лять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.
Наличие таких «доминирующих» средних в выборке воспитателей идет вразрез с установленным выше фактом отсутствия влияния возрастного показателя объекта педагогического труда на уровень агрессивности. Казалось бы, если практически все показатели агрессивности у воспитателей выше, то почему общий уровень агрессивности находится в пределах нормы для данной выборки? Мы объясняем это наличием у воспитателей одного - двух «ведущих» видов, «каналов» агрессивности, которые сами по себе значительно выражены, но при общей выборке не позволяют характеризовать их как людей агрессивных. Нам представляется, что формы проявления агрессии воспитателей зависят от особенностей детской агрессии, но это предположение требует дополнительного исследования.
У учителей ведущими видами и формами проявления агрессии являются негативизм как оппозиционная манера поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов); чувство вины, выражающее возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также угрызения совести; подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Преподавателям в больше мере свойственно проявлять агрессию в виде косвенных ее форм, перенаправлять ее с провоцирующего объекта на другой, более безопасный, выражать негативные чувства в виде вербальной агрессии (оскорбления, угрозы и т.п.).
Таким образом, в исследовании было установлено, что возраст объекта педагогического труда сам по себе не влияет на уровень агрессивности, однако он оказывает влияние на формы проявления агрессии. Так, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, свойственно применение широкого арсенала агрессивных проявлений (физическая, косвенная, вербальная, реактивная и спонтанная агрессия); педагоги, работающие со школьниками, чаще всего используют негативизм, подозрительность и вербальную агрессию; преподаватели, как и учителя, предпочитают вербальные формы агрессии в сочетании с раздражительностью и косвенной агрессией.
литература
1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. СПб., 1975. 304 с.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
The work object influence upon
the aggression level and its display forms
for teachers
There is given an attempt to establish the connection
between the peculiarities of the work object
and the aggression level of teachers. The domineering
aggression forms of teachers, educators and tutors
as well as their dependence on the age
of the working object (elementary schoolchildren,
secondary schoolchildren, students) are defined.
Key words: teacher, work object, aggression forms, aggression level.
Т.Н. ЗУБКОВА, Р.В. БИСАЛИЕВ (Астрахань)
социальная адаптация и агрессивность подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации
Осуществлен сравнительный анализ уровней социально-психологической адаптации и форм агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях депривации. Результаты могут способствовать выявлению индивидуально-типических вариантов проявления агрессивности, разработке методов коррекции и определению направлений социальнопсихологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Ключевые слова: социальное сиротство, дети, воспитывающиеся в условиях депривации, адаптация, агрессия, враждебность.
В условиях нестабильной социальнополитической и экономической ситуации в обществе (инфляция, безработица, снижение жизненного уровня населения, роста числа неблагополучных и дисфункциональных семей) значительно увеличива-
© Зубкова Т.Н., Бисалиев Р.В., 2009
ются размеры «социального» сиротства. в России до 95% детей-сирот имеют статус «социальных». Ежегодно около 100 тыс. детей поступают в детские дома. Каждый десятый из них в течение года убегает из приюта. Одна треть выпускников учреждений оказывается на скамье подсудимых, пятая часть становится бомжами, каждый десятый кончает жизнь самоубийством [5]. всего в россии насчитывается, по разным сведениям, от 2 до 4 млн беспризорных детей [7].
Дети-сироты изначально находятся в депривационной ситуации развития и, поступая в учреждения интернатного типа, по-прежнему страдают от психической и эмоциональной депривации. По сути, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции [4]. Как правило, воспитанники детских домов и школ-интернатов находятся в состоянии глубокой социальнопедагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей, нарушенные объектные отношения порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы, развитие дефекта личности у этих детей [2].
