ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 373.5017.-053.6
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ
© Н. А. ХАУСТОВ Московский государственный областной университет, кафедра социальной психологии e-mail: [email protected]
Хаустов Н. А. - Система работы классного руководителя с трудными подростками в школе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 853-855. - В статье описаны основные направления работы классного руководителя с подростками с девиантным поведением и их семьями. Сделан вывод о ведущей роли классного руководителя в координации действий специалистов, направленных коррекцию девиантного поведения подростков. Ключевыеслова: девиантное поведение подростков;причины девиантногоповедения;коррекциядевиантного поведения; классный руководитель.
Haustov N. A. - The system of pedagogical activity of a form master with deviant behavior teenagers at school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 853-855. - The most important directions of pedagogical activity of a form master with deviant behavior teenagers and their families have been presented in the article. The leading role of a form master in coordination of the efforts aimed at correction of deviant behavior of teenagers has been emphasized.
Key words: deviant behavior of teenagers; causes of deviant behavior; correction of deviant behavior; form master.
В последнее время растет количество подростков с девиантным поведением, увеличивается число провоцирующих его факторов. Л.Э. Зотова справедливо отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений» [5]. В связи с этим проблема «трудных» подростков является одной из наиболее актуальных как в психолого-педагогической практике, так и в теоретических исследованиях.
В научной литературе встречается множество трактовок понятия «трудный подросток». Оно сформировалось в ходе педагогической практики и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Так, Л. С. Выготский, комментируя основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства, в 1929 году писал: «Мы наметили следующие виды и типы трудного ребенка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), пси-хо- и невропатические дети, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные» [2].
Вопросы девиантного поведения связаны, главным образом, с детьми и подростками «группы риска»,
«трудновоспитуемыми детьми». Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением [6]. По мнению большинства исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм [4]. Ряд авторов настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. В.Гарбузов, например, считает, что девиация - это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т. д.) [3]. В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к «трудным» относят детей, существенно отличающихся по своим индивидуальным особенностям.
Причина появления «трудного» подростка, как правило, не единична. К сожалению, социально-экономические реалии современного общества в целом и российского, в частности, порождают массу проблем, обуславливающих социальные девиации в поведении подростков. Прежде всего, необходимо отметить биологические причины - это нарушения центральной нервной системы; несвоевременная диагностика
24 2011
умственной отсталости; неравномерность полового созревания; наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению - алкоголизм, наркомания). Как правило, биологические причины тесно связаны с социальными, как то: социальный статус района; пассивность общественности; педагогические ошибки воспитателей; неблагополучный социально- психологический климат в школе; стиль преподавания в школе; трудность школьных программ; неблагополучие семьи - напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей; воспитание детей в жестокой семье; многодетные семьи (не всегда). Совокупность факторов, отмеченных в первых двух группах, формирует психологические причины: конфликт ролей у подростка; конфликт уровня притязаний и самооценки; конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками; сексуальный конфликт; неуспех ребенка в ведущей деятельности; неразвитость самосознания; неадекватная самооценка; личностный кризис.
Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфе-ревлияния семьии образовательногоучреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.
Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но грамотно организованная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия потенциала учащегося и изменить направленность его интересов и увлечений.
В этом процессе трудно переоценить роль классного руководителя. Его главная задача - вовремя увидеть начальные проявления проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к исправлению ситуации. Предотвратить появление девиаций в поведении ребенка представляется возможным посредством организации работы с учащимися и семьями учащихся еще в начальной школе. Основное направление деятельности классного руководителя -изучение семьи и постоянная работа с родителями на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
Классному руководителю в начале каждого учебногогодацелесообразноосуществлятьдиагности-ку семей учащихся своего класса: провести анкетирование, установить тип или категорию семей, составить ихсоциальныйпаспорт,определитьуровеньобразова-ния и культуры родителей, выяснить, как осуществляется воспитательный процесс в семье.
Важным шагом в работе с трудными подростками является посещение их семей классным руководителем по месту жительства и выявление жилищнобытовых условий этой семьи. Необходимо помнить, что подобные визиты осуществляются по договоренности с родителями. На наш взгляд, это важнейший и необходимый этап работы классного руководителя, так как причины отклоняющегося поведения ребенка зачастуюформируютсяименновнеблагополучныхсе-
мьях, где господствуют определенные стили семейных взаимоотношений.
