие в оперативное обслуживание органов внутренних дел на объектах железнодорожного транспорта, характеризуются большой протяженностью транспортных магистралей, обширностью транспортных коммуникаций, удаленностью объектов транспорта от расположения линейного органа внутренних дел, мест дислокации отдельных служб (экспертно-криминалистических отделов, оперативных подразделений и др.). Поиск, обнаружение криминалистически значимой информации, следов экономических преступлений, установление механизма преступления осуществляется в специфических условиях, с учетом места, времени, ведомственных отраслевых особенностей, возможных перемещений объектов, подлежащих изучению и осмотру, и пр.
Анализ деятельности экспертно-криминали-стических подразделений Главного управления на транспорте МВД России в период 2013-2018 гг. свидетельствует о положительной динамике основных показателей: участие специалистов-криминалистов при проведении следственных действий (+5,1%); участие специалистов-криминалистов при производстве осмотра места происшествия (+5,6%); изъятие следов, вещественных доказательств и иных криминалистически значимых объектов (+1,4%); исполнение судебных экспертиз (+1,5%), криминалистических экспертиз и исследований (+1,2%), экспертиз специальных видов (+2,5%); осуществление проверок следов и объектов по экспертно-криминалистическим учетам (+9,6%); проведение оперативных исследований следов и объектов
(+5,3%), которые в 60% случаев способствовали выявлению и раскрытию преступлений 1. Представленные сведения указывают на растущую потребность в технико-криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений на объектах транспорта. В то же время экспертно-криминалистические подразделения линейных подразделений испытывают потребность в определенных технических средствах, в увеличении штатной численности личного состава экспертно-криминалистических подразделений, в повышении квалификации экспертов и др. Следователи, расследующие сложные уголовные дела о преступлениях экономической направленности, сталкиваются с информационными, тактико-методическими, материально-техническими, кадровыми и организационными сложностями, которые требуют должного профессионализма, опыта, использования научной продукции с учетом специфики расследования преступлений и применения необходимых технико-криминалистических средств и методов.
Качество и результативность технико-криминалистического обеспечения непосредственно зависит от своевременного поиска, обнаружения, фиксации и изъятия с мест происшествий следов [19, с. 79]. Получение максимальной розыскной информации, установление следовой картины и способа совершения, восстановление механизма преступления, определение лиц, причастных к событию, решение иных задач, способствующих быстрому и качественному расследованию, невозможны без организации быстрого прибытия следственно-оперативной группы на место происшествия. Принимая во внимание специфику функционирования железнодорожного транспорта, труднодоступность местонахождения криминалистически значимых объектов, следует указать на важность мобильности следственно-оперативной группы и обязательность участия в ее составе экспертов-криминалистов с широким набором технических средств. Поэтому особое значение имеет не только криминалистический, но и организационный аспект: создание организационной структуры пользования технико-криминалистическими и иными средствами различными субъектами расследования [20, с. 71].
Деятельность правоохранительных органов на объектах железнодорожного транспорта осуществляется в условиях круглосуточной работы транспорта, его повышенной опасности, концентрации людей в поездах, на вокзалах, станциях, сосредоточения больших объемов перевозимых грузов, материальных и производственных запасов, при-
1 Статистика деятельности экспертно-криминалистических подразделений ГУТ МВД России. URL: Ы1^://мвд.рф/ reports/item/12167987 (дата обращения 10.09.2018).
влекательности объектов и инфраструктуры для преступников, протяженности участков обслуживания, с их технико-технологическими, природно-географическими и социально-экономическими особенностями [21, с. 6; 22, с. 117; 23, с. 228; 24, с. 90]. Такие условия формируют организационно-тактические особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере [25, с. 81; 26, с. 165]. В оперативном обслуживании транспортной полиции находится 16 железных дорог общей протяженностью более 85 тыс. км. Они характеризуются сложной разветвленной структурой транспортных коммуникаций, их высокой технологичностью, значительным удалением объектов от органа внутренних дел, труднодоступностью подъездов к ним, скоротечностью изменяемых событий, интенсивностью движения подвижного состава и пр. [27, с. 13; 28, с. 231; 29, с. 164; 30, с. 131].
При расследовании преступлений экономической направленности технико-криминалистические средства целесообразно использовать для решения следующих задач: доказывания факта преступного события; установления механизма совершения преступления, методов и средств его сокрытия; выявления, собирания и исследования следов преступления; получения показаний лиц об обстоятельствах расследуемого события; получения образцов для сравнительного экспертного исследования; организации экспертно-криминалистических исследований и пр.
Умением применять необходимые технико-криминалистические средства для раскрытия и расследования различных видов преступлений должны обладать не только специалисты, но и оперативные работники, следователи. Основная задача данных участников уголовного судопроизводства заключается в том, чтобы организовать и направить работу специалиста на максимально эффективное применение технических и технико-криминалистических средств и реализацию специальных знаний. Особенно важно это в стадии возбуждения уголовного дела по фактам совершения экономических преступлений на транспорте, так как значительная их часть выявляется посредством использования специальных знаний в области экономики, бухгалтерского учета, технико-криминалистических средств в оперативно-розыскной деятельности.
При расследовании данной категории преступлений наиболее часто назначаются следующие виды экспертиз: автороведческая, бухгалтерская, видеотехническая, дактилоскопическая, компьютерная, лингвистическая, налоговая, почерковедче-ская, строительно-техническая, технико-криминалистическая экспертиза документов, товароведче-
ская, трасологическая, финансово-аналитическая, финансово-кредитная, фоноскопическая, фототехническая, экспертиза материалов, веществ и изделий (физико-химическая).