в подростковом возрасте особенности личности, взрослеющей в условиях депривации, проявляются в первую очередь в системе отношений к себе и окружающему миру. Так, к 10 - 11 годам у таких подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на практической полезности, ребенок избегает длительных привязанностей, эмоциональные переживания у него поверхностны, наблюдается установка на иждивенчество. Кроме того, отмечаются искажения в формировании Я-концепции, проявляющиеся, например, в переживании своей ущербности. Значительно возрастают трудности в овладении учебным материалом, связанные с игнорированием школьного распорядка, грубыми нарушениями дисциплины в виде уходов, бродяжничества, а в ряде случаев -с воровством и другими формами девиантного и делинквентного поведения [3].
Для детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характерны нарушения в общении со взрослыми, утрата
чувства психологической защищенности. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в положительных эмоциональных контактах, а с другой - полная неудовлетворенность этой потребности и несформированность умения сочувствовать, сопереживать. Недостаточность контактов - личностных, интимных, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая смена взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного образовательного учреждения в другое крайне негативно сказываются на личностном развитии ребенка [5]. Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей важного для них переживания своей нужности и ценности для других, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности. При этом не формируются переживание ценности другого человека, потребность в глубокой привязанности к людям. они проявляют индифферентность к переживаниям других, у них ослабевает стремление к единению с окружающим миром.
Дети, потребности которых находятся в противоречии с возможностями реализовать их в системе ожиданий среды, вынуждены тратить значительную часть своих сил на психологическую защиту. Они подменяют нескладывающееся, недостающее общение либо погружением в мир воображаемых образов, фантазий, либо неприятием предложений, требований окружающих, либо уходом от общения, контактов [3]. Реакция подростка на деформации в общении может проявляться в форме агрессии, стремлении к разрушению отношений и предметной среды, к действиям, направленным на нанесение физического или психологического вреда, ущерба. Такая реакция часто сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Согласно результатам наших наблюдений, для многих подростков характерны импульсивность, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с такой психической организацией ищет выход внутреннему напряжению в драке, в агрессивных проявлениях. Изучение корней агрессивности подростков показывает, что деструктивные способы поведения могут быть и следствием неудовлетворенной потребности в самоутверждении. Поведение дезадаптиро-
Таблица 1
Сравнительный анализ интегральных показателей детей-сирот и детей из семей по опроснику к. Роджерса и Р. даймонд
Наименование Адаптация Самопринятие Принятие других Эмоциональный комфорт Интернальность Стремление доминировать
Мапп-Whitney и 8021,000 7825,500 8614,500 8299,500 9744,500 7452,000
Ъ - 3,900 - 4,167 - 3,090 - 3,520 - 1,547 - 4,677
Asymp.Sig. 0,000 0,000 0,002 0,000 0,122 0,000
Примечание: в таблице выделены статистически значимые различия.
ванных детей зачастую маскирует конфликт, направленный острием внутрь личности и формирует у несовершеннолетнего психологическое состояние отверженности.
Цель настоящего исследования - сравнительный анализ уровней социальнопсихологической адаптации и форм агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях. Обследовано 295 детей в возрасте от 12 до 17 лет. Первую выборку, основную группу (147 человек - 49,8%, из них 83 мальчика - 56,4% и 64 девочки -43,5%) составили дети, воспитывающиеся без попечения родителей, и дети-сироты. Подростки проживали в социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних и домах-интернатах. В качестве контрольной группы (вторая выборка), сопоставимой по количеству 148 человек (50,2%) и полу - 77 мальчиков (52,0%) и 71 девочка (47,9%), были взяты дети, воспитывающиеся в семьях. Обследование проводилось с согласия родителей или лиц, заменяющих их.
Для изучения количественных характеристик социально-психологической адаптации нами использовался опросник К. Роджерса и Р. Даймонд. Для изучения количественных и качественных характеристик агрессивности нами использовалась методика Басса-Дарки, в основе которой лежит понимание агрессии как особого ответа-«атаки», содержащего стимулы, способные причинить вред другому существу [9].
