УДК 159.922.8
Шерешкова Елена Андреевна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
В статье раскрываются особенности психологического здоровья подростков, воспитывающиеся в интернате и в семье. Дополнительно проводился анализ половых различий, т.к. девочки и мальчики воспитываются и обучаются в интернате раздельно. В структуре психологического здоровья выделено три компонента: образ Я, самопринятие, субъектность. Были выделены уровни каждого компонента и проведен сравнительный анализ.
Ключевые слова: психологическое здоровье, подростки, кадеты, образ Я, самопринятие, субъектность.
Школа-интернат - учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье.
Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности:
- жесткая регламентация распорядка дня;
- преобладание групповых видов деятельности;
- подчинение и субординация;
- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
В кадетской школе-интернате, где проводилось исследование, дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не превышает 25 человек. Девочки и мальчики обучаются раздельно.
В исследовании принимали участие младшие подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате (60 чел.) и в семье (55 чел.).
Подростки, воспитывающиеся в семье, были отобраны нами с целью выделения специфических и общих особенностей.
Общая программа исследования психологического здоровья подростков состояла из трех этапов:
1. Изучение образа Я подростков.
2. Изучение самопринятия подростков.
3. Изучение субъектности подростков.
На первом этапе нами использовались методика: «Кто Я?» Куна и Макпартленда (модификация Т.В. Румянцевой) [4, с. 82].
На основе анализа данных по методике «Кто Я?» нами сделаны выводы.
Мальчики и девочки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате, в отличие от своих сверстников, воспитывающихся в семье, не упоминают о своих родителях, братьях и сестрах, хотя у большинства из них есть родители. Этот факт обусловлен потерей эмоциональных связей с родителями из-за нечастых встреч с ними.
75% девочек-подростков, воспитывающихся в семье, характеризуют свою внешность: «симпатичная», «красивая», «похожа на маму», «рыжая». 15% мальчиков-подростков упоминают о своей внешности: «красивый», «худой», «длинный». 68%
девочек-подростков, воспитывающихся в интернате указывают на особенности своей внешности: «красивая», «симпатичная», «уродина». 43% мальчиков-подростков упоминают о своих физических характеристиках «сильный», «ловкий», «спортивный».
69% самоописаний девочек, воспитывающихся в семье, содержат описания общения, что свидетельствует о важной роли дружеских отношений и общения в целом «имею много друзей, люблю класс, дорожу дружбой, храню секреты, хорошая подруга». Мальчики, воспитывающиеся в семье, реже, чем девочки, воспитывающиеся в семье, говорят о себе, как о друге: «готов помочь друзьям, хороший друг, хорошо дружу с друзьями». В самоописаниях подростков, воспитывающихся в интернате, полностью отсутствуют упоминания о дружбе, своей роли друга. Общение испытуемых носит регламентированный характер, поэтому подростки не могут выбирать себе друзей по желанию.
94% девочек-подростков, воспитывающихся в семье, описывают те виды деятельности, которыми предпочитают заниматься: «люблю красиво одеваться», «люблю смотреть на звездное небо», «сидеть в интернете», «помогаю маме», «не очень люблю учиться», «люблю путешествовать», «гулять», «стоять у зеркала». 84% мальчиков также описывают виды деятельности «люблю стрелять», «ходить в клуб», «танцую брейк», «слушаю музыку», «люблю развлекаться», «не люблю ходить в школу», «смотреть телевизор».
Девочки-подростки, воспитывающиеся в интернате, не описывают свою деятельность. Мальчики, воспитывающиеся в интернате, описывая себя, преимущественно перечисляют действия, которые они выполняют каждый день, что связано со строгим соблюдением режима в течение дня «читаю, играю, учусь, бежать, прыгать, за партой, в паутине, чувствую, думаю, влюбляюсь, бью». Привычные действия повторяются изо дня в день, входят в состав образа Я.
Материальная и семейная перспективы не выражены у подростков. Профессиональная перспектива отмечается лишь у 14% девочек подростков, воспитывающихся в семье: «хочу стать адвокатом», «буду юристом, «хочу хорошо учиться в ин-
© Шерешкова Е.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1
87
статуте». У мальчиков - не выражена. Коммуникативная перспектива отмечена у 4% девочек: «хочу лучше общаться», «хочу больше друзей». У мальчиков не отмечена. Деятельностная перспектива выражена у 34% девочек, воспитывающихся в семье: «узнать все, добиться своей цели, отдохнуть на юге, научиться водить машину, хочу шарпея, поехать вокруг света, жить в Лос-Анжелесе, дом на черном море, в Египет». Персональная перспектива отмечена у 5% девочек-подростков, воспитывающихся в семье: «хочу быть лучше».