В микрорайоне любой школы есть неблагополучные семьи, входящие в группы социального риска. Ребенок, находящийсявнеблагополучнойсемье,неиз-бежноприобретает опыт асоциального поведения.Од-нако «трудные» подростки вырастают не только в тех семьях, которые принято называть неблагополучными, т. е. с очевидными асоциальными характеристиками. Наиболее острые проблемы современной семьи -формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей приводят к тому, что родители не могут научить детей жить в обществе,посколькусамидезориентированы. Нафоне семейныхконфликтовоченьчастыскандалы,разводы. А ведь именно в семье ребенок должен учиться распознавать систему ценностных координат.
Внастоящее времястатистикапоказываетоколо 20% неблагополучныхсемей(т. е. каждая пятая семья) от общего количества семей. В общеобразовательной школе по нашим данным таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%. Выделяютсякатегории таких семей, в которых родители или опекуны либо не умеют воспитывать детей в силу отсутствия педагогических навыков; либо не хотят или не успевают воспитывать своих детей, т. к. заняты личной жизнью, заработками и т. п.; либо не могут воспитывать, являясь безработными, больными, престарелыми и т. д.
Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель получает возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся, оказанию педагогической помощи родителям «трудного» школьника: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Работа с ребенком девиантного поведения и его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. В этой работе классный руко-водительнепосредственно взаимодействует со школьным психологом, одним из основных направлений деятельностикоторогоявляетсяпсихологическоепро-свещениевсехучастниковобразовательногопроцесса.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено - это один из этапов, провоцирующих девиантное поведение школьников. Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразиться в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка. Поэтому в общеобразовательных учреждениях эти подростки подвергаются постоян-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
ной критике, негативным оценкам со стороны взрослых. Изменяется отношение подростка к взаимодействию с миром взрослых, к себе и своим сверстникам. Многие из них не справляются с подобными быстрыми изменениями в развитии личности в силу особенностей семейной обстановки, отношения к ним в институтах социализации, общения в формальных и неформальных группах и т. д.
В повседневной практике классному руководителю, используя разумные методы и приемы педагогического воздействия, необходимо постоянно корректировать поведение трудных подростков, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.
Основные направления организации педагогической помощи трудным подросткам рассматривались в работах многих исследователей [7]. К ним относятся, прежде всего, создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка. Именно классный руководитель должен постоянно отслеживать пробелы в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Он, зная ребенка и его семью, может определить систему дополнительных занятий, помощи и консультирования. В процессе работы со своим классом необходимо укреплять положение трудных подростков в классном коллективе, организовать им помощь в выполнении общественных поручений. В целом создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений приводит к формированию положительной «Я-концепции», меняет самооценку трудного подростка, и следовательно его поведение.
В течение первой четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Результаты этой работы анализируются на собеседовании между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы, которое проводится заместителем директора школы по воспитательной работе. Собеседование проходит согласно плану работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего - в старшее. Цель собеседования заключается в возможно более полном ознакомлении с особенностями данного контингента учащихся и их семей, выработке рекомендаций в работе с конкретными семьями, сосредоточении внимания на отличительных особенностях учащихся, на характере семейного воспитания и т. д. Совместно с классными руководителями работают психологическая и другие службы школы. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность
устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.
Эффективность работы с трудными подростками зависит от умения классного руководителя учитывать особенности каждой из семей, находить эффективные методы корректировки сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, в каждом конкретном случае должны привлекаться соот-ветствующиекомпетентныеспециалисты:социальные работники, педагоги, психологи, психиатры, наркологи, работники правоохранительных органов, юристы и др. Желательно, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб. Но подобное не всегда осуществимо, что повышает значение работы с трудными подростками именно классного руководителя.
Особо следует подчеркнуть необходимость и эффективность профилактической работы по предотвращению девиантного поведения, проводимой классным руководителем как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Здесь важное значение приобретают внеклассные ме-роприятия,направленныенавыработкуобщественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдению общепринятых норм поведения, употреблению алкоголя или наркотиков и т. д. К этим мероприятиям также относятся периодический выпуск стенной газеты, школьные радиопередачи, организуемые самими учащимися, дежурства по школе и т. д. [7].
Таким образом, классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Он делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке, организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. СПб, 2003.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983 С. 188-195.
3. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. М.: АСТ, 2006. С. 15.
4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. М.: Союз, 1996.
5. Зотова Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками // Классный руководитель. 2005. № 4.
6. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктив-ного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1998.
7. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб: Речь, 2006. С. 92.