Распределение экспериментальных данных было проверено на нормальность с помо -щью метода оценки показателей асимметрии и эксцесса. Так как показатели асимметрии и эксцесса имеют разный порядок с их стандартными ошибками, то данные распределены не по нормальному закону. С целью установления различий в уровне признака для двух групп исследуемых (выборки несвязанные) использовался непа-
раметрический и-критерий Манна-Уитни, т.к. он имеет слабые ограничения на объемы выборок и позволяет сравнивать выборки разного объема.
Нами получены следующие результаты. Сравнение средних показателей по опроснику К. Роджерса и Р. Даймонд показало, что дети-сироты значительно отстают от подростков из семей по уровню социально-психологической адаптации (табл. 1). У подростков основной группы значения интегральных показателей «Адаптация», «Эмоциональный комфорт» ниже, чем у представителей контрольной группы. Эти различия достоверны (р<0,05). На наш взгляд, это связано с условиями воспитания (авторитарный или попустительский стиль, деформация системы ценностей в семейных отношениях, недостатки нравственного воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей), неблагоприятной семейной атмосферой (алкоголизм, наркомания, психические заболевания родителей), в которой дети находились до их определения в воспитательное учреждение, с деприваци-онной средой развития сиротских учреждений. В условиях, где царит разлад, конфликтная или агрессивная атмосфера, подростки менее приспособлены [1]. Попадая в воспитательные учреждения, подростки испытывали трудности в адаптации к новым условиям. Это проявлялось в равной мере как в психоэмоциональном состоянии (наиболее характерны лихорадочновозбужденное и депрессивное, заторможенное), так и в поведении (в форме изоляции, оппозиции, агрессии).
Подростки могли безудержно фантазировать - в основном на тему, как они «круты». При попадании в учреждения социального типа процесс десоциализации усугублялся. Ситуация обострялась не только взаимоотношениями между сверстниками,
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей детей-сирот и детей из семей по опроснику Басса-дарки
Наименование Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида
Мапп^ЫШеу и 10946,00 9968,00 11162,500 10152,000 9276,500
Ъ - 0,413 - 1,731 - 0,118 - 1,504 - 2,669
Asymp.Sig. 0,680 0,083 0,906 0,132 0,008
Наименование Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины Индекс враждебности Индекс агрессивности
Мапп^ЫШеу и 10173,500 9671,000 10389,500 9118,000 10405,500
Ъ - 1,450 - 2,124 - 1,164 - 2,852 - 1,127
Asymp.Sig 0,147 0,034 0,244 0,004 0,260
Примечание: в таблице выделены статистически значимые различия.
но и отстраненным, порою жестоким стилем общения сотрудников интернатов.
Достоверные различия установлены по показателям «Самопринятие» (р<0,05) и «Принятие других» (р<0,05), которые также были ниже у детей, воспитывающихся без семьи. На адекватность Я-концепции ребенка и самопринятие оказывает влияние безусловно позитивное отношение родителей (или значимых других) к себе и ребенку. Ребенок, с раннего детства растущий вне семьи или в неблагополучной, асоциальной семье, лишен безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное отношение к себе, сводящееся к негативной оценке, которую чаще всего дают воспитатели. Между самопринятием и принятием других существует связь. Чем в большей степени подросток принимает себя, тем выше вероятность, что он примет других [8].
искаженная вследствие материнской депривации Я-концепция, в свою очередь, негативно влияет на систему взаимоотношений и взаимодействий с социумом. Об этом свидетельствует показатель «Стремление доминировать» (р<0,05). В группе подростков, воспитывающихся вне семьи, прослеживалась тенденция к его понижению по сравнению с респондентами группы контроля. Согласно наблюдениям, потребность в общении со сверстниками у детей основной группы была менее выраженной, чем у их ровесников, живущих в благополучных семьях. Картина общения со сверстниками у детей-сирот своеобразна: наблюдался широкий диапазон агрессивных поведенческих реакций в виде повышенной конфликтности, раздражительности, вспыльчивости, негативизма, каприз-
ности и грубости по отношению к сверстникам и младшим детям, контакты однообразны, сводились к простым обращениям и указаниям.