Технико-криминалистическое обеспечение расследования экономических преступлений, совершенных на объектах транспорта, предполагает:
— применение новых либо модернизацию существующих средств и методов криминалистической техники, используемой для тактико-технического обеспечения деятельности следователей, сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы при работе с документами, разнообразными специфичными материальными объектами, экономической информацией;
— доступность заинтересованных участников расследования к местам происшествий, производимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
— обязательное непосредственное участие всех необходимых специалистов в работе по собиранию, исследованию и использованию доказательственной и розыскной информации, технико-криминалистическому сопровождению следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, экспертных исследований;
— адаптацию к специфике практики органов внутренних дел на транспорте системы организационно-методического обеспечения раскрытия и расследования преступлений;
— коррекцию организационного построения структуры экспертно-криминалистических подразделений и судебно-экспертных учреждений с учетом линейной специфики органов внутренних дел на транспорте;
— совершенствование системы правового регулирования применения криминалистической техники;
— внедрение эффективных форм и методов технико-криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования экономических преступлений;
— разработку новых, усовершенствования существующих методик экономических экспертных исследований.
Рассматривая в целом криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, следует отметить, что оно представляет собой комплекс криминалистических и специальных знаний, правовых, организационных, технических и методических приемов и средств, используемых в целях обнаружения, фиксации, изъятия, исследования
следов и вещественных доказательств, закономерно отображающих специфичные и разнообразные виды деятельности, индивидуализированные особенностями функционирования сферы железнодорожного транспорта.
Содержание данного положения может быть использовано как научная основа построения частной криминалистической методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта.
Список литературы
1. Криминалистика : учебник : в 3 т. / под ред. Р. С. Белкина, В. Г. Коломацкого, И. М. Лузгина. М., 1995. Т. 1: История, общая и частные теории.
2. Криминалистика : учебник для вузов / под ред. А. Ф. Волынского. М., 1999.
3. Криминалистика : учебник / под ред. Р. С. Белкина. М., 1986.
4. Криминалистика : учебник для вузов / под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р. С. Белкина. 2-е изд., перераб и доп. М., 2003.
5. Яблоков Н. П. Криминалистика : учебник. М., 2011.
6. Игнашин В. И. Криминалистика : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2006.
7. Драпкин Л. Я., Карагодин В. Н. Криминалистика : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
8. Волынский А. Ф. Судебно-экспертный и технико-криминалистический виды деятельности: общее и особенное // Общество и право. 2013. № 1(43).
9. Аликперов Х. Д. Уголовно-правовая борьба с кражами грузов на железнодорожном транспорте / под ред. Г. М. Миньковского. Баку, 1988.
10. Антонов А. Е. Криминалистическая характеристика преступления и версионный анализ как основа поисково-познавательной деятельности // Проблемы правоохранительной деятельности и образования : сб. науч. тр. Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина. 2018. № 15.
11. Варданян А. В., Айвазова О. В. Должностные преступления в сфере экономики как объект криминалистического научного анализа // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1(41).
12. Варданян А. В., Грибунов О. П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 2(81).
13. Воронов И. А. Неотложные следственные действия по делам о кражах грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1991.
14. Нудельштейн А. М. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
15. Цуканова О. В. Первоначальный этап расследования преступлений, совершаемых в пассажирских вагонах железнодорожного подвижного состава : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
16. Щукин В. И. Расследование незаконной перевозки запрещенных веществ и предметов на железнодорожном транспорте : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.
17. Ярошенко С. А. Выявление, раскрытие и предупреждение преступлений экономической направленности в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте: по материалам Дальневосточного федерального округа : дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2011.
18. Чинёнов Е. В., Щукин В. И. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2018. № 2(85).
19. Чинёнов Е. В., Щукин В. И. Следы экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 3.
20. Шурухнов Н. Г. Криминалистика : учебник. М.-Воронеж, 2011.
21. Степаненко Ю. В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте : автореф. дис. . д-ра юрид наук. М., 2004.
22. Грибунов О. П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2.
23. Щукин В. И., Озеров И. Н. Влияние специфики функционирования объектов железнодорожного транспорта на организацию расследования преступлений // Белгородские криминалистические чтения : сб. науч. тр. Вып. 4. Белгород, 2018.
24. Чинёнов Е. В., Щукин В. И. Экономические преступления на объектах железнодорожного транспорта как объект криминалистического научного анализа // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 1(84).
25. Щукин В. И. Особенности организации раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Белгородские криминалистические чтения : сб. науч. тр. Вып. 3. Белгород, 2017.
26. Осмотр места происшествия на объектах железнодорожного транспорта : учебное пособие / Е. В. Чинёнов [и др.]. Белгород, 2017.
27. Грибунов О. П., Малыхина Е. А. Некоторые особенности производства осмотра места происшествия по делам о хищениях комплектующих деталей железнодорожного транспорта // Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сб. науч. ст., посвящ. 50-летию Юридического института БФУ им. И. Канта. Калининград, 2017.
28. Пермяков А. Л. Некоторые особенности проведения доследственной проверки при обнаружении признаков хищения груза в процессе его следования железнодорожным транспортом // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра : сб. науч. трудов. Иркутск, 2015.
29. Антонов А. Е. Некоторые аспекты соотношения процесса расследования и поисково-познавательной деятельности следователя // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4.
30. Кравцова Е. А. Актуальные проблемы расследования преступлений, совершаемых на транспорте // Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2015». Ростов н/Д, 2015.