Перспективные характеристики свидетельствует о расхождениях между Я-реальным и Я-идеальным как стремлении преобразовать себя и свое нынешнее положение, как отправном пункте для самосовершенствования. У подростков - воспитанников интерната, не представлены перспективные характеристики.
Особое место в структуре образа Я девочек-подростков, воспитывающихся в семье (100%), занимают черты характера, при этом в значительной мере преобладают положительные черты: «умная, красивая, смелая, любознательная, веселая, общительная, ранимая, преданная», что свидетельствует об интересе к своей личности, о фиксации на положительных свойствах своей личности, о принятии себя в целом. У 16% девочек встречаются характеристики субъектности: «ответственная», «добиваюсь своей цели».
Мальчики-подростки, воспитывающиеся в семье, как и девочки, выделяют черты своей личности: положительные «веселый, добрый, спортивный, приколист, ласковый, сильный, смелый, приятный, душевный, выносливый, азартный, везучий, юморной, не курящий, не пьющий»; и отрицательные; «вспыльчивый, злой, дурак».
Анализ самоописаний девочек-подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, насыщен описаниям черт характера: «нормальная, отзывчивая, вежливая, терпеливая, клевая, супер, классная, справедливая, трудолюбивая», причем в некоторых случаях - полностью противоположных по значению: «грустная - веселая, скромная-разговорчивая - льстивая, тупая - умная, добрая - злая, клевая, веселая - невеселая, уродина - красивая, веселая - невеселая». Эти характеристики свидетельствуют о противоречивости образа-Я, что явно затруднит в будущем формирование личностной идентичности. В самоописаниях девочек содержится большое количество отрицательных черт характера: «наглая до невозможности, уродина, обидчивая, дура».
Мальчики-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате, выделяют как положительные «красив, молодец, везунчик, сильный, смелый, внимательный», так и отрицательные черты характера. Говоря о себе, 23% испытуемых сравнивает себя с героями мультипликационных
фильмов: «гоблин, человек-факел, человек-паук», что говорит о пребывании их в мире грез, об отрыве от реальности.
Таким образом, у подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, в отличие от подростков, воспитывающихся в семье, отсутствуют упоминания о родителях, о своей роли друга и о дружбе вообще, о своих мечтах и планах. У девочек-подростков встречаются противоречивые характеристики образа-Я, у мальчиков описание -повседневных действий.
К уровням сформированности образа Я мы отнесли:
1 уровень. В самоописаниях подростков содержатся характеристики различных компонентов Я: социальные, физические, коммуникативные, деятель-ностные, перспективные, рефлексивные. Подростки владеют необходимым запасом знаний о себе, своих личностных возможностях и особенностях.
2 уровень. В самоописаниях подростков содержатся основные характеристики: социальные, физические, рефлексивные, деятельностные. Подростки владеют основными знаниями о себе, однако в образ Я не входят характеристики связанные с общением и стремлением изменить себя.
3 уровень. В самоописаниях содержатся лишь рефлексивные характеристики. Подростки знают о чертах своего характера.
У подростков, воспитывающихся в интернате, преобладают третий (48%) и второй (39%) уровни образа Я, у подростков, воспитывающихся в семье, преобладает второй уровень (43%). У мальчиков-подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, более высокий уровень образа Я, чем у девочек-подростков.
На следующем этапе исследования нами изучались особенности самопринятия подростков.
С целью изучения самопринятия подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате и в семье нами использовалась методика МИСС [1], контент-анализ сочинения «Мое имя».
По данным методики КИСС мальчики-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате имеют средний показатель самопринятия г = 0,62, а мальчики-подростки, воспитывающиеся в семье - г = 0,82. Девочки-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе, имеют средний показатель самопринятия г = 0,53, девочки-подростки, воспитывающиеся в семье - г = 0,74 (р= 0,001).
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что показатели подростков, воспитывающихся в интернате, снижены, в сравнении с показателями подростков, воспитывающимися в семье. Различия статистически значимы: между девочками - ф*= 2,73 (р<0,05); между мальчиками -ф*= 2,61 (р<0,05).
