психология
УДК 370.153
A.B. Гусева*
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
В статье рассмотрены природа девиации, причины и факторы, обусловливающие девиантное поведение, приводящее к правонарушениям подростков, представлены основные методы коррекционной работы учителя на основе комплексного системного подхода.
Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, профилактика правонарушений подростков, педагогическая коррекция, принцип комплексного воздействия, дифференцированный подход, формирование личности.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних.
Сегодня в молодежной среде прочно обосновались алкоголизм, наркомания, проституция, курение, безнадзорность — все составляющие девиантного поведения.
Такие проблемы молодежной среды лишают общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. Неслучайно главное внимание в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 г.) уделяется необходимости эффективной, отвечающей интересам национального развития государственной политики в области детства. Как подчеркнул Д.А. Медведев, «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать достойными гражданами. Это задача номер один для всех» [1].
Коренные причины роста правонарушений несовершеннолетних, как и правонарушений в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Социум, в котором растут и развиваются наши дети, основывается на триединстве воспита-
* © Гусева А.В., 2011
Гусева Анна Васильевна ([email protected]), кафедра социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
ния — семья, школа, улица. Но, к сожалению, далеко не все социальные институты справляются со своей задачей вырастить полноценного члена общества. Учитывая тлетворное влияние на ребенка «подворотни» и обстановку в сотнях неблагополучных семей, надо отметить первостепенную важность школьного воспитания и деятельность педагогов.
Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с учащимся во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Педагог является не только посредником в системе «человек — семья — общество», но и защитником прав ребенка и его интересов, своеобразным духовным наставником несовершеннолетних, выявляющим девиацию на ранней стадии и предотвращающим противоправные действия своих подопечных.
Именно в подростковом возрасте наиболее ярко наблюдаются проявления девиантного (отклоняющегося) поведения, и объясняется это незавершенностью процесса формирования личности, эмоциональной незрелостью, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы, недостаточно развитым умением контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенной внушаемостью, желанием самоутвердиться и стать взрослым. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, критический, трудный, возраст полового созревания. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве они могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, подросток может отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т. д.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Происходит временное психологическое отдаление от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Все это в совокупности, а также заложенная в глубине сознания безнаказанность и подталкивает подростка к совершению общественно опасных, противоправных деяний.
По оценке специалистов, данный период в развитии ребенка является обычно особенно трудным как для родителей и детей, так и для педагогов. Практика школьной жизни, общение с учителями и работниками школьной администрации, наблюдения школьных психологов свидетельствуют, что в своей профессиональной деятельности как начинающие учителя с небольшим стажем работы, так и опытные педагоги сталкиваются с определенными трудностями при обучении детей с выраженным девиантным поведением. Это обусловлено тем, что такие подростки равнодушно или отрицательно относятся к любой деятельности. Кроме того, у них отмечается систематическое отставание от темпов школьной программы,
пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость, высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Однако при педагогически грамотно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться значительных успехов, в том числе и в успеваемости каждого ребенка, обучающегося в школе [2, с. 74]. Ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости среди учащихся с девиант-ным поведением является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его микросоциальное окружение.
Решение этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий. Это дает возможность педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их родителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного понимания, которая наилучшим образом способствует адаптации учащихся с девиантным поведением в школе. Лишь при условии сочетания чуткого и внимательного отношения учителя к каждому ученику и его родителям возможно решение этих задач.
Профилактика девиантного поведения подростков и ее результативность в частности во многом зависят от уровня готовности специалистов к организации данного процесса. Формирование готовности педагогов и других специалистов к организации работы по профилактике девиантного поведения школьников — целенаправленный, программно обеспеченный процесс, ориентированный на взаимосвязь трех ее составляющих: психологической (устойчивая мотивация на помощь детям, проявляющим различные девиации; осознание наличия у школьников положительных качеств, свойств и особенностей, т. е. стремление найти и развить позитивные черты ребенка, установка на сотрудничество, на формирование доверительных отношений с учеником и его семьей); теоретической (наличие необходимых знаний об отклоняющемся поведении, особенностях его проявления в молодежной среде, о причинах, обусловливающих это поведение, о психолого-педагогических основах содержания процесса профилактики); практической (наличие умений и навыков организации профилактической работы, использование различных способов, средств и форм ее организации) [3, с. 240].
Исходным пунктом в педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей является диагностика их познавательных возможностей. Учителю следует знать, что для учащихся с девиантным поведением характерным является следующее:
— недостаточный уровень в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающий темп работы ученика;
— наличие пробелов в фактических знаниях;
— отсутствие качеств, необходимых для успешного обучения.
Следующим аспектом в коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности. Для этого необходимо создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала, например, используя благоприятный эмоциональный фон, установку на получение новых знаний через призыв к особому вниманию.
Для овладения учащимися знаниями необходимо усилить эмоционально-действенную сторону коррекционно-познавательного процесса. Здесь особое значение приобретает информационный метод, обеспечивающий передачу учащимся знаний, сведений как непосредственно педагогом, так и путем самостоятельной
работы под руководством учителя с источниками: книгами, фильмами, журналами и т. п. С помощью этого метода усвоение материала происходит на доступном для них уровне и в нужном объеме. Не менее важным средством стимулирования интереса воспитанников к учебному процессу является овладение техникой чтения: чтение для запоминания, письменное изложение прочитанного своими словами, заучивание наизусть, конспектирование. Все это способствует развитию у учащегося определенных умений и навыков.
Большую роль в формировании и развитии учебно-познавательных умений играет алгоритмизация обработки умений — точные предписания для выполнения того или иного задания. Этот метод приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать выводы [2, с. 79].
Данный комплексный подход к образовательно-коррекционной деятельности направлен не только на учебно-познавательный процесс, проявляющийся в выполнении учебных заданий, но и на отношение «трудных» подростков к школьной жизни в целом.
В процессе профилактики правонарушений несовершеннолетних педагоги также должны направлять свои усилия на выявление причин и условий, способствующих преступлениям. В этих целях общеобразовательные учреждения организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные и целевые мероприятия.
При этом необходимо признать, что без общегосударственной программы борьбы с правонарушениями подростков в стране многие профилактические направления не могут быть реализованы. Лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего, посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий можно добиться формирования личности с твердыми и правильными жизненными установками. Как отметил Д.А. Медведев, «воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим образом, связано с модернизацией системы образования» [1].
Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы юве-нальной юстиции для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство и т. п.). Реализация этих задач во многом определяется профессионализацией учителя в воспитательно-профилактической деятельности, совершенствованием методов его работы по профилактике правонарушений подростков, а также уровнем подготовки социальных педагогов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Библиографический список
1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газета. 2010. 1 декабря. URL: http///www.medvedev-da.ru/public/ index.php?ELEMENT_ID=12406.
2. Рудакова И.А. Девиантное поведение. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. 156 с.
3. Клейберг Ю.А. Девиантология: хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 412 с.
A.V. Guseva*
THE ROLE OF TEACHER IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY
The article views the nature of deviation, causes and factors that cause deviant behavior that leads to the juvenile delinquency, the basic methods of correctional work of the teacher on the basis of complex systems approach.
Key words: deviant behavior, juvenile age, prevention of juvenile delinquency, pedagogic correction, principle of complex influence, differentiated approach, personality formation.
* Guseva Anna Vasilievna ([email protected]), the Dept. of Social Psychology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, 443099, Russia.