Статистически значимые различия обнаружены по показателям опросника Басса-Дарки (табл. 2). У подростков основной группы средние показатели шкалы «Обида» был выше, чем у представителей контрольной группы, различия достоверны (р<0,05). Такая форма агрессивных реакций подразумевает склонность к зависти и ненависти к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Проявление чувств зависти и ненависти у детей-сирот по отношению к другим наблюдалось в виде деструктивных реакций (недоверие, нанесение вреда имуществу других, воровство, физическая и вербальная агрессия, аффективное реагирование, ябедничество).
Обнаружены статистически значимые различия по показателям шкалы «Вербальная агрессия» (р<0,05). У подростков, воспитывающихся в условиях депривации, показатели были несколько ниже, чем у детей из семей. Этот факт можно интерпретировать двояко. С одной стороны, выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов не является типичной реакцией детей-сирот в силу бедности коммуникативного опыта и слабости эмоционально-личностных связей. С другой стороны, можно предположить, что вербальная агрессия у подростков из семей компенсирует проявления физической и всех прочих форм прямой агрессии, выполняя при этом конструктивную функцию.
В группе подростков, воспитывающихся без попечения родителей, прослеживалась тенденция к повышению интегрального показателя «Индекс враждебности» (различия достоверны, р<0,05) по сравнению с респондентами группы контроля. Возможно, это объясняется тем, что недостаток привязанности и заботы со стороны одного или обоих родителей (или другого значимого лица) приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности или, по А. Бассу «реакции, развивающей негативные оценки людей и событий» [6].
Таким образом, по показателям социально-психологической адаптации дети-сироты отличались от детей, воспитывающихся в семьях, по следующим показателям: «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Стремление доминировать». По показателям теста Басса-Дарки также вышвлены достоверные отличия, а именно: дети-сироты значимо отличались по показателям «Обида», «Вербальная агрессия», «Индекс враждебности». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения в учреждениях интернатного типа комплексного подхода, ориентированного на улучшение социально-психологической адаптации детей и подростков.
Мы полагаем, что перспективы данного направления исследований состоят в выявлении индивидуально-типических вариантов проявления агрессивности, разработке на этой основе более совершенных методов диагностики и коррекции агрессивности, а также в определении тенденций социальнопсихологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
литература
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. 420 с.
2. Ельникова Н. Не постись, не молись, а призри сироту // Хлебороб Алтая. 2003. С. 4.
3. Иващенко Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание, организация, деятельность. М., 1997. 264 с.
4. Краснитская Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика // ОБЖ. 2002. № 11. С. 57 - 58.
5. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни // Со-циол. исслед. 2001. №4. С. 70 - 77.
6. Рогов Е.И. Психология группы. М., 2005. 429 с.
7. Рябцев А. Не выдержав пьянства матери, пятиклассник полез в петлю // Комсомольская правда. 2006. № 143 (23780). С. 25 - 26.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 608 с.
9. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // J. Consulting Psychology. 1957. №3. P. 21.
Social adaptation and agression
of teenages brought up in psychological
deprivation
There are analyzed the levels of social and psychological adaptation and the forms of aggression and hostility of the teenagers that were brought up in deprivation. The results can help to reveal the individual and typical variants of agression displaying, to work out the correction methods and to make social and psychological help for children that have no parents.
Key words: social orphanage, children brought up in deprivation, adaptation, aggression, hostility.
Т.В. КАЗАКОВА (Лесосибирск)
исследование представлений педагогов о профессиональном самоосуществлении
Исследованы представления педагогов о понятии «самоосуществление», что способствовало описанию значения данного концепта. Выделены личностные и ситуационные факторы профессионального самоосуществления.
Ключевые слова: самоосуществление, самореализация, самоактуализация, семантический анализ, личностные и ситуационные факторы профессионального самоосуществления.
Актуальность исследования профессионального самоосуществления определяется особенностями ситуации, сложившейся в обществе. С одной стороны, полностью разрушены традиции и социальные регуляторы, действовавшие в про-
© Казакова Т.В., 2009