Данная тенденция отмечена нами при анализе образов Я подростков, воспитывающихся в интер-
88
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
нате. Нами выявлена отрицательная неустойчивая валентность самооценки. У подростков встречаются противоречивые самохарактеристики личности, которые свидетельствуют сниженном уровне самопринятия.
Таким образом, условия социальной депривации оказывают влияние на самопринятие подростков.
К уровням сформированности самопринятия нами отнесены.
1 уровень. Подростки принимают характеристики своей личности: социальные, физические, коммуникативные, деятельностные, рефлексивные, перспективные. Подростки принимают себя такими, какие они есть со всеми достоинствами и недостатками. Они принимают свою внешность, имя, характер, свои эмоции, коммуникативные способности, свои увлечения и интересы, свои перспективы на будущее.
2 уровень. Подростки принимают лишь отдельные характеристики своей личности. Подростки принимают некоторые свои способности и возможности, умения и интересы, эмоции, при этом наличие других отрицается подростками, что препятствует продуктивной работе по их развитию.
3 уровень. Подростки не принимают себя, видя в себе преимущественно отрицательные качества.
У подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, преобладает второй (54% и 41%) уровень самопринятия. У мальчиков-подростков, воспитывающихся в семье более высокий уровень самопринятия в отличие от девочек, воспитывающихся в семье. Между мальчиками и девочками, воспитывающимися в интернате, таких различий не выявлено.
С целью изучения субъектности мы использовали методы наблюдения и тесты «Готовность к саморазвитию» (Г.М. Коджеспирова) [2, с. 173] и «Саморегуляция» (А.К. Осницкий.) [3, с. 211].
С целью наблюдения проявлений субъектно-сти в общении нами разработан план наблюдения за подростками во время групповой дискуссии, на уроке литературы.
На основе анализа частоты встречаемости единиц наблюдения нами было выделено три уровня субъектности подростков:
1 уровень. Подросток имеет свое мнение, ясно осознает свою позицию, самостоятельно включается в дискуссию (в обсуждение темы урока), самостоятельно приводит аргументы в пользу своей точки зрения, четко и планомерно высказывает свою точку зрения, демонстрирует уверенность в своей позиции, радуется результатам своих высказываний, конструктивно общается со сверстниками.
2 уровень. Подросток примыкает к точке зрения, высказанной другими подростками, но в течение дискуссии (урока) четко придерживается ее, активно высказывается, если его об этом просит ведущий дискуссии (педагог), демонстрирует уве-
ренность в своей позиции, конструктивно общается со сверстниками.
3 уровень. Подросток соглашается с предыдущими высказываниями, отказывается аргументировать свою позицию, неуверен в своих высказываниях, не проявляет радость в общении.
Подростки, воспитывающиеся в семье, были разделены нами в соответствие с уровнем субъектности.
У девочек-подростков, воспитывающихся в семье, преобладает второй уровень субъектно-сти (59%). Подростки имеют свое мнение, в котором они опираются на мнение других подростков, они высказывают свое мнение, если их об этом попросят, конструктивно общаются со сверстниками. Подростки этой группы умеют ставить цели в общении, владеют средствами анализа своей позиции и позиции собеседника, умеют оценивать результата диалога. Однако, не проявляют инициативы, гибкости, активности в целом.
24% имеют третий уровень, который предполагает пассивность подростка в процессе дискуссии, непонимание цели обсуждения, принятие цели других членов, не желание обосновать свою точку зрения.
17% имеют первый уровень, который предполагает активность и осознанность в процессе дискуссии. Девочки-подростки этой группы осознают свои цели, осознают свою позицию и активно отстаивают ее, при этом демонстрируют самостоятельность, активность, стремление переубедить других.
У мальчиков-подростков из семьи выражены второй (36% чел.) и третий (51% чел.) уровни субъектности. Третий уровень свидетельствует о некритичном принятии мнения других подростков, о нежелании аргументировано отстаивать свою точку зрения. Подростки этой группы не демонстрируют осознанность своей позиции, инициативность, автономность своей позиции, гибкости поведения в процессе дискуссии.
Мальчики-подростки, отнесенные ко второму уровню, по просьбе психолога высказывают свое мнение, умеют анализировать свою позицию и позицию сверстников, конструктивно общаются в процессе дискуссии, с удовольствием отстаивают свою позицию.
Таким образом, девочки-подростки, воспитывающиеся в семье в отличие от мальчиков-подростков имеют более высокий уровень субъектно-сти в общении. Девочки-подростки более активно высказывают свою позицию, ставят цели в дискуссии, проявляют большую самостоятельность.
У девочек-подростков, воспитывающихся в интернате преобладает третий уровень субъектно-сти (57%).
Между девочками, воспитывающимися в семье и в интернате, выявлены значимые различия ф* = 3,23 (р<0,05).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
89
У мальчиков-подростков, воспитывающихся в интернате, преобладает третий уровень субъект-ности (51%). 33% испытуемых имеют второй уровень и 16% - третий. Различия между мальчиками, воспитывающимися в семье и в интернате, статистически не значимы.
Субъектность в сфере общения играет важную роль в формировании психологического здоровья подростков, что обусловлено статусом общения как ведущего вида деятельности подростков. В процессе общения подростки имеют возможность познавать особенности своей личности, принимая их вне зависимости от того положительные они или отрицательные.
Субъектность в общении проявляется в умениях ставить цель общения, моделировать условия и средства, оценивать результаты общения. Ведущую роль в процессе общения играют субъектные свойства личности подростков, которые обеспечивают успешность коммуникации, перцепции и интеракции.
С целью изучения субъектных свойств личности подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, нами использовались шкалы опросника «Саморегуляция» А.К. Осницкого. Данные оценки дали возможность определить степень выраженности субъектных свойств личности подростков. Исследование показало, что у подростков, воспитывающихся в интернате, преимущественно не выражены субъектные свойства: ответственность, автономность в действиях, инициативность; выражена - гибкость.
У подростков, воспитывающихся в семье, преимущественно не выражены субъектные свойства: инициативность, осознанность, ответственность; ярко выражены - гибкость, автономность.
Различия между выборками статистически не значимы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у значительной части подростков не выражены такие свойства субъектности как ответственность, осознанность, инициативность.
С целью изучения субъектности в сфере саморазвития нами использовался тест «Готовность к саморазвитию».
Результаты исследования показали, что большая часть подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, хотят знать себя, но не могут себя изменить, что связано с отсутствием навыков саморазвития и самосовершенствования. Различия статистически не значимы.
На основе полученных нами экспериментальных данных выделены уровни психологического здоровья, критериями которых являются знания о себе, принятие себя, субъектность.
Гармоничный: в образе Я выражены социальные и рефлексивные характеристики, которые не
противоречат друг другу; подросток принимает себя; для подростка характерен первый уровень субъектности, у подростка выражены субъектные свойства.
Оптимальный: в образе Я выделены некоторые противоречия, обусловленные возрастом, при этом подросток в целом принимает себя; для подростка характерен второй уровень субъектности, у подростка частично выражены субъектные свойства.
Дисгармоничный: в образе Я содержатся противоречивые рефлексивные характеристики; у подростка непринятие своей личности; третий уровень субъектности, у подростка не выражены субъектные свойства.
Дальнейший анализ данных позволил распределить испытуемых по группам в зависимости от уровня психологического здоровья. У 46% подростков, воспитывающихся в интернате, дисгармоничный уровень психологического здоровья, у 34% подростков, воспитывающихся в семье также дисгармоничный уровень. Подростки данной группы преимущественно выделяют в образе Я противоречивые характеристики, не принимают себя, затрудняются с постановкой целей деятельности, не осознают мотивы деятельности, не умеют соотносить свои возможности с условиями деятельности.
42% подростков, воспитывающихся в интернате, и 43% подростков, воспитывающихся в семье, имеют оптимальный уровень психологического здоровья. Подростки данной группы имеют некоторые противоречия в образе Я, связанные с его активным становлением, принимают себя, однако затрудняются с постановкой целей деятельности, не вполне осознают свои мотивы.
12% подростков, воспитывающихся в интернате, и 23% подростков, воспитывающихся в семье, имеют гармоничный уровень психологического здоровья. Подростки данной группы имеют непротиворечивый образ Я, принимают себя, умеют ставить цели деятельности, моделировать условия, оценивать результат.
Библиографический список
1. Веретенников О.Ю. МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции. - Мурманск: Дельта Я, 2000. - 119 с.
2. Культура профессионального самообразования педагога / под ред. Ю.М. Забродина. - М., 1994. - 344 с.
3. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. - М.: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
4. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
